ОХРАНА ОКРУЖАЮЩEЙ СРEДЫ И ОБEСПEЧEНИE ЭКОЛОГИЧEСКОЙ БEЗОПАСНОСТИ В ЛEНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 ГОДУ М 2005 312 С 3

  * Проведение государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных объектов, влияющих на состояние водных объектов;   * Разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС, находящихся в оперативном управлении организаций, подведомственных Федеральному агентству водных ресурсов;   * Разработку деклараций безопасности ГТС, находящихся в оперативном управлении организаций, подведомственных Федеральному агентству водных ресурсов;   * Проведение мониторинга состояния ГТС, находящихся в оперативном управлении организаций, подведомственных Федеральному агентству водных ресурсов;     2.Управление осуществляет ведение:   * Государственного реестра договоров пользования водными объектами;   * Государственного водного кадастра;   * Российского регистра гидротехнических сооружений.     2. Управление осуществляет:   * Владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности и управление водным фондом;   * Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами;   * Взимание сбора за выдачу лицензий на водопользование и представление в органы исполнительной власти субъектов РФ предложений по определению размера этих сборов;   * Разработку схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, составление водохозяйственных балансов;   * Государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования;   * Планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек для субъектов РФ и водопользователей по водным объектам, находящихся в федеральной собственности;   * Разработку и утверждение нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты по бассейну водного объекта или его участку, согласование нормативов предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты для водопользователей;   * Разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по речным бассейнам.     Управление устанавливает режимы наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводка на водных объектах, определяет объемы безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта, находящегося в федеральной собственности, взаимодействует с органами управления по делам ГО и ЧС, администрациями субъектов РФ и органами местного самоуправления по вопросам предупреждения аварий ГТС.         1.2.4. АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ     Региональное агентство по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства по недропользованию МПР РФ.   Агентство осуществляет функции территориального органа по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.   Агентство имеет свои подразделения (Территориальные агентства) на территории Северо-Западного федерального округа.     Агентство осуществляет следующие полномочия:   1. Агентство организует:   * Проведение государственной политики в сфере геологического изучения недр, стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы на территории Северо-Западного федерального округа;   * Координацию деятельности территориальных агентств по субъектам РФ, входящих в Северо-Западный Федеральный округ;   * Взаимодействие Федерального агентства по недропользованию и территориальных агентств, расположенных на территории Северо-Западного федерального округа с полномочным представителем Президента РФ;   * Проводит анализ геологической изученности территории федерального округа, обеспеченности региона запасами минерального сырья, участвует в подготовке программ геологического изучения недр, воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевой базы и организует их выполнение.     2. Агентство осуществляет на территории федерального округа следующие виды деятельности:   * Государственное геологическое изучение недр;   * Проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр;   * Выдачу свидетельств об установлении факта открытия месторождения полезного ископаемого;   * Принятие решений о предоставлении в пользование участков недр;   * Выдачу, оформление и регистрацию лицензий;   * Внесение изменений и дополнений в лицензии на право пользование участками недр;   * Проведение конкурсов, аукционов на право пользования недрами;   * Проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;   * Подготовку совместно с органами государственной власти субъектов Федерации на территории Северо-Западного федерального округа для территориальных перечней общераспространенных полезных ископаемых;   * Внесение представлений органу исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации по конкретному размеру регулярного платежа за пользование недрами отдельно по каждому участку недр, на который выдается лицензия на пользование недрами;   * Взимание сборов за участие в конкурсах (аукционах) на право пользования участками недр и за выдачу лицензий на пользование участками недр;   * Обеспечение функционирования территориального фонда геологической информации о недрах;   * Ведение учета поступающих заявок на получение лицензий;   * Ведение учета имеющихся и вновь выделяемых объектов лицензирования;   * Ведение государственного учета и государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а так же в целях не связанных с их добычей и лицензий на пользование недрами;   * Выполнение функций государственного заказчика работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы за счет средств федерального бюджета;   * Предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;   * Выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участками предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а так же размещение в местах их залегания подземных сооружений;   * Участие в деятельности по созданию и обеспечению государственного мониторинга недр, государственного водного кадастра, в части подземных вод.         1.2.5. АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ (ЛЕНИНГРАДЛЕСХОЗ)     Положение об Агентстве лесного хозяйства по Ленинградской области и городу Санкт-Петербургу утверждено приложением 23 к приказу Федерального агентства лесного хозяйства МПР РФ от 24 августа 2004 года № 16.   Агентство является территориальным органом по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.   Агентство осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно или через лесхозы Федерального агентства лесного хозяйства МПР РФ, в том числе через опытные и другие специализированные лесхозы.   Агентство осуществляет на территории Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга следующие полномочия:   1. Агентство предоставляет гражданам и юридическим лицам информацию об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов.     2. Агентство осуществляет:   * Управление лесхозами и организациями, находящимися в его подчинении;   * Государственный учет лесного фонда;   * Ведение государственного лесного кадастра;   * Владение, пользование и распоряжение информацией о лесном фонде, полученной за счет федерального бюджета;   * Подготовку предложений для утверждения Федеральным агентством лесного хозяйства МПР РФ расчетной лесосеки по главному пользованию;   * Мониторинг лесов;   * Рассмотрение материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;   * Проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных лесхозов;   * Меры по обеспечению безопасных условий труда, расследование аварий, групповых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом.     3. Агентство организует:   * Деятельность государственной лесной охраны РФ;   * Работы по воспроизводству лесов и лесоразведению, повышению их продуктивности, созданию и использованию постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, заготовке семян и выращиванию посадочного материала для лесовосстановления и лесоразведения, гидролесомелиорации земель лесного фонда, строительству лесохозяйственных дорог;   * Осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса;   * Наземную охрану лесов от пожаров и их тушение.     Агентство участвует в разработке органами государственной власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга проектов законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в области использования, охраны защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.     Агентство готовит и представляет:   * Предложения о параметрах особо защитных участков леса и о запрещении применения рубок главного пользования на особо защитных участках леса на утверждение органу государственной власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга;   * Предложения органу государственной власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга об отнесении лесов к ленточным борам, защитным полосам вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, имеющих важное значение для охраны окружающей среды, если это не связано с переводом лесов из одной группы в другую;   * Предложения органу государственной власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства в лесах второй и третьей групп;   * Представления органу государственной власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга о передаче участков лесного фонда в аренду и безвозмездное пользование.     Агентство:   * Организует и проводит лесные конкурсы и аукционы, представляет органу государственной власти Ленинградской области и Санкт-Петербурга необходимые материалы об участках лесного фонда и лесных ресурсах;   * Дает разрешения лесхозам на перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства;   * Согласовывает места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов.     Агентство имеет право:   * Проверять документы на право пользования участками лесного фонда, ограничивать и приостанавливать право пользования участками лесного фонда;   * Направлять материалы о нарушениях действующего законодательства в органы внутренних дел, прокуратуры, суды и арбитражные суды, предъявлять беспошлинно иски в защиту государственных и общественных интересов, в том числе о возмещении ущерба за вред, причиненный лесному фонду, лесам, не входящим в лесной фонд, древесно-кустарниковой растительности и о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню;   * Запрещать в случае необходимости на период высокой пожарной опасности в лесах посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а так же проведение определенных видов работ на отдельных участках лесного фонда.     1.2.6. УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА (РОСТЕХНАДЗОРА) ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ     Для реализации полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору созданы территориальные Управления, в частности Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ленинградской области.   Положение об Управлении Ростехнадзора по Ленинградской области утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2004 года №198 (РД-02-020-2004).     Основные задачи Управления:   * Государственный надзор и контроль в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в т.ч. в области обращения с отходами производства и потребления;   * Государственный надзор и контроль в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недр и охраны недр;   * Государственный надзор и контроль в сфере промышленной безопасности;   * Государственный надзор и контроль в сфере безопасности электрических тепловых установок и сетей (кроме бытовых);   * Государственный надзор и контроль в сфере безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики;   * Государственный надзор и контроль в сфере безопасности производства, хранения и применения взрывчатых веществ промышленного назначения;   * Осуществление в установленном порядке и в пределах компетенции лицензирования и разрешительной деятельности, организация и проведение государственной экологической экспертизы.     Основные функции Управления:   1. Организует и проводит проверки (инспекции) по надзору и контролю за соблюдением требований законодательства РФ, нормативных правовых актов, норм и правил:   * За соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации , консервации и ликвидации опасных производственных объектов;   * За соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении, монтаже, наладке обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;   * За соблюдением требований безопасности в электроэнергетике, а также требований безопасности электрических и тепловых установок и сетей;   * За безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами с целью предупреждения и устранения их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения;   * За соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;   * За соблюдением собственниками ГТС и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности ГТС на объектах промышленности и энергетики, за исключением ГТС, полномочия по надзору и контролю за которыми переданы органам местного самоуправления;   * За соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль);   * За соблюдением требований законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха;   * За соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.     2.Осуществляет лицензирование, отнесенное законодательством и нормативными правовыми актами РФ к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.     3. Осуществляет разрешительную деятельность, в том числе по выдаче разрешений:   * На применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах;   * На застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах горного отвода;   * На эксплуатацию поднадзорных ГТС;   * На выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;   * На трансграничное перемещение отходов, озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;   * На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ядовитых веществ;   * На применение взрывчатых материалов промышленного назначения;   4. Устанавливает лимиты на размещение отходов.   5. Устанавливает ПДС и ВСВ для конкретных стационарных источников загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности.   6.Регистрирует опасные производственные объекты и ведет территориальный раздел государственного реестра таких объектов.   7. Ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.   8. Участвует в ведении государственного реестра объектов размещения отходов при формировании государственного кадастра отходов, а также в ведении государственного учета в области обращения с отходами.   9.Организует проведение работ по паспортизации опасных отходов.   10. Согласовывает условия лицензий на пользование недрами, технические проекты на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке.   11. Согласовывает расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.   12. Рассматривает и утверждает в установленном порядке заключения экспертизы промышленной безопасности.   13. Организует и проводит в порядке, определяемым законодательством РФ государственную экологическую экспертизу, а также осуществляет контроль за выполнением требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы.     Основные права Управления:   1. Рассматривать, в случаях и в порядке, установленном законодательством РФ, дела об административных правонарушениях и применять административные наказания или направлять в судебные и правоохранительные органы материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах, в пределах компетенции Ростехнадзора.   2. Применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.   3. Выдавать обязательные для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, предписания об устранении нарушений лицензионных требований и условий, обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, нормах и правилах в пределах компетенции Ростехнадзора.   4. Выносить предупреждения о приостановлении действия лицензий и издавать предписания о приостановлении действия лицензий в случаях, предусмотренных законодательством РФ.       1.3. ИЗМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И ОБЛАСТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА     В 2004 году основные изменения в нормативные правовые акты Ленинградской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды были внесены в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который внес изменения в следующие Федеральные законы.     1. В закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» (статья 13).   Изъяты полномочия по подготовке совместно с Российской Федерацией перечней участков недр, право пользования которыми, может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции, по установлению конкретных размеров платежей за пользование недрами, по лицензированию видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения и по определению условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых (заменено участием).     2. В Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статья 47). Согласно внесенным изменениям слова «специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды» заменены словами «федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды», таким образом, субъекты Российской Федерации устранены от осуществления соответствующих полномочий. Кроме того, у органов государственной власти субъектов РФ изъяты полномочия по согласованию образования особо охраняемых природных территорий федерального значения (государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников федерального значения, памятников природы федерального значения), по подготовке представлений и согласованию положений о соответствующих природных территориях, а также по принятию решения об образовании охранной зоны государственного природного заповедника и по утверждению положения о ней. Природные парки были отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения.     3. В Водный кодекс Российской Федерации (статья 59). Согласно внесенным изменениям субъекты Российской Федерации исключены из числа участников водных отношений. Статьи, определяющие полномочия субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов и порядок разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, исключены.     4. В Федеральный закон от 21 ноября 1995 года №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Исключено полномочие разрабатывать с учетом федеральных программ в области использования атомной энергии соответствующие республиканские и региональные (территориальные) программы, а также часть 6 статьи 31, согласно которой в зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону, на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также распространяется действие мер по аварийному планированию.     5. Федеральный закон от 9 января 1996 года №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (статья 69). Изъяты полномочия субъектов Российской Федерации по учету доз облучения населения, введению особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения, проведению государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной безопасности, по участию в принятии решений о размещении на соответствующей территории организаций, в том числе оборонного назначения, производящих, использующих, перерабатывающих или утилизирующих источники ионизирующего излучения и по контролю за ввозом источников ионизирующего излучения на соответствующую территорию, их вывозом за пределы соответствующей территории и их транзитом.     6. В Лесной кодекс Российской Федерации (статья 83 закона). Субъекты Российской Федерации исключены из числа участников лесных отношений. Статьи, определяющие полномочия субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и порядок разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, исключены. Установлено, что ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, сверх минимальных ставок платы, установленных Правительством Российской Федерации, определяются законами субъектов Российской Федерации.     7. В Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статья 102 закона). Исключены полномочия субъектов Российской Федерации по обеспечению проведения государственной политики в области обращения с отходами, осуществлению правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контролю за осуществлением такого регулирования, по проектированию и строительству объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов, по определению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами и компетенции данных органов, по организации и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами, по обеспечению экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования, по обеспечению населения информацией в области обращения с отходами, по участию в ведении государственного кадастра отходов, по участию в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами, по осуществлению иных полномочий в области обращения с отходами, не отнесенных к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.     8. В Федеральный закон от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 121 закона). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации исключены из государственного управления в области охраны атмосферного воздуха. Изъяты полномочия по проведению политики Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории, по участию в разработке предложений об определении величины уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области, по участию в пределах своей компетенции в организации и осуществлении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, по регулированию в пределах своей компетенции передвижения транспортных средств на соответствующей территории в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и осуществлению иных, не отнесенных к ведению Российской Федерации, полномочий в области охраны атмосферного воздуха.     Перечисленные изменения вступили в силу с 1 января 2005 года. За исключением отдельных пунктов, вносящих изменения в закон РФ «О недрах», которые вступили в силу с момента официального опубликования указанного Федерального закона.     Вместе с тем, с 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №199-фз «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», который отменил изменения, внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, в Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и в Лесной кодекс Российской Федерации, и внес новые изменения в указанные законы, а также внес изменения в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире».   В настоящее время комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области проводится работа по приведению правовых актов Ленинградской области в соответствие с указанными изменениями.   В течение 2004 года в Ленинградской области разработаны и приняты 210 нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, приведенных в Приложении, в том числе:  * Законы Ленинградской области — 16;  * Постановления Губернатора Ленинградской области — 9;  * Постановления Правительства Ленинградской области — 32;  * Распоряжения Губернатора Ленинградской области — 9;  * Распоряжения Правительства Ленинградской области — 144.         ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ     2.1. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ     В период с 01 января по 31 декабря 2004 года продолжалось формирование и доукомплектование штатной численности государственной экологической инспекции Ленинградской области (далее инспекции) в соответствии с утвержденным планом развития на 2004 год.   На 31 декабря в инспекции работало 63 человека, что составляет 88 процента от штатного расписания на 2004 год.   Полностью сформированы, технически оснащены и укомплектованы все структурные подразделения инспекции.   Инспекция состоит из аппарата управления, информационно-аналитического отдела, оперативно-контрольного отдела и 7 межрайонных отделов (Выборгского, Всеволожского, Тосненского, Ломоносовского, Кингисеппского, Лужского, Волховского, Тихвинского, Лодейнопольского).   Инспекция имеет свои подразделения и осуществляет государственный контроль в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории всех районов Ленинградской области.         2.2. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ     Государственные инспекторы «Леноблэкоконтроля» регулярно проводят совместные работы с природоохранными территориальными федеральными органами исполнительной власти. Проверяется соблюдение норм природоохранного законодательства на объектах, подлежащих федеральному экологическому контролю.   1. за 2004 год совместно с Главным управлением по природным ресурсам и охране окружающей среды по Санкт-Петербургу и Ленинградской области осуществлены проверки:   * по факту выброса пламени масляно-газовой смеси на ГЭС-1 «Каскад» ОАО «Ленэнерго» г. Светогорск;   * по выбору площадки под строительство полигона ТБО в пос. Рощино Выборгского района для принятия управленческого решения.   2. Совместно с Департаментом государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Северо-Западному Федеральному Округу проведено 5 проверок соблюдения норм природоохранного законодательства на объектах подлежащих федеральному экологическому контролю. В ходе проверок наложен административный штраф на юридические лица в размере 100 тыс.рублей. Рассмотрен вопрос предъявления иска о взыскании суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 420 000 рублей. Составлен план-график проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений. Проведена работа по взысканию задолженности по плате за загрязнение окружающей среды.         2.3. ОБЩИЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКЦИИ     В результате работы, проделанной в 2004 году, инспекцией выявлены и предъявлены ущербы, нанесенные окружающей природной среде в результате нарушений природоохранного законодательства на общую сумму 78 215, 7 тыс. рублей, из них:   * по предписаниям инспекции, устранен ущерб, нанесенный окружающей среде нарушителями природоохранного законодательства, на общую сумму 50 525,0 тыс. рублей;   * по предписаниям инспекции, нарушителями природоохранного законодательства возмещен ущерб на общую сумму 35, 5 тыс. рублей.   * внесена плата за сверхлимитное размещение отходов в размере 28, 3 тыс. рублей.   * внесена плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ в водный объект в размере 92,9 тыс. рублей;   * находятся в работе материалы на общую сумму 27 626,7 тыс. рублей.         2.3.1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ     В течение 2004 года Государственным учреждением «Государственная экологическая инспекция Ленинградской области» (далее инспекция) планомерно реализовывалась главная задача — сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов Ленинградской области в целях удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.   Инспекцией был проведен комплекс мероприятий по государственному экологическому контролю за соблюдением юридическими, должностными и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ленинградской области.   Проводимая работа по осуществлению государственного экологического контроля за субъектами хозяйственной деятельности на территории Ленинградской области в 2004 году изменилась в сторону существенного увеличения количества проводимых мероприятий по контролю и, как следствие, увеличения количества выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.   За 2004 год по сравнению с 2003 годом существенно улучшились результаты деятельности инспекции. В том числе:   * По проведенным проверкам соблюдения норм действующего природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Ленинградской области — в 1,7 раза (больше на 498 проверок);   * По выявленным в ходе проведенных проверок нарушениям природоохранного законодательства — в 1,6 раз (больше на 660 нарушений);   *   По поставленным на учет объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду Ленинградской области — в 1,7 раз (больше на 543 природопользователя).     За анализируемый период увеличилось количество обращений в адрес инспекции юридических и физических лиц, что свидетельствует о росте осведомленности населения, юридических лиц и органов власти Ленинградской области о деятельности инспекции.   За 2004 год по сравнению с аналогичным отчетным периодом 2003 года увеличилось:   * Количество поступивших обращений и жалоб на нарушения природоохранного законодательства в 2,2 раза (на 57 шт.);   * Количество рассмотренных обращений в 2,4 раза (на 45 шт.).   В ходе проводимых инспекцией мероприятий по контролю были выявлены нарушения природоохранного законодательства, последствия которых привели к ущербу, нанесенному окружающей среде Ленинградской области.   * В 2004 году в 3,7 раз (на 56 972 239,7 рублей) увеличилась сумма выявленных ущербов, нанесенных окружающей среде в результате нарушений природоохранного законодательства. Наибольшее количество выявленных ущербов относится к порче земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления (несанкционированное размещение отходов производства и потребления на открытом грунте).   За истекший период инспекцией проводились плановые и внеплановые проверки соблюдения требований природоохранного законодательства природопользователями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на территории Ленинградской области. В первую очередь в план проверок включались объекты, оказывающие наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, а также те, кто несвоевременно и не в полном объеме вносит оплату за пользование природными ресурсами.   Всего в ходе проведения мероприятий по контролю было выявлено 1713 нарушений природоохранного законодательства. Из них:   * 298 нарушений экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;   * 768 нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;   * 265 нарушений законодательства об экологической экспертизе;   * 110 нарушений за порчу земель;   * 219 нарушений правил охраны атмосферного воздуха;   * 51 случай неисполнения в срок предписаний по устранению выявленных нарушений.   * несоблюдение экологических требований, установленных законодательством Ленинградской области — 2 шт.   По результатам проведенных проверок выдано 563 предписания на устранение выявленных нарушений природоохранного законодательства.   До устранения правонарушения приостановлена деятельность 21 природопользователя.         2.3.2. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОВЕРКИ     Во исполнение поручения Губернатора Ленинградской области, инспекцией проведено пять внеплановых проверок соблюдения норм природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами комплексами АЗС вдоль автомобильных дорог Карельского перешейка.   По фактам выявленных нарушений возбуждено 4 дела об административных правонарушениях по статье 8.2 КоАП РФ (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), проведено административное расследование, начислен штраф в размере 27,0 тыс.рублей, устранен ущерб силами природопользователя на сумму 15984,0 тыс.рублей.   Кроме того, инспекцией была проведена работа по выявлению перевозчиков отходов производства и потребления от юридических лиц, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга. Целью данного мероприятия являлась проверка наличия у перевозчиков документации на отходы, вывозимые для размещения на территории Ленинградской области, а именно: лицензии на право перемещения отходов, талонов на вывоз отходов, путевых листов с указанием пункта разгрузки, транспортных накладных на груз.   Вышеуказанная работа осуществлялась на постах ГИБДД, располагающихся в непосредственной близости к черте города Санкт-Петербурга — КПМ Ржевка, Мурманское шоссе, Бугры, Янино, Уткина заводь.   За 2004 год было проверено 402 автотранспортных средства-перевозчика отходов производства и потребления. Основными перевозчиками отходов являются ОАО Автопарки № 6, № 7 Спецтранс, ОАО Петроградская автобаза Спецтранс, СПб ГУДСП и другие юридические лица.   В ходе документальной проверки перевозчиков было установлено:   * Объем вывезенных отходов за период проведения мероприятия составил 7969,5 м3. 50% из общего объема составили отходы потребления.   * Пунктами размещения отходов производства и потребления указывались свалки, находящиеся в поселках Лепсари, Мяглово, Новоселки, Самарка, имени Морозова.   * 30 автотранспортных средств не имели документацию на груз (отходы), отсутствовали талоны на вывоз, в путевом листе отсутствовала запись о пункте разгрузки отходов. Все автотранспортные средства при отсутствии правильно оформленной документации по просьбе сотрудников ГУ «Леноблэкоконтроль» были отправлены работниками ГИБДД по адресу загрузки.   * На 3 водителей автотранспортных средства работниками ГИБДД были наложены административные взыскания за нарушения правил перевозки грузов.   * У большинства проверенных автотранспортных средств отсутствовала информация о наличии лицензии на право перемещения отходов, при этом объект размещения отходов (пункт назначения) был прописан без конкретизации (Ленинградская область).   * Зафиксировано 3 случая несанкционированного размещения строительных отходов. По всем фактам возбуждены дела об административных правонарушениях и составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 8.6 в части 2 КоАП РФ.         2.3.3. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ     В ходе осуществления государственного экологического контроля на территории Ленинградской области государственными инспекторами по охране природы инспекции было выявлено 1713 нарушений действующего природоохранного законодательства. По фактам выявленных правонарушений было возбуждено 1238 дел об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Из них:   * 262 по ст. 8.1 за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;   * 550 по ст. 8.2 за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;   * 209 по ст.8.4 за нарушение законодательства об экологической экспертизе;   * 61 по ст. 8.6 за порчу земель;   * 105 по ст. 8.21 за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;   * 49 не исполнение в срок предписаний на устранение выявленных нарушений   * несоблюдение экологических требований, установленных законодательством Ленинградской области — 2 случая.     Привлечено к административной ответственности 626 юридических, 21 должностных и 95 физических лиц, в том числе:   * 145 за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;   * 497 за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;   * 51 за нарушение законодательства об экологической экспертизе;   * 8 за порчу земель;   * 40 за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;   * За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях — 1 человек.     По материалам 384 дел, прекращено производство или продолжается административное расследование.   Наложено 742 штрафа за нарушение природоохранного законодательства на общую сумму 6 080 700 рублей, из них взыскано 2 846 200 рублей, направлено материалов в службу судебных приставов для взыскания штрафов на общую сумму 1 769 000 рублей, не истекли сроки, предусмотренные для уплаты штрафов на общую сумму 1 465 500 рублей.         2.3.4. НАЧИСЛЕНИЕ И ВЗЫСКАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ     В ходе проведенного комплекса мероприятий по увеличению поступления в областной бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории всех районов Ленинградской области, инспекцией был организован прием природопользователей, проверка правильности исчисления и согласование платежей за негативное воздействие на окружающую среду. По результатам проведенных проверок взыскана в областной бюджет плата за загрязнение окружающей среды на общую сумму 9 107,3 тыс. рублей.   По результатам проведенных проверок дополнительно мобилизовано в областной бюджет 1 950,6 тыс. рублей в качестве платежей за пользования природными ресурсами, а также за сверхлимитный сброс в водный объект и размещение отходов — 386, 6 тыс. рублей.

Пролистать наверх