ОСНОВНЫE ПОЛОЖEНИЯ СТРАТEГИИ ЭКОНОМИЧEСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПEРИОД ДО 2015 Г М 2006 102 С

               ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ  НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА    (Стратегия утверждена Постановлением Правительства  Мурманской области от 20.12.2001 г. № 251-ПП)        2001  ОГЛАВЛЕНИЕ  Стр.   Вступительное слово Губернатора Мурманской области………… 3 Введение…………………………………………………………………. 4 1. Анализ социально-экономического положения области………….. 7 1.1. Основные показатели, тенденции, проблемы……………………… 7 1.2. Оценка предпосылок и потенциальных возможностей экономического развития…………………………………………………  14 2. Основные положения стратегий развития базовых отраслей экономики области на период до 2015 года………………………….  17 2.1. Горнопромышленный комплекс…………………………………… 17 2.2. Топливно-энергетический комплекс………………………………. 29 2.3. Рыбопромышленный комплекс…………………………………….. 35 2.4. Агропромышленный комплекс…………………………………….. 49 2.5. Транспортно-коммуникационный комплекс……………………… 65 3. Приоритеты экономической политики Правительства Мурманской области……………………………………………………………..  78 3.1. Формирование условий повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятий Мурманской области……………….  78 3.2. Кадровое обеспечение……………………………………………… 81 3.3. Поддержка малого предпринимательства………………………… 84 4. Возможные сценарии развития экономики области и их результаты……………………………………………………………………….  86 4.1. Макроэкономические показатели………………………………….. 91 4.2. Социально-демографические показатели…………………………. 92 5. Механизмы разработки, реализации и мониторинга Стратегии экономического развития области……………………………………  95 Заключение……………………………………………………………… 99                      ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ГУБЕРНАТОРА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ      внешней и внутренней среды.   Именно эти цели мы преследовали при разработке Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года и именно этим целям должна отвечать наша деятельность по ее воплощению в жизнь.   Естественно, этот документ возник не спонтанно. Уже в конце 90-х годов администрация области совместно с Кольским научным центром Российской академии наук провели целый ряд научно-прикладных исследований стратегического характера по проблемам социально-экономического развития нашей области, повышения инвестиционной привлекательности, экономического оздоровления депрессивных территорий, повышения эффективности бизнеса, совершенствования инфраструктурного обеспечения.   Хотел бы обратить внимание на такую деталь, что методика разработки Стратегии регионального развития в нашей стране пока не имеет практики широкого применения и хотя она хорошо освоена в экономически развитых странах, а также для систем корпоративного управления, ее нельзя адекватно использовать для региональной экономики России. Это наш первый опыт, который, не исключено, в дальнейшем будет тиражирован с учетом слабых и сильных сторон, проявившихся в процессе реализации Стратегии.   Данный документ разработан под руководством комиссии, состоящей из членов правительства области, ученых, руководителей и ведущих специалистов предприятий отраслей народнохозяйственного комплекса области, специалистов отраслевых комитетов администрации области и депутатов областной Думы.   Полагаю, что руководствуясь им мы все вместе сумеем находить оптимальные решения, создавать и реализовывать новые проекты и целевые программы развития, и умело управлять сложными социально-экономическими процессами в быстроменяющейся обстановке первых 15-ти лет нового тысячелетия.    Губернатор  Мурманской области Ю. Евдокимов    Мурманск, декабрь 2001 г.  ВВЕДЕНИЕ     Предмет Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года (далее — Стратегия) — будущее экономики Мурманской области в виде нескольких альтернативных вариантов. Следует сразу оговорить одно допущение, которое состоит в том, что основу экономики области составляет промышленность и обеспечивающая её деятельность производственная инфраструктура и, следовательно, общее состояние всей экономики области и ее социальной сферы определяются состоянием базовых отраслей. Поэтому, рассматривая функционирование и развитие базовых отраслей, мы будем в ряде случаев проецировать выявляемые тенденции и закономерности на весь хозяйственный комплекс и социальную сферу.   В этом документе дается описание возможных путей развития базовых отраслей экономики в период до 2015 года с промежуточными оценками положения, которое может сложиться в 2004 и 2010 годах.   Настоящий документ разработан в соответствии с Постановлением Губернатора Мурманской области от 09.12.2000 года № 510-ПГ и планом действий Правительства Мурманской области на 2001 год, утвержденным его Постановлением от 22.03.2001 г. № 49-ПП/2.   При разработке Стратегии использованы статистические данные о социально-экономическом положении Мурманской области, представленные Мурманским областным комитетом государственной статистики на основании Генерального договора № 01/2000 от 07 апреля 2000 года «Об оказании статистических и информационных услуг».   Стратегия развивает основные положения Концепции социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Губернатора Мурманской области от 08.02.2001 г. № 47-ПГ, а также долгосрочных стратегических планов ведущих предприятий и организаций базовых отраслей экономики Мурманской области всех форм собственности.   Потребность в разработке Стратегии развития области на 15-летний период определяется следующими обстоятельствами:   * необходимостью иметь целевые ориентиры долгосрочного социально-экономического развития области, с четкими представлениями о базовых принципах, основных приоритетах, источниках и механизмах их реализации;   * необходимостью в определенности, четкости, предсказуемости государственной региональной социально-экономической политики, понятной для всего населения области;   * особенностью специализации экономики области, ориентированной на добычу и первичную переработку сырьевых ресурсов, имеющей высокую капиталоемкость, энергоемкость и длительные сроки окупаемости капитальных вложений в производство;   * особенностью географического положения области, определяющего ее геостратегическое значение, суровый климат, предъявляющий повышенные требования к созданию благоприятных условий для жизнедеятельности и труда населения и будущих поколений.   При этом следует принимать во внимание то, что Стратегия формируется в существующем правовом поле Российской Федерации, которое пока не отличается совершенством и порой противоречиво во многих своих секторах и еще длительное время будет меняться. Кроме того, будут сохраняться экономические риски, связанные с инфляцией, административными барьерами, коррупцией, преступностью, недостоверной экономической информацией, а также, такими факторами, как проходящие в мире процессы глобализации, интеграции, специализации, интернационализации и др. Все это, несомненно, скажется на социально-экономической ситуации в Мурманской области, входящей в Северо-Западный Федеральный округ Российской Федерации и являющейся неотъемлемой частью суверенного государства Россия.   Исходя из этих предпосылок, Стратегия учитывает два сценария развития:   Первый — ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ, предполагающий неблагоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, а именно: значительные колебания конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов, резкое падение или рост курса рубля, рост внутренних цен и тарифов на топливо, электроэнергию, услуги транспорта и связи и других негативных процессов, не регулируемых на региональном уровне. В этом случае формируется вариант, ориентированный на удержание предприятий от банкротств и закрытия, сдерживание роста безработицы и резкого падения уровня жизни населения, существенного оттока трудоспособного населения из области.   Второй — ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ, основанный на востребованности ресурсов области, относительно стабильных мировых ценах на них, приемлемом уровне инфляции, а также неизменных налоговых, таможенных и иных макроэкономических регуляторов, т.е. исключающий возможность резкого изменения внешних и внутренних условий развития российской экономики.   Формирование сценарных условий на перспективу до 2015 года учитывает комплекс позитивного потенциала экономики области, ограничений, угроз и негативных тенденций развития национальной и мировой хозяйственных систем.   Принципиальной особенностью данной Стратегии является необходимость формирования макроэкономической политики устойчивого экономического роста региона, скоординированной как с намерениями основных хозяйствующих субъектов области, с одной стороны, так и интересам населения области, с другой.   Наличие в области учреждений фундаментальной и прикладной науки дает возможность раскрыть пути перехода от нынешнего состояния сырьевого региона к технологическому развитию.   Целью Стратегии является обеспечение устойчивого функционирования базовых отраслей Мурманской области на долгосрочную перспективу, что, в свою очередь, явится основой стабильной деятельности производственной инфраструктуры и в конечном итоге создаст благоприятные условия для:   * повышения качества жизни населения области;   * обеспечения существенного улучшения состояния окружающей среды на Кольском полуострове и в акваториях Белого и Баренцева морей.   Достижение этой цели предполагает решение следующих основных задач:   * анализ и прогнозирование конкурентоспособности продукции базовых предприятий области на внешнем и внутреннем рынках с учетом тенденций развития мировой и национальной экономик;   * определение приоритетных направлений функционирования промышленных комплексов на базе технико-технологического совершенствования (инноваций) производства и повышения комплексности и завершенности использования добываемого сырья;   * оценка последствий реализации Стратегии развития базовых комплексов для состояния социальной сферы Мурманской области (динамика объемов производства и налогооблагаемой базы, занятости, оплаты труда наемных работников и т.д.);   * определение форм и механизмов поддержки органами власти приоритетных направлений и проектов в базовых отраслях экономики области.                1. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ  ОБЛАСТИ    1.1. Основные показатели, тенденции, проблемы   Мурманская область объективно является одним из стратегических регионов Российской Федерации в составе Северо-Западного Федерального округа (рис. 1). Это определяется двумя важнейшими факторами:      Рис. 1 . Северо-Западный Федеральный округ     Первый — особое геополитическое и военно-стратегическое положение. Область расположена на крайнем северо-западе России за Полярным кругом и занимает территорию Кольского полуострова, часть материка, а также множество островов Баренцева и Белого морей.   Область граничит с Республикой Карелия, а на западе и северо-западе -с Финляндией и Норвегией (отрезок прямого соприкосновения территорий России и стран Европейского Союза и НАТО).   С военной точки зрения, моря Северного Ледовитого океана по своему географическому положению и природным факторам обеспечивают наиболее благоприятные условия для размещения российского стратегического ракетно-ядерного потенциала морского базирования и сил общего назначения, ограничивающих возможности для действий в этом районе ВМС других государств (в настоящем документе этот фактор не рассматривается в силу его специфики).   Второй фактор — наличие достаточных для промышленного освоения минерально-сырьевых ресурсов, наибольшую ценность из которых имеют руды, содержащие фосфор, титан, железо, алюминий, медь, никель, цирконий, редкие металлы. Значительны запасы слюды, керамического сырья и сырья для строительных материалов, облицовочного камня, полудрагоценных и поделочных камней. В шельфовых отложениях Баренцева моря разведаны крупные месторождения углеводородов.   Приморское положение, относительная близость к промышленно развитым центрам России, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути в сочетании с уникальной по составу и запасам минерально-сырьевой и рыбопромысловой базой и важным геополитическим положением обусловили формирование на территории области крупного индустриального хозяйственного комплекса.   Область является одним из наиболее экономически развитых регионов Северо-Западного Федерального округа, что лучше всего отражает показатель валового регионального продукта (ВРП). По объему ВРП область занимала 28-е место в 1998 году, а в расчете на душу населения — 7-е место (1999 г.) среди 89 субъектов Российской Федерации.   В развитии промышленности Мурманской области наблюдались те же тенденции, что и в динамике ВРП, поскольку доминирующее значение в составе валового регионального продукта имеет продукция промышленного производства.   Вместе с тем, темпы роста объемов промышленного производства в 1999 и 2000 гг. в Мурманской области были ниже, чем среднероссийские. Это объясняется преобладанием в регионе отраслей тяжелой промышленности, основанных на добыче природного сырья.   Доля отраслей горнопромышленного комплекса, традиционно являющихся отраслями производственной специализации региона, в национальном и международном разделении труда возросла с 40,2 % в стоимостной структуре промышленной продукции в 1990 году до 61,3 % в 2000. Доля рыбной промышленности, являющейся также отраслью специализации, сократилась за истекшее десятилетие в два раза (с 30,7 % до 15,7 %).   В структуре промышленности области устойчивую тенденцию к снижению имели отрасли, удовлетворяющие преимущественно внутрирегиональные потребности — лесная, деревообрабатывающая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка (табл. 1).   Таким образом, за годы реформ действие рыночных факторов привело к росту доминирующего положения отраслей специализации, которые удовлетворяют спрос на свою продукцию в рамках более крупной системы (национальной и мировой), а внутренние потребности на большинство товаров народного и производственного потребления в возросшей степени покрываются за счет поставок из-за пределов области.  Таблица 1  Изменение отраслевой структуры производства промышленной продукции Мурманской области    Отрасли Удельный вес отрасли (в % к итогу) 1990 1991 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Промышленность (всего), в т.ч. 100 100 100 100 100 100 100 100 100 Электроэнергетика 6,5 7,2 19,8 19,6 23,7 24,0 22,5 13,2 13,5 Черная металлургия 4,5 5,3 8,0 6,7 7,7 8,1 9,9 10,0 9,3 Цветная металлургия 26,6 27,8 31,9 35,8 28,7 35,9 32,5 38,5 37,7 Химическая промышленность 9,1 9,8 8,8 10,3 11,1 11,0 10,9 11,9 14,3 Машиностроение и металлообработка 8,2 8,6 5,0 4,9 7,2 4,8 3,9 4,2 4,5 Лесная и деревообра-батывающая промышленность 1,8 1,9 0,6 0,6 0,4 0,3 0,4 0,3 0,3 Промышленность строительных материалов 3,8 4,4 1,8 1,5 1,2 1,2 1,0 0,7 0,8 Пищевая промышленность 35,2 30,9 22,5 19,2 18,1 13,3 17,1 19,4 18.0 в том числе рыбная 30,7 23,6 18,5 15,1 13,7 10,1 14,0 17,1 15,7 Прочие 4,3 4,1 1,6 1,4 1,9 1,4 1,8 1,8 1,6   Пик объема экспорта товаров был достигнут в 1997 году, когда он составил 1330,5 млн. долл. США, что превышало уровень 1992 г. в 3,4 раза (рис. 2).    Рис. 2. Внешнеторговый оборот, млн. долл. США   Заметное сокращение объемов экспорта в 1998 и 1999 годах вызвано падением мировых цен на основные экспортируемые товары (в основном цветные металлы). Несмотря на это, из-за девальвации национальной валюты, рублевый эквивалент от экспортной выручки возрос, что привело к повышению доли экспорта в общем объеме промышленного производства с 46% в 1997 году до 56,7% в 1999. В 2000 году объем экспорта (включая услуги) сократился незначительно (на 0,7 % по сравнению с 1999 годом), в то время как импорта на 29%. В результате традиционно высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса возросло и коэффициент валютного покрытия импорта (без услуг), имевший в 1995 году значение 2,8, достиг по итогам 2000 года 5,6.   Как позитивную можно отметить тенденцию роста импорта машин и оборудования и сокращение импорта продовольствия, потребность в котором в большей степени стала удовлетворяться отечественными поставщиками.   Ежегодный объем экспорта международных услуг составляет около 100 млн. долл. США и существенно не меняется с середины 90-х годов. Более 80% этого объема традиционно составляют услуги морского транспорта. Деятельность торгового флота и экспортная активность предприятий области обеспечили загрузку морских портов Мурманской области, объем грузооборота которых в настоящее время приблизился к уровню докризисного 1990 года.   Важной характеристикой экономических процессов является динамика реальных инвестиций. В Мурманской области за последнее десятилетие произошел глубокий спад объемов инвестиционной деятельности и средние темпы спада объемов инвестиций в основной капитал вплоть до 1999 года превышали среднероссийские (несмотря на более благоприятную динамику объемов промышленного производства). В результате их объем в сопоставимых ценах в 1998 году составлял всего 16,8% от уровня 1991 года, т. е. сократился почти в 6 раз (рис. 3).   Рис. 3. Динамика инвестиций в основной капитал (1991=100 %)   Иностранные инвестиции в 90-е годы не оказывали ощутимого влияния на инвестиционный процесс в регионе из-за их незначительных объемов в целом, в том числе прямых иностранных инвестиций. В то же время в последние три года отмечен заметный их рост (табл. 2).  Таблица 2  Иностранные инвестиции, тыс. долл. США     1995 1996 1997 1998 1999 2000 Всего 3801 3146 3233 11212 14728 43998 в т.ч. ПИИ 3475 2553 2400 3821 8199 29250   Одним из последствий инвестиционного спада 90-х годов явились невостребованность и утрата значительной доли мощностей строительной индустрии, что в определенной степени ухудшает предпосылки для реализации крупных инвестиционных проектов на территории области.   Грузовой транспорт области за десятилетний период (с 1990 года) потерял свыше 51% объема работ, в том числе железнодорожный — 47,7%, морской — 10,4%, автомобильный — 80,6%, воздушный — 97%.   В структуре грузопотока удельный вес железнодорожного транспорта составляет примерно 70%.   Изменение форм собственности в 90-е годы проходило в направлении уменьшения государственной и смешанной с участием государства форм собственности и роста доли частной, достигшей в 2000 году 60 процентов по объему промышленного производства.   С начала 90-х годов, как элемент рыночной инфраструктуры, начала создаваться сеть коммерческих банков. К началу 2001 года в области действовало 4 региональных коммерческих банка, имеющих 3 филиала, 13 филиалов коммерческих банков Москвы и Санкт-Петербурга, 9 филиалов Сбербанка России.   Мурманская область традиционно отмечается высоким научным потенциалом, основу которого составляют специалисты и ученые Кольского научного центра. Его исследовательские учреждения ведут разработки по большинству направлений использования природного и производственного потенциала региона. В 10 институтах КНЦ работает около 2 тыс. сотрудников, в том числе 75 докторов и более 200 кандидатов наук.   Социальные последствия экономических процессов, выражающиеся в изменении уровня жизни населения, демографической ситуации, безработице, являются, пожалуй, главным критерием для их характеристики как прогрессивных или деструктивных.   Уровень жизни   Экономический кризис, сопровождавший реформы 90-х годов, вызвал падение уровня жизни большинства населения в стране и в Мурманской области. Наиболее глубокое падение реальных доходов населения вызвала либерализация цен 1992 года. В последующий период, вплоть до начала 2000 года, в Мурманской области продолжалась тенденция снижения реальных располагаемых денежных доходов населения (табл. 3), причем, средние темпы их спада в области превышали среднероссийский уровень. По итогам 2000 года зарегистрирован прирост реальных доходов населения в области (13,7%), почти в полтора раза превышающий среднероссийский (9,1 %).  Таблица 3  Реальные располагаемые денежные доходы населения,  % прироста, снижения (-) за год     1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Мурманская область -41,6 15,1 -35,5 -12,0 -7,7 1,4 -10,7 -13,8 13,7 Россия -47,0 16,0 4,9 -15 0,1 5,3 -6,3 -15,3 9,1   Демографическая ситуация (табл. 4).   Численность населения в регионе за 1991 — 2000 годы уменьшилась более чем на 170 тыс. чел. или почти на 15%. Это обусловлено, во первых, миграционным оттоком населения, во-вторых, естественной убылью населения из-за превышения смертности над рождаемостью. Негативным моментом миграционного оттока является то, что в структуре выбывающих доминируют лица трудоспособного возраста. В результате увеличивается доля населения в возрасте старше трудоспособного.  Таблица 4  Численность постоянного населения на конец года, тыс. чел.     1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Всего 1165.3 1135.2 1109.4 1085 1065.9 1050.6 1034.5 1018.1 1001.2 988.5 в т.ч.: трудоспос. возраста 745.5 726.3 713.1 700.2 691.6 684.4 678.9 674.9 671.5 670.2 старше трудоспособ. возраста  117.8  123.8  127.6  130.6  133.2  137.9  140.4  141.3  141.9  142.5       Безработица   В Мурманской области, несмотря на миграционный отток населения, на протяжении всего прошедшего десятилетия уровень безработицы превышал среднероссийский (табл. 5).  Таблица 5  Уровень общей безработицы в % от экономически активного населения     1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 Мурманская область 5,8 7,4 10,7 12,2 16,2 19,7 21,3 18,4 14,7 Россия 5,2 5,9 8,1 7.8 9,7 11,0 11,8 12,7 10,7   Оживление реального сектора экономики области способствовало стабилизации и улучшению положения на рынке труда за последние два года и обусловило тенденцию снижения общей и официально зарегистрированной безработицы.   Таким образом, на основе ретроспективного анализа развития региональной социально-экономической системы Мурманской области могут быть выделены следующие основные социально-экономические тенденции, сложившиеся к 2001 году:   * спад производства в период 1990 — 1998 годов происходил более низкими темпами, чем в среднем по Российской Федерации, однако сопровождался более глубоким снижением объемов реальных инвестиций; в последние два года наметилась тенденция роста, как производства, так и инвестиций;   * в результате действия рыночных факторов спроса и ценообразования произошли изменения в структуре экономики и промышленного производства в направлении роста доли отраслей производственной специализации региона;   * переориентация основных производственных комплексов (цветной металлургии, рыбопромышленного комплекса, химической промышленности, морского транспорта) с внутреннего национального рынка на внешний позволила снивелировать кризис 1998 года, однако обусловила возросшую степень их зависимости от конъюнктуры мировых цен;   * ухудшение социально-демографической обстановки в регионе, проявившееся в падении уровня реальных доходов большинства населения, высоком уровне безработицы, устойчивом миграционном оттоке, общем прогрессирующем «старении населения».         1.2 Оценка предпосылок и потенциальных возможностей экономического развития     Социально-экономическое положение Мурманской области в настоящий момент характеризуется позитивными тенденциями в базовых отраслях экономики.   В настоящее время область входит в состав 20 наиболее динамичных регионов России по физическому объему промышленной продукции, занимая 14 место среди субъектов Федерации. По природно-ресурсному потенциалу область занимает 12 место среди российских регионов, по финансовой обеспеченности — 20, по производственному потенциалу — 29 место.   В 2000 году регион приблизился к бюджетной самодостаточности. Однако, в первую очередь из-за изменения направлений финансовых потоков крупнейших предприятий в рамках финансово-промышленных групп и перераспределения доходной части бюджета в пользу центра трансферты из Центра значительно выросли и регион, формально, снова стал реципиентом.   Достаточно высокие показатели область имеет по инвестиционной привлекательности и инвестиционным рискам, практически постоянно оставаясь в первой четверти рейтингового списка регионов России.   Хорошей предпосылкой для продолжения тенденции экономического роста является улучшение в последний период ряда параметров условий жизни населения (рост реальных доходов, снижение уровня безработицы) и благоприятный социально-политический климат в регионе.   Основными направлениями, которые могут обеспечить реализацию потенциальных возможностей экономического и социального развития Мурманской области, являются:   * снижение затрат на производство промышленной продукции, работ и услуг за счет повышения эффективности работы предприятий и организаций всех отраслей экономики области;   * формирование конкурентоспособной, экологически чистой и безопасной энергетики, повышение радиационной безопасности и обеспечение надежной и эффективной работы Кольской АЭС;   * освоение новых месторождений дефицитных для России полезных ископаемых с организацией производства конкурентоспособной продукции высокой степени технологической готовности;   * разработка и реализация проектов строительства нефтеналивного терминала и нефтеперерабатывающего комплекса;   * разработка и реализация мероприятий по улучшению общего инвестиционного и делового климата в Мурманской области;   * создание новых технологий, видов и ассортимента продукции, пользующейся повышенным и устойчивым спросом на мировом и на расширяющемся внутреннем рынках;   * обеспечение рационального освоения биоресурсов 200-мильной зоны Российской Федерации, полного выбора квот и лимитов, выделяемых рыбопромысловым организациям и предприятиям области в Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантике, и возможности ведения промысла в дальних районах Мирового океана при ухудшении состояния биоресурсов в Баренцевом море. Приведение структуры и мощностей береговых рыбообрабатывающих предприятий в соответствие с потребностями промыслового флота и рынка;   * создание в Мурманской области организационных экономических и социальных условий для обеспечения производства биологически значимых продуктов агропромышленного комплекса в экономически целесообразных объемах для удовлетворения потребности внутреннего рынка области с учетом возрастания платежеспособного спроса населения области;   * преобразование лесопромышленных предприятий в муниципальные унитарные, акционерные и совместные предприятия и создание на их базе производственного потенциала, обеспечивающего выработку качественной, конкурентоспособной продукции в необходимых для региона объемах;   * возрождение эффективного функционирования Северного морского пути, формирование на новом техническом и организационно-управленческом уровнях арктического флота и развитие береговой инфраструктуры для переориентации внешнеторговых грузов на отечественные морские порты и освоения топливно-энергетических, минерально-сырьевых, лесных и биологических ресурсов арктической зоны России;   * проведение конверсии на предприятиях судостроительного и судоремонтного комплексов;   * утилизация всех видов радиоактивных отходов гражданского и военного происхождения, а также судов различного типа и назначения;   * поддержка малого предпринимательства, в том числе в рамках Баренцева региона (проект Баренц Интеррег III «Сеть сотрудничества малых и средних предприятий»).   Основные преимущества Мурманской области, которые могут способствовать укреплению ее позиций в международном и межрегиональном разделении труда и создают объективные предпосылки развития, связаны с:   * уникальной ресурсно-сырьевой составляющей экономики области и конкурентной позицией на внутреннем и внешнем рынках по продажам цветных и редких металлов, а также сырья для черной металлургии и химической промышленности;   * расширением использования морских биологических ресурсов в акватории Баренцева и Белого морей;   * развитием транспортной инфраструктуры с учетом наличия незамерзающего морского порта большой производительности, а также создания наземных, воздушных и морских транспортных международных и межконтинентальных маршрутов и перегрузочных терминалов;   * использованием Северного морского пути как для экономически выгодных перевозок, так и как основы устойчивого функционирования всего арктического Севера России;   * вовлечением в эксплуатацию новых месторождений, в том числе нефти и газа на шельфе Баренцева моря, и производства новой продукции на основе комплексного использования и углубленной переработки минерального сырья уже эксплуатируемых месторождений;   * участием региона в процессе международного сотрудничества в рамках Баренцева Евро-Арктического региона.   Анализ существующих возможностей развития области позволяет выделить пять базовых производственных комплексов, которые в перспективе будут определять развитие экономики Мурманской области, обеспечивать формирование консолидированного бюджета, а также загрузку машиностроительных предприятий, строительной индустрии, успех малого и среднего бизнеса и состояние всех элементов социальной сферы региона:  * первый — горнопромышленный;  * второй — топливно-энергетический;  * третий — рыбопромышленный;  * четвертый — агропромышленный;  * пятый — транспортно-коммуникационный.                          2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ БАЗОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА     2.1. Горнопромышленный комплекс     В Мурманской области на площади менее одного процента территории страны сосредоточены крупные и эффективные источники важнейших видов минерального сырья, создан мощный горнорудный комплекс, обеспечивающий значительную часть потребности страны во многих видах полезных ископаемых (%): в фосфатных рудах, флогопите, вермикулите, ниобии, тантале, редкоземельных металлах (почти 100), бадделеите (100), никеле (45), алюминиевом и керамическом сырье (примерно по 35), кобальте (26), меди (17), железе (10).   Все предприятия горнопромышленного комплекса области являются градообразующими, поэтому их финансовое положение в значительной мере определяет уровень и состояние производственной и социальной инфраструктуры, а также занятость, обустройство и благосостояние населения районов их расположения.   За период реформ общий объем добычи руд сократился более чем в два раза, вскрышных работ в три раза, соответственно сократилось производство основных видов продукции.   С середины 90-х годов отмечается стабилизация и заметный прирост производства цветных металлов и апатитового концентрата (рис.4).    Рис. 4. Динамика объемов производства предприятий цветной металлургии и химической промышленности в сопоставимых ценах (в % к 1991 году)     По отдельным перспективным видам и сортам продукции, пользующейся спросом на Мировом рынке, достигнут прирост производства по сравнению с 1991 годом. Так выпуск бадделеитового концентрата увеличен в 2 раза, алюминия — на 10 %, апатитового концентрата на ОАО «Ковдорский ГОК» — на 4,6 %, молотой слюды — в 2,7 раза.   Резкое сокращение внутреннего потребления продукции добывающих производств в сочетании с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловили существенное увеличение экспорта продукции предприятий Кольского ГПК в 90-е годы, преимущественно в страны дальнего зарубежья. В 1997 г. экспортировано почти половина (47,8 %) апатитового концентрата, две трети готовых цветных металлов и почти 90 % бадделеитового концентрата. В результате доля продукции ГПК в общем экспорте товаров и услуг Мурманской области возросла с 57 % в 1991 г. до 75,5 % в 1997 г. В общей стоимости экспорта определяющее значение имеют поставки никеля (39,7 %), апатитового концентрата (17,3%), меди (9,7%) и алюминия (6,0 %).   Экспортная ориентация ГПК наряду с возможностью поддержания объемов производства и другими положительными моментами усиливает его зависимость от конъюнктуры Мирового рынка.   Производственные фонды предприятий ГПК характеризуются высоким уровнем физического (60 % и более) и морального износа.   В условиях низкой рентабельности у некоторых предприятий ГПК недостаточно собственных средств не только на развитие, но и на поддержание действующих мощностей, обновление оборудования, пополнение оборотных средств, выполнение обязательств перед бюджетами всех уровней.   Основной целью разработки долгосрочной стратегии развития ГПК Мурманской области является определение приоритетных направлений комплексной инновационной реструктуризации предприятий комплекса за счет укрепления минерально-сырьевой базы, реализации инвестиционных проектов по созданию новых технологий, видов и ассортимента конкурентоспособной продукции, пользующейся повышенным и относительно устойчивым спросом как на мировом, так и на внутреннем рынке.   В соответствии с этим к числу основных задач стратегии относятся:   * устранение возникшей в период рыночных преобразований диспропорции между объемами добычи и прироста запасов основных видов сырья;   * поддержание и развитие рудной базы за счет вовлечения в эксплуатацию новых перспективных, в том числе нетрадиционных и техногенных месторождений полезных ископаемых;   * повышение уровня комплексности использования минерального сырья и углубление его переработки;   * вовлечение в сферу промышленного производства дефицитных полезных ископаемых (металлов платиновой группы, хрома, титана, молибдена, нефелина, кианита, барита, эвдиалита, редких и редкоземельных элементов, огнеупорного сырья и др.);   * реконструкция, модернизация и диверсификация производства с целью снижения затрат, расширения номенклатуры и качества, повышения конкурентоспособности продукции и улучшения экологических параметров производства;   * реорганизация управления производством и внедрение новых механизмов, отвечающих требованиям рыночной экономики.   Анализ состояния минерально-сырьевой базы свидетельствует, что интенсивная отработка месторождений традиционных видов сырья привела к истощению сырьевой базы ГОКов, и возможности прироста запасов для них ограничены. Для Оленегорского ГОКа в резерве осталось лишь Комсомольское месторождение, а также глубокие горизонты Оленегорского и Кировогорского месторождений, требующие подземной отработки. Сырьевая база Ковдорского ГОКа также ограничена глубокими горизонтами собственного месторождения. Вероятность открытия новых богатых, да еще близповерхностных медно-никелевых месторождений очень мала. ОАО «Апатит» обеспечено запасами на несколько десятилетий, но все месторождения в Хибинах уже выявлены и детально разведаны. При этом удельный вес открытых работ с годами очень быстро сокращается. Запасы лопаритовых руд для ОАО «Ловозерская горная компания» практически не ограничены, но сырье такого типа нигде в мире не разрабатывается, а в условиях рыночной экономики и сложившейся конъюнктуры оно неконкурентоспособно. Крупные месторождения мусковита Ены и Риколатвы отработаны и иных объектов (кроме Неблогорского месторождения) не предвидится.   В сложившейся ситуации назрела необходимость усиления геологоразведочных работ (ГРР) на поиски и оценку, главным образом, новых (для Кольского полуострова) перспективных видов сырья. При этом имеется в виду, что переработка новых типов руд до товарной продукции будет производиться в основном на базе уже существующих горнорудных предприятий.   Наиболее актуальным, в первую очередь, является оценка и разведка тех видов сырья, которые сегодня либо крайне дефицитны в России, либо могли бы помочь стабилизировать работу действующих горно-обогатительных предприятий. К первоочередным объектам такого типа относятся ильменит-титаномагнетитовое месторождение Гремяха-Вырмес, хромитовые месторождения Сопчеозерское и Большая Варака, платинометалльные руды Монче-плутона и Федорово-Панских тундр, эвдиалитовые руды Ловозера, баритовые руды Салланлатвы и др.   Необходимые затраты на проведение геологоразведочных работ, предусматриваемых стратегией развития минерально-сырьевой базы ГПК области, составляют 5 млрд. руб.   Освоение нетрадиционных для Кольского полуострова месторождений в перспективе открывает возможности для создания в области новых отраслей промышленности, в частности, производства всего спектра дефицитных огнеупоров для черной, цветной металлургии и цементной промышленности (форстеритовых, магнезиально-хромитовых, циркониевых, высокоглиноземистых), а также ферросплавов на основе хрома, титана, молибдена, никеля, ниобия.   Специфика функционирования отдельных предприятий ГПК обусловливает необходимость детализации и конкретизации основных направлений и сценариев стратегии развития каждого из них.     ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» (ОАО «КГМК»)   Основными направлениями Концепции развития Кольской ГМК на период до 2015 года являются:   * сохранение (до 50% от существующего уровня) мощности производства никеля, меди и кобальта за счет развития собственной сырьевой базы по добыче медно-никелевых руд и реализации программы переработки вторичных металлов, концентратов и отходов;   * строительство и ввод в эксплуатацию предприятия по добыче и переработке хромитов Сопчеозерского месторождения;   * строительство и ввод в эксплуатацию предприятия по добыче и переработке титановой руды месторождения «Юго-Восточная Гремяха»;   * организация небольших производств новых видов товарной продукции (порошки металлов, соли кобальта, медная катанка и др.).   Предполагается, что в процессе реализации Концепции в долгосрочной перспективе ОАО «Кольская ГМК» должна стать динамично развивающейся многопрофильной компанией, опирающейся на собственную сырьевую базу, использующей передовые технологии и эффективно управляющей всеми доступными ресурсами.     Филиал «Кандалакшский алюминиевый завод — Сибирско-Уральской алюминиевой компании» (Филиал ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ»)   Программой развития завода предусматривается:   * строительство газоочистных сооружений. Срок строительства 1998 — 2005 гг. Мероприятие дает сокращение вредных выбросов, экономию фторсолей, уменьшение платы за выбросы в окружающую среду;   * реконструкция цеха электролиза, дающая увеличение выпуска алюминия;   * организация участка по производству алюминиевых сплавов.   Главной проблемой для Кандалакшского алюминиевого завода, как и для всей алюминиевой отрасли России, является обеспечение производства сырьем.   До 1997 года Кандалакшский алюминиевый завод получал глинозем с Пикалевского глиноземно-цементного завода Ленинградской области. В 1997 — 1999 годах Кандалакшский алюминиевый завод перерабатывал по толлингу импортный глинозем, а с 2000 года, в связи с отменой толлинга, завод вновь вынужден был перейти на отечественный глинозем Богословского завода (Свердловская область).     ОАО «Ловозерская горная компания»   ОАО «Ловозерская горная компания» (бывший ОАО «Севредмет») единственное в стране горно-обогатительное предприятие по производству лопаритового концентрата. Переработка лопаритового концентрата, примерно в равных количествах, производилась на Соликамском магниевом заводе (Пермская область) и AS «Silmet» (Эстония).   В июне 1998 г. на ОАО «Севредмет» было введено внешнее управление, однако в связи с тем, что за период внешнего управления полностью восстановить платежеспособность предприятия не удалось, в январе 2000 г. начата процедура конкурсного производства.   Сохранение и развитие предприятия может быть решено путем создания на его базе двух новых: предприятия, обеспечивающего сырьем действующие мощности по переработке лопаритового концентрата — Соликамского магниевого завода, АО «Силмет» (промплощадка «Карнасурт») и горного химико-металлургического предприятия (промплощадка «Умбозеро»).   Учитывая стратегическое значение редкометальной отрасли для России в целом, необходима разработка специальной целевой федеральной программы, центральное место в которой должна занять проблема поддержки и развития ОАО «Ловозерская горная компания».     ОАО «Апатит»   ОАО «Апатит» является крупнейшим в России производителем фосфорсодержащего сырья.   В 1998 г. выполнена работа «ТЭО оптимального развития объединения до 2005 года и на дальнейшую перспективу». Этот документ стал основой концепции среднесрочного и долгосрочного развития предприятия.   В нем определен оптимальный объем производства апатитового концентрата на уровне 8,5 — 9,0 млн. тонн в год на период до 2015 года. Такой вариант развития производства полностью обеспечен возможностями рудно-сырьевой базы.   Производство апатитового концентрата будет осуществляться двумя апатито-нефелиновыми фабриками — АНОФ-II и АНОФ-III в примерно равных объемах.   Технологическая стратегия вывода и поддержания мощности на уровне 8,5 — 9 млн. тонн апатитового концентрата в год (29 — 31 млн. тонн руды) основывается на интенсивном развитии подземных Кировского и Расвумчоррского рудников с целью достижения их максимальной производительности для компенсации выбывающих объемов Центрального рудника за пределами 2012 — 2014 годов.   Выполнение программы развития рудной базы достигается:   1. Увеличением объемов добычи руды на Кировском руднике до 10,5 млн. тонн в 2006 году с последующим выводом его на производительность 12 — 15 млн. тонн в год.   2. Увеличением объемов добычи руды на Расвумчоррском руднике до 3,0 — 4,0 млн. тонн с поддержанием этого уровня в дальнейшем.   3. Работой Центрального рудника на уровне 9,0 млн. тонн руды до 2003 года с последующим снижением производительности и окончанием горных работ в 2012 — 2014 годах.   4. Работой Восточного рудника на уровне 6,0 — 7,0 млн. тонн руды в год на период до 2015 года.   Программой развития обогатительного производства ОАО «Апатит» до 2005 г. предусматривается реконструкция переделов флотации и сгущения и планомерная замена дробильного оборудования на более современное. Модернизация производства направлена на повышение технологических показателей переработки руды, снижение эксплуатационных и, в первую очередь, энергетических затрат. Реконструкция флотации предусматривает замену флотомашин и внедрение автоматизированных систем управления.   Производство нефелинового концентрата на ОАО «Апатит» рассматривается как перспективное, т. к. существующая рудная база позволяет значительно увеличить объем его производства. Кроме того, получение нефелинового концентрата возможно из отвальных хвостов хвостохранилища АНОФ-I и АНОФ-II.   Соглашением о намерениях ОАО «Апатит» и ОАО «Пикалевское объединение «Глинозем» предусмотрено строительство завода по производству глинозема в Пикалево, как первый этап долгосрочной программы развития нефелинового производства.   Проведенные в 80 — 90-х годах исследования по комплексной переработке апатито-нефелиновых руд позволили начать производство эгиринового, титаномагнетитового и сфенового концентратов. В 2001 г. предусмотрен выпуск эгиринового концентрата в количестве 125 т в месяц для поставки его на Волжский трубный завод. В последние годы увеличивается сбыт сфенового концентрата, который используется при производстве сварочных электродов и в лакокрасочной промышленности для производства пигментов.   Продолжатся работы по комплексному использованию апатито-нефелиновых руд с извлечением редкоземельных элементов на основе разработок ИХТРЭМС КНЦ РАН.   Учитывая, что в России нет альтернативных Хибинским месторождениям источников фосфорсодержащего сырья, долгосрочная стратегия развития ОАО «Апатит» предусматривает сохранение достигнутого уровня производства апатитового концентрата за пределами 2015 года.     ОАО «Оленегорский горно-обогатительный комбинат»   Предприятие выпускает железорудный концентрат, гостированный строительный щебень и ферритовые стронциевые порошки.   Программой предприятия предусмотрено поддержание производства железорудного концентрата на уровне 3,4 — 3,7 млн. тонн в год минимум на 30 лет.   Для стабильной работы предприятия проводится большая работа по техническому перевооружению действующего производства, предусматривающая:   1. Реконструкцию III технологической нитки дробильно-обогатительной фабрики.   Основная цель реконструкции — снижение затрат на производство железорудного концентрата, стабильная работа оборудования дробильно-сортировочного производства.   2. Реконструкцию технологической схемы щебеночного производства щебеночно-ферритового комплекса.   С выбытием производственных мощностей по сырой руде и для эффективного использования основных фондов комбинат предусматривает использование своих производственных площадей для дробления вскрышных пород, что позволит увеличить производство щебня до 4,3 млн. тонн в год.   3. Механизированную подачу отвальных «хвостов» аварийного хвостохранилища на дробильно-обогатительную фабрику для получения дополнительного железорудного концентрата и снижения затрат.   4. Повышение качества феррито-стронциевых порошков.   5. Расширение центральной котельной.   ОАО «Ковдорский ГОК»   ОАО «Ковдорский ГОК» с 1962 года разрабатывает Ковдорское комплексное железорудное месторождение с выпуском железорудного, а с 1975 года апатитового и бадделеитового концентратов.

Пролистать наверх