АДАМЧУК В В РОМАШОВ О В СОРОКИНА М E — ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА 21

  • обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;   • обеспечение экологической безопасности членов общества;   • защита граждан от преступных посягательств;   • защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;   • создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;   • защита от политического преследования и административного произвола;   • обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;   • создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;   • обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.   В XX в., когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему — социально ориентированное рыночное хозяйство, сложились мощные системы социальной защиты, охватывающие как общество в целом, так и структурные образования хозяйственного организма: предприятия, фирмы, акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и тд. К настоящему времени на Западе имеется несколько моделей систем социальной защиты граждан: американская, европейская, японская, в рамках которых имеются свои разновидности. Им присущи некоторые общие черты и наряду с этим специфические, национальные.   Идущие в России глубокие социально-экономические преобразования, направленные на утверждение рыночной экономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий, в частности, чрезвычайно актуальной. С одной стороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой, требуется предпринимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторых важных сторонах жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан и т.п.   Цель социально-политических преобразований в России — утвердить настоящее гражданское общество. В последнее время в литературе этому уделяется много внимания, делаются попытки, и не безуспешные, выявить характеристики этой многогранной системы. К сожалению, пока в России эта цель не находит должной реализации. Объективная потребность порождает необходимость усиления социальной защиты по широкому спектру направлений. Но главным остается защита от снижения жизненного уровня трудящихся и от безработицы, а на конкретном предприятии — это забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников. Многие важные функции по социальной защите работающего населения осуществляются именно на уровне предприятия, хотя на социальной защите завязана целая система социальных институтов.     17.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМ   СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКА     В любом государстве имеется целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей ч статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института. Первые из названных видов (классов) социальных институтов именуются некоторыми социологами социально-организационными институтами, вторые — социально-нормативными.   Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным институтом является государство, которое представляет собой сложную институциональную систему, т.е. состоит из различных институтов. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, а также общественные и политические организации, которые осуществляют социальную защиту представляемых ими социальных групп и слоев.   Институтами, призванными защищать работников наемного труда, являются профессиональные союзы. В настоящее время наряду с традиционными профсоюзами, претерпевшими существенное обновление, появились новые рабочие организации, «независимые» профсоюзы. Однако считать только их защитниками работников наемного труда, а традиционные профсоюзы квалифицировать как «официальные» и отказывать им в праве выступать в качестве защитника, несправедливо. Изменившиеся профсоюзы по праву стали именоваться независимыми, так как они выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур. Основная деятельность как «зависимых», так и независимых профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ перешла в русло использования в своей деятельности для защиты прав и интересов трудящихся форм и механизмов социального партнерства. Данный механизм хорошо разработан в странах развитой демократии и зарекомендовал себя с положительной стороны. Суть этого механизма состоит не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождения компромисса и выработки на этой основе более или менее приемлемых решений.   Принципы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение в создании Российской Федерацией на общегосударственном уровне трехсторонней комиссии и соответствующих органов на нижестоящих ступенях иерархической лестницы. Эти институты занимают важное место в общей институциональной системе, осуществляющей функции социальной защиты трудящихся, могут рассматриваться как особая разновидность и именоваться институтами социального согласия.   Наряду с социально-организационными в обществе имеется множество социально-нормативных институтов, которые не воплощаются в какой-то организации, а существуют и функционируют сами по себе, играя определенную роль в социальной защите. Каждая отрасль права представляет собой систему таких социально-нормативных институтов (трудовое право, трудовое законодательство). Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договора и т.д.   Распространяясь на более низкие уровни иерархической организации общества, институциональная система социальной защиты достигает такой структуры как предприятие. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации сами являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. А если их рассматривать под углом зрения социальной защиты, то их роль и деятельность оказываются довольно сложными и противоречивыми, не позволяющими дать им однозначную характеристику. Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает социальную защиту прав и интересов работников. Стремление к достижению основных целей (повысить эффективность производства, снизить себестоимость, повысить качество производимой продукции и т.д.) может привести к нарушению их прав и интересов. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии.   Главным институтом социальной защиты, охватывающим своей деятельностью весь коллектив предприятия и располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация. Повышение защитной роли этой организации особенно необходимо в условиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников в случае банкротства предприятия, его закрытия или перепрофилирования. Да и при нормальном функционировании предприятия в условиях рынка требуется резкое усиление социально-защитной функции профсоюзных организаций.   Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Суть этого договора кардинально изменилась в настоящее время, потому что наемным работникам нужна надежная юридическая база социальной защищенности.   Другим важным социально-нормативным институтом, который все шире входит в практику наших предприятий и различных организаций и который при определенных условиях может выступать средством социальной защиты, является трудовой контракт. Его нельзя однозначно и безусловно оценить именно как институт социальной защиты, но он может быть им, если контрактная система на предприятии (трудовой организации) отрегулирована таким образом, что предусматривает специально систему обеспечения прав работников, если в нем четко оговаривается ответственность работодателя за несоблюдение обозначенных в контракте социально-экономических гарантий.   Все вышеперечисленные социальные институты в той или иной степени включены в механизм социальной защиты. Процесс формирования механизма социальной защиты в нашей стране идет непрерывно и уже сегодня можно говорить о трех его компонентах: институциональном, использующем весь перечень существующих институтов социальной защиты; инструментальном, включающем используемые средства для решения задач социальной защиты; деятельном, когда применяются различные формы деятельности институтов по выполнению функций социальной защиты — нормотворческая, организационная, переговоры социальных субъектов и тд. Как функционирует этот механизм в России выясняют обычно с помощью социологических исследований.   В заключение рассмотрим основные принципы механизма социальной защиты, которая:   • должна быть встроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих;   • не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни;   • должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их. В России все это делается, да наоборот. Традиции и обычаи народов подгоняют под законы, законодательные акты, указы и т д.;   • должна базироваться на ином принципе мышления. Граждане в первую очередь должны стремиться защитить себя сами, а не ждать или добиваться определенных политических решений по данному вопросу;   • активно развивает и формирует у людей элементы самозащиты. Ведь никто и ничто так надежно не защитит работника, как он себя сам. Работник, наравне с субъектом-государством, должен нести ответственность за себя.         17.3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ     Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны:   • регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями;   • содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);   • рассчитываться на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.   Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:   • пригодных для работы в современных условиях;   • тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;   • кто может работать, но при создании подходящих условий труда;   • кто вообще не может работать;   • кто не стремится работать.   Для полной ясности о социальных гарантиях приведем некоторые | выписки из законодательства по этому вопросу.   1. Гарантии в реализации права на труд:   свобода выбора занятий и работы;   государство признает оплачиваемую занятость как основу образа жизни;   государство бесплатно содействует в подборе подходящей работы;   безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т.д.   2. Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т.д.   3. Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.   4. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.   5. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.   6. Работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения.   7. В условиях социально-экономического реформирования общества государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.   8. Закон строго определяет размер пособий по безработице.   9. Закон определяет также условия и сроки выплаты пособия по безработице и тд.     РЕЗЮМЕ   В условиях формирования рыночной системы хозяйствования обостряется противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей, которая становится необходимым элементом функционирования цивилизованного общества.   Изучение данной проблемы позволяет определить социальную защиту как систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, обеспечивающих достойное и социально приемлемое качество жизни человека. Основными институтами социальной защиты человека являются государство, профессиональные союзы и другие общественные объединения. В то же время социальная защита строится на социальных гарантиях. Эти гарантии зафиксированы законодательством.     ВОПРОСЫ ДНЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ   1. Расскажите об истории формирования концепции социальной защиты.   2. Дайте характеристику понятия «социальная защита».   3. Какие направления охватывает социальная защита?   4. Дайте характеристику понятия «социальный институт».   5. Перечислите основные социальные инстигуты, осуществляющие защитные функции.   6. Раскройте роль профсоюзной организации по защите прав и интересов наемных работников.   7. Расскажите об основных принципах социальной защиты.   8. В чем основное предназначение социальных гарантий?   9. Приведите некоторые положения из законодательства о социальных гарантиях трудоспособному населению.                                              СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ     1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации».   2. Закон Российской Федерации от 20 октября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».   3. Кодекс законов о труде Российской Федерации с изменениями и дополнениями. — М., 1998.   4. Россия в цифрах. — М., 1998.   5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О коллективных договорах и соглашениях».   6. Численность и миграция населения в Российской Федерации в 1997 г. Статистический бюллетень. — М., 1998.   7. Внутризаводское движение и текучесть рабочих кадров / Под ред. Е.Г. Антосенкова и З.В. Куприяновой. — Новосибирск: Наука, 1981.   8. Волгин НА., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства. — М.: Луч, 1994.   9. Гавриилов Р.В. Производительность труда: показатели планирования и методы измерения. — М.: Экономика, 1985.   10. Деарецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Уч. пособие. — Киев: Выща шк., 1990.   11. Дикарем А.А; Мирская М.И. Социология труда: Уч. пособие. — М.: Высшая школа, 1989.   12. Дитяшева А.П. Коллективные договоры и соглашения. Коллективные трудовые споры. — М., 1998.   13. Дорин А.В. Экономическая социология: Уч. пособие. — Мн.: ИП «Экоперспекгива», 1997.   14. Зубов В.М. Как измеряется производительность труда в США. — М.: Финансы и статистика, 1996.   15. Зущина Г.М., Костин ЛЛ. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. — М., 1996.   16. Кадомцева С.В. Экономические основы системы социальной зашиты. — М., Изд-во МГУ, 1997.   17. Казначеева НА. Занятость в условиях новой хозяйственной системы, — Новосибирск, 1996.   18. Киселев И.Я. Трудовой договор: вопросы регулирования найма и увольнения (обзор зарубежного опыта). — М., 1997.   19. Ковалев С.Г., Тучков А.И. Рынок труда: понятие, закономерности, перспективы. — СПб.: Изд-во университета «Экономика и право», 1992.   20. Котляр А.Э., Kupna И.Н. Проблемы занятости и рынка труда России в условиях перехода в рыночной экономике. Вып. 1. — М.: 1996.   21. Кравченко А.И. Трудовые организации: Структура, функции, поведение / Отв. ред. А.Н.Камозин. — М.: Наука, 1991.   22. Кутулинский Е.Д., Зубкова А.Ф., Румянцев Б.Г. Регулирование трудовых отношений в рыночной экономике. — М.: НИИ труда, 1997.   23. Макконнел К.Р., Брю СЛ. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Том. 1. — М.: Республика, 1992.   24. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело,1992.   25. Маневич В.М., Тучков А.И. Трудовые отношения. — СПб.: Изд-во университета «Экономика и право», 1996.   26. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. — М., 1995.  27. Никифорова АА. Рынок труда: занятость и безработица. — М., 1991.   28. Облаухова М.В. Трудовые ресурсы в рыночной экономике. Новосибирск, 1998.   29. Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должностей служебных и тарифных разрядов (ОКПДТР), утв. Госстандартом СССР 27.08.86. №016.   30. Одегов Ю.Г. Журавлев П.В. Управление персоналом. — М.: Финстатинформ, 1997.   31. Организация и нормирование труда / Под ред. Адамчука В.В. — М.: Финстатинформ, 1998.   32. Организация и регулирование оплаты труда / Под ред. Адамчука В.В. — М.: Финстатинформ, 1996.   33. Платонов О.А. Повышение качества трудовой жизни. Опыт США. — М., 1992.   34. Проблемы организации. Нормирование и производительность труда. Материалы «круглого стола». — М.: НИИ труда, 1995.   35. Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций: Уч. пособие. — М.: Аспект Пресс, 1997.   36. Расчет численности и расходов на оплату труда. — М., 1996.   37. Реформирование трудовых отношений и социальное партнерство. — Клуб «реалисты». 1995. №12.   38. Рожкова В.В. Управление производительностью труда. — М.: НИИ труда, 1997.   39. Российский рынок труда / Под ред. Масловой И.С. — М.: Интситут экономики РАН, 1993.   40. Рофе А.И. Экономика и социология: Уч. пособие. — М.: МИК, 1996.   41. Рофе А.И., Збышко Б.Г. Ишин В.В. Рынок труда, занятости населения, экономика ресурсов для труда. — М., 1997.   42. Рынок труда России. Монография. Гарсия-Исер М.Х. и др. — М., 1998.   43. Синк С.Д. Управление производительностью. — М.: Прогресс, 1989.   44. Слезенгер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Уч. пособие. — М.: Инфра-М, 1996.   45. Социальное партнерство в условиях становления и развития рыночных отношений.   46.Курс лекций. Академия труда и социальных отношений. — М.: РАГС, 1997. Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щер-» V бины. — М.: Изд-во МГУ, 1993.   47. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М.Г., 2-е изд. — М.: Инфра-М, 1997.   48. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. — М.: 1998.   49. Суетина Д.М. Значение, функции и задачи нормирования труда в условиях рыночной экономики. — М.: НИИ труда, 1996.   50. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 1995.   51. Трудовой договор. Комментарий КЗоТ. Рекомендации. — М., 1997.   52. Трудовой потенциал в народном хозяйстве и эффективность его использования / Под ред. проф. Петроченко П.Ф., рук. депон. №35718. — М., 1988.   53. Управление персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: Инфра-М, 1997.   54. Управление человеческими ресурсами / Под ред. А.Я. Кибанова. — М.: Инфра-М, 1997.   55. Фильев В.И. Нормирование труда на современном предприятии. — М., 1997.   56. Человек: социальная политика, социальное партнерство. — М.: АТиСО, 1997.   57. Щеглова С.Н. Социальное партнерство в сфере трудовых отношений. — М.: Профиздат, 1997.   58. Экономика и социология труда / Под ред Адамчука В.В. — М.: Экономическое образование, 1995   59. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна и Р.П. Колосовой. — М.: Изд-во МГУ, 1996.   60. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. — М.: Инфра-М, 1997.   61. Эренберг Р.Дж. Смит Р. С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. — М.: Изд-во МГУ, 1996.   62. Яковлев Р.А. Анализ издержек работодателя на оплату труда и выплаты социального характера. — М.: НИИ труда, 1997.   63. Яковлев P.Л. Коллективный договор на предприятии. — М.: НИИ труда, 1996.                       СОДЕРЖАНИЕ  ПРЕДИСЛОВИЕ 3  ГЛАВА 14 ТРУД КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО 4  ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ ТРУДА 4  1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТРУДА, ЕГО 4 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ. ПРЕДМЕТНАЯ 4  ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА 4  1.2. СВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА С НАУКАМИ О 8 ТРУДЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 8  1.3. СВЯЗЬ СОЦИОЛОГИИ ТРУДА С НАУКАМИ О 9 ТРУДЕ НЕСОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 9  Резюме 11  Вопросы для контроля и обсуждения 11  ГЛАВА 2 НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 12  2.1. СТРУКТУРА И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 12  2.2. СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 15  2.3. ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ: СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ И СТРУКТУРА 20  Резюме 24  Вопросы для контроля и обсуждения 24  ГЛАВА 3 ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 26  3.1. РЫНОК ТРУДА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА 26  3.2. ЗАНЯТОСТЬ: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ 30  3.3. СЕГМЕНТЫ РЫНКА ТРУДА 37  3.4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА РЫНКЕ ТРУДА 42  3.5. БЕЗРАБОТИЦА 47  3.6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ 54  3.7. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ 59  3.8. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ 64  Резюме 67  Вопросы для контроля и обсуждения 68  ГЛАВА 4 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РАБОТНИКОВ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ 69  4.1. СУЩНОСТЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ 69  4.2. ФУНКЦИИ, ЭЛЕМЕНТЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 77  4.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 80  4.4. СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ 86  4.5. РАЗРАБОТКА СОБСТВЕННЫХ ЗАВОДСКИХ ТАРИФНЫХ СЕТОК 92  Резюме 96  Вопросы для контроля и обсуждения 97  ГЛАВА 5 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ОСНОВЕ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ 98  5.1. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 98  5.2. ПОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 101  5.3. СДЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 102  5.4. СИСТЕМА ПРЕМИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ 108  5.5. ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ 111  Резюме 114  Вопросы для контроля и обсуждения 114  ГЛАВА 6 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ ЕЕ РОСТА 115  6.1. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 116  6.2. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТPУДА 119  6.3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 127  Резюме 136  Вопросы для контроля и обсуждения 137  ГЛАВА 7 ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ 138  7.1. РАЗДЕЛЕНИЕ И КООПЕРАЦИЯ ТРУДА 138  7.2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВКА И ОБСЛУЖИВАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ 146  7.3. ДИСЦИПЛИНА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 155  7.4. УСЛОВИЯ ТРУДА, ИХ ОЦЕНКА 158  7.5. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 163  7.6. НОРМАТИВЫ ПО ТРУДУ 166  7.7. НОРМЫ ТРУДА, ИХ СТРУКТУРА И ВИДЫ 171  Резюме 176  Вопросы для контроля и обсуждения 177  ГЛАВА 8 ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ 178  8.1. СТРУКТУРА И СОСТАВ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 178  8.2. СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА 181  8.3. НАЕМ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА 184  8.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ 188  8.5. ДВИЖЕНИЕ КАДРОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ 194  Резюме 196  Вопросы для контроля и обсуждения 197  ГЛАВА 9 ВЗАИМОСВЯЗЬ И РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ТРУДУ НА ПРЕДПРИЯТИИ 198  9.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 198  9.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ-СДЕЛЬЩИКОВ 200  9.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ-ПОВРЕМЕНЩИКОВ, СПЕЦИАЛИСТОВ 208  9.4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА 215  9.5. СТРУКТУРА ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 220  Резюме 229  Вопросы для контроля и обсуждения 229  ГЛАВА 10 ТРУДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (КОЛЛЕКТИВ). СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ В ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 231  10.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 231  10.2. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ТРУДОВОЙ СРЕДЫ 232  10.3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 233  10.4. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЕЕ СТРУКТУРА 235  10.5. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ В ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 236  10.6. СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 240  Резюме 242  Вопросы для контроля и обсуждения 243  ГЛАВА 11 ПРОВЕДЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ  В СФЕРЕ ТРУДА 244  11.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ТРУДА 244  11.2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 248  11.3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 253  11.4. ОБРАБОТКА ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ИССЛЕДОВАНИЯ. КВАНТИФИКАЦИЯ И ШКАЛИРОВАНИЕ 265  Резюме 273  Вопросы для контроля и обсуждения 274  ГЛАВА 12 МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 276  12.1. ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРУДОВОГО НЕВЕДЕНИЯ 276  12.2. ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В МОТИВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ 279  12.3. СТРУКТУРА МОТИВОВ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ 280  Резюме 282  Вопросы для контроля и обсуждения 283  ГЛАВА 13 ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ 284  13.1. ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА 284  13.2. ВИДЫ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ 286  13.3. ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПОВЕДЕНИЯ 288  13.4. ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 290  Резюме 292  Вопросы для контроля и обсуждения 293  ГЛАВА 14 ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИМ КАК ВАЖНЕЙШИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА 294  14.1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ОТНОШЕНИЕ 294  14.2. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ  К ТРУДУ, ИХ ТИПОЛОГИЯ 296  14.3. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ, ЕЕ СТРУКТУРА И  ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ 299  Резюме 301  Вопросы для контроля и обсуждения 301  ГЛАВА 15 ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ РАБОТНИКОВ 303  15.1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ 303  15.2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ 305  15.3. КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ, АДАПТАЦИИ И  ПРОДВИЖЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 306  Резюме 309  Вопросы для контроля и обсуждения 310  ГЛАВА 16 ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ 311  16.1. СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ, ТИПЫ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА 311  16.2. ПРИЧИНЫ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ 314  16.3. РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВОГО КОНФЛИКТА 318  Резюме 321

Пролистать наверх