СИСТEМА КЛАССИФИКАЦИИ ГОСТИНИЦ И ДРУГИХ СРEДСТВ РАЗМЭeНИЯ М 2005 46 С

   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ                      СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ГОСТИНИЦ  И ДРУГИХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ                                                            Москва — 2005                     Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения» прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (регистрационный номер 6991 от 9 сентября 2005 года) и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»* № 38 от 19 сентября 2005 года.                         *»Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».   Бюллетень является официальным изданием. В нем в полном объеме публикуются принятые федеральными органами исполнительной власти нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.    Содержание  № п/п Разделы Стр. 1. Общие положения 6 2. Определения 7-8 3. Основные цели 8 4. Область распространения Системы и объекты, классифицируемые в Системе  8 5. Основные требования 9 6. Организационная структура Системы и функции ее участников 9-11 7. Порядок проведения работ по классификации 11-14 8. Формы документов, установленные в Системе 14 9. Порядок рассмотрения апелляций 14 10. Конфиденциальность информации 15 11. Язык Системы 15 12. Применение знака категории гостиницы и другого средства размещения  15 13. Форма заявки и анкеты 16-17 14. Методика оценки соответствия гостиниц и других средств размещения категориям  18-19 15. Требования к гостиницам и другим средствам размещения различных категорий  20-26 16. Критерии балльной оценки гостиниц и других средств размещения различных категорий с количеством номеров более 50  27-30 17. Критерии балльной оценки гостиниц и других средств размещения различных категорий с количеством номеров менее 50  31-33 18. Критерии балльной оценки домов отдыха, пансионатов и других аналогичных средств размещения  34-38 19. Сноски к «Требованиям к средствам размещения различных категорий»  39 20. Методика оценки номеров гостиниц и других средств размещения на соответствие категориям  40-41 21. Требования к номерам гостиниц и других средств размещения различных категорий  42-47 22. Критерии балльной оценки номеров гостиниц и других средств размещения различных категорий  48-49 23. Сноски к «Требованиям к номерам гостиниц и других средств размещения различных категорий»  50 24. Комментарии к Системе классификации гостиниц и других средств размещения. (Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы)      51-56  1. Общие положения  1.1. Настоящий документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения (далее — Система) на категорию «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда».  1.2. Настоящий документ регулирует порядок классификации гостиниц и других средств размещения (процедуру, включающую проведение оценки соответствия гостиниц и других средств размещения требованиям, установленным в Системе, и аттестацию их на соответствующую категорию). Классификация гостиницы и другого средства размещения осуществляется на добровольной основе.  1.3. Оценка соответствия гостиниц и других средств размещения установленным требованиям проводится органами по классификации гостиниц и других средств размещения, а аттестация на категорию осуществляется Центральным органом Системы (далее — ЦОС) -организацией, уполномоченной Ростуризмом.  1.4. Система разработана с учетом положений Федерального закона от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.12.1996, N 49, ст. 5491), Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства РФ», 30.12.2002, N 52 (ч. 1) , ст. 5140) , Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996, N 3, ст. 140), распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. №1004-р («Российская газета», N 157, 21.07.2005).  1.5. Настоящий документ устанавливает:  цели Системы;  область распространения Системы;  основные требования Системы;  организационную структуру Системы и функции ее участников;  порядок проведения работ в Системе;  формы документов, применяемых в Системе;  порядок рассмотрения апелляций;  правила применения знака категории гостиницы и другого средства размещения.  1.6. Система является открытой для участия в ней организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги гостиниц и других средств размещения и признающих и выполняющих ее правила.  1.7. В Системе предусматривается свободный доступ к информации о ее правилах, участниках и результатах классификации для исполнителей и потребителей услуг гостиниц и других средств размещения и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма и пр.  1.8. Объективность и достоверность оценки гостиниц и других средств размещения в Системе обеспечивается экспертами, аттестованными в порядке, установленном в Системе.  2. Определения  2.1. В настоящем документе применяются термины, понятия и определения, установленные в Законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Кроме того, в целях настоящего документа используются следующие термины и определения:  средства размещения — помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов;  номер в средстве размещения — одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания туристов;  номерной фонд — общее количество номеров (мест) средства размещения;  сюит — номер в средстве размещения площадью не менее 75 м2, состоящий из трех и более жилых комнат (гостиной/столовой*, кабинета и спальни), с нестандартной широкой двуспальной кроватью (200 см х 200 см) и дополнительным гостевым туалетом;  апартамент — номер в средстве размещения площадью не менее 40 м2, состоящий из двух и более жилых комнат (гостиной/столовой, спальни), имеющий кухонное оборудование;  люкс — номер в средстве размещения площадью не менее 35 м2, состоящий из двух жилых комнат (гостиной и спальни), рассчитанный на проживание одного/двух человек;  студия — однокомнатный номер в средстве размещения площадью не менее 25 м2, рассчитанный на проживание одного/двух человек, с планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной/столовой/кабинета;  номер первой категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной/двумя кроватями, с полным санузлом (ванна/душ, умывальник, унитаз), рассчитанный на проживание одного/двух человек;  номер второй категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с одной/двумя кроватями, с неполным санузлом (умывальник, унитаз, либо один полный санузел в блоке из двух номеров), рассчитанный на проживание одного/двух человек;  номер третьей категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с неполным санузлом (умывальник, унитаз, либо один полный санузел в блоке из двух номеров), рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: 6 м2 в здании круглогодичного функционирования, 4,5 м2 в зданиях сезонного функционирования;  номер четвертой категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, с умывальником, рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: 6 м2 в зданиях круглогодичного функционирования, 4,5 м2 в зданиях сезонного функционирования;  * Допускается отсутствие перегородки между гостиной/столовой и кабинетом при визуальном разграничении помещения на гостиную/столовую и кабинет. номер пятой категории — номер в средстве размещения, состоящий из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих, без умывальника (умывальник в коридоре), рассчитанный на проживание нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего: 6 м2 в зданиях круглогодичного функционирования, 4,5 м2 в зданиях сезонного функционирования;  знак категории гостиницы и другого средства размещения — форма доведения до потребителей и других заинтересованных сторон информации об аттестации гостиницы и другого средства размещения на соответствие определенной категории. Графически знак категории гостиницы и другого средства размещения представляет собой совокупность от одной до пяти пятиконечных звезд правильной формы произвольного размера.    3. Основные цели  3.1. Основными целями Системы являются:  обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг;  гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) и существующей зарубежной практикой;  дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;  оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;  обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных документах, принятых в Системе;  повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;  содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств размещения.    4. Область распространения Системы и объекты,  классифицируемые в Системе  4.1. В область распространения Системы входит деятельность по классификации гостиниц и других средств размещения, находящихся на территории Российской Федерации.  4.2. При проведении классификации проверяются характеристики гостиниц и других средств размещения, позволяющие осуществить аттестацию на одну из категорий на основе требований, установленных в нормативных документах, принятых в Системе.  5. Основные требования  5.1. Основными требованиями Системы являются:  требования к гостиницам и другим средствам размещения различных категорий (Приложение 1);  требования к деятельности участников Системы;  требования к номерам различных категорий (Приложение 2);  требования к экспертам Системы и порядок их аттестации;  требования к органу по классификации.    6. Организационная структура Системы и функции её участников  6.1. Организационную структуру Системы образуют:  Федеральный орган исполнительный власти в сфере туризма;  ЦОС;  Аттестационная комиссия;  Комиссия по апелляциям;  органы по классификации средств размещения;  заявители — юридические лица или индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявкой на проведение классификации гостиницы и другого средства размещения.  6.2. Федеральный орган исполнительный власти в сфере туризма (далее — Руководящий орган Системы):  утверждает решения Аттестационной комиссии об аттестации гостиниц и других средств размещения на категорию;  создает Комиссию по апелляциям;  осуществляет взаимодействие с зарубежными системами классификации средств размещения.  6.3. ЦОС — организация, осуществляющая следующие функции:  формирование Аттестационной комиссии и утверждение документов Системы, в том числе по оплате работ в Системе;  принятие заявок на проведение экспертной оценки соответствия гостиниц и других средств размещения категории на территории страны;  ведение единого Реестра Системы, организация публикаций официальной информации, предоставление сведений об объектах классификации;  организация разработки методических документов Системы;   подготовка экспертов Системы (определение требований к экспертам Системы, проведение их подготовки, переподготовки и повышения квалификации), ведение реестра аттестованных экспертов, контроль их деятельности;  организация изготовления бланков сертификатов категории, носителей знака категории средства размещения, ведение учета выданных сертификатов категории;  подготовка предложений по совершенствованию Системы;  осуществление сбора и анализа информации по вопросам классификации;  осуществление пропаганды в области классификации гостиниц и других средств размещения;  взаимодействие с Аттестационной комиссией, органами по классификации и Комиссией по апелляциям;  организация проведения экспертизы документов по поручению Аттестационной комиссии и Комиссии по апелляциям.  6.4. В состав Аттестационной комиссии входят:  1) председатель Аттестационной комиссии, избираемый членами комиссии;  2) представители федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;  3) представители ЦОС;  4) представители организаций туристской индустрии и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.  В заседаниях Аттестационной комиссии могут принимать участие представители органов по классификации и органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации.  Аттестационная комиссия:  формирует политику в области классификации гостиниц и других средств размещения;  принимает решения об аттестации гостиницы и другого средства размещения на категорию.  6.5. Комиссия по апелляциям формируется Руководящим органом Системы с привлечением представителей организаций туристской индустрии и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.  Комиссия по апелляциям собирается по мере необходимости. Апелляции по вопросам, связанным с классификацией, рассматриваются в порядке, установленном в главе IX.  6.6. Органы по классификации гостиниц и других средств размещения (далее — органы по классификации), создаются на базе организации, определенной ЦОС.  Требования к органам по классификации определяются ЦОС.  Органы по классификации:  организуют проведение экспертной оценки соответствия гостиниц и других средств размещения категории на территории страны на основе единой методологии и критериев;    формируют экспертную комиссию из числа аттестованных в Системе экспертов в количестве до трех человек и назначают председателя экспертной комиссии;    представляют документы по результатам экспертной оценки в ЦОС для принятия решения Аттестационной комиссии об аттестации гостиниц и других средств размещения на категорию.     Решение о привлечении экспертов к проведению работ по оценке соответствия гостиниц и других средств размещения принимается органами по классификации по согласованию с ЦОС.      Эксперты:  проводят оценку гостиниц и других средств размещения и документируют ее результаты;  обеспечивают конфиденциальность полученной в ходе оценки информации.  6.7. Заявители — юридические лица или индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявкой на проведение классификации гостиницы и другого средства размещения:  направляют заявку на проведение классификации гостиницы и другого средства размещения в ЦОС;    после получения сертификата категории получают право на применение Знака категории, а также использование «звезд» в оформлении документов и в рекламных целях;    обеспечивают соответствие гостиниц и других средств размещения требованиям, установленным в Системе;    информируют ЦОС и органы по классификации обо всех изменениях, влияющих на результаты оценки, подтвержденные при аттестации;    осуществляют корректирующие действия в соответствии с рекомендациями, данными в ходе экспертных проверок.    7. Порядок проведения работ по классификации  7.1. Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:  первый этап — экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории;  второй этап — аттестация гостиницы и другого средства размещения;  третий этап — экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.  7.2. Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории проводится в следующем порядке:  — получение от заявителя заявки на классификацию;  — проведение экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения и составление акта.  7.2.1. Заявка на классификацию направляется в ЦОС. К заявке прилагается анкета, содержащая сведения о номерном фонде и его структуре для определения объемов работ и их стоимости. Кроме того, в анкете должна содержаться информация о наличии документов, подтверждающих соответствие оказываемых услуг требованиям безопасности в части пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил и норм и требований охраны окружающей среды.  7.2.2. Получив заявку и заполненную анкету, ЦОС заключает договор с заявителем на выполнение работ и поручает организацию работы по экспертной оценке соответствия гостиницы и другого средства размещения категории органу по классификации, который формирует экспертную комиссию для проведения работ по оценке соответствия гостиницы и другого средства размещения.  К работе экспертной комиссии могут привлекаться специалисты в области туризма, представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.  Председатель экспертной комиссии проводит подготовительные работы: устанавливает сроки проведения экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения, оповещает о них заявителя и членов экспертной комиссии.  7.2.3. Экспертная оценка гостиницы и другого средства размещения категории базируется на совокупности требований и критериев балльной оценки.  Категории гостиниц и других средств размещения обозначаются символом «звезда». Гостиницы и другие средства размещения классифицируются по пяти категориям. Высшая категория средства размещения — «пять звезд», низшая — «одна звезда».  7.2.4. Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории включает в себя экспертную оценку гостиницы и другого средства размещения в целом и его номерного фонда.  Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения одной из категорий проводится в три этапа:  первый этап — проводится предварительная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения одной из категорий;  второй этап — проводится балльная оценка гостиницы и другого средства размещения по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;  третий этап — на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения определенной категории.  7.2.5. Одновременно с экспертной оценкой соответствия гостиницы и другого средства размещения проводится экспертная оценка соответствия номеров категориям, соответствующим установленным требованиям. Результаты экспертных оценок номеров оформляются протоколами.  Экспертная оценка соответствия номеров категориям проводится в три этапа:  первый этап — проводится предварительная экспертная оценка соответствия номера установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляются протоколы соответствия номеров категориям;  второй этап — проводится балльная оценка соответствия номеров по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляются протоколы, в которых указывается суммарное количество баллов;  третий этап — на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия номеров категориям.  7.2.6. Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом.  Акт подписывают председатель и члены экспертной комиссии. Акт печатается в 3-х экземплярах.  К акту прилагаются вышеуказанные протоколы, подписанные членом экспертной комиссии, а также представителем заявителя в подтверждение факта ознакомления с протоколами.  Протоколы печатаются в 3-х экземплярах. Один экземпляр протоколов остается у заявителя.  В органе по классификации остается один экземпляр акта с протоколами.  7.3. Аттестация гостиницы и другого средства размещения проводится в следующем порядке:  орган по классификации анализирует вышеуказанные документы и направляет два экземпляра акта и один экземпляр протоколов в ЦОС для заключения и передачи в Аттестационную комиссию;  после принятия Аттестационной комиссией решения о присвоении гостинице и другому средству размещения категории сертификат категории с приложениями подписывается председателем Аттестационной комиссии и направляется в ЦОС для регистрации в реестре и направления заявителю с одним экземпляром акта с уведомлением о вручении не позднее 30 дней со дня принятия решения.  В ЦОС остается один экземпляр акта с протоколами.  Сертификат категории выдается на срок не более 5 лет.  В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата категории решение с обязательным указанием причин отказа направляется заявителю не позднее 30 дней со дня принятия решения Аттестационной комиссией.  7.4. Экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения осуществляется в форме проверок и устанавливается на весь период действия сертификата категории.  Организация проведения проверок осуществляется органами по классификации.  Проверки могут быть двух видов:  очередные проверки;  внеочередные проверки.  Процедура проведения очередных экспертных проверок определяется Аттестационной комиссией при принятии решения об аттестации гостиницы и другого средства размещения.  При проведении проверки эксперты проверяют устранение несоответствий, выявленных в ходе предыдущих проверок, но не повлиявших на решение о выдаче/подтверждении действия сертификата категории, а также фиксируют несоответствия, возникшие за истекший период. По результатам проверки орган по классификации составляет акт экспертной проверки и направляет его в ЦОС для представления в Аттестационную комиссию, которая принимает решение о подтверждении сертификата категории. Решение передается в ЦОС для регистрации и направления заявителю с уведомлением о вручении.  Внеочередные проверки осуществляются по предписанию ЦОС в следующих случаях:  — наличие информации о претензиях к гостинице и другому средству размещения, имеющему сертификат категории, поступившей в Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, в ЦОС или органы исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации;  — существенные изменения в технологии оказания услуг, в организационной структуре и кадровом составе гостиницы и другого средства размещения, которые могут повлиять на качество оказываемых услуг.  7.4.1. При отрицательных результатах экспертной проверки Аттестационная комиссия вправе принять решение о приостановлении или отмене действия сертификата категории. Решение передается в ЦОС для направления заявителю с уведомлением о вручении.  7.5. По окончании срока действия сертификата категории повторная классификация проводится в порядке, установленном в настоящей главе.    8. Формы документов, установленные в Системе  8.1. В Системе применяют сертификат категории установленного образца.  8.2. Бланки сертификата, приложения и решения о подтверждении, приостановлении или отмене действия сертификата категории подлежат строгому учету и хранятся в ЦОС.    9. Порядок рассмотрения апелляций  9.1. Апелляции по вопросам, связанным с классификацией, рассматривает Комиссия по апелляциям.  9.2. Комиссия по апелляциям рассматривает апелляции, поданные в письменном виде, в течение 30 дней после получения заявителем документов.  Комиссия по апелляциям не рассматривает апелляции, связанные с выдачей сертификатов, срок действия которых к моменту подачи апелляции истек.  Комиссия по апелляциям выносит решение по апелляциям не позднее, чем через 30 дней с момента их получения. При необходимости комиссия по апелляциям может запрашивать от участников классификации дополнительные материалы. В этом случае срок рассмотрения апелляции увеличивается на время, необходимое для получения запрошенных материалов.  По окончании рассмотрения материалов комиссия по апелляциям принимает решение и направляет его вместе с материалами по апелляции в ЦОС и заявителю с уведомлением о вручении.  Решение комиссии по апелляциям является обязательным к исполнению для всех участников классификации.  10. Конфиденциальность информации  10.1. В Системе обеспечивается конфиденциальность полученной в ходе экспертной оценки информации, в том числе являющейся коммерческой тайной.    11. Язык Системы  11.1. Документы, используемые в процессе классификации, оформляются на русском языке.  11.2. Сертификаты и приложения к ним, выдаваемые в Системе, оформляются на русском языке.    12. Применение знака категории гостиницы и другого средства размещения  12.1. Основанием для применения Знака категории гостиницы и другого средства размещения является сертификат категории гостиницы и другого средства размещения.  12.2. Право применения Знака категории гостиницы и другого средства размещения устанавливается на срок действия сертификата категории.                                          13. Форма заявки и анкеты (в приложении на сайте)     14. Методика оценки соответствия   гостиниц и других средств размещения категориям     14.1. Оценка соответствия средства размещения одной из категорий проводится в три этапа:   первый этап — проводится предварительная оценка соответствия средства размещения требованиям, приведенным в табл. 1. По результатам предварительной оценки составляется протокол соответствия средства размещения одной из категорий;   второй этап — проводится балльная оценка средства размещения по критериям, приведенным в табл. 2, 3, 4. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;   третий этап — на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная оценка соответствия средства размещения определенной категории.

Пролистать наверх