СТОЛИЧНОE ОБРАЗОВАНИE В ЦИФРАХ И ФАКТАХ ЧEБОКСАРЫ 2005 51 С 2

 проводимых Министерством образования России    № Название эксперимента Образовательные учреждения 1 Введение единого государственного экзамена (постановление кабинета Министров ЧР от 15.03.2001 г. № 44) Все дневные общеобразовательные учреждения 2 Воспитательное — образовательное пространство: «национальный язык — национальная культура в многонациональной школе» (приказ МО от 12.2000 г.) Лицей № 1 3 Личностно — ориентированное обучение на основе здоровьесберегающих технологий, формирование школы сопутствующей здоровью (приказ МО ЧР № 527 от 03.10.2003)   СОШ № 62 4 Разработка инструментария и проведение пилотной апробации мониторингового исследования индивидуального учебного процесса учащихся общеобразовательных учреждений (договор ERP/ F2/C/29-03 от 01.10.2003 г.) СОШ № 56 5 Международное гуманитарное право: внедрение проекта «Вокруг тебя — Мир» в образовательную область «Филология» (приказ МОЧР № 78 от 18.02.2002 г.) СОШ № 60 6 Введение предпрофильного и профильного обучения (в рамках концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом МО ЧР № 462 от 29.08.2003 г., приказ ГУО № 162 от 12.09.2003 г.) СОШ № 31, 35, 37, 40, 45, 49,52, 62, лицей № 2, ЦДО 7 Взаимодействие школы и реабилитационного отделения детской городской больницы как условие создания здоровьесберегающей образовательной среды (республиканская экспериментальная площадка) СОШ № 59 8 Развитие способов обучения учащихся старшей ступени по дифференцированным учебным планам, обеспечивающим частичную индивидуализацию обучения учащихся с учетом выбора дальнейшего образования ( в рамках программы «Модернизация образования: перспективные разработки» Министерства образования и науки России с Национальным фондом подготовки кадров)   Лицей № 3                                                            1.  Сведения  о педагогических работниках, участвующих в международных, всероссийских, межрегиональных и других проектах и о педагогах, выигравших различные гранты в 2003-2004 годах.    ОУ ФИО Должность Инновации Тема Сроки Руководитель проекта Партнерство в рамках его реализации Где можно ознакомиться с результатами Сведения о возможности организации семинаров 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Лицей № 1  г. Чебоксар Клинк  Надежда Юрьевна Учитель физики Инновационные методы преподавания физики Креативные технологии в преподавании естественных наук Май  2004 г. Клинк Н.Ю. Санкт — Петербургский ИНЖЭКОН Сайт Всероссийского конкурса учителей физики и математики  www.grantnauka.ru   Возможно проведение обучающих семинаров на базе лицея № 1 2. Лицей № 1  Г. Чебоксары Филиппова  Алевтина  Альбертовна Учитель английского языка Инновационные методы преподавания естествознания с использованием иностранных языков Креативные технологии в преподавании естественных наук Май-сентябрь 2004 г. Клинк Н.Ю Санкт — Петербургский ИНЖЭКОН Экспериментальная площадка по использованию британского учебника естествознания  «Science for public understandinq» Возможно проведение обучающих семинаров на базе лицея № 1 3.СОШ № 2  г. Чебоксары Михайлова  Лия  Петровна Учитель начальных классов «Проект «Перспективная начальная школа Введение новой системы начального образования в рамках Концепции модернизации российского образования до 2010 года 2004-2005 учеб..год — 2008-2009 учеб.год Чуракова Р.Г.  (г. Москва), Бескоровайная Р.П. (г. Чебоксары) Руководители программы и авторы учебников в АПК учителей   ( г.Москва) АПК (г. Москва) ЧРИО (г. Чебоксары) Семинар на базе СОШ № 2 г. Чебоксары 15.03.2005 4. Лицей № 44 г. Чебоксары Коростелева Нина Владимировна Заместитель директора по УВР Технология создания межкультурного диалога Формирование межкультурного диалога 2003-2004,  2005 г.г. (продолжение)   ЮНЕСКО Команда «Русские медведи» лицея № 44 г. Чебоксары и команда «Голубые сапфиры» Медагамаскул, Шри-Ланка Сайт www/mondialoqo.ru  или www/monschol44.h12.ru 5. Лицей № 44  г. Чебоксары Коростелева Нина Владимировна Заместитель директора по УВР Технология использования инновационной деятельности в процессе преподавания английского языка Формирование межкультурного диалога 2002-2007 г.г. Госдепартамент США  (г. Вашингтон),  Американские Советы  (г. Москва) Школы и ВУЗы России, США, Англии, Германии, Чехии, Швеции, Финляндии Буклеты, сборники статей (г. Санкт-Петербург 2002 г.;  г. Москва, 2004 г.; сайт офиса Американских советов (г. Москва) 6. Лицей № 44 г. Чебоксары Синев Константин Гаврилович,  Зобова Ольга Алексеевна,   Михайлова Эльвира Николаевна Директор      Зам.дир.по УВР    Зам.дир. по ВР Творческая педагогика Система организации работы с одаренными детьми 1998-2008 г.г. Л.И. Рувинский, президент Академии творческой педагогики Школы России Академия творческой педагогики  (г. Москва) 7. СОШ № 56   г. Чебоксары Данилова Эльвира Ивановна,  Яковлева Альбина Леонидовна, Тимофеева Валентина Ивановна учителя начальных классов Международный проект «Сообщество» Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного 2003-2005 г.г. В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования г. Сергиев Посад Московской обл. Сайт СОШ № 56 Возможно проведение семинаров учителей начальных классов 8.СОШ № 56   г. Чебоксары Чернова А.Н.,  Денисова Л.А.,  Токарева Т.А.,  Пигачева Н.М. учит. матем.  биологии,  истории  литературы В контексте результатов международного исследования PISA — 2000 Апробация задачников по новым требованиям к содержанию и методике обучения в российской школе 2004 г. Алексеев Виктор Валерьевич, директор СОШ № 56 Центр изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук Центр изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук 9.СОШ № 62   г. Чебоксары Кузнецова Наталья Алексеевна Директор Формирование школы содействия здоровью Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ 2003-2005 г.г. Сейя Сихвола — руководитель по России от ЕС, Кузнецова Н.А. — руководитель пилотной площадки проекта Министерства здравоохранения РФ и ЧР Сайт [email protected] Подготовлена команда школьных тренеров обучения здоровью. Конт. Тел. 41-38-49  [email protected] Примечание. В ноябре 2004 года Кузнецова Н.А. стала победителем конкурса, объявленного программой «Открытый мир» и была отправлена на двухнедельную стажировку в США (г. Чикаго).      Инновационные технологии       В ОУ города Чебоксары используются и внедряются следующие технологии:  — современное традиционное обучение;  — педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, коллективный способ обучения);  — технология уровневой дифференциации;  — технология развивающего обучения;  — технология программированного обучения;  — информационные технологии.   В начальной школе реализуются следующие программы:  — «Начальная школа XXI века»;  — «Школа — 2100»;  — «Сообщество»;  — «Гармония»;  — «Перспективная начальная школа»      Внедрение национально-регионального компонента    — в трех ДОУ обучение и воспитание детей ведется на чувашском языке;  — во всех ДОУ дети с 4-летнего возраста обучаются чувашскому языку;  — в 70 образовательных учреждениях учащиеся 1-9 классов школ города изучают чувашское слово; в 5-9 классах изучается предмет «Культура родного края»; учащиеся 10-11 классов изучают чувашскую литературу; с января 2000 г. в ОУ г. Чебоксары ведется преподавание предмета «Мой город»;  — 495 педагогов преподают чувашское слово, их них 465 учителей имеют высшее образование, 358 учителей имеют образование по специальности «чувашский язык и литература» , 54 учителя имеют высшую квалификационную категорию, 201 — первую квалификационную категорию, 189 — 2 квалификационную категорию;  — функционируют 93 оборудованных кабинета чувашского слова и 7 кабинетов культуры родного края, из них 19 — имеют звание «образцовый», 31 — звание «лучший»;  — в 12 школах работают этнографические музеи, в одной — музей чувашской вышивки;  — ежегодно проводятся семинары педагогов и заместителей директора по учебно — воспитательной работе, курирующих чувашский язык, по вопросам преподавания предметов национально — регионального компонента;  — в 2004-2005 учебном году впервые проведен фестиваль педагогических находок учителей чувашского слова, позволивший выявить талантливых, творчески работающих педагогов;  — учащиеся активно участвуют в школьных, городских, республиканских олимпиадах по чувашскому языку, в городской научно — практической конференции, во Всероссийской игре — конкурсе «Чувашская ласточка — языкознание для всех»;  — в 2004-2005 учебном году проведена игра — конкурс «Салтарчак», победители которой принимали участие в республиканском туре.     В связи с резким спадом рождаемости в 90-х годах прием в 1-е классы сокращался. Лишь в последний год ситуация стабилизировалась.              Сведения о рождаемости детей       Демографическая ситуация приводит к тому, что в ближайшее время резко уменьшится численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Из анализа демографической ситуации и прогноза изменения численности учащихся в ОУ г. Чебоксары на 2002-2008 годы видно, что к 2007-2008 учебному году количество учащихся сократится на 26%.        Прогноз изменения численности учащихся  в общеобразовательных учреждениях г. Чебоксары  на 2002-2008 годы     Создавшаяся ситуация диктовала необходимость проведения реструктуризации имеющейся сети городских образовательных учреждений. Поэтому на основе анализа современного состояния образования в городе, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и республиканской Программой реструктуризации сети общеобразовательных учреждений администрацией г. Чебоксары была принята муниципальная программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений г. Чебоксары на 2003-2005 годы. Программа определяла основные пути оптимизации муниципальной системы образования, направленные на повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений. Исходя из социальных требований к системе российского образования, главная задача образовательной политики состояла в обеспечении современного качества образования. А для этого необходимо создать такую модель современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов. Качество работы образовательного учреждения определяется многими параметрами, но одним из показателей оценки деятельности образовательного учреждения является уровень знаний, умений и навыков учащихся.   С учётом сложившихся обстоятельств, проблема обеспечения доступности качественного образования для учащихся в городе решается путём введения новых моделей функционирования общеобразовательных учреждений, новых форм организации образовательного процесса. В результате создаются школы с современной материальной базой, возможностью введения профильного образования в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в высших учебных заведениях.   Реструктуризация сети образовательных учреждений в городской местности способствовала решению следующих проблем:  * реализация права выбора учащимися и родителями образовательного учреждения;  * обеспечение психофизической безопасности учащихся;  * обеспечение ориентированности сети школ на рынок труда;  * разнообразие сети и учёт специальных образовательных потребностей;  * профилизация старшей ступени;  * обеспечение целевого распределения ресурсов.     Фундаментом образовательной системы является дошкольное образование, так как здесь закладываются такие основы личности, которые носят определяющий характер для школьного обучения.   В соответствии с муниципальной программой развития образования г. Чебоксары «Столичное образование» основными стратегическими задачами в 2005 — 2007 годах являются:  * обеспечение дальнейшего развития, совершенствование и оптимизация муниципальной сети образовательных учреждений;  * расширение доступности, повышение качества и роста эффективности системы образования.   Основные мероприятия по реализация этих задач:   — разработка программно-методического, организационно-методического и финансового обеспечения новых форм организации дошкольного образования;   — создание системы психологической помощи детям раннего возраста;   — организация психодиагностической помощи детям, не охваченным дошкольным образованием;   — создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей в возрасте 5 лет и проведении ранней диагностики развития детей;   — отработка нормативной правовой базы введения долевого финансирования дошкольного воспитания и содержания детей;  — открытие дополнительных групп в ДОУ и строительство 1 нового ДОУ.     В соответствии с законом «Об образовании» дошкольные образовательные учреждения осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляет 2338 педагогов, все из которых имеют педагогическое образование.                Сведения о численности детей  в дошкольных образовательных учреждениях  города Чебоксары         Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях осуществляет 2338 педагогов, все из которых имеют педагогическое образование.   В соответствии с планом повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений в Чувашском республиканском институте образования в 2004 — 2005 учебном году прошли курсы 137 человек, что составляет 6,1% от общего количества педагогов ДОУ. Были прослушаны семинарские занятия по развивающим играм (79 человек) и по образовательной системе «Школа 2100» (125 человек).     Качественный состав педагогов ДОУ    Категория  педагогов   Всего Всего  пед-в Образование л к м высшее н/высшее Ср-спец. без л к м л К м л к м Заведующий 39 36 47 122 39 33 43 — 1 1 — 2 3 — Старший воспитатель 28 29 40 97 27 29 40 1 — — — — — — Воспитатель 493 512 670 1675 172 196 232 26 26 33 295 290 405 — Музыкальный руководитель 60 58 84 202 36 31 46 1 — — 23 27 38 — Учитель-логопед 12 12 23 47 12 12 23 — — — — — — — Учитель-дефектолог 11 1 8 20 11 1 8 — — — — — — — Педагог-психолог 33 27 35 95 30 27 34 2 — 1 1 — — — Инстр. по физ. культуре 30 16 34 80 11 4 20 4 4 1 15 8 13 —    ИТОГО 706 691 941 2338 338 333 446 34 31 36 334 327 459 2338 1117  47.8% 101  4.3% 1120  47.9%       Программно-методическое обеспечение педагогического процесса разнообразно. В детских садах реализуются следующие комплексные программы:  — Программа воспитания ребенка-дошкольника/ разработана ВНИИК под руководством О. В. Драгуновой. — Чебоксары, 1995 г. (125 ОУ);   — Программа «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева и др.) (20 ДОУ);   — Программа «Школа 2100» (Под ред. А. А. Леонтьева) (18 ДОУ);   — Программа «Радуга» (Т.Н.Доронова, В.В.Гербова и др.) (8 ДОУ);   — Программа «Сообщество» (К.А. Хансен, Р.К. Кауфман, К.Б. Уолш) (7 ДОУ);   — Программа «Воспитания и обучения в детском саду» (М.А. Васильева) (6 ДОУ);   — Программа «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) (6 ДОУ);   — Программа «Истоки» (Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева и др.) (3 ДОУ);   — Программа «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) (2 ДОУ);   — Программы для (специальных) коррекционных ДОУ (15 ОУ).   Выбор парциальных программ и педагогических технологий в первую очередь зависит от приоритета дошкольного учреждения и колеблется от 1 до 8 в каждом учреждении.   Многие дошкольные учреждения работают в инновационном режиме, реализуя авторские технологии, создавая собственные концепции. Так, в 2004 году ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 137» стал дипломантом I степени II Всероссийского конкурса воспитательных систем.   Дошкольное образование города выполняет заказ населения в изменившейся социальной ситуации (рост населения с высоким достатком, возросший уровень родительских притязаний). В 2004 г. в 18 дошкольных учреждениях города были открыты группы, представляющие услуги сверх стандарта за счет средств родителей.    Вид группы Количество групп Количество  Детей №ДОУ Группа индивидуального дифференцированного развития 12 168 № 25,110,132, 178 Группа выходного дня 1 10 № 174 Группа «Развитие» интеллектуального направления 13 278 № 73, 93, 125, 128, 141,156 Группы с комфортными условиями пребывания (дополнительные штаты, меньшее количество детей) 7 108 № 41,59,75 Группы «Эстет» с комплексом дополнительных услуг 4 80 № 93, 156, 178 Группы оздоровления 9 164 № 29, 73, 93, 125, 146, 177, 178, 131 Итого: 46 808 18 ДОУ   В 2004-2005 учебном году в 33 ДОУ города были организованы платные дополнительные услуги для 2841 ребенка; в 110 ДОУ — бесплатные дополнительные услуги оздоровительного и образовательного характера для 10372 детей.     В 2004 — 2005 учебном году 4069 детей 6-летнего возраста охвачены дошкольным образованием в городе Чебоксары, что составляет 90,8% и свидетельствует о предоставлении детям равных стартовых возможностей для поступления в школу.   Для повышения эффективности деятельности детских садов в апреле 2004 г. методические службы районов были объединены в Центр развития дошкольного образования при управлении образования администрации города Чебоксары.   В целях активизации деятельности дошкольных образовательных учреждений по созданию необходимых условий для качественной реализации воспитательно-образовательного процесса в сентябре 2004 года Центром развития дошкольного образования был проведен смотр-конкурс «Лучшее функциональное помещение ДОУ» по номинациям, на 1 этапе которого приняло участие 96 ДОУ г. Чебоксары, на 2 этапе — 39 ДОУ.   По итогам городского смотра-конкурса «Лучшее функциональное помещение ДОУ» были признаны победителями по номинациям:  «Лучшее групповое помещение» — ДОУ №№ 134, 145, 176, 178, МС(К)ОУ «Начальная школа — детский сад для детей с нарушением речи»;  «Лучший музыкальный зал» — ДОУ №№ 24, 50, 116, 145, 156;  «Лучший физкультурный зал» — ДОУ №№ 116, 121;  «Лучший кабинет педагога-психолога» — ДОУ №№ 6, 97, 146;  «Лучший кабинет изобразительной деятельности» — ДОУ №№ 85, 141, 185;  «Лучший экологический кабинет» — ДОУ №№ 141, 158;  «Лучший логопедический, дефектологический кабинет» — ДОУ № 137.     С целью повышения качества информационного сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ города в сентябре 2004 года Центром развития дошкольного образования проведен смотр на лучшую организацию информационного пространства ДОУ, в котором приняло участие 117 учреждений, воспитывающих детей дошкольного возраста. Наиболее полная информация об учреждении для педагогов, родителей, выдержанная в едином стиле с учетом художественного дизайна, отмечена в ДОУ №№ 2, 9, 121, 146, 148, 156, 162, 165, 176, 178, 180.   В республике сложилась система проведения смотра-конкурса по охране жизни и здоровья детей «За здоровьем — в детский сад». Городской смотр-конкурс проходил в период с 10 декабря 2004 года по 28 февраля 2005 года в 2 этапа. На 1-м этапе приняло участие 122 дошкольных учреждения и 3 МОУ «Начальная школа — детский сад». По итогам изучения деятельности детских садов по физическому воспитанию на втором этапе городской комиссией в составе специалистов управления образования и здравоохранения администрации г. Чебоксары и ФГУ «ЦГСЭН» были признаны победителями в номинациях:    «Лучший детский сад»:   1 место — МДОУ «Детский сад № 181 комбинированного вида»;   2 место — МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 178»;   3 место — МДОУ «Детский сад № 116»;   «Лучший воспитатель»:   1 место — воспитатель МДОУ «Детский сад № 26 компенсирующего вида для детей с нарушением слуха» Павлова Надежда Егоровна;   2 место — воспитатель МДОУ «Детский сад № 128» Ветошник Елена Юрьевна;   3 место — воспитатель МДОУ «Детский сад № 105» Виноградова Альбина Юрьевна;   «Лучшая медицинская сестра»:   1 место — старшая медицинская сестра МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 178» Поликарпова Марина Николаевна;   2 место — старшая медицинская сестра МДОУ «Детский сад № 116» Кокорина Лариса Викторовна;   3 место — старшая медицинская сестра МДОУ «Детский сад № 22» Амурина Валентина Васильевна;   «К здоровой семье — через детский сад»:   1 место — семья Вани Порфирьева (МДОУ «Детский сад № 125»);   2 место — семья Маши Черновой (МДОУ «Детский сад № 116»);   3 место — семья Дениса Орендеева (МДОУ «Детский сад № 45»);   «Лучший инструктор по физической культуре»:   1 место — инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад № 156» Тимофеева Лариса Владимировна;   2 место — инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад № 116» Алексеева Раиса Степановна;   3 место — инструктор по физической культуре МДОУ «Детский сад № 174» Кальметова Надежда Никифоровна.     Материалы детских садов №№ 181, 26, 178, 125 были направлены для участия во II-м туре республиканского смотра-конкурса по охране жизни и здоровья детей «За здоровьем — в детский сад», по итогам которого победителями были признаны воспитатель ДОУ № 26, медсестра ДОУ № 178 и семья ДОУ № 125.     В целях реализации Указа Президента ЧР о годе парков и садов, улучшения экологического и эстетического состояния территории ДОУ Центром развития дошкольного образования в период с 18 марта по 20 апреля 2005 года был проведен городской конкурс проектов по благоустройству территорий ДОУ. Для участия в республиканском конкурсе были направлены проекты ДОУ №№ 9, 64, 75, 96, 97, 121, 134, 145. В результате конкурсного отбора грант в сумме 30 тысяч рублей завоевало ДОУ № 75.     В целях патриотического воспитания дошкольников и поддержки одаренных детей в период с 20 апреля по 14 мая 2005 г. прошел городской конкурс детских рисунков «Мир без войны», в котором приняли участие дети старших и выпускных групп из 114 ОУ г. Чебоксары. Конкурс проходил в 2 этапа:   1 этап — в дошкольных учреждениях города;

Пролистать наверх