Тeатральная энциклопeдия м 2000 867 с 453

К наиболее значит, ролям Л. принадлежат: расчётливо-циничный  Мак-ферсон («Русский вопрос»), самоуверенный хищник Сарториус  («Лондонские трущобы» Шоу), мудрый и человечный Кутузов («Фельдмаршал  Кутузов» Соловьёва), озорник и самодур Тихон Молоков («На золотом дне»  Мамина-Сибиряка).   С большой теплотой и сочувствием Л. играл «маленьких» людей, смешных  и чудаковатых, раскрывая, как рождается в этих «незаметных» героях  протест против угнетения, унижения человеч. достоинства: Шмага; Робинзон  («Бесприданница»); Каран-дышев. Сочным грубоватым юмором, лукавством  отличались в исполнении Л. образы весёлого Тристана («Собака на сене» Л  one де В era), изворотливого, деятельного Грумио («Укрощение  строптивой»), простодушного Лепорелло («Каменный гость» Пушкина).   Лит.: Левин М. Б., Г. Е. Леондор, «Театр», 1939, .N'»8; В е л е х о в  а Н., Новое рождается в борьбе, «Театр», 1950, ј 8, с. 30. Е.

 

Ж.

 

ЛЕОНИДОВ, Леонид Львович (наст.

 

фам.- С т а-к и л е в и ч;  18.IV.1821-5.VIII.1889) — русский актёр. По окончании Петерб. театр.

 

уч-ща (1839, ученик П. А. Каратыгина) был принят в Александрийский т-р.

 

В первый же год сыграл св. 20 ролей в пьесах разл.

 

жанров (Ольгин —  водевиль «Ложа 1-го яруса на последний дебют Тальони» П. Каратыгина,  Аламир — мелодрама «Велизарий» Шенка, и др.). Импозантная наружность,  могучий голос, величеств, движения, сценич. темперамент способствовали  утверждению молодого артиста в амплуа трагика. В 1843 Л.

 

был переведён в  моек. Малый т-р, где после смерти П. С. Моча лова (1848) исполнял его  роли.

 

С 1854 снова работал в Александрийском т-ре, выступал в репертуаре  умершего в 1853 В. А. Каратыгина. Был первым исполнителем роли Бориса  Годунова (1870) в трагедии Пушкина. Л.

 

стремился подражать игре В.

 

А.  Каратыгина, строил своё исполнение на внешней эффектности поз, жестов,  движений, на напевной декламационности речи. Начиная с 50-х гг.

 

в игре  артиста появляется стремление к большей естественности. В 70-е гг. Л.  играл роли в историч.

 

рус. драмах («Каширская старина» Аверкиева), в  пьесах Потехина, Боборыкина.

 

В 1882-83 Л. был профессором декламации  Петерб. театр. уч-ща.   Роли: Отелло, Гамлет, Ричард III, Король Лир, Макбет;   Велизарий (о.

 

п.

 

Шенка), Нино («Уголино» Полевого)» Ляпунов и  Неизвестный («Князь Михаиле Васильевич Ско пин-Шуйский» и  «Параша-сибирячка» Полевого), Жорж Жермани («30 лет, или Жизнь игрока»  Дюканжа) и др.

 

Соч.: Записки Леонида Львовича Леонидова, «Русская старина», 1886,  кн. 6, с. 655-74; Воспоминания Леонида Львовича Леонидова…, там же,  1888, кн. 4, с. 219-42;   1892, кн. 2, с. 503-14.

 

Лит.: Леонид Львович Леонидов, «Русская старина», 1888, ј 4, с.  243-72. А. Шн.   ЛЕОНИДОВ (наст.

 

фам.- Вольфензон), Леонид Миронович [22.V(3.VI).1873,  Одесса,- 6.VIIL 1941, Москва] — русский советский актёр, режиссёра  педагог. Нар. арт.

 

СССР (1936).

 

Доктор искусствоведения, профессор  (1939). Сценич. деятельность начинал в любит, спектаклях Общества  изящных иск-в и Городской нар. аудитории (Одесса). В 1895-96 учился в  Моск. императорском театр. уч-ще. В 1896-1901 играл в Т-ре Соловцова  (Киев, Одесса). Общение с талантливыми актёрами труппы (И. П.  Киселевский, Н.

 

П. Рощин-Инсаров, Е. Я. Неделин) способствовало  обогащению актёрской техники Л. Наиболее значит, роли. сыгранные Л. в  труппе Соловцова: поручик Чарусский («Старый закал» Сум-батова),  Треплев; Мурзавецкий («Волки и овцы»);   Молчалин; Морской («Цена жизни» В л. Немировича-Данченко), Лаэрт  («Гамлет»), Ганя Иволгин и князь Мышкин («Идиот» по Достоевскому),  Раскольников («Преступление и наказание» по Достоевскому). Уже в эти  годы обнаруживается широта творч. диапазона Л.

 

В 1901-03 Л. поступил в  Т-р Корша (Москва), где работал под рук. Н. Н. Синельникова. Дебютировал  в роли Хлестакова, в дальнейшем играл Константина («Дети Ванюшина»  Найдёнова), Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), Ивана  Карамазова («Братья Карамазовы» по Достоевскому), Чацкого и др.   С 1903 начинается новый этап творч. жизни Л. Он становится актёром MX  Т, обретя в иск-ве сценич. переживания то театр. направление, к к-рому  он стремился всем своим существом художника и к-рое впоследствии  получило у него чёткую формулировку:   «…Театр, который потрясает…» (Леонидов Л. М., Творческие беседы  мастеров т-ра, 1938, с. 6). В спектаклях МХТ Л., ставший по определению  критики «актёром большого масштаба, но немногих ролей» поражал зрителя  силой темперамента, остротой и мощью » пламенеющего интеллекта». Он  воспроизводил на сцене «жизнь человеческого духа», подлинные  человеческие переживания и страсти. Образы Васьки Пепла («На дне»,  1903), Лопахина («Вишнёвый сад», 1904), Вагина («Дети солнца», 1905),  Солёного («Три сестры», 1906), Человека («Жизнь Человека» Андреева,  1907) были наполнены у Л. глубоким внутр. драматизмом, подчас  неосознанным протестом против несправедливости, нелепости бурж. мира.

 

Исчерпывающее выражение эта тема получила в роли Дмитрия Карамазова  («Братья Карамазовы» по Достоевскому, 1910), играя к-рую, Л. раскрывал  трагедию чистой души, остро жаждущей любви и счастья, но сломленной  злобными, грязными людьми, унижающими человеческое достоинство. Л.  неизменно вносил трагедийную окраску во все исполняемые им роли. Эта  сторона дарования Л. проявилась!! в роли мечтателя, фантазёра Пер Гюнта  (о. п. Ибсена, 1912) и в роли притворяющегося сумасшедшим доктора  Керженцева («Мысль» Андреева, 1914).

 

Однако роль Керженцева сковывала  актёра ущербностью идейной концепции, болезненной надрывностыо.   Л. выступил острым, беспощадным сатириком в ролях , где он обличал  мещанство, пошлость, косность, тупость, стяжательство:   Боркин («Иванов» Чехова, 1904), Скалозуб («Горе от ума», 1906),  Ляпкин-Тяп-кин («Ревизор», 1908), Го-родулин («На всякого мудреца  довольно простоты», 1910), Тропачев («Нахлебник» Тургенева, 1912), Иван  Паз у хин («Смерть Пазу хина» Салтыкова-Щедрина, 1914).

 

Эти сценич.  портреты, то комедийно-характерные, то сатирически-гневные и резкие,  отличались предельной выразительностью, остротой, иногда  гиперболичностью формы.   Но при всём разнообразии творч. индивидуальности Л. доминирующей  чертой его таланта была трагедийность. Это определило особое место Л.

 

среди корифеев МХТ и с новой силой проявилось в егоиск-ве в сов. время.  Он сыграл «первого бунтаря» на земле, «богоборца» Каина («Каин» Байрона,  1920), мятежного Пугачёва («Пугачёвщина» Тренёва, 1925), непримиримого  Отелло (1930). Станиславский во время репетиций «Отелло» назвал Л.

 

великим трагич. актёром. Л.

 

вносил трагич. оттенок в показ душевного  смятения, краха старых представлений о мире профессора Бородина  («Страх», 1931), меняющегося под напором революц. действительности и в  изображение жизненной драмы Егора Булычева (1934). Даже в  монументально-сатирич. фигуре Плюшкина («Мёртвые души», 1932) актёр  передавал трагич. тему мертвенности, бессмысленной пустоты существования  мещанина.   При всей трагедийной обобщённости образы Л. приобретали яркую бытовую  характерность. Именно поэтому он называл себя «трагическим актёром в  пиджаке». Ему были чужды театральная напыщенность, украшательство,  ложный пафос. Сила и неповторимость трагедийного таланта Л.- в высокой  простоте, в острой, всепроникающей мысли, в бескомпромиссной правде  сценич.

 

жизни.   Глубина и масштабность замысла, ясность и строгая чистота формы  отличали спектакли, в создании к-рых Л. принимал участие как режиссёр.  Он пост. в МХАТе: «Землю» Вирты (совм.

 

с Н. М. Горчаковым, 1937) и  «Достигаева и других» (совм. с И. М. Раевским, 1938).   Л. был автором много-числ. статей и заметок, посвящённых вопросам  теории т-ра (публиковались в периодич. печати).

 

Высказанные в них  эстетические и этические принципы неразрывны с творческой практикой  самого Л., со всей его художественной и общест-венно-политич.  деятельностью актёра-гражданина.   Л. занимался педагогич. деятельностью. С 1935 преподавал мастерство  актёра и был деканом актёрского факультета, а в 1939-41- художеств.  руководителем ГИТИСа.

 

Л. утверждал в своей педагогич. работе  общественно-воспитательное назначение т-ра, призывая «…не только  обучать профессиональному мастерству,… но и воспитывать. Воспитывать в  самом широком смысле, а главное, в советском духе…» (сб.: «Советский  т-р», 1947, с. 603).   С 1918 Л. снимался в кино: Иван Грозный («Крылья холопа»), профессор  Кочубей («В город входить нельзя»), Гобсек («Гобсек») и др.

 

Соч.: Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки, под  ред. В. Я. Виленкина, М., 1960.   Лит.: ВолковД.Н.,Л.М.

 

Леонидов, «Красная нива», 1928, ј 48; Леонидов,  в кн.: Марков П. А., Театральные портреты, М.- Л., 1939; Д у р ы л и н  С., Л.

 

М. Леонидов, в сб.: Мастера МХАТ, М.- Л., 1939; Х мел ев Н. П.,  Леонид Миронович Леонидов, в кн.: Ежегодник МХТ, 1943, М., 1945, с.  423-40; Гроссман Л. П., Творческий путь Л. М. Леонидова, там же, 1944,  т. 1, М-, 1946, с. 349-77; его же. Стиль Леонидова, «Театр», ј 4, 1947;  Утверждение «системы Станиславского». Л. М. Леонидов, в кн.: Алейников  М. Н., Пути советского кино и МХАТ, М., 1947, с. 85-98. Я. Лей.   ЛЕОНКАВАЛЛО (Leoncavallo), Руджеро (8. III.

 

,1858,  Неаполь,-9.Vili.1919, Монтекатини, близ Флоренции) — итальянский  композитор.

 

Один из основоположников оперного веризма. Восьми лет  поступил в неаполитанскую консерваторию ди Сан-11 ьетро; ученик Л. Росси  (композиция) и Б. Чези (фп.). Окончил консерваторию в 1874. С 1878  концертировал как пианист и вёл педагогич. работу в разл. городах.

 

Первая опера Л. «Сон в летнюю ночь» была исполнена в 1889 на частной  сцене. Как композитор Л. завоевал огромную популярность после премьеры  оперы Паяцы (1892, т-р «Даль Верме», Милан; дирижёр Тосканини). Эта  опера наряду с «Сельской честью» Масканьи (1890) положила начало новому  жанру — небольшой опере на жизненно-бытовой сюжет с сильными, иногда  мело-драматич. эффектами, острыми сценич. положениями и яркой,  мелодичной музыкой. В 1893 на сцене этого же т-ра была пост. опера Л.  «Медичи», после чего последовали оперы: «Чаттертон», либретто Л. по  одноимённой драме А.

 

де Виньи (1896, т-р «Ард-жентина», Рим), «Богема»,  либр. Л.

 

по роману А. Мюрже (1897, т-р «Фениче», Венеция, 2-я ред.

 

«Мими  Пинсон», 1913, Палермо), «Заза», либретто Л. по комедии К. Симона и П.  Бертона (1900, т-р «Лирико», Милан; в основных ролях — Э. Ка-релли и  Титта Руффо), «Цыганы» по Пушкину (1912, Лондон), «Царь Эдип» (1920,  Чикаго — с участием Титта Руффо) и др. Л. принадлежит также ряд оперетт:  «Мальбрук» по новелле Боккаччо (1910, т-р «Национале», Рим), «Майя»  (1910, т-р «Костанци», Рим), «Королева роз» (1912, там же) и др., а  также балет «Жизнь марионетки», симф., камерно-инструментальные соч.,  романсы (в т. ч. популярный «Рассвет») и др. Лучшая опера Л. «Паяцы»  отличается жизненной достоверностью сюжета, острым драматизмом сценич.  положений, яркой мелодичностью музыки, взволнованно передающей сильные  человеч. переживания. Мелодич. богатством и яркой театральностью  отмечены и др. оперы Л., особенно «Заза».   Лит.: Торадзе Г., Р. Леонкавалло и его опера «Паяцы», М., 1960; В a s  t i a n e 1 1 i G., Musicisti d’oggi e di ieri, saggi di critica  musicale, Milano, 1914; M o n a 1 d i G., R. Leoncavallo, в кн.: Ricordi  viventi di artisti scomparsi, Campobasso, 1927.

 

Св.

 

Г.   ЛЕОНОВ (наст. фам.- Шарпантье), Лев (Леон) Иванович (1813 — ок. 1872)  — русский артист оперы (тенор).

 

Сын пианиста Дж. Фильда. Музыке обучался  у своего отца. Впервые выступил на оперной сцене в Петербурге в 1833,  после чего был принят в Мариинский т-р.

 

Первый исполнитель партий  Собинина («Иван Сусанин», 1836) и Финна («Руслан и Людмила», 1842).  Обладая не сильным, но чистым и звучным голосом, Л. выделялся сценич.  одарённостью и темпераментом. В 1864 Л.

 

оставил сцену.   Партии: Торопка («Аскольдова могила» Верстовского). Алексей Петрович  («Ольга сирота, или Дочь изгнанника» Бернарда), Феб («Эсмеральда»  Даргомыжского), Гульбранд («Ундина» Львова), Сидорка («Клад» Арнольда),  Тверской («Куликовская битва» Рубинштейна), Алкад («Чародей»  Вяземского), Роберт («Роберт-Дьявол» Мейербера), Альмавива («Севильский  цирюльник») и др.   Лит.: К ю и Ц. А., Из моих оперных воспоминаний, Избр.

 

статьи, Л.,  1952; Одоевский В., Статьи о Глинке, М., 1953; Григорович Д. В.,  Литературные воспоминания, Л., 1928. А. Ив.   ЛЕОНОВ, Леонид Максимович [р. 19(31).V. 1899, Москва] — русский  советский писатель, драматург. Депутат Верховного Совета СССР 2-5-го  созывов. Род. в семье крестьянского поэта-самоучки. Окончил моек.

 

гимназию.

 

В годы гражданской войны б ыл в Красной Армии. Лит.  деятельность начал в 1922. Первое драматургичес кое произв. Л.- пьеса  «Унти-ловск» (1928, МХАТ; худ. рук.

 

пост. Станиславский, реж.  Сахновский; Черва-ков — Москвин). Уже в этой пьесе определились  характерные черты драматургии Л.: стремление к философским обобщениям,  основанным на тщательном анализе психологии и быта обществ. среды,  раскрытие в обострённых личных конфликтах существенных социальных  противоречий, особая сочность и выразительность сценич. речи,  напряжённость атмосферы действия. Основная тема первой пьесы Л.,  показавшего попытки части мещанства приспособиться к революции и  противопоставить новой жизни свою реакционную «философию», впоследствии  получила развитие и в др. его пьесах.   В 1927 Л. инсценировал свой роман «Барсуки» о классовой борьбе в  деревне в период гражданской войны (1927, Т-р им. Вахтангова, реж.  Захава), в пьесе была дана реалистич. характеристика героя нового типа —  большевика, борца за утверждение Сов. власти. Образ Павла, воплощённый  Б. В. Щукиным, показал, по выражению А. В. Луначарского, что «революция  начала проникать в сердце, нервы, в кости актёра». Две следующие пьесы  Л.- драма «Провинциальная история» (1928) и комедия «Усмирение  Бададошкина» (1929) на сцене не шли.

 

Значит, влияние на драматургию Л.

 

оказало творчество Горького и  Достоевского. Драматургия Л. тесно связана с реалистич. традицией рус.

 

лит-ры; Л.

 

неизменно выдвигает гуманистич. тему созидания, прославляет  творч. силу человека.

 

Этот основной мотив драматургии Л. явственно  раскрыт в пьесе «Скутаревский» (автоинсценировка по одноименному роману,  1934, Малый т-р; Скутаревский — Н. Рыбников), посв. крупному учёному,  связавшему свою жизнь с революц. народом, его созидательным трудом.  Образ Скутаревского противопоставлен мещанскому окружению,  обывательщине. Резкая контрастность, характерная для творчества Л.,  иногда доходит до аллегоричности, а в «Половчанских садах» (1939, МХАТ)  -до прямой символики. В 1938 Л. написал пьесу «Волк» (первонач.

 

название  «Бегство Сандунова», 1939, Малый т-р), в к-рой в резких, мрачных красках  показал обречённость отщепенца, врага сов. общества. Неизменно  волновавшая Л.

 

тема столкновения двух идеологий была воплощена им и в  драме «Метель» (1939), утверждавшей веру в человека как основной  критерий нравственной силы сов. об-ва. В годы культа личности  пьеса'»Метель» была запрещена, новый вариант пьесы опубликован только в  1963.   Одна из самых значит, пьес Л.- написанная в годы Отечеств, войны  трагедия «Нашествие» (1942, Гос. пр. СССР, 1943, Ленингр.

 

обл. драм.  т-р, Чистополь). В пьесе судьба героя Фёдора Таланова подтверждает, что  при свершении героич. патриотич. подвига происходит полное слияние  личности с народом, индивидуума с обществом. Отдавая всего себя  передовой идее, герой как бы становится олицетворением этой идеи.  Философская проблематика «Нашествия» раскрыта Л.

 

во всей её конкретной  жизненной многогранности.

 

Трагедия отличается стремительной динамикой  развития мысли, цельностью характеров и по праву относится к лучшим  произведениям сов. драматургии. Пьеса широко ставилась в Сов. Союзе — в  1943 в Малом т-ре (реж. Судаков; Фёдор — Соловьёв);   Т-реим. Моссовета (реж.

 

Завадский; Фёдор — Астангов) и др. Вторая  военная пьеса Л.- «Лёнушка» (1943, Тбилисский т-р им. Грибоедова); здесь  тема нар. подвига выражена с подчёркнутым пафосом. После войны Л.  написал комедию «Обыкновенный человек» (1945, Моск.’ драм.

 

т-р, реж. Ф.

 

Н. Каверин), в к-рой передал поэзию новой жизни, показал торжество  непритязательных, скромных, честных, трудовых людей над людьми, ловко  интригующими в своих личных интересах. Конфликт между альтруизмом и  эгоизмом, между самоотверженностью и самовлюблённостью, характерный для  творчества Л., был выражен в этой пьесе в ясной и непринуждённой  комедийной форме. В 1946 Л. создал драму «Золотая карета» (1957, МХАТ,  реж.

 

П. А. Марков, В. А. Орлов, В. Я. Станицын; Берёзкин — Орлов). В  «Золотой карете» получает развитие одна из генеральных тем драматургии  Л.-борьба с мещанским себялюбием, с трусливым и уклончивым  иждивенчеством.

 

Действие происходит в первые послевоен. годы. Прошлое  собирает силы для борьбы с новой жизнью, от лица к-рой в пьесе выступают  честные бойцы и труженики (полковник Берёзккн, Щелка-нова, Непряхин,  Тимоша). Образы этих людей, представителей социалистич.

 

мировоззрения,  даны драматургом с глубокой реалистич. обстоятельностью. правдиво и  любовно, а люди прошлого очерчены с резкостью, доходящей до гротеска  (Табун-Турковская).   В 1959 при участии Л. был инсценирован его роман «Русский лес»;  инсценировка шла во мн. т-рах. В 1957 по сценарию Л.

 

(совм. с М. И.  Роммом) пост.

 

экранизация его пьесы «Обыкновенный человек», Л.  принадлежит киносценарий «Бегство мистера Мак-Кинли», ряд статей по  вопросам т-ра и драматургии.

 

Пьесы Л. ставились в Англии, Франции,  Польше, Югославии, Венгрии, Норвегии, Мексике, Японии и др. Л.-лауреат  Ленинской пр. (1957).

 

Соч.: Пьесы, М., 1935 (вступ. ст.

 

П. Маркова); Театр Драматические  произведения, статьи, речи, т. 1-2, М. 1960; Метель, «Знамя», 1963, ј 2.   Лит.: Богуславская 3., Леонид Леонов, М. 1960; Рудницкий К. Л.

 

Портреты драматургов, М. 1961, с. 135-220; Сурков Е., На  драматургические темы, М., 1962, с. 3-61; Ф и н к Л.

 

А., Драматургия Л.  Леонова, М., 1962; Акимов В., Леонид Максимович Леонов. Указатель  литературы.

 

Л., 1958. К.

 

Р.   ЛЕОНОВА, Дарья Михайловна [9(21).III.1829, Вышний Волочек,  -25.1(6.11). 1896, Петербург] — русская артистка оперы (контральто) и  педагог. Пению училась в школе при Большом т-ре в Петербурге; позднее (в  конце 50-х гг.) совершенствовалась в Берлине и Париже (у Дж Мейербера и  Д. Обера).

 

Большую роль в воспитании певицы сыграл М. И. Глинка.

 

Он  проходил с Л. партию Вани, в к-рой она с успехом дебютировала в сезоне  1850-51 на сцене Александрийского т-ра в отрывке (Эпилог) из «Ивана  Сусанина». В 1851 певица исполнила всю партию Вани и была принята в  Мариинский т-р. Глинка высоко ценил Л., называя её «самородным русским  талантом». По совету Глинки Л. брала также уроки пения у А.

 

П. Ло-дия. В  1858 Л.

 

выступала с концертами в Берлине и Париже. Возвратясь в Россию,  вновь пела в Мариинском т-ре.   Партии: Княгиня (Русалка), Власьевна («Псковитянка»  Римско-го-Корсакова), Спиридоновна, Рог-неда («Вражья сила», «Рогнеда»  Серова), Маргарета («Вильям Ратк-лиф»Кюи), Варвара («Гроза» Кашпе-рова),  Ганкса («Кроатка» Дютша)- первая исполнительница; Ратмир;   Оксана («Запорожец за Дунаем»), Хозяйка корчмы, Марфа («Борис  Годунов», «Хованщина»), Азучена («Трубадур»), Фидес, Паж («Пророк»,  «Гугеноты» Мейербера), Ортруда («Лоэнгрин»), Марта («Фауст») и др.   Одна из выдающихся представительниц рус. вок. школы, Л. обладала  сильным голосом большого диапазона и ярким драматич. дарованием. Талант  её высоко ценили современники. Оставив сцену (1873), Л. вела широкую  концертную деятельность в России и за границей.

 

В 1874 отправилась в  необычное для того времени кругосветное путешествие, выступая с огромным  успехом в Сибири, на Дальнем Востоке, в Китае, Японии, Сев. Америке.

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх