Рeлигиовeдeниe конспeкт лeкций eкатeринбург 2003 66 с

Министерство внутренних дел Российской Федерации  Уральский юридический институт                                РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ    Конспект лекций                                    Екатеринбург  2003   ББК 86.2   Р368      Р368 Религиоведение: Конспект лекций.

 

— Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2003. — 66 С.      Авторы: Ю.К. Саранчин, доктор философских наук, профессор;  П.Е. Суслонов, кандидат философских наук, доцент    Рецензенты:   Б.В. Емельянов, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Уральского государственного университета им, А.М.Горького;  В.А. Алексеева, доктор философских наук, доцент, декан заочного отделения Уральского института бизнеса       Обсужден на заседании кафедры философии УрЮИ МВД России (протокол № 10 от 5 ноября 2002 г.).

 

Рекомендован к изданию методическим советом УрЮИ МВД России (протокол № 11 от 19 ноября 2002 г.).     Печатается по решению редакционно-издательского совета УрЮИ МВД России.

 

ББК 86.2         (c) УрЮИ МВД России   ПРЕДИСЛОВИЕ   Уважаемый коллега!   Вы держите в руках одно из первых специализированных пособий по религиоведению. Религия — это одна из древнейших форм мировоззрения людей.

 

Феномен религиозной веры с древних времен присутствует в жизни общества, и религиозный фактор часто является определяющим поведение наших граждан.

 

Вашим неотъемлемым правом является самоопределение в отношении к религии: принимать или не принимать ее. Однако сегодня в нашем обществе многие определились в этом плане, поэтому, работая на благо нашей Родины и государства, охраняя права и свободы граждан, принадлежащих к разным религиозным конфессиям или неверующих, Вы должны представлять, какие духовные ценности и идеи могут определять их поступки.   Религия (и все, что с ней было связано в последние 10-15 лет в России) получила распространение не только в среде определенных групп людей, но и вошла в повседневный быт, стала массовым явлением. Большинство наших граждан утверждают, что они «во что-то верят», многие регулярно посещают церковь и соблюдают отдельные религиозные обряды. Так или иначе, феномен веры присутствует в жизни современного российского общества, и органы государственной власти и правопорядка не могут с этим не считаться, поскольку религиозный фактор часто является определяющим в поведении гражданина.

 

Итак, цель данного пособия — дать будущим юристам-практикам минимум необходимых знаний и представлений о религии, многообразии ее форм и проявлений, роли и значении в жизни современного российского общества, правовом статусе.   Уважая свободу выбора каждого, Вы должны, в первую очередь, обеспечивать свободу и безопасность каждого человека в отдельности и государства в целом. Но для того, чтобы давать верную оценку тем или иным проявлениям религиозности и принимать правильные решения, Вам необходимо иметь определенные знания в этой области. Надеемся, что наше пособие послужит этим целям и поможет Вам в Вашей деятельности.                    ТЕМА 1.

 

РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА  ( 1. Что такое религия   Религия — одна из древнейших исторических форм мировоззрения людей.

 

Мировоззрение — это целостный комплекс знаний, представлений, оценок и установок по отношению к окружающему миру. В чем же состоит особенность именно религиозного мировоззрения? Слово «религия» происходит от латинского liga, что означает «связь», а приставка «ре-» означает «восстановление».

 

Следовательно, религия — это восстановление связи. Но какой связи, между кем?   В жизни каждого человека рано или поздно возникают так называемые «вечные» вопросы: откуда я появился? что является главным в моей жизни? зачем я живу? в чем смысл жизни?

 

что ждет меня за порогом смерти? На эти вопросы нельзя ответить, опираясь только на личный жизненный опыт или на собственные рассуждения. В конце концов, никто еще не возвращался «оттуда», из-за порога смерти, поэтому никто из смертных не мог взять на себя ответственность утверждать, что он настолько мудр, что знает, как и зачем жить людям, в чем смысл их жизни. Поскольку людям свойственно ошибаться, им необходимо внешнее, безусловное, авторитетное мнение по этим вопросам.

 

Таким авторитетным мнением является Божественное Откровение, с которого начинается любая религия.   Бог — ключевое понятие в каждой религии.

 

Под ним подразумевается Высшая Сила, от воли которой зависит судьба человека и мира. В разных религиях Бог называется по-разному: Аллах, Саваоф, Будда, Деус… Богов может быть несколько. Бога могут рассматривать как нечто «человекоподобное», к кому можно обращаться, а иногда под ним понимают Космос или природную стихию. Чаще всего Бог является силой, порождающей человека, управляющей его судьбой, поэтому через Откровение Бог дает людям заповеди, то есть правила поведения, выполняя которые они становится такими, какими их хочет видеть Бог. Бог иногда общается с человеком, но не «напрямую», а опосредствованно, через своих посланников, которых называют пророками. Пророк — это не сам Бог, а человек, устами которого Всевышний произносит свое Откровение. В истории религий известны такие пророки, как Мухаммед, Моисей, Будда; во многом роль пророка исполнял и Иисус Христос.   Проповедуя божественное учение, пророки собирали вокруг себя уверовавших в эти истины. Люди добровольно объединялись для совместной духовной жизни, так как считали, что открыли для себя единственно истинный путь. Такое объединение людей в масштабах общества стало называться Церковью (именно это слово принято в христианстве). В других религиях данное понятие обозначается по-другому: умма (ислам), сангха (буддизм), синагога (иудаизм) — но сути дела это не меняет.

 

В современном обществе подобные объединения, понимаемые как собрания верующих, имеющих общие цели, называются конфессиями (от лат. — вероисповедание).   Религия, таким образам, имеет два истока — «внутренний» и «внешний». Внутренний — это стремление человека обрести ясные ответы на вопросы, выходящие за рамки его существования, на вопросы о смысле жизни и смерти.

 

Ответы на них человек находит в каком-либо духовном учении, которое объединяет уверовавших в него в специальную общность. Так возникает конфессиональная принадлежность к определенной религиозной общине, Церкви. Религиозность является первичной по отношению к конфессиональности, но если религия действительно претендует на то, чтобы владеть умами и душами большинства, она неизбежно должна обрести социальные формы, объединяющие ее последователей. Это внешняя сторона выражения религиозности.   Каждая конфессия отличается от прочих собственной догматикой, то есть собранием неких положений — догматов, в которые необходимо безоговорочно верить. В то же время в любой религии есть своя мистика — возможность непосредственного общения со сверхъестественным миром, «тем светом»: Богами, ангелами, бесами, уже умершими людьми и т.п.

 

Таким образом, религия — это одновременно и общественное, и глубоко индивидуальное, личностное явление. Каждый сам выбирает: верить ему или не верить, соблюдать заповеди и обряды или не соблюдать. Но, вне зависимости от выбора отдельного человека, феномены веры и конфессиональности существуют в обществе на протяжении всей его истории. И если мы хотим обеспечить общественный порядок, то не должны их игнорировать. Исторический опыт построения атеистического (атеизм — отрицание Бога, церкви, религиозности как таковой) общества в нашей стране показал абсолютную несостоятельность подобных попыток. Стремление верить во что-то Высшее абсолютно неискоренимо в человеке — ведь даже самые ярые сторонники коммунистической идеи жили и умирали ради идеальных ценностей, туманного «светлого будущего».

 

( 2. Происхождение и структура религии в обществе   Вне зависимости от личной религиозности следует признать, что религия — это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом.

 

Возникновение религии обусловлено определенными отношениями, складывающимися в обществе.

 

Человек является существом, ограниченным в своей материальной жизнедеятельности, поэтому общественные отношения также являются ограниченными в своих возможностях. Люди, верящие в существование Бога, считают, что он господин над природой и человеком, и поэтому может устанавливать правила и запреты для человека в его общественной жизни: не убий, не укради и т.д. Люди, считающие что никаких сверхъестественных сил, Бога не существует, полагают, что религия — это фантастическое отражение в сознании людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни. В истории объекты такого отражения менялись. Сначала это были силы природы: древний человек верил в богов солнца, моря, дождя, грома и т.д. Впоследствии объектом поклонения становятся общественные силы, которые властвуют над человеком и поэтому обожествляются им. Например, древние евреи верили, что Бог-спаситель придет к ним как царь, который военно-политическим путем освободит их.   Таким образом, религия возникает как результат отчуждения человека в обществе от своей деятельности, от самого себя. Человек не чувствует себя во всем свободным и самодостаточным и поэтому уповает на высшую, потустороннюю силу.

 

В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, подлинный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости.

 

Результат этого отражения запечатлевается в сознании, в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, организационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.   Религиозное сознание основано на религиозной вере.

 

Вера — это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении событии, в предполагаемом поведении человека, истинности идеи при дефиците информации.   Слово «вера» в русском языке обозначает два совершенно разных явления (в других языках для этих явлений имеются разные обозначения; например, в английском — faith и belive). Первое значение слова «вера» — «доверие», «принятие чего-либо без доказательств», например: «…я верю в то, что Волга впадает в Каспийское море, хотя сам я это еще не видел». Это вера-доверие, belive. Вера же в религиозном смысле — это не просто признание факта, что Бог есть и Он прав, а, прежде всего, личностное самоопределение по отношению к знанию о Высшей реальности. Верить в этом смысле — значит согласовывать каждую свою мысль и каждое свое действие с тем фактом, что есть Бог, ад, рай, сверхъестественная реальность, оказывающая влияние на нашу судьбу. Это вера-faith, «горячая», заинтересованная вера.   Религиозная вера — это чувственное отношение человека к богу, уверенность в том, что он есть и мы зависим от него. Вера появляется в неопределенной ситуации, поэтому действие человека в соответствии с ней связано с риском, необходимостью проявления волевых качеств. Вера в обыденности быстро угасает. Религиозная же вера возникает по поводу процессов, имеющих для человека жизненно важный смысл и представляет сплав знаний и эмоций. Объектом религиозной веры может быть не только Бог, но и Родина, народ, будущее и т.д. Как сказал поэт: «В Россию можно только верить»…   Религиозная вера предполагает диалог с существами «иного мира», объектом веры. Диалог реализуется в молитве — внутренней или звучащей речи.   Религиозное сознание включает в себя содержание веры в чувственных и мыслительных формах. Чувственными формами могут быть самые разные эмоции — любовь, страх, радость, надежда и т.д., если они направлены на объект веры. В этом случае переживается «любовь к богу», «страх Господень», «сострадание к ближнему» и т.д.   Мыслительная форма сознания — это вероучение, система теоретических положений о боге, мире, природе, человеке, и оценка окружающей действительности. Богословие основывается на сакральных текстах: Библии, Коране, Талмуде и т.д.   Религиозная деятельность — это реализация установок и идей религиозного сознания. Главным в религиозной деятельности является культ (от лат. — «почитание, уход»). Культовая деятельность — это почитание верующим Бога, что выражается в Богослужениях, молитвах, проповедях и т. п.

 

Культ обязательно включает культовые тексты: молитвы, псалмы, песнопения и др. К средствам культа относятся культовые здание (церковь), культовые предметы (крест, свечи). Важнейшее средство — культовое здание, попадая в которое человек оказывается в «ином» мире, отличающимся от обычной «земной» жизни. Способы культа — это выработанные на основе вероучения нормы и правила, устанавливающие, что и как нужно делать (поклоны, молитвы, праздники и т.д.). Способы и средства имеют символическое значение. Символ — это знак, передающий какой-либо смысл, помимо своего непосредственного значения. Например, восьмиконечная звезда в православии символизирует Богородицу, поскольку при Рождестве Христове в небе загорелась Вифлеемская звезда, а трехперстье отражает веру в единство Бога в трех лицах.   Религиозная деятельность имеет своей целью стимулирование религиозного сознания, оживление веры, удовлетворение религиозных потребностей. С помощью символических действий у верующих вызываются соответствующие эмоции: избавление от тоски, появление радости и прилив сил.

 

Религиозные отношения — это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов — господства и подчинения.   Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими посредниками могут быть:   а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;   б) индивид или группа лиц , выступающих как обладатели особого дара, например, священники;   в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общаться с Богом.   Религиозные отношения могут осуществляться не только в рамках собственно культа, но и выходить за них, присутствовать в обществе. Они проявляются в миссионерской деятельности (привлечение новых сторонников), религиозном воспитании и образовании.

 

В качестве носителя религиозных отношений выступают индивиды и социальные группы (семья, этнос), относящие себя к одной вере. Религиозные отношения в обществе имеют разные характеры: от сотрудничества и терпимости до конфликта и борьбы. Практически любая религиозная группа считает свое учение единственно верным, поэтому вопрос о межрелигиозном мире является всегда актуальным.

 

Религиозные организации призваны социально упорядочить религиозную деятельность и жизнь верующих. Складываются два вида религиозных групп: культовые и внекультовые.   Культовые группы объединяют служителей культа, осуществляющих соответствующую деятельность. Например, в Православной церкви это причт (служители храма), клир (священники), епископат.

 

Внекультовые группы — это организации управления внекультовой деятельностью: церковный совет, департамент прессы, учебные заведения и т.п.   Культовые и внекультовые группы своей деятельностью обеспечивают целостность религиозной общности. Само строение определяется обычаями и традициями, вытекающими из вероучения.   Религиозная общность со всеми своими религиозными организационными элементами образует религиозные объединения. Первичными ячейками религиозного объединения являются общины, которые имеют единый центр.

 

Например, центром всего католического мира является Святой Престол Римского Папы в Ватикане. Главой православных христиан России и ближнего зарубежья является Патриарх Московский и всея Руси (Московский Патриархат) и т.д. Некоторые религии имеют объединения в рамках всего мира (например, «вселенская» католическая церковь), другие представляют собой автономные объединения в масштабе региона («поместные» православные церкви, духовные управления мусульман).   Сам набор организационных элементов и их взаимосвязь, механизм их функционирования весьма отличаются в разных религиях и конфессиях. Мы выделим три типа религиозных объединений, наиболее характерных для нашей страны.

 

Церковь — широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно. Члены церкви делятся на духовенство (служителей культа) и мирян (рядовых последователей).

 

В сфере общины церкви имеют структуру централизованного управления.   В современной России к такому типу религиозных объединений относятся Русская Православная Церковь, Русская Старообрядческая Православная церковь, Духовное управление мусульман России, традиционная буддистская Сангха России, Ваад (конгресс еврейских религиозных общин России), две Апостольские администратуры Римско-католической церкви и некоторые другие объединения.   Секта — это религиозное объединение, основанное на вероучениях, оппозиционных по отношению к историческим традиционным религиям.

 

Такое вероучение не отвергает саму религию, а по-своему интерпретирует ее, абсолютизируя какую-либо часть («сектор») древнего вероучения. Например, в христианстве сектами являются протестантские объединения (баптисты, адвентисты седьмого дня, кальвинисты и т. д.). Для сект характерна претензия на исключительность своего учения, убежденность в своем богоизбранничестве, тенденция к изоляционизму. В сектах отсутствует институт священства, лидер считается «одаренным свыше» (харизматиком), подчеркивается равенство всех ее членов. Многие секты могут представлять опасность, во-первых, в плане обеспечения национально-государственной безопасности, так как они оппозиционны традиционной культуре и религии страны, во-вторых, в плане соблюдения прав и свобод человека и гражданина, поскольку стремятся тотально контролировать личную жизнь своих членов, насаждая дисциплину в своей организации.   Секты могут иметь разную судьбу: одни распадаются через некоторое время, другие постепенно превращается в церковь (например, лютеране).  ( 3.

 

Религия и нравственность   Нравственность — это явление, исторически существующее во все времена и во всяком обществе. Нравственные ценности указывают человеку, «что такое хорошо и что такое плохо».

 

В этом отношении нравственность связана с религией, но все-таки, это разные явления. Религия — это связь человека с Богом, который мыслится как абсолютное Добро и источник всяческих благ. Любая религия предполагает существование нравственности у своих последователей, под которой понимается соответствие их поведения определенным мировоззренческим принципам.

 

Термин «нравственность» происходит от слова «нрав», что означает «образ мыслей, поведение» (например, «человек доброго нрава»).   Религия включает в себя понятие нравственности, но соблюдение нравственных норм есть не самоцель, а средство достижения святости, соединение с Богом, который есть абсолютное Добро.   На первый взгляд может показаться, что нет разницы между религиозной и безрелигиозной нравственностью, что десять библейских заповедей и «Моральный кодекс строителя коммунизма» — это одно и то же, ведь заповеди одинаковы: не убий, не укради, люби своего ближнего и т.

 

п.   Безрелигиозная нравственность ставит перед человеком цель достичь нравственного совершенства, которое выражается, главным образом, в практической деятельности, в то время как религия предполагает изменение внутреннего мира человека. Например, раскаявшийся в одно мгновение на кресте преступник был прощен Христом и попал в Рай, даже не совершив каких-либо внешних действий.   История показывает, что религия способна давать человеку такие силы для нравственных поступков, каких нельзя найти ни в естественных проявлениях его природы, ни в логических выводах разума. В самом деле, из природных потребностей не следует, что человеку нельзя обижать слабого или брать чужое, скорее, наоборот. С точки зрения разума также нельзя доказать, что быть нравственным для человека лучше, нежели безнравственным. Поэтому для безрелигиозных людей нравственность существует как безусловное повеление совести, абстрактного долга.   Религиозная нравственность основана на авторитете Бога, который заповедует определенные правила.

 

От понимания Бога зависит и конкретная нравственность. Например, нравственная заповедь ветхозаветной религии — «око за око», а уже в Новом Завете совсем иное — «не противься злому… люби врагов своих». Вместе с тем, все традиционные мировые религии содержат в своих вероучениях некие общие нравственные принципы, получившие название «общечеловеческие». Это следующие заповеди: люби своего ближнего, сострадай ему, будь справедлив, относись свято к семье, чти своих предков и т. п.

 

Религия — это одна из самых древнейших форм мировоззрения, поэтому многие исследователи считают, что нравственность во многом берет свое начало в религии. Нравственность может претендовать на абсолютность, если она основана на безусловном авторитете. Признавая право нравственных людей считать себя безрелигиозными, мы не может не отметить, что традиционное религиозное воспитание во многом способствует развитию в человеке нравственных задатков.

 

«Если Бога нет, то все дозволено», — говорил один из героев Достоевского. Нельзя отрицать тот факт, что люди, называющие себя верующими, могут быть безнравственными, но речь идет именно о нравственном идеале, который есть в любом вероучении, и которого человек может достичь только своим духовным трудом и волей.  ( 4. Почему религий много, или не все ли равно, как верить?   Религия отличается от прочих форм мировоззрения, например, от политической идеологии тем, что предметом веры является «иной», нереальный мир, который, однако, реально воздействует на нас. Во всех религиях можно найти утверждения, что такой мир есть. Если начать сравнивать между собой религии, легко заметить, что все они «внешне» очень похожи. Действительно, так может показаться на первый взгляд неискушенным людям (к числу коих относится большинство наших соотечественников). Да, все религии утверждают, что есть Бог, и он хочет, чтобы человек был добрым, милосердным, справедливым. Для поверхностного наблюдателя различия между религиями сводятся к различию ритуалов, обрядов, названий и имен. В самом деле, какая разница, молиться Христу или Аллаху, слушать в церкви католический орган или православный хор?

 

В современном общественном сознании бытует такая точка зрения: раз все религии говорят, что есть Бог, значит Бог един для всех, а различия между религиями чисто внешние, следовательно, ими можно пренебречь. Главное — чтобы человек во что-то верил, а во что — не так уж важно, и вообще, главное — чтобы Бог «был в душе».   Подобная точка зрения появилась в современном обществе сравнительно недавно и уже завоевала немало сторонников.

 

Во многом это объясняется тем, что десятилетиями в нашей стране насаждался государственный атеизм, и большинство наших сограждан являлись (и являются по сей день) совершеннейшими невеждами в вопросах истории и теории религии. Им кажется, что все религии ведут к Богу, как «все дороги ведут в Рим». Из этого следует, что все религии имеют равное право на свое существование в нашем обществе, так как стремятся «воспитать» в человеке духовность.   В Конституции Российской Федерации прямо говорится, что гражданин России вправе индивидуально или совместно с другими людьми исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ). Это положение называется свободой совести, его наличие в государственных законах свидетельствует о цивилизованном и правовом характере нашего общества.

 

В этом же положении говорится о равенстве всех граждан перед законом вне зависимости от религиозной принадлежности, а также признается, что РФ является светским государством, — факт того, что догматы ни одной из религий не могут служить основанием для принятия государственных решений. Но означает ли это, что для современного российского государства и общества совершенно безразлично, носители какого мировоззрения будут определять характер и сущность жизни в нашей стране? Думается, что нет, ибо, несмотря на то, что религий много, и все они сходны в одном — стараются соединить Бога и человека, помогают последнему обрести смысл собственной жизни, — все же различия существуют.

 

Они заключаются в точке зрения на то, как сам человек должен идти к Богу, как правильно верить. А это уже напрямую связано с тем, как человек себя ведет, что на государственном уровне особенно значимо.   Каждая религия создает свою систему мировоззренческих ценностей и свою модель общественного устройства. Различия между этносами и культурами во многом, если не в главном, определяются их религиозными убеждениями. В самом деле, поляков нельзя мыслить вне католичества, арабов — вне ислама, а русскую историю и культуру — без православного христианства.

 

Великий русский писатель Ф.

 

М. Достоевский в свое время говорил: «Русский человек без православия — дрянь, а не человек, хуже жида». И это можно сказать о любом народе.

 

Таким образом, религии имеют внутреннее — личностное и внешнее — социальное измерение. Даже если сотрудник правоохранительных органов внутренне индифферентен к проблемам религиозной веры как лицо, на которое возложены функции регулирования общественного правопорядка, он должен разбираться в религии как в социальном явлении. Для этого ему необходимо хотя бы кратко ознакомиться со сравнительным религиоведением.  ( 5.

 

Какие на свете существуют религии?   Любое явление, в том числе и религия, может быть классифицировано по нескольким признакам. Первый признак, который нас интересует, это широта национально-территориального распространения религии.

 

На основании его выделяют мировые и национальные религии.   Мировая религия объединяет представителей большого числа этносов, культур и стран на всем земном шаре. Такая религия (вероучение) является наднациональной, универсальной, обращенной к каждому представителю человеческого рода.   К мировым религиям относятся: христианство, ислам и буддизм. Все эти религии присутствуют в России. Внутри каждой из них выделяют отдельные направления, конфессии, которые по-своему трактуют основное вероучение. Например, христианство представлено православием, католичеством и протестантизмом. Мировая религия может повлиять на становление национального мировоззрения, но от этого она сама не теряет сверхнационального характера. Христос или Мухаммед обращаются ко всем народам в целом, а не только к евреям, русским или арабам.   Национальная религия в своем вероучении подчеркивает, что она обращена к проблемам одного народа, озабочена именно его судьбой.

 

В этом случае религиозная принадлежность тождественна этнической. Самым ярким примером национальной религии является иудаизм — религия еврейского народа. Согласно этой религиозной доктрине, евреи — избранный Богом народ. Кроме иудаизма в России также представлены мелкие языческие культовые группы. Язычество — это общее название вероучений, объектом поклонения которых являются племенные (национальные) боги.

 

В древности у русских таким богом был Перун. Само слово «язычество» происходит от древнеславянского «языцы», что означает «народы».   Иным является деление религий на традиционные и нетрадиционные. Традиция (в религиозном смысле) — это совокупность духовных ценностей, которые исторически скрепляют большие общности людей.

 

История многих народов, культур и стран свидетельствует, что начало им положила какая-либо вера. Крещение Древней Руси задало вектор ее развития в определенном направлении. Ясно, что каждому верующему человеку истинная вера нужна для личного спасения. А что дает религия обществу и государству в целом?   В каждой религии присутствует учение о человеке, следовательно и о том, как ему правильно строить свою жизнь: какими моральными принципами и юридическими нормами руководствоваться, как обустраивать государство, семейный быт и т.п. Религиозное вероучение задает правильные пропорции, правильную (с точки зрения религии) иерархию социальной жизни.

 

Общество живет по этим правилам, обычаям, традициям, зачастую даже и не вспоминая об их происхождении. Например, именно в христианстве и исламе были заложены принципы нормальных семейных отношений, основанных на взаимной верности и заботе супругов, стремлении к продолжению рода.

 

Подрыв религиозных представлений в обществе неизбежно ведет к упадку исторически сложившихся традиций, что мы сейчас и наблюдаем по отношению к семье на Западе и в России.   Традиционная религия — это конфессия, оказавшая определяющее влияние на формирование народа, его культуры, государственности и социального уклада; конфессия присутствует в обществе на протяжении всей его истории.

 

Традиционная религия предстает не в виде абстрактного вероучения, а как исторически сложившаяся конфессия, включающая в себя богословское учение, социальную доктрину, этику, систему обрядов и т.п.   В общеевропейском масштабе к традиционным религиям могут быть отнесены православное и католическое христианство.

 

Для России традиционной религией является, безусловно, православное христианство (православие). В преамбуле федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26.10.97. ФЗ — № 125) говорится, что Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль православия в истории России, становлении ее духовности и культуры. В то же время Российское государство уважает ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.   Основным критерием для определения традиционности религии является ее историческая укорененность в духовности, психологии, обычаях, культуре данной страны и народа. Поэтому в каждой стране и у каждого народа своя традиционная религия. В России — это православие и ислам (определенная версия), поскольку в ней исторически проживают как православные русские, так и мусульманские народы (татары, башкиры, представители Дагестана и т.д.).

 

Коренные жители России — буряты и калмыки исповедуют буддизм, который тоже может быть причислен к традиционным религиям России.

 

Некоторые исследователи причисляют сюда и иудаизм, поскольку в России на протяжении последних 300 лет проживало большое количество людей еврейской национальности.   С государственной точки зрения, к традиционным религиям необходимо относиться с позиций благоприятствования, поскольку, будучи исторически укоренными в нашем сознании, они культивируют традиционные ценности в семейных, трудовых, общественных отношениях и правопорядке, а также способствуют формированию чувства патриотизма и уважения к законной государственной власти. В этом традиционные религии сходны с государством, даже если им управляют неверующие люди.   С точки зрения обеспечения общественного правопорядка и стабильности, государственной власти гораздо лучше, предпочтительнее иметь дело с верующими гражданами, принадлежащими к традиционной религии, поскольку они, кроме внешней мотивации своих поступков (страха наказания или ожидания выгоды-награды), имеют еще внутреннюю, духовно-нравственную основу поведения.

 

Человек, который соблюдает законы «не за страх, а за совесть» — это лучший гражданин своей страны, а религия, включающая в свое вероучение такие ценности, как чувство патриотизма и уважение к закону и власти, должна иметь в обществе особое положение.

 

К нетрадиционным религиям в России можно отнести конфессии, исторически укорененные среди народов, не интегрированных в российскую культуру и цивилизацию, иногда даже чуждых ей. В общемировом масштабе к нетрадиционным религиям относятся конфессии, возникшие сравнительно недавно и не успевшие оказать серьезного влияния на формирование культуры, психологии и государственности.

 

Как правило, они возникают в результате противопоставления традиционным религиям. Данные конфессии получили название «секты» (что означает «сектор», часть целого). Например, от христианства в процессе исторического развития отпочковалось множество сект, именуемых христианскими, но интерпретирующих первоначальное учение Христа по-своему. То же самое можно сказать и об остальных традиционных религиях.   Очень часто слово «секта» употребляется в негативном смысле, поскольку для подобных конфессий характерна агрессивность в деле пропаганды своего учения и привлечения сторонников, а также резко отрицательное отношение к своим «первоисточникам» — исторически традиционным конфессиям.   Для России являются нетрадиционными, например, католицизм или лютеранство, хотя в некоторых западноевропейских странах они являются традиционными конфессиями, поскольку оказали решающее влияние на историю и культуру народов этих стран. То же самое можно сказать о восточных религиях — даосизме и буддизме. Они являются глубоко традиционными, но именно в рамках своей цивилизации.

 

Сложнее оценить социальную роль сект в нашем обществе. С одной стороны, согласно Российскому Законодательству, каждый человек (или группа) имеет право на свободу совести, которая включает в себя свободу религиозной пропаганды и воспитания. С другой стороны, реализация прав одних не должна повлечь за собой ущемления прав других, а также подрыв основ безопасности общества и государства.

 

Итак, социальная роль каждой конфессии должна оцениваться с точки зрения соблюдения прав человека и национально-государственных интересов, а также обеспечения общественной безопасности.   С философско-культурологической точки зрения религиозные объединения могут быть поделены на традиционные для нашего общества, не традиционные для нашего общества и деструктивные. Такая классификация может быть соотнесена с федеральным законом «О свободе совести и о религиозных организациях» (от 26.09.97. ФЗ № 125). Согласно этому закону, отмечается особая роль православия в истории российской культуры и государственности, а также говорится об уважении религий, исторически повлиявших на становление духовности коренных народов России (ислам — у татар и башкир, буддизм — у бурят и калмыков и т.д.).

 

В качестве примера укорененности того или иного религиозного объединения в духовной культуре и общественной жизни страны закон выдвигает продолжительность существования этой религии на территории региона в течение 15 лет. Только в этом случае она получает юридический статус с соответствующими правами.   К деструктивным относили те религиозные объединения, деятельность которых подпадает под действие п.

 

2 ст. 14 указанного закона. В качестве оснований для их запрета и ликвидации выдвигают покушение на права и свободы человека и гражданина, подрыв государственной безопасности и нарушение общественного порядка и законности.

 

При последующем анализе религиозных объединений мы будем придерживаться именно этой классификации.        ТЕМА 2. РЕЛИГИОЗНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА  И ГОСУДАРСТВА. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ  ( 1. Религиозная безопасность общества и государства   Знание религиозной ситуацией в стране и своем регионе, а также контроль над ними являются составной частью деятельности по обеспечению правопорядка и национальной безопасности.   Истории давно известен план завоевания страны: сначала приходит религиозный миссионер, за ним — купец, а затем — завоеватель. Миссионер готовит почву для раскола общества по религиозному признаку, организует своего рода «пятую колонну» среди части населения, готовой поддержать любые начинания иностранных хозяев.

 

Купец устанавливает экономическую зависимость. Солдат же довершает дело, уже, по сути, полностью сделанное эмиссарами от религии и экономики.   Необходимо отличать реальную свободу совести от декоративных по своей сути лозунгов об «абсолютной религиозной свободе», «правах религиозных организаций», за которыми кроется стратегия, враждебная России. Она направлена на разрушение Русской Православной Церкви как одного из факторов обеспечения стабильности в России.   Подрыв духовных основ российского общества в целях ослабления российского государства состоит в следующем:  * Создание в лице религиозного сектантства, имеющего антигосударственный характер, мощного потенциального рычага давления на власть.

 

* Создание взаимосвязанной сети некоторых нетрадиционных религиозных организаций для сбора разведывательной информации.  * Создание резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или других антиобщественных акций в городах России.

 

* Установление контроля над различными государственными чиновниками со стороны руководителей ряда нетрадиционных религиозных организаций (подкуп, шантаж, ложь, установление контроля над сознанием).   Из всего вышесказанного следует, что с точки зрения национальной и государственной безопасности религиозные организации можно разделить на лояльные по отношению к социально-политическому устройству страны и государства и антигосударственные, направляющие свою деятельность на дестабилизацию социально-политической обстановки, ослабление власти, расчленение страны и ее геополитическое поражение.

 

( 2. Права человека и угроза со стороны  деструктивных религиозных организаций   Рассматривая проблему религиозных организаций с точки зрения деятельности правоохранительных органов, необходимо поднять основной для защитников правопорядка вопрос о всестороннем обеспечении и соблюдении прав и свобод человека в российском обществе.   Каждый гражданин России свободен сам выбирать, исповедовать ему какую-нибудь религию или не исповедовать никакой. Все дело в том, что этот выбор должен быть действительно свободным и не посягать на свободу окружающих. XX век породил множество новых, прежде всего информационно-психологических, способов воздействия на человека, возможностей установления контроля над ним. Для достижения своих глобальных целей деструктивные религиозные организации стремятся к полному контролю над сознанием своих адептов. Такой контроль может быть назван тоталитарным (тотальный — полный), так как он осуществляет задачу превращения человека в своеобразного биоробота. В социальном плане это делается в целях индоктринации — планомерного распространения доктрины или идеи, формирующей общественное мнение в нужном направлении.   Тоталитарная секта отличается от нормальной религиозной организации именно тем, что она не просто проповедует (то есть излагает и объясняет) свое учение, а пытается активно вмешиваться в личную жизнь человека, воздействовать на его сознание, психическое и физическое состояние. Поэтому подобные религиозные организации получили название деструктивных, то есть оказывающие разрушительное воздействие на личность человека.

 

Можно выделить несколько последствий деятельности тоталитарной секты:   1.

 

Разрушительное влияние на сознание, вызывающее психические расстройства большинства членов секты, что приводит к высокой вероятности агрессивных ответных действий с их стороны в состоянии психической невменяемости.   2. Установление четкой грани между теми, кто имеет право на существование (члены секты), и теми, кто такого права не имеет (все остальные). Это настраивает членов секты на готовность принести в жертву ради достижения цели своей секты любое количество иноверцев.   3. Заведомое оправдание члена секты за любое преступление, совершенное ради своей организации.   4.

 

Принуждение к беспрекословному подчинению членов секты ее лидерам, запрет на любую критику всего, что связано с учением секты.   5. Внедрение в сознание сектантов принципа «удвоения», позволяющего избежать комплекса вины за совершаемые преступления и оправдать любые свои (и других членов секты и лидеров) действия, совершаемые во имя «правильных идей», а также подготовить человека к практически бесконфликтному принятию решения о самоубийстве.   6. Полное нарушение идентичности: после психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются разорванными все привязанности вне секты.   7. В ряде деструктивных религиозных организаций для воздействия на сознание применяются специальные наркотические средства.   Самое печальное заключается в том, что попавший под духовное влияние тоталитарной секты человек далеко не всегда чувствует свою несвободу. У него создается иллюзия «правильного выбора». Для достижения такого результата используются следующие психотехники:   1. Групповое давление и «бомбежка любовью», которые лишают способности к сомнению и вырабатывают потребность в принадлежности к секте на эмоциональном уровне. Любой человек нуждается в эмоциональном тепле, что усиленно используется сектантами путем «насаждения» совместных игр, пения, объятий, прикосновения, взаимной лести и т. д. Например, в корейской протестантской секте принято при приветствии членов секты обмениваться с ними тесными, продолжительными объятиями.

 

Цель подобной методики — желание вызвать у члена секты или вербуемого в нее ощущение его нужности, особенности, легкости и приятности общения с ним. Новичка ни на минуту не отставляют без внимания и опеки. В частности, в секте мунитов существует процедура, называемая «сандвич»: требуется, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением сотрудничать с новообращенным и развлекать его.   2. Изоляция, которая создает невозможность или нежелание сопоставлять информацию, предоставляемую сектой, с реальностью.

 

3. Погружение в состояние постоянной внушаемости посредством медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий.   4.

 

Внушение чувства страха и вины путем извлечения признаний (исповедей) под предлогом дальнейшего сближения и обнаружения скрытых страхов и запретов. Это делается с целью создания эмоциональной уязвимости, формирующейся под воздействием явных и скрытых угроз, чередования наказаний и наград.

 

5.

 

Принуждение к отказу от сна, что считается разновидностью духовных упражнений.   6. Неадекватное питание, которое маскируется или под специальную диету для улучшения здоровья, или объявляется «обязательной» принадлежность ритуала.   7. Сенсорная (чувствительная) перегрузка, способствующая навязыванию идеалов нового вероучения, которые заменяют прежние ценности новообращенного в результате усвоения им огромного объема информации за чрезвычайно короткий период времени, что ограничивает возможность его критической проверки.   8. Создание проблем в семье новообращенного, а именно:   * их разрушение;   * появление социальных сирот — детей, брошенных родителями-сектантами;  * резкое ухудшение здоровья членов семьи сектанта (в первую очередь — психического) в результате разрушения семейных отношений;   * лишение ухода за престарелыми родителями детьми-сектантами;   * отсутствие доверия между членами семьи;   * трагедии, связанные с принуждением руководителями сект своих членов к разделу имущества, совместно нажитого в браке (размен квартиры, раздел денежных средств), с последующей его передачей в секту;   * вовлечение в секту родных и близких;   * физическое и психологическое насилие в семье по религиозным мотивам.   Совокупность всех названых выше техник и методов позволяет постепенно вытеснить прежнюю личностную идентификацию и заменить ее на новую. Научные данные позволяют утверждать, что в результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием, личность члена деструктивной религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и дискредитируется. Вместо нее выстраивается сектантская личность, предназначенная для воплощения идей и исполнения воли лидера секты. Теперь новая личность обладает не собственной, а ложной, «иллюзорной» самостоятельностью.   Итак, угроза со стороны нетрадиционных для нашего общества религиозных организаций может проявляться в двух взаимосвязанных аспектах:   а) посягательство на геополитическую, национальную, государственную, общественную безопасность России (антигосударственность религиозной организации);   б) нарушение прав и свобод граждан (деструктивность религиозной организации).   Как правило, деструктивность влечет за собой угрозу интересам общества и государства, а посягательство на национально-государственные интересы страны означает угрозу правам и свободам граждан.          ТЕМА 3. РЕЛИГИЯ В МИРЕ И РОССИИ: ИСТОРИЯ И ВЕРОУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ  Часть 1. История и вероучения основных  традиционных для России религий  ( 1. Православие   История и вероучение. Православная церковь является одной из конфессий (направлений) мировой религии христианства. Христианство возникло две тысячи лет назад как продолжение ветхозаветной веры древнееврейского народа.

 

Согласно этому вероучению, изложенному в Библии — главной священной книге — мир и человек были сотворены из ничего всемогущим и всеблагим Богом. Бог был, есть и будет всегда, он во всем превосходит мир и человека. Человека бог создал для счастливой жизни в райском саду (Эдеме). Первые люди — Адам и Ева — ни в чем не знали нужды, никогда не болели и не умирали. Но коварный змей-искуситель подвигнул их нарушить запрет Бога и тем самым противопоставить себя Богу. Этот коварный змей был воплощением Сатаны или Дьявола — ангела, восставшего против Бога. В итоге люди совершили грехопадение, были изгнаны из рая и стали смертными.

 

Но Бог обещал, что к их потомкам, к человеческому роду будет послан Спаситель, который избавит их от рабства греха и сделает вновь бессмертными.   Для того, чтобы подготовить появление Спасителя, Бог избрал один народ — древнееврейский, в среде которого должен был родиться Мессия (от др. евр. — избавитель). Истории сотворения мира и человека, грехопадения, взаимоотношений Бога и богоизбранного древнееврейского народа посвящена первая часть Библии Ветхий Завет. Новый завет начинается с книг Евангелия (от др. гр. — Благая Весть), в которых описывается и чудесное рождение, и жизнь Спасителя мира Иисуса Христа. Иисус — по древнееврейский «спаситель», а Христос — по-гречески «помазанник Бога». Иисус появился у древних евреев (иудеев), которые ждали спасителя, но они думали, что он явится в образе сильного и грозного еврейского царя, который избавит свой народ от иноземного угнетения и поставит его господином над другими народами. Иисус же пришел в образе бедняка, который предлагал отречься от мира сего «ради будущей жизни в Царствии небесном». В дополнение к уже известным 10-и заповедям «не убий», «не укради» и т.п. Иисус добавил главные заповеди любви к Богу и к своему ближнему, как к самому себе.   Иудейские священники, книжники и фарисеи, возненавидев Христа, передали его в руки римлянам, которые приговорили Иисуса к мученической казни — распятию на Кресте. Христос был казнен, но на третий день воскрес, тем самым доказав, что он воплотившийся Бог, Богочеловек, своей смертью искупивший грехи людей. Те, кто уверует в это воскресение, открывают себе путь к вечной жизни.   После вознесения Христа на небо, его ученики — апостолы стали проповедовать христианское учение среди всех народов, эта вера стала мировой, наднациональной. Краткое учение Православной христианской церкви изложено в Символе веры, составленном на Вселенском Соборе в 325 и 391 гг. в городах Никее и Константинополе. В нем говорится, что Бог един в трех лицах — Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. Сын Божий (Иисус Христос) рожден от Бога-Отца прежде всех веков, а Бог-Святой Дух исходит от Бога-Отца. Единый Бог всемогущ и вездесущ, бесконечно справедлив и милосерден.

 

Сын Божий Иисус Христос пришел на землю, чтобы спасти людей и крестной смертью смыл с них первородную (т.е.

 

у каждого от рождения) вину за грехопадение. Христос воскрес из мертвых и положил начало вечной блаженной жизни в раю. Христос послал апостолам (своим ученикам) и Церкви (собранию верующих) Духа Святого, который с тех пор пребывает в Церкви и наставляет ее в истине. Единая, святая, соборная и апостольская церковь пребудет непобедимой силами зла до самого конца существования мира. Дух Святой, пребывающий в церковных таинствах, освящает и дает им силы жить по-христиански. Господь Иисус Христос придет второй раз на землю, когда человечество окончательно погрязнет в грехах и в мире воцариться Антихрист — реальный политический вождь, противник Бога, воплощение Сатаны. Антихрист внушит людям, что он истинный посланник Бога, и получит власть над миром, но процарствует всего три года. Христос явится во второй раз в силе и славе и возглавит битву против Антихриста (Армагеддон). Наступит всемирная катастрофа, Конец света, а затем всеобщее воскресение и Страшный Суд, на котором каждый человек получит по делам своим. После этого начнется вечная жизнь: для праведников — вечное общение с Богом в Раю, для Сатаны и грешников — вечные мучения в Аду. Православная Церковь учит, что земная жизнь человека — это преддверие его будущей, загробной, вечной жизни, поэтому от того, как мы ее проживем, зависит наша судьба после смерти. Смертным является тело, душа же вечна и ожидает после смерти Страшного Суда, на котором будет окончательно решено — спаслась она (попал человек в Рай) или нет. Для спасения недостаточно одной отвлеченной веры, а необходимо, чтобы жизнь соответствовала Десяти заповедям, данным Богом пророку Моисею и Евангельским Заповедям Блаженства, данных Господом Иисусом Христом. Суть заповедей заключается в стремлении к любви к Богу больше, чем к себе, и к ближнему, как к самому себе, даже к врагам.

 

В моральном смысле христианство стоит выше всех других религий, а с точки зрения разума, исполнение христианских заповедей — это кратчайший путь к установлению всеобщего мира и спокойствия, так как без любви к ближнему и всепрощения войны взаимное уничтожение неизбежно. Однако христианство не отрицает справедливую войну, вооруженную защиту веры, защиту обиженных и слабых, защиту своей Родины от врагов. Христос учил прощать своих личных врагов, так как человек должен стремиться к нравственному совершенству. Но к врагам заповедей Божьих, агрессорам и преступникам жалости быть не может.   Самый главный грех человека с точки зрения христианства — это гордость, себялюбие, самонадеянность.

 

Христианин должен уповать прежде всего на Бога и с помощью молитвы просить его прояснить разум, помочь преодолеть соблазны и жить по заповедям. Когда христианина постигают неудачи, болезни, страдания, он не должен роптать на Бога и судьбу, но должен помнить, что все это посылается как испытание для очищения от грехов и укрепления воли в добродетели.   Спасение для христианина возможно только в лоне Церкви, которая рассматривается как мистическое тело Христа. Верующие регулярно собираются для совместной молитвы и богослужения.

 

В любой религии культ — достаточно сложный вид религиозной деятельности, содержание которого определяется вероучением. Конечной целью христианского культа является обращение к богу. Основными средствами служат церковные здания (храм), утварь, кресты, свечи, одеяния священников, религиозное искусство и т.д.

 

Вся культовая деятельность, пронизанная символическим значением, воплощается в обрядах, таинствах, праздниках и т.п. В качестве примера элементарного культового акта можно привести крестное знамение — изображение креста рукой. В православии крестятся тремя перстами (большим, указательным и средним), сложенными щепотью; старообрядцы — двумя перстами, католики — четырьмя. К сложным культовым актам относятся молитва, проповедь, праздники и пр. Рассмотрим наиболее известные из них.   Целым комплексом церковных обрядов является богослужение. Главное христианское богослужение — литургия, в ходе которой, в частности, совершается таинство причащения, или евхаристии. Дни устанавливаются церковными правилами. В православии литургия называется обедней, в католичестве — мессой. Во время литургии совершаются различные ритуалы, молитвы, читается проповедь, исполняются церковные песнопения.   Проповедь является одной из важнейших форм вероучения, поэтому церковь уделяет ее подготовке значительное внимание. Речь священника во время проповеди должна быть доступной и убедительной.

 

Для этого делаются ссылки на Священное писание, особым образом ставится дикция, нередки обращения к обыденному житейскому опыту и последним событиям общественной жизни.   Символическое содержание культа более всего проявляется в таинствах.

 

Считается, что в таинствах «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия». В православии и католицизме признается семь таинств:  * Крещение (обращение в веру, присоединение к Церкви).  * Миропомазание (призывание на новообращенного Святого Духа). Оба эти таинства в Православии совершаются над младенцами.  * Покаяние или исповедь (рассказ вслух о своих грехах в присутствии священника).

 

* Причащение (вкушение во время особого Богослужения — литургии- под видом хлеба и вина тела Христа и крови, и тем самым приобщение к Христу).  * Освящение (соборование, призывание Святого Духа в помощь).  * Брак (венчание, освящение именем Бога супружеских отношений).  * Священство (вступление на особый путь служения Церкви в качестве священнослужителя).   Крещение — принятие человека в лоно церкви. После крещения прощается первородный грех (грехопадение Адама и Евы), а также все грехи, совершенные до крещения. В православии новорожденных опускают в наполненные водой купель. Истоки обряда крещения находятся в глубокой древности, когда люди веровали в очистительную силу воды.   Покаяние (исповедь) имеет своей целью получение прощения грехов от самого Господа, благодаря посредничеству священника, которому верующий открывает свои грехи. Тайна исповеди должна сохраняться церковью. Однако случаи ее нарушения бывали. Более того, в 1722 г. Петр I издал Указ, в котором священникам вменялось в обязанность доносить о ставших им известными на исповеди «преднамеренных злодействах» против «службы государевой и церкви».   Покаяние является одним из условий спасения. Житейское отношение к этому, отраженное в поговорке «Не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не спасешься», примитивно по своей сути. Безгрешных людей нет, и в суете будней нелишним будет спросить себя: не согрешил ли злословием, завистью, корыстью, ложью и т.п.? И, безусловно, человеку, искренне раскаявшемуся в содеянном, исповедь принесет душевное облегчение.

 

Причащение — главное таинство христианской религии. Вкушая хлеб и вино, верующие приобщаются «к союзу с Иисусом Христом», так как хлеб и вино являются плотью его и кровью.

 

В этом таинстве явно прослеживаются пережитки тотемических верований, когда люди поедали мясо и пили кровь священного животного во искупление грехов.   Миропомазание совершается после крещения. Название таинства происходит от слова «мирро», обозначающее особое ароматическое масло, которым смазывают крестообразно лоб, в особых случаях — глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги.

 

Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании Духа Святого, а во время смазывания частей тела повторяет слова «печать Святого Духа».   Таинство брака основано на вере в то, что сам бог соединяет желающих создать семью. Это таинство утвердилось в христианстве позднее других. Большинство современных церковных браков, если они заключены искренне верующими, не распадаются. Альтернативой браку для христианина может быть целомудренная жизнь в монашеском чине, что ценится перед Богом более высоко, однако не все к ней способны.   Елеосвящение — таинство, совершаемое над больными, которых мажут специальным маслом — елеем. Считается, что «болящий через помазание тела святым елеем получает благодать Святого Духа, исцеляющую его от болезней телесных и душевных», т.е.

 

от грехов. Священник читает семь посланий апостольских, произносит семь ектиний (прошений) о болящем.   Священство — это посвящение в духовный сан. Согласно вероучению в процессе обряда епископского рукоположения (хиротонии) происходит нисхождение Святого Духа на рукополагаемого, и он становится посредником между Богом и людьми. В Церкви существуют особые служители, называемые священниками, попами (от «папа» — отец), батюшками. Существуют три степени священства: дьяконы (помощники священника), иерей (тот, кто может совершать Богослужение и таинства), епископ (тот, кто может посвящать в иереи и руководить жизнью христиан в определенной области, епархии). Священники могут быть «белыми», то есть женатыми (только первым браком), или «черными» (монашествующие, давшие обет безбрачия, все епископы являются «черным» духовенством). Епископами являются высшие иерархи (архиереи): патриарх, митрополиты, архиепископы и собственно епископы. В православии патриархи руководят автокефальными церквями.

 

Остальные архиереи осуществляют руководство епархиями (административно-территориальными единицами в христианских церквях).

 

Занимать высшие должности имеют право только представители черного (неженатого) духовенства.   Обряды представляют собой важнейший компонент религиозного культа, в них реализуется вера в наличие двусторонних отношений между человеком и божеством. Наглядным примером христианского обряда является молитва — обращение верующих к богу. В основе молитвы лежит магия слова, т.е. вера в то, что оно может быть услышано и принято.

 

В психологическом плане в молитве реализуется потребность в общении.

 

Чаще всего в молитвах содержатся просьбы, благодарность Богу или прославление его. В качестве молитв верующими, в основном, используются уже готовые тексты. Наиболее общеизвестна «Отче наш».   Православная обрядность немыслима без икон, они имеются в каждом храме. Часть интерьера храма — стена с иконами, называемая иконостасом,-отделяет алтарь от остальной части храма.   Необходимый элемент христианских обрядов (исключение составляют баптисты, адвентисты и некоторые другие протестантские церкви) — поклонение кресту. У католиков кресты четырехконечные, у православных — четырех-, шести-, восьмиконечные, у старообрядцев — восьмиконечные. Крест — символ христианского вероучения. Основанием для поклонения кресту служит факт распятия Иисуса Христа на этом орудии казни времен Римской империи.   Ранние христиане отвергали крест как «языческий символ». Официальное почитание его было введено в IV в. н.э., после того, как Елена, мать римского императора Константина, нашла, согласно церковному преданию, крест, на котором был распят Христос.

 

Важное место в православии занимает культ святых.

 

Перечислить их всех ввиду огромнейшего их количества невозможно, поэтому остановимся только на православной типологии. Существует семь рангов святых: ангелы, пророки, праведные, преподобные, апостолы, святители, мученики.   Ангелы — это небесные служители Бога, наделенные сверхъестественными способностями, возвещающие людям «волю божью». Классификация ангелов довольно сложна, они разделяются на девять чинов и три лика: 1 — серафимы, херувимы, престолы; 2 — господства, силы и власти; 3 — начала, ангелы, архангелы. За каждым разрядом ангелов закреплены строго обозначенные функции. Например, силы «выполняют волю божью», серафимы «пламенеют любовью к Богу», херувимы «сияют светом богопознания» и т.д.   Вознося молитвы Богу — Единосущной троице, православные христиане почитают святых — Деву Марию, пророков, апостолов, мучеников, преподобных (монашествующих) и других угодников Божьих. После своей кончины Святые не порвали своей связи с нами, но перешли в небесную область Церкви.

 

Там у престола Божия они молятся о живущих как о своих младших братьях и помогают им достичь Царства Небесного.

 

Среди святых есть люди многих времен и народов.   Православным русским дорога память святых равноапостольных (крестителей) княгини Ольги и князя Владимира, святых Бориса и Глеба, Сергея Радонежского и Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского и других, также новых российских мучеников XX в. Но, например, Николай Чудотворец, всегда особо почитаемый на Руси, был по происхождению грек и жил далеко от Руси.   Следующая категория святых — пророки, которые наделены божественным даром предсказывать будущее. Имена многих пророков сохранились в Ветхом завете, как-то: Гад, Самуил, Илия, Елисей и др.

 

Группа ветхозаветных книг, авторство которых приписывалось пророкам, получила название «Книга пророков».   Праведные — это православные святые, прославившиеся своими подвигами «во славу божью», жившие в обычных условиях, а не в монастыре. Монах, получивший статус святого, называется «преподобный». Все преподобные вели, как правило, отшельнический, аскетический образ жизни.   Апостолы — двенадцать, а затем и еще семьдесят учеников Христа, посланных им распространять христианскую религию среди других народов.   В категорию святителей попадают церковные иерархи, имеющие значительные заслуги перед церковью.   И, наконец, мученики — лица, принявшие мученическую смерть за веру Христову.

 

Больше всего святых мучеников среди ранних христиан. Увы, римские императоры имели обыкновение публично скармливать христиан львам.

 

Святые считаются заступниками смертных перед Богом и «молитвенниками» за них, поэтому в молитвах к святым содержатся различные просьбы, чаще всего такие, с которым верующий по тем или иным причинам не решается обратиться к Богу.   Православные праздники и посты в христианском культе играют важную роль. Как правило, они посвящаются прославлению Христа, Богородицы, а также наиболее значительным, с церковной точки зрения, событиям.   Во главе «праздничного круга» православной церкви находится Пасха.

 

За ней по значимости следуют праздники двунадесятые. Они, в свою очередь, разделяются на переходящие и непереходящие. Переходящих праздников три: Вознесение Господне празднуется на 40-й день после Пасхи между 1 мая и 4 июня. Троица (Пятидесятница) — в 50-й день после Пасхи, и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) — за неделю до Пасхи.   Праздники называются переходящими потому, что их дата изменяется вслед за выпадающей каждый год на разные числа Пасхой. Сама Пасха отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (через неделю после иудейской Пасхи).

 

Непереходящих праздников девять. Это Рождество Христово — 25 декабря (7 января), Крещение Господне — 6 (19) января, Сретение Господне — 2 (15) февраля, Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля), Преображение Господне — 6 (19) августа, Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа, Рождество Богородицы — 8 (21) сентября, Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября, Введение во храм Богородицы — 21 ноября (4 декабря).   В разряд великих выделены пять праздников: Обрезание Господня — 1 (14) января, Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля), Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября), Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября.

 

Существуют также престольные (местные) праздники.

 

К ним могут быть отнесены все из названных и вообще любой праздник, знаменующий какое-либо событие священной истории, прославляющий святого, в честь которого возведен храм.   Дата Пасхи была установлена в 325 г. на Никейском соборе, она выпадает на промежуток с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.   В настоящее время многие религиозные праздники отмечаются как верующими, так и неверующими. Таковы Пасха, Рождество Христово и т.д.

 

Вероятно, так и должно быть. За тысячу лет существования христианства на Руси они стали частью национальной культуры.   Христианские праздники перемежаются постами.

 

Чтобы преодолевать свои слабости, существуют постные дни, когда христианин не вкушает молоко и мясо и не предается веселью.   В православном церковном календаре на посты приходится около 200 дней в году. Есть посты однодневные и многодневные. Самый продолжительный — Великий пост. Он длится около семи недель, начинается после масленицы и заканчивается в Пасху. Рождественский пост длится сорок дней — с 15 (28) ноября по 25 декабря (7 января). Успенский пост — с 1 (14) по 15 (28) августа. Петров пост начинается в первый понедельник после Духова дня и продолжается до праздника Святых Петра и Павла. Постными днями являются также среды и пятницы.   Христианская Церковь распространилась первоначально в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Русь была крещена в 988 г.

 

князем Владимиром, который воспринял христианскую веру из Византийской империи. С тех пор исторически Россия неразрывно связана с Православием.   Православие (с греч. — ортодоксия) — наименование правого, свободного от заблуждений вероучения. Так стали называть с XI в. свою церковь христиане, сохранившие изначальную чистоту веры. Дело в том, что Римский епископ в то время стал претендовать на единоличную абсолютную власть в Церкви. Западные римские христиане вопреки мнению своих восточных единоверцев из Византии объявили Римского епископа, папу (от лат. «отец») главой всех христиан и заместителем, наместником (викарием) Иисуса Христа на земле.

 

Это решение противоречило изначальному христианскому принципу соборности (собор — собрание, единение верующих в Боге), согласно которому истинным является то решение, которое принято единогласно, сообща. Это был первый шаг западных христиан, искажающий суть истины, а затем ими были приняты и другие, еретические (отклоняющиеся от изначального учения) положения и догматы. В 1054 г. Церковь организационно разделилась на Восточную, Православную (с центром в Константинополе, в Византии), и Западную, Католическую («католикос означает «всемирный», речь идет о всемирной власти папы римского).   Основные отличия догматов православия от католицизма заключаются в следующем:   1. Единый Бог существует в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой. Каждое лицо троицы, как говорят богословы, имеет свое самостоятельное тело, однако надо верить, что это не три бога, а один Бог. При этом Дух Святой исходит только от Бога-отца, а в католицизме дух святой исходит от Бога-отца и Бога-сына одновременно. Это разногласие сами церковники считают наиглавнейшим   2.

 

Учение о загробном мире. В православии считается, что душа человека после его смерти попадает либо в рай, либо в ад, в зависимости от предыдущей жизни человека.

 

В католицизме в структуру загробного мира включается учение о чистилище, где грешные души, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть впоследствии в рай, причем срок пребывания в чистилище по молитвам церкви (за плату со стороны родственников) может быть сокращен.

 

С этим связана практика индульгенций — отпущения грехов еще при жизни за плату.   3. Православие подчеркивает принцип соборности, утверждая, что только через собор священнослужителей (а не через одного человека) может быть передана воля Бога. Католики же признают догмат о непогрешимости папы в делах веры.   4. У католиков существует целибат — обет безбрачия, который дает каждый молодой верующий, когда принимает сан священнослужителя. В православии безбрачие обязательно только для монахов.

 

5. В католицизме сильнее, чем в православии, развит культ Богородицы — Девы Марии. В 1854 г. был провозглашен догмат о «непорочном зачатии Девы Марии», а в 1959 г. — о ее «вознесении на небо».   В XV в. Византия была завоевана турками, и Русь осталась единственной в мире православной страной.

 

Псковским монахом, старцем Филофеем была создана формула «Москва — Третий Рим», предполагающая, что Русь осталась последним носителем, хранителем и защитником правой веры, и поэтому ей предназначена особая судьба в мировой истории. Сознание мессианства (Богоизбранничества) повлияло на становление и формирование национального менталитета русских.   В XVII в. тогдашней главой Русской церкви патриархом Никоном была поведена богослужебная реформа, чтобы сблизить церковные порядки на Руси с теми, что были в других Православных церквях. Например, вместо того, чтобы креститься двумя перстами, требовалось креститься тремя, вместо «Исус» говорить «Иисус» и т.п. Часть духовенства и верующих во главе с протопопом Аввакумом начали бороться против нововведений, считая их изменой истинной вере, и образовали свою церковь, которая стала называться старообрядческой. Старообрядцы — это такие же православные христиане, но они считают, что из «официальной» церкви после раскола XVII в. ушла благодать, и Москва перестала быть «Третьим Римом». Для них характерно ожидание скорого конца света и связанный с этим строгий аскетизм. Старообрядцы в XVII-XIX вв. преследовались властями и выселялись в малообжитые районы и за границу.

 

Старообрядцы делятся на две большие группы: поповцев и беспоповцев — в зависимости от того, имеют ли они священников или нет. Обе эти группы распались на множество других, названия которых произошли от имен их основателей (феодосеевцы, филипповцы и т.п.).

 

До 1917 г.

 

православие было государственной религией Российской Империи и играло решающую роль в развитии русской культуры и государственности. Русский император был православным царем, венчаемым на царство церковью. Существовала система религиозного образования и воспитания в школах, гимназиях, армии (уроки Закона Божьего, институт войсковых священников). Что бы ни говорили противники религии и церкви, но именно православная христианская мораль была основой нравственного порядка русского общества.

 

Именно Церковь была последней преградой, удерживающей народ от духовно-нравственного вырождения. Именно православие было единственной религией в России, которая всей полнотой своего учения обосновывала необходимость существования сильного централизованного государства, поддерживала авторитет государственной власти и органов охраны порядка.

 

Церковь благословляла царских воинов — «служивых людей» — на борьбу с внешними агрессорами и внутренними смутьянами и экстремистами.

 

Кредо церкви в вопросах о силовых структурах сформировано митрополитом Филаретом: «Люби своих личных врагов, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими».   Враги России, которые в начале XX в.

 

были заинтересованы в крахе российской государственности, главенствующую роль отводили борьбе с православием, его дискредитацию в глазах народа, разложение изнутри. Поэтому не случайно, что вслед за крушением русской монархии в 1917 г. наступила пора открытых лютых гонений на Церковь, попытки полного искоренения веры в Бога в России.

 

Избиение духовенства и верующих в России происходили при полном равнодушии так называемой «мировой общественности» западных стран.

 

Известно, что американский миллиардер Яков Шифф вложил миллионы долларов в тайные финансирования революционной атеистической пропаганды среди русских солдат в начале XX в.   И сейчас, в конце ХХ в., американским геополитическим стратегом Збигневым Бжезинским было открыто заявлено, что после крушения коммунизма, главным противником США в России остается Православие.   Церковная организация.

 

В Православной Церкви нет единого всемирного главы, наподобие римского папы у католиков. Существуют 15 автокефальных (поместных) Церквей, каждая из которых управляется патриархом. Самая крупная из поместных церквей — это Русская Православная Церковь (Московский патриархат), которой с 1990 г.

 

управляет патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Кроме русской в мире есть Сербская, Грузинская, Болгарская, Иерусалимская, Американская и другие поместные Православные Церкви.

 

Все они вместе образуют единую (вселенскую) мировую Церковь. В России существуют Русская Православная Старообрядческая Церковь, которая действует самостоятельно и управляется своими митрополитами.   Кроме того, существует РПЦЗ — Русская Православная Церковь за рубежом. Она появилась после 1917 г. как результат послереволюционной эмиграции сотен тысяч русских верующих в Европу и США. РПЦЗ всегда была настроена резко негативно к Советской власти и критиковала Московский Патриархат за сотрудничество с ней. Сейчас в мире существует несколько сот приходов (общин) этой церкви. В последние десять лет несколько общин РПЦЗ появились на территории России. РПЦ и РПЦЗ разделяют не вопросы веры, а, прежде всего, политические противоречия. По своим взглядам к РПЦЗ близка так называемая Истинно Православная (катакомбная) Церковь — ИПЦ. Это последователи духовенства, которые полностью отвергли все то, что происходило в России после 1917 г.

 

и перешли на нелегальное положение.   В настоящее время православными христианами является большинство верующих России.

 

Православие — это национальная религия самого крупного этноса РФ — русских (85 % населения). Кроме того, православие традиционно исповедуют осетины, чуваши, якуты, удмурты и другие народы России. Поэтому многие наши соотечественники воспринимают православные праздники, обычаи и обряды как часть духовной традиции своего народа. Уважение Православия, вне зависимости от собственной религиозной позиции, есть неотъемлемая часть уважения и лояльности к России как к стране и государству.  ( 2. Ислам   Среди мировых религий ислам занимает одно из первых мест как по численности своих приверженцев, так и по масштабам их расселения. В настоящее время ислам распространен в странах Ближнего и Среднего Востока (Йемен, Саудовская Аравия, Ливан, Сирия, Иордания, Афганистан, Турция, Иран, Ирак, Пакистан), Юго-Восточнои Азии, Северной Африки (Египет, Тунис, Ливия, Алжир и т.п.), а также в Азербайджане, Средней Азии и Казахстане, на территории Северного Кавказа и в некоторых областях России.

 

Ислам возник среди арабов Хиджаза северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII в.

 

Арабы занимались в основном торговлей и скотоводством. Через Хиджаз вдоль побережья Красного моря проходил древний караванный путь, имевший важное экономическое значение для племен, осевших на перевалочных пунктах этой торговой дороги: в Мекке, Ясрибе, Таифе. Крупнейшим из них была Мекка, с которой постоянно соперничает Ясриб.   Возвышению Мекки, кроме экономических причин, способствовали идеологические факторы. Этот город имел важное значение в религиозной жизни арабских племен. В нем находилась Кааба — древнейший языческий храм, почитаемый арабами.   В одну из стен Каабы вделан Черный камень, упавший, по преданию, с неба (возможно, метеорит). Это и придало храму особую святость. В знак почитания Каабы многие племена поставили вокруг нее скульптурные изображения своих племенных и родовых богов. Всего их было 360. В строго определенное время года арабы совершали паломничество в Мекку, чтобы поклониться Черному камню и своим племенным идолам. На этот период по древней традиции прекращались все межплеменные войны, приостанавливалось действие обычая кровной мести.   Еще с середины V в. общепризнанными хранителями Каабы было племя курайшитов.

 

В руках курайшитов находились ключи от храма, их представители отправляли должности, связанные с соблюдением религиозных ритуалов. Племя Курайш и союзные с ним племена снабжали наложников пищей, водой, одеждой. Все это давало курайшитам ряд привилегий, возвышало их над племенами, совершившими паломничество.   Дальнейшему развитию торговых отношений, сыгравших прогрессивную роль в разложении родоплеменного строя, мешала нестабильная обстановка, обусловленная разобщенностью арабских племен, их частыми вооруженными столкновениями. Обособленные племенные культы многобожием верования препятствовали объединению племен в одну народность. Разрешить это кризис можно было лишь путем выработки новых идей, направленных на объединение племен, создание централизованного государства, уничтожение племенного многобожия. Такой идеологией в тех исторических условиях стал ислам.   Основателем новой религии — ислама — был Мухаммад. Мусульмане разных национальностей произносят это имя по-разному: турки — Мухамет, персы — Мохаммед, старое русское произношение — Магомет.

 

Родился пророк ислама около 570 г., умер в 632 г. Происходил Мухаммад из обедневшего рода хашим племени Курайш.

 

Он рано стал сиротой.

 

Сперва умер отец — Абдуллах, затем мать — Амина. Сначала его воспитывал дед, а после смерти деда — дядя по отцу — Абу Талиб.

 

Мальчиком ему пришлось пасти скот, юношей он нанялся в погонщики караванов. В 24 года Мухаммад поступил на службу к богатой купчихе-вдове, сорокалетней Хадидше, вскоре женился на ней и сам стал торговцем. В тех местах, где бывал Мухаммад, он вел беседы с представителями разных культов, впитывал то, что казалось ему полезным. Потом многие положения иудаизма и христианства вошли в ислам (будучи лишь слегка видоизмененными).   В 610 г. Мухаммад выступил с первой проповедью новой веры, уже в целом им сформулированной.

 

Позднее он даст ей название «ислам», что в переводе с арабского «муслим» означает «покорность».

 

Новая религия была монотеистической, в которой Единый Бог получил имя Аллах, происходящее от «илах» или «аль-илах» — имени бога курайшитов. Аристократическая верхушка курайшитов к деятельности Мухаммада отнеслась враждебно. Ведь он отвергал языческие культы, а это могло нанести ущерб святости Каабы, с поклонением которой были связаны не только их религиозные чувства, но и весьма ощутимые материальные выгоды. Кроме того, в ранних проповедях посланник Аллаха осуждал чрезмерное богатство, призывал помогать бедным, соблюдать справедливость.   Преследуемый влиятельными курайшитами, Мухаммад был вынужден покинуть Мекку и с группой своих сторонников переселиться в Ясриб. Считается, что это переселение (по-арабски — «хиджра») произошло 16 июля 622 г. Этот год является официальной датой мусульманского летоисчисления.

 

В Ясрибе, ставшем вскоре называться Мединой (город пророка), проповеди Мухаммада встретили одобрение.

 

Как Мухаммаду удалось обеспечить притягательность своей религии?

 

Он хорошо усвоил уроки христианства и начал с проповеди всеобщего равенства, призывал к братству, к соблюдению простых, всеми понятных нравственных норм. Первая мусульманская община, организованная Мухаммадом в Медине, объединяла людей не по кровно-родственному признаку или имущественному, а исключительно по религиозному.

 

Мухаммад, несомненно, уже при жизни пользовался уважением и неограниченной властью среди верующих.

 

Это, в частности, позволило ему создать теократическое государство и положить начало завоевательной политике, в ходе которой мусульманское влияние распространилось на значительную территорию.

 

Ислам сгладил на время социальные противоречия, проводя в жизнь принцип эгалитаризма — равенства всех мусульман перед Аллахом и принцип социальной справедливости, что выразилось не только в осуждении чрезмерного богатства, но и в учреждении особых налогов для помощи бедным. Кроме того, ислам создал свою систему эксплуатации — патриархально-феодальную, при которой наиболее жесткие методы угнетения и присвоения прибавочного продукта были направлены против «неверных», немусульман. Первые несколько веков существования ислама были одной непрекращающейся войной с неверными. Исламизация населения проходила почти во всех покоренных странах.

 

В другие земли ислам проникал благодаря деятельности мусульманских миссионеров.   Особенности вероучения современного ислама. Главными источниками вероучения ислама являются Коран и Сунна. Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Коран написан аятами, т.е. стихами. В Коране изложены основы вероучения, законодательства, нравственности, обрядовые наставления. В Сунне сосредоточены предания о поступках пророка Мухаммада в различных житейских ситуациях.

 

Сунна — главный источник мусульманского права — шариата.   Шариат — это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. Он содержит не только юридические, но и нравственные нормы, не расчленяя их на мораль и право.

 

Шариат включает в себя и право — фикх, и морально-поведенческие наставления, а также предписания культа. Источниками шариата являются Коран, Сунна и Адат (нормы обычного права). Патриархальный пласт отчетливо вскрывается во многих предписаниях мусульманского права. Так, в наказаниях за преступления против жизни и здоровья человека шариат исходит из родоплеменных обычаев — определяет виру, т.е. цену крови, в зависимости от тяжести действия.

 

Как правило, это — талион: око за око, зуб за зуб. Шариат прямо поощряет кровную месть; в Коране говорится: «Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, и раб — за раба, и женщина — за женщину». Правда, за пролитую кровь можно откупиться, заплатив родственникам убитого виру.   Наказания за преступления носят жестокий характер.

 

В Коране говорится: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха», «Прелюбодея и прелюбодейку — побивайте каждого из них сотней ударов… и пусть присутствует при их наказании группа верующих».

 

К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся права и положения женщин. Широко известно, что женщина в мусульманском обществе поставлена в приниженное положение по сравнению с мужчинами. Так, официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании).

 

Правоверные, по Корану, могут иметь до четырех жен (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц. Кроме того, муж всегда имеет право на развод, жена обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода.

 

В повседневной жизни мусульманка скована бесчисленными правилами поведения: обязана уступать дорогу мужчине, не имеет права обгонять его.

 

Предусматривается обязательное затворничество женщин, которые не могут появляться на людях с открытым лицом и неприкрытыми ногами.   К основным положениям ислама относятся:  * Вера в Единого Бога Аллаха, строгий запрет идолопоклонничества (в исламе даже запрещено изображение людей, живопись).  * Вера в ангелов и демонов.

 

Это соответствует христианскому учению о добрых ангелах, злых бесах, Сатане (в исламе — Шайтан).  * Вера в святость Корана: он считается полученным от Бога и вечным.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх