СТИГЛИЦ ДЖ Ю — ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВEННОГО СEКТОРА 89

 очень плохие обращается к своим сбережениям; таким образом, потребление меньше  подвергается колебаниям, чем доход.  Модильяни отметил, что доход типичного индивидуума относительно ниже в  начале и конце его жизни и относительно высок в ее середине. В то же время его  потребление на протяжении жизни более или менее постоянно или постепенно  возрастает, Таким образом, получается, что человек в каждый период своей жизни  принимает решения о потреблении, ориентируясь на доход, получаемый за всю  свою жизнь, а не на доход, полученный в данный период жизни. Теория Модильяни  называется теорией жизненного цикла потребления.  В рамках обеих теорий, следовательно, временные изменения в уровне налогооб-  ложения, по-видимому, оказали бы слабое воздействие на уровень потребления, так  как временные изменения налогов мало отразились бы на доходе человека,  полученного им в течение жизни, или на постоянном доходе. Индивидуум скорее  взял бы это дополнительное богатство и распределил его по всей своей жизни, чем  увеличил бы свое потребление в том году, когда произошло снижение налога.  Другими словами, он сберег бы большую часть дополнительного дохода, полученно-  го в связи с временным увеличением последнего4.  Эффект временного сокращения подоходного налога должен быть противопо-  ставлен эффекту временного уменьшения акцизов на покупку товаров длительного  пользования. Этот налог привел бы к росту спроса на этот товар длительного  пользования, так как люди предпочли бы покупать товары в тот момент, когда они  дешевле5.  Различие между результатами временного снижения подоходного налога и  временного уменьшения акциза соответствует различию, которое мы видели в гл.  18, между эффектом дохода и эффектом замещения в результате изменения цен.  Временное снижение подоходного налога в первую очередь имеет эффект дохода,  вызывая перемещение линии бюджетного ограничения вверх, как это показано на  рис. 28.2А, в то время как временное уменьшение акциза также имеет эффект  Подоходным налогом облагается также доход от сбережений. Традиционная кейнсианская  теория предполагала, что эластичность текущего потребления по процентному доходу мала, а  следовательно, что ее последствия можно игнорировать, что эффект дохода доминирует над  любым возможным эффектом замещения.  Временное уменьшение подоходного налога должно также иметь краткосрочные последствия  для предложения труда. Из-за того, что доход от паботы выше, поскольку ставка подоходного  налога низкая, люди предпочли бы работать оольше, замещая текущий досуг будущим.  Однако этот эффект, похоже, не будет значительным в период кризиса, когда люди сталкива-  ются с ограничением спроса на труд. Более того, даже в лучшие времена многие люди имеют  мало возможности определять продолжительность своей работы. По этой причине большинст-  во экономистов полагают, что влияние временного изменения подоходного налога на предло-  жение труда незначительно.  626  Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ    Рис. 28.2. ЭФФЕКТЫ ВРЕМЕННЫХ УМЕНЬШЕНИЙ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА И НАЛОГА  НА ПОТРЕБЛЕНИЕ (АКЦИЗА). А) Временное сокращение подоходного налога мало влияет на  постоянный доход. Бюджетное ограничение сдвигается несколько вверх и таким образом текущее  потребление увеличивается незначительно. В) Временное уменьшение акциза сокращает относи-  тельную стоимость текущего потребления и таким образом может иметь на него серьезное  стимулирующее воздействие.  ДЕФИЦИТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ 627  замещения. Происходит «поворот» линии бюджетного ограничения, как на рис.  28.2В. Только покупая больше сегодня, индивидуум может воспользоваться преиму-  ществами снижения налога.  Трудностью в использовании временных изменений акцизных налогов является  то, что наряду с их влиянием на увеличение спроса на потребительские товары в  периоды кризисов они оказывают также влияние до и после изменения ставки  налога. Если об изменении ставки налога известно заранее, то в период до его  понижения спрос на товары, налог на которые предположительно будет уменьшен,  может значительно упасть. В последний момент перед возвращением налога к его  нормальному уровню спрос на товары может возрасти, а сразу же после  возвращения налога к его нормальному уровню спрос может значительно умень-  шиться. Подобные сдвиги в распределении покупок по срокам означают, что  временные изменения ставки налога могли вызвать эффекты за пределами того  времени, за которое подразумеваемые последствия должны были произойти.  Эффект ликвидности. Некоторые экономисты утверждают, что существует  механизм, бдашдаря которому даже временные изменения подоходного налога  могут привести к значительным изменениям в текущем потреблении. Нобелев-  ский лауреат Джеймс Тобин из Иельского университета подчеркнул, что многие  люди имеют ограничения по ликвидности: им бы хотелось потреблять больше,  чем в настоящий момент, но они не могут этого делать в связи с ограничениями  в кредитах. Другими словами, они полагают, что их доход на протяжении их  жизни гарантирует более высокий уровень потребления, чем их текущий уровень  потребления, но их банкиры не разделяют подобной уверенности и, следователь-  но, не желают ссужать им деньги. До тех пор пока банкиры остаются  неубежденными, лица, которые готовы тратить больше, должны ограничивать  свое потребление своими текущими доходами. Но когда текущий располагаемый  доход увеличивается, как это произойдет в результате снижения ставки подоход-  ного налога, наступает «час фортуны». Они увеличивают свои расходы на  потребительские товары.  Недостаток ликвидных средств отражается в первую очередь на покупке товаров  длительного пользования, таких как телевизоры и т.д., потребление которых  растягивается ка много лет. Когда потребители понимают, что их располагаемый  доход сократился, а они не имеют возможности занять, они сокращают в первую  очередь приобретение товаров длительного пользования. Этот факт обнаруживает  более сильную зависимость потребления данных товаров от циклических колебаний  по сравнению с потреблением товаров недлительного пользования, таких как  продовольствие и т.п.  Долгосрочный эффект задолженности. Существуют также экономисты, наибо-  лее известный из которых Роберт Барро из Гарвардского университета, которые  полагают, что все вышеописанные точки зрения слишком сильно преувеличивают  зависимость увеличения спроса на потребительские товары от снижения налоговой  ставки. Если уровень государственных расходов остается неизменным, снижение  налоговой ставки увеличивает государственный долг. Такое его увеличение подра-  зумевает рост налогов в будущем. Если люди принимают во внимание увеличение  налогов в будущем, сокращение их текущих налогов не сделает их положение  лучшим. Люди расценивают этот налог просто как отложенный налог6. Следова-  Такая точка зрения была, например, выдвинута R. Вагго (Are Government Bonds Net  628 Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ  тельно, снижение текущей налоговой ставки вообще не приводит к эффекту дохода  и не увеличивает потребление7.  Обратимся еще раз к идеям Р.Барро. Он предполагает наличие определенной  степени рациональности, для которой существует мало эмпирических обоснова-  ний. Более того, люди должны не только признавать, что налоговая ставка,  сокращаемая сегодня, вызовет рост налогов в будущем, но и полагать, что они  будут должны уплатить этот налог. Ведь может возникнуть ситуация, когда  отложенный налог не будет уплачен: будущее поколение может уплатить его. В  таком случае, очевидно, что сокращение текущей ставки налога в действительно-  сти улучшит положение сегодняшнего поколения и увеличит уровень его  потребления8.  Потребительский эффект от снижения налога на корпорации. Похожие  аргументы в отношении степени рациональности потребителей приводятся при  обсуждении последствий снижения налога на прибыли корпораций. Поскольку  оно ведет к росту дивидендов и, таким образом, располагаемого дохода,  постольку, возможно, последует некоторый рост потребления. Но в той степени,  в которой сокращение налога на прибыли корпораций ведет к большему, чем  рост дивидендов, увеличению нераспределенной прибыли, потребление возрастет,  только если акционеры фирмы заглянут за кулисы корпорации. Если так, они  поймут, что увеличившаяся нераспределенная прибыль сделает их богаче, и  поскольку они почувствуют себя богаче, они будут больше потреблять. Насколь-  ко потребители заглядывают за кулисы? Большинство экономистов считают, что  потребители отчасти так и делают, они понимают рост активов фирмы частично  как увеличение своего собственного богатства, и соответственно их потребление  возрастает9.  СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ  Существуют три механизма, через которые политика правительства воздействует  на уровень инвестиций: 1) она воздействует на функцию инвестирования, уровень  инвестиций, желательный для фирмы, при данной ставке процента; 2) она  воздействует на функцию сбережения, сумму, которую люди желают сберегать при  данной ставке процента; 3) она воздействует на использование имеющихся  сбережений.  Потребление может вытеснить инвестиции. В предыдущем разделе мы  рассмотрели, как государственная политика влияет на потребление. Если уровень  совокупного спроса ограничивает выпуск, то увеличение совокупного спроса  приведет к росту объема выпуска и занятости.  Но что случится, если фирмы не захотят расширить свое производство, скажем,  потому, что заработная плата слишком высока относительно цен? Тогда вместо  роста производства расширение потребления произойдет за счет сбережений, если  Wealth?//Journal of Political Economy 82 (1974): 1097—1117).  Здесь может присутствовать слабый эффект замещения. Люди предпочли бы работать в тот  период, когда ставки налога низки.  Барро утверждает, что даже если будущие поколения платят налог, нынешнее поколение,  заботясь об их благосостоянии, будет увеличивать для них наследство в соответствующем  количестве.  Вспомните рассмотрение в гл. 23 влияния корпорационной и государственной вуали на  сбережения.  ДЕФИЦИТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ 629  только страна не возьмет кредит за рубежом. Ограниченность ресурсов для  инвестирования будет вести к росту процентной ставки. Потребление вытеснит  инвестиции. Совокупный спрос не увеличится, так же как не уменьшится  безработица.  Спрос на инвестиции. Главный инструмент, который использует государство для  придания временного роста инвестициям, — налоговые скидки на инвестиции10. В  случае 10%-й налоговой скидки на инвестиции оборудование стоимостью 100 дол.  обходится фирме в 90 дол. Государство оплачивает 10% стоимости. Таким образом,  эффект временной налоговой скидки на инвестиции (или временного увеличения  скидки) идентичен эффекту временной продажи инвестиционного товара. Фирмы  будут побуждаться покупать инвестиционные товары в период действия налоговой  льготы, а не после окончания ее действия.  Как и временное снижение акцизного налога на предметы длительного пользо-  вания, временная налоговая скидка на инвестиции действует и в более ранний, и в  более поздний период. Если ожидается увеличение скидок на инвестиции, то  предполагаемые инвестиции будут отложены до того времени, когда будут введены  налоговые льготы. Если предполагается уменьшение льгот, те, кто хотел бы  инвестировать позже, будут стремиться ускорить свои капиталовложения. Снижение  инвестиционной активности как до, так и после введения налоговых скидок на  инвестиции может иметь разрушительные последствия для экономики.  Временное снижение налоговой ставки на прибыль корпораций может быть  еще менее эффективным с точки зрения стимулирования инвестиций. Оценивая,  стоит ли делать данные инвестиции, фирмы подсчитывают текущую чистую  прибыль от инвестиций с учетом скидки и сравнивают ее с издержками.  Временное уменьшение налоговой ставки на прибыль корпораций имеет очень  слабое влияние на текущую отдачу от долгосрочных инвестиций с учетом скидки  (даже объявленное постоянное снижение ставки налога на прибыль корпораций  может быть неэффективным, если фирмы не уверены, что такое снижение в  действительности постоянное).  Если фирмы финансируют свои предельные инвестиции за счет заемных  средств, то изменение налоговой ставки на корпорации не имеет никакого  влияния на предельные затраты на капитал. Это объясняется тем, что выплаты  процентов не подлежат налогообложению. Таким образом, фирма, которая  занимает под процентную ставку г, сталкивается с действительными затратами  капитала г(1 — t). Но налог на корпорацию снижает предельную отдачу от  инвестиций снова благодаря фактору 1 — t Поскольку предельные издержки и  предельный доход сокращены пропорционально, ставки налога на прибыли  корпораций не оказывают воздействия на уровень инвестиций. При этих  условиях снижение ставки налога на прибыли корпораций не будет иметь  прямого влияния на уровень инвестиций11.  Если возможности фирмы получить дополнительный капитал путем займов или  операций с акциями ограничены, то существует другой механизм, с помощью  Налоговые скидки на инвестиции впервые были введены в 1962 г. как часть программы  администрации Кеннеди по стимулированию инвестиций. После 1962 г. скидки были после-  довательно временно приостановлены, отменены, восстановлены и (в 1986 г.) отменены снова.  Возможно косвенное влияние через изменение процентной ставки. Кроме того, этот довод  предполагает, что инвестиционная налоговая скидка равна экономическим амортизационным  отчислениям.  630  Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ  которого сокращение налогов на прибыль корпораций увеличивает уровень инвести-  ций. Этот механизм аналогичен теории Дж.Тобина о воздействии ликвидности на  потребителей.  Многие фирмы хотели бы инвестировать больше, но вследствие недоступности  средств их возможности для этого ограничены. Они не могут занять дополнительные  средства (или могут сделать это, если способны предоставить дополнительные  свидетельства, подтверждающие платежеспособность, что трудно достичь непосред-  ственно в условиях спада). Снижение налога на корпорации обеспечивает фирме  средства, которые она может инвестировать и которые может увеличить за счет  займов, используя активы как дополнительное обеспечение.  ДЕФИЦИТЫ И ИНВЕСТИЦИИ  Существует большая обеспокоенность, что государственные расходы и дефициты  бюджета уменьшили или вытеснили частные капиталовложения.  Сбережения могут использоваться для двух целей: для финансирования инвести-  ций и для финансирования дефицитов государственного бюджета. На рис. 28.3  изображены частные сбережения и инвестиции как функции процентной ставки.  Разрыв между частными сбережениями и инвестициями равен, при условии  равновесия, дефициту. Если дефицит растет, государство и частные инвесторы будут  конкурировать за предложение доступных средств, а процентные ставки должны  увеличиваться12. Более высокие процентные ставки будут сдерживать стимулы к  инвестициям. Процентные ставки не возрастают, если только увеличенный дефицит        Рис. 28.3. ЧАСТНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ И ИНВЕСТИЦИИ КАК ФУНКЦИЯ ПРОЦЕНТНОЙ  СТАВКИ. Если функция сбережений не сдвигается в результате возросших дефицитов, увеличе-  ние дефицита D до Z>2 приводит к сокращению инвестиций.  12  Этот вывод будет изменен, если мы примем во внимание возможность финансирования  дефицита зарубежными сбережениями. Далее рассматриваются дефициты в открытых эконо-  ДЕФИЦИТЫ И ИНВЕСТИЦИИ  631    Рис. 28.4. ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ, ПРИ КОТОРОМ ДЕФИЦИТ ОСТАВЛЯЕТ ИНВЕСТИЦИИ  НЕИЗМЕННЫМИ. Если рост дефицита с D до Z>2 сдвигает функцию сбережений на сумму  увеличения дефицита, не меняются ни процентные ставки, ни инвестиции.  повысит сбережения на равную величину (рис. 28.4). Даже если есть уверенность,  что более высокий дефицит увеличивает сбережения (когда люди отложат деньги в  ожидании роста налогов для покрытия возросшего дефицита), они вряд ли  увеличиваются пропорционально росту дефицита.  БРЕМЯ ДОЛГА  Проблема, которую только что рассматривали, — центральный вопрос длительных  дебатов о бремени долга. Если некто вынужден оставить в наследство своему сыну  долг (и если законы заставляют его сына уважать этот долг, как это имеет место в  некоторых странах), тогда его сыну, без сомнения, было бы хуже. Чем больше долг,  тем ему было бы хуже. Рассуждая по аналогии с бременем частного долга, многие  утверждают, что громадный национальный долг в США возлагает бремя на будущие  поколения. Увеличить долг — значит увеличить бремя, которое мы навязываем  будущим поколениям.  После второй мировой войны представление о том, что национальный долг не  является бременем, стало модным. Поскольку национальный долг был просто  деньгами, которые мы должны сами себе, как можно говорить, что он был бременем?  Аналогия между частным и государственным долгами была, согласно такому  взгляду, неуместной. Частное лицо владеет деньгами для кого-то еще. Но при таком  подходе издержки войны порождены в то время, когда война была в разгаре:  совокупное потребление тогда сократилось во имя финансирования военных расхо-  дов, и это действительно было бременем войны.  Хотя есть ощущение, согласно которому мы должны сами себе, различные линии  поведения имеют различное значение для благосостояния разных поколений.  Существует важный выбор. Некоторые политические курсы выгодны текущему  поколению за счет будущих.  632  Глава 28. ДЕФИЦИТ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И РОСТ  Следовательно, поколение, которое жило во время второй мировой войны, может  быть не только поколением, которое несет издержки войны. Когда государство  финансировало свои расходы скорее займами, чем налогами, потребление за время  жизни поколения, которое было обложено налогами, увеличилось. Облигации  государства заменили капитал, было меньше инвестиций, а акционерный капитал в  будущем уменьшился. Следовательно, заработная плата будущих поколений сокра-  тилась. Поколение, которое участвовало в войне, могло также само проголосовать за  то, чтобы большие пособия ветеранам войны оплачивались следующим поколением.  В обоих случаях нынешняя генерация распорядилась возложить часть издержек на  будущие поколения.  ДЕФИЦИТЫ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ  До сих пор предполагалось, что инвестиции и долг должны финансироваться из  национальных сбережений. Но дефицит может финансироваться зарубежными  займами. Действительно, дефицит небольшой открытой экономики13 незначительно  влияет на процентные ставки международного рынка. При неизменных процент-  ных ставках уровень инвестиций остается постоянным, так же как уровень  сбережений (не считая роста, вызванного ростом сбережений вследствие ожидае-  мых будущих налоговых обязательств). Единственный результат дефицита —  увеличение займов за границей. Конечно, с этой точки зрения нет разницы,  занимает ли за рубежом государство или государственные займы заставляют        Рис. 28.5. ДЕФИЦИТЫ В ОТКРЫТЫХ ЭКОНОМИКАХ. Для малой открытой экономики  изменение дефицита не меняет рыночной процентной ставки (г*) и уровня инвестиций. При  дефиците D страна предоставляет займы L за границу, а при дефиците Di она должна  заимствовать В за рубежом.  13  Хозяйство страны, которая не имеет экономических отношений с другими странами, —  закрытая экономика. Страна, которая торгует с другими странами или может занимать в  других странах, либо может получить рабочую силу из других стран, — открытая экономика.  ДЕФИЦИТЫ И ИНВЕСТИЦИИ 633  частные фирмы занимать за границей. Поскольку дефициты государственного  бюджета непосредственно не влияют на инвестиции (рис. 28.5), валовой нацио-  нальный продукт страны не растет. Но больший объем продукции страны должен,  как следствие, отправляться за границу в уплату за долги, которые были сделаны  раньше. В этом свете возникает обычная аналогия между государственным и  частным долгами, что представляется более обоснованным: рост дефицита сегодня  уменьшает то, что могут потребить будущие поколения. Это верно, несмотря на то  что на самом деле государство должно в основном гражданам собственной  страны14.

Пролистать наверх