ВEНГEР В ПОУ Р НEУЖEЛИ Я ГEНИЙ М 2003 370 С 4

 7.3.ТЕЛЕПАТИЯ?  Несколько лет назад группе парапсихологов показалось неоспоримым найденное ими доказательство телепатии. Они исследовали способность испытуемых угадывать карту, выбранную исследователем из колоды. Точных ответов было так много, что случайность совпадения статистически исключалась. Парапсихологи утверждали, будто люди, участвующие в эксперименте, обладали даром телепатии.  К счастью, среди парапсихологов оказалось несколько активных скептиков, проверивших данные дважды. В результате выяснилось, что «телепаты» читали вовсе не мысли исследователя — они читали язык телодвижений. Непонятным образом им удавалось определить карту по тому, как исследователь смотрел на нее.  7.3.1.Чувствительное сознание  Энтузиасты телепатии были глубоко разочарованы подобным результатом. Тем не менее эксперимент продемонстрировал границу человеческой восприимчивости, которая была не менее поразительной, чем способность читать мысли. Тысячелетиями полинезийские моряки управляют кораблями «на ощупь». Вы и сейчас можете завязать бывалому моряку глаза и выбросить в море за сотни миль от дома — и только по ощущениям океанских течений собственным телом он с высокой точностью определит свое местоположение.  Такая способность вовсе не является чем-то невероятным и необъяснимым, но от этого она не менее удивительна, чем ясновидение или телепатия. Подобно находчивым псевдотелепатам в описанном эксперименте, полинезийским морякам удается ухватывать настолько тонкие ощущения, что об их существовании большинство людей даже не подозревает. Случай с бабочками на моем семинаре произошел именно вследствие аналогичной повышенной восприимчивости. Возможно, все тридцать четыре участника подсознательно обратили внимание на, казалось бы, незначительные реплики и особенности поведения в аудитории. Мы можем только гадать о действительных причинах происшедшего в ожидании новых результатов исследований на эту тему.  Одно известно наверняка. Какова бы ни была причина такой сверхчувствительности, в ней заключена огромная сила. Если нам удастся направить ее на решение конкретных проблем, мы сделаем гигантский скачок к гениальности.  7.4.ОДНИМ ВЗГЛЯДОМ  Как и многие другие гении, Вольфганг Амадей Моцарт утверждал, что он пишет свои музыкальные композиции в мыслях, доводя до совершенства каждый аккорд, прежде чем взяться за перо и бумагу. Моцарт частенько удивлял современников, то демонстрируя способность «писать» музыку вперемешку с игрой в бильярд, то небрежно и беззаботно набрасывая увертюру к опере «Дон Жуан» за несколько часов до ее премьеры. Моцарт объяснял, что в таких случаях он вовсе не сочиняет музыку, а просто, как под диктовку, записывает из головы готовый отрывок.  В письме, датированном 1789 годом, гениальный композитор рассказывал, что, до того как запечатлеть свое творение на бумаге, он мысленно оглядывает его целиком «как ослепительно прекрасную статую». Моцарт не проигрывал свои творения так, как их исполнял оркестр, — такт за тактом — он охватывал все «одним взглядом». «Я не прослушиваю в моем воображении партии последовательно, — писал он, — я слышу их звучащими одновременно. Не могу передать, что это за удовольствие!»  7.4.1.Обыкновенное мышление  Очевидно, творческий метод Моцарта — явление не ординарное. Как можно «охватить» всю симфонию «одним взглядом»? Как можно прослушать ее «всю целиком», а не последовательно во времени? Это так же сложно вообразить, как и пятимерную геометрию. Тем не менее такая причудливая манера мышления была столь же естественной для Моцарта, сколь непринужденно его пальцы ложились на клавиши фортепьяно.  По-настоящему простая мысль возникает в мире абсолютно отличном от того, что способно воспринимать наше сознание. Великие гении обычно освобождаются от пут обыденного восприятия, которое большинству из нас представляется незыблемым, и наводят беспорядок в мире общепринятых понятий пространства, времени и формы.  7.5.ЧИСТЫЕ ИДЕИ  В своем шедевре «Республика», написанном в V веке до н. э. Платон рассуждает о двух мирах, существующих в реальности: о материальном, который мы воспринимаем через ощущения, и о мире чистых идей (ideai). «Только в царстве идей мы видим подлинную форму вещей, — писал Платон. — Музыка, поэзия, живопись и математика — не что иное, как слабые попытки воспроизвести совершенную красоту и порядок идеального мира».  7.5.1.Платоновская пещера  Платон уподоблял обыденный мир мрачной пещере, где люди закованы в цепи так, что им не повернуть головы и не увидеть ничего, кроме стен прямо перед собой. Там, на стенах, они различают игру теней, отбрасываемых фигурами людей, двигающихся в глубине пещеры в свете невидимого костра. В своем неведении закованные пленники полагают, что эти тени и есть единственные реальные вещи в мире. Если бы они только смогли повернуть головы, они бы увидели огонь костра и других людей. А если бы несчастным удалось сбросить свои цепи, они, возможно, смогли бы даже добраться до выхода, где их глазам открылся бы великолепный, залитый солнцем мир.  Как утверждал Платон, всем нам, закованным в цепи, видны лишь тени на стенах пещеры. И мы верим, что они и есть наша Вселенная. Но все же «душа каждого человека обладает силой познания, — писал Платон, — и органом, позволяющим видеть истину». Если бы мы смогли освободить свое восприятие от оков, мы бы наконец «увидели реальность и ее блестящего создателя, которого мы называем Богом».  7.5.2.Экстаз  В эпоху Возрождения философы вернулись к платоновской притче о пещере. Неоплатонисты полагали, что великим художникам был дарован шанс в мучительные моменты творчества заглянуть в идеальный мир. Жан Жак Руссо представлял всякого смертного, имевшего контакт с идеальным миром Платона, охваченным экстазом. Возможно, именно это состояние исступленного восторга имел в виду Моцарт, говоря: «Не могу передать, что это за удовольствие!»  7.5.3.Платон настаивает  До недавнего времени рассуждения, подобные предложенным Платоном и Руссо, приписывались миру мистики. Доказать их не представлялось возможным. Однако в ХХ веке многое изменилось. Развитие квантовой физики выдвинуло на передний план новые мощные инструменты, способные помочь человечеству впервые выглянуть за пределы пещеры. Не исключено, что они со временем раскроют и загадку творчества Моцарта.  7.6.»ПРИЗРАЧНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ»  В 20-е годы нашего столетия физики открыли, что субатомные частицы — кванты, такие как фотоны и электроны, способны мгновенно менять свою природу: в зависимости от способа измерения они ведут себя то как частицы, то как волны. Еще более странным показалось, что, измеряя скорость частицы, вы не можете измерить ее массу и, наоборот, измеряя массу, невозможно измерить скорость.  Именно это противоречие и привело датского физика Нильса Бора к выводу о том, что кванты на самом деле не обладают массой, скоростью и способностью преобразовываться в волны, а приобретают эти характеристики лишь временно, в ответ на попытки экспериментаторов их определить и измерить. В своем естественном состоянии, как считал Бор, квантовые частицы представляют собой нечто бесформенное, лишенное каких-либо характеристик.  Альберт Эйнштейн не принял такого объяснения. А что, если бы вдруг произошло деление частицы, состоящей из двух протонов, и эти два протона разлетелись бы в пространстве? Закон сохранения энергии позволяет нам по импульсу одной частицы определить импульс другой. Но по теории Бора ни один из протонов не обладает импульсом до тех самых пор, пока мы не возьмемся его измерять.  Согласно Бору, если мы измерим импульс протона А, то сам процесс измерения припишет соответствующее значение импульсу протона Б, даже если оба они уже успели разлететься по противоположным углам Вселенной! Чтобы добиться такой координации импульсов, протоны должны были бы воздействовать друг на друга со скоростью, опережающей скорость света, — как если бы они обладали телепатией. Эйнштейн подшучивал над «призрачным воздействием на расстоянии», он настаивал в статье 1935 года, написанной совместно с Борисом Подольским и Натаном Розеном, что Бор и его последователи, должно быть, проглядели некую «скрытую переменную», и сделал вывод, что теория Бора попросту недоработана.  7.7.МОДЕЛЬ АКВАРИУМА  Один из последователей Эйнштейна, Дэвид Бом, предложил разрешение этого парадокса. Он согласился с Эйнштейном, что было бы странно и маловероятно, если бы два протона мгновенно обменивались информацией, находясь на огромном удалении друг от друга. Бом предположил, что квантовые эффекты есть не что иное, как отражение более глубокого, чем предполагалось до тех пор, порядка вещей в видимой Вселенной. Он сравнил квантовую частицу с рыбкой в аквариуме. Предположим, что мы наблюдаем рыбку по двум телемониторам, подключенным к видеокамерам, «рассматривающим» ее с разных сторон. Мониторы демонстрируют нам два различных изображения, как если бы мы следили за двумя разными рыбками. Но, когда одна рыбка поворачивается, поворачивается и другая, будто между ними существует загадочная связь. Только непосредственно заглянув в аквариум, мы узнаем, что мониторы показывают нам одну и ту же рыбку под разными углами зрения (рис. 7.1).    Рис. 7.1. Физик Дэвид Бом сравнивал мир наших ощущений с недоступным взору аквариумом. Когда мы наблюдаем рыбку при помощи двух видеокамер, нам кажется, что это две разные рыбки, по непонятной причине движущиеся синхронно. По-видимому, и квантовые частицы точно так же взаимодействуют друг с другом на невероятно больших расстояниях в пространственно-временном континууме. Эйнштейн называл такое поведение квантов «призрачным воздействием на расстоянии». Бом предполагал, что невидимое влияние может на самом деле относиться к отдельной квантовой частице, которая, подобно рыбке из аквариума, из-за нашего несовершенного восприятия «внутреннего порядка» (термин, введенный Бомом для обозначения невидимого мира) лишь кажется разделившейся на две, разнесенные в пространстве.  Аквариум Бома, как и пещера Платона, — метафоры, подчеркивающие мысль о пределах человеческого восприятия. В обычной жизни нам доступны только сбивающие с толку экраны видеомониторов. Но предположим, нам удалось бы взглянуть «непосредственно на аквариум». Представьте: мы наконец сбросили оковы своих жалких пяти чувств и вырвались из платоновской пещеры. Что бы мы увидели снаружи?  7.8.ВНУТРЕННИЙ ПОРЯДОК  Как бы выглядела компьютерная игра, если бы не было компьютера, преобразующего файлы в изображения? Как бы звучал телефонный звонок, если бы не было телефонного аппарата? Слова и изображения остались бы волнами невидимой энергии — мы не смогли бы воспринимать их. Материальный мир приобретает понятную форму только через контакт с соответствующим рецептором определенного органа чувств.  Так, по крайней мере, думал Дэвид Бом. Он предположил существование внутреннего порядка во Вселенной, согласно которому все, что мы видим, закодировано в чисто энергетические структуры. Только особенности человеческого восприятия переводят эту массу клубящейся энергии в доступную пониманию форму трехмерного пространства.  7.8.1.Принцип голографии  Если в пруд бросить камень — по воде концентрическими кругами разбегутся волны. Бросьте три камня, и образовавшиеся круги волн пересекутся, «нарисовав» интерференционный узор.  Теперь представьте, что пруд мгновенно замерз, запечатлев изображение волновой картины. Узор на любом отколотом куске льда предоставит вам всю необходимую информацию для точного расчета точек падения всех трех камней (рис. 7.2).    Рис. 7.2. Мельчайший кусочек голограммы содержит достаточно информации, закодированной в виде «интерференционного узора», чтобы воссоздать изображение целиком. Похожего эффекта можно добиться, заморозив «волновую картину» на поверхности пруда.  В 1947 году ученый Денеш Габор открыл способ кодировки трехмерных объектов на фотографической пленке, во многом похожий на тот, с помощью которого мы закодиво многом похожий на тот, с помощью которого мы закодировали точки падения трех камней. Метод Габора, также основанный на явлении интерференции, был назван голографией.  Чтобы изготовить голограмму, нужно направить пучок лазерных лучей на объект так, чтобы он отражался на фотопластинку. Одновременно другой пучок лазерных лучей — контрольный — направляется прямо на пластинку. Когда два пучка сходятся, они создают интерференционный узор, фиксируемый фотопластинкой. После проявки вы увидите сложный набор волнистых линий, а чтобы получить изображение объекта, вы должны вновь направить на фотопластинку лазерный пучок. Его отражение формирует точную трехмерную копию объекта, висящего в пространстве в том же месте (относительно пластинки), где находился оригинал в момент создания голограммы.  Подобно кусочку льда, любой осколок фотопластинки будет содержать всю информацию, необходимую для восстановления голограммы целиком. Если вы разобьете пластинку на десять частей — получится десять отдельных голограмм.  7.8.2.Нелокальность  Бом предположил, что окружающий мир является отражением некоего скрытого внутреннего порядка — подобно тому, как голограмма отражается от фотопластинки. Как и на голограмме, объекты Вселенной только кажутся «висящими» на своих местах. Поскольку все пространство в целом подчинено внутреннему порядку, любая точка во Вселенной полностью эквивалентна любой другой точке. Сама идея о том, что пространство поделено на дюймы, мили, световые года и парсеки — не что иное, как призрачная иллюзия наподобие теней в платоновской пещере.  Как следует из поведения упорядоченных частиц — квантов, внося незначительные изменения во внутренний порядок (аналогично изменениям в ориентации золотой рыбки в аквариуме), огромные расстояния в пространстве можно преодолевать мгновенно. Это и есть принцип нелокальности: расстояние не зависит от того, каким оно нам кажется.  7.8.3.Иллюзия времени  Согласно Бому, время — еще одна голографическая иллюзия. Наши органы чувств дают нам знать, что время изменяется в линейной прогрессии: от прошлого — через настоящее — к будущему. Но все, что когда-либо происходило или будет происходить, уже полностью закодировано в суперголограмме.  Бом рассуждал, что упоение прекрасной музыкой дает возможность коснуться взглядом внутренней природы времени. Хотя мы слушаем музыку нота за нотой, аккорд за аккордом, мы не воспринимаем ее в линейной временной последовательности. Напротив, каждая следующая нота вызывает то, что Бом называл «активным преобразованием» восприятия всех ранее услышанных звуков. Подобным же образом мы способны предсказывать ноты, которые должны прозвучать. Нам нравится музыкальный фрагмент только в целом — с началом, серединой и концом, одновременно существующими и взаимодействующими в нашем сознании. Слыша свои произведения «целиком», Моцарт, должно быть, использовал это свойство восприятия. Согласно взглядам Бома, по крайней мере часть гения Моцарта проистекала из его способности ощущать музыку во всей ее реальной глубине.  7.9.ТАЙНЫ ПСИ-ЯВЛЕНИЙ  Голографическая модель Вселенной Бома представляет собой удобную схему, следуя которой мы могли бы объяснить такие удивительные человеческие способности, как ясновидение и телепатия, называемые парапсихологами пси-явлениями. Если пространство и время и в самом деле соединяются на внутреннем уровне, то человеческое восприятие могло бы время от времени преодолевать их привычные границы.  Заинтересованный читатель без труда найдет прекрасное отражение этих идей в книгах М. Талбота:  «Голографическая Вселенная» и «По ту сторону кванта».  Сегодня проблемы парапсихологии уже более не выходят за рамки общепринятого в науке. Факты заставили ученых задуматься всерьез. В 1969 году Объединение парапсихологов было наконец принято в состав Американской ассоциации новейших разработок, что узаконило парапсихологию как науку. В 1982 году Алан Аспект, Джин Далибард и Жерар Роже из Института теоретической и прикладной оптики в Париже зафиксировали в лабораторном эксперименте «призрачное воздействие на расстоянии» одного фотона на другой, опытным путем подтвердив теоретический тезис о нелокальности. Пятью годами позже физик Роберт Г. Ян и психолог Брента Дунн из лаборатории аномальных исследований Принстонского университета опубликовали убедительные факты влияния концентрации мысли на работу генераторов случайных чисел, что расценивается как результат взаимодействия «мысли и материи».  7.10.ТЕОРИЯ СУПЕРСТРУН  Физика отошла далеко от споров о квантовой теории, разразившихся в 20-30-х годах нашего столетия. Одно из новых направлений, называемое теорией суперструн, может дать нам столь же веское объяснение паранормальных явлений, сколь убедительна модель аквариума Бома. Согласно ее представлениям, Вселенная существует в десяти измерениях, а известная нам четырехмерная Вселенная (три измерения в пространстве и одно — во времени), вероятно, возникла триллионы лет назад, когда взорвалась одна из точек бесконечной плотности — произошел, как его называют, Большой взрыв. Однако по неизвестной причине, утверждают теоретики, остальные шесть пространственных измерений не смогли «вырваться» и сохранились упакованными в центре Вселенной.  Если бы вам удалось случайно «проникнуть» в эти «недоразвитые» измерения, вы обнаружили бы себя гигантом, значительно превосходящим размеры Вселенной. Вы смогли бы установить тесный контакт с каждой точкой Вселенной, и любое малейшее ваше движение имело бы, образно говоря, космические последствия. Быть может, посредством именно таких моментов «проникновения» некоторым людям удается лицезреть другие реальности, о которых они спешат поведать в своих книгах.  7.11.АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЭФФЕКТА МЕТОДА СКРЫТЫХ ВОПРОСОВ  Эта книга началась с истории о Бобе С., молодом человеке, которому сигнал из подсознания помог спасти невесту. До сих пор мы предполагали, что Боб С., должно быть, уже когда-то видел колесо ее машины и незаметно для себя зафиксировал повреждение покрышки. Это наиболее простая и очевидная интерпретация, однако она не единственная.  Правда ли, что, минуя аналитические способности, поток образов открывает сознанию путь к непосредственному восприятию внутреннего порядка? Об этом трудно судить, но такая возможность представляется весьма привлекательной. За пятнадцать лет работы с методом потока образов я столько всего насмотрелся на своих семинарах, что могу с уверенностью утверждать: этот процесс гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд. Поэтому следует остановиться на некоторых альтернативных объяснениях его удивительных результатов.  Не исключено, например, что наше подсознание способно подмечать движения рук при перемешивании бумажных карточек в технике скрытых вопросов. Любой человек, наблюдающий за процессом тасования, мог бы подсознательно точно зафиксировать, какой вопрос был выбран. Те же, кто ничего не видел, могли извлечь подсказку из выражений лиц и движений других участников, подобно псевдотелепатам в эксперименте по угадыванию карт.  Несомненно, метод скрытых вопросов обладает такой волшебной силой благодаря подгонке. Эдвард де Боно, генеральный инструктор, консультант по творчеству, автор книги «Латеральное мышление», отмечает, что многие проблемы могут быть решены посредством так называемого «провоцирующего действия». Иначе говоря, если вы рассматриваете проблему под необычным углом зрения — неважно каким, — вы придете к творческому решению. Одно из провоцирующих действий по де Боно — открыть словарь, выбрать слово наугад и затем провести мозговую атаку с целью выяснить все возможные связи между этим словом и разрешаемой проблемой. Де Боно утверждает, что такой случай ный подход, именуемый другими экспертами подгонкой, необыкновенно эффективен. Фактически и метод свободных визуальных ассоциаций Леонардо да Винчи можно рассматривать как форму подгонки.  Приведенные объяснения разоблачают некоторые, хотя и не все, нападки, касающиеся «сверхъестественных» результатов метода просмотра образов. К счастью, для того чтобы воспользоваться полученными результатами, совсем не обязательно раскрывать их происхождение — ведь Моцарт писал музыку, не мучаясь выяснением теоретических основ своей необычной манеры.  Давайте попробуем поиграть в активных скептиков — постараемся исследовать всевозможные пути применения метода скрытых вопросов. Пусть его загадочная природа не разуверит вас в его силе. Где бы мы были сегодня, если бы ни разу не рискнули щелкнуть выключателем, не изучив всю теорию электричества? Большинство из нас так и остались бы в темноте. Даже если нас не удовлетворит какое-то объяснение, мы не можем подвергать сомнению действенность метода. Ведь он для того и существует, чтобы пользоваться им.  7.12.»ВЫСШИЙ МОЗГОВОЙ ЦЕНТР»  Преимущество метода скрытых вопросов в его эффективности. Другие методы просмотра образов требуют значительно больших затрат времени и усилий на подавление сопротивления внутреннего Редактора. Этот прием позволяет благополучно миновать его, направляя вопрос непосредственно в правое полушарие и не оставляя левому никаких шансов вмешаться.  [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] — это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях — от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в «горячем режиме». Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]  Именно благодаря такой особенности метод скрытых вопросов особенно продуктивен при мозговых атаках на «большие» вопросы политики, метафизики, философии и при выяснении общественного мнения по тому или иному поводу. Более чем какой-либо из известных мне методов он способствует достижению консенсуса в споре. Я называю это эффектом высшего мозгового центра.  Высший мозговой центр является также надежным помощником в сложных межличностных отношениях в семье, когда годами укоренившиеся привычки создают иллюзию, будто все возможные варианты уже перепробованы, а позиции сторон заранее предопределены.  7.13.МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СКРЫТЫМИ ВОПРОСАМИ  К настоящему времени в рамках «Проекта возрождения» было разработано более пятидесяти различных путей достижения эффекта высшего мозгового центра. Все они являются производными от базового варианта работы со скрытыми вопросами, который и приводится ниже:  1. Придумайте по крайней мере шесть разных вопросов. Этого достаточно, чтобы ваш внутренний Редактор был перегружен и оставил надежду угадать задуманный вопрос. Если вопросов будет меньше, Редактор может попытаться вклиниться и подсказать вам предполагаемый ответ.  2. Убедитесь в том, что все ваши вопросы существенно отличаются друг от друга и ни один ответ не повторится. Некоторые из них должны быть очень личными или практическими; другие могут касаться вашей работы, друзей, семьи, общественных, национальных или мировых проблем. Третьи могут затрагивать глубокие философские умозаключения. Каждый раз, когда какой-то вопрос увенчивается ответом, его следует заменить другим той же тематики. Это гарантирует вам достаточное разнообразие, которое позволит обмануть Редактора.  3. Напишите каждый вопрос на отдельной полоске бумаги или индексной карточке. Сложите бумажки пополам или переверните карточки.  4. Не подглядывая перемешайте карточки — продолжайте до тех пор, пока ваш Редактор не потеряет надежду угадать, где какой вопрос. При этом, сколько бы вы ни трудились, подсознание не потеряет карточки из вида.  5. Выберите одну из карточек.  6. Не глядя на вопрос, держите карточку в руке или можете даже прижать ее ко лбу.  7. Закройте глаза и последовательно вообразите три мгновенных образных ответа. Не забывайте каждый раз благодарить свое правое полушарие и попросите его представить ответ в иной форме. Хотя образы и отличаются манерой представления ответа, отражая одну и ту же проблему, они несут неизменный смысл.  8. Запишите каждый ответ на магнитофонную пленку или бумагу или расскажите партнеру, потратив на это не более 15-30 секунд. Если несложно, можно набросать эскиз вашего образа в блокноте.  9. Не заглядывайте в карточки до самого конца. Иначе ваш Редактор методом исключения вычислит выбранный вопрос.  10. Найдите общие элементы во всех трех ответах. Сходства могут быть очень незначительными. Например, в каждом изображении вы заметите неизменный зеленый цвет, или вообще отсутствие всякой окраски, или обилие треугольных форм. А может быть, это будет конкретный тип движения или его отсутствие; определенный эмоциональный настрой или повторяемость действующих лиц. Запишите свои наблюдения.  11. Наконец, откройте карточку с вопросом. И если вы правильно определили общие элементы, тут-то у вас и родится отчетливое «Ага!».  12. Если этого не произойдет, попробуйте немного подгонки. Поиграйте в аналитика-шутника и направьте мозговую атаку на все варианты ответов, которые вам покажутся более или менее реальными.  13. Если и тогда смысл останется неясен, выберите ответ, который вам представляется наиболее обещающим, и используйте его в качестве отправного пункта. Мы рекомендуем использовать во время занятия не более одного вопроса. Замените отработанный вопрос другим, а остальные сохраните для следующего сеанса.  7.14.БУТЕРБРОД С ВОПРОСАМИ  Для того чтобы лучше понять работу высшего мозгового центра, обратимся к еще одному приему — бутерброду с вопросами.  1. Купите набор небольших конвертов.  2. Подготовьте вопросы для своего бутерброда. Напишите их на отдельных бумажках или карточках и разложите по конвертам. Вам потребуется как минимум шесть конвертов, чтобы выбор был «случайным». Лучше приготовьте вопросы самостоятельно. Но если вам трудно, подыщите себе подходящие из следующего списка:   «Чего мне сегодня следует опасаться больше всего?»   «Чем мне стоит сегодня заняться?»   «На какой новой идее, ощущении или наблюдении мне следует сегодня заострить внимание?»   «Что я могу сегодня сделать для других?»   «На чем я могу сегодня нажиться?»   «По поводу чего мне следует быть сегодня начеку и как лучше отреагировать?»   «Каким образом мне лучше всего помочь- (супруге/супругу, другу, ребенку, начальнику и т. д.)?»   «Какое открытие я могу сделать сегодня?»   «Какой вопрос мне стоит задать сейчас и каким будет лучший ответ?»   «Каков путь к моей сегодняшней цели?»   «Чем лучше заняться сегодня?»   «О чем сегодня лучше не вспоминать?»  Несомненно, у вас могут быть и другие вопросы в том же духе, возможно, даже лучше. Но все они должны учитывать фактор времени — в том смысле, чтобы в разные дни ответы на один и тот же вопрос не оказались одинаковыми. Вы можете также добавить в этот список один-два очень специфических вопроса.  3. Все конверты с вопросами тщательно перемешайте на столе.  4. Прежде чем отойти ко сну, положите стопку конвертов рядом с кроватью.  5. Утром выберите конверт и, не открывая его, получите три образных ответа.  6. Запишите эти ответы на внешней стороне конверта, в блокнот или на магнитофонную пленку.  7. Сравните все три образа и выделите общие элементы.  8. Откройте конверт и прочтите вопрос. Если взаимосвязь образа и вопроса не ясна сразу, попробуйте «подгонку» всевозможных вариантов.  9. Если «Ага!» так и не пришло, отложите на время это занятие. В течение дня разгадка может неожиданно осенить вас.  10. Когда вы разделаетесь с каким-нибудь вопросом, достаньте его из конверта, положите в новый и перемешайте с остальными. Возможно, у вас возникнет желание сохранить стопку использованных конвертов как свидетельство посетивших вас откровений.  7.14.1.Комбинаторный метод  Можно комбинировать технику бутерброда с вопросами с ежедневными десятиминутными сеансами просмотра потока образов. Для этого просто подготовьте свои шесть конвертов с вопросами, выберите один и затем в течение десяти секунд просматривайте поток образов, ориентируясь на этот вопрос. В конце сеанса прочтите вопрос и продолжайте в том же духе. Чтобы чувствовать себя более расслабленно и не следить за временем, вам может потребоваться таймер, будильник или напарник.  7.14.2.Делайте все весело  Не допускайте, чтобы использование приема бутерброда с вопросами стало ежедневной обременительной обязанностью. Слишком серьезный подход не только вынудит вас вскоре прекратить занятия, но и снизит способность подсознания находить верные ответы.  Относитесь к бутерброду с вопросами как к игре. Создайте легкую, непринужденную атмосферу, как если бы вы с друзьями пробовали пирожные с сюрпризом в китайском ресторане. Один из способов прибавить веселья — заняться «магией», пытаясь определить нужную карточку, используя чувствительность рук, — подобно выявлению подземных источников воды при помощи ивового прута. Поводите рукой над конвертами с вопросами и выберите тот, который вызывает дрожание пальцев или иное особенное ощущение. Здесь также важно ограничиться одним вопросом в сеанс, чтобы это занятие не отвлекло вас от других важных дел.  Значительно удобнее, если пачка конвертов будет всегда под рукой. Положите их на кофейный столик, засуньте под кресло, сидя в котором вы просматриваете утреннюю газету, или держите на письменном столе. Вы можете даже таскать вопросы в кармане весь день напролет. Как только появится свободная минутка, просто положите руку наугад на одну из карточек и обратитесь к своему потоку образов за тремя альтернативными ответами.  Доступность конвертов будет вдохновлять вас на работу с вопросами по несколько раз в день до тех пор, пока это не войдет в привычку.  7.15.ИГРА В ОРАКУЛА  Если вам удастся вовлечь других в игру со скрытыми вопросами, это принесет с собой живую энергию общения и атмосферу веселья. И то и другое будет способствовать непринужденности и точности образных ответов. За их праздничное настроение я называю такие групповые упражнения игрой в оракула.  1. Подберите себе партнера.  2. Каждому из вас нужно приготовить набор вопросов, от двух до десяти и более. Они должны требовать развернутых ответов, так чтобы нельзя было ответить просто «да» или «нет». Другими словами, не спрашивайте:  «Просить ли мне начальника о повышении?», а спросите: «Каким образом мне лучше всего добиться от начальника продвижения по службе?» Каждый вопрос должен отличаться от других, чтобы вы были почти уверены, что правое полушарие партнера никогда не сможет предсказать ни один из них.  3. Меняйтесь ролями, «читая» про себя свой вопрос партнеру. В группе из трех или более человек, пока «водящий» молча «читает» вопрос, другие по очереди отвечают на него.  4. После каждого вопроса вашему партнеру понадобится несколько секунд, чтобы получить три образных ответа. Если у вас трое или более партнеров, каждый из них может предложить по паре ответов, не дожидаясь, пока один отработает за всех.  5. Потратьте несколько минут на совместное обсуждение ответов и выделение общих элементов.  6. Откройте свой вопрос партнеру. Сопоставьте полученные ответы и, делая упор на общие элементы, пробуйте свои силы в интерпретации.  7.15.1.Оракул по телефону  Оракул неплохо работает и по телефону. В личном контакте заключена живая энергия, однако, воспользовавшись телефоном, вы получите ответ быстрее. Когда возникает какая-нибудь важная проблема или вопрос, вы можете позвонить другу — желательно тому, кто уже имеет опыт игры в оракула — и сразу же получить ответ. Я называю это игрой в оракула по телефону.  7.15.2.Забудьте про первое правило  Мы уже отмечали некоторые ситуации, когда бывает полезно пренебречь первым правилом интерпретации образов: не нужно интерпретировать за партнера.  Играя в оракула, не стоит руководствоваться первым заветом. Образные ответы, получаемые в процессе игры, в отличие от других приемов работы с потоком образов встречаются с одинаковой вероятностью как в кодах спрашивающего, так и в кодах отвечающего. Потому-то интерпретация и становится одинаково сложной для всех.  7.16.КАРМАННЫЙ БАНК ВОПРОСОВ  Чтобы вопросы были всегда наготове, полезно выработать привычку коллекционировать их. Носите при себе карманный блокнот или пачку индексных карточек и ежедневно записывайте вопросы или проблемы, которые приходят вам на ум. Как только у вас накопится с полдюжины новых карточек, переверните их чистой стороной вверх и перемешайте с уже существующими.  7.17. КОГДА КОНВЕРТ НЕ НУЖЕН  Некоторым читателям, возможно, захочется испытать свои способности к прорицанию, экспериментируя с вопросами, которые, скорее всего, не по зубам левому полушарию. Я имею в виду не какие-то сверхсложные головоломки, а весьма логичные и прямые задачи с ответами, недоступными сознанию. Результаты могут быть столь же забавными, сколь и удивительными.  Ниже приводится несколько примеров таких вопросов:   «Каков будет результат (некой незавершенной сделки)?»   «Что станет для меня самым большим сюрпризом на будущей неделе?»  «Какое удивительное открытие будет сделано в результате (какого-либо незаконченного научного эксперимента или экспедиции, подобной предстоящему пролету вблизи Нептуна)?»   «Что спасет жизнь тому-то и тому-то?»  7.18.ПЕРСПЕКТИВЫ  Поскольку техника исполнения приема бутерброда с вопросами легко вписывается практически в любой распорядок дня, он стал наиболее популярной и эффективной разновидностью метода скрытых вопросов. Через год после его применения в арсенале методов «Проекта возрождения» стало очевидно, что он обладает такими же потенциальными возможностями наращивать связи между различными отделами мозга, как и непосредственный просмотр потока образов.  Практикуя метод скрытых вопросов, мы тренируем мозг воспринимать необычайно слабые ощущения и работать с ними. Неважно, рассматриваете ли вы их как психические явления или как обостренную природную чувствительность, подобную той, которой обладают полинезийские моряки, — развивая свои способности ежедневно, вы формируете связи между особыми отделами мозга, которые трудно развить каким-либо другим путем.  Эти уникальные способности мозга пока так мало изучены, что мы можем только гадать о плодах продолжительной практики. Метод бутерброда с вопросами и непосредственный просмотр потока образов, по-видимому, дополняют друг друга. Каждый из них соединяет те отделы головного мозга, которые не затрагивает другой. Их сочетание вознесет вас к недосягаемым высотам сообразительности.  Глава 8    МОДЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ  В конце 1970-х годов необычайно возрос интерес к теориям ускоренного обучения. В течение многих лет комvнистические правительства финансировали приоритетные программы разработки методов подсознательного обучения. Такие ученые, как Георгий Лозанов и Владимир Райков достигли впечатляющих результатов, но лишь незначительная доля информации просочилась сквозь железный занавес. И только после публикации в 1979 году книги Шейлы Острандер и Линн Шредер под названием «Суперобучение» эти методы стали широко известны на Западе. До этого момента большинство ученых в Соединенных Штатах работали в потемках, пытаясь из обрывков слухов, сплетен и выхолощенных докладов точно воссоздать методологии, использованные коллегами из Советского Союза. В те времена даже прорывы таких пионеров, как Джин Хаустон, Роберт Мастерс и мастер гипноза Милтон Эриксон, были слабо освещены в научной литературе и почти так же недоступны, как результаты советских исследователей.  Именно в годы первых открытий я впервые натолкнулся на технику, ставшую одним из наиболее мощных средств арсенала ускоренного обучения, — модельное мышление. Этот метод позволяет человеку по своему усмотрению становиться на время любой исторической личностью (со всеми ее талантами), будь то Леонардо да Винчи, Микеланджело или Эйнштейн, и раскрывать таким образом собственные неведомые способности.  8.1.АРЛИНГТОНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ  В марте 1977 года наша группа решила провести эксперимент на квартире у одного из друзей в Арлингтоне, штат Вирджиния. Нашим принципом было «все или ничего». Мы хотели опробовать множество новых улучшенных методов обучения, используя себя в качестве гвинейских свиней. Хотя тогда еще не были опубликованы точные описания приемов, мы восстановили их насколько возможно по жалким обрывкам доступной научной информации.  Применяя воссозданные методы, мы надеялись, что по крайней мере одному из семнадцати повезет и удастся добиться хоть какого-то результата. Тогда, сконцентрировав все внимание на счастливчике и тщательно исследовав изменения, можно было бы постараться повторить результат и в конце концов разработать рабочую методологию. Оглядываясь назад сегодня, я не припоминаю, чтобы кто-то из нас тогда питал большие надежды.  Однако мы были совершенно ошарашены тем, что произошло. Почти все из опробованных нами методов дали поразительные результаты, причем все участники эксперимента ощутили их лично. Лишь много позднее, занимаясь разработкой метода потока образов, я начал постигать теоретические основы тех успехов. А тогда, на рабочих заседаниях 1977 года, результаты говорили сами за себя.  Одним из наиболее запомнившихся был опыт девушки, которую я назову Мэри. Как и каждый из нас, она согласилась пойти на эксперимент по проверке обучаемости незадолго до начала очередного заседания. Она решила попробовать себя в игре на скрипке. На свой первый урок музыки Мэри отправилась всего за неделю до эксперимента, до этого ее пальцы ни разу в жизни не касались смычка. Поскольку она работала секретарем в офисе в Вашингтоне на полную ставку, времени на занятия у нее почти не было. Тем не менее, когда через неделю после заседания на втором уроке Мэри поиграла несколько минут, удивленный учитель объявил, что он собирается перевести ее в класс наиболее способных учеников! На втором экспериментальном заседании, две недели спустя, Мэри просто поразила нас мастерской игрой.  8.2.ЭФФЕКТ РАЙКОВА  Способности к игре на скрипке развились у Мэри так быстро благодаря эффекту Райкова. Советской психиатр Владимир Райков разработал метод, называемый искусственным перевоплощением. Он основан на использовании глубокого гипноза с целью убедить человека, что он физически стал одним из известных истории гениев.  Когда Райков перевоплощал людей, например, в Рембрандта, у них необычайно быстро проявлялись способности к рисованию. Однако после окончания гипнотического воздействия испытуемые не могли вспомнить ровно ничего. Многие даже недоверчиво усмехались, когда им показывали их рисунки, сделанные в состоянии гипноза.  Райков показал, что таланты, раскрывающиеся под гипнозом, частично сохраняются и впоследствии — несмотря на то, что испытуемые не верят, будто были Рембрандтом (или кем-то другим). Этот потрясающий остаточный эффект и сделал метод Райкова не просто экспериментальным курьезом, а практическим средством ускоренного обучения. Более того, как нам удалось выяснить в Арлингтоне, эффекта Райкова можно достигнуть и не прибегая к гипнозу.  8.2.1.Почему так получаеться?  Эффект Райкова — это несколько больше, чем просто современная версия древнего и весьма могущественного обычая. С доисторических времен пророки, оракулы и шаманы принимали образы богов, духов, животных и неодушевленных предметов, с тем чтобы овладеть знаниями. Наскальные рисунки двухтысячелетней давности, изображающие воинов с головами животных, которые обнаружены в местах, подобных Ласко, скорее всего, воспроизводят экстатические ритуалы, по-разному называемые антропологами: одни именуют их заменой внешней оболочки, другие — полетом духа, третьи — овладением духом. Племена, традиционно занимавшиеся охотой, группировались по кланам, идентифицировавшимся с определенными символами животного мира — например, Клан Орла с орлом, а Клан Медведя с медведем. Члены медвежьего клана должны были участвовать в ритуалах, где, нацепив на себя чучело головы медведя и изображая медвежьи повадки, они превращались на время в медведей, чтобы глубже постичь дикую природу, которая была единственным источником их благосостояния.  Даже в наши дни многие уверены, что в результате можно достигнуть обладания подлинной сущностью другой реальности или другого измерения. В современном мире подобные приемы приобретают облик харизматических христиан, общающихся друг с другом на странных и малоизвестных языках; гаитянских танцоров, становящихся богами Вуду; пришельцев нового времени, говорящих неземными голосами. Психологи, скорее всего, припишут подобные явления замены внешней оболочки процессам острой диссоциации, при которых определенная часть сознания человека отщепляется и живет как отдельная личность.  Какое бы из объяснений мы ни предпочли, ясно одно: мужчины и женщины в течение тысячелетий делили свои телесные оболочки с другими существами — реальными или вымышленными. Имеется масса свидетельств, что, находясь в преображенном состоянии — трансе, люди способны демонстрировать обычно недоступные им умения, таланты, знания и даже физическую силу и ловкость.  8.2.2.Метод Мерлина  Один из путей использования эффекта Райкова иллюстрирует известная сцена из бродвейского мюзикла «Камелот», поставленного по британской легенде о короле Артуре. В ней мудрец Мерлин в своем воображении превращает юношу, который потом станет королем Артуром, в различных животных. Соколом паря в небе, Артур слышит голос Мерлина: «О чем знает сокол и что неведомо Артуру?» Артур смотрит вниз, и ему открываются просторы Британии. Он видит раскинувшееся на земле лоскутное одеяло враждующих племен и принимает решение объединить их.  Этот вымышленный эпизод был навеян традициями кельтского фольклора. Мерлин — один из поздних друидов Древней Британии, способных превращать себя и других в любые живые существа или неодушевленные предметы. Легендарный друид Мак Рос однажды, надев на себя головной убор из птичьего оперения, улетел на небеса. Персонаж старинного Уэльсского эпоса, бард Тельезин похвалялся: «Я могу менять свой облик… я был каплей дождя; я был сияющей звездой… я орлом летал над землей… я был щитом в бою… я был струною арфы… я был всем».  8.2.3.Подгонка?  Возможно, подобные полеты воображения, если они действительно имеют место в жизни, можно объяснить провоцирующим действием подгонки — эффекта де Боно, описанного в главе 7. Другими словами, они способны «включать» творческое мышление всего лишь появлением в мозгу комплекса ощущений, которые редко встречаются вместе. Попытки насильно сочетать необходимые компоненты создают благоприятную почву для рождения нового образа — гештальта.  Такая подгонка сыграла решающую роль во время мозговой атаки в корпорации «Gillette» в 1980 году. Участники получили инструкцию представить себя волосками. И в таком качестве они обсуждали свойства шампуней, которые доставили бы им наибольшее удовольствие. Некоторые жаждали мощного очистителя для удаления грязи; другие, опасаясь за свои секущиеся концы, просили о более мягком воздействии. В конце концов люди-волоски пришли к новой формуле шампуня, которая автоматически удовлетворяла все их пожелания. Изобретенный таким образом «Silkience» остается и сегодня одним из лидеров на мировом рынке.  8.3.ЛИЧНОСТЬ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ  Подгонка — важный прием, но он не объясняет и половины явлений, связанных с тем, что я называю модельным мышлением. Человеческий интеллект, по-видимому, имеет почти неограниченные возможности диссоциации — расщепления на отдельные личности. По все еще малопонятным причинам личности-отщепенцы могут обладать способностями и талантами, не присущими их родителю. Как будто мозг время от времени находится во власти то одного, то другого хозяина.  8.3.1.Множественное сознание  Иногда травма в детском возрасте приводит к расщеплению личности на целый спектр индивидуальностей, живущих своей полноценной жизнью. Это явление известно как множественное сознание. Индивидуальности, населяющие жертву, не только отличаются почерком, артистическими талантами и знанием иностранных языков, но им свойственны также и различные аллергические реакции, заболевания и даже восприятие наркотиков. Ученые подтвердили, что страдающие множественным сознанием демонстрируют существенные различия в энцефалограммах при переходе от одной субиндивидуальности к другой, хотя это представляется почти таким же немыслимым, как изменить отпечатки пальцев.  8.3.2.Говорящие призраки  С одним из наиболее странных диссоциативных явлений я столкнулся во время эксперимента, проведенного доктором Раймондом А. Муди-младшим. Заинтригованный загадочной мировой фольклорной традицией использования зеркал и отражающих бассейнов в качестве окон в мир духов, доктор Муди предложил двадцати пяти испытуемым, внимательно вглядываясь в зеркало, попытаться установить контакт с ушедшими в мир иной. В результате двенадцать человек сообщили, что они «видели» умерших. Некоторых видения продолжали преследовать, когда они оставались дома одни, даже по прошествии значительного времени после эксперимента.  В некоторых кругах, и на совершенно законном основании, несомненно, станут утверждать, что эти люди видели настоящих духов. Лично я думаю, более вероятно, что видения представляют собой диссоциированные элементы сознания самих испытуемых. Все они в один голос говорили, что видения были отчетливыми и абсолютно такими же, как в жизни; кроме того, мне кажутся характерными сообщения о продолжительных беседах с привидениями. Причем столь поразительные наблюдения исходили от людей, которые не подвергались гипнозу и были вполне нормальными и здравомыслящими, — никто из них не имел склонности к суевериям или спиритизму.  Ну и наконец, эксперимент Муди раскрыл совершенно новое явление в психологии, которое может подвести нас к объяснению сущности эльфов, фей, гномов, ангелов, гоблинов и других волшебных существ, населявших народные сказания на протяжении всей истории.  8.3.3.Персонажи явных сноведений  «Видения» Муди можно связать с явными снами, обсуждавшимися в предыдущих главах. При первом упоминании о явных сновидениях (Маркус Харвей де Сен-Дени, 1867 г.) Маркус утверждал, что он мог в своих снах «вызывать тени умерших, а также по своей воле превращать людей и предметы».  Я подозреваю, что Маркус не столько изгонял духов умерших, как считалось тогда, сколько создавал диссоциированные персонажи снов — такие жизненные и независимые в своих действиях, что он сам поверил, будто они живые существа. Специфика явных сновидений определила развитие новой научной области, называемой внутриличностной психотерапией; с помощью нее люди избавляются от неврозов, воскрешая и устраивая очные ставки фигурам из своего прошлого — как живым, так и мертвым.  Психолога Поля Толи из Университета Франкфурта, например, беспокоили сны, в которых к нему являлся с угрозами умерший отец. В конце концов во время явного сна Толи вызвал образ отца и словесно сразился с ним, в результате чего тот превратился «в более примитивное существо — что-то вроде животного или мумии». «При этом, — сообщил Толи, — меня переполнило чувство триумфа».  Толи также рекомендует технику, весьма напоминающую преображения друидов, — проникновение в телесную оболочку другого персонажа сна. Он приводит случай с девушкой, которая во время явного сна перевоплотилась в юношу, чьего внимания она тщетно добивалась. Оказавшись «внутри» объекта своей любви, она смогла увидеть вещи его глазами.  «Мне стало ясно, почему он был так сдержан со мной, — рассказывала она впоследствии. — И я поняла, что он никогда не ответил бы на мои чувства». В результате девушка смогла положить конец бесплодной и испепеляющей ее страсти.  8.3.4.Заимствование индивидуальности  Гении уже давно научились использовать технику символического заимствования чужих индивидуальностей как стимулятор творческой активности. Уолт Дисней, например, черпал вдохновение, перевоплощаясь в персонажей собственного производства. «Голос Микки всегда озвучивал сам Уолт, — вспоминал один из мультипликаторов Диснея, — и при этом он так прекрасно чувствовал линию сюжета и общее настроение, что не мог удержаться от жестов и даже движений телом во время диалогов».  Джордж С. Паттон утверждал, что его появление на свет — результат перевоплощения великих генералов прошлого. Это досужее убеждение, быть может, послужило катализатором мрачного гения, «переплавившего» уроки древних баталий в приемы ведения современных механизированных войн.  Микеланджело представлял свои статуи живыми существами, замурованными внутри каменных глыб и ожидающими, когда его молоток и долото освободят их. Образы, существовавшие в его голове, возбуждали гения, извлекавшего великолепные формы из камня.  8.4.КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ  В своей книге «Думай и богатей», увидевшей свет в 1937 году, великий подвижник и педагог Наполеон Хилл писал, что работа команды близких по духу личностей является наиболее мощным средством достижения поставленной цели. Такую «координацию знаний и усилий… двух или более людей» Хилл называл высшим сознанием, или коллективным разумом, который по своим возможностям превосходит простую сумму его частей. Собственный «коллективный разум» Хилла включал в себя персонажей, существовавших только в его воображении. В книге Хилл описывает технику, которой он пользовался для общения с воскрешенными им же великими гениями прошлого.  Каждый вечер, перед сном, Хилл закрывал глаза и воображал себя в компании девяти «советников-невидимок», изготовленных по образу и подобию девяти его самых любимых героев: Ральфа Уолдо Эмерсона, Томаса Пайна, Томаса Эдисона, Чарльза Дарвина, Авраама Линкольна, Лютера Бербанка, Наполеона Бонапарта, Генри Форда и Эндрю Карнеги. «Я задался целью, — писал Хилл, — переделать свой собственный характер в сплав характеров моих воображаемых советников».  Хилл обращался к каждому члену своего «кабинета» по имени, покорнейше прося даровать ему качество, которое он так ценил в нем. У Эмерсона он запросил «великолепное понимание природы»; у Наполеона — способность вдохновлять народ; у Линкольна — обостренное чувство справедливости и т. д. Чтобы выработать желаемый характер, Хилл неустанно изучал жизнеописания своих советников. После нескольких месяцев вечерних «диалогов» пораженный Хилл обнаружил, что его герои живут своей собственной жизнью. «У Линкольна появилась привычка опаздывать, — вспоминал Хилл, — а Бербанк и Пайн частенько позволяли себе острословить, что шокировало остальных членов кабинета».  Представления стали настолько неподдельными, что Хилл даже на несколько месяцев приостановил встречи, испугавшись навсегда утратить чувство реальности. Однажды, не в состоянии более отказывать в компании столь августейшим и интереснейшим особам, он вернулся к этой практике. Хилл утверждал, что он всегда рассматривал «заседания кабинета» лишь как «плод своего воображения», тем не менее мудрость, которая пришла к нему таким путем, была совершенно реальной.  «Они открыли передо мной перспективу славных побед, — писал он, — возродили понимание подлинного величия, поощряли творческие искания и помогали искреннему выражению мыслей».  8.5.МОЗГ КАК СОЦИУМ  Возможно, что диссоциативные явления коренятся в самой структуре мозга. За последние годы широкое распространение получила концепция «мозга как социума», предложенная доктором Михаэлем Гацаниго. Он полагает, что наше сознание состоит из независимых «модулей», каждый из которых представляет собой «сознательную» личность, способную независимо мыслить, действовать и даже переживать. Похоже, что индивидуальности гениев, перенимаемые испытуемыми Райкова во время «искусственного перевоплощения», являли собой не что иное, как артистические или интеллектуальные модули социального мозга, по какой-то причине не проявлявшиеся ранее. Исследования по этому вопросу в ближайшие годы, несомненно, будут продолжены. Тем не менее не следует дожидаться теоретических объяснений, чтобы воспользоваться эффектом Райкова. С его помощью, применяя методы, описанные ниже, можно добиться поразительных результатов уже сегодня.  8.6.ПОДХОД МОДЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ  К сожалению, глубокого гипноза, применявшегося Владимиром Райковым, достичь весьма трудно. Вместе с тем это и несколько опасно, особенно в неумелых или «нечистых» руках. Поэтому я был изумлен и еще больше обрадован во время нашего арлингтонского эксперимента, когда понял, что новоявленной скрипачке Мэри удалось получить эффект Райкова, не прибегая к гипнотическому трансу.  Мэри попросту закрыла глаза и представила себя Яшей Хейфицем, упиваясь гаммой ощущений, полученных однажды. Она постоянно находилась в ясном сознании и никогда не подвергалась внешним воздействиям на подсознание. Однако и ей довелось совершить столь же впечатляющий скачок в обучении, как и в случаях, зафиксированных самим Райковым.  Все это послужило основой для впоследствии созданного мной метода модельного мышления — негипнотического аналога метода Райкова, обладающего такой же эффективностью.  8.6.1.Замена головы  По существу, техника модельного мышления является имитацией доисторического ритуала. Шаманы каменного века «становились» оленями, водрузив на себя выпотрошенную оленью голову. Мы поступим так же, вообразив, что надеваем головы тех, чьим подсознанием мы хотим воспользоваться.  Как и метод потока образов, процесс замены головы совершенствуется по мере тренировок. Однажды вы научитесь черпать вдохновение практически из любого гения по вашему выбору. Вам удастся добиться большего эффекта при заимствовании гения, если вы сначала потратите некоторое время на укрепление «мышц», участвующих в замене головы, и выполните следующие упражнения.  1. Вспомните какой-нибудь красивый пейзаж. Это может быть восход солнца над обращенным к солнцу и ветру и поросшим дикими цветами холмом; нерукотворный храм, созданный природой из гигантских деревьев в дремучем лесу, — короче, любой вид, поразивший вас своей необыкновенной красотой.  2. Закрыв глаза, опишите этот пейзаж во всей полноте красок слушателю или сделайте запись на магнитофонную пленку.  3. Ваша память хранит множество других видов, удивительно похожих на этот, но выбранный вами — особенный. Его прелесть необычайна. Сосредоточьтесь в своих описаниях на уникальности его красоты.  4. Представьте себе, что у вас появился чрезвычайно восприимчивый компаньон — самый чувствительный наблюдатель в мире. Быть может, это ваш знакомый, историческая личность или просто воображаемый персонаж. Предоставьте вашему подсознанию решить, кем быть этому персонажу, — пусть оно удивит вас.  5. Помогите выбранному персонажу утвердиться в вашем сознании, подробно описав его.  6. Ощутите тепло и гостеприимство, исходящие от него. Наслаждайтесь создавшейся доброжелательной атмосферой, опишите ее.  7. Теперь вы почти готовы проникнуть «внутрь» этого сверхчувствительного наблюдателя и ощутить себя на его месте. Остается только представить, что вы стоите позади него на расстоянии вытянутой руки. Теперь проникните в его тело так, чтобы ваши глаза и уши слились воедино. Этого можно добиться и несколько иначе: положите руки наблюдателю на уши и представьте, что аккуратно снимаете голову с плеч. Затем, как шлем, наденьте ее на себя и оттолкните обезглавленное туловище, как резиновую куклу.  8. Теперь вы видите тот же ландшафт, но уже глазами проницательного наблюдателя. Во всем богатстве ощутите его впечатления и чувства.  9. Теперь, когда вы смотрите его глазами, некоторые детали пейзажа предстанут перед вами по-новому. Заострите внимание на отличиях и подробно опишите их. Продолжайте это занятие в течение 3-5 минут.  10. Снимите голову наблюдателя и верните ее на место.  11. Тепло поблагодарите наблюдателя. Возможно, вы удивитесь проявлению ответного чувства благодарности за то, что вы разделили с ним столь замечательный опыт.  12. Вернитесь в окружающую действительность с чувством бодрости, сохранив в памяти невероятное приключение.  8.6.2.Гений напрокат  Основной прием модельного мышления — заимствование гения — гений напрокат. Вы выбираете образ гения и позволяете подсознанию символически войти в его (или ее) телесную оболочку, обретая таким образом все преимущества оригинального взгляда симпатичной вам личности. Ниже приводится описание этой процедуры.  1. Выберите определенный навык, который вы хотели бы приобрести, или предмет, изучением которого вы готовы заняться. Продумайте также, какое занятие сразу же после эксперимента поможет на практике проверить эффективность приема в вашем исполнении.  2. Выберите гения, олицетворяющего для вас высшие достижения в интересующей области. Он может быть вашим знакомым, исторической личностью или просто воображаемым персонажем. Это и есть ваша собственная модель гения.  3. Закройте глаза и представьте себя в изысканно красивом саду.  4. Опишите сад во всех деталях партнеру.  5. Медленно поворачиваясь на 360 градусов, описывайте все, что вы видите. Продолжайте в течение 4-6 минут. Это позволит вам осознать свое положение в пространстве.  6. Как обычно, доверьтесь своему потоку образов. Если сад вдруг перестанет быть садом — ничего страшного, следуйте дальше. Вы можете продолжать упражнения по заимствованию гения в любой обстановке, по выбору вашего подсознания.  7. Представьте, что ваша модель гения явилась, чтобы составить вам компанию в саду.  8. Начните подробно описывать модель гения в своем восприятии.  9. Описывая, представьте, что ваш гений тепло приветствует вас. Насладитесь его доброжелательным присутствием в течение 3-5 минут.  10. Теперь, когда установлен прочный нейрологический контакт с моделью гения, настало время взглянуть на все изнутри. Вы должны осознать, каково это — быть гением. Встаньте за спиной у вашего гения на расстоянии вытянутой руки. Теперь войдите в его тело. Это можно сделать двумя способами. Вы можете вселиться в него подобно духу или же аккуратно взять его за уши (точно так же, как описано выше), приподнять его голову и надеть на свою, как шлем, после чего оттолкнуть обезглавленное тело.  11. Разместитесь внутри оболочки гения. Пусть ваши глаза встанут на место его глаз, чтобы вы могли все видеть так же, как он. Проделайте то же самое с ушами, со всеми остальными частями тела.  12. Окиньте взором сад. Вы смотрите глазами гения и сразу же замечаете, что некоторые вещи изменили свой облик и выглядят теперь иначе. Опишите эти различия с точки зрения гения в течение 4-6 минут.  13. Наступило время заняться тем, в чем преуспел ваш гений. Предположим, что он — Рахманинов. Направьтесь в уголок сада, где установлено фортепьяно. Садитесь за инструмент и в образе Рахманинова начинайте играть. Продолжайте в течение 4-6 минут.  14. Пока вы играете на фортепьяно (или выполняете другое конкретное задание, исследование, работу и т. п. по вашему выбору), опишите, как Рахманинов, полную гамму своих ощущений от всего кругом: цвета, звуки, запахи, очертания предметов, вкус. Каковы характерные жесты Рахманинова? Какие позы он принимает? Как ведет себя каждая часть его тела, когда он играет в упоении? Какие чувства написаны на его лице? Намеренно заострите внимание на телесных ощущениях. Отведите на это 3-6 минут.  15. Обратитесь теперь к тому моменту в жизни гения, когда его посетило высочайшее вдохновение или прозрение, — к самому главному моменту «Ага!», когда все соединилось воедино и произвело на свет нечто идеальное.  16. Постарайтесь описать этот момент, свои ощущения и прозрения. Потратьте на это 3-7 минут.  8.6.3.Прощание с гением  Если вы решили закончить работу с заимствованным гением, руководствуйтесь следующей схемой:  1. Мысленно встаньте во весь рост перед большим зеркалом. На вас смотрит модель гения. Пусть теперь зеркало растворится! Его нет, но гений все еще стоит перед вами. Однако вы более не являетесь с ним единым целым — вы вернулись в собственное тело.  2. Тепло поблагодарите модель гения за то, что вам было позволено воспользоваться его телом. Представьте выражение ответной благодарности за удовольствие участвовать в совместном опыте.  3. Затем пусть ваш гений вручит вам переговорное устройство. Оно такое миниатюрное, что может спокойно уместиться в кармане. Взгляните — гений прячет у себя в кармане такое же — между вами установлена телепатическая связь, и вы будете иметь контакт друг с другом и после окончания упражнения. Теперь вы можете черпать таланты и прозрения у вашего гения, где и когда только пожелаете.  4. Прежде чем расстаться, ваш гений должен передать вам нечто очень важное относительно происшедшего с вами. Слушайте внимательно. Сообщите, что сказал вам гений, партнеру или воспользуйтесь магнитофоном.  8.6.4.Заключительный «допрос»  Как можно скорее «допросите» себя после окончания упражнения. Не закрывая глаз припомните случившееся; используйте настоящее время. Запишите все, заменив блокнот или магнитофон чем-нибудь другим. (Смените партнера, если во время упражнения вы делились впечатлениями с ним.) Опишите все, что вы пережили, особенно отличия, которые вы отметили, взглянув на сад глазами гения. Продолжайте свою исповедь 2-4 минуты или дольше, если вы записываете от руки.  8.6.5.Продолжение процедуры  Попробуйте сразу после «допроса» попрактиковаться в навыке, над которым вы работаете. При этом постарайтесь развить у себя способность легко переходить от работы в реальном времени к ощущениям заимствованного гения и обратно.  Например, поиграйте 10-30 минут на фортепьяно, а затем еще 10-30 минут, но представляя, что вы Рахманинов. Попробуйте переключаться с одного на другое по 2-4 раза за день. Как только у вас появится уверенность в своей способности переходить в образы гения и возвращаться обратно, эти два состояния сольются воедино в вашем сознании. Вы поймете, что вы и есть играющий на фортепьяно гений. Способности, таланты и восприимчивость знаменитого композитора станут вашим достоянием.  Если вы выбрали в качестве образца историческую личность, несомненно, стоит провести некоторое время в библиотеке, изучая о нем (ней) все, что только можно. Однако это вовсе не обязательно. База данных вашего подсознания достаточно объемна и содержит всю необходимую информацию об интересующих вас характеристиках любого гения.  8.7.А ВЫ — ГЕНИЙ!  Гении, с которыми вам довелось столкнуться во время выполнения описанных выше упражнений, являются не более чем диссоциированными элементами вашего собственного сознания. Все их исключительные таланты и необычайная восприимчивость живут внутри вас.  Мой опыт показывает, что процедура заимствования гения дает лучшие результаты, когда воображаемый гений появляется не как отдельная личность, а как особая версия нас самих. К сожалению, у большинства уважение к собственной персоне уже настолько пошатнулось, что будет довольно трудно представить себя гением. Именно по этой причине мы предлагаем вам сначала воспользоваться приемом, описанным выше. А затем, когда придет уверенность, следует перейти к более сложным методам — параллельный мир или «на альтернативной Земле».  8.8.ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ  Млечный Путь — наша Галактика — содержит миллиарды звезд, многие или даже большинство из которых имеют планетные системы. Несмотря на это, Млечный Путь значительно уступает по размерам нашему ближайшему крупному соседу — галактике Андромеды. Считается, что сотни миллионов галактик, доступных телескопам, по размерам гораздо больше нашей.  Другими словами, Вселенная столь велика, что статистически вероятно существование планет, подобных Земле, и возможно, что на некоторых из них живут люди, похожие на вас, а то и просто по существу вы. Возможно, некоторые из ваших космических двойников радуются лучшей жизни под своими параллельными солнцами и никогда не слышали о зависти, насмешках и ущербном преподавании, затормозивших процесс совершенствования вашей личности. Или их родители относились к ним с большим пониманием, а учителя были терпеливее. Быть может, их талантам суждено было развиться во всей полноте. Ваши двойники могут оказаться величайшими гениями на своих планетах. Не возникло ли у вас желания встретиться с ними и поучиться у них? Вы не хотите воспользоваться их знаниями и опытом, чтобы реализовать свой второй шанс?  8.8.1.На альтернативной Земле  1. Выберите какой-нибудь желанный предмет или навык, который вам бы хотелось развить.  2. Вообразите, что вы смотрите на обратную сторону своей ладони. Мысленно представьте перед глазами суставы пальцев, ногти, цвет кожи, ее структуру, маленькие волоски, движения сухожилий.  3. Укрепив таким образом нейрологический контакт с рукой, представьте, что вы поднимаете ее и нажимаете на кнопку вызова лифта. Сделайте шаг назад, чтобы увидеть дверь лифта полностью. Это не обычный лифт, на самом деле это пространственно-временной транспортер, способный доставить вас на любую планету Вселенной. Вы воспользуетесь им, чтобы посетить землю своего двойника, который обладает гениальными способностями как раз в интересующей вас области.  4. Лифт возвращается издалека, так что вам придется подождать. Используйте это время для подробного описания двери лифта (1-3 минуты).  5. Наконец дверь открыта — входите!  6. Хотя дверь непроницаема для глаз стороннего наблюдателя, вы различите на ней прозрачную панель, через которую изнутри можно следить за всем вокруг. Используйте эту панель для навигации и остановите лифт в нужном месте.  7. Отыщите около двери панель управления с рядом кнопок. Большинством из них вам не придется воспользоваться во время этого упражнения, но вы сможете опробовать их в другой раз. На одной, например, написано «В будущее». Сразу под ней вы найдете кнопку «В прошлое». Вам понадобится кнопка с надписью «Поперек времени» — она переместит вас в параллельный мир, где довелось родиться одному из ваших двойников. С другой стороны панели управления расположена кнопка «Пространство», которая сможет переместить вас на другую планету, но понадобится преодолеть огромное расстояние во Вселенной. В одном из углов панели закреплен небольшой контейнер с надписью «Возьмите». Пожалуйста, отсоедините его и положите себе в карман. Он предназначен на случай опасности (правда, нам никогда не приходилось им пользоваться). Если вам вдруг понадобится срочно возвратиться из какого-то вашего путешествия, просто шлепните по карману, и вы вернетесь в ту же самую пространственно-временную точку на родной Земле, откуда стартовали.  8. Теперь приготовьтесь нажать кнопку «Поперек времени», но пока не торопитесь. Запрограммируйте лифт, держа палец на кнопке и «громко» попросив про себя: «Доставь меня в указанную точку на альтернативной Земле, где живет мой двойник — величайший гений другого мира, у которого я бы хотел кое-что перенять».  9. Нажмите кнопку. Дайте себе ощутить движение лифта. Возможно, вы почувствуете, что перемещаетесь вверх или вниз, вперед или назад или в сторону, а может быть, ощутите поворот или сдвиг в неподдающемся описанию направлении. Как следует прочувствуйте движение в течение минуты.  10. В пути вам, вероятно, удастся уловить мелькание проносящихся мимо космических пейзажей, но настоящее действие начнется, когда вы доберетесь до пункта назначения, — и вид этого места не обязательно связан с тем, что представало вашему взору до сих пор. Следует приготовиться, что первое по прибытии место будет каким-то образом соответствовать цели вашего путешествия. Почувствуйте, как лифт, набирая скорость, движется все быстрее и быстрее.  11. Вот и остановка. Вспыхивает лампочка над дверью, сейчас дверь откроется. Какого цвета была вспышка? Запомните этот цвет, чтобы вы смогли вернуться в эту точку в любое время.  12. Шагните в неведомый мир. Там находится ваше параллельное «я». Начинайте детально описывать все, что вы видите вокруг, включая своего двойника.  13. Теперь встаньте за спиной двойника и проникните внутрь или нацепите себе его голову, как шлем.  14. Совместите свои глаза с глазами двойника. Смотрите и слушайте его глазами и его ушами. Перенесите все свое сознание и осведомленность в тело двойника и на некоторое время станьте им.  15. «Всуньте» в правую руку двойника свою собственную руку и «натяните» его правую кисть, как перчатку. Ну, как это смотрится? Какие ощущения?  16. Проделайте то же самое с левой рукой.  17. Осмотритесь взором вашего двойника и определите, что выглядит иначе. Опишите различия.  18. Займитесь делом, в котором ваш двойник — искусный мастер.  19. Обратите внимание на свои телесные ощущения — на характерные позы, жесты, язык телодвижений, на ответные реакции мускулов.  20. Подойдите с вашим двойником к большому зеркалу и посмотритесь в него. Пусть зеркало растворится. Теперь вы стоите перед своим двойником — лицом к лицу.  21. Пришло время задать вопросы двойнику. Спрашивайте про себя, но вообразите, что делаете это вслух. Внимательно выслушайте ответы.  22. Тепло поблагодарите двойника за участие.  23. Вернитесь к кабине лифта. Он доставит вас на Землю живым, здоровым, полным свежести и энергии.  8.8.2.Выучите всю последовательность шагов  Упражнение с параллельным миром довольно запутанное, так что вам лучше выучить все шаги, прежде чем начинать. Открывая глаза во время действия для уточнения инструкции, вы можете нарушить чары. Иногда оказывается полезным разбить упражнение на 10 частей:  1. Опишите дверь лифта.  2. В кабине положите палец на кнопку «Поперек времени» и укажите, куда вас доставить.  3. Нажмите кнопку и ощутите движение.  4. Вы на месте. Каким цветом вспыхнула лампочка над дверью?  5. Вступите на альтернативную Землю и приступайте к описанию.  6. Найдите своего двойника. Опишите его.  7. Слейтесь с двойником и опишите изменения в вашем восприятии.  8. Займитесь делом, которое запланировали, в «шкуре» своего двойника.  9. Загляните в большое зеркало и отделитесь от двойника.  10. Задайте необходимые вопросы.  8.9.»ГЕНИИ НАПРОКАТ» ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БЫСТРОГО ОТВЕТА  Если при просмотре потока образов вам не удалось за несколько минут добиться прозрения или момента «Ага!», воспользуйтесь моделью гения, чей талант, по вашему мнению, поможет прояснить ситуацию. Техника заимствования гения работает аналогично методу отправных пунктов.  Войдите в модель гения, пользуясь методами, с которыми вы только что познакомились, и в течение нескольких минут описывайте поток образов, представляющийся вам глазами гения. Заострите внимание на всем, что выглядит иначе.  Освободившись от гения либо при помощи зеркала, либо сняв шлем и стащив оболочку тела, вы можете расспросить его о правильности интерпретации своего потока образов.  8.9.1.Приключение продолжается  Возможно, «гений напрокат» — самый многообещающий метод из всей книги. Как только вы освоите его основы, вас удивит глубина и серьезность полученных результатов.  Помните гения бейсбола из первой главы? Он открыл свою крошечную точку прицела, примеряя головы различных бейсбольных героев. Внутри нас самих заложены необычайные способности, которые нам трудно даже представить. И они только ждут, чтобы мы дали им лицо, голос и индивидуальность. Тогда они смогут общаться с нами и обязательно поделятся своими секретами и талантами.  То, что некоторые из наиболее впечатляющих результатов были достигнуты при использовании приема замены головы по его первоначальному назначению — перевоплощению в диких животных — выглядит вполне логично. Во время какого-то рабочего совещания один участник «стал» назойливо жужжащей пчелой. Его воображение мгновенно нарисовало картину карниза на фасаде близлежащего дома с прилепившимся снизу пчелиным гнездом. Глазами пчелы он видел себя быстро подлетающим к гнезду. Можете представить себе курьезность ситуации! Мы все побросали свои занятия и высыпали на улицу к тому месту, что указала «пчела». Как и следовало ожидать, под тем самым карнизом висело гнездо, окруженное роящимися труженицами. Никто из нас и не подозревал о его существовании, по крайней мере сознательно. С другими участниками совещания произошли не менее любопытные приключения, когда они примеряли головы таких созданий природы, как дельфины или моллюски.  Читатели с более практическим умом могут усомниться в полезности подобных исследований. Однако уже первые полученные результаты обещают открыть интереснейший мир приключений, проглядывающий, когда мы, подобно друидам, пытаемся примерять головы других людей и существ. Современная наука еще только начала исследовать диссоциативную вместимость мозга. Сегодня мы можем быть уверены лишь в том, что эта издревле известная способность остается свойственной нам в той же мере, в какой была присуща и нашим предкам из каменного века, а ее потенциал все еще ожидает своего высвобождения.  Глава 9    КЛАДОВАЯ ПАМЯТИ  Однажды, когда великий психолог Карл Юнг читал сочинение Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», у него возникло странное чувство, что одно из пространных описаний он уже где-то встречал.  Действительно, оказалось, что почти дословную копию отрывка он читал несколько лет назад в приключенческом романе, опубликованном в 1835 году, за полвека до того, как Ницше написал «Так говорил Заратустра».  Юнг написал сестре Ницше и выяснил, что философ также прочел эту вещь в одиннадцатилетнем возрасте.  «Невозможно представить, — писал Юнг позднее, — чтобы Ницше из каких-либо соображений занимался плагиатом. Я уверен, что пятьдесят лет спустя этот эпизод неожиданно попал в фокус его сознательного мышления».

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх