ВEНГEР В ПОУ Р НEУЖEЛИ Я ГEНИЙ М 2003 370 С 7

 Зигмунд Фрейд наверняка отнес бы стремление Линкольна к успеху на счет мощного, но сублимированного либидо. Фрейд считал, что человек обладает уникальной способностью ориентировать свое сексуальное желание на не менее занимательные цели, например: строительство небоскребов, сочинение романов, достижение победы в Гражданской войне или исследование неизвестных акваторий. С ним согласен и знаменитый Наполеон Хилл. «Сексуальная энергия суть творческая энергия любого гения, — писал он в 1937 году. — Никогда не было и не будет ни одного великого вождя, строителя или художника без мощного сексуального влечения».  Хилл поставил Линкольна в один ряд с Вильямом Шекспиром, Джорджем Вашингтоном и другими светочами, которые, по его мнению, питали свой успех топливом сексуальной природы. Это вовсе не означает, что они непременно были волокитами или распутниками. Напротив. Физическая близость, по мнению Хилла, способна рассеять творческий позыв. Стремление многих мужчин «нагуляться» в молодости — причина их неспособности к большим достижениям примерно до сорока лет. Великие гении, как считает Хилл, потому и добились успеха, что смогли переадресовать свое мощное сексуальное влечение и трансформировать его в более плодотворные устремления, чем занятия сексом.  15.7.1.Обжорство и пост  Половое влечение не является единственным примитивным побуждением работы мозга. Животные в природе движимы не менее мощным позывом — голодом.  Я неоднократно наблюдал у моих коллег — членов MENSA — разнообразные недуги и расстройства, обусловленные неправильным питанием, — от ожирения до анорексии или булимии. Возможно, эти факты указывают на некоторую связь между аппетитом и интеллектом. Веками святые и мистики стремились к просветлению через пост и воздержание. Может быть, пост, как и фрейдовская «сексуальная сублимация» или «сексуальная трансформация» Хилла, служит преобразованию примитивной потребности в возвышенную цель? Современная нейрология подтверждает это. Опыты показали, что многие формы возбуждения — в том числе и голод — помогают подготовить мозг к работе. Когда охота не приносила успеха, наши пещерные предки вынуждены были искать новые источники пищи. Те, кто не мог ничего придумать, были обречены голодать, а следовательно, жили недолго и, к счастью, не имели возможности передать нам свои особенности. С каждым поколением эволюция усиливала способность повышать уровень интеллектуального развития.  15.7.2.Подготовка возбуждением  В главе 5 мы описывали опыт Уолтера Фримена и Кристин Скарда, в процессе которого наблюдалось хаотическое распространение сигнала в мозгу кролика, учуявшего знакомый запах морковки.Исследователи обнаружили, что для того чтобы возникла взрывная волна восприятия, необходима подготовка клеток мозга кролика путем чисто физического возбуждения — сексуальным влечением, голодом, жаждой или даже угрозой жизни. В результате возрастает электрический потенциал между клетками мозга и мозг становится гиперактивным. Очевидно, что и у людей подобное возбуждение поощряет глубоко прочувствованное восприятие, с помощью которого формируются гештальты.  15.8.»АКТИНТЕЛЛЕКТА»  В предчувствии угрозы учащаются сердцебиение и дыхание. Если опасность миновала, организм возвращается к нормальному состоянию. Доктор Луис Мачадо, пионер ускоренного обучения и профессор кафедры современных языков в университете Рио-де-Жанейро, считает, что рождение гениальных мыслей идет по такому же сценарию.  «Человеческий интеллект не может постоянно поддерживаться на высоком уровне, — считает Мачадо. — Он вступает в силу, когда нейронные сети активизируются для достижения определенной цели». Как уже было отмечено в главе 13, наш мозг реагирует на десятиминутное прослушивание сонаты Моцарта К. 448 повышением IQ на 8-9 баллов, но примерно через 15 минут возвращается к прежнему состоянию. Этот кратковременный «акт интеллекта» объясняет появление аварийных «выбросов» IQ, которые, по мнению Мачадо, были запрограммированы еще в примитивном мозгу наших самых далеких предков.  15.8.1.Лимбическая система  Мачадо считает, что «акт интеллекта» стимулируется лимбической системой — некоторыми отделами, расположенными под корой головного мозга, в более глубокой области примитивного среднего мозга (рис. 15.2).    Рис. 15.2. Гениальность связана с проявлением сильного полового влечения и других основных инстинктов. Эти основные инстинкты базируются в лимбической системе головного мозга (темная зона).  Ученые полагают, что лимбическая система отвечает как за эмоции, так и за основные внутренние импульсы — такие как агрессия, голод, половое влечение, материнский инстинкт.  Кроме того, она работает как быстродействующий процессор, обрабатывающий чувственные впечатления: сортирует и анализирует данные, поступающие от всех пяти органов чувств, «сбрасывает» результаты в соответствующие области коры головного мозга, а затем снова производит сбор данных для дальнейшего, более глубокого анализа. С помощью такого скоростного цикла обратной связи, многократно повторяющегося в течение каких-то долей секунды, лимбическая система формирует все более сложный цельный образ окружающего мира — гештальт.  В любой момент цикла лимбическая система может выхватить один определенный образ и инициировать аварийную акцию. Например, когда внезапно приходит понимание, что красивый узор из оранжевых и черных полос — это голодный тигр, готовый кинуться на вас, то лимбическая система срабатывает самостоятельно, не консультируясь с корой головного мозга. Она немедленно приводит нас в состояние боевой готовности, не дожидаясь осознания грозящей опасности.  В главе 1 было отмечено, что сознание способно обработать только 126 бит информации в секунду, но в то же в наши органы чувств воспринимают до 10 миллионов бит в секунду. Весь этот бессознательный ввод данных сортируется и при необходимости мгновенно обрабатывается в лимбической системе мозга, которая функционирует примерно в 80 000 раз быстрее, чем кора. Быстродействие лимбической системы позволяет, например, сумчатой крысе ускользнуть прямо из когтей спикировавшего на нее орла.  Мачадо полагает, что первичная функция лимбической системы — та, которую он назвал SAPE (аббревиатура португальского Sistema de auto-preservacao e preservacoa de espice) — функцией самосохранения и сохранения своего вида в целом. При засухе, неурожае, появлении хищников животные напрягают все свои силы, призывая на помощь выносливость и сообразительность, и мгновенную реакцию. Как ангел-хранитель, лимбическая система хватается за любое средство, которое может обеспечить выживание. Согласно Мачадо, наш рациональный интеллект, заключенный в коре головного мозга, является не более чем одной из запасных аварийных систем, которые лимбический отдел может при необходимости использовать или приберечь для другого случая.  Так, если перед шимпанзе лежит бревно, под корой которого копошатся вкусные термиты, то лимбическая система способна вызвать вспышку — бросок интеллекта, который и позволит обезьяне сообразить, как достать еду. Но если на шимпанзе неожиданно нападает леопард, то лимбическая система инициирует аварийную альтернативу «спасайся или сражайся» без всякого вмешательства интеллекта.  15.9.БЛАГОРОДНЫЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ  Люди склонны смотреть на основные инстинкты как на нечто более низменное и грубое, чем такие возвышенные понятия, как разум, сострадание, самопожертвование. Но на самом деле способности мыслить, сострадать, жертвовать собой также регулируются SAPE.  Эйнштейн как-то раз заметил, что сама человеческая мораль способствует сохранению людей как вида живых существ, и в качестве примера привел такую добродетель, как правдивость. «Ложь разрушает веру в других людей, — уверял Эйнштейн. — А без такой веры взаимодействие в обществе невозможно или, по меньшей мере, затруднительно. В свою очередь, сотрудничество между людьми совершенно необходимо для того, чтобы сделать жизнь терпимой».  Ради сохранения своего вида многие животные жертвуют жизнью. Лососи стремятся вверх по течению рек, преодолевая пороги и ускользая от голодных медведей только для того, чтобы дать жизнь потомству и вскоре умереть от истощения. Маленькие птички атакуют хищников, во много раз превосходящих их размерами, чтобы защитить своих птенцов, пчелы жалят, охраняя свой улей, хотя вместе с жалом лишаются внутренностей. Благородство, сострадание, верность долгу, самопожертвование и романтическая любовь имеют свои аналоги в мире природы. Но, видимо, не случайно все эти возвышенные эмоции генерируются в той же лимбической системе, которая побуждает нас есть, совокупляться и убивать. Инстинкт сохранения вида — мощная сила, заставляющая нас смотреть дальше и шире собственных узких интересов.  15.9.1.Отдельная перспектива  «Во все времена, — сказал Вильям Джеймс, — обладателями самого мощного интеллекта были те, кто преследовал далеко идущие цели».  Далеко идущие цели были у первобытных водоплавающих, что вышли на сушу и превратились в земноводных. К будущему стремилась и та родоначальница птиц, которая первой расправила свои еще недоразвитые крылья и бросилась вниз с обрыва. Вся история эволюции свидетельствует о том, что в авангарде всегда были гении (это касается не только людей), движимые отнюдь не соображениями личной выгоды, а бессловесным лимбическим импульсом развития своего вида.  15.10.ЭВОЛЮЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ  Чарльз Дарвин верил, что развитие видов происходит только за счет естественного отбора — выживания сильнейших. В наше время генетики считают, что в этом процессе участвуют и другие силы. В современном обществе социальные институты и развитая медицина ограждают человека от мрачных последствий естественного отбора. И все же эволюция продолжается.  Например, сейчас рождается все больше людей без третьих коренных зубов, особенно среди европейцев и эскимосов. Некоторые имеют по три корня у передних резцов вместо обычных двух. Эти небольшие изменения не оказывают влияния на жизнь конкретного человека, но процесс тем не менее неумолимо идет, словно приводимый в движение каким-то внутренним генетическим механизмом.  15.10.1.Неограниченные возможности  В отчетах о спортивных событиях прошлого века утверждается, что человек физически не способен пробежать милю за 4 минуты. Десятилетие за десятилетием самые быстрые бегуны планеты не могли преодолеть эту планку. И вот 6 мая 1954 года Роджер Баннистер потряс мир, показав результат 3 минуты 59,4 секунды. С тех пор миля за 4 минуты стала обычным делом.  Подобное явление наблюдается и мире интеллекта. Веками великие шахматисты проверяли свое мастерство игрой вслепую. Считалось, что игра вслепую одновременно на трех досках лежит за пределами человеческих возможностей.  И вот в 1933 году Александр Алехин успешно проводит сеанс одновременной игры вслепую на тридцати двух досках.  В 1960 году Колтановский провел такой сеанс на пятидесяти шести досках — пятьдесят игр он выиграл, а остальные свел вничью. Современные гроссмейстеры не оставили от достижения Алехина камня на камне.  15.10.2.Меметическая эволюция  Игра мемов — вот причина таких прорывов. Мем спортивного соревнования побуждает спортсмена годами тренироваться, а потом преодолеть заветный рубеж. Мем шахматной игры побуждает развить память настолько, чтобы мысленно представлять пятьдесят шесть досок сразу. Когда прорыв совершен, мем изменяется и каждое следующее поколение достигает тех же результатов уже с большей легкостью.  В 1930-е годы генетики-нацисты вообразили, что единственный способ улучшить природу человека состоит в искусственной селекции, что привело к трагедии массового уничтожения носителей «плохих», по их мнению, — нежелательных генов.  На самом деле селекция устарела по крайней мере на 10 миллионов лет человеческой эволюции. Благодаря развитию коры головного мозга и ее уникальной способности формировать и передавать идеи именно мемы, а не гены становятся самым мощным фактором эволюции.  15.11.СТИМУЛЯТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТА  Разумеется, многие перспективные методы развития интеллекта являются скорее физиологическими, нежели меметическими. Эти методы улучшают то «оборудование», в которое загружается меметическое «программное обеспечение». Я имею в виду превосходные современные «стимуляторы интеллекта» — витамины, травы, аминокислоты и различные химические компоненты, которые, по мнению многих исследователей, улучшают память и способствуют развитию умственных способностей.  С помощью верно выбранных мемов люди могут сами генерировать нейрохимические вещества, способствующие развитию интеллекта, даже без вмешательства стимуляторов. Положительная обратная связь помогает мозгу реализовать собственную эволюцию. Однако нет ничего плохого в том, чтобы прямо сейчас сделать первый шаг на пути к ней, и именно для этой цели и предназначены стимуляторы Из-за ограниченного объема книги я сосредоточил внимание только на тех методах, с которыми хорошо познакомился в процессе длительных экспериментов, а именно — на меметических. Однако я могу посоветовать читателям самостоятельно исследовать воздействие стимуляторов интеллекта. Первые результаты показались весьма обнадеживающими, в том числе и в области ускоренного обучения.  Могу порекомендовать работу Уорда Дина и Моргенталера «Стимуляторы ума и нутриенты» (B&J Publications, 1990, PO Box 483-905, Santa-Cruz, CA 95061) и «Продление жизни: практический и научный подход» Дерка Пирсона и Сэнди Шоу (Warner Books, New York, 1984)  15.12.ВЫБИРАЙТЕ СВОИ МЕМЫ  В анонимной статье, подписанной псевдонимом «Кейт Хенсон», обозреватель газеты «Whole Earth Review» ввел слово «мемоиды» для обозначения тех людей, которые полностью находятся во власти мемов, то есть совершенно утратили здравый смысл. Под это определение вполне подпадают политические и религиозные фанатики всех мастей. Мемоид не в состоянии самостоятельно выбрать для себя мемы, напротив — мемы выбирают его и направляют по своей воле.  Не надо становиться мемоидом. Тщательно выбирайте свои мемы, отбрасывая то, что не подходит, и вы сможете сами конструировать свое сознание. История знает множество примеров, когда разумный выбор мемов продвинул вперед эволюцию человечества.  В Европе эпохи Возрождения, например, власти некоторых итальянских городов оказали грядущим поколениям огромную услугу, принудительно введя использование арабских цифр вместо привычных римских. До этого для того, чтобы выполнить простейшие вычисления, нужно было быть математическим гением. Сейчас каждый третьеклассник без труда умножит 24 на 37. А попробуйте умножить XXIV на XXXVII. Вот это задача! Разумный выбор мема арабских цифр неизмеримо расширил возможности человеческого разума.  15.13.АКТИВИРУЙТЕ МЕМ ГЕНИАЛЬНОСТИ  Если вы дочитали книгу до этого места, значит, вы уже обладаете основным кодом мема гениальности и вдобавок владеете инструментами, приводящими его в действие. Вы можете использовать этот мем, чтобы возродить в своем мозгу процессы, будоражившие когда-то головы Сократа, Имхотепа или Леонардо да Винчи. Ядром активизации является ежедневная практика просмотра потока образов. Если вы уже подготовили себя для восприятия трудноуловимых сообщений правого полушария и лимбической системы, то остальные компоненты мема гениальности вскоре сами собой встанут на места.  Ваше собственное восприятие поведет вас вперед, подсказывая на каждом шагу, что нужно делать.  15.14.ТОЛЬКО ВСЛУХ!  Я уже не могу вспомнить, сколько раз читатели моих предыдущих книг жаловались мне: «Я пробовал вызвать поток образов, но у меня ничего не получается».  В таких случаях я всегда спрашиваю: «А вы описывали свои образы вслух какому-нибудь слушателю или записывали на магнитофонную пленку?»  Это неизменно вызывает недоуменное выражение на лице незадачливого экспериментатора. «Никогда, — в конце концов признается он. — Мне казалось, что это можно сделать и про себя».  Внимательные читатели помнят, что в главе 3 я упомянул молчаливый просмотр потока образов как наилучшее средство от бессонницы. Это прекрасный способ убаюкать себя до глубочайшего тэта-состояния, которое в просторечии именуется сном.  Ни одно из условий применения методов не подвергается такому пренебрежению, как необходимость говорить вслух. Это самая первая составляющая успеха. Со мной могут поспорить те, кто уже достиг неплохих результатов и при молчаливом просмотре потока образов. Ну что же, у них есть возможность расширить свои преимущества, выполнив процедуру просмотра образов в полном объеме — то есть вслух.  15.15.СТАНЬТЕ ЛИДЕРАМИ  Подобно тому как мозг человека использует хаос и беспорядок для прорыва к более высоким и сложным образам, так и общество нуждается в небольшом беспорядке, который стряхивает благодушное и самодовольное оцепенение и подталкивает к достижению более высокого уровня развития. Предоставленные самим себе, наши общественные институты склонны к застою. Ради порядка и эффективности нас загоняют в школы и на рабочие места — в скучные крохотные конурки, выстроенные аккуратненько в рядок и окруженные колючими живыми изгородями. Именно поэтому, чтобы идти тропой гения, требуется немалое мужество и даже самопожертвование. Учителя, начальники и общественные лидеры не всегда благосклонно относятся к тем, кто, проявляя чудеса изобретательности, увиливает от безжалостно и методично подстригающих живые изгороди садовников и устремляет свои ветви в небо.  Но мы — не изгороди из бирючины. Мы появились на свет, чтобы вырасти огромными, как секвойи. Прислушайтесь к себе, к голосам из глубины. Последуйте благородным призывам лимбической системы мозга. И тогда гораздо быстрее, чем вам представляется, вы окажетесь в авангарде эволюции, где обретете самые глубокие и вечные ценности, которые только может подарить жизнь.  ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА  Метод ускоренного обучения находится еще в зачаточном состоянии. Плохо финансируемый и часто пренебрегаемый официальными исследовательскими учреждениями, он до настоящего времени остается той областью, в которой люди самых разных профессий, вооруженные только открытым для всего нового живым умом, могут внести свой неоценимый вклад.  Программа «Проект возрождения» предназначена помочь специалистам и энтузиастам найти свое место в грядущей революции разума. Она объединяет людей, общая цель которых — развитие человеческого интеллекта, в частности, путем практики просмотра потока образов и использования других методик, описанных в книге «Неужели я гений?».  Через «Проект возрождения» вы можете организовать свои мелкие группы просмотра образов, связаться с лидирующими специалистами в области исследования мозга, участвовать в семинарах по всему миру и быть в курсе многочисленных исследований и достижений в области человеческого интеллекта с помощью наших информационных бюллетеней. Для получения дополнительной информации присылайте подписанные конверты с марками по адресу: Project Renaissance PO Box 332 Gaithersburg, MD 20877 (301) 948-1122, (800) 649-3800    ??    ??    ??    ??    www.samorazvitie.ru www.soblaznenie.ru  Практические тренинги общения в реальных условиях  (095) 108-05-35, 108-03-73, 446-10-67, 195-22-42      

Пролистать наверх