Философия учeбник под рeд проф о а митрошeнкова м гардарики 2002 655 с

OCR: Ихтик (г. Уфа)  ihtik.lib.ru, [email protected]      УДК 1(075.8)  ББК 87  Ф56      Философия: Учебник / Под ред.

 

проф. О.А. Митрошенкова. — М.: Гардарики, 2002. — 655 с.        Рецензенты:  д-р филос. наук, проф. И.Н. Грифцова;  д-р филос. наук, проф. В.Н. Садовский      Коллектив авторов:  д-р филос. наук, проф. О.А.

 

Митрошенков — руководитель авторского коллектива (Предисловие, Введение, гл. 17, 20-22, 27); д-р филос.

 

наук, проф. К.Х. Делокаров (гл.

 

2, 3, 4 — в соавторстве); канд. филос. наук, проф. Ф.Д.

 

Демидов (гл.

 

4 — в соавторстве); д-р филос. наук, проф. В.П. Аяшенко — зам. руководителя авторского коллектива (гл. 1, 23, 24, 26); д-р филос. наук, проф. А.Г.

 

Мысливченко (гл.

 

8); канд. филос. наук, проф. В.А. Попов (гл. 6 § 3-6, гл. 7); д-р филос.

 

наук, проф.

 

ЮМ.

 

Резник (гл. 16); д-р филос. наук, проф. Г.И.

 

Рузавин (гл. 12-14); д-р филос. наук, проф. Н.В. Солнцев (гл. 5); д-р филос. наук, проф. Н.П. Французова (гл.

 

9, 10 § 1, гл.

 

11); канд. филос. наук, доц. Н.М. Чалов (гл. 6 § 1, 2); д-р филос. наук, проф.

 

В.Н.

 

Шевченко (гл. 15, 18, 19); канд. филос. наук, доц.. Л.Е. Шмакова (гл. 10 § 2, 3, гл. 25)      ISBN 5-8297-0112-Х (в пер.)        Учебник подготовлен с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает все основные разделы современного философского знания — историю философии, онтологию, теорию познания, методологию, социальную философию, философские проблемы человека.  Именной указатель содержит основные сведения почти по 500 персоналиям. Есть также предметный указатель.  Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей нефилософских факультетов высших учебных заведений.      В оформлении переплета использован фрагмент картины Джорджо де Кирико «Песнь любви» (1914)                      ОГЛАВЛЕНИЕ    Предисловие……………… 5  Введение ………………. 8    РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  Глава 1. Проблемное поле философии как системы знаний … 20  1.

 

Генезис философии………….. 20  2.

 

Предмет и аспекты философского знания……. 26  3. Философия и наука………….. 32    РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ  Глава 2. Философия в потоке времени……… 38  1. Философия и время…………. 38  2. Специфика восточной мысли……….. 39  3. Китайский тип философствования………. 41  4. Особенности индийского типа философствования….. 46  5. Философия Древней Греции……….. 53    Глава 3. От Возрождения — к Просвещению……. 61  1. Философия Возрождения………… 61  2. Философские течения и школы Нового времени…..

 

67  3.

 

Философия европейского Просвещения…….. 84    Глава 4. От немецкой классической философии — к современности . 88  1.

 

Немецкая классическая философия……… 88  2. В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом………….. 95  3. Философия и кризис цивилизации……… 112    РАЗДЕЛ III. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ  Глава 5. Русская философия: генезис и особенности развития………117  1. Проблемы возникновения и самобытности философской мысли в Древней Руси………….. 117  2.

 

Особенности русской философии……… 128    Глава 6. Русская философия XVIII-XIX вв……… 134  1. Философия русского Просвещения……… 134  2. Русский материализм: М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев . . . 138  3. Западники и славянофилы……….. 144  4.

 

Философские основы революционно-демократического движения. 149  5. Философские идеи второй половины XIX в…….

 

152  6.

 

Русский космизм…………..

 

157    Глава 7. Русская религиозная философия конца XIX — начала XX в……………

 

161  1. Особенности формирования русской религиозной философии и ее основные идеи………….

 

161  2.

 

Философские и социально-этические взгляды B.C. Соловьева . 163  3. Философия Н.А. Бердяева……….. 172  4.

 

Философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого…..

 

179    Глава 8. Философская мысль в России советского и постсоветского периодов………. 186  1. Становление советской философии……..

 

. 186  2. Догматизация и идеологизация философских исследований в эпоху сталинизма……….-. 190  3. Новые тенденции и направления в философских исследованиях (1960-1980-е гг.)………….. 191  4. Философские исследования в постсоветский период …. 203    РАЗДЕЛ IV. ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ  Глава 9.

 

Бытие: сущее и существующее………

 

210  1. Возникновение категории бытия………. 210  2. Проблема бытия в европейской философии…… 214  3. Современное понимание и гносеологические перспективы категории бытия………….. 223    Глава 10. Материя и сознание…………

 

231  1. Материя, пространство, время………. 231  2. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность………… 237  3. Идеальность сознания.

 

Его структура…….. 242    Глава 11.

 

Теория познания…………. 256  1. Многообразие форм знания……….. 256  2. Объект и субъект познания……….. 262  3. Взаимодействие чувственного и рационального в процессе познания …………. 268  4. Понятие истины…………..

 

276    Глава 12. Диалектическая категория развития и синергетика . . . 285  1. Концепция развития в диалектической философии …. 285  2. Самоорганизация систем как основа их развития….. 290  3.

 

Экспликация категории развития……….

 

294  4. Процессы самоорганизации и эволюции систем….. 297  5. Самоорганизация и организация в развитии социальных систем 300    РАЗДЕЛ V. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  Глава 13. Наука как предмет методологического анализа …. 306  1. Обыденное и научное знание………. 306  2. Методы научного познания……….. 307  3. Критерии и нормы научного познания…….. 311  4. Модели анализа научного открытия и исследования …. 315  5. Общие закономерности развития науки…….. 319    Глава 14. Методы анализа и построения научных теорий…. 325  1. Общая характеристика и определение научной теории . . . 325  2.

 

Классификация научных теорий………. 327  3. Методологические и эвристические принципы построения теорий 331    РАЗДЕЛ VI. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ  Глава 15. Предмет социальной философии…….. 336  1. Социальная философия как знание о всеобщем….. 336  2.

 

Социально-философское знание как учение об общественном идеале…………….. 341  3.

 

Развитие социально-философского знания в новоевропейской философии…………….

 

348  4. Структура современного социально-философского знания . . 352    Глава 16. Социальное как объект философского познания. . . .

 

358  1. Категория «социальное»: предварительное определение . . .

 

358  2. Теоретическое выражение социального в философии…. 360    Глава 17. Общество: генезис, природа, сущность……

 

387  1. Происхождение общества………… 387  2. Природа и сущность общества………. 393  3. Социальная трансформация……….. 400    Глава 18. Философская идея истории………. 407  1.

 

Особенности философско-исторического знания….. 407  2. Формационный подход к анализу исторического процесса . . 413  3. Сущность цивилизационного взгляда на историю . . .

 

.

 

. 419  4.

 

Связь формационного и цивилизационного подходов к анализу истории………….. 423    Глава 19. Современный этап всемирной истории…… 426  1. НТР и становление постиндустриального общества …. 426  2. Поиски нового понимания сущности общественного прогресса .

 

430  3. От глобальных проблем к глобализации мира…… 433  4. Современные проблемы модернизации незападных стран. . . 437    Глава 20.

 

Культура и цивилизация………. 441  1. Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность . . 441  2. Содержание и закономерности развития культуры …. 451  3. Современные представления о цивилизации…… 459    Глава 21. Духовная жизнь общества……….

 

466  1. Понятие, сущность и содержание духовной жизни общества . 466  2. Основные элементы духовной жизни общества….. 469  3. Диалектика духовной жизни общества……..

 

480    Глава 22.

 

Российская цивилизация: мегатенденции 2002-2015 гг. . . 490  1. Понятие мегатенденции…………

 

490  2. От социальных потрясений — к факторам социальной стабилизации …………… 492  3. От хаоса — к социальному порядку……..

 

495  4. От форсированных жестких реформ — к превращению их в источник повышения жизненных стандартов и социальных возможностей……………

 

497  5. От вражды и разобщенности — к доверию…… 501  6. От формирования и развития рыночной системы — к осознанию ее пределов…………

 

505  7. От парадигмы сиюминутности — к парадигме превентивности . 509  8. От пассивной политики социальной защиты — к эффективной стратегии социального развития ………. 512  9. От традиционных глобальных проблем — к новым: нейтрализации социальных последствий …….. 516    РАЗДЕЛ VII. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА  Глава 23. Традиции философского изучения человека и современность………….. 522  1. Проблема человека в истории философской мысли …. 522  2. Философская антропология как научная дисциплина и ее предмет…………… 533    Глава 24. Человек как личность……….. 543  1. Сущностные характеристики личности…….. 543  2. Проблемы типологии личности………. 550  3. Механизмы социализации личности……… 556    Глава 25.

 

Деятельность как способ существования человека . . . 564  1. Сущность и специфические характеристики деятельности человека…………….. 564  2. Структура, виды, формы и уровни деятельности….. 577    Глава 26. Категории человеческой духовности……. 585  1. Понятие ценностей и их классификация…….

 

585  2. Жизнь и смерть как финальные ценности человека …. 594    Глава 27. Духовно-нравственные и ценностные императивы социальной работы ………… 603  1. Духовное и нравственное как высшие измерения социального бытия………….. 603  2. Гуманизм как форма жизненной практики……. 606  3. Ценности и нравственные императивы социальной работы .

 

.

 

611  4. Ответственность как конституирующий принцип социальной работы…………..

 

614  5.

 

Этические дилеммы и ценностные противоречия в социальной работе ….. …….. 617    Именной указатель…………….

 

624  Предметный указатель . ,…………. 641  Коротко об авторах…………… 651                        ПРЕДИСЛОВИЕ    Мысль посылает нас осуществить действие, уже сама мысль есть дело. Знание без дела есть тщеславие, дело без знания — безумие, говорит древнеиндийская мудрость. Дело без мысли перестает быть таковым, становится не делом [1].    1 См.: Бибихин В.В. Узнай себя. СПб., 1998. С. 13-14.      Авторы предлагаемого учебника по философии надеются на то, что он способен побудить к свободной мысли и, следовательно, к осмысленному делу.    Найти гармонию, баланс между ломкой и созиданием, прошлым и будущим, традицией и новаторством, существованием и сущностью, понять причинно-следственные связи, не поменяв их при этом местами, уяснить хотя бы некоторые законы бытия, особенно социального, и т.д.

 

— такую цель преследовали авторы, осознавая, что добиться этого далеко не просто.    Создавая этот учебник, авторы стремились сделать его фундаментальным и вместе с тем интересным, избежать назидательности и поверхностности, дать панораму философской мысли во всем ее многообразии, начиная с античности и заканчивая современностью. Разумеется, в книге просматривается авторско-личностное начало, поскольку вовсе не ставилась задача насильственно свести все составляющие ее материалы к какому-либо единому знаменателю.    Ведущими принципами, вдохновлявшими авторов в ходе работы над учебником, стали гуманизм, рассмотрение многообразной философской проблематики через призму человека и его потребностей.

 

Исто-        6    рия показала, что стоявший у истоков философского знания принцип «человек есть, мера всех вещей» не только не утратил своего значения, но и приобрел с веками все более глубокое экзистенциальное содержание.

 

Осознавая роль отечественной культуры в воспитании достойных граждан страны, авторы учебника сочли необходимым выделить особый раздел и рассмотреть в нем, хотя бы кратко, проблематику русской философии — от ее истоков и предпосылок до самого последнего времени.    В книге присутствует раздел, посвященный методологии научного исследования, что не часто встречается в учебной литературе по философии. Рассмотренные в нем, пусть сжато, проблемы эпистемологии, эвристики, логики научного открытия, методы анализа и построения научных теорий и т.д. могут быть полезными для студентов и аспирантов, активно занимающихся исследовательской работой.    Учебник, написанный на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначенный для студентов и аспирантов нефилософских специальностей, может быть рекомендован в первую очередь для тех, кого особенно интересуют вопросы гуманизации общества.

 

А таких в России сегодня очень много.

 

Поскольку это направление является важным и динамично развивающимся, в книге рассмотрены некоторые особенности социального развития российской цивилизации, духовно-нравственные и ценностные императивы социальной работы. Соответствующие идеи присутствуют и в других разделах книги.    Мы надеемся, что учебник окажется не только полезным, но и отвечающим взыскательным критическим ожиданиям. В нем нет безапелляционности, категоричности, претензий на абсолютность суждений. Но в нем есть бережное отношение к философской мысли, стремление понять и передать ее плюралистичность и динамику, открытость и честность философского анализа, озабоченность будущим.    7    Отдавая себе отчет в сложности задач, которые были поставлены, понимая, что все можно подвергнуть усовершенствованию, авторы с благодарностью примут справедливые замечания и предложения читателей, способные улучшить качество книги.    Доктор философских наук,  профессор О.А. Митрошенков,  руководитель авторского коллектива                                ВВЕДЕНИЕ    Любой эпохе, как правило, не хватает мудрости и мужества, чтобы воздать должное философу при его жизни.

 

Люди нередко пытаются приспособить философию к своим практическим потребностям, ищут для нее доступной «приземленной» службы, не догадываясь о ее способности к высшей.

 

Пытаясь держать в руках Философию, они то самоуверенно почитают себя хозяевами ее, направляют, продают за деньги, угождают сильным, то обращают для религиозных, политических и идеологических мимолетных нужд, то, мало что поняв в ней, пренебрежительно отбрасывают якобы за ненадобностью. Философия же не оскверняется этими попытками, не теряет своей значимости, всякий раз и при всяком употреблении отдавая человечеству часть своего тайного внутреннего света.    Как заметил В.Виндельбанд, названия имеют свою судьбу, но редкое из них имело судьбу столь странную, как слово «философия».

 

Если обратиться к истории с вопросом о том, что, собственно, есть философия, что думают сами философы о предмете своих занятий, то мы получим самые разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга ответы. Хотя бы потому, что на одно и то же явление (вопросы) могут быть выработаны совершенно различные точки зрения (ответы) в силу особенностей: а) личностей философов; б) используемой методологии; в) употребляемых познавательных приемов. Так что попытка выразить это пестрое многообразие в одной простой формуле была бы делом совершенно безнадежным.

 

Правда, такие попытки предпринимались не раз.

 

При этом старались отвлечься от тех различных определений философии по содержанию, в которых отражается обычное стремление каждого философа положить в основу решения своей задачи накопленный им багаж мнений и точек зрения.

 

Таким путем рассчитывали достигнуть чисто формального определения, которое не находилось бы в зависимости ни от изменчивых воззре-        9    ний данной эпохи, ни от односторонних личных убеждений, ни от других причин, и потому было бы в состоянии охватить все, что когда-либо называлось философией. Однако как бы при этом ни назвали философию — мудростью, наукой, формой знания или общественного сознания, учением об абсолютном — всегда определение оказывается либо слишком широким, либо слишком узким: всегда в истории найдутся учения, которые носят название философии и, однако же, не подходят под тот или иной из установленных формальных признаков этого понятия.    Вообще определенность ответов на смысложизненные для человека вопросы заставляет философию относиться к ним весьма сдержанно. Вопросы, которые формулирует сама философия, подчас глубже ответов, которые она дает. Философ, открывая тайны бытия и времени, один переживает в этот момент всю муку нелегкого формулирования с трудом добытого смысла, ибо только ему известна вся мера его неведения. «Я знаю, что ничего не знаю», — сказал Сократ. Но это же касается определенности ответов и по поводу самой философии.    И все же, прежде чем приступить к рассмотрению философских вопросов философскими средствами и по существу, следует попытаться дать ответ на один вопрос, который всякий раз срывается с языка людей, вольно или невольно имеющих дело с философией. Философия существует более двух с половиной тысяч лет. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время?

 

Какие блага она ему дает?

 

От каких зол избавляет?

 

Люди связывают со словами «философия» и «философ» чаще всего весьма нелестные представления. Для Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горя от ума» философствование имеет значение гастрономическое.

 

Судья Тяпкин-Ляпкин из гоголевского «Ревизора», который «своим умом дошел» до решения вопросов о мироздании, есть карикатурный философ. «Я вам не Спиноза какой-нибудь», — утверждал один из персонажей А.П. Чехова. У нас любят называть философом того, кто ведет себя не так, как другие. «Прошу не философствовать, а делать», — говорит начальник подчиненному, осмелившемуся возражать.    Не случайно Н.А. Бердяев считал, что положение философа «поистине трагично». В самом деле, на протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии, причем с самых разнообразных сторон.

 

Конфуций долгое время провел в изгнании и нелегких странствиях. Сократа принудили принять яд. Платон был продан в рабство, и лишь счастливый случай    10

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх