Философия учeбник под рeд проф в н лавринeнко 2-e изд испр и доп м 2004 522 с

OCR: Ихтик (г.Уфа)  ihtik.lib.ru, [email protected]      Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004.    Доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристъ. 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на классическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные проблемы философской антропологии.  Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.

 

УДК 1(075.8)  ББК 87.3  Ф54    ISBN 5-7975-0099-Х (в пер.)      Рецензенты:  А.К. Уледов — доктор философских наук, профессор.  заслуженный деятель науки РФ;  А.В. Федотов — доктор философских наук, профессор.      Авторы:  Г.И.

 

Иконникова — доктор философских наук, профессор;  В.Н. Лавриненко — доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации;  В.П. Ратников — доктор философских наук, профессор.  академик Российской академии социальных наук;  М.М. Сидоров — кандидат философских наук, доцент.            Номер страницы предшествует странице — (прим.

 

сканировщика).            ОГЛАВЛЕНИЕ    От авторов………………………………………………………….8    ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения………………………………9    Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.

 

ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ …………………..14  Философия и мировоззрение……………………………………….14  Вопросы философии……………………………………………..15  Философия как методология……………………………………….19  Функции философии……………………………………………..23  Философия и наука………………………………………………26    Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ…………..30    Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ……………………………….30  1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада…………………30  2.

 

Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике …………… 37    Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ……………………………….42  1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке…………………42  2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития………43  3.

 

Средневековая арабоязычная философия……………………………48    Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ………………………..52  1. Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм ……………………………………………………52  2. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………………59    Глава IV.

 

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ…………………………….62  1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени ………….62  2.

 

Основные проблемы (онтология и гносеология) ………………………63  3. Социально-философские концепции ……………………………….72    Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в…………………………..73  1. Просветительский характер философии XVIII в……………………….73  2. Онтологические и гносеологические проблемы……………………….75  3. Социально-философские воззрения………………………………..79    Глава VI.

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………….82  1. Общая характеристика …………………………………………82  2. Философия Канта……………………………………………..85  3. Философия Фихте……………………………………………. 93  4.

 

Философия Шеллинга …………………………………………

 

95  5. Философия Гегеля …………………………………………… 98  6. Философия Фейербаха……………………………………….. 107    Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ………………………………………….. 113  Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ ………………………………………… 119  Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………………….. 127    Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ…………… 135  1. Развитие русской философии в XI-XVII вв………………………..

 

135  2. Русская философия XVIII в…………………………………….

 

141  3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.) …………….. 143  4. Русская философия конца XIX — первой половины XX вв…………….. 158    Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ……………………. 169  1.

 

Главные направления современной философии…………………….. 169  2. Основные современные модели философского мышления……………..

 

180  3. Ведущие философские течения 60-70-х гг.

 

XX в…………………… 193  4. Философские школы 70-90-х гг. XX в………………………….. 204    Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА ………. 218    Глава I. БЫТИЕ…………………………………………………… 218  Глава II.

 

МАТЕРИЯ ………………………………………………..

 

230  Глава III. СОЗНАНИЕ…………………………………………….. 246  Глава IV. ДИАЛЕКТИКА……………………………………………. 262  Глава V. ПОЗНАНИЕ ……………………………………………… 277  Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ……………….. 295    Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ………………………

 

305    Глава I.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА…………………………………………… 305  1. Предмет социальной философии ………………………………..

 

305  2. Материализм и идеализм в социальной философии………………….. 308  3. Социальная философия как методология общественных наук…………… 311    Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX-XX вв. …………. 316  1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики ………………………………………………

 

316  2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики ……………………………………………… 325  3. Психологическое направление …………………………………. 327  4.

 

Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского…….. 334  5.

 

Неокантианство ……………………………………………. 337  6. Социальная философия М.Вебера………………………………. 340  7.

 

Теория круговорота локальных цивилизаций ………………………. 343  8. Теоретическая социология П.Сорокина…………………………… 347  9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ…………………… 351  10. Современная социобиология…………………………………..

 

355  11. Технологический детерминизм ………………………………… 361    Глава III.

 

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА………………………………… 364  1.

 

Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества …………………………………………………. 364  2. Основные сферы жизни общества……………………………….. 372  3. Социальная структура общества………………………………….375  4. Политическая система общества………………………………….380  5.

 

Духовная жизнь общества………………………………………383    Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………..399    Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА…………………………………….414  1. Философское осмысление проблемы………………………………414  2. Экологическая проблема……………………………………….419  3. Народонаселение …………………………………………….426    Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ………………………………..430  1. Понятие культуры и цивилизации…………………………………430  2. Человеческое измерение культуры ……………………………….433  3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре …………………..435  4. Культура и цивилизация ……………………………………….438  5. Технические цивилизации ………………………………………443    Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ……………………… 448    Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ………………448  1.

 

Философия Древнего Востока о человеке…………………………..449  2. Проблема человека в философии Древней Греции ……………………452  3. Средневековая христианская концепция человека ……………………456  4.

 

Человек Нового времени в европейской философии…………………..457  5. Немецкая классическая философия о человеке………………………459  6. Антропологическая проблема в русской философии…………………..462    Глава И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА………….465  1. Проблема антропогенеза……………………………………….465  2. Сущность и существование……………………………………..473  3. Биологическое и социальное в человеке……………………………476  4. Бессознательное и сознательное …………………………………478  5. Индивид и личность…………………………………………..483  6. Смысл и цель жизни ………………………………………….488    Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ……………………..492  1. Понятие и природа ценностей …………………………………..492  2. Социальные ценности и социализация личности ……………………..496    Указатель имен……………………………………………………..506  Указатель терминов………………………………………………….511                        8        От авторов    Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.    Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.    Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетании историко-философского и проблемного изложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.    Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений.

 

Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.

 

9              ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?  Вместо введения    Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия» [1].    Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI — нач.

 

V в. до н.э.).

 

По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины» [2]. Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок.

 

483 до н.э.).

 

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа — научить своих    1 Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С.

 

5.  2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С.

 

309.

 

10    учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.    Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427-347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

 

По мнению Аристотеля (384-322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания» [1].    Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями.

 

Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341-270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [2].    1 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т.

 

1. С. 69.  2 Диоген Лаэртский. Указ.

 

соч. С. 403.      11    Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

 

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.    Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:    1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).    2.

 

Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

 

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.

 

Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии.

 

Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.    12    4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

 

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

 

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.    В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы — материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности.

 

В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.    В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

 

13    В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.    В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т.е. философского осмысления проблем общественного развития.

 

Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.    В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии — философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.    Данноый учебник подготовили: доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В.Н. Лавриненко — руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I-V); доктор философских наук, профессор Г.И.

 

Иконникова (Разд. второй, гл. I-IX, XI, разд. четвертый, гл. VI); доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В.П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый); кандидат философских наук, доцент М.М. Сидоров (Разд. третий).              14        Раздел первый  МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ    Философия и мировоззрение    Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией.

 

Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии.

 

Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.    Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

 

Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

 

Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.    15    Наконец, отметим еще один — исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия — это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии.

 

В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

 

 

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх