ФИЛОСОФИЯ УЧEБНО-МEТОДИЧEСКОE ПОСОБИE ИЖEВСК ИЗД-ВО ИЖГТУ 2004 51С

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ   ГОДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ   УНИВЕРСИТЕТ»  КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»    ФИЛОСОФИЯ     Учебно-методическое пособие                               Ижевск, 2004        Рецензенты:  Родионов Б.А. — д-р филос. наук, проф. УдГУ  Старцева Л.А. — ст. преп. ИжГТУ     Философия: Учебно-методическое пособие — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2004. — 51с.     Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.   Пособие включает в себя тематический план, программу по курсу «Философия», вопросы к семинарским занятиям, а также методические рекомендации студентам по организации самостоятельной работы.   Пособие может быть использовано при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей. Однако следует помнить, что положениями об аспирантуре и о порядке присуждения ученой степени кандидата наук предусмотрено дополнительное углубленное изучение философии.   Учебно-методическое пособие подготовлено коллективом преподавателей кафедры философии ИжГТУ.       (c) Издательство ИжГТУ, 2004  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ   При подготовке к учебным занятиям следует сначала бегло ознакомиться с содержанием очередной главы книги, темы программы, плана семинара, а затем приступить к тщательной проработке материала.   Читайте особенно учебник или другую какую-либо книгу абзацами. Прочитайте абзац, задумайтесь, выделите его главное положение, выработайте свое личное отношение к нему.   Обращайте особое внимание на самые главные положения. Вновь и вновь возвращайтесь к их осмысливанию. Стремитесь выражать идею кратко, одним-двумя предложениями, но в то же время постарайтесь обнаружить как можно больше ее проявлений. Краткость является сестрой таланта лишь тогда, когда она объемлет собой многое.   Вообще, изучая философию, стремитесь к открытости, основательности и своеобразной исповедальности. Не прячьте себя от других, вступайте в дискуссию. Философская пассивность обернется в конечном счете ненужными потерями.   Заставляйте себя, добивайтесь философского самосознания. Разумеется, нужно составлять себе представление и о философском уровне других. Это позволит вам, как говорится, знать цену себе и другим, облегчит ваши контакты с товарищами.   Учитесь философствовать, философствуйте каждый день — это недостаточное, но необходимое свойство гражданина с высшим образованием. Впрочем, философия самодостаточна также и вне высшего образования.   Изучение же философии в вузе складывается из лекционного курса, самостоятельной работы студента и семинарских занятий.   Лекция занимает центральное место в изучении курса философии. Она определяет всю последующую работу студента. Главные, узловые проблемы темы излагаются именно в лекции. Поэтому настоятельно рекомендуем лекций не пропускать, внимательно слушать преподавателя и записывать их содержание, тем более, что почти каждая из них требует дальнейшей самостоятельной доработки.   Подготовка к семинарскому занятию осуществляется во время самостоятельной работы студента. Начинать ее нужно прежде всего в продумывании темы занятия и ее вопросов. Затем следует просмотреть записи лекции и соответствующую литературу, рекомендованную к семинару. Работая с источниками, рекомендованными к занятиям, советуем делать краткую запись их содержания.   Особого внимания требует подготовка реферата или доклада, который рассчитан примерно на 10-15 минут. Реферат должен иметь план, список литературы и содержать выводы по теме. Определяющим требованием к реферату является самостоятельное и оригинальное решение рассматриваемой проблемы. Для этого мало использовать лишь рекомендованную к семинару литературу. Необходимо привлечь и дополнительные источники, которые студент должен самостоятельно найти и переработать. Среди них нельзя забывать философские журналы, брошюры и статьи. Решить эту задачу помогут алфавитные, систематические каталоги кабинета общественных наук, НТА библиотеки ИжГТУ, а также библиотеки города. Реферат только выиграет, если он будет содержать графики, диаграммы, таблицы и т.д., раскрывающие сущность рассматриваемой проблемы.   Реферат — это самостоятельная творческая работа. Его подготовка — это проба сил в научно-исследовательской деятельности. Как показала практика, студенты, творчески выполнившие рефераты, часто выступают с ними на различных по масштабу теоретических конференциях и семинарах, нередко становясь дипломантами республиканских и всероссийских конкурсов студенческих работ по общественным наукам.   Важной стадией изучения темы является само занятие. Семинар по философии — это такой вид практических занятий, который позволяет не только проверить самостоятельную работу студента, а главное, дает возможность ему научиться самостоятельно мыслить и аргументированно защищать свою точку зрения. Ведущей характеристикой эффективности семинара является активность обсуждения рассматриваемых вопросов, качество и количество дополнений, замечаний и задаваемых студентами друг другу вопросов. Не следует оставлять без внимания вступительное и заключительное слово преподавателя, в которых определяется цель и порядок проведения занятия, делаются общие выводы по теме, дается оценка выступлениям студентов, конкретизируется домашнее задание на следующий семинар и лекцию.   Возьмите за правило: все новое, что вы узнали на семинаре, обязательно следует записать в тетрадь. После семинара у вас не должно быть неясных вопросов или непонятных категорий. Только полное выполнение всех наших рекомендаций гарантирует вам успех в изучении курса философии.   Канд.филос.наук, проф. А.Н. Гуляшинов  Тема 1.?ФИЛОСОФИЯ,ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ  В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА   Родионов Б.А. — доктор философских наук, профессор   Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия. Специфика философского мировоззрения.   Становление философии. Основной вопрос философии. Специфика философского знания и его структура. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.   Предмет философии и ее функции. Место и роль философии в культуре. Связь философии с наукой, искусством, практической действительностью, профессиональной деятельностью специалиста, инженера, менеджера, политика. Философия и идеология.   Вопросы к семинарскому занятию   1.?Сущность мировоззрения и его исторические типы.   2.?Специфика философского знания. Предмет и структура философии, ее функции.   3.?Онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое отношение человека к миру. Формы связи философии с жизнью. Философия и культура.   4.?Классификация философских концепций. Основные течения и школы в философии.   Основные понятия   Мироощущение, мировосприятие, миропонимание, материализм, идеализм, диалектика, методы философии.   Темы рефератов  * Мифология как ранний тип мировоззрения.  * Современные социальные мифы.  * Специфика философских проблем.  * Философия в системе культуры.  * Обладает ли философия практической действенностью?  * Кому нужна философия?   Литература   1. Горохов В.Г., Розин В.М.?Введение в философию техники. — М., 1998.   2. Грядовой Д.И.?Философия: структурный курс основ философии. — М., 1999.   3. Деле Жиль.?Что такое философия? — М., 1998.   4. Ермакова Е.Е.?Философия: Учебник. — М., 1998.   5. Золотухина-Аболина Е.В.?Страна философия. — Ростов-на-Дону, 1995.   6. Канке В.А.?Философия: исторический и систематический курс. Изд. 3-е. Учебник. -М., 2000.   7. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.   8. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996.   9. Степин В.С.?Философия науки и техники. -М., 1995.   10. Маркс К., Энгельс Ф.?Соч. Изд. 2-е. Т.21.   11. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.  Тема 2.?НАУЧНЫЕ, РЕЛИГИОЗНЫЕ И  ФИЛОСОФСКИЕ КАРТИНЫ МИРА   Печерских Н.А. — доктор философских наук, профессор   Картина мира и ее соотношение с мировоззрением. Религия и основные элементы религиозной картины мира. Божественное, человеческое и земное в религиозной картине мира. Сакральный и профанный мир в религиозной картине мира. Типы религиозных картин мира: мифология, политеизм, теизм, деизм, пантеизм, атеизм, персонализм. Мифологические архетипы. Время в религиозной картине мира: мировой цикл, креационизм и эсхатология.   Наука и научная картина мира. Парадигма, законы, эмпирические факты и эмпирические обобщения в научной картине мира. Исторические типы научных картин мира: аристотелевская картина мира, лапласовский детерминизм, механическая картина мира, эволюционная картина мира.   Черты современной картины мира: историзм, структурализм, квантово-волновой дуализм, синергетика. Современная физическая картина мира, современная астрономическая картина мира. Современная биологическая картина мира. Проблема происхождения жизни. Теории биогенеза и панспермии. Место человека в современной научной картине мира. Проблема антропогенеза, проблема поиска внеземных цивилизаций. Философская картина мира.   Вопросы к семинарскому занятию   1.?Мировоззрение, миросозерцание и картина мира. Философская картина мира, ее отношение к науке и религии.   2.?Основные элементы религиозных картин мира. Теизм, пантеизм, персонализм и атеизм.   3.?Научные картины мира, парадигмы и научные революции.   Основные понятия   Картина мира, религиозная картина мира, теизм, деизм, пантеизм, атеизм, персонализм, научная картина мира, аристотелевская картина мира, механическая картина мира, эволюционная картина мира, философская картина мира.   Темы рефератов   * Р. Грейвс и Дж. Фрезер об изменениях в религиозно-мифологической картине мира при переходе от бронзового века к железному.   * Теизм и пантеизм в мировых религиях.   * Эсхатология как религиозно-философская проблема.   * Теодицея как религиозно-философская проблема.   * Проблема поиска внеземных цивилизаций и ее значение в современной науке и культуре.   * Коперник, Бруно, Галилей: различия в картине мира.   Литература   1. Найдыш З.М.?Концепции современного естествознания. — М., 1999.   2. Наука и квазинаучные формы культуры. — М., 1999.   3. Ценностный статус естествознания на рубеже веков. — СПБ, 1999.   4. Фрезер Д.Д.?Золотая ветвь. — М., 1960.   5. Тейлор Э.Б.?Первобытная культура. — М., 1988.   6. Лосев А.Ф.?Философия мифа //Соч. — М., 1991.   7. Плеханов Г.В.?Об атеизме и религии в истории общества и культуры. Избр. произв. — М., 1977.   8. Грейвс Р.?Мифы Древней Греции. — М., 1992.  Тема 3.?ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА   Рудольский Г.А. — кандидат философских наук, доцент   Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Древнего мира. «Цивилизационный взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Переход от общинно-родовой организации жизнедеятельности людей к цивилизационным формам, от мифа к логосу. Рождение нового мировосприятия.   Становление древнекитайской философии. Культура ДАО. Ицзинистика, даосизм, Конфуцианство.   Философская культура Древней Индии. Упанишады как переход от мифологического к философскому мировоззрению. Многообразие религиозно-философских школ. Буддизм и Ведантизм.   Содержание и особенности становления и развития Древнегреческой цивилизации. Создание новой хозяйственно-экономической предметности и новой социокультурной реальности. Кризис мифологического сознания. Поиск основ «правильного» поведения человека. Гесиод. Гомер. «Семь мудрецов» Эллады.   Мировоззренческое оформление активного и гармоничного сопряжения человека и мира. Космоцентризм; мера и безмерное, предел и беспредельное, текучесть -и устойчивость, единое и многое. Рождение философского мышления. «Что есть все?».   Фалес и Милетская школа. Первоначала как стихии. Мыслеобразы и аналогии.   Пифагорейская школа. «Все есть число». Разработка форм обоснования и доказательства.   Гераклит. «Космос — вечно живой огонь…». «Все происходит согласно логосу…», «Из различающегося прекраснейшая гармония…», «Все течет».   Парменид и элейская школа. Истинно сущее и обманчивый мир явлений. Бытие. Апории Зенона — первый пример чисто логических доказательств. Философия элеатов — рубеж в истории ранней греческой философии.   Плюралистические учения Эмпедокла (смешение, разделение первоэлементов) и Анаксагора (учение о «гомеомериях», Ум).   Атомистическая философия Демокрита. Бытие есть атомы, небытие — пустота. Математический атомизм. Теория познания. Учение о космосе, органической природе, человеке и обществе. Атомистическая идея и наука нового времени.   Демократизация и интеллектуализация общественной жизни греческих полисов V-IV вв. до н. э. Изменение статуса философии: смещение центров внимания от природы к человеку, от системы к методу, от знаний к ценностям.   Софистика: релятивизм, скептицизм, субъективизм; развитие практики логической аргументации. Протагор. Горгий.   Жизнь и смерть, учение и метод Сократа.   Философское учение Платона. Бытие есть идеи, небытие — материя (вещество, материал).Учение об идеях, познании. Платон об идеальном государстве, законах, справедливости. Платонизм в истории философии.   Аристотель. Критика идей Платона. Бытие есть единичное бытие или субстанция, единство формы и материи. Учение о четырех причинах. Логика и методология. Учение об обществе. Этика.   Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство, Стоицизм, кинизм о человеке. Скептицизм. Неоплатонизм.   Античность и философия последующих веков.   Вопросы к семинарскому занятию   1.?Ранняя философия Древнего Востока и Древней Греции.   1.1.?Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Древнего мира. Разложение мифа и мировоззренческое оформление новой хозяйственно-экономической предметности и социокультурной реальности.   1.2.?Древнекитайская философия. Культура Дао. Даосизм и конфуцианство.   1.3.?Философская культура Древней Индии. Буддизм и Ведантизм.   1.4.?Содержание и особенности становления Древнегреческой цивилизации. Поиск основ нравственного и разумного поведения человека. Гесиод, Гомер, «Семь мудрецов Эллады».   1.5.?Рождение философии. «Что есть все?». Фалес и Милетская школа. Пифагорейская школа (число). Гераклит (Огонь, Логос).   1.6.?Парменид и элейская школа. Бытие, тождество мышления и бытия. Апории Зенона и логика доказательств.   2.?Античная философия   2.1.?Атомистическая философия Демокрита. Демокрит и наука Нового времени.   2.2.?Изменение статуса и направленности философии в V-IV вв. до н.э. Софисты: Протагор, Горгий.   2.3.?Жизнь и смерть, учение и метод Сократа.   2.4.?Философская система Платона. Учение об идеях. Платонизм в истории философии.   2.5.?Аристотель. Критика идей Платона. Концептуализация и систематизация философского и научного знания.   2.6.?Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство, Стоицизм, кинизм о человеке. Скептицизм, неоплатонизм.   Основные понятия   Культура Дао, даосизм, конфуцианство. Упанишады, буддизм, Ведантизм, космоцентризм, единое, первоначало. Стихия, ум, логос, бытие, эйдос, гомеомерии, атомы и пустота, идеи, софистика. Разум и чувства, форма и материя, движение и причины. Добродетель, этика Эпикура, стоиков, киников. Скептицизм, неоплатонизм.   Темы рефератов   * Кризис мифологического сознания и его причины (Древний Восток и/или Древняя Греция).   * Мировоззренческий смысл древнегреческого космоцентризма.   * Мера и безмерное, предел и беспредельное, единое и многое, текучесть и неизменность — главные темы мировоззренческих исканий древнегреческих мыслителей.   * Единое, Ум (Логос), Душа — триада первосущностей в античной философии.   * Фалес, Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель — вехи в развитии античной философии.   * Рациональность: становление и развитие форм и методов рационального мышления в культуре Древней Греции.   * Математическое и эстетическое оформление перехода от мифологического мировосприятия к рациональному.   * Человек и Рок в трагедиях Эсхила и Софокла.   * Демокрит, Ньютон и атомистическая парадигма.   * Платон и В. Гейзенберг — «В начале была симметрия…»   * Неоплатонизм и христианство.   * Аристотель: жизнь и деятельность.   * Диоген (киник), Эпикур, Сенека (римский стоик) о человеке.   * Филон Александрийский и формирование христианства.   * Идеи неоплатонизма (Платон, Прокл).     Литература     1.Антология мировой философии. В 4-х т-. М.,Мысль. 1972.   2.Аристотель Сочинения. т 1-4. М.,1972   3.Блинников П.В. Великие философы. Словарь-справочник-. М., Логос. 1972   4.Краткая история философии-. М.,Олимп. 1996   5.Краткая история философии //Под общ.ред.З..Г.Голобкова. М., 1996   6.Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч-. М., 1991   7.Платон. Сочинения. т.1-4.- М.,1968   8.Рассел Б. История западной философии.- М., 1993   9.Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб.,1994-1997   10.Лосев А.Ф. История античной эстетики в 7 кн. Любое издание.   11.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А..А. Платон. Аристотель.- М., Мол.гв. 1993, Серия ЖЗЛ.   12.Философия. Учебник для вузов //Под ред. В.Г.Губина, П.Ю.Сидориной, В.И.Филатова- М.,1998 и позже,ч.1,гл.1-2   13.Боннар А. Греческая цивилизация в 3-х т.М., Искусство, 1991   14.Философия. Словарь-справочник.( Хрестоматия.) Ростов-на-Дону. 1996    Тема 4.?ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.  СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ   Кривошеина М.А. — кандидат философских наук, доцент   Философия Средних веков. Своеобразие средневековой философии (V-ХVI) веков. Основные периоды ее развития. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия, основные принципы религиозно-философского мировоззрения (теоцентризм, креационизм, провиденциализм и др.). Богочеловек и мир в христианской философии. Проблема души и тела, разума и веры, свободной воли.   Апологетика и патристика. Своеобразие восточной и западной патристики. Личность и учение А. Августина. Августин о душе и самопознании, о «двух градах». Его трансцендентальная философия истории.   Схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Споры номиналистов и реалистов об универсалиях. Философский синтез Фомы Аквинского. Пять доказательств бытия Бога Фомой Аквинским.   Философия природы. Роджер Бэкон. ХVIII век.   Уильям Оккам. Смысл «правила бритвы».   Развитие философии в Византии. Средневековая философия мусульманского Востока.   Вопросы к семинарскому занятию   1.?Теоцентризм средневековой философии. Бог, человек, мир в учениях отцов церкви.   2.?Фома Аквинский — великий систематизатор средневековой схоластики.   3.?Двойственная природа человека. Проблема души и тела, веры и разума.   4.?Спор номиналистов и реалистов об универсалиях. Почему он не утих до наших дней?   5.?Значение средневековой философии.   Основные понятия   Патристика, схоластика, креационизм, провиденциализм, теология, универсализм, реализм, концептуализм, религия.   Темы рефератов   * Основные идеи и ценности христианства.   * История создания Библии.   * Христианство в современном мире.   * Августин «Исповедь».   * Пьер Абеляр «История моих бедствий».   * Символизм средневековой культуры.   * Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики.   Литература   1. Введение в философию. Учебник для вузов (под ред. И.Т. Фролова) Т.2. СПб Петрополь, 1994. С. 32.   2. История философии в кратком изложении. М., «Мысль», 1991.   3. Канке В.А.?Философия. Ч.1, гл. 1, 2. Средневековая философия. М., 1996. С. 42-57.   4. Краткая история философии (под ред. З.Г. Голобкова). М., 1996. Гл. III. Средневековая философия. С. 151-224.   5. Реале Дж., Антисери Д.?Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х ТТ. Ч.2. СПб, Петрополь, 1994. С. 32.   6. Смирнов И.Н., Титов З.Ф.?Философия. Учебник. М., 1998. С. 43-46.   7. Радугин А.А.?Философия. Курс лекций. М., 1996. Гл. IV. Средневековая христианская философия. С.69-93.   8. Философия. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995. Философия средне вековой Европы. С. 47-56.   9. Философский Энциклопедический словарь. М., 1989.  Тема 5.?ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ  (РЕНЕССАНСА).   Кривошеина М.А. — кандидат философских наук, доцент   Эпоха Ренессанса (ХIV-ХVI) века. Раннее (итальянское) Возрождение (ХIV-ХV) века и позднее (высокое) Возрождение (ХVI) век. Возрождение интереса к античной философии и культуре как образцу для современности. Образец знания — светское знание. Возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысление христианской традиции.   Философские идеи эпохи Возрождения, ее характерные черты (антропоцентризм). Освобождение от церковного влияния, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.   Натурфилософские идеи эпохи Возрождения. Диалектика Н. Кузанского. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).   Скептицизм М. Монтеня. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.   Основные идеи Реформации.   Вопросы к семинарскому занятию   1.?Философия эпохи Возрождения, ее характерные черты.   2.?Натурфилософия эпохи Возрождения. Диалектика Н. Кузанского. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).   3.?Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Социальные утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.   .   Основные понятия   Гуманизм, микрокосм, макрокосм, пантеизм, антропоцентризм, макиавеллизм.   Темы рефератов   * Великие представители Ренессанса.   * Данте и философия раннего Возрождения.   * Леонардо да Винчи — великий художник, изобретатель, философ.   * Эразм Роттердамский «Похвала глупости».   * Никколо Макиавелли «Государь».   * Диалектика Николая Кузанского.   * Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей).   * Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанелла.   * Основные идеи Реформации.   Литература   1. Реане Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х тт. Т.2. СПб, Петрополь, 1994.   2. Введение в философию. Учебник для вузов. Под ред. И.Т. Фролова М.,1989. Ч.1. С. 136-146.   3. Радугин А.А.?Философия — курс лекций. М., 1996. Лекция V. С. 94-99.   4. Краткая история философии (под ред. З.Г. Голобкова). М., 1996. Глава IV.Ренессанс — эпоха титанов. С. 231-274.   5. История философии в кратком изложении. М., Мысль, 1991. Философия Ренессанса.   6. Канке В.А.?Философия Ч.1, гл.3. Философия эпохи Возрождения М., 1996. С. 57-67.   7. Философия. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000. С. 34-36. Философия Ренессанса (Возрождения).   8. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.      Тема 6.?ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И  ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ   Джейранов Ф.Е. — кандидат философских наук, доцент   Проблема соотношения теологии и философии, Бога и Разума. Пантеизм и деизм. Создание механическо-материалистической картины мира (И. Ньютон).   Проблема метода познания. Исследование природы человеческого ума, эмпиризм и индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационализм и принцип универсального сомнения. Методологические правила Р. Декарта.   Соотношение рационального познания и чувственного опыта у Т. Гоббса. Сенсуализм и учение о качествах, либерализм Дж. Локка. Идея единой субстанции, пантеизм Б. Спинозы. Монадология и организмический идеал Г.В. Лейбница. Субъективная трактовка опыта и скептицизм Д. Юма. Разум и социальный прогресс в эпоху Просвещения. Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.   Вопросы к семинарскому занятию   1.?Эмпиризм и индуктивный метод. Рационализм и принцип универсального сомнения. (Ф. Бэкон, Р. Декарт).   2.?Соотношение рационального познания и чувственного опыта. (Т. Гоббс, Дж. Локк)   3.?Идея единой субстанции и концепция о монадах. (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц). Разъедающий скепсис (Д. Юма).   4.?Ж.Ж. Руссо и проблема отчуждения.   Основные понятия   Эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, пантеизм, деизм, скептицизм, агностицизм, субстанция, монада, отчуждение.   Темы рефератов   * Знание — сила. Ф. Бэкон.   * Разумная природа человека. Р. Декарт.   * Т. Гоббс — философ государства.   * Свобода как результат договора. Дж. Локк.   * Бог есть природа. Б. Спиноза.   * Д. Юм о человеческой природе.   * Проблема человека в философии эпохи Просвещения.   Литература   1. Шаткевич П.Д.?Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 197б.   2. Краткая история философии. /Под общей ред. З.Г. Голобкова. М., 1996.   3. Рассел Б..?История Западной философии. Новосибирск, 1994. Кн.3.  Тема 7.?КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ  ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ К. МАРКСА   Тихонов Г.М. — кандидат философских наук, доцент   Французская революция, ее влияние на ситуацию в Европе, Германия конца XVIII — начала XIX веков: особенности экономического и социального развития. Предпосылки расцвета немецкой культуры. Классическая немецкая философия — духовное выражение противоречивого утверждения буржуазной эпохи.   Иммануил Кант. Два периода творчества. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Знаменитые кантовские вопросы. «Трансцендентальный идеализм». Новая картина познавательного процесса — на основе зрелой науки ХVII-ХVIII веков. Концепция теоретического знания. Априоризм. Этика Канта. «Категорический императив». Безусловное первенство долга. Проблема свободы воли. Положение об абсолютном достоинстве и полноценности каждой личности. Обоснование моральной значимости религии.   Постулаты «практического» разума. Место Канта в истории философии, его влияние на философскую мысль конца ХVIII-ХХ столетий. Философия И. Фихте. Абсолютизация активности мышления. Субъективный идеализм в понимании соотношения субъекта и объекта. Волюнтаризм. Радикализм социально-философских идей, их эволюция. Философия Ф. Шеллинга. Ее истоки в учениях Канта и Фихте; отход от них.   Натурфилософия. Влияние идей Шеллинга на последующую философскую мысль (Шопенгауэр и др.). Шеллингианство в России XIX в.   Г. Гегель — мыслитель, венчающий развитие немецкой философской классики. «Феноменология духа». Проблемы морали, права, государства. Концепция «гражданского» общества. Историзм и диалектика Гегеля. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Система «абсолютного идеализма». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX веках.   Гегелевская школа в Германии XIX в. «Младогегельянцы». Их эволюция от критики религии к проектам радикального изменения общества. Отход от классических толкований сущего. Понятия «чувственность» (Фейербах), труд (Маркс) и др. Темы: отчужденное сознание, философия и практика, христианская мораль и атеизм. Тенденции индивидуализма (Б. Бауэр, М.Г. Отирнер) и «коммуности» (Л. Фейербах, К. Маркс). «Конец» классической немецкой философии, ее преодоление и возрождение в философских учениях Х1Х-ХХ вв.   Философия Л. Фейербаха. Опыт преодоления гегелевского идеализма. Работа «Сущность христианства». Анализ психологических основ и критика религии. Антропологический материализм и сенсуализм Фейербаха. Его гуманизм, этика любви. Принцип индивидуальности и идея человеческого рода, нравственного долга человека перед людьми. Влияние Л. Фейербаха на развитие философской мысли. Фейербах и Маркс. Возможности современного прочтения трудов Фейербаха.   Философия К. Маркса. Идеология марксизма. Формирование философских позиций Маркса. Критика общественного уклада Германии. Изучение политической экономии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в «Экономическо-философских рукописях 1844 г.». Концепция «отчужденного труда». Критика «казарменного коммунизма». Идеал справедливого общества и гармоничного человека. Гегельянские основоположения философии Маркса. Концепция «практической философии». Проблема отчужденных форм сознания и фетишизма. Критика гегельянства. Концепция диалектики как метода познания сложной развивающейся системы («Капитал»). «Популярный» образ диалектики в работах Ф. Энгельса и Г. В. Плеханова, его вульгаризация в «марксизме-ленинизме». Марксова философия истории. Принципы материалистического понимания истории. Идея общественно-исторической практики. Концепция сознания и теория идеологии. Учение о классовой борьбе и революциях. История человечества как закономерный процесс, Идея прогресса. Субъект истории. Историзм в понимании философских проблем. «Всеобщность» и европоцентризм философии истории.   Философская антропология Маркса. Человек — активное практическое, предметное существо. Социальная природа человека. Индивиды и социальные группы. Конфликтность общественной практики. Отчуждение человека в социальной истории. Грани и исторические формы свободы. Идеал «общечеловеческой эмансипации» и коммунистический проект его осуществления. Догматизация и вульгаризация идей социальной философии Маркса. Разъяснение сути позиций в письмах Ф. Энгельса (1880-1890).Становление идеологии марксизма. Приверженцы и критики идей Маркса в философии XX столетия. Социология знания, франкфуртская школа и др. Философия Маркса, идеология марксизма и исторические реалии XX столетия. «Марксизм-ленинизм». Критика марксизма в работах П.Б. Струве, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н. Новгородцева и др. Западный марксизм XX в.: А. Грамши, Д. Лукач, А. Альтюссер. Проблема исторической вины мыслителя и корректного освобождения от идеологии и практики «марксизма».   Основные понятия   Теоретический разум, практический разум, трансцендентный, трансцендентальный и «вещь в себе», агностицизм, абсолютная идея, диалектика, отчуждение, общественно-экономическая формация.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх