Философский энциклопeдичeский словарь издатeльство бсэ м политиздат 1983 672 с 262

представив его в виде  систематически развитого — в отличие от диалогов — учения о началах (архе) в  духе  аристотелевского изложения досократовских учений. Критика этой реконструкции и  самого её  принципа (сводка у Тигерстедта, 1977, Гатри, 1978) не отменяет важности изучения  школьного  характера философии П.  П. оказал громадное влияние на все возникшие после его смерти школы эллинистич.  философии,  равно как на развитие философии в ср. века и новое время.

 

При этом образ П. и  его учения неизменно  менялся на протяжении всей истории философии: «божеств. учитель» антич.  платоников и  неоплатоников; предтеча христ. мировоззрения, автор «Тимея» и «Менона» — у ср.-  век. мыслителей;  автор «Пира» и «Государства», философ идеальной любви и политич. утопист — в  эпо-ху  Возрождения; идеалист в духе нем. классич. философии, неокантианец,  экзистенциалист и т. п.— в  19— 20 вв. В. И. Ленин назвал всю идеалистич. традицию  498 ПЛАТОНИЗМ  в философии «линией Платона» (см. ПСС, т. 18, с. 131).  • ??era, ed. I. Burnet, t. 1 —5), Охf., 1956—62; Oeuvres completes, v. 1 — 13,  P.,1921—56 (лучший греч. текcт с критич.

 

аппаратом, франц.

 

пер., ст. и комм.); Plato, with an English translation, v. 1 —  12, Camh. (Mass.), 1921—66; Dialogues,  transl.

 

with analyses and introd. by B.

 

Jowett, v. 1—4, Oxf., 19534; Samtliche  Werke, ubers, v. Fr. Schleiermacher, Bd l—6,  Hamh., 1957—60; в рус.

 

пер.—Соч., т. 1—3, M., 1968—72.

 

* Лосев ?. ?., История  антич. эстетики. Софисты. Сократ.  Платон, М., 1909; е г о ж е, История антич. зстетики. Высокая классика, М.,  1974; Асмус В.

 

Ф., Платон, ?., 19752; П. и  его эпоха. Сб. ст., М., 1979; Rob in L., La theorie platonicienne des idees et  des nombres d’apres Aristote, P., 1908; Ritter C.,  Neue Untersuchungen uber Platon, Munch., 1910, repr., N.

 

Y., 1970; его же,  Platon, Sein Lehen, seine Schriften, seine Lehre,  Bd 1—2, Munch., 1910—23; Sachs E., Die funf platonischen Korper, B., 1917; Frank  E., Plato und die sogenannten Pytha-  goreer, Halle, 1923; Field G. С., Plato and his contemporaries, L., 1930; S t e  n z е 1 J., Studien zur Entwicklung der platoni-  schen Dialektik von Sokrates zu Aristoteles, Lpz.— В., 19312; его ж е, Platon  der Erzieher, Hamb., [1961]; S h o r е у Р., What  Plato said, СМ., 1933; M o r e a u J., La construction de 1’idealisme  platonicien, P., 1939; Cherniss H., Aristotle’s criticism of  Plato and the Academy, v.

 

1, Baltimore, 1944; Schuhl P.-M., Etudes sur la  tabulation platonicienne, P..

 

1947; W i l a m o w i t z-  M o e l l e n (l o r f f U. v., Platon. Sein Leben und seine Werke, B.— Fr./M.,  1948; T а у l o r A. E., Plato.

 

The man and his  work, L., 1949″; Leisegang H., Platon, в кн.: RE, HIbbd 40, 1950, col. 2392—  2537; Gauss П., Philosophischer Handk ommentar  zu den Dialogen Platos.Bd 1—3, Bern, 1952—61; Brumbaugh R. S., Plato’s  mathematical imagination, Bloomington, 1954;  Gould J., The development ol Plato’s Ethics, Camb., 1955; Morrow G. В., Plato’s  Cretan city: a historical interpretation of the,  laws, Princeton, 1960; Gaiser K., Platons ungeschriebene Lehre, Stuttg’., 1963;  Studies in Plato’s Metaphysics, ed.

 

R. E. Allen,  L., 1965; New essays on Plato and Aristotle, ed. by R. Bambrough, L., 1965;  Mueller G. E., Plato. The founder of philosophy as  dialectic, N.

 

Y., 1965; Fritz K. v., Platon in Sizilien und das Problem der  Philosophenherrschaft, В., 1968; G a d a m e r H.-G.,  Platos dialektische Ethik und andere Studien zur platonischen Philosophie,  Hamb., 19682; Idee und Zahl. Studien zur  platonischen Philosophie, hrsg. v.

 

H.-G.

 

Gadamer, Hdlb., 1968; Das Platonbild,  hrsg.

 

v. K.

 

Gaiser, Hildesheim, 1969; Robinson  T. M., Plato’s psychology, Toronto, 1970; Hirsch W., Platons Weg zum Mythos, B.—  N. Y., 1971; Plato.

 

A collection of critical  essays, ed.

 

by G. Vlastos, v. 1—2, ?. ?., 1971; Vlas-tos G., Platonic studies,  Princeton, 1973; Gгаeser A., Platons IdeenJehre.  Sprache, Logik und Metaphysik, Bern — Stuttg., 1975; G u t h r i e W. K. C., A  history of Greek philosophy, v. 4—5, Camb.,  1975—78, R i g i n o s A. S., Platonica: the anecdotes concerning the life and  writings of Plato, Leiden 1976; T i g e r s t e d t E.  N., Interpreting Plato, Stockt!., 1977; K r a m e r H., Zum neuen Platon-Bild,  «Deutsche Vierteljahresschrift fur  Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte», 1981 Jg.

 

55, S. 1—18.  С л o в a p и: Ast F., Lexicon Platonicum, B., 1835—38; то же, Bonn, 1956;  Stockhammer M., Plato dictionary, N. Y., 1963;  Des Places E., Lexique de la langue philoso-phiquc et religieuse de Platon, v.l—  2, P., 1964 (OeuVres completes, v. 14); Perls H.,  Lexikon der Platonischen Begriffe, Bern — Munch., 1973; Brandwood L·., A word  index to Plato, Leeds, 1976.  Б и б л и о г p а ф и я: R o s e n m е у е r T. G., Platonic Scholarship, 1945 —  1955, «Classical Weekly», 1957, v.

 

50, p. 173—  182, 185—96, 197—201, 2119—11; Manasse E. M., Platon-literatur, Tiib.. 1957  (Philosophische Rundschau, Beiheft 1); его же,  Bucher uber Plato, Tub., 1961 (там же, Beiheft 2); то же, Tub., 1976 (там же,  Beiheft 7); Cherniss H., Plato (1950 — 1957),  «Lustrum», 1959, Bd 4, S. 5—308; 1960, Bd 5, 8. 323—618. Ю. А. Шичалин.  ПЛАТОНИЗМ, 1) в узком смысле — направление позднеантич.

 

философии 1 в. до н. э.—  нач. 3 в. н.  э.; более точное ого обозначение в совр. лит-ре — средний платонизм. 2) В  широком смысле —  всякое филос. направление, опирающееся на учение Платона, Необходимый элемент  П.—  противопоставление чувств. мира миру идей. В дуалистич. системах П. материя  понимается в  качестве самостоят. начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом  всякого бытия,  благом, а в монистических идеалистич. — как результат самоограничения и  дробления этого  первоначала. В античности П. представлен Древней, Средней и Новой Академией,  средним П.,  неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма. В  ср. века и в  новое время вплоть до 19 в. П. выступает почти исключительно в виде  неоплатонизма и его ответв-  лений.

 

ПЛЕМЯ, тип этнич. общности и социальной организации доклассового общества.  Отличит. черта  П.— существование кровнородств. связей между его членами, деление на роды и  фратрии. Другие  признаки П.: на-  личие плем.

 

территории, определ. экономич.

 

общность соплеменников, единый плем.  язык (диалект),  плем. самосознание и самоназвание, плем. эндогамия, а у П. развитого родового  строя — также плем.  самоуправление, состоящее из плем.

 

совета, воен.

 

и гражд.

 

вождей. Для этого  этапа характерно  существование плем. культов и праздников. По наиболее принятой т. зр.

 

11. в  зачаточном виде  возникло одновременно с родом (по другой — песк. позже его), т. к. экзогамность  последнего  предполагает постоянные связи (брачные, а также хозяйственные и культурные) как  минимум между  двумя родовыми коллективами. Примерами ранней стадии развития П.

 

могут служить  П. австрал.  аборигенов, более поздней — II. сев.-амер. индейцев. П. обычно существует до  перехода к  классовому обществу.

 

Разложению Ц.

 

предшествуют развитие имуществ. расслоения,  появление  плем. знати, увеличение роли воен. предводителей, возникновение союзов П. (см.  Народность).

 

В  пережиточных формах П. могут сохраняться и позже, на периферии рабовладельч.,  феод. и капита-  листич.

 

обществ (П. кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.).  • Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственное -ти и гос-ва, Маркс К. и  Энгельс Ф., Соч., т. 21; M о р-г а н Л.  Г., Древнее общество, пер.

 

с англ., Л., 1934; Формозов А.

 

А., О времени и  историч. условиях сложения племенной  организации, «Сов. археология», 1957, № 1; Токарев С. А., Проблема типов этнич.  общностей, «ВФ», 1964, № 11; Б p о м  л е й Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Ге-нинг В. Ф., Этнич. процесс в  первобытности, Свердловск, 1970; Файнберг  Л. А., У истоков социогенеза, М., 1980; Бромлей Ю. В., Совр. проблемы  этнографии, М., 1981.  ПЛЕРОМА (греч. ??????? — полнота), термин ортодоксальной и особенно еретич.  христ. мистики,  означающий либо нек-рую сущность в её неумалённом объёме, без ущерба и недостачи  (напр., в  тексте Нового завета: во Христе «обитает вся П. божества телесно», Колосс. 2,9),  либо  множественное единство духовных сущностей, образующих вместе нек-рую  упорядоченную, внут-  ренне завершённую «целокупность». В доктринах гностицизма П. составляется из  полного числа  (напр., тридцати) эонов, в к-рых до конца развёртывает себя верховная  первосущность.

 

Внутри П.  эоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е.

 

как бы брачным парам, по  очереди  порождающим друг друга, а также по мистически знаменат. числам («четверица»,  «осьмерица» и т.  д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего эона —  Софии, или  Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть её возвращение в П. В  ортодоксальной  теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П.

 

душ» как некоей  сверхличности,  имплицитно заключённой в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве  человеч.

 

душ, к-рые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника,  в новое время  — у Вл.

 

Соловьёва и особенно Вяч. Иванова; ср.

 

идею «соборности» у А.

 

С.  Хомякова, а также культ  человечества у О.

 

Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» — церковь как  всемирная  община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в к-ром  множество  членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала сильное воздействие на  религиозно-  общественный идеал средневековья.

 

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (р.

 

4.

 

9. 1892, Висбаден), нем.

 

философ (ФРГ), один  из  родоначальников философской антропологии. В годы фаш. режима эмигрировал в  Нидерланды.  В осн. соч. «Ступени органического и человек» («Die Stufen des Organischen und  der Mensch», 1928) и  «Смех и плач» («Lachen und Weinen», 1941) пытался обосновать филос. антропологию  как спец.

 

науч.-филос. дисциплину, трактующую человека как эксцентрич.

 

существо, постоянно  стремящееся к  выходу за рамки непосредств. существования, к бесконечному самоизменению, так  что человек  якобы всегда пребывает «вне места» и «в ничто».

 

Тем самым П.

 

подчёркивает в  человеке моменты  самоотчуждения и различные духовно-психич. трансформации, пренебрегая аспектами  устойчивости, определённости в характере и жизненной позиции человека. П.  стремился устранить  откровенно спекулятивные априорные установки филос.-антропологии, концепции  Шелера,  придерживавшегося своеобразного дуализма и считавшего, что некое высшее духовное  начало в  человеке дереализует действительность и творит особый мир свободы и  независимости. Человека П.  хотел понять в единстве его биофизич. и духовных сторон, выразившихся в  достижениях культуры. В  эксцентрич.

 

реакциях человека на среду и изменения собств. бытия, по П.,  сливаются духовная и  физич. сферы: физич. автоматизм сочетается с сознат. реакцией личности.  Эксцентричности он  придаёт универс.

 

значение определяющей черты, сказывающейся и в интеллектуально-  нравств., и в  эмоционально-непосредств. актах. Эксцентрич. акты поведения, по П., определяют  отношение  человека как к самому себе (и прежде всего к своему телу), так и к окружающему  миру. Стремление  П. освободиться от традиц. метафизич. концептов и установок в понимании человека  не привело его  к целостному и углублённому постижению человека; его антропология явилась  частным,  позитивистски-феноменологич. описанием нек-рых сторон человеч.

 

существования.  • Macht und menschliche Natur, В., 1931; Die verspatete Nation, Stuttg., 19623;  Die Einheit der Sinne, Bonn, 1965; Diesseits der  Utopie, Fr./M., 1974; Gesammelte Schriften, Bd 1—5—, Fr./M., 1980—81 — .  • Григорьян В. Т., Филос. антропология сегодня, в кн.: Новейшие течения и  проблемы философии в ФРГ, М., 1978;  Hammer F., Die exzentrische Position des Menchen Bonn 1967.

 

ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович (псевд.

 

Н. Б е л ь-тов и др.) [29. 11(11. 12).

 

1856, с.

 

Гудаловка,  ныне Липецкой обл.,— 30. 5. 1918, Питкеярви ок. Териоки, ныне Зеленогорск  Ленингр.

 

обл.;  похоронен в Петрограде], рус. теоретик и пропагандист марксизма, деятель росс. и  междунар.  рабочего и социалистического движения.  Род. в мелкопоместной дворянской семье. Окончил воен.

 

гимназию в Воронеже.  Осенью 1874  поступил в петерб. Горный ин-т, из к-рого в 1876 был вынужден уйти. С 1875  вступил на путь  активной революц.

 

борьбы, первоначально участвовал в народнич. движении, в  Петербурге получил  опыт пропагандистской деятельности среди рабочих. Участвовал в Казанской  демонстрации 1876 в  Петербурге, где выступил с обличит. речью против царского самодержавия; «ходил в  народ».

 

После  раскола народнич. орг-ции «Земля и воля» (1879) — один из руководителей революц.  народнич.  группы «Чёрный передел». С янв. 1880 до Февр.

 

бурж.-демократич. революции 1917  жил в  эмиграции (Швейцария, Франция, Италия и др. страны Зап. Европы).  В 1882—83 у П.

 

сложилось марксистское мировоззрение; он стал убеждённым и решит.  критиком  идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим  популяризатором  марксизма в России. В 1883 в Женеве П. создал первую росс. марксистскую орг-цию  — группу  «Освобождение труда» и был автором её программных документов. П. принадлежат  переводы работ  К. Маркса и Ф. Энгельса «Манифест Коммунистич. партии» (1882), «Людвиг Фейербах  и конец  классич. нем.

 

философии», «Тезисы о Фейербахе» и др. Своими работами «Социализм  и политич.  борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885), «Рус.

 

рабочий в революц. движении»,  «К вопросу о  развитии мони-стич. взгляда на историю» (1895), на к-рой, по словам В. И.  Ленина, «…

 

воспитывалось целое поколение русских марксистов…» (ПСС, т. 19, с.

 

313,  прим.), и др.

 

П. нанёс  сильный удар по идеологии народничества.  П. установил тесные связи со мн.

 

представителями зап.-европ. рабочего движения,  активно  участвовал в работе 2-го Интернационала со времени его основания  ПЛЕХАНОВ 499  (1889), встречался и был близок с Энгельсом, к-рый высоко ценил первые  марксистские произв. П.,  одобрял деятельность группы «Освобождение труда». Весной 1895 П. впервые  встретился с  приехавшим в Швейцарию Лениным; начались связи между группой «Освобождение  труда» и  марксистскими орг-циями России. П. включился в борьбу против либерального  народничества,  «легального марксизма», «экономизма», разоблачил отступничество Э. Бернштейна от  марксизма.  Плехановская критика бернштейнианства сохраняет своё значение в борьбе с совр.

 

оппортунизмом.  С 1900 П. принял участие в работе первой общеросс.

 

марксистской газ. «Искра»,  вдохновителем и  организатором к-рой был Ленин. Ленин внёс в представленный П.

 

проект программы  партии  существ. поправки и дополнения, в результате чего был разработан последовательно  марксистский  проект Программы.  На 2-м съезде РСДРП (1903) П. занимал революц. позицию, вместе с Лениным  отстаивал принципы  марксизма, боролся против оппортунистов. Однако П. не смог до конца освободиться  от груза с.-д.  традиций партий 2-го Интернационала, не понял особенностей революц. борьбы в  эпоху  империализма и вскоре после 2-го съезда перешёл на сторону меньшевизма. Во время  Революции  1905—07 в России П. занимал оппортуни-стич.

 

позицию. Декабрьское вооруж.

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх