ФИЛОСОФСКИЙ ЭНЦИКЛОПEДИЧEСКИЙ СЛОВАРЬ ИЗДАТEЛЬСТВО БСЭ М ПОЛИТИЗДАТ 1983 672 С 264

 осуществлением первоначала, тремя его ипостасями: ум и душа — осуществление  единого в  вечности, космос — во времени. Единое, начало всего сущего, как и у Платона,  именуется у П.  благом и сравнивается с солнцем. Ему противоположна тёмная и лишённая вида  материя, принцип  зла. Но такова только собственно материя, низшая граница, замыкающая иерархию  бытия; однако  материя есть и в умопостигаемом. В принципиальном смысле материя у П. —  бестелесный  неаффицируемый субъект, относительное неопределённое подлежащее. П. использует  здесь также  пифагорейский комплекс представлений о неопредел. двоице, первом различии и  «дерзости»,  ставшей причиной перехода единого во множество. Ум дерзнул отпасть от единого,  душа — от ума, а  наиболее дерзкая часть души прозябает вплоть до растений. Т. о., материя у П.  провоцирует высшее к  переходу в низшее. Она — зеркало, отражаясь в к-ром высшее порождает низшее в  качестве своего  подобия. Итак, сфера сущего охвачена, по П., мощью сверхсущего единого и  ограничена немощью  не-сущей материи. Структуру бытия у П. задаёт противопоставление «тамошнего» и  «здешнего».  «Там» — истинно сущее, ум, к-рый и есть первичные сущности; в уме мысль и  предмет мысли  совпадают. Поэтому ум обладает недоступной низшему способностью: осуществлять  свои замыслы  без посредства орудий и в материи, к-рая не отличается от него самого. «Образы»,  творимые умом,  есть первообразы, тогда как в «здешнем» миро нам приходится довольствоваться  подобиями. Однако  принцип подражания П. проводит не механически. П. исходит из того, что только  чувств. космос  находится в определ. месте, тогда как умопостигаемый мир — повсюду. Поэтому душа  в человеке не  есть подобие некоей души-в-себе; знания, получаемые ею от ума, — подлинные.  Сфера истинного  бытия всегда открыта для души, ей нужно только уметь вернуться к себе самой,  познать свою  истинную природу. Возможность такого возвращения обеспечена тем, что душа не  целиком  выступает из умопостигаемого космоса; её рождение в теле означает «дробление»  единой души, ибо  «там» — все души нераздельны. Достигается это возвращение на путях очищения души  и  уподобления её божеству.  Универсум П. статичен. Всякая низшая ступень в нём вечно рождается от высшей,  причём высшая  вечно остаётся неизменной и, порождая, не терпит ущерба. Единое вечно сияет в  своей  сверхпрекрасной благости, вечно прекрасен созерцающий сам себя ум, вечно душа  устремляется к  единому и оглядывается на созданный ею космос. Космос вечно вращается круговым  вращением и в  подлунной части его вечно чередуются возникновение и гибель. Вечно взаимное  истребление жи-  вотных, вечны войны и убийства среди людей. Вечно и неизбежно зло в мире. Это,  однако, не делает  П. пессимистом. Здешний мир для пего — игра в театре. Ничто не властно над  благой душой, даже  рок, к-рому подвластна вся сфера времени. Из того, что в мире есть зло, не  следует, будто божество  не заботится о мире, что мир лишён разумного плана: ведь и в драме не все герои,  но есть и рабы.  Разнообразие, вносимое злом, только украшает пьесу, а наша истинная отчизна —  всегда рядом с  нами. Пусть душа, презрев «здешнее», вернётся к своему истинному отцу и любит  его чистой  любовью. Это иронич. отношение П, к настоящему и  502 ПЛУТАРХ  «здешнему», его устремлённость к прошлому и «тамошнему» как единств. пристанищу  для  затерянной в просторах космоса души — характерные черты не только позиции П.,  но и того  последнего этапа в развитии антич. философия, к-рый открывается им.  П. оказал огромное влияние на последующее развитие философии, нередко — анонимно  и  опосредованно (ср. т. н. «Теологию Аристотеля», являющуюся в действительности  извлечением из  «Эннеад», а также широкое проникновение идей П. в зан.-европ. ср.-век. культуру  через посредство  Макробия и особенно Августина). Прямое Знакомство с П. происходит в 15 в.  (Фичино и  платоновская Академия во Флоренции); под влиянием П. находится Бруно. Позднее  особый интерес  к П. характерен для Беркли, представителей нем. классич. идеализма, а также для  мыслителей и  эпигонов нем. романтизма.  • Opera, ed. P. Henry et II.-R. Schwyx.er, v. 1 — 3, Brux.— Leiden, 1973; то ж  e, v. 1—2—, Oxf., 1964—77—; в рус. пер.—  Избр. трактаты, «Вера и разум», 1898, № 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19; 1899, № 2, 6,  11—15; 1900, № 18—21; в кн.: Лосев А. Ф.,  Антич. космос и совр. наука, М., 1927; в сб.: Антич. мыслители об иск-ве, М.,  1938, с. 244—53; в кн.: История эстетики,  т. 1, М., 1962, с. 224 — 235; в кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. l,  M., 1969, с. 538—54.  * Б л о н с к и й П. П., Философия П., М., 1918; Лосев А. Ф., Диалектика числа у  П., М., 1928; с г о ж е, История антич.  эстетики. Поздний эллинизм, М., 1980; Sсhwу -zer H.-R., Plotinos, в кн.: RE, Bd  21, Hlbbd., 1951, S. 471 — 592, Suppl., Bd  15, 1978,8. 310 — 28; Les sources de PlotJn. Entre-tiens sur 1’antiquite  classique. 5, Vandoeuvres — Geneve, 1960 (Fondation  Hardt); H a do t P., Plotin ou la simpliciti du regard, P., 1963; Armstrong A.  H., Plotinus, в кн.: The Cambridge history of later  Greek and early medieval philosophy, Camb., 1967, p. 193—268; B a l a d i N., La  pensee de Plotin, P., 1970; М о г e a u J.,  Plotin ou La gloire de la Philosophie antique, P., 1970; Sie em an J. H., Pol  let G., Lexicon Plotinianum, Leiden, 1980. Ю. А.  Шичалин.  ПЛУТАРХ (??????????) из Херонеи (ок. 45— ок. 127), греч. писатель и философ-  моралист. При-  надлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань  многочисл. стоич.,  пери-патетич. и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени  эклектизма. Его  интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоич.  натурализмом и  пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космич. начала  несовершенства,  дуалистически противостоящего трансцендентному богу. Посредники между миром и  богом  — демоны (гении). Философия для П. — не систематич. дисциплина, а орудие  самовоспитания  универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с совр. ему антич. вульгарной  философией; однако  если для моралистов стоич., кинич. и эпикурейского типа характерен пафос резкого  противоположения критикуемой действительности и спасит. проповеди, то П.  постоянно апел-  лировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеч. отношений.  Отсюда его  отвращение к доктринёрству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против  стоиков) и в то же  время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этич. норма для П. — не  утопич. теория, а  идеализиров. практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным  трактатам и  диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и  римлян  прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историч. материале.  Историч. повество-  вание в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали  П. стояли  понятия ??????? («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной  культуры) и ?????&?????  («человеколюбия», т. е. эллинской гуманности).  Разработанный П. идеал антич. гуманности и гражданственности широко  использовался в новое  время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринёрству, Руссо — его  внимание к  «естеств.» чёрточкам человеч. психологии и свободолюбие; гражданственность  создала П. огромную  популярность у идеологов Великой франц. революции. Морализм П. пытался  реставрировать  Эмерсон.  • Moralin, v. 1-3. N. Y.— L., 1928—31, v. 5, fasc. l, Lipsiae, 19572 (над.  продолжается); Vitae parallelae, rer. Cl. Linciskog et  K. Zitier, v. l — 4, Lpz., 1914—39; в рус. пер. — О происхождении мировой души  по «Тимею» Платона…, в кн.: Б p а ш М.,  Классики философии, т. 1, [СПБ, 1907], с. 378—422; О музыки, П., 1922; Сравнит.  жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64.  • Аверинцев С.С., П. и антич. биография, М., 1973; H i г z е l R., Plutarch,  Lp/.., 1912; G eigen m u l l e r P., Plutardms  Stellung zur Heligion und Philosophie seiner Zeit, «Neue Jahrbucher fur das  klassische Altertum», 1921, Bd 47; Z i e g l e r K.,  Phitarchos von Chaironeia, StnUg., 1949; W e-b e r II., Die Staats- und  Tiochtslehre Plutarclis von Chaironeia, Bonn, 1959.  ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный), филоо. позиция, согласно к-рой  существует  несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов  бытия (П. в  онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был  предложен нем.  философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.  Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано  с  выдвижением разнородных начал («четырёх стихий» — земли, воды, воздуха и огня, и  т. п.). Наука и  философия нового времени, стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести  качеств.  многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергли П.  Развитие идеалистич. философии в кон. 19—20 вв. характеризуется усилением  тенденций к П. При  этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций выступает релятивизм. П.  находит своё  выражение прежде всего в персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой  личности, в  философии жизни, прагматизме (У. Джемс), экзистенциализме, «критич.» онтологии  Н. Гартмана.  Превращение П. в осознанную методология, позицию характерно для таких  направлений бурж.  философии науки, как, напр., конвенционализм А. Пуанкаре, концепция «критич.  рационализма»,  предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в  гносеологии и  методологии науки, отстаивая представление о множественности истин,  абсолютизирует одну из  черт науки 20 в. — существование кон-курирующих друг с другом концепций,  многовариантность  развития совр. теоретич. знания.  В совр. бурж. социологии П. как методология, ориентация представлен в ряде  концепций: в т. н.  теории факторов, теории политич. П., трактующей механизм политич. власти как  противоборство и  равновесие обществ.  групп. Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что П. допустим  внутри марксиз-  ма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской,  антропологической и пр.), в  существовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в  абсолютизации и  универсализации социально-политич. структур бурж. «плюра-листич.» демократии,  противопоставляемых реальному социализму.  Утверждая принципиальное единство науя. знания, предполагающее многообразие  науч. подходов и  демократия, методы обсуждения и решения конкретных проблем познания и обществ.  жизни,  марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.  • Джемс В., Вселенная с плюралистич. точки зрения, иер. с англ., М., 1911; Ц е х  м и с т p о И. З., Диалектика  множественного и единого, М., 1972; Федосеев П. Н., Философия и мирововзренч.  проблемы совр. науки, «ВФ», 1978,  № 12; 1979, № 1; J a k o w e n k о В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928;  Der Methoden und Theorienpluralismus in den  Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.  ПНЕВМА (греч. ??????, первоначально — дуновение, вдыхаемый воздух, дыхание,  позднее — дух,  от ???? — дую, дышу), термин др.-греч. философии и медицины. У натурфилософов 6  в. до н. э. П.  употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8;  Анаксимен В 2;  «бесконечная П.», вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало  спиритуализации П.  было положено отождествлением воздуха-П. с субстанцией души (псюхе) в традиции  Анаксимена —  Диогена Аполлонийского, у к-рого также впервые фиксируется представление о  жизненном  дыхании-П., движущемся в венах имеете с кровью; это представление проникло затем  как в  гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник П. в мозгу, так и в  сицилийскую  школу врачей, локализовавшую источник П. в сердце. Через посредство сицилийского  врача-  натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. а. оно было воспринято  Платоном и  Аристотелем (Аристотель различал два вида П.: П. как вдыхаемый воздух,  регулирующий  температуру тела, и психич. П., постоянно испаряющуюся из крови), развито  Эрасистратом в 3 в. до  н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. н. я. (объяснявшей всю  жизнедеятельность потоками П.,  истекающими из сердца) и Галена (понимавшего П. как субстанцию-посредник между  душой и  телом, используемую душой в качестве орудия чувств. познания и телесных  движений) дошло до  нового времени в виде представления о «жизненных духах» (spiritus vitales) в  крови и нервах у  Андрея Везалия и Декарта.  В стоицизме II. — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хригиппа — смесь огня и  воздуха, SVF  II 310), отождествляемая с панкосмич. имманентным божеством, «пронизывающая»  космос  жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но  различаясь  при этом степенью интенсивности (?????), или натяжения. Иерархия натяжений: 1)  низшая ступень  (габитус), сообщающая единство неорга-нич. телам; 2) «природа» (?????),  вызывающая рост  растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос) (SVF II 458—462; см. также  Посидоний и  Симпатия космическая). Каждая пневматич. система имеет свой центр управления —  «руководящую  часть» (?? ??????????), соединяющуюся с периферией тела потоками П. и на  микрокосмич. уровне  помещающуюся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зе-нона из  Китиона и  Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF I 499).  Полное одухотворение П. происходит в среде эл-линистич. иудаизма на рубеже н.  э.: уже в «Книге  премудрости Соломона» II. выражает прямое вмешательство бога в мировую историю;  Филон  Александрийский называет П. «божеств. дух» — высшую (бессмертную и бестелесную)  часть  человеч. души (Leg. alleg. l, 37), а также принцип профетич. познания,  превосходящий человеч.  интеллект и даруемый богом. У Плутарха П. ставится в связь с иррациональными  способностями  души и оракульской мантикой (Def. or. 432 d). В гностицизме и герметизме П.  употребляется в  различных значениях (напр., у гностиков Валентина и Юсти-на так же, как у  Филона); характерна  роль П. как посредника: в космосе — между светом и тьмой, высшей и низшей  областью мира; в  человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция —  астральное  тело). В магич. папирусах и у алхимиков П. — скрытая таинств. сила, к-рой можно  овладеть для  достижения определ. цели [напр., превращение металлов в золото; ср. «дух мира»  (spiritus mundi)  Агриппы Неттесхеймского]. У неоплатоников П. — посредник материального и

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх