Канкe в а философия учeбноe пособиe для студeнтов высших и срeдних спeциальных учeбных завeдeний м логос 2001 272 с

Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) [email protected] | | http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html  || http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656  update 23.07.02    В А. канке  ФИЛОСОФИЯ    Учебное пособие  Москва • «Логос» • 2001  УДК 1(091) ББК 87.3 К19  Канке В.А.  К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил.

 

ISBN 5-94010-011-2  Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших про­фессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентирова­но на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаме­нам.  Для студентов высших и средних специальных учебных заведений.

 

Представляет интерес для широкого круга читателей.  ББК 87.3  ISBN 5-94010-011-2  © Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформле­ние, 2001    ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5  ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?.

 

5  СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ». 5  Два примера философствования. 5  Научность Философии. 6  Эстетичность, чувственностъ Философии. 6  Практичность, или моральность Философии. 6  Философия как реализация полноты жизни человека. 7  Функции (значимость) Философии. 7  Назначение Философии. 8  Основные выводы.. 8  PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ.. 8  1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 8  1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ.. 8  Где возникла философия и почему?. 8  Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет. 8  Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ. 8  Единое — это материальная субстанция. 9  Единое — это числа.

 

Пифагор. 9  Многое не существует.

 

Сюрпризы элеатов.

 

9  Единое — это атомы и пустота.

 

10  Подведение итогов. Натурфилософия. 10  1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ..

 

11  Философия Сократа. 11  Философия аристотеля.. 13  1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху 14  Кинизм (цинизм) 14  Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение. 15  Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космический законом.. 15  Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными. 15  Неоплатонизм.. 15  Судьба античной философии. 16  Основные черты античной философии. 16  2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 16  ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ..

 

16  Основные библейские идеи философского значения. 17  Сущность Бога.

 

17  Можно ли доказать существование бога?. 18  Да или нет? Верующий или атеист?. 18  3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ..

 

18  3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 18  Два центра: Бог и человек. 18  Основные идеи Возрожденческой Философии.

 

18  3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.) 19  Рене Декарт — основатель Философии нового времени.

 

19  Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК.. 19  Галилей и Ньютон — гении механики. 20  Как получают идеализации?. 20  Выработка нового юридического мировоззрения. 20  Новации И. Канта. 21  3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) гегель против канта.. 22  Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени.

 

23  Основные выводы..

 

23  4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ.. 24  4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ..

 

24  4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.. 24  Какую проблему стремится решить феноменология?.

 

24  Феноменологический метод. 24  Основные положения феноменологии.

 

25  4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА происхождение термина «герменевтика». 25  Как мы понимаем?. 25  Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?.

 

26  Основные положения герменевтики. 26  4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 26  Почему возникла аналитическая философия?.

 

26  Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур. 27  Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат». 27  Философия естественного языка: поздний Витгенштейн. 29  Основные положения аналитической философии. 30  4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ… 30  Программа Постмодернистов. 30  Деррида: метод деконструкции. 30  Лиотар: этика и эстетика возвышенного. 31  Основные положения постмодернизма. 31  4.6.

 

ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ..

 

31  Основные положения диалектического и исторического материализма. 31  Основные черты русской философии. 32  В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». 32  Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО..

 

33  А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить…». 33  4.7.

 

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 33  О Философии Запада и Востока.

 

33  Индийская Философия. 34  Основные выводы..

 

34  РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ.. 35  5.

 

ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.. 35  Два способа анализа философских проблем. меняем курс! 35  Что изучает философия? Мир философии. 35  Выбор начала систематического философствования. 35  6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ..

 

35  6.1.

 

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ.. 35  6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ.. 36  6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ.. 37  Основные выводы.. 37  7.

 

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ.. 38  7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 38  Обзор: Философия о человеке.

 

38  Человек — СУЩЕСТВО бессознательное. 38  В поисках целостного учения о человеке. 39  основные выводы..

 

39  7.2.

 

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА.. 39  Что такое общество?

 

Индивид и общество. 39  Социальные действия и их смысл. 40  Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней. 40  7.3.

 

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.. 41  Что выло, что будет?.

 

41  Критика концепции линейного развития общества. 42  Единство и многообразие истории. 42  Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?. 42  Основные выводы.. 42  8.

 

ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ.. 42  8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ.. 42  Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях?.

 

42  Как измеряют ценности?. 43  Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель. 44  Будьте терпимыми друг к другу! 44  8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА..

 

45  Что такое КРАСОТА?. 45  Обзор: как искали красоту. 45  8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ.. 46  Что такое практика?. 46  Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?.

 

46  В чем состоит ценность практики?

 

Наши дни. 48  Что такое добро? Как его измерить?. 48  Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность! 49  Обзор: этика ответственности. 50  Основные выводы.. 50  9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ.. 50  9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина.. 50  Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики. 50  Чувственное познание и различные философии. 51  Рациональное познание. 52  Обзор: как искали понятие. 52  Единство чувственного и рационального познания. 53  Память и Воображение.

 

53  Интуиция.

 

53  Творчество.

 

Таланты и Гении. 54  Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное. 54  Три концепции истины..

 

54  Шкала Истинности. 55  Обзор: как искали истину.

 

55  Вчувствование. Объяснение. Понимание. 55  9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.. 55  Что такое наука?. 55  Эмпирический уровень научного познания.

 

56  Теоретический вровень научного исследования. 56  Методы научного познания. 57  идеалы науки.

 

этика ученого.

 

57  Обзор: Философия и наука. 58  Религия и наука.

 

58  Основные выводы.. 59  10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА.. 59  ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ.. 59  ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ.. 59  ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 60  Обзор: современное философское понимание языка. 61  Практическое и Коммуникативное назначение языка. 61  Основные выводы..

 

62  11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ.. 62  О становлении философии техники. 62  Обзор: интерпретации природы техники.

 

62  Техника и Этика. 63  О пользе моральных кодексов.

 

63  12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ… 64  Что такое природа?. 64  Обзор: исторические формы отношения человека к природе. 64  Синергетика — наука о сложном.. 64  Как все было? Был Большой взрыв. 65  Уровни организации природы.. 65  Пространство и Время. 65  Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика. 66  Приложение 1. Курс Философии в таблицах.

 

67  Таблица 1. Четыре эпохи в философии. 67  Таблица 2. Античная философия. 67  Таблица 3. Средневековая философия. 67  Таблица 4. Философия Нового времени. 67  Таблица 5. Философия XX века. 67  Таблица 6. Философия о человеке. 68  Таблица 7. Философия об обществе. 68  Таблица 8. Три главные ценности. 68  Таблица 9.

 

Философия о красоте. 68  Таблица 10.

 

Философия о добре. 69  Таблица 11.

 

Три концепции чувственного познания. 69  Таблица 12. Что такое рациональное познание?. 69  Таблица 13. Три современные концепции истины. 70  Таблица 14. Что такое истина?. 70  Таблица 15. Уровни научного исследования.

 

70  Таблица 16. Три теоретических метода. 70  Таблица 17. Философия языка. 71  Таблица 18.

 

Философия техники. 71  Таблица 19. Философия природы. 71  Таблица 20. Второй (неприродный) пол. 72  Таблица 21. Две интерпретации образования. 72  Таблицы как в книге. 72  Приложение 1. Курс Философии в таблицах. 72  Таблица 1. Четыре эпохи в философии. 72  Таблица 2. Античная философия. 72  Таблица 3. Средневековая философия.

 

73  Таблица 4. Философия Нового времени. 73  Таблица 5. Философия XX века.

 

73  Таблица 6. Философия о человеке. 73  Таблица 7. Философия об обществе. 74  Таблица 8. Три главные ценности. 74  Таблица 9.

 

Философия о красоте. 75  Таблица 10. Философия о добре.

 

75  Таблица 11. Три концепции чувственного познания. 76  Таблица 12. Что такое рациональное познание?. 76  Таблица 13. Три современные концепции истины. 77  Таблица 14.

 

Что такое истина?. 77  Таблица 15. Уровни научного исследования. 77  Таблица 16. Три теоретических метода. 77  Таблица 17.

 

Философия языка. 77  Таблица 18. Философия техники. 78  Таблица 19. Философия природы. 78  Таблица 20. Второй (неприродный) пол.

 

79  Таблица 21. Две интерпретации образования. 79  приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ) 80  Античность до н.э.

 

80  Возрождение и Новое время. 80  Новейшее время.

 

80  ОГЛАВЛЕНИЕ.. 81    ПРЕДИСЛОВИЕ  Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии.

 

Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной не­зависимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения — научного, профессионального и просто житейского — способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.

 

Стержневая идея настоящей книги — представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придер­живаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в выс­ших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы фи­лософствования, на которых во многом строятся образо­вание, наука, культура и техника, экономика и общест­венная жизнь на пороге XXI века.  Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не под­меняя более капитальных учебников и философских тру­дов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить це­лостное представление о философии, в краткие сроки об­новить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.  3  ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?  СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»  Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного че­ловека, так и для любой эпохи. Вот эта далеко не са­моочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, на­стоящего и будущего человечества составляет стерж­невую основу данной книги.

 

Греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Плато­ном и Аристотелем. На русский язык слово «филосо­фия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад.

 

Ясно, что в различные эпохи че­ловечества слову «философия» придавали не во всем оди­наковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно вы­ражает сокровенные черты всякого подлинного фило­софствования.  Философия — это любовь.

 

Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо са­ма жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедея­тельности человека, определять его главные ценности.  4  Все это мы находим в философии — читатель имеет воз­можность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.  Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.  Два примера философствования  В чем состоит специфика философствования? Что­бы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточ­но определенно, целесообразно рассмотреть примеры под­линного философствования.  Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходи­мы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели.

 

Чего? Идеи.

 

Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впер­вые это поняли уже упоминавшийся Платон и его ве­ликий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыс­лом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпо­хальное значение. Она стимулировала развитие наук и ис­кусств, во многом определила характерные черты со­временной цивилизации.  Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи  5  максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.  Философское — значит максимально универсаль­ное, всеохватное, основательное, фундаментальное, су­щественное.

 

Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе.

 

Но не любая сво­бода приемлема. Причем речь идет не только о том, что­бы поставить заслоны действиям различного рода экс­тремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает во­прос о согласовании своих действий с интересами дру­гих. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответствен­ности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, ис­кусстве, на производстве, в общественной и индивиду­альной жизни. Но это и означает, что концепция от­ветственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех раз­витых стран.  Оба приведенных примера показывают, что фило­софия не стоит на месте. Продолжим разговор о спе­цифике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть филосо­фии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

 

Это все фи­лософские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии.

 

Шукшин­ское «Что с нами происходит?» и извечное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере филосо­фии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вло­женное в уста Гамлета: «Быть или не быть?»…  6  Философия — это обостренно совестливое отно­шение человека к окружающему его миру.  Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека.

 

Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового раз­вития философии вполне актуальны такие интерпре­тации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундамен­тальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в по­ле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии.

 

Желаем успеха!  Итак, еще раз. Что такое философия? Филосо­фия — это такая любовь к мудрости, которая застав­ляет человека в его обостренно совестливом отноше­нии к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеет­ся, можно дать философии более краткое определе­ние.

 

Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.  Научность Философии  Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие, наоборот, противопоставляют ее науке. Нам придется включиться в этот спор, ибо это позво­лит углубить понимание философии.

 

Что такое наука?

 

Систематическое, доказательное и проверяемое знание.

 

Наука состоит из положений, ко-  7  торые так тесно взаимосвязаны, что образуют систему.

 

Одни положения непротиворечиво обосновываются другими; так реализуется доказательность в науке. Выводы науки должны находить практическую провер­ку. Это позволяет отметать не относящиеся к науке вы­думки. Но есть ли в философии систематичность, до­казательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные признаки были выработаны именно в фило­софии. Ясно, что философия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедитель­ными, обосновывать свои выводы, проверять их фак­тами.

 

С этой точки зрения философию можно и нуж­но считать наукой.

 

Но почему же многие отказываются признать за фи­лософией статус науки? Потому, что, мол, наука в от­личие от философии безлична, объективна, выраба­тывает жесткие методики, она интересуется разве что поиском истины, но не озабочена судьбою человека. Но, может, наука необязательно должна быть безлич­ной? Этот вопрос пока не имеет окончательного отве­та, он за будущим.  Эстетичность, чувственностъ Философии  Люди, которые считают, что философия отличает­ся от науки, часто называют ее искусством. «…Фило­софия есть искусство, а не наука», — подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, по­жалуй, трудно оспаривать.

 

Главная ценность науки — истина, главная ценность искусства — красота.

 

Уче­ный может, например, заинтересоваться шарообразно­стью Земли. Для него важно узнать, является ли Зем-  8  ля шаром или нет. Ему, строго говоря, нет дела до то­го, красива ли Земля в качестве шара.

 

Художник, изображающий на полотне Землю, также захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства и эмо­ции, значимые в свете таких ценностей, как красота, прекрасное и возвышенное.  Но как обстоят дела у философии насчет красоты?

 

Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценнос­тей на первое место именно красоту?

 

На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот поче­му. Философия намного меньше, чем наука, отстраня­ется от явления красоты. В своем порыве понять чело­века, обеспечить ему благородное будущее философия в чувственно-эмоциональном плане призвана постоян­но обогащать себя. Иначе говоря, она имеет ярко вы­раженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетической стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в от­личие от философии занято поиском не наиболее зна­чимого, а художественно значимого.  Практичность, или моральность Философии  Вступает ли философия в непосредственный контакт с практической деятельностью человека?

 

Старое-пре­старое убеждение состоит в том, что нет ничего непрак­тичнее, чем философия. Но так ли это?  Практика — это действия, поступки людей. Дейст­вуя, человек преследует некоторые цели. Какие? Са­мые различные, но главный практический ориентир —  9  это ценность добра. Если в науке в противовес заблуж­дению возвышают истину, а в искусстве противопос­тавляют безобразному красивое, то в своей практике человек стремится к подавлению зла и достижению до­бра. (Заметим в скобках, что беда преступников опре­деляется не тем, что они изначально злобны, а узким, бандитским пониманием добра.)  Человек, в отличие от животного, прежде чем дей­ствовать вырабатывает представление о желаемой це­ли.

 

Здесь-то ему как раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос, что я могу и что я дол­жен делать, человек занимается разрешением типич­ной философской проблемы.

 

Философия выявляет и вырабатывает смыслы че­ловеческих деяний, поступков, формирует стратегиче­ские цели. Именно в этой области реализуются прак­тические потенциалы философии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сиюминутным удо­вольствиям, либо просто не умеющих предвидеть по­следствия своих действий, философия не несет ответ­ственности.

 

Философы сознательно выступают против засилья легкомыслия, отказа от всестороннего анали­за состоятельности намечаемых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения по­следствий уже сделанного.

 

Философия поступка находит свое наиболее яркое выражение в морали человека, в его этических ценно­стях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в моральности. Нет ничего практич­нее, моральнее, чем хорошая философия.

 

Человек — существо моральное, он призван жить по законам мо­рали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей.

 

10  На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку при­ходится принимать ответственные решения, он вы­нужден становиться философом. Кажется, это прави­ло не знает исключений. Читателю нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для этого следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходи­лось принимать судьбоносные решения.  К выдающемуся французскому философу Жан-По­лю Сартру как-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хотелось стать участником «Сражающей­ся Франции», но его беспокоила судьба матери, тяже­ло переживающей смерть своего старшего сына. Что де­лать, — вопрошал юноша,— остаться с матерью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много дово­дов в пользу как первого, так и второго решения.

 

Ни­какая наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философ­ски суров: «Вы свободны, выбирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам ответственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по край­ней мере в данном случае,— полноценное философст­вование. Другого пути нет.  Таким образом, хорошая философия не только не чужда практической деятельности человека, а наоборот, придает ей этическую, благородную осмысленность.  Философия как реализация полноты жизни человека  Мы провели сравнение философии с наукой, искус­ством, практической деятельностью человека, нако­пили материал для обобщения,  11  Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С каждой из трех сфер деятельности чело­века философия находится в теснейшей координации. На­ука, искусство, практика более фрагментарны, чем фи­лософия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвину­ты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели ис­кусства и практики. В первом случае под светом юпите­ров оказывается красота, во втором — добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментар­ности, последняя противопоказана ее природе. Филосо­фия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в еди­ное целое. В этом состоит еще одна ее особенность.  Приведенная схема объясняет некоторые, хо­тя и не все, взаимоотноше­ния философии, науки, ис­кусства и практики. Малый круг символизиру­ет философию и ее един­ство с наукой, искусством и практикой. Сегменты ABED, EBCK, ADKC симво­лизируют соответственно своеобразие науки, прак­тики и искусства, их отличие от философии.  Иногда задают такие вопросы: что лучше — фило­софия или наука, философия или искусство, филосо­фия или практика? Подобные вопросы неправомер­ны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции.  12  Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой ат­летике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но тем не менее не­плохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гар­моничности развития ему нет равных. Философ — это многоборец в деле единства истины, красоты и добра.

 

В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом от­ношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сто­рона их творчества. Поэтому нет ничего удивительно­го в том, что среди различных философских направле­ний мы встречаемся:  • с научно ориентированной философией (такова фи­лософия Аристотеля, Декарта, Гегеля, Гуссерля, мно­гих современных философов из числа так называе­мых аналитиков);  • с эстетически ориентированной философией (та­кова философия Бердяева, Шопенгауэра, Ницше, Шел­линга, Хайдеггера, многих современных философов из числа герменевтов и постмодернистов);

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх