Кирилeнко г г шeвцов e в философия высшee образованиe — м филол о-во слово; ооо изд-во эксмо 2003 — 672 с

OCR: Ихтик (г.

 

Уфа)  ihtik.lib.ru, [email protected]    ББК 87  К43        Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «ЭКСМО»», 2003. — 672 с.      ISBN 5-8123-0206-5 (Филол. о-во «СЛОВО»)  ISBN 5-699-04512-0 (ООО «Изд-во «ЭКСМО»»)        Г.

 

Г. Кириленко  доцент, кандидат философских наук (МГУ им. М.В.Ломоносова)    Е. В. Шевцов  профессор, доктор философских наук (Государственный Университет Управления)      Все права на данное издание принадлежат Филологическому обществу «СЛОВО» и находятся под охраной издательства. Ни одна часть данного издания, включая название и художественное оформление, не может . перерабатываться, ксерокопироваться, репродуцироваться или множиться каким-либо иным способом        Серия предназначена для студентов высших учебных заведений, а также абитуриентов. Книги этой серии написаны ведущими специалистами МГУ им. М. В. Ломоносова.          ОГЛАВЛЕНИЕ    Предисловие…………………………………………………………..3    Глава 1. Философия и ее предмет………………………………5  Специфика философского знания: различие подходов ……………………………….5  Философия как «жизненный разум» ………………………. 14  Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений………….. 24  Рекомендуемая литература ………………………………… 30    Глава 2. Основные этапы истории философии …………..31  Античная философия …………………………………………. 31  Средневековая философия……………………………………. 61  Философские идеи Возрождения……………………………. 89  Европейская философия XVII-XVIII веков ……………..108  Немецкая классическая философия ……………………….134  У истоков философии XX века:  Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше…………………………… 161  Рекомендуемая литература ………………………………. 175    Глава 3.

 

Современная западная философия……………. 177  Философия экзистенциализма…………………………….. 177  Фрейдизм и неофрейдизм…………………………………….194  Позитивизм и неопозитивизм ……………………………….217  Философские идеи постмодернизма………………………..231  Рекомендуемая литература ………………………………..255    Глава 4. Русская философия………………………………….257  Особенности русской философии……………………………257  Философские идеи в духовном наследии Древней Руси……………………………………………………267  Столкновение мировоззрений: язычество и христианство…………………………………………..267  Православная вера — опыт осмысления (Иларион и «книжники») …………………………..272  Философия и становление личностного самосознания (Нил Сорский и Иосиф Волоцкий)…..280  Философия и становление национального самосознания …………………………………………………..285  Пути самоопределения («традиционалисты» и «новаторы»)…………………285  Становление русского западничества. П.Я.Чаадаев, И.В.Киреевский и А.С.Хомяков — представители славянофильства……………………..294  Н.Г.Чернышевский как представитель радикального направления в социально-философской мысли России …………………………..298  Философские идеи в русской литературе XIX века ……..302  Философия Л.Н.Толстого как выражение его жизненной драмы……………………302  Философия человека Ф.М.Достоевского…………….314  Систематическая философия в России …………………….327  Философия «всеединства» B.C.

 

Соловьева………….327  Н.А.Бердяев — философ свободы и творчества ……332  Философия социального прагматизма (А.В.Луначарский и А.А.Богданов)……………347  «Абсолютная мифология» А.Ф.Лосева ……………..354  Философия сознания М.К.Мамардашвили……….. 357  Рекомендуемая литература ………………………………. 360    Глава 5. Бытие и познание…………………………………… 361  Проблемы онтологии………………………………………… 361  Субстанция и бытие …………………………………… 361  Материя как субстанция……………………………… 369  Новая онтология: бытие без субстанции…………….382  Диалектика и ее исторические формы……………………. 393  У истоков диалектики. Диалектика и миф…………394  Диалектика тождества мышления и бытия ………..404  Диалектика как аналитика человеческой конечности ……………………..416  Познание: возможности и границы…………………………433  Сознание и познание ……………………………………433  Мысль о мире (Классический образ познания) …….437  Мысль в мире (Современные проблемы познания)…..452  Мысль о мысли (Познание и самосознание) ………..457  Рекомендуемая литература ………………………………..464    Глава 6. Общество, природа, история………………………465  Общество: многомерность социального ……………………465  Особенности философского изучения общества……465  Общество как система ………………………………….467  Социальная структура общества и социальный конфликт …………470  «Человеческое измерение» общества………………..481  Историческая реальность…………………………………….486  «Прогрессизм» и единство исторического процесса … 490  «Релятивизм» и многообразие истории……………..495  «Конец истории» ………………………………………..499  Экономический универсализм и постиндустриальное общество ………………..504  История и утопическое сознание……………………. 509  Общество и природа………………………………………….. 515  Природа и географическая среда……………………. 515  Антропосоциогенез. Проблемы и дискуссии……….518  Исторические типы взаимодействия общества и природы……………525  На пути к новому экологическому сознанию……….529  Рекомендуемая литература………………………………..534    Глава 7. Человек и культура ………………………………… 535  Проблема человека в философии………………………….. 535  Человек как проблема для самого себя…………….. 535  Природа человека и его сущность…………………….540  Индивид, личность, индивидуальность……………..545  Индивидуализм как жизненная ориентация и философская концепция ………..

 

550  Судьба и жизненный путь……………………………. 560  Жизненный мир личности и его основные типы …. 565  Философия культуры ………………………..’¦…………….. 576  Представления о культуре в истории философской мысли…………………578  Культура как противоречивая целостность ………..578  Культура и «жизнь»…………………………………….580  «Человек-в-культуре» и «человек культуры» ….583  Культура и идеология ………………………………….585  Три модели самосознания культуры…………………589  Религиозное освоение мира ………………………………… 590  Религия как предмет исследования и оценки…….. 590  Особенности религиозного опыта…………………….598  Философия и религия…………………………………..602  Исторические формы религии………………………..604  Религия в современном мире………………………….608  Мораль…………………………………………………………..612  Мораль, обычай, право ………………………………..

 

613  Исторические типы морали………………………….. 615  «Золотое правило» нравственности ………………… 617  Особенности нравственного сознания и поведения … 619  Структура нравственного сознания ………………….621  Нравственность и этическая теория………………….627  Искусство и эстетическое освоение действительности … 630  Три подхода к искусству……………………………….632  Происхождение искусства ……………………..!……

 

639  Проблема функций искусства…………………………642  Культурная миссия интеллигенции………………………..645  Интеллигенция и проблема интеллигенции………..645  Интеллигенция и повседневность…………………… 650  Приверженность культуре…………………………… 655  Сущее, должное, возможное…………………………. 657  Рекомендуемая литература ………………………………. 663    Алфавитный указатель………………………………………….664                          7    Предисловие    Любое учебно-справочное издание решает несколько задач: оно знакомит с достигнутым уровнем знания, указывает на существующие проблемы, открывает горизонты возможного. Философия как учебная дисциплина имеет свои особенности.

 

Ее нельзя «выучить» как набор формул, определений, правил. Это живое движение мысли, где простое соседствует со сложным, повседневность — с глубинами человеческого духа. Донести эти особенности философского знания до читателя — особое искусство.    Образ филисофа в европейской культуре XX века крайне противоречив.

 

Порой филисоф выступает в одеждах академического ученого, а философия оказывается «строгой наукой». Философ может надеть маску моралиста, социального лидера. Философ иронизирует, нагромождает метафоры, пророчествует, вступает в политическую борьбу. Как совместить эти лики философии с устоявшимися в нашей отечественной учебной литературе представлениями и существовании одной единственной «истинной» философии? Авторы не стремятся найти «среднее арифметическое» — дают возможность мыслителям различных эпох, представителям различных философских традиций говорить своим собственным языком.

 

Философия в изложении авторов оказывается особым «жизненным разумом», который размышляет над проблемами живого, страдающего, смертного существа.

 

Разделы, которые традиционно изучаются как сферы движения «чистых» философских абстракций, таких как «бытие», «субстанция», «диалектика», наполняются «человеческим» смыслом. Человек в его «низких» и «высоких» проявлениях рассматривается авторами в качестве подлинного центра философии, сгущения философских категорий.    Диапазон философских размышлений о чловеке крайне широк. В поле внимания авторов оказывается и человек архаического общества, погруженный в «племенной транс», и «эко-    8    номический человек» современного общества потребления. Неожиданное сходство столь несходных типов человеческого отношения к миру, обнаруживаемое авторами, возможно, заставит читателя задуматься.

 

Человек есть не только проблема философии, человек — это проблема для самого себя, утверждают авторы. Философия ничего не решает за человека. Она лишь организует пространство индивидуального выбора, предоставляет «интеллектуальные инструменты» самопознания. Судьба, счастье, смерть, смысл жизни — вот те координаты жизненного мира, которые всегда были предметом философских размышлений и одновременно концентрируют в себе человеческие страхи, надежды, мечты.    Античная философская традиция, русская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.    Философия дополняет и завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это — быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь в заключительном разделе пособия к проблеме интеллигенции, авторы показывают, что альтернатива «или философствовать — или жить» — ложная.

 

Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.    Данное справочное пособие — удачная попытка избавиться от упрощения, мнимого всезнайства, свойственных «школьной» философии. Сверхзадача авторов — знакомство читателя с современными проблемами философии, с развитием человеческой мысли во всей ее полноте и противоречивости.    А А.

 

Гусейнов,  доктор философских наук,  профессор, член-корреспондент РАН                              1  Философия и ее предмет    Специфика философского знания: различие подходов    Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.    Философия — «любовь к мудрости» (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) — возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке — в Индии и Китае.

 

С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.    Для греческого философа Платона философия — это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее — в исследовании «первых начал и причин».

 

Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, «эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя» [1].    1 Аристотель.

 

Соч. В 4-х тт. T.I. M., 1975.

 

С.69.      Рядом с уверенностью в высоком предназначении философии, с убежденностью в ее привилегированном положении в духовной жизни общества всегда существовало сомнение в ее возможностях; центр философских размышлений переносился то в сферу науки, то в область нравственности; порой философия оказывалась неотличима от поэзии. Немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) считал, что философия не только всеобщая наука, но и предпосылка всякого знания, свою систему он назвал «наукоучением».

 

Другой немецкий ученый и философ, В.Вундт (1832-1920), считал, что «философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую бес-      10    противоречивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам» [1].

 

Современный швейцарский философ Д.

 

Мерсье придерживается противоположного мнения. Он считает, что философия не является наукой. Наука не является ни какой-то определенной философией, ни философией вообще.

 

В XX веке философию все чаще выводят за границы науки, за границы познания мира вообще. «Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний», — писал немецкий философ, представитель «философии жизни» В.Дильтей [2]. Французский философ-экзистенциалист А.Камю рассматривает философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на Фундаментальный вопрос философии. Все остальное — имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями — второстепенно» [3]. Многие философы сближают философию с искусством. Испанский философ М.Унамуно (1864-1936) писал: «…философия значительно ближе к поэзии, чем к науке.

 

Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора» [4].    1 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С.29.  2 Дилътей В.

 

Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. // Новые идеи в философии. Спб, 1912. Сб.1.

 

С.122-123.  3 Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.24.  4 Унамуно М.де.

 

О трагическом чувстве жизни. М., 1996. С.26.      Такой широкий диапазон оценок статуса философии — от способности проникновения в первоначала мира до индивидуального самовыражения — свидетельствует о необходимости выяснения соотношения ее с основными формами человеческой духовной деятельности — с наукой, искусством, нравственностью, религией. Вместе с тем можно заметить, что даже в приведенных выше разноречивых суждениях присутствует нечто общее.

 

Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Решая проблему      11    смысла человеческой жизни, философия решает ее как проблему смысла жизни вообще, то есть философия стремится к универсальным, всеобщим ответам. Наконец, противоречивость оценок философии также не случайна, она связана с внутренней противоречивостью самого предмета философии.    Понять специфику философского знания можно, только освоив значительный массив философских учений, имея свой, личный опыт философствования. Но вступить на дорогу философии невозможно, не имея предварительного, «рабочего» определения философии. В самом общем смысле философия — это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира.    Долгое время в отечественной философской литературе бытовало представление о существовании среди множества философских концепций одной-единственной «истинной» философии, которую можно назвать научной. В данном случае российские теоретики оказались выразителями той крайне влиятельной традиции в подходе к философии, которая начала угасать уже в XIX веке. Она выражалась в попытках представить философию либо как науку, раскрывающую общие принципы мироздания, причины появления человека и его сущность, перспективы эволюции всего существующего, либо как универсальную теорию познания, определяющую источник и критерий истинности познания, регламентирующую возможности познания, постулирующую методы познания.    В марксистской отечественной традиции оба этих образа философии были слиты воедино и представлены как единство мировоззренческой и методологической функций философии: философия является системой общих воззрений на мир и одновременно дает в руки ученому эффективный инструмент познания мира.

 

Классическим примером отождествления философии с универсальной наукой о мироздании является «Философия природы» Гегеля. Гегель, исходя из своего образа мира как проекции развивающейся абсолютной идеи, считал, что его философия может диктовать свои выводы специальным наукам, оценивать их достижения, а в ряде случаев и полностью их заменять. Так, он отрицал идеи эволюции в биологии, не согласующиеся с его пониманием развития, отвергал атомизм, критиковал оптику, заново ввел древнее учение о четырех земных элементах (вода, воздух, огонь, земля).    12    Другие философы не пытались подменять философией весь уже сложившийся массив естественных, точных и гуманитарных наук. Философия, с их точки зрения, может стать координатором, посредником между различными областями научного знания, формой обобщения результатов научного исследования. Эта точка зрения была характерна для философов-позитивистов — О.Конта, Г.Спенсера, В.Вундта и др.    Марксизм стремился избежать как философской самонадеянности Гегеля в его взаимоотношениях со специальными науками, так и узости позитивистского подхода, отводящего философии лишь вспомогательную роль в познании мира. С точки зрения В.И.Ленина, вопрос об атомах и электронах есть вопрос, касающийся только физического знания. Философию же интересует вопрос об источнике и методах физического знания. Однако выяснить источник познания невозможно без общего представления о первооснове мира, механизмах изменений и их направленности. Поэтому Ф.Энгельс хотя и ограничил претензии философии в качестве «науки наук», но все же определил ее как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. В основе этого определения лежит представление о тождестве бытия и мышления. Мышление развивается по тем же общим законам, что и окружающий мир, поскольку оно само продукт эволюции материи.

 

Изучив доступные человеческому познанию всеобщие формы мышления, мы тем самым получим ключ, метод к «мировой схематике».    Однако уже в XIX веке «ясный как солнце» образ философии как общей системы знаний о мире и одновременно как универсального метода познания померк. Значительный вклад в дело разрушения столь монолитного образа философии внес И.Кант. Позднее, уже в XX веке, другой философ, испанец Х.Ортега-и-Гассет, назвал всю философию прошлого утопичной. Разрыв между человеком, человеческим миром и природой, который не может быть преодолен с помощью философии, И.Кант выразил в известном, достаточно поэтически звучащем высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [1]. Кант отказался от наивно-      13    го тождества бытия и мышления, он увидел пропасть, лежащую между человеком и миром, осознал трагизм попыток ее преодоления. Уверенность в способности философии найти общие законы природы и мышления для Канта и его более поздних последователей есть лишь проявление непостижимой способности человека выдавать желаемое за действительное, мифологизировать свой жизненный мир.    1 Кант И. Соч. В 6 тт. Т.4. 4.1. М., 1965. С.439-500.

 

Кажущееся и втайне желаемое единство человека и мира давно распалось, и распад этот был осознан кантовской философией со всей категоричностью. Под беспощадным светом кантовской критики «чистого разума» философия утратила ореол универсального знания. Дальнейший критический анализ философии показал, что она не только не имеет права именоваться «наукой наук», но, возможно, к ней неприменимы общепринятые критерии научности вообще.    Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте (верифицировать), но даже опровергнуть («фальсифицировать»). Так, утверждение о том, что в основе всего существующего лежит духовное начало, или же, напротив, нечто материальное, никак нельзя сопоставить с опытом, проверить. Философия равнодушна к отдельным фактам.

 

Исходные положения философских концепций формулируются с помощью предельно общих понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории — более общей теории просто не существует.    Несовместима с привычным образом науки и заметная порой личная пристрастность, «ангажированность» автора. Не согласуются с представлениями о философии как строгой науке и вечные споры об ее предмете, постоянное обращение к собственной истории. Создается впечатление, что философия — это постоянное «повторение пройденного». Фактически каждый философ лишь добавляет к существующей разноголосице в решении проблем свободы, истины, справедливости еще один вариант решения.    Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем.

 

Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке, подобной другим наукам. Тем самым рушатся претензии философии на право    14    выдвигать общие принципы для построения специально-научных теорий, указывать наукам направления исследования, а порой даже и предвосхищать их выводы.

 

Эти необоснованные претензии, долгое время присущие философии, можно назвать натурфилософским стилем мышления или односторонним онтологизмом (онтология — учение о бытии).    Существует и другая форма упрощенного понимания специфики философского знания — односторонний методоло-гизм, сведение всего своеобразия философии к функции, не свойственной исключительно философии. Философия в качестве «всеобщей» науки лишается права на существование, но продолжает функционировать в качестве особой аналитической деятельности, в качестве регулятора научного познания, фактически — в качестве логики и методологии науки.

 

Такая философия отвечает только на вопрос «как познавать?», но не пытается узнать, каков источник познания, его место в человеческой жизни. Другими словами, философия, будучи сведена только к учению о методе познания, к функции регулятора познания, функции «прояснения понятий», лишается своей специфики и становится не отличимой от специальных разработок методов научного познания.    Существует еще одна попытка сохранить за философией статус науки, одновременно закрепив за ней еще и социально-ориентирующие функции, — односторонне-социологический подход к философии.    Односторонний социологизм — еще одна попытка лишить философское знание автономного существования. Сторонники такого подхода не останавливаются на выявлении социальных корней и социальной функции философской концепции, некоторые из них пытаются всю логику движения философской мысли вывести из социальной ангажированности мыслителя.

 

Взгляды основоположников философии марксизма можно характеризовать как умеренный социологизм, допускающий относительную автономность в движении философского знания. Последователям идей Маркса и Энгельса порой изменяло чувство меры. Даже В.И.Ленин критиковал в своих «Философских тетрадях» одного из слишком рьяных сторонников социологического подхода — В.М.Шулятикова, отождествлявшего столкновение материализма и идеализма с борьбой пролетариата и буржуазии. Социологический подход оправдан лишь в определенных пределах, ибо длительное    15    существование определенной философской традиции в истории культуры определяется порой не социальной полезностью этой традиции, но способностью ответить на жизненные запросы отдельного человека, независимо от его социальной принадлежности.

 

Так в понимании специфики философии появляется оттенок психологизма (философия как выражение индивидуальной позиции автора концепции) и аксиологизма. Аксиология (от греч. axios — ценность и logos — учение) — учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, направляющих и вдохновляющих его, определяющих его поведение на протяжении всей жизни.    Существуют ценности нравственные, религиозные, эстетические — благо, справедливость, добро, Бог, красота. Можно ли сблизить философию с искусством, религией, нравственностью?    Философ во многом близок художнику, поэту. По словам М.Унамуно, поэт и философ — братья-близнецы. Художнику, писателю, поэту, как и философу, близки «человеческие» проблемы. Философ порой облекает философские идеи в художественную форму. Достаточно вспомнить, например, такие произведения, как»Кандид» Вольтера, «Посторонний» А.Камю, сочинения Ж.-П.Сартра. Философский трактат «О природе вещей» древний философ-атомист Лукреций Кар облек в форму поэмы. Диалоги Платона принадлежат как истории философии, так и истории литературы. Философской прозой являются художественные произведения Т.Манна, Р.Музиля, М.Пруста, Дж.Джойса, Фр.Кафки, Х.Кортасара, У.Эко и др. Органическим синтезом философии и литературы являются романы Ф.Достоевского и Л.Толстого. С некоторыми философскими идеями нельзя познакомиться иначе, как облекая их в художественную форму.

 

Философские метафоры Ф.Ницше — «сверхчеловек», «воля к власти», «вечное возвращение» — утратили бы богатство смысловых оттенков, если бы были выражены по-иному.

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх