МАРТЫНОВ М И ФИЛОСОФИЯ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНEНИЯ ИЗДАНИE 2-E М 2001 277 С 3

  16. Хрестоматия по философии. Ростов н/Д., 1997.   17. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. М., 1995.   «История философии относится к числу тех областей знания, из которых должна складываться теория познания. Ведь только с помощью истории философии люди смогли понять, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы освоения мыслью действительности, методологическая культура».   «Должное, полноценное знание истории философии уберегает от поверхностных оценок, от ошибок и заблуждений».   12. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ   Зарождение общественно-политической, эстетической и философской мысли на территории Беларуси относится к X-XI вв. и связано с созданием государственности и развитием феодальных отношений. Первые элементы философской культуры находят свое отражение в притчах и обрядовых гимнах, сказках и былинах. Большое значение для развития философской мысли имело распространение письменности на территории Беларуси, что связано с принятием христианства.   В X-XI вв. появляются первые литературные памятники, так называемые «фларигелии» — сборники фрагментов, которые включали мысли античных философов, идеи античного гуманизма, вопросы этики, эстетики, общей психологии. Сохранилось 29 рукописных книг, отдельных грамот и надписей. Среди них такие памятники культуры, как «Супрасльская летопись», «Туровское Евангелие», «Диоптра» и др. В частности, «Диоптра» включала все основные христианские идеи о человеке, его месте в мире и основных ценностях. В тексте есть много цитат из Библии, из произведений восточнохристианских отцов церкви. В «Диоптре» утверждается идея изменения Вселенной, все связано со временем. То, что прошло, уже не существует, то, что есть, — мгновенно, а будущее непредсказуемо и неизвестно. На территории Беларуси распространились произведения, общие для русской, белорусской и украинской культур. Среди них — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», сочинения митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха и др.   Развитие общественно-политической мысли в Беларуси в XI-ХIII вв. сопровождалось распространением просветительских идей. Возникло движение «нехтивцев», представители которого посвящали всю свою деятельность и жизнь просветительству общества (К. Смолятич, К. Туровский, Е. Полоцкая). Просветительские идеи отражены в таких памятниках XII в., как «Полоцкое Евангелие», «Послание Климента Смолятича», «Сочинения» К. Туровского, «Сказание о Христе и Антихристе» и др. Христианская идеология принесла на белорусскую землю не только образованность, письменную культуру, но и жестокие нравы. Распространение христианства на славянских территориях происходило в борьбе с еретиками, характеризовало собой противоположность мировоззрений христиан и язычников.   Особенное развитие получили ереси в ХIV-ХV вв. Движение еретиков связано с критикой идеологии церкви, выступлениями против духовного угнетения, утверждением принципа веротерпимости и ценности человека. Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Развитие светской культуры встретило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности, результатом борьбы католической церкви против реформаторских идей явилась Брестская уния (1595), которая узаконила и усилила католическую реакцию.   Видный представитель эпохи вольнодумства — Франциск Скорина (ок. 1490-1541 гг.). Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали атмосфере эпохи Возрождения. Получив блестящее образование, Ф. Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представители духовенства имели право на чтение текстов священной книги, их интерпретацию). Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Библии, было прямым вызовом церковным порядкам. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования и идеи, которая утверждает достоинство человека. Заслугой Скорины является то, что он печатал книги и излагал свои взгляды на белорусском языке, тем самым, содействуя развитию национальной культуры.   Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный (ок. 1530-1593 гг.). Мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить «глупости переписчиков» и «хитрость еретиков», как «ошибки прежних переводчиков». Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения.   Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского (1634-1689 гг.) в мрачную эпоху господства католической церкви в Речи Посполитой. Лыщинский казнен за распространение атеистических мыслей. Его рукопись «О несуществовании Бога», которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена.   В ХVI-ХVIII вв. в Беларуси усилилась свободолюбивая тенденция в развитии общественно-политической мысли, получили распространение идеи, которые развивали С. Щадурский, К. Нарбут, Б. Добшевич и др. Они протестовали против церковного угнетения, схоластики, отстаивали права человека на свободу мысли и действий. К концу XVIII в. Беларусь вошла в состав России, что дало новые возможности для развития духовной жизни под воздействием русской культуры. Постепенно расширялось движение против церковного засилья и власти помещиков. Оно характеризовалось рядом крестьянских бунтов, среди которых особо выделяется крестьянское восстание во главе с Кастусем Калиновским (1838-1864 гг.). Идеи революционных демократов нашли свое отражение и в литературе того времени (Ф. Богушевич, Я. Лучина, М. Богданович).   В 80-е гг. XIX в. на территории Беларуси начинают распространяться идеи марксизма, главный принцип которых — обоснование революционного преобразования общества. В разное время здесь работали известные марксисты И. В. Бабушкин (1900-1917 гг.), А. Ф. Мясников (1917-1919 гг.).   После революции 1917 г. центрами развития философской мысли становятся Белгосуниверситет, Коммунистический университет, Инбелкульт (с 1929 г. Академия наук). Там работали известные профессора Б. Э. Быковский, С. Я. Вольфсон, С. З. Каценбоген. В 1923 г. было организовано марксистское товарищество, а в 1927 г.- товарищество историков-марксистов. В 1921 г. издан первый учебник по диалектическому материализму С. Я. Вольфсона (выдержал семь изданий).   В философии советского времени можно выделить отдельные периоды, основой для которых служит развитие тех или иных проблем и вопросов. Так, 20-30-е гг. характеризуются интересом к анализу отношений философии и собственно наук, разработками проблем категориального аппарата и методов философской науки. Белорусские философы участвовали в дискуссии против формализма и механицизма.   30-е гг.- период активизации движения так называемых националистов, которые выступили против социалистической идеи и политики, рассматривали белорусскую нацию как особенную, что вело к самоизоляции. Но эти идеи не получили распространения.   Основная задача философской науки в советское время постепенно сводилась к популяризации идей марксизма-ленинизма, прославлению успехов на пути строительства социалистического общества, пропаганде идей о процветании наций и культур, прогрессивных изменений в социальной сфере. Одновременно критиковалось буржуазное общество, его идеология и наука. В философских разработках, посвященных проблемам социального развития, преобладала абсолютизация классового подхода, научная аргументация часто заменялась навешиванием политических ярлыков. В развитии общественно-политической мысли сталинского периода выявилась чрезмерная идеологизация философской науки, что привело к снижению ее познавательных функций, в значительной степени ослабило эвристические возможности философского мышления.   В 50-80-х гг. белорусской философской мыслью разрабатывались проблемы диалектики и ее законов, вопросы логики и методологии научного познания и др. Значительное место в философии этого периода занимают вопросы истории философии, в том числе и истории философской мысли Беларуси. Белорусские ученые издали ряд трудов, посвященных таким мыслителям, как С. Будный, Я. Белобоцкий, Ю. Доманевский, М. Смотрицкий, Л. Филипович, К. Нарбут, К. Калиновский и др.   В последние десятилетия значительный вклад в развитие философской мысли внесли белорусские философы К. П. Буслов, В. И. Степанов, И. Н. Лущицкий, Д. И. Широканов, Е. М. Бабосов, А. С. Майхрович, С. А. Падокшин, B. C. Степин, А. В. Бодаков, В. М. Конон и др. В истории развития философской мысли Беларуси отражались этапы ее общественного развития, а сама философия выступала активным фактором социального и духовного развития белорусского народа, его культуры.   Литература   1. Блiхарж Р. I., Краўчанка Л. Р., Мартынаў М. I. Фiласофiя: Кароткi курс лекцый. Мн., 1993.   2. Дорошевич Э. К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии. Мн., 1971.   3. Дубровский В. В. Казимир Нарбут. Мн., 1979.   4. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии (дооктябрьский период). Мн., 1977.   5. Из истории свободомыслия и атеизма в Белоруссии. Мн., 1978.   6. Качаноўскi У. У. Гiсторыя культуры Беларусi. Мн., 1994.   7. Короткая Т. П. Религиозная философия в Белоруссии начала ХХ века. Мн., 1983.   8. Лушчыцкi I. Нарысы па гiсторыi грамадска-палiтычнай i фiласофскай думкi ў Беларусi ў другой палове XIX ст. Мн., 1958.   9. Майхрович А. С. Поиск истинного стиля человека. Мн., 1992.   10. Мальдзiс А. На скрыжаваннi сялянскiх традыцый. Мн., 1990.   11. Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi. Мн., 1996.   12. Нарысы гiсторы Беларусi: У 2 ч. Мн., 1995. Ч. 2.   13. Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. Мн., 1973.   14. Падокшын С. А. Фiласофская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi. Мн., 1990.   15. Памятники философской мысли Белоруссии XVII — первой половины XVIII в. Мн., 1991.   16. Філаматы і філарэты: Зб. // Уклад., пер. польскамоўных твораў, прадм., біягр. давед. пра аўт. і камент. К. Цвіркі. Мн., 1998.     «Наш разум имеет определенные, присущие ему законы, в соответствии с которыми и поступает он в своих действиях».   «… когда рассматриваем природу человека, мы не должны рассматривать его вне общества, а наоборот, как члена общества, и только тогда исследовать естественное право, только тогда применять его к обществу и ко всякому коллективу в частности».   «Представления о всех предметах, которые только может иметь человек, приобретаются им благодаря обучению или применению этих предметов; ничего врожденного нет».   1. Назовите наиболее ярких представителей и выразителей свободолюбивого мировоззрения последней четверти XVIII в. Какие социально-этические проблемы находились в центре внимания белорусских мыслителей XIX в.? Кто такие филоматы и какое влияние оказали их идеи на формирование революционно-демократической идеологии?   2. Раскройте основное содержание идейных, нравственно-эстетических позиций В. Дунина-Марцинкевича, К. Калиновского, Ф. Богушевича, Я. Лучины, А. Гуриновича и др. видных представителей белорусской мысли.   3. Какие национальные проблемы были в центре внимания философов Беларуси в начале XX в.? В чем философско-гносеологическая сущность воззрений Я. Купалы, Я. Коласа, Э. Пашкевич (Тетки), М. Богдановича, Т. Гартного?   4. Охарактеризуйте состояние философской и общественно-политической мысли в Беларуси в XX в. Какие основные философские проблемы разрабатывались и актуальны сегодня? Каковы перспективы развития философии в условиях становления белорусской государственности? В чем специфика национально-философской субъективности в историческом контексте связи ее с философскими культурами других народов?   ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Историческое прошлое философии, как и настоящее, представлено разнообразными философскими учениями, школами, направлениями, течениями. Они по-разному отвечали и отвечают на основные философско-мировоззренческие вопросы. Отсюда и постоянные споры, дискуссии, иногда весьма резкие столкновения различных точек зрения. Однако, как отмечал еще Гегель, «многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии — возможности философии,- а … наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии …, является ее существенной чертой».   Существуя в исторической и преемственной связи, все философские учения образуют систему поступательного движения от неразвитого знания к более развитому, включая, удерживая и разворачивая все положительное, накопленное каждым из них. Поэтому история философии есть не только способ существования философского знания, а является своеобразной реконструкцией возникновения, становления и развития теоретически рационализированного мировоззренческого мышления. И эта форма познавательно-оценочной деятельности выступает как социально-практическая потребность выявить и определить не всегда явные, но весьма существенные связи и отношения реальной природы и реальных людей, найти закономерности с тем, чтобы в определенной мере способствовать их культурно-цивилизованному изменению.   ГЛАВА III   ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА     §1. Бытие. Субстанция. Материя   Впервые категорию «бытие» ввели древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «теперь» и стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Так, Парменид рассматривал бытие как неизменное, единое и неподвижное. Гераклит видел в нем мир, который развивается. Именно через эту категорию они определяли отношения человека к окружающему миру, но сам мир видели по-разному.   Если Парменид и Гераклит под бытием понимали весь мир, то Демокрит отождествлял бытие с простыми, неделимыми физическими частицами — атомами. Для него бытие — это основа мира, а не весь мир. Множество, богатство мира Демокрит объяснял существованием бесконечного множества атомов.   Платон под бытием понимал нечто вечное и неизменяемое, что может, быть познано только разумом, а в результате свел бытие к бестелесному созданию — идее. Платон противопоставил чувственное бытие (мир реальных вещей) чистым идеям — бытию идей.   Аристотель преодолел платоновское противопоставление чувственного бытия и действительного бытия (бытия идей). Он отверг учение об идеях как сверхъестественных и самостоятельных сущностях, которые не связаны с бытием отдельных вещей (чувственное бытие), и предложил различать разные уровни бытия (от чувственно-конкретного до всеобщего).   Взгляды древнегреческих философов на проблему бытия выявили два разных подхода: в первом случае проблема бытия ограничивалась самой природой (земной мир и космос), в другом подходе в определении содержания и сущности бытия выявилась абсолютизация знаний об объективно-чувственном мире — вечных, бестелесных идеях. Но было и общее в этих взглядах — это разграничение бытия и небытия.   Бурное развитие науки, техники и производства (ХУII-ХУШ вв.) отразилось и на понимании бытия, которое стало рассматриваться как материальная (вещественная) реальность, как природа, которая противостоит человеку и осваивается человеком в процессе его деятельности. Господство в этот период механики привело к тому, что сама природа (как бытие) трактовалась как сложная система, в которой происходят только механические изменения.   Развитие научных знаний, расширение и обогащение духовного мира человека выявили ограниченность физикалистских представлений о бытии. Прежде всего, надо отметить рационализм Декарта, который много внимания уделял гносеологическим (познавательным) отношениям человека к миру. Особенно полное развитие этот новый подход к пониманию бытия получил в немецкой классической философии (Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг). Так, для Канта бытие — это не особенность вещей, а способ связи человеческих понятий и суждений. У Гегеля оно совпадало с начальным этапом развития идеального (абсолютной идеи). У Фихте — создавалось деятельностью человека. Шеллинг видел бытие в свободной духовной деятельности человека.   Односторонность немецкой классической философии в понимании бытия, абсолютизация объективно-идеального, духовного мира человека очевидна. Но положительным моментом при этом явилось то, что духовный мир человека (и сам человек с его сознанием и самосознанием) был включен в структуру бытия. Прежняя онтология бытия (отождествление бытия с природой) была отвергнута, а не заполнена духовным. В определенной мере такое видение проблемы бытия характерно и для некоторых современных философских систем. Так, экзистенциализм в раскрытии сущности бытия исходит из рассмотрения приоритета содержания сознания над материальным бытием. Особенно это видно во взглядах основателя экзистенциализма Кьеркегора, который считает, что предметное бытие выражает собою «ненастоящее существование» человека. Но заслугой экзистенциализма является то, что он впервые поставил вопрос об ограниченности гуманизма в фундаменте научно-технической цивилизации. Положительным является и то, что экзистенциализм обосновал уникальность (единичность) каждого человека, что требует видеть и уважать в каждом человеке неповторимое существо, но при этом была отвергнута общественная сущность человека. Педагогическая деятельность предполагает признание единства единичности (уникальности) и общности человеческого в каждом человеке.   Марксистская философия рассматривает проблему бытия многогранно, на основе диалектико-материалистического решения основного вопроса философии, признания многоступенчатости бытия, взаимосвязи уровней, которые нельзя свести в одно. Бытие — это философская категория, которая обозначает единство всего существующего (природа, общество, человек с его духовным миром). В содержание этого понятия входят материальный мир (вещественный и предметный), социальные процессы (общественное бытие и общественное сознание) и творческие акты (память, чувство, воля, идеальное моделирование). Таким образом, марксистская философия не сводит проблему бытия ни к предметно-вещественному (чувственному) миру, ни к сознанию человека (объективно-идеалистический подход), признается не только единство нескольких уровней бытия, но и первичность природного (материального бытия) в рамках основного вопроса философии.   Основные формы бытия. Различают несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) и природы, «второй природы», общества, человека и всего духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное и внеиндивидуализированное духовное.   Учение о бытии дает представление о богатстве мира, но рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как сосуществующие. Единство мира при этом признается, но не выявляется основа, сущность этого единства. Это и привело философию к выработке таких категорий, как субстанция и материя.   Проблема субстанции. Дуализм и монизм. Представления о субстанции и материи нельзя разделить на какие-то отдельные моменты. В процессе исторического развития эти понятия формировались параллельно, дополнялись друг другом.   Заметим, что субстанция (лат. substantia — сущность, нечто такое, что лежит в основе) — философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего (бытия).   Представления о субстанции как о какой-то предельной основе мира, о чем-то постоянном и самостоятельно существующем сформировались уже в античной философии. Опираясь на опытные знания, на простое созерцание мира, древние философы высказывали суждения о том, что все явления мира, которые окружают человека, имеют какую-то первооснову, неизменную и неистребляемую субстанцию.   Демокрит и Эпикур, например, считали, что тела состоят из неделимых, частиц (атомов), которые различаются только по величине, форме, положению и весу.   Идея найти «кирпичики мироздания» получила наибольшее развитие в естествознании XVII-XVIII вв. Это проявилось в поисках «флогистона», «теплорода» и т.д. При этом считалось, что материя как субстанция существует первично и рядом с конкретными вещами и явлениями. Современная наука дает основания утверждать, что субстанция не существует отдельно от вещей и явлений.   В философии рядом с материалистическим складывалось и религиозно-идеалистическое понимание субстанции. Так, представитель объективного идеализма Платон весь реальный мир делил на мир идей (первопричина) и мир чувственных вещей (материальный). Спиноза, отождествляя субстанцию с Богом, а Бога с природой (пантеизм), сделал вывод, что природа — это единая, вечная и бесконечная субстанция, которая не требует какого-либо иного начала. Она — причина единичных вещей и причина самой себя.   Таким образом, идеализм отрицает понятие материальной субстанции и первичность ее бытия. Первопричиной бытия признается духовная субстанция: сознание индивида (Беркли) или «абсолютная идея» (Гегель).   Марксистское, диалектико-материалистическое учение о субстанции связано с отождествлением в определенном смысле субстанции и материи. Материя выступает как субстанция тогда, когда противопоставляется всем конкретным формам своего существования, включая и такое ее свойство, как сознание. В качестве субстанции материя выступает как «объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует». Значит, признание субстанциональности и абсолютности материи эквивалентно принципу материального единства мира.   Такие свойства материи, как ее несотворимость и неуничтожимость, бесконечность в пространстве и времени, способность по причине своей внутренней противоречивости к саморазвитию, — субстанциональны. Категория субстанции необходима для научно-теоретического анализа действительности единого материального мира.   В истории философии можно выделить два противоположных подхода в решении вопроса о субстанции: монизм и дуализм.   Монизм (от греч. monos — один, единичный) — философский взгляд на мир, который основывается на единой субстанции (основе) всего существующего. В рамках основного вопроса философии материалистический монизм характеризуется тем, что в качестве первоосновы мира признает материю, а сознание (идеальное) ставит в зависимость от нее, сознание признается как свойство материи. Для идеалистического монизма субстанцией является сознание индивида, всемирный разум, абсолютная идея.   Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — философское учение, которое признает две субстанции (материю и сознание), независимые одна от другой, т.е. материальное и идеальное. Декарт как основоположник дуализма считал, что психические и физиологические процессы развиваются самостоятельно.   Для Нового времени характерен так называемый гносеологический дуализм, который базируется на отрицании взаимосвязи субъекта и объекта, противопоставлении этих понятий, что ведет к агностицизму.   Диалектический материализм, являясь наиболее развитой формой материалистического монизма, исходит из того, что все явления реального мира представляют собой разные виды и проявления движущейся материи. Тем самым преодолеваются как идеалистический монизм, так и дуализм.   §2. Формирование научно-философского понятия материи   Понятие материи является фундаментальным как для философии, так и для естествознания. Их связь при решении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определила этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло отражение в существовании основных исторических форм материализма.   Можно выделить несколько этапов в развитии взглядов на материю: античная философия, эпоха Возрождения и позднейшее развитие философии и естествознания, марксистская философия.   В античности философия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщений повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этот период заключалась в том, что какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира).   Такой взгляд на материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира: вещи возникают в результате соединений и разъединения указанных элементов.   Для Демокрита материя — это атомы, которые имеют свою противоположность — пустоту (то место, где нет атомов). Они не обладают какими-нибудь качествами, а только отличаются друг от друга величиной. По Демокриту, все состоит из атомов, в том числе и душа.   Последователь Демокрита — Эпикур наделил атомы самодвижением. Он объяснял, что они в своем движении могут случайно нарушать закономерные траектории. Это имело большое значение для того, чтобы объяснить связь между движением и развитием. Атомистическая гипотеза материи оказала влияние на развитие естествознания, получила широкое распространение в науке Нового времени.   Аристотель под материей понимал какой-то бесформенный, лишенный активности субстрат (то, на чем все держится), который приобретает движение и деятельность только после соединения с формой, т.е. Богом.   Средневековая философия в разработке понятия материи не достигла уровня древнегреческой, однако она сосредоточила внимание на духовной жизни человека, что содействовало развитию и обогащению содержания понятия сознания.   Второй этап в становлении взглядов на материю связан с дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась с веществом, атомами. Русский ученый Д.И.Менделеев отмечал, что вещество (или материя) имеет вес, массу и т.д.   Н.Коперник и Д.Бруно в своих работах возродили представления греческих философов о внутренней активности материи. Д.Бруно считал материю единым началом всего существующего, утверждал, что для природы Бог не нужен. Он высказывал идеи о единой бесконечной субстанции, из которой возникает множество миров. Такие мысли созвучны проблеме материального единства мира.   Развитие в XVII-XVIII вв. математики и механики содействовало изучению природы и обогащению представлений о материи. Материи приписывались такие свойства, которые изучались на основе механики Ньютона: протяженность, непроницаемость, инерция, вес, неизменная механическая масса и др.   На основе механистического понимания материи природа представлялась в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы. Абсолютизация роли законов механики при познании материи привела к забвению представлений античной философии о самодвижении материи. На вопрос, что заставляет материю двигаться, был дан ответ — первотолчок. Но что это такое? Значительную часть своей научной деятельности Ньютон посвятил поиску ответа на этот вопрос. Механицизм требовал наличия источника движения материи в механистической картине мира за ее пределами, вне материи.   Важно при этом подчеркнуть и то, что механистические представления о материи нельзя было распространить на общественные и духовные процессы, понять процесс развития материи до возникновения сознания. Сознание просто соотносилось с материей, но между ними не налаживалась связь на научной основе. Отсутствовал взгляд на бытие как развитие единой природно-социальной системы. В результате «материя» и «сознание» метафизически противопоставлялись друг другу, рассматривались вне развития, как застывшие, неизменные.   Третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира. И связаны они в значительной мере с деятельностью К.Маркса и Ф.Энгельса. Новое объяснение материи, а точнее диалектики материи и сознания, позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку.   По Ф.Энгельсу, материя бесконечна не только в количественных, но и в качественных отношениях. Ей присущи противоречивость и самодвижение. Это активное начало мира. Материя первична по отношению к сознанию, которое является результатом развития материи. Мир — это материальный мир со множеством вещей и явлений, которые остаются и исчезают, отражаются в сознании человека, но существуют независимо от него, объективно.   Материя — понятие, философская категория, считал Ф.Энгельс, которая отражает, обозначает своим содержанием то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды, — объективность их существования.   Материя не существует вне вещей как что-то, положенное рядом. «Материя как таковая, — считал Ф.Энгельс, — это — чистое создание мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от определенных существующих материй, не является чем-то чувственно существующим». Каждая чувственно, реально существующая вещь (в современных представлениях — вещество и поле) существует объективно, т.е. вне и независимо от человека. И это общее свойство всех элементов мира и есть материя. Это общее нельзя воспринимать чувственно, а только при помощи разума. Отсюда определение Ф.Энгельсом материи как абстракции, философской категории.   Новое понимание материи позволило К.Марксу и Ф.Энгельсу сформулировать принцип материалистического понимания истории, понять диалектику материи и сознания, показать эти категории как очень широкие, которые позволяют понять не только сущность отношений человека к миру, но и самого человека. При этом в методологическом отношений не имеет значения, каким подходом пользоваться при анализе исторического процесса — формационным или цивилизационным, поскольку сознание — это не только свойство высокоорганизованной материи (мозга), но и продукт общественной жизни, отражение материального бытия людей. Мир есть материя, которая закономерно развивается, а сознание — закономерный результат этого развития. Мир един.   В.И.Ленин, анализируя кризис в естествознании, главным образом в физике, возникший на рубеже XIX-ХХ вв., в работе «Материализм и эмпириокритицизм» пришел к выводу: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его; которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».   Выражение «кризис в естествознании» не совсем точно характеризует ситуацию. Естествознание (а также и физика) развивалась довольно успешно. Кризис наблюдался в философском осмыслении новых открытий. Прежнее понимание материи не могло «работать» по той причине, что вместе с таким видом материи, как вещество, был открыт другой ее вид — поле. Более того, эти виды материи не только взаимосвязаны, но и при определенных условиях преобразуются один в другой. Вещество охватывает только те объекты и системы, которые обладают массой покоя. Фотоны, нейтроны и другие элементарные частицы массы покоя не имеют. Именно по этой причине к ним нельзя было применить старое понимание материи.   Таким образом, категория «материя» одновременно выполняет и гносеологическую, и методологическую функции, поскольку:   1) материя определяет сущность мира и является основой единства мира;   2) логика вещей (объективного) мира определяет логику понятий, знаний человека, формируя их в единую систему (научная картина мира);   3) материальная деятельность человека — источник познания и критерий достоверности знаний, поскольку сознание является отражением, образом объективной реальности. Диалектико-материалистическое понимание материи мировоззренчески и методологически ценно не только для естествознания, но и для социальной практики. Оно позволяет рассматривать общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческого общества, которое представляет собой единство материальных и духовных факторов: общественное сознание — отражение общественного бытия, но и общественное сознание воздействует на общественное бытие, изменяет его в процессе человеческой деятельности.   Современное естествознание, а также обществоведение, исследуя разные системы материального и духовного мира, расширяют наши представления о структуре и свойствах материи.   Философия о разнообразии и единстве мира. Научная картина мира. Материальное единство мира чаще всего рассматривается в трех аспектах: субстанциональном, атрибутивном и генетическом.   Для материи как субстанции характерно качественное разнообразие, что связано со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия.   С субстанциональным единством мира связано атрибутивное его единство, которое проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойств), как движение, развитие, пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.   Генетическое единство мира связано со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие. Признание всеобщности саморазвития делает излишними представления о каких-то внешних силах (первотолчки, вечный двигатель, абсолютная идея, Бог и т.д.) для генезиса материи как объективной реальности. В процессе развития материальных систем материальное единство мира сохраняется, но это не значит, что мир остается постоянно одним и тем же.   Сущность диалектико-материалистической концепции материального, единство мира заключается в следующем:   * мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;   * мир представляет собою единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;   * мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется, она вечна, несотворима и неуничтожима. Источником движения и развития являются внутренние противоречия (для конечных материальных систем — внутренние и внешние);   * развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы — неорганический мир, органический мир и общество;   * материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики). Принцип материального единства мира пронизывает содержание всех принципов, законов и категорий диалектики, выступая всеобщей методологической основой познания, преобразования и объяснения мира.   Диалектико-материалистическая концепция единства мира не ограничивается абстрактными постулатами, а обобщает и опирается на данные естественных и общественных наук, являясь для них общей методологией.   Принцип материалистического понимания истории расширил представления о единстве мира, позволил рассматривать развитие общества как естеетвенно-исторический процесс.   §3. Понятие движения. Движение и развитие   Понимание движения как способа существования материи сложилось в XVII в. Эта категория в диалектическом материализме обозначает разные типы изменений. «Движение, в применении к материи, — считал Ф.Энгельс, — это изменение вообще». Оно может быть качественным или количественным. Механическое движение — один из случаев количественных изменений.   Диалектический материализм рассматривает движение материи как ее атрибут, способ существования. Движение неотъемлемо от материи, материя без движения невозможна, как и движение без материи. Движение поэтому также несоздаваемо и неуничтожаемо, как и сама материя.   Движение вместе с тем представляет собой противоречивое единство абсолютного и относительного. Абсолютность движения определяется всеобщностью его как способа бытия материи. Движение есть всегда там, где есть материя. Всеобщность движения материи отражается в сознании (знаниях человека). Отрыв движения от материи и отождествление его с энергией характерны для энергетизма, который отрицает научное определение энергии как меры движения материи.   Из закона сохранения и превращения энергии вытекает, что движение (и энергия) не может исчезнуть, а только переходит из одной формы в другую. Противоположной точки зрения придерживались сторонники так называемой «теории тепловой смерти Вселенной».   Как видим, движению присущи объективность, всеобщность, абсолютность, неуничтожимость и несотворимость, противоречивость. Вместе с тем выделяют два типа движения. Первый связан с сохранением вещества, когда происходят только количественные изменения. Второй — с переходом вещества от одного качества к другому. А это и есть не что иное, как развитие, переход от старого качества к новому через отрицание отрицания.   Основные формы движения материи. Качественное разнообразие веществ и процессов материального мира, наличие различных уровней материальных и социальных систем, неотъемлемость движения от материи находят свое проявление в формах движения материи. Заметим, что под формой движения материи понимают движение с материальным носителем, который охватывает явления, что обладают определенным качественным единством и подчиняются одним и тем же законам (основным закономерностям).   Такие открытия в естествознании XIX в., как закон сохранения и превращения энергии, клеточная теория строения живых организмов, а также политические процессы в странах Западной Европы выявили философско-методологическую необоснованность существовавших взглядов на природу и социальный мир, в том числе и на проблему движения и развития. Учитывая это, Ф.Энгельс выделил пять основных форм движения материи: механическую (перемещение макротел в пространстве), физическую (тепловые, электрические, магнитные и другие процессы), химическую (взаимодействие атомов и молекул), биологическую (развитие и функционирование живых организмов) и социальную (развитие общества).   Все формы движения материи связаны между собой генетически и структурно. Генетическая связь проявляется в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших и представляют их синтез.   Известно, что научные представления о мире будут развиваться и дальше. Энгельсовская классификация форм движения материи в какой-то степени дополнится, однако как методологическая основа она сохранится.   Все большую методологическую значимость приобретает принцип материального единства мира, который предполагает наличие разных форм движения материи и их взаимосвязь.   Выделение движения как атрибутивного свойства материи недостаточно для описания бытия материальных вещей и процессов. В ходе движения, развития одни вещи возникают, другие — исчезают. Для выявления этого бытия материи, материальных систем, вещей в истории философии сформулировались понятия пространства и времени.   §4. Пространство и время   Субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени. В нашей повседневной практике пространство и время — это нечто простое и очевидное. На самом деле это совсем не так.   В отдельных направлениях философии, а также в классической физике, пространство и время отделялись от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения вещей. Наиболее ярко такой взгляд отстаивал Ньютон. Время он называл абсолютным и рассматривал его как обычную продолжительность, на которую проецируются изменения вещей. Представления об абсолютных пространствах и времени были неразрывно связаны с пониманием движения, которое признавалось вторичным в отношении покоя.   Для классической механики такой взгляд не имел значения, однако содействовал формированию религиозных и идеалистических взглядов на пространство и время, поскольку они трактовались как внешние условия бытия вещей.   Диалектический материализм исходит из того, что пространство и время являются атрибутами материи, формами ее бытия, характеризуют материю в единстве.   Пространство — это философская категория, которая выражает протяженность, взаимное расположение материальных объектов и их элементов (частей).   Время — это философская категория, которая выражает продолженность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния. Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи.   Абсолютность пространства и времени заключается в том, что они являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Науке неизвестно бытие материальных систем вне пространства и времени. Но пространству и времени присуща и противоположная характеристика — относительность, которая указывает на связь пространственных структур и ритмов времени с состоянием движущейся материи, характером взаимодействия материальных объектов (систем) и т.д.   Относительность пространства и времени наиболее полно проявляется в специальной (СТО) и общей (ОТО) теории относительности А.Эйнштейна. Так, специальная теория относительности исходит из того, что при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются (сжатие стержня), а ритм течения времени замедляется. Общая теория относительности подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи и выявила, что пространство и время характеризуют бытие материи как пространственно-временное отношение, т.е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движущейся материи, а зависимость пространства и времени от движущейся материи и друг от друга. Кроме того, пространство и время имеют и специфические свойства. Для пространства — это трехмерность и обратимость. Для времени — одномерность и необратимость. Чтобы лучше понять значение категорий, о которых идет речь, надо знать, что в истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциональная и релятивистская.   Субстанциональная концепция берет начало от Демокрита, который бытию атомов противопоставил пространство как то место, где еще нет атомов. Его мысль продолжил Ньютон. Пространство и время рассматриваются (субстанциональная концепция) как сущности (субстанции), существующие вне материи, рядом с ней. Такого взгляда могут придерживаться как материалисты, так и идеалисты, ибо первые признают пространство и время существующими объективно, другие — объявляют эти категории отдельной субстанцией, порожденной сознанием.   Релятивистская концепция идет от Аристотеля, и получила дальнейшее развитие у Лейбница, который считал, что пространство и время характеризуют порядок размещения тел (пространство) и последовательность их изменения (время). Таким образом, пространство и время являются объективными, независимыми ни от человека, ни от человечества формами бытия движущейся материи.   Специфика пространства и времени соотносится и с социальными процессами. На разных этапах развития цивилизации формируются разные пространственные сферы жизнедеятельности человека. Сейчас наметилась тенденция к усилению общечеловеческих факторов в развитии общества, стремление к планетарному пространству. Меняет социальное пространство и выход человека в космос, создание ноосферы, а также единой биотехносоциосферы.   Материальный мир неисчерпаем, а поэтому неисчерпаемы и пространственно-временные формы его существования.  ГЛАВА IV  ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ     §1. Диалектика и ее альтернативы. Концепция развития.   Каждая философская система ставит и решает два вопроса: «что существует и как это «что» существует? Первый вопрос связан с бытием, субстанцией, материей и сознанием. Ответ на второй вопрос принято называть проблемой метода.   Познавая мир, человек получает знания, однако они нужны не сами по себе, а для дальнейшего познания, преобразования мира с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. Знания, используемые человеком в своей деятельности, называют методом (греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение). Диалектику в качестве метода можно определить как систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. Методы построены из знаний, а поскольку знания бывают разной степени общности (частные, общие и всеобщие), соответственно и методы: можно разделить на частные (методы физики, биологии, химии и т.д.), общие, применяемые в нескольких науках, и всеобщие — философский метод, раскрывающий единые принципы бытия природы, общества и мышления. Всеобщий метод используется в каждом виде деятельности, во всех отраслях знаний, обеспечивая общую стратегию, генеральную программу деятельности.   Впервые в истории философии целостная концепция диалектики была разработана в немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Гегелю, который «…представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть, внутреннюю связь этого движения и развития»‘.   В XIX в. развитие естествознания было связано с переходом опознания вещей к изучению связей и процессов, что потребовало соответствующего философского метода — материалистической диалектики.   Действительно, диалектические идеи и принципы были необходимы в виде философской основы для космогонии (И. Кант, П.С. Лаплас), химии (Д. Дальтон), геологии (М.В. Ломоносов, Ж. Кювье и др.).   §2. Диалектико-материалистический метод.   Основные принципы диалектики   Потребности естествознания второй половины XIX в. в философcких обобщениях и методологии показали, что ни метафизика, ни гегелевская диалектика не отвечают запросам времени. Кроме того, остро стояла проблема выявления, определения общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был философский метод, который вытекал бы из материального единства мира.   К. Маркс увидел в гегелевской диалектике рациональное зерно: принцип движения и развития через противоречия. Об отличии гегелевской диалектики от диалектико-материалистического метода К. Маркс говорил: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью»‘. У Гегеля идеальное создает все, у Маркса идеальное — это материальное, перенесенное в человеческую голову и переработанное в ней.   Основное содержание метода. Вначале следует отметить, что материалистическая диалектика составляет ядро диалектико-материалистического мировоззрения, метод изучения, раскрытия закономерностей, тенденции развития и преобразования действительности. Диалектика одновременно является и теорией, и методом.   Материалистическая диалектика, общая теория развития, как и любая другая наука, представляет собой систему принципов, законов и категорий.   Принцип объективности и всеобщности. Этот принцип вытекает из материалистического решения основного вопроса философии, материального единства мира и из понимания сознания как отражения бытия материи. Сознание не только отражает мир. С помощью сознания человек создает гипотезы и образно мыслит. Но в ходе деятельности он сначала должен сконцентрировать внимание на бытии самого предмета, процессе; раскрыть объективные законы движения и развития. При этом нельзя забывать о единстве противоположностей — материи и сознания. Объективное по содержанию сознание остается субъективным образом объективного мира. Требование всеобщности и универсальности связано с единством природы, общества и мышления.   Принцип всесторонности. Главный недостаток метафизики — односторонность рассмотрения вещей и процессов. Диалектика исходит из того, что каждая вещь, явление — это множество связей и отношений.   Принцип всесторонности нельзя рассматривать упрощенно, как необходимость и возможность познать явление сразу. Следует иметь в виду, что знания человека всегда относительны, постоянно развиваются. Принцип всесторонности предостерегает нас от попытки превращен; относительных знаний в абсолют, догму. Дело в том, что догматизм это не исторический и не диалектический, а схематический и закостенелый тип мышления, при котором теоретические и практические проблем анализируются без учета конкретных обстоятельств, места и времени   Принцип развития. Это, по существу, главный принцип материалистической диалектики, ибо ее можно определить как науку о развитии Принцип развития синтезирует, объединяет все остальные принцип диалектики.   Развитие — это движение и изменение, но таких признаков для определения термина недостаточно, потому что движения и изменение могут быть не связаны с качественными изменениями, а выражаться только в количественных. Значит, развитие — это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные её противоречиями. Поскольку в философии существовали и существуем два противоположных метода — диалектика и метафизика, поскольку и развитие можно характеризовать с двух противоположных позиций . Однако заметим, что развитие не есть развитие «вообще». Оно всегда связано с конкретными материальными или идеальными системам Разнообразие же мира отражается в разнообразии развития, которое бывает прямолинейным и зигзагообразным, ускоренным и замедленным т.д. «Чистое» протекание процесса можно представить только абстрактно . В философии выделяются две главные линии развития: прогресс и регресс.   Прогресс (от лат. progressus)- движение вперед, успех- направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от самого простого к более сложному, совершенному.   Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему. В общественной жизни это может быть застой в развитии экономики, политики и духовной сферы.   Возможность регресса в обществе связана со сложностью и противоречивостью исторического процесса, с проявлениями субъективизма (чего нет в природе), а поэтому история идет зигзагами и крутыми дорогами, выстраивается в общую линию развития: смена цивилизаций переход от одной общественно-экономической формации к другой.   Дальнейшее обоснование принцип развития, как и вся диалектика получает в категориях и законах диалектики.   §3. Категории диалектики   Категории — элементы диалектики. Через них раскрываются отношения, которые принадлежат не отдельным предметам или процессам, а всему бытию. Философские категории (от гр. kategoria — высказывание, примета) — это фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной, социальной действительности и познания. В категориях (и не только философских) человек систематизирует знания.   Развитие категорий нужно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как обогащение содержания уже сформированных категорий и, во-вторых, как появление новых категориальных форм: по мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями.   Всеобщая диалектическая противоречивость и единство материального мира находят свое отражение в том, что основные категории философии выступают в единстве противоположностей (объединенные союзом «и») и представляют собой систему.   Единичное и общее. Материальное единство мира и его разнообразие (качественное и количественное) реализуются прежде всего в категориях единичного и общего. Первая характеризует существование отдельных вещей, явлений, процессов и т.д. Вторая указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим вещам и процессам, на их однотипность, принадлежность к определенной системе предметов и связей.   Единичное и общее характеризует не какую-нибудь часть бытия, а носят всеобъемлющий характер. Эти категории выражают связи, отношения в природе, обществе и мышлении.   Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи: общее не существует само по себе, но и единичное не может быть без связи с другими явлениями и предметами.   Игнорирование взаимосвязи единичного и общего, абсолютизация одного из них характерны для эмпиризма и рационализма.   Реальный процесс познания осуществляется через движение мысли от единичного к общему и от общего к единичному, что находит свое отражение в единстве индукции и дедукции.   Диалектика единичного и общего проявляется и в том, что в процессе развития реального мира (предметов, процессов, систем) и его познания единичное может переходить в общее, а общее — в единичное.   Явление и сущность. Вещи и явления материального мира имеют внутренние (спрятанные от непосредственного видения) и внешние стороны, свойства. Кроме того, нельзя познать предмет полностью и сразу, поэтому познание идет от одного уровня строения предмета к Другому. Эти различия в строении и свойствах предметов, этапность и различия в самой глубине знаний отражаются в категориях, именуемых явление и сущность.   Явление и сущность отражают бытие и познание во взаимосвязи, в таком диалектическом единстве, как единство противоположностей.   Сущность — категория, которая отражает глубинные (внутренние) связи и отношения, определяет основные черты и тенденции развития систем. Надо иметь в виду, что она подчиняет себе устойчивые стороны предметов и процессов.   Явление — это категория, которая отражает внешние, видимые чувственно воспринимаемые стороны предметов и процессов. Единство явления и сущности как объективных характеристик бытия и познания заключается в том, что категории теряют смысл, если их рассматривают) сами по себе, порознь.   Надо заметить, что не все явления адекватно отражают сущность. Есть такое понятие как «видимость»: видим одно, а на деле существует совсем другое. Классический пример: долгое время думали, что Солнце движется вокруг Земли, пока не пришли к истине и не установили, что все происходит наоборот.   Диалектическое единство сущности и явления показывает необоснованность) как отождествления этих категорий (объективный идеализм) так и абсолютизации одной из сторон (рационализм и эмпиризм). Только через единство явления и сущности познаются целостности, структуры системы материального и духовного мира.   Часть и целое. Элемент, структура и система. Каждую вещь или объект можно в мыслях или реально разложить на части, и тогда возникает проблема соотношения между всей вещью и ее составляющими которую можно рассматривать через категории: часть, целое, элемент, структура и система.   Целое есть взаимосвязь частей (составляющих), характеризующаяся свойствами, которых нет в составляющих, если они не входят в это единство (целое).   Часть — элемент целого. Нельзя найти целое, которое было бы только целым, или такую часть, которая навсегда оставалась бы частью Эти категории имеют относительный характер.   Элемент. Впервые слово «элемент» употребил Платон для обозначения простейших тел. Эмпедокл под этим термином понимал землю, воду, воздух и огонь. Уже здесь отмечается смысл содержания понятия «элемент» как чего-то самого простого, того, что лежит в основе мира. Элемент — относительно самостоятельная, качественно определённая составная часть сложного целого. Методологическая ценность категории заключается в том, что в познании и перестройке мира он позволяет в каждой системе обозначить относительные границы, мер этой системы и сосредоточить на ней деятельность.   Структура (от лат. structura — строение, размещение, порядок) — это относительно устойчивый способ (закон) связи элементов (частей) качественно определенного сложного целого, который обеспечивает его целостность при различных изменениях (внутренних и внешних). Структура отражает единство, взаимосвязь внутренних и внешних связей обеспечивает устойчивость качественных характеристик системы, целостного образования. Иными словами, она фиксирует состояние системы в данный момент. В этом и ценность, и содержание структурного подхода, структурного анализа. Но такой подход ограничен по той причине, что бытию любой системы присущи изменения, развитие. Это находит отражение в историческом подходе. Научный подход к исследованию любого объекта имеет в виду использование как структурного, так и исторического подхода.   Структурный и исторический подходы не исключают, а дополняют друг друга, так как каждый из них ориентирует на исследование определенных типов связей.   Система (от греч. sistema- целое, состоящее из частей, соединений)- это совокупность взаимосвязанных, упорядоченных элементов (частей), которая характеризуется структурой и организацией, определенной целостностью.   Системный подход имеет много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, но более широко применяется. Системно-структурный анализ — это один из принципов системного анализа, который требует анализировать структуру объекта с учетом назначения (функции) каждого из элементов.   Структура объекта (процесса) и функции ее элементов взаимно обусловливают друг друга, взаимозависимы, что находит отражение в категориях диалектики — форме и содержании.   Важными характеристиками систем, особенно живых, технических и социальных, являются передача в них информации, наличие управления, связанных с достижением определенных целей (например, создание на какой-то территории единого экономического пространства, общего рынка и т.д.).   Выделяют также материальные и идеальные (абстрактные) типы систем. Первые как целостные совокупности материальных объектов делятся в свою очередь на системы неорганической природы и живые системы (клетка, простейшие организмы, экосистемы и т.д.). К отдельному типу (группе) надо отнести социальные системы, спектр функционирования которых очень широк. Это люди, объединенные общей целью; организации (партии, профсоюзы, этнические или национальные сообщества и др.).   Каждая социальная система в определенной степени детерминирует поведение (действия) элементов, которые в нее входят.   С позиции диалектико-материалистического понимания мира развитие социальных систем рассматривается как исторический процесс, оазисом которого служат производственные отношения.   Содержание — это совокупность разных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет, процесс или явление.   Форма отражает способ существования, закон связи элементов их структуру, это закон существования содержания.   Различают внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форм показывает отношения между элементами вещи как целого, а внешняя характеризует способ связи, соотношения данной веши с другими вещами. Заметим, что внешняя форма не может существовать без внутри ней, которая всегда проявляется через внешнюю.   Анализ взаимосвязи, диалектики формы и содержания позволяет выделить при характеристике их единства несколько этапов:   * форма приведена в соответствие с содержанием; она более полно согласуется с развитием содержания, однако при изменении содержания все более проявляется несоответствие формы содержанию;   * несоответствие формы содержанию начинает брать верх над соответствием; форма мешает развитию содержания; наступает момент когда противоречия между ними очевидны;   * объективно возникает необходимость приведения формы в соответствие с новым содержанием; старая форма заменяется новой.   Между содержанием и формой не существует абсолютной границы. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одна в другую. То, что в одном случае выступает как форма, в другом может быть содержанием.   Форма относительно самостоятельна. Именно потому одно и то же содержание может проявляться в разных формах. Форма адекватна содержанию, но новое содержание может воплощаться и в старой форме. В этом случае происходят частичные изменения формы, но, в основном, старая форма служит новому содержанию.   Принцип причинности. Причина и следствие. Познание и преобразование человеком окружающего мира показывают, что изолированных вещей вообще не существует. Каждый предмет связан, взаимодействует с другими. Структура всеобщей, универсальной связи очень сложна, а ее содержание отражается в принципе причинности.   Признание всеобщности причинно-следственных отношений, всеобщности принципа причинности называют детерминизмом (от лат. determinare — определяю), отрицание или ограничение этой всеобщности называют индетерминизмом (лат. in — частица отрицания).   Согласно принципу детерминизма, природные, общественные и психические явления обусловлены, т.е. имеют свои причины, являются результатом действия определенных причин.   Под причиной понимают явление, действие которого при определенных условиях вызывает и определяет какое-нибудь новое явление называемое следствием.   Причинно-следственные отношения характеризуются всеобщностью и объективностью, а также последовательностью. В процессе развития причина переходит в следствие, а следствие становится причиной, но уже в иных отношениях, иной причиной.   От причины нужно отличать повод, ибо, что не является причиной, то может быть использовано в виде толчка, «пускового механизма».   Для реализации причинно-следственных отношений большое значение имеют условия. Условия — это связи предмета с факторами внешнего окружения. Например, зерно прорастает только тогда, когда будут тепло и влага и т.д.   В истории философии имелись попытки преувеличить роль условий, подменить ими причинно-следственные отношения. Такой взгляд получил название «кандиционализм» (от лат. canditio — норма, стандарт, качество).   Необходимость и случайность. Проблема необходимости и случайности непосредственно связана с причинно-следственными отношениями (детерминизмом).   Необходимость — это преимущественно внутренняя, устойчивая, существенная и закономерная связь предметов и явлений, которая отражает обязательность их существования.   Случайность — это в основном отражение внешних, несущественных в данных отношениях и неустойчивых связей предметов и явлений, способ преобразования возможностей в действительность в виде нескольких возможностей.   Познание проходит через единичное, случайное ко всеобщему, необходимому. Необходимость как общее, закон проявляется через случайность, массу случайностей. Случайность проявляется через необходимость, конкретизирует и обогащает ее, помогает выявить определенные моменты в необходимости.   Как необходимость, так и случайность причинно обусловлены. Но причины необходимости и случайности не одинаковы по своей природе. Причины необходимости связаны с внутренней природой, структурой вещи, процесса. Они вытекают из самой сути данной вещи или процесса. Причины же случайности, как правило, определяются внешними факторами, взаимодействием вещей между собой. Нужно иметь в виду, что деление на внутреннее и внешнее не абсолютно, а относительно.   Возможность и действительность. Возможность и действительность — соотносительные категории, которые характеризуют две разные ступени в развитии предмета или явления. Возможность- это тенденции, предпосылки возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. Возможность- это потенциальное бытие предметов и процессов, это будущее, наступление которого не противоречит объективным законам развития природы, общества и мышления.   Действительность есть реальное бытие предметов и явлений широком смысле слова это весь реально существующий природный и социальный мир. В узком значении действительность означает бытие конкретных единичных предметов и процессов с их количественными и качественными параметрами.   В процессе развития происходит переход из потенциального (возможного) в реальное (настоящее). Важно различать абстрактные и реальные возможности. Первые не противоречат законам, однако в данный момент или в ближайшей перспективе не могут перейти в действительность. Вторые имеют все необходимое для их осуществления.   Изменение совокупности условий ведет к переходу абстрактной возможности в реальную, которая в свою очередь переходит в действительность. Именно в этом проявляется общая линия развития.   Отдельное рассмотрение категорий диалектики возможно только на уровне философско-теоретического анализа. Реальное же бытие природы, общества и мышления характеризуется единой системой категорий диалектики.   §4. Закон единства и борьбы противоположностей   Признание диалектикой всеобщности движения и развития требует ответа на фундаментальный вопрос: что собой представляет источник, причина движения и развития? Попытки ответить на него берут начало из глубины истории философии и науки.   Так, Гераклит считал, что мир никем не создан, а есть «вечно живой огонь…», «горение» которого поддерживается через взаимодействие противоположностей. Отрицание объективности противоречий характерно для средневековой схоластики. В период становления научного естествознания (эпоха Возрождения) большая роль в обосновании положения о противоречивости самого объективного мира принадлежит Николаю Кузанскому и Джордано Бруно   Отрицание объективности противоречий материального мира приводило к серьезным мировоззренческим и методологическим ошибкам. Ньютон причиной движения природы считал какую-то надприродную, нематериальную, действующую извне силу. В своих «Математических началах натуральной философии» (1687) причиной движения планет он признал божественный «первотолчок».   Перенесение источника развития материи «вовне» характерно для великого немецкого философа Канта. Состояние материи никогда не может изведать изменения иначе, как только в результате внешней причины, в то время как состояние духа может быть изменено также в результате внутренней причины, считал Кант.   Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром…»- считал он. Гегелевская диалектика оказала влияние на философские взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, которые единство и борьбу противоположностей рассматривали как сущность диалектики.   Основные понятия закона. Основным здесь является понятие «противоположность». Это было замечено еще Гераклитом и Аристотелем. Ту же самую идею развивали мыслители эпохи Возрождения — Кузанский и Бруно. Позднее диалектик Гегель сформулировал тезис о самопротиворечии всего существующего. И уже в соответствии с диалектико-материалистическим мировоззрением, со всей совокупностью результатов познания и общественно-политической практикой начинается признание противоречивых тенденций во всех явлениях и процессах. Таким образом, противоположности- это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга.   Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение.   В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.   Основные виды противоречий. Количественное и качественное разнообразие мира (материального и духовного) приводят к многообразию противоречий. Специфика их отражается на познании, видении особенностей развития и решении сложных проблем. Поэтому есть необходимость сделать классификацию противоречий.   Внутренние и внешние противоречия. Всеобщность развития реализуется в развитии конкретных систем (материальных, духовных), что связано с изменением их структуры, сущности через разрешение внутренних противоречий, которые являются частью еще большей системы внешних противоречий.   Внутренние — это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы.   Внешние — это противоречия между системами (предметами и явлениями). Такое деление, конечно, относительно, но в каждом конкретном случае, в системе определенных отношений это сделать и возможно, и необходимо.   При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что и те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий.   Основные и неосновные, главные и неглавные противоречия. Основные — это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино.   В процессе развития основные и неосновные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий главных и неглавных.   Главные — это противоречия, которые на данном этапе, в определённых условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают, однако этого может и не быть. Например: в условиях перевода экономики на рельсы рыночных отношений возникло противоречие между политическими силами самой разной ориентации.   В современных условиях общественного развития все большее значение для стран мира, в том числе и для нашей республики, приобретают противоречия в системах «человек — природа» и «общество — природа» (проблемы экологии). Противоречия в развитии науки и техники, социально-экономические, культурно-моральные и политические требуют для своего решения совместных действий в масштабах всей планеты.   Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон имеет важное методологическое значение для научного познания и социальной практики. Он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.   Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления. Иначе возникает проблема адекватности знаний самой объективной реальности.   В истории философии известны концепции, которые допускали субъективизм в трактовке противоречий (софистика и эклектика).   Софистика (от греч. sophisma — умение вести споры) — это субъективное использование относительности противоположностей, и взаимного преобразования. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика основывается на абсолютизации относительности познания. Она отрицает и наличие абсолютных моментов в процессе достижения истины, спекулирует на фактах изменчивости, противоречивости и сложности познания.   Эклектика (от греч. ektektikos — способность выбирать) — это нарушение естественного, объективного единства противоположности сочетание неоднородных взглядов, идей, принципов или теорий.   §5. Диалектика количественных и качественных изменений   Категории качества, количества, меры. Движение материй было бы невозможно, если бы она являлась чем-то неделимым. Дифференциация материи определяется разнообразием вещей и явлений. В этом случае появляется необходимость отграничить, отличить одну вещь от другой, что можно сделать с помощью такой категории, как качество.   Во взаимодействии вещи проявляют свои свойства. Свойство и есть то, что позволяет выявить качество, но характеризует только какую-то одну сторону вещи, единого целого. Однако мы знаем и другое: каждая вещь обладает множеством свойств. Поэтому целостной характеристикой вещей является не свойство, а качество.   Качество — это философская категория, которая определяет неотделимую от бытия объекта существенную конкретность, целостность через органическое единство ее общих и специфических свойств.   При установлении качества недостаточно указывать только на то, что оно есть определенность вещи. Определенность вещи выражает и любая другая категория диалектики. Например, каждая вещь имеет свойственную ей сущность. Неправильно было бы определить качество через соотношения с существенными свойствами. Качество есть не только существенное свойство или совокупность существенных свойств оно включает в себя и существенные, и несущественные, внутренние и внешние свойства.   Таким образом, качество — это:   1). внутренняя определенность предмета, которая указывает на его границы;   2). то, что неотделимо от бытия вещей (предметов);   3). интегрированная совокупность свойств.   Качество имеет свою противоположность — категорию количества.   Количество — это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражается числом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования.   Количество выражает:   1). дифференцированность предмета на множество примет;   2). степень отличия свойств предметов и явлений;   3). подобие, однородность вещи (предмета) с другими вещами. Отмечая важность количественной определенности предметов и явлений, нельзя забывать и о том, что количество отражает только одну сторону действительности, ибо каждая вещь проявляет свое внутреннее и внешнее через единство противоположностей: качество и количество.   Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера — это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Мера — одна из основных категорий материалистической диалектики. Она имеет объективный характер и всеобщее значение. Каждая вещь есть мера. Однако границы меры изменяются, что объясняется условиями того или иного процесса.   Переход количественных изменений в качественные и наоборот. Понятие скачка. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот Их единство — это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием «скачок» — переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Заметим, что скачок нельзя представить в виде какого-нибудь   мгновения, разового акта. Это временной интервал коренных изменений, которые проявляются в несовместимости старых элементов форм, их организации с новыми условиями функционирования систем (вещей).   Важной характеристикой является то, что скачок является всеобщей формой развития. А это и приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие — с переходом всей системы в новое качественное состояние.   В общественном развитии выделяются такие виды скачков, как эволюция и революция.   Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) употребляется в широком смысле слова. Этот аспект истории связан с выделением определенных социальных комплексов (эволюция техники, идеологии, культуры, означает постепенность количественных изменений при сохранении основы качества.   Революция (от франц. revotutio — поворот, переворот) обозначает остановку постепенности в развитии, ломку старого. Эволюция и революция взаимосвязаны, образуют противоречивое единство. Однако нельзя абсолютизировать ни одну из этих форм развития.   §6. Закон отрицания отрицания   Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают еще более или менее завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. И действительно, теоретически направление развития можно отождествлять (сравнивать) с восходящей прямой линией, с движением по кругу, с восходящей нисходящей спиралью.   Вопрос о направленности и поступательного развития особенно актуален для общества. Для человека и человечества важно понять, к чему ведут изменения в обществе: к прогрессу, к вечному круговороту? Или история идет к концу?   Старое и новое. Понятие отрицания. Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной), нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектически противоречивое единство. И тем не менее новое- это преобразованное старое, все то, что в большей степени соответствует условиям, которые сложились на определенном этапе развития.   Нельзя нигилистически относиться к старому: новое возникает на основе старого. Новое неодолимо, но его следует заметить, содействовать развитию ростков нового в старом, создавать условия для развития нового.   Замена строго новым обозначается понятием «отрицание», которое выражает определенный тип отношений между стадиями, состояниями развивающегося объекта.   Отрицание — это:   1). результат внутренней противоречивости вещей и явлений, это то, что им присуще самим по себе, т.е. налицо самоотрицание;   2). диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно: оно представляет единство уничтожения (разрушения) и возникновения (создания) нового;   3). отрицание конкретно и разнообразно, что зависит от природы вещи и условий развития.   Диалектическое отрицание содержит в себе два момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) — негативный аспект и сохранение отдельных элементов, сторон и свойств, развитие их на новой основе — позитивный аспект.   Всеобщий характер отрицания признается и метафизикой, однако там отрицание рассматривается как полное уничтожение старого, отрицается преемственность и вообще само развитие как переход к новому через количественные изменения.   Отрицание отрицания. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество абсолютным, всегда только новым? В этой связи и возникает идея беспрерывности развития, что и находит отражение в отрицании отрицаний. Новое качество в ходе развития отрицается («снимается») более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание — это последовательность циклов, беспрерывность развития.   Новое никогда не может повторить старое, — что и дает возможность образно сравнить развитие со спиралью. Развитие может включать в себя движение и по кругу, и по прямой линии, однако общая тенденция развития все-таки наиболее полно характеризуется спиралью — вперед и выше, движение как бы повторяется, но на более высокой основе.   Поскольку в обществе отрицание реализуется через действия людей, то необходимо различать:   1). отрицание как объективный закономерный результат развития и разрешения противоречий (внутренних, внешних);   2). осознание людьми (классами, социальными группами, партиями, общественно-политическими организациями) этого объективного процесса, который может быть или адекватным условием развития, или искаженным;   3). практические действия людей в соответствии с объективными процессами и вопреки им.   Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона диалектики, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового.   ГЛАВА V   СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ     Известно, что «описанием» разнообразных явлений сознания и сознательной деятельности людей занимаются многочисленные научные дисциплины. Но философию интересует не только проблема реальности сознания. Предметом философского анализа становится сама природа этой реальности, проблема сущности ее происхождения, природа удивительных возможностей созидательной силы сознания, человеческого разума в познании и преобразовании окружающего мира.   Главным вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, который обладает сознанием, в мир, о тех возможностях, которые придает сознание индивиду, и о той ответственности, которую оно накладывает на человека.   Проблема сознания затрагивает коренные вопросы мировоззренческой ориентации человека, выявляет отношения самой философии к науке. Интерпретация явлений сознания неизбежна при решении практических задач. К последним можно отнести и проблемы образования и воспитания, управления социальными процессами, манипуляции сознанием при помощи средств массовой информации, развитие генной инженерии, психофизиологические основы человеческой деятельности и т.д.   §1. Философское понимание сознания   Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой своей собственной душевной деятельности. Возникло представление о «душе» как сверхъестественном двойнике человеческого тела. Считалось, что душа бессмертна и способна покидать тленное, смертное тело, путешествовать и перемещаться по ту сторону видимого мира. При этом каждая конкретная вещь, которая чувственно воспринимается, также наделяется «душой», а окружающий мир (особенно природный) оказывается очень зависимым от своеволия различных «душ». Такой взгляд называется анимизмом (от лат. anima — душа) и выступает основой всех религиозно-мифологических взглядов на сознание и психическую деятельность человека. Ко взглядам такого рода присоединяется и гилозоизм (греч. hyle — вещество + zoe — жизнь) — учение о всеобщей одушевленности мира.   Позднее, несмотря на наивность таких предположений, очи стали общей исходной предпосылкой всех идеалистических учений о природе и человеке. И это не случайно. Разделение органического и неорганического, материального и психического, психического и сознательного совсем не является непосредственно данным и самоочевидным. Определение критериев этого деления и теперь находится в центре внимания наук. которые специально занимаются проблемами сознания, психики, мышления, духовной жизни общества и индивида (субъекта). Решение этой проблемы усложняется и невозможностью выявить психические явления или тонкие духовные связи при помощи органов чувств. Как говорил античный философ Гераклит Эфесский (ок. 520-460 гг. до н.э.): «По каким бы дорогам ты ни шел, не найдешь границ души, такой глубокий ее логос». Но уже античные мыслители высказывали суждение о «связи разума» с деятельностью мозга. Сегодня это элементарная истина. Но механизмы деятельности мозга, психических явлений до настоящего времени во многом остаются загадочными.   Сказанное совсем не означает отрицания идеализмом сознания или психического, идеальной природы познаваемых образов. Наоборот, согласно философской традиции, именно идеалистическим учениям принадлежит заслуга «выделения» (или определения) явлений, которые отличаются принципиально и, вероятно, независимы ни от тела, ни от «души» каждого отдельного индивида.   Платон, Аристотель, Августин, Лейбниц, Беркли, Кант, Гегель и многие другие представители этого направления в философии обращали внимание на ряд существенных моментов. Так, был сделан вывод об общественном характере мышления, мыслительной деятельности человека, социально-исторической и субъективной (индивидуальной) природе сознания, ее действенной сущности (сознание «творит» мир). Положительным было и утверждение о принципиальной невозможности сведения душевных (духовных, идеальных) процессов к метаморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другим физическим моделям.   Материалисты, которые мыслили метафизически, стояли в основном на позициях гилозоизма или панпсихизма, согласно которым вся материя одушевлена и владеет определенными психическими свойствами, хотя человеческая психика «вырабатывается» не всей материей, а наиболее сложной формой живой материи.   Нужно отметить, что заслуга введения в научный и философский аппарат (словарь) термина «сознание» принадлежит французскому философу Декарту.   Понимание сознания только как какой-то особенной духовной сущности не раскрывает действительную природу ни самого сознания, ни специфические отличия идеальных явлений от материально-природных. Как видим, проблема сознания, ее разрешение затрагивает прежде всего исходные мировоззренческо-методологические принципы отношений к классической философской дилемме тела и души: что является определяющим и что чему предшествует. Поэтому разграничение материального и духовного, физического и психического (ментального) имеет принципиальное значение не только для самой философии, но ч для наук, что изучают феномен сознания. Это позволяет понять, что ключевым значением для раскрытия действительной природы сознания и сущности идеального является диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии. Вместе с тем диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии формулирует довольно жесткое требование: абсолютное противопоставление материи и сознания за его границами научно необоснованно. Между материей и сознанием диалектическая «тождественность» и «отличие». Между ними существует как причинно-результативная, так и пространственно-временная связь. Сознание неразрывно связано с материей, поскольку оно существует только как свойство высокоорганизованной материи, как функция мозга человека. По своему происхождению сознание есть функция материального, а по своему качеству существенно отличается от него.   Сознание такое же реальное, как и материя, но его реальность субъективная. Субъектом и носителем сознания является только человек. Причем содержание сознания существует для отдельного человека как его эмоционально-психические переживания, ценностные отношения к миру. Сознание определяет, реализует способность человека как духовной личности определить свое отношение к окружающему миру. духовно его осваивать, познавать, прогнозировать и организовывать свою деятельность, мотивировать свои действия и поступки. Благодаря этому, сознание «осваивает» мир вещей, явлений, объектов только в их практическом для человека значении, в их отношениях к его потребностям и интересам, которые соответствуют целевым установкам, идеалам, образам. Отсюда и такая специфическая черта сознания, как его предметность и практическая направленность. Она проявляется в том, что содержание сознания по своему качеству является идеальным. Если материя как объективная реальность имеет свое собственное содержание, которое существует в виде конкретных материальных образований и систем, то формы бытия сознания и его содержания существенно различаются: сознание субъективно по форме и объективно по содержанию.   Поэтому «дух», сознание всегда «обременены материей» и вне своего материального воплощения не существуют. Эта «материя» сознания выступает в данном случае в виде двигательных пластов воздуха, звуков, в виде языка, языковой деятельности. Благодаря этому, содержание сознания, его идеальная сущность, которая объективируется в слове. его знаковых формах, включается в систему общественных знаний, в структуру духовной культуры общества, приобретает качество какой-то данной индивидуальной «объективной реальности». Кроме того, содержание сознания фиксируется в идеальных системах разного иерархического ранга — чувственные данные, абстрактные понятия, художественные образы, духовные ценности, материальные продукты (предметы) человеческой деятельности, нормы культуры, языка, мышления и т.д. Содержание сознания может быть сохранено, передано, не «потеряется», потому что сознание, выступая как субъективная реальность, реализует себя не только в форме индивидуального сознания. Важнейшей формой бытия сознания является внеиндивидуальное общественное сознание -социальная «память» общества. Она зафиксирована в материальной и духовной культуре, литературных текстах, хрониках, пословицах и поговорках, повседневных жизненных представлениях, морально-этических нормах и др. Эти формы существования сознания, его «идеального» качества тесно связаны, переплетены, способны как бы переливаться одна в другую, взаимообогащаться и изменяться.

Пролистать наверх