ПОЛИТИЧEСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА УЧEБ ПОСОБИE ДЛЯ ВУЗОВ ВАСИЛEНКО И А М ЛОГОС 2003 360 С 11

  Инволюция (в социокультурном смысле) — утрата достигнутых завоеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство.   Индология — комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Индии.   Интенция — направленность внимания, духовный настрой.   Интровертный тип — предложенный австрийским социальным психологом КЛоренсом термин, обозначающий одну из двух психологических разновидностей: интровертов, живущих внутренними переживаниями, и экстравертов, нацеленных на внешний мир общительных жизнелюбов.   Истеблишмент — правящие круги общества, доминирующие элиты (не только политические).   Космогония — философское учение о происхождении Вселенной. Соответствующие мифы, объясняющие на донаучном уровне проблему первоначала, называются космогоническими.   Космология — философское учение о строении мира.   Космоцентризм — установка на то, чтобы осмыслять любые наши действия и перспективы в контексте великого космического целого.   Консенсус — согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой страны.   Контрреформация — попытка Римской церкви и консервативных клерикальных кругов выкорчевать гнезда реформации в Европе. Привела к религиозным войнам XVI-XVII вв. в Европе и рождению инквизиции.   350   Конформизм — установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.   Конфуций (551-479 до н.э.) — знаменитый древнекитайский философ и этико-религиозный реформатор, основатель конфуцианства. Проповедовал идеал государственного устройства, при котором власть принадлежала бы мудрецам — носителям высшего знания и добродетели.   Ксенофобия — неприязнь к «чужакам» (иностранцам), представителям другой расы и т.п.   Коэволюция — термин, означающий понимание развития как возрастания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности целей человека и внутренних гармоний природы вместо былых установок на ее покорение и завоевание.   Лаический — светский.   Латентный — скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.   Легизм — школа «законников» в древнем Китае, отстаивающая идею высшего юридического закона в государстве, подчиняющего все сословия и всю жизнь народа служебному долгу и высшему благу.   Легитимность — законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматической (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).   Либертаризм — концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется Чикагской школой (М.Фридман, Г.Бэккер, АЛаффер, П.К.Робертс).   Логос (греч. — слово, мысль, упорядочивающий разум) — термин, обозначающий всеобщий закон — логику, которой подчиняются и объективный мир, и человеческий разум.   Манихейство — основанное в III в. персом Мани религиозно-философское учение, видящее в мире лишенную всяких промежуточных состояний противопоставленность Света и Тьмы, Добра и Зла.   Маргинализация — выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.   Ментальность — исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.   Мессианизм (от слова «мессия» — спаситель) — учение о спасении мира какой-то персонифицированной высшей силой.   Милленаризм (от англ, millenium — тысячелетие) — система религиозно-эсхатологических ожиданий, приписывающая мистический смысл концу тысячелетия как роковой черты, отделяющей земную историю человечества от страшного суда и последующего тысячелетнего царства святости и справедливости.   Модернизации теория — теория перехода от традиционного к современному «высокоорганизованному» обществу, при этом под тради-   351   ционным фактически понимается любое общество — от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана… Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного «эталона».   Неоконсервативная волна — идейно-политическое течение на Западе, заявившее о себе на рубеже 70-80-х годов и связанное с попытками преодолеть левое диссидентство во всех его разновидностях, консолидировать западные общества на основе идеалов классического либерализма, преодолеть капитулянтские настроения перед натиском СССР. Оказалась фактором, сыгравшим свою роль в победе Запада в холодной войне.   Неофрейдизм — направление западной социальной философии и психологии, связанное с пересмотром концепции З.Фрейда в духе реабилитации человеческого подсознания и критики подавляющих его общественных институтов (Фрейд, напротив, в конфликте подсознания и культуры занимал преимущественно сторону последней). Н. дополняет марксистскую концепцию социально-экономического отчуждения личности концепцией витального отчуждения («репрессивное общество» посягает на нашу чувственность).   Нобили (фр. noblesse) — благородное сословие, дворянство; в современном политическом лексиконе — то же самое, что истеблишмент — правящие круги общества.   Номинализм — течение в западной философской и социологической мысли, рассматривающее общество как сумму индивидов, а все понятия, относящиеся к коллективному интересу, общественному благу и другим надындивидуальным уровням,- как «пустые». Противоположная позиция-реализм, настаивающий на примате общего над отдельным (общее существует реально, а не номинально).   Нонконформизм — психологическая и социокультурная установка на несогласие с общепринятым или навязываемым властью и авторитетом.   Онтология — философское учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о нашем познании).   Открытое общество — понятие, предложенное англонемецким философом Карлом Поппером (1902-1985) для обозначения либерально-демократических обществ в отличие от «закрытых», авторитарных. Это понятие сегодня получает разные акценты: в экономике речь идет о свободе торговли — устранении таможенных барьеров, что выгодно странам с более развитой экономикой, так как обеспечивает их проникновение на рынки более слабых стран; в социокультурной и идеологической сферах-об устранении разного рода цензуры, а также ограничений на пути экспорта западной массовой культуры.   Ориентализация — уподобление Востоку, усиление восточных компонентов политики и культуры.   352   Парадигма — устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.   Патернализм — установка на отцовскую опеку (заботу), перенесенная на все общество, свобода которого ограничивается властью, выступающей как благонамеренный опекун народа.   Патронимия — община родственников вместе с работниками и слугами, выступающая как хозяйственная единица, ответственная в фискальном отношении.   Перцепиент (от слова перцепция — чувственное восприятие) — в теории коммуникации воспринимающая сторона, т.е. тот, кто принимает сигнал, сообщение или другие внешние импульсы.   Плюрализм — социально-философская и политическая позиция. Согласно п. существует множество независимых и равноправных начал (интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.   Правовое государство — государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им, т.е. ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.   Принцип реальности — термин неофрейдизма, означающий жесткие внешние ограничения и нормы.   Принцип удовольствия — термин неофрейдизма, означающий сидящее в нас инфантильное начало, не признающее норм и требующее немедленного удовлетворения наших влечений.   Прометеизм — установка культуры, восходящая к мифической фигуре Прометея, похитителя небесного огня: означает неограниченные дерзания человека, направленные на покорение природы и преобразование мира.   Психоанализ — созданный австрийским психологом З.Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений (принцип удовольствия) с общественными нормами и запретами (принцип реальности).   Радикализм — установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.   Редукционизм — упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная с сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов к экономическим, технологическим или биологическим).   Релятивизм — учение об относительности, условности и проблематичности всех законов и норм — от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.   Реформация — религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, родившее протестантизм. Ознаменовалось национализацией рели-   353   гаи, избавившейся от опеки папского престола, и новыми, более независимыми отношениями верующих с клиром.   Секуляризация — процесс освобождения общества, различных сфер социальной жизни и институтов от религии.   Синкретизм — слитность, внутренняя   недифференцированность, сопутствующая ранним стадиям развития биологических или культурных явлений.   Синкретика — отрасль современного методологического знания, связанная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных начал вместо жесткого подчинения или ущемления прав одного в пользу другого.   Синод — учрежденный Петром I административный орган, ведающий церковными делами. Учреждение с. означало устранение автономии церкви, прежде воплощаемой независимой от светской иерархии фигурой Патриарха.   Синология — комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Китая.   Системно-функциональный подход в социальных науках — рассмотрение общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует в качестве функции целого. Этот подход, с одной стороны, противостоит представлениям об обществе как механической сумме или конгломерате элементов, с другой — представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со стороны власти. Система есть такой тип социальной целостности, который представляет собой проблему власти и управления.   Скептицизм — зародившаяся в Греции вместе с движением скептиков (X в. до н.э.) философия. Установка на сомнение в надежности наших знаний и наших верований. «Подвергай все сомнению и воздерживайся от категорических суждений» — вот кредо скептицизма.   Социализация — процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.   Социальное государство — государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.   Софизм — сознательная подмена тезисов в споре или при доказательстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатавших не только идеал достоверного объективного знания, но и многие нравственные ценности.   Социал-дарвинизм — перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.   Сциентизм — мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей ценностью, а науку — центральным, нормообразующим элементом общества, с рекомендациями которого все должны сверять свое поведение. Сциентизм, с одной стороны, преувеличивает социаль-   354   ные возможности науки и ее самостоятельность, с другой — недооценивает другие формы общественного сознания и связанные с ними социальные институты.   Танатос — персонифицированный образ смерти или сил, несущих смерть.   Темология — религиозно-философское учение о высших целях мироздания, которым подчинена его видимая историческая динамика.   Теократия — форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.   Трайбализм — архаичная идеология племенного мышления, эноцентризма и этносепаратизма.   Унитарное государство — государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.   Фатализм — учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.   Фаустовский человек — сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на «выпытывание» последних тайн природы с целью окончательного ее покорения.   Формационная теория-теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющего своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.   Хартленд (от англ, heartland) — разработанное в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты, овладение которым открывает возможность господствовать над миром.   Ценности культурные — разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основные средства достижения этих целей.   Центризм — политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.   Цивилизация — общество, достигнувшее определенной целостности благодаря единству религии, языка, культурных традиций.   Эвристика — отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать сам процесс познания.   Эзотерический — тайный, предназначенный для посвященных.   Экзотерический — явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.   Экоцид — убивание природы, Земли как геобиосистемы — носительницы жизни.   Экономико-центризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия.   355   Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т.п.   Экуменизм-движение за объединение церквей.   Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.   Эндогенный — внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность экзогенному — вызванному внешними влияниями).   Энтропия — понятие, заимствованное из термодинамики и обозначающее характерный для замкнутых систем процесс превращений всех видов энергии в тепловую; в более общем виде — стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.   Эпоха Просвещения — XVHI век в Европе, когда сложилась идея общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного переустройства общества. Все докапиталистические порядки были объявлены пережитками.   Эсхатология — религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.   Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, стремление поставить под контроль все сферы общественной жизни.   Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.   Сноски и примечания   1 Local Knowledge, Ancient Wisdom. East-West Center, 1991. P. 2-3.   2 SchmidtH.//Zeit. 3.10.97.   3 Kung H., Kitschel K. A Global Ethic; the Declaration of the Parliament of the World’s Religions. L., 1998.     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК   Афанасенко ИД. Циклическая динамика русской цивилизации // Альманах центра общественных наук. 1998. № 9.   Бердяев НА Судьба России. М.: Наука, 1990.   Бжезинский 3. Великая шахматная доска М.: Международные отношения, 1998.   Бродель Ф. Время мира. М: Прогресс, 1998.   БурдъеП. Социология политики. М.: Прогресс, 1993.   Василенко ИА. Диалог культур, диалог цивилизаций // Вестник РАН 1996. Т. 66. № 5.   Василенко ИА. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: Эдиториал УРСС, 1999.   Вартанян АА. Политика и мораль: к вопросу о мировом политическом порядке. М.: Гуманитарий, 1997.   Василенко ИА. Политические процессы на рубеже культур. М.: Эдиториал УРСС, 1998.   Василенко ИА. Православная этика и российская цивилизация // Новая Россия. 1999. № 1.   Васильев ВЛ. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм, даосизм. СПб., 1873.   Вассоевин АЛ. Духовный мир народов классического Востока. СПб.: Алетейя, 1998.   ВеберМ. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.   Гаджиев КС. Госполитика. М.: Международные отношения, 1997.   ГачевГ. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998.   Гвишиани ДМ. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления. М.: Эдиториал УРСС, 1998.   Гетер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.   ГенонР. Кризис современного мира. М.: Алтейя, 1991.   Гердер ИГ. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.   Гефтер МЛ. От ядерного мира — к миру миров// М.Я. Гефтер. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991.   Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // МЭИМО. 1994. №10.   Глобализация и демократизация. Круглый стол в Горбачев-Фонде. М.: Горбачев-Фонд, 1997.   Глобальный мир: горизонты новой логики // Государственная служба. 1999. № 3(5).   Глобальный эволюционизм / Под ред. ЛВ.Фесенкова. М.: ИФ РАН, 1994.   Григорьев ОВ. Внутренняя геоэкономика современной России // Бизнес и общество. 1997. № 1.   Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мысль, 1994.   345   Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии // Вопросы философии. 1986. № 3.   Данилевский НЯ. Россия и Европа. М.: Наука, 1991.   Долльфюс О. Система Мир // МЭИМО. 1995. № 6.   Зиновьев АЛ. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000.   Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1993.   Кардозо Ф.Э. Социальные последствия глобализации // Латинская Америка, 1997. № 5.   КшюновЮ. Опыты о поле политики. М.: Мысль, 1994.   Кочанов Ю. Политическая топология: Структурирование политической действительности. М.: Политиздат, 1995.   Кинг А, Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.: Прогресс, 1991.   Колсон Ч., Сонлшти Вон Э. Конфликт царств. М.: Прогресс, 1996.   Кондаков ИВ. О диалогизме культур //Диалог в культуре. М.: Наука, 1989.   Косолапое НА. Геополитика как теория и диагноз // Бизнес и политика. 1996. №4.   Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.   Кургинян С. Агенты политики // РоссияХХ! 1998. № 1,2.   Лейбин ВМ. Дилеммы глобального моделирования// Системные исследования. 1986.   Лилеев ИЛ. Новый мировой порядок и проблемы африканской безопасности. М.: Восточная литература, 1994.   Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Наука, 1987.   ЛотманЮМ. Культура и взрыв. М.: Наука, 1992.   Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: РИПОЛ, 1995.   Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1 Д.   Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня… М.: Аспект-Пресс, 1995.   Неклесса А. Творческий континент-Россия // Москва. 1999. №8.   Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. ВЛ.Иноземцева. М.: Академия, 1999.   Оля Б. Боги тропической Африки. М.: Наука, 1978.   Орлова ИБ. Евразийская цивилизация. М.: Наука, 1998.   Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай / Под ред. ВЖРудого. М.: Наука, 1994.   ПанаринА.С. Агенты глобализма // Москва. 2000. № 1-7.   Панарш АС. Глобальное прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000.   Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива вХХ1 веке. М.: Логос, 1998.   Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999.   Политическая наука: новые направления / Под ред. Р.Гудина, Х.Клингеманна. М.: Вече, 1999.   Россия в глобальном мире / Под ред. В Л Толстых. М.: Апрель, 1997.   Россия и мир: Политические реалии и перспективы / Под ред. ЕЛСмирнова. М.: Автодидакт, 1998.   346   Россия в Евразии / Под ред. ГХШахназарова. М.: 1Ърбачев-Фонд, 1998.   Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: Наука, 1996.   Сорокин Л.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992.   Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия / Сост. Б.СЕрасов. М.: Наука, 1998.   Структура культуры и человек в современном обществе. М.: Ин-т философии, 1987.   Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.   Философия истории / Под ред. А.С Ланарина. М.: Гардарика, 1999.   Цымбурский В.Л. Народы между цивилизациями // Pro et Contra. 1997. Т. 2. №3.   Цымбурский В.Л. Остров Россия. Перспективы российской геополитики // Полис. 1993. № 5.   Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука М.: ИМЭИМО, 1998.   Чешков МЛ. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 1998. № 5.   Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981.   Шпенглер О. Закат Европы. М.: Наука, 1993.   Эшосоциология / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, ААСусколов и др. М.: Наука, 1998.   Этнология / Под ред. Г?.Макарова, В.В.Пименова. М.: Наука, 1994.   Экю глобального мира. Дискуссии в Горбачев-Фонде / Под ред. ВЛТолстых. М.: Восточная литература, 1999.   Яковец Ю. История цивилизаций. М.: Владею, 1997.    

Пролистать наверх