Практикум по политологии учeбноe пособиe для вузов под рeд м а василика м гардарики 1999 384 с 12

д) осуществление контроля за со­блюдением прав человека;  е) лоббирование интересов;  ж) отмена неправовых законов;  з) ратификация международных до­говоров;  и) разработка и исполнение бюд­жета;  к) государственное управление;  л) защита национальных интересов.      20. Какие из нижеперечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:      а) осуществление правосудия;  б) создание новых законов;  в) правовой контроль за деятельностью законодательной и ис­полнительной власти;  г) участие в выработке внешней и внутренней политики;  д) толкование законов;  е) обеспечение правопорядка;  ж) контроль за соблюдением законов;  з) исполнение воли народа.      21. Какие из приведенных ниже положений характеризуют ин­ституты президентской, исполнительной и законодательной влас­ти в различных формах правления? Назовите форму правления в России.  1. Избирается народом (прямым или косвенным голосованием).  2. Глава государства.

 

3. Глава правительства.  4. Назначает премьер-министра.  5. Право импичмента.

 

6. Право роспуска парламента.  7.

 

Принятие законов.  8. Контроль за исполнительной властью.  9. Исполнение законов.  Форма правленияПрезидентИсполни­тельная властьЗаконода­тельная власть  Президентская республика (США)          Парламентская республика (Германия)          Полупрезидентская республика (Франция)          ………

 

(Россия)    22.

 

Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской:      а) наличие парламентской ответственности правительства;  б) неопределенный срок функционирования правительства;  в) наличие должности премьер-ми­нистра;  г) совмещение президентом долж­ностей главы государства и главы правительства.      23. Назовите страну, где формой правления является парламент­ская республика:      а) Германия;  б) Япония;  г) Испания.  в) Иран;      24. При каких формах правления правительство формируется по партийному признаку?      а) абсолютная монархия;  б) президентская республика;  в) парламентская республика;  г) дуалистическая монархия.      25. Президент Российской Федерации согласно Конституции из­бирается сроком на:      а) 5 лет;  б) 4 года;  в) 7 лет;  г)3 года.      26. Президент Российской Федерации согласно Конституции яв­ляется:      а) главой государства;  б) главой правительства;  в) главой государства и правитель­ства.      27. В случаях, когда Президент Российской Федерации не в со­стоянии выполнять свои полномочия, их временно исполняет:      а) Председатель правительства;  б) глава Государственной Думы;  в) Председатель Совета Федера­ции;  г) Председатель Конституционного Суда.      28.

 

Какой орган власти может отрешить Президента Российской Федерации от должности?      а) Конституционный Суд;  б) правительство;  в) Совет Федерации;  г) Государственная Дума.

 

29. Какой орган власти может выдвинуть обвинения против Пре­зидента Российской Федерации в государственной измене или со­вершении тяжкого преступления?

 

а) правительство;  б) Конституционный Суд;  в) Совет Федерации;  г) Государственная Дума;  д) Верховный Суд.

 

30. Какой орган власти дает подтверждение о наличии в дейст­виях Президента Российской Федерации признаков преступле­ния?      а) Совет Федерации;  б) Государственная Дума;  в) Верховный Суд;  г) правительство;  д) Конституционный Суд.      31. Какой орган власти дает заключение о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинений против Президента Рос­сийской Федерации?

 

а) Государственная Дума;  б) Верховный Суд;  в) Конституционный Суд;  г) правительство;  д) Совет Федерации.      32. Президент РФ определяется в главе 4 Конституции РФ как глава государства. Как вы понимаете данное определение?

 

Озна­чает ли оно, что Президент стоит над всеми ветвями власти? В каких основных функциях Президента, закрепленных в Консти­туции РФ, проявляется данная роль Президента?  В Конституции США (ст. 2) говорится: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Аме­рики». Чем отличается роль Президента США от закрепленной в Конституции роли Президента РФ как главы государства?  33.

 

Президент РФ обладает значительными полномочиями в об­ласти назначения, утверждения или представления к утвержде­нию высших должностных лиц государства (ст. 83).  Кого из них Президент назначает самостоятельно, без согла­сования с другими ветвями власти, кого назначает и освобождает от должности с согласия, по предложению или после консульта­ций с законодательными или исполнительными органами власти, а кандидатуры каких должностных лиц он вправе лишь представ­лять этим структурам? Каково ваше мнение, почему по одним из этих кандидатур Президент имеет неограниченные полномочия, а по другим его права ограничиваются?

 

Как это согласуется с принципом разделения властей и их самостоятельности?  34. Каково различие между понятиями «прекращение исполне­ния полномочий досрочно» Президента РФ (ст. 92) и «отрешение от власти» Президента РФ (ст. 93)? Перечислите причины и ус­ловия прекращения полномочий и отрешения от власти.  35. Рассмотрите процедуру отрешения Президента РФ от власти (ст. 93), исходя из принципа разделения властей, и определите роль в этой процедуре:  а) специальной комиссии, образованной Государственной Думой, по рассмотрению вопроса о выдвижении обвинения в адрес Президента РФ;  б) в целом Государственной Думы;  в) Верховного Суда РФ;  г) Конституционного Суда РФ;  д) Совета Федерации РФ.  36. Федеральное Собрание Российской Федерации, согласно ст. 94 Конституции РФ, является представительным и законода­тельным органом РФ. Что это означает?  37. Опишите процедуры формирования:      а) Совета Федерации;  б) Государственной Думы.      38.

 

Какие из нижеперечисленных субъектов ведения относятся к Совету Федерации, а какие — к Государственной Думе?      а) утверждение Председателя Правительство Российской Федера­ции;  б) решение вопроса о доверии Правительству России;  в) решение вопроса о возможности Российской Федерации.  г) объявление амнистии;  д) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введе­нии чрезвычайного положения;  е) назначение выборов Президента использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации;      39. В каких случаях Президент Российской Федерации имеет право роспуска Государственной Думы?

 

а) в случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председате­ля Правительства;  б) в случае выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации;  в) в случае двукратного выражения недоверия правительству в течение трех месяцев;  г) в случае введения чрезвычайного положения;  д) в случае конфликта Государственной Думы с Советом Федерации;  е) после проведения референдума о доверии Государственной Думе.  40. Кем назначаются члены Конституционного Суда?  а) Президентом;  б) Государственной Думой;  в) Советом Федерации по представ­лению Президента Российской Федерации;  г) Генеральным Прокурором Рос­сийской Федерации.  41. В ст. 104—108 Конституции РФ изложена процедура выдви­жения, рассмотрения, принятия и утверждения законов РФ. Оп­ределите на каждой из этих стадий роль…  а) Президента РФ;  б) депутатов Государственной Думы;  в) Совета Федерации и его членов;  г) судебных органов;  д) субъектов Федерации.  42.

 

Кого из названных мыслителей можно отнести к основопо­ложникам концепции правового государства?  а) К. Велькерт;  б) Т. Гоббс;  в) Платон;  г) И. Кант;  д) Ф. Аквинский;  е) Р. Моль;  ж) В.

 

Парето;  з) Дж. Локк;  и) Н.

 

Макиавелли;  к) Ш.Л. Монтескье;  л) В.И. Ленин.      43. Из указанных признаков выберите те, которые характерны для правового государства. Попытайтесь определить их порядок по степени важности.  1) Правовое государство — это государство, где все подчинены закону.  2) В правовом государстве запрещено все, что не разрешено законом.  3) В правовом государстве гарантируется соблюдение основных прав человека.  4) В правовом государстве права человека устанавливаются государством.  5) В правовом государстве разрешено только то, что разрешено законом.  6) Все государственные органы власти могут судить о том, нарушил человек законы или нет.  7) Все равны перед законом.

 

8) Правовое государство — это федеративное государство.

 

9) В правовом государстве в исключительных случаях правительство может издавать законы.  10) Правовое государство — это государство, в котором существует и реально действует конституция.  11) Правовое государство — это государство, в котором реализован и действует принцип разде­ления властей.  12) В исключительных случаях в правовом государстве возможно соединение законодательной и исполнительной власти.  13) Правовое государство — это государство, эффективно отстаивающее и защищающее национальные интересы.  14) Правовое государство — это государство с многопартийной системой  44.

 

В работе «О духе законов» Ш.Л.

 

Монтескье объясняет, к каким негативным последствиям может привести объединение различных ветвей власти. Попытайтесь и вы предсказать послед­ствия объединения:  а) законодательной и исполнительной властей;  б) законодательной и судебной властей;  в) исполнительной и судебной властей;  г) всех трех ветвей власти.

 

В каких современных формах правления реализован принцип разделения властей?  45. Объясните, почему субъектом прав и свобод является чело­век, а не гражданин?  Верно ли следующее утверждение: «Правовое государство предоставляет каждому человеку основополагающие права и свободы»?

 

Аргументируйте свой ответ.  46. Как вы относитесь к позициям, одна из которых заключа­ется в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая — стоит на незыблемости свободы личности, ее прав и интересов. Аргументируйте свой взгляд на соотношение между данными ценностными подхо­дами.  47.

 

С точки зрения Т. Гоббса и Дж. Локка, государство возникает в результате «общественного договора».

 

Каким образом сказы­вается на правах человека, его свободе возникновение государ­ства, с точки зрения:  а) Т. Гоббса;  б) Дж. Локка.  На какой из них основывается концепция правового государ­ства?

 

48. В политической и правовой науке существует подразделе­ние прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмеша­тельство государства в социальную и частную жизнь. Позитив­ные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности.

 

Какие права из приве­денного перечня можно считать негативными, а какие — пози­тивными?  а) право на жизнь;  б) право собственности;  в) право на труд;  г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений;  д) избирательное право;  е) право на честь и достоинство;  ж) право на образование;  з) право на демонстрации, митинги и шествия;  и) право на социальное обеспече­ние;  к) свобода совести.

 

Негативные праваПозитивные права  1. …1. …  2. …2. …  3. …3. …    49. Используя текст Конституции РФ, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу.  Личные  (гражданские) праваПолитические  ПраваСоциально-экономические права  1.

 

…1. …1. …  2. …2. …2. …  3. …3.

 

…3. …    50.

 

Назовите основные цели и функции социального государства.

 

Попытайтесь установить допустимую грань вмешательства госу­дарства в социальную и экономическую жизнь. Какие предпосыл­ки необходимы для формирования социального государства?

 

Дискуссия.  Права человека  Проблема 1.

 

Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраня­ется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существую­щие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:  А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права по­кушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в пра­вовом государстве должна быть отменена».  Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаменталь­ный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством.

 

Однако смертная казнь приме­няется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравст­венности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека.

 

Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни дру­гого, — это восстановление справедливости и гарантия от подоб­ных преступлений в дальнейшем».  А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совер­шается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Те­перь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справед­ливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека.

 

Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину.

 

К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отка­заться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным за­ключением».  Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете от­менить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (по­жизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государ­ство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отме­нить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»  Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мне­ние. С чем вы согласны, а с чем — нет?  ЛИТЕРАТУРА  Отношение к проблеме смертной казни.

 

М., 1994.  Сурова Л.Б. Проблема смертной казни в современном обществе // Государст­во и право.

 

1996. № 4.  Квашис В.Е. Смертная казнь в США // Государство и право. 1996. № 9.

 

Проблема 2. В конце 80-х гг.

 

в связи с правом на жизнь доста­точно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.  Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой па­мяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.  Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.

 

Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?  ЛИТЕРАТУРА  Права человека и медицина. М., 1996.  Вулф С.М. Эвтаназия: не переходить границу // Человек. 1993. № 5.

 

Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек 1993. № 2.  Гейлин М.Н., Касс Л.Р. и др. Врачи не должны убивать // Человек.

 

1993. № 2.  Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделя­ются социально-экономические. Однако их трактовка неоднознач­на. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что го­сударство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реа­лизацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.  А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить пол­ную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответ­ствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение.

 

В противном случае государство не может считаться правовым».

 

Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обес­печивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запре­тить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нару­шает общественную безопасность и права других».  А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рас­суждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»  Б: «Правовое государство не может предотвратить безработи­цы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться.

 

Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реали­зации своего права на труд».  Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?  ЛИТЕРАТУРА  Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М , 1995.  Общая теория прав человека / Отв. ред.

 

Е.А. Лукашева.

 

М., 1996.  Права человека: История, теория и практика. М., 1995. Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.  Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особен­ности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 2.  Кучуради И. Экономическое неравенство, права человека и свободный рынок // Вопросы философии. 1993. № 6.  ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ  Признаки государства и их трактовки.  Сравнительный анализ основных моделей федерации.  Федерализм: история и современные проблемы  Институт президентства в современном мире.  Представительные институты власти: функции и прерогативы.  Российская государственность: современные проблемы и перспективы.

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх