ПРАКТИКУМ ПО ПОЛИТОЛОГИИ УЧEБНОE ПОСОБИE ДЛЯ ВУЗОВ ПОД РEД М А ВАСИЛИКА М ГАРДАРИКИ 1999 384 С 2

 47. Критики бихевиоризма утверждают, что с помощью этого ме­тода можно объяснить политические явления, но нельзя иссле­довать динамику политической жизни. Справедливо ли такое ут­верждение?  48. С точки зрения структурно-функционального подхода функ­ции — это:  а) любая деятельность существующих структур;  б) целесообразная деятельность существующих структур;  в) иррациональная деятельность политических структур;  г) традиционная деятельность социальных структур.  49. В чем заключается суть позитивистского и антипозитивистского подхода в политической науке?  50. В политологии длительное время ведутся споры о существо­вании законов в политике. Сформулируйте основные доводы сторонников и противников исследования закономерностей политики.  51. Опишите основные особенности развития политической науки во второй половине XXI в.  52. Сформулируйте основные положения и проблемы постбихевиоризма.  53. В чем заключается суть системного подхода к политике?  54. Каково соотношение теоретического и эмпирического знания в политической науке?  55. Определите, в чем заключается специфика политико-культурологического подхода в политологии?  а) позволяет выявить влияние социокультурных факторов на политическое развитие;  б) формулирует этические принципы политики;  в) определяет решающую роль по­литики по отношению к куль­туре.  56. Д. Аптер выделяет шесть подходов в развитии политической науки. Соответствующие им методологические основания и пред­меты исследования приведены в таблице. Назовите пропущенные направления (подходы) политических исследований.    Основные поли-тологические подходыМетодологические основанияСфера, предмет  исследования  1.Логический анализ, выявление принципов «хорошего общества», моральные основы властиИстория идей  2.Правовой и исторический анализ, описательные и сравнительные методыСравнительная и международная политика, анализ партий и конституций  3.Экспериментальные ме-тоды, психологический анализ, изучение принятия политических решенийОбщественное мнение, голосование, коалиции, политический протест, идеология  4.Эмпирические методы, теория коалиций, политического участияПолитические партии, электоральные системы, законное поведение, национальное управление  5.Теория обмена и ролей, классовый анализ, функ­циональный, лингвисти­ческий анализКласс и элита, изменение и революция, идеология и социальная позиция, стабильность и интеграция  6.Теории перехода, роста, инноваций, нестабиль­ности политических режимовРазвивающиеся общества, революция, колониализм и империализм, новые  нации, национализм    57. Какие из целей преподавания политологии представляются вам наиболее важными?      а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;  б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;  в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;  г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовывать свои права, личные и групповые интересы;  д) развитие навыков ведения дискуссий, выражения и отстаивания собственного мнения;  е) повышение эрудиции;  ж) другое.      Дискуссия.  Что и как изучает наука о политике  В политической науке сложилось несколько подходов к опреде­лению ее предмета и методов исследования.  Согласно первому из них — институциональному — круг инте­ресов политологии ограничивается формальной деятельностью раз­личных политических институтов: государства, политических пар­тий, групп интересов и др. В связи с этим науку о политике интере­сует структура этих институтов, политико-правовые нормы, регули­рующие их деятельность, а также публичная политика, разрабатываемая и осуществляемая этими институтами. Из такой трактовки следует, что наибольшее внимание должно уделяться списанию формальных функций политических институтов, сравнение консти­туций и других правовых норм.  Второй подход — бихевиористский — делает акцент на иссле­довании политического поведения, реальных процессов выработки и принятия политических решений. Таким образом, отвергается необходимость изучения политических институтов, и внимание пере­носится на интересы, мотивы и потребности индивидуального поли­тического поведения. Одной из главных задач политической науки бихевиористы считают объяснение происходящих событий и изме­нений. Свои выводы, полагают сторонники этого направления, политология должна строить на основе эмпирических методов, сбора и обработки большого количества статистических данных, на про­верке точности и применимости используемых методов исследова­ния. В результате за рамками политологии остаются такие науки, как политическая философия, политическая социология, история политических учений.  Для интегративного подхода характерно расширительное толко­вание предмета политологии. В него включаются, и история поли­тической мысли, и проблемы взаимоотношения общества и госу­дарства, и институциональный аспект политики, и психология по­литики, и сравнительный анализ различных политических объек­тов. Данный подход ориентируется на использование всего много­образия количественных и качественных методов политического анализа. Таким образом, в структуру политической науки включа­ются многие смежные дисциплины: политическая философия, политическая антропология, политическая социология, политическая психология и др.  Попытайтесь обсудить в учебной группе, какой из данных подходов наиболее плодотворен: в чем заключаются достоинства и недо­статки каждого подхода? Какие проблемы должны входить в круг интересов политологии, а какие — нет? Какими методами может и должна пользоваться политическая наука?    ЛИТЕРАТУРА  Гаджиев К..С. Методологические принципы политологии // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально?политические исследования. 1994. № 3.  26 основных понятий политического анализа // Полис. 1993. № 1.  Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., 1994.  Зуев К., Петров И. Какая политическая наука нужна новой России? // Обще­ственные науки и современность. 1993. № 4.  Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политичес­кой науки // Полис. 1996. № 4.  Кривогуз И. О предмете политологии // Общественные науки и современ­ность. 1994. № 3.  Кулик А.Н. Тенденции развития политической науки России // Обществен­ные науки и современность. 1996. № 2.  Политическая наука в России (История, современность, модели будущего). М., 1994.    ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ  Основные этапы развития политической науки.  Основные парадигмы и школы политологии.  Политология вместо идеологии: необходимо ли политическое образование де­мократическому обществу?  Кто есть кто в мировой политичной науке.  Методика политологического исследования.  Политология в системе гуманитарного образования.  Сравнительная и прикладная политология.  Соотношение политологии и политической антропологии.  Системный подход и компьютерное моделирование в политическом прогнози­ровании.  Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы.    ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА  Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 1.  Галаганова С.Г., Фролова М.А. Современная западная политическая теория (на примере англо?американской и французской политологических школ). М., 1993.  Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 1,2.  Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. № 6.  Дегтярев А.А. Политика как сфера общественной жизни (концептуальные подходы) //Социально-политический журнал. 1997. № 2.  Краснов Б.И. Предмет и специфика прикладной политологии // Социально-политический журнал. 1997. № 3.    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА  Белов Г.А. Политология. М., 1996. Гл. 1, 4.  Бро Ф. Политология. М., 1992. Ч. 1. Гл. 1.  Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. I, II, IV, § 1—3.  Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993, Ч. 1. Гл. 2, 3.  Мухаев Р. Т. Политология. М., l997.  Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекции 1—3.  Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 1, 2.  Гаджиев К.С. Сравнительная политология // Вестн. МГУ. Сер. 12. Полити­ческие науки. 1996.№ 2.  Краснов Б.И. Политология как наука и учебная дисциплина // Социально-политический журнал. 1995. № 1.  Никитина А. Политика и политология // Общественные науки и Современ­ность. 1995. № 5.  Рогачев С.В. Предмет политология и её место в системе социальных наук // Государство и право. 1993. № 5.  Самсонова Т.Н. Мерриам: у истоков создания «новой науки о политике» // Социально-политический журнал. 1996. № 5.  Макарычев А.С., Сергунин А.А. Постмодернизм и западная политическая наука // Социально?политический журнал. 1996. № 3.  Фундаментальные проблемы политической науки // Вестн. МГУ. Сер. 2. По­литические науки. 1996. № 6.  Шабров О.Ф. Системный подход и компьютерное моделирование в политоло­гическом исследовании // Общественные науки и современность. 1996. № 2.  Тема 2   ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ  Цель семинарского занятия: уяснить генезис политических идей, ос­новные этапы их развития; рассмотреть политическую мысль классичес­кой древности и средневековья, политические теории Нового времени.  Основные понятия: античный полис, тирания, аристократия, олигар­хия, охлократия, полития, демократия, теория «общественного договора», теория разделения властей, консерватизм, либерализм, социализм.    План семинара  Политическая мысль классической древности и средневековья.  Политические теории Нового времени.  Контрольные вопросы, задания, тесты  1. Укажите, какие из приведенных ниже понятии и определений соответствуют друг другу:      а) макиавеллизм;  б) охлократия;  в) олигархия;  г) деспотизм;  д) теория «общественно­го договора»;  е) аристократия;  ж) тирания;  з) полития.  1) правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом;  2) концепция, объясняющая природу и смысл государства в контексте соглашения заклю­ченного свободными гражданами для защи­ты и наиболее полной реализации их естест­венных прав;  3) неограниченное и жестокое правление одного человека;  4) образ политической деятельности, не пре­небрегающей любыми средствами ради до­стижения поставленных политических целей;  5) власть немногих;  6) власть толпы;  7) власть лучших;  8) абсолютная и беззаконная власть, произвол, самодурство.      2. Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэ­тому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в госу­дарствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и на­казаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?  3. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и пра­вители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет уп­равлять?  4. Когда друг пытался склонить Сократа, приговоренного к смер­ти, совершить побег из тюрьмы, он получил отказ со словами: «Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам». В иную эпоху, в другой стране русский политический мыслитель Б.А. Кистяковский сказал, что законопослушность характеризует не правовое, а полицейское государство. А как считаете вы: нужно ли повиноваться всегда и всем законам? Аргументируйте свою точку зрения.  5. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для та­кого утверждения?  6. Аристотель различал два вида справедливости: справедливость уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу долж­но осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения при­меним сегодня?  7. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?  8. Какие характеристики, согласно теории Н. Макиавелли отли­чают правление элиты лис и элиты львов? Как великий флорен­тиец объясняет причину смены властвующей элиты? А как бы он определил современную правящую элиту в России?  9. В работе «Государь» Н. Макиавелли формулирует принципы деятельности главы государства. Назовите их.  10. Т. Гоббс в работе «Левиафан» писал: «Государство есть ис­кусственное составное тело, искусственный организм, а поддан­ный — частица, подчиняющаяся целому». Насколько верно, на ваш взгляд, это утверждение английского философа? Какие эле­менты государства Т. Гоббс отождествлял, например, с памятью человека, его нервами или состоянием болезни?  11. Локк и Монтескье считали законодательную власть верхов­ной, Мэдисон отказывается от этой идеи, но «изобретает», раз­вивая теорию разделения властей, систему сдержек и противове­сов. В чем смысл его политического «открытия»? Как сегодня действуют сдержки и противовесы и для чего они нужны?  12. Ж.Ж. Руссо известен как ярый противник идеи народного представительства, считавший представительную власть, рабст­вом. Какие аргументы он приводит для обоснования своей пози­ции? Согласны ли вы с ним?  13. Ш. Монтескье считал, что злоупотребления властью вытека­ют из природы человека: «Известно уже по опыту веков, что вся­кий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель?  14. Какие из приведенных ниже высказываний принадлежат Платону, Н. Макиавелли, представителям марксистского уче­ния, теоретикам христианской религиозной доктрины?      а) «Задача политики — привести государственную жизнь в соот­ветствие с идеей государства»;  б) «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридичес­кое»;  в) «Там, где начинается политика, кончается мораль»;  г) «Во многих случаях то, что яв­ляется правом, запрещается мо­ралью, которая обращается к человеку с заповедями высши­ми и более строгими»;  д) «Политика есть, прежде всего сфера взаимоотношений между классами»;  е) «Политика — это расчет, похо­жий на инженерный, столь же мало ограниченный нормами морали»;  ж) «Демократия – не столько спо­соб правления, сколько способ ограничить правительство, что­бы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера».      15. Какому из древнекитайских мыслителей принадлежат слова: «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить по­нимать, почему»?      а) Конфуцию;  б) Лао-цзы;  в) Мо-цзы;  г) Шан Яну      16. Кто первым в истории политической мысли создал модель идеального государственного устройства?      а) Т. Мор;  б) Конфуций;  в) Платон;  г) К. Маркс.      17. Кому принадлежат слова: «человек — политическое животное»?      а) Платону;  б) Цицерону;  в) Аристотелю;  г) Ф. Ницше.      18. Кому принадлежит мысль: «Что угодно принцепсу (правителю), имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору»?      а) Н. Макиавелли;  б) Ульпиану;  в) Т. Гоббсу;  г) Ф. Аквинскому.      19. Кто первым в истории политической мысли выдвинул идею «общественного договора»?      а) Платон;  б) Г. Гроций;  в) Дж. Локк;  г) Аристотель.      20. Кому принадлежит «рецепт» руководства: «Государь должен внушать страх таким образов, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти»?      а) Э. Берку;  б) Платону;  в) Н. Макиавелли;  г) Дж. Локку.      21. Кто определял естественное состояние человеческого обще­ства как «войну всех против всех»?      а) Т. Гоббс;  б) Дж. Локк;  в) Н. Макиавелли;  г) Ж. Боден.      22. Кто из философов был сторонником «смешанной» формы правления, которая «в меру монархия, в меру аристократия, в меру демократия»?      а) Платон;  б) Дж. Локк;  в) Н. Макиавелли;  г) Э. Берк.      23. Кому принадлежат слова: «Чтобы не было возможности зло­употреблять властью, необходим такой порядок вещей, при кото­ром различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»?      а) Ш. Монтескье;  б) Т. Гоббсу;  в) Т. Джефферсону;  г) Ж.Ж. Руссо.      24. Кто впервые в истории политической мысли сформулировал и обосновал понятие суверенитета как абсолютной и постоянной власти над гражданами и подданными, не связанной никакими за­конами, кроме справедливых законов бога и природы?      а) Августин;  б) Платон;  в) Ж. Боден;  г) Т. Гоббс.      25. Кто утверждал, что «учредителю республики и создателю ее законов необходимо заведомо считать всех людей злыми и пред­полагать, что всегда проявят злобность своей души, едва им пред­ставится к тому удобный случай»?      а) Н. Макиавелли;  б) Т. Гоббс;  в) Дж. Локк;  г) А. де Токвиль.      26. Один из политических мыслителей Нового времени назвал свою работу именем библейского мифического существа отождествив его с государством. Назовите автора этого труда и имя существа-государства.  27. Какую форму государственного устройства считали наилуч­шей Дж. Локк и Ш. Монтескье?  28. Как вы понимаете аристотелевское «закону страсть непричаст­на»? Согласны ли вы с позицией древнегреческого мыслителя? Должен ли закон, по вашему мнению, учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение и т.д.?  29. Аристотель утверждал, что сама мысль о собственности до­ставляет несказанное удовольствие; Дж. Локк считал собствен­ность естественным правом человека, но Ж.Ж. Руссо называл обманщиком того, кто, первым огородив участок земли, сказал: «Это мое!» и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить. Позиция какого мыслителя ближе вам и почему?  30. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?  31. Посланник Сардинского королевства при русском дворе Жозеф де Местр сообщал на родину о новых законах, изданных Александром I, утверждая: «Каждый народ имеет то правитель­ство, которого он заслуживает». Согласны ли вы с данным утверждением? Приведите, пожалуйста, аргументы «за» и «про­тив» такой идеи.  32. Французский просветитель Вольтер как-то сказал: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Прав ли он? Как вы понимаете слово «свобода»? Аргументируйте свою точку зрения.  33. Т. Гоббс утверждал, что «репутация власти и есть сама власть». Что имел в виду английский философ? Согласны ли вы с его утверждением?  34. Т. Гоббс и Ж.Ж. Руссо были противниками разделения влас­тей, считая, что власть всегда должна быть целиком сосредото­чена в руках одного какого-либо органа; Дж. Локк и Ш. Монтес­кье, напротив, обосновывали необходимость разделения властей. Чем объясняется такое различие в подходах к данной проблеме у современников? Как аргументируют свою позицию сторонники и противники идеи разделения властей?  35. Какую форму реального правления Аристотель считал лучшей?      а) политию;  б) демократию;  в) аристократию;  г) олигархию.      36. Должен ли политик, с позиции Н. Макиавелли, руководство­ваться при достижении своих целей моральными принципами:      а) мораль — основа политической практики;  б) нет, он может забыть о морали;  в) мораль и политика соотносится пропорционально;  г) политик изначально следует мо­ральным предначертаниям.      37. Кто является автором теории о влиянии климата на полити­ческий процесс?      а) Ф. Аквинский;  б) Г. Маккиндер;  в) Ш. Монтескье;  г) Ж. Боден.      38. Кто из нижеперечисленных мыслителей является автором концепции «общественного договора»?      а) Ж.Ж. Руссо;  б) Т. Гоббс;  в) Ф. Аквинский;  г) Аристотель.      39. Какой металл, по мнению Платона, добавлял бог в будущих правителей при их создании?      а) золото;  б) медь;  в) железо;  г) серебро.  

Пролистать наверх