ПРАКТИКУМ ПО ПОЛИТОЛОГИИ УЧEБНОE ПОСОБИE ДЛЯ ВУЗОВ ПОД РEД М А ВАСИЛИКА М ГАРДАРИКИ 1999 384 С 5

 л) социальный статус;  м) аскриптивный ста­тус;  н) маргиналы;  о) статусная несовмес­тимость.  1) предмет, на который направлена деятель­ность субъекта политики, пассивная сторо­на политического взаимодействия;  2) система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных слоев;  3) «достигаемое» социальное положение;  4) источник политической активности, ак­тивная сторона политического взаимодей­ствия;  5) перемещение из одних социальных слоев в другие;  6) положение в системе социальной стратифи­кации;  7) «предписанный» статус;  8) личности и группы, находящиеся за рам­ками характерных для данного обще­ства основных структурных подразделе­ний или господствующих норм и тра­диций;  9) относительное снижение статуса традици­онно влиятельных социальных групп;  10) совокупность социальных образований, объединенных специфическими интереса­ми, реализуемыми вне сферы деятельности государства;  11) субъективная оценка статусного положе­ния;  12) социальные перемещения, связанные с из­менением социального статуса;  13) социальные перемещения, не связанные с изменением социального статуса;  14) несовместимые социальные позиции, зани­маемые индивидом;  15) формирование класса на основе близости ряда статусных позиций.      2. Кого называют субъектом, а кого — объектом политики?  3. Кто из нижеперечисленных акторов относится к социальным субъектам политики?      а) предпринимательские организации;  б) парламенты;  в) судебные органы власти;  г) законодательные органы власти;  д) профсоюз;  е) политические партии      4. Сформулируйте сильные и слабые стороны основных теорий происхождения неравенств?, заполнив следующую таблицу:  Теория   Основное содержание   Критика    Функционализма      Конфликта      Марксизма        5. Как называется модель неравенства, при которой субъект, проигрывая по одному рангу, может выигрывать по другому?  6. Сформулируйте основные отличия в определении классов К. Марксом и М. Вебером.  7. Кто из мыслителей при выделении класса использовал следую­щие критерии: контроль за средствами производства, квалифика­ция, престиж, власть?  а) К. Маркс;  б) М. Вебер;  в) Р. Дарендорф;  г) М. Дюверже.  8. Каков характер неравенства в индустриальном и доиндустриальном обществах? Проиллюстрируйте различия конфетными примерами.  9. Заполните таблицу подводящими примерами, характеризую­щими соответствующие виды мобильности:  Характер мобильностиВертикальная мобильностьГоризонтальная мобильность  ВосходящаяНисходящая  Индивидуальная мобильность  Групповая мобильность    10. Какое из нижеприведенных суждений верно? Теория «статус­ной перестановки» утверждает что:  а) классы время от времени меняются местами;  б) в открытом обществе социально активный индивид может повысить свой статус;  в) рост статуса низших классов при сравнительном снижении стату­са традиционно влиятельных групп обусловливает социаль­ную напряженность;  г) социальный статус отдельных социальных групп может радикально меняться.  11. Что означает депривация с точки зрения У. Рансимена?  а) чувство относительной лишенности индивида;  б) потерю прежнего статуса;  в) утрату ценностных ориентаций большими социальными группа­ми;  г) стремление индивида к повыше­нию своего социального статуса.  12. Объясните феномен политического радикализма с точки зре­ния концепций:  а) «идеологической модернизации»;  б) «революции отобранных выгод»;  в) «прогрессивной депривации»;  г) «статусной несовместимости».  13. Какое из определений гражданского общества наиболее точно отражает его специфику?  а) общество граждан одного государства;  б) неполитическая сфера, образуемая совокупностью добровольных ассоциаций, через которые реализуются социальные, эконо­мические, духовные интересы индивидов независимо от государства;  в) экономический базис государства;  г) часть общества, наиболее актив­но участвующая в политической жизни.  14. Какие из нижеперечисленных признаков присущи граждан­скому обществу?  а) этатизм;  б) частная собственность;  в) клиентелизм;  г) свобода;  д) монополия государства на собст­венность;  е) независимые ассоциации граж­дан;  ж) патернализм;  з) корпоративизм.  15. Назовите основные системообразующие элементы гражданского общества.  16. Какую роль играет частная собственность в структуре граж­данского общества?  17. Кого из мыслителей можно отнести к основоположникам концепции гражданского общества?  а) Ж.Ж. Руссо;  б) Г. Гегель;  в) Дж. Локк;  г) А. де Токвиль;  д) Т. Пейн;  е) Н. Макиавелли;  ж) Платон;  з) Цицерон;  и) С. Липсет.  18. Кому из мыслителей принадлежат приведенные высказывания?  1) «Гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством.…В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальные для него ничто. Однако без соотно­шения с другими он не может достигнуть своих целей…».  2) «Общество создается нашими потребностями, а правительство — нашими пороками». «Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое».  3) «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, — достижение всеобщего правового граж­данского общества. Только в обществе, и именно в таком, в котором его членам представляется величайшая свобода, а стало быть суще­ствует полный антагонизм… только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, зало­женных в человечестве».  4) «На Востоке (и в России) государство было всем, гражданское об­щество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и, если государство начинало шататься, тотчас выступала наружу прочная структура гражданского общества. Госу­дарство было лишь передовой традицией, позади которой была проч­ная цепь крепостей и казематов».  5) «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите оп­ределенный политический строй, который лишь является официаль­ным выражением гражданского общества».  а) Т. Пейну;  б) К. Марксу;  в) Г. Гегелю;  г) И. Канту;  д) А. Грамши.  19. В чем отличие гегелевского подхода к гражданскому обществу от марксистского?  20. Можно ли говорить о гражданском обществе применительно к античности? В какой период истории начинается формирование гражданского общества?  21. Какие идеи оказали заметное влияние на формирование гражданского общества?  22. Какие исторические условия и социальные факторы способ­ствовали формированию гражданского общества?  23. Сформулируйте основные принципы взаимоотношений госу­дарства и гражданского общества.  24. Попытайтесь сформулировать возможные варианты взаимо­отношений между гражданским обществом и государством.  25. Исторически гражданское общество возникло в Западной Ев­ропе. Возможно ли его формирование и развитие на Востоке? Приведите доводы «за» и «против» его распространения за пределы западной цивилизации.  26. Назовите основные вехи эволюции гражданского общества в России.  27. Какие причины способствовали разрушению гражданского общества в Советской России и «блокировали» его возникновение?  28. Чем отличаются процессы формирования гражданского общества в России и на Западе?  29. Развитое гражданское общество считается важнейшим условием существования демократии. Объясните, почему?  30. Почему переход от авторитаризма к демократии невозможен без формирования развитого гражданского общества?  31. Каковы характеристики классовой принадлежности?  а) неравенство в контроле материальных ресурсов;  б) формально закрепленное неравенство прав и обязанностей по отношению к государству;  г) ранг во властной иерархии;  д) профессиональная компетентность;  в) рыночные возможности индивидов и групп, определяемые вла­дением собственностью;  е) пол, возраст.  32. Назовите основные классы современного индустриального и постиндустриального общества.  33. Какая геометрическая фигура символизирует стратификацию современного западного общества?  а) квадрат;  б) круг;  в) пирамида;  г) ромб.  34. Какие критерии можно использовать для выделения высшего класса в западном обществе?  а) наиболее крупные размеры собственности и доходов;  б) наибольшее влияние на общество;  в) привилегированный образ жизни;  г) уровень квалификации;  д) больший объем политических прав;  е) конфессиональная принадлеж­ность;  ж) пол;  з) этническая принадлежность.  35. Представителей каких социально-профессиональных групп можно отнести к среднему классу?  а) врачей;  б) студентов;  в) рабочих низкой квалификации;  г) адвокатов;  д) учителей;  е) наемных сельскохозяйственных рабочих;  ж) инженеров;  з) мусорщиков;  и) клерков.  36. Объясните, почему средний класс считается социальной ос­новой стабильности?  37. В чем заключается двойственное положение среднего класса?  38. Американский политолог С. Липсет утверждал, что социаль­ной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данную концепцию.  39. Какие качественные изменения произошли в структуре рабо­чего класса современного индустриального общества?  40. Какие цели преследует социальная политика государства?  41. В чем заключается суть феномена «ловушки нищеты»?  42. Как соотносятся между собой уровень эргономического разви­тия общества и степень дифференциации доходов?  43. Назовите специфические признаки этакратического типа стратификации. Можно ли их применить для характеристики со­циальной структуры советского общества?  44. Почему стратификацию советского типа нельзя охарактери­зовать как классовую?  45. Какие специфические черты были присущи советскому обще­ству в 30—50-е гг.?  46. Определите, какие качественные сдвиги в социальной струк­туре советского общества предопределили политические измене­ния с середины 80-х гг.?  47. Сравните стратификацию советского и современного россий­ского общества. Результаты сравнения занесите в следующую таблицу.  КритерииСоветское обществоРоссийское общество  Доминирующий тип стратификации      Уровень дифференциации доходов      Характер правящей элиты      Средний класс      Отношение классов к собственности      Престиж профессий        48. Представители каких профессиональных групп составляют основу формирующегося в России среднего класса? Какие соци­альные группы составляют основу «потенциального» среднего класса в России?  49. Какими политическими последствиями для России могут обернуться малочисленность среднего класса и отсутствие пер­спектив его формирования?  50. Проследите, как менялся тип стратификации в различные ис­торические периоды российского общества (дореволюционный советский, современный)?  51. Назовите основные социальные слои, образующие социаль­ную структуру российского общества.  52. Можно ли утверждать, что в современной России доминиру­ющим типом стратификации стал классовый? Обоснуйте свою точку зрения.  Учебная игра.  Сценарии развития стратификационной системы российского общества  В научной литературе выделяются три возможные альтернативы развития социальной структуры российского общества.  1. Постепенно формируется классовый тип стратификации, вы­тесняющий этакратический; Большее значение приобретают такие характеристики, как размер собственности и уровень доводов, ка­чество образования и профессионализм. В процессе развития клас­совой стратификации увеличивается численность и доля среднего класса.  2. Социальная структура общества соединяет в себе черты этакратического и классового типов стратификации. В политике сохра­няется патернализм вышестоящих социальных групп по отношению к нижестоящим.  3. Происходит «откат» от нарождающейся классовой структуры к этакратической и возрождение корпоративных структур. Соци­альный статус различных социальных групп предписывается государством. Осуществляется политика формального выравнивания доходов с одновременным восстановлением системы льгот и приви­легий (см.: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратифика­ция. М., 1995. С. 215—21).  Определите с вашей точки зрения:  а) наиболее оптимальный;  б) наиболее реальный;  в) наиболее предпочтительный сценарий развития социальной стратификации российского общества.  Какие последствия с точки зрения развитие гражданского общества будет иметь реализация на практике каждого из сценариев?  Попытайтесь дать прогноз изменению политического режима в соответствии с каждым из предложенных сценариев.  Сравните в учебной группе результаты ваших ответов с ответами других учащихся.  ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ. СООБЩЕНИЙ  Теории происхождения неравенства.  Социальный контекст политики.  Теории социальных классов: между Марксом и Вебером.  Социальные группы и политическое поведение.  Эволюция социальной стратификации западного общества.  Основные черты и характер стратификации советского общества.  От неосословности к неоклассовости; динамика социальных перемен совре­менного российского общества.  Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования.  Гражданское общество в странах Запада, Востока, Африки и Латинской Америки.  «Взлеты» и «падения» гражданского общества в российской истории.  Деструктурация гражданского общества и феномен маргинализации.  Формирование гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы.  ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА  Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 5.  Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.  Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эво­люция. М., 1995.  Гражданское общество. М., 1993.  Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.  Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996.  Трансформация социальной структуры и стратификация российского общест­ва. М., 1996.  Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение и упадок, и воссоздание и направления дальнейшего исследования // Полис. 1995. № 3.  Голенкова З., Витюк В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. № 5.  Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском общест­ве // Общественные науки и современность. 1997. № 5.  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА  Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 6. § 1, 2.  Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. III. §1,2.  Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 7.  Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России //Общественные науки и современность. 1994. № 5.  Ворожейкина Е., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и рели­гия // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7,8.  Гридчин Ю.В. Гражданское Общество в России накануне кризиса 1917 г. // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1994.  Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России: сравнительный ана­лиз // Полис. 1996. № 5.  Романенко Л.М. К вопросу об объективных индикаторах современного граж­данского общества в России // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1995. №2.  Рыбаков В. Ислам и гражданское общество // Мировая экономика и между­народные отношения. 1996. № 8.  Соловьев А.И. Три облика государства — три стратегии гражданского обще­ства // Полис. 1996. № 6.  Умное А. Общество и государево в Средней Азии и на Среднее Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7.  Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демо­кратии // Полис. 1996. № 5.  Тема 6  СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ  Цель семинарского занятия: знакомство с основными социальными субъектами политической власти — группами интересов, правящими элитами и политическим лидерством, определение их места и роли в системе властных отношений; изучение специфики лоббизма, корпоративизма и неокорпоративизма.  Основные понятия: группы интересов, лоббизм, корпоративизм, неокорпоративизм, правящая элита, политическая элита, экономическая элита, административная элита, открытая и закрытая элиты, контрэлита, циркуляция элиты, смена элит, политическое лидерство.      План семинара  Место и роль групп интересов в политике.  Сущность и критерии элит. Типы элит.  Корпоративизм и неокорпоративизм.  Политическое лидерство.  Контрольные вопросы, задания, тесты  1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:      а) корпоративизм;  б) правящая элита;  в) лоббизм;  г) неокорпоративизм;  д) группы интересов;  е) политическое лидер­ство;  ж) рекрутация элиты;  з) циркуляция элиты;  и) бюрократический корпоративизм;  к) артикуляция интере­сов;  л) агрегирование инте­ресов;  м) кооптация.  1) объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние (давление) на государственные политичес­кие институты в целях обеспечения приня­тия наиболее благоприятных для себя ре­шений;  2) неоднородная социальная группа (или сово­купность групп), зажимающая привилегированное положение в обществе, обладаю­щая властью и возможностью влияния на общество;  3) перемещение части элиты в неэлитные группы и присоединение к элите наиболее способных и талантливых членов неэлитных групп;  4) ограниченное число принудительных, ие­рархически ранжированных и функцио­нально дифференцированных групп интере­сов;  5) постоянное приоритетное влияние со сторо­ны определенного лица на все общество, политическую организацию или значитель­ную социальную группу;  6) механизм формирования элиты;  7) целенаправленное воздействие групп инте­ресов на органы власти с целью реализа­ции специфических интересов;  8) демократическая система согласования ин­тересов, выражаемых крупными фирмами, организациями, ассоциациями;  9) функционирование корпораций под жест­ким контролем государства и в Строго госу­дарственных рамках;  10) преобразование социальных чувств, эмо­ций и ожиданий в политические требова­ния;  11) согласование потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей;  12) административный отбор в элиту новых членов.      2. Какую цель преследуют группы давления или группы по инте­ресам?      а) устойчивый контакт со структурами власти;  б) приход к власти;  в) оппонирование политике правящей партии;  г) действие в защиту группового интереса.      3. В приведенной ниже таблице указаны основные признаки групп интересов. Укажите в правом столбце соответствующий им тип групп интересов.      ПризнакиТип групп интересов  Группы, стремящиеся к защите интересов своих сторонников

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх