Практикум по политологии учeбноe пособиe для вузов под рeд м а василика м гардарики 1999 384 с 9

Экспертная оценка уровня политической стабильности  Для оценки уровня политической стабильности используют индекс политического риска.

 

Одной из наиболее распространенных моделей расчета индекса политического риска является BERI (Business Environment Risk Index).

 

Индекс политического риска рассчитывается на основе экспертных оценок. Попытайтесь выступить в роли эксперта и рассчитайте индекс политического риска для России. Ниже приводятся 15 переменных и вес каждой из них.

 

Напротив каждой переменной поставьте количественную оценку от 0 до 4.

 

«4» — это самая высокая оценка, «0» — самая низкая. На­пример, вы оцениваете такой параметр, как «политическая ста­бильность». В том случае, если политическая ситуация оценивается как контролируемая, выставляется оценка «4»; если существует потенциальная угроза правящим силам (сильная оппозиция) — «2»; высокая вероятность смены власти — «1»; приход к власти новых политических сил в результате революции, мятежа или пере­ворота — «0». Каждая выставленная оценка умножается на вес со­ответствующей переменной. Полученные итоги суммируются.  ПеременнаяВес  пере­меннойОцен­ка, баллыИтого  1. Политическая стабильность   3,0        2. Отношение к иностранным инвесторам1,5  3.

 

Уровень национализации1,5  4. Степень инфляции1,5  5. Состояние платежного баланса1,5  6. Степень бюрократизации1,0  7. Степень экономического роста2,5  8. Конвертируемость валюты2,5  9. Осуществимость контрактов1,5  10. Стоимость рабочей силы2,0  11. Степень профессиональной подготовки1,5  12. Развитие инфраструктуры1,0  13. Местное управление1,0  14. Наличие краткосрочных кредитов2,0  Наличие долгосрочных кредитов2,0    Максимальный индекс может равняться 100. Это означает, что политическая система абсолютно стабильна и устойчива (по­дробнее об этом см.: Политический риск: анализ, оценка, прогно­зирование, управление. М., 1992.

 

С. 23—24). Шкалы оценки уровня риска позволяют дать качественную оценку полученному риску.  Уровень рискаБаллыВероятность ущерба  Практически отсутствует83—100  Очень низкий75—82Низкая  Низкий67—74(Мала)  Заметный60—66  Ниже среднего55—59Умеренная   51—54(Допустимая)  Средний45—50  Выше среднего40—44Большая  На грани допустимого34—39(Велика)  Не допустимо26—33     18—25Высокая   0—17      Попробуйте с помощью приведенных шкал оценить уровень риска в России.

 

В 1995г.

 

индекс политического риска в России оце­нивался в 22 балла. Сравните полученные Вами результаты с данными 1995г. Каким образом изменился индекс политического риска?  Политический риск может также оцениваться с помощью мето­дики, предложенной У. Коплином и О’Лири. Американские ученые разработали матрицу, на основе которой рассчитывается индекс политического риска. Ниже приводится матрица, адаптированная к российской политической системе.  Актор   Ориен­тация   Последова­тельность   Мощь   Заинтере-сованность   Итого    Президент            Премьер-министр            Министр иностранных дел            Председатель Центрального банка            Коммунистическая партия РФ            ЛДПР            «Наш дом — Россия»            «Яблоко»            Профсоюзы            Армия            ФСБ            МВД                Ориентация представляет собой отношение к различным факто­рам политического риска. Она может оцениваться положительно (+), отрицательно (-) или нейтрально (0).

 

Например, если вы счи­таете, что Президент отрицательно относится к факторам полити­ческого риска (является гарантом стабильности), в графе ориента­ция ставится знак «-». Под последовательностью понимается со­хранение ориентации данной политической силы, под мощью — ре­сурсы, которыми она обладает, а под заинтересованностью — при­дание значения тому или иному фактору политического риска. Пос­ледовательность, мощь и заинтересованность отдельно оценивают­ся в баллах от 1 (наименьшей) до 5 (наибольшей).

 

Затем результа­ты перемножаются и со знаком ориентации заносятся в графу «итог». Выступая в качестве экспертов, вы оцениваете расстановку, политических сил и их отношение к факторам политического риска.  ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ  Системный подход в политической науке.

 

Структурный функционализм как методологическая основа теории политичес­кой системы.  Сравнительный анализ концептуальных моделей политических систем Д.

 

Истона и Г.

 

Алмонда.

 

«Политическая система» — идеологема западной политологии или универсальный конструкт политического анализа?  Структура и функции политической системы.  Политическая институализация в современной России: проблемы и перспективы.  Типологии политических систем.  Условия политической стабильности и методы ее обеспечения.  Методика расчета политического риска.  Политическая стабильность советской и российской политических систем: сравнительный анализ.  ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА  Политология: Учебник для вузов / Под ред. М А. Василика. М., 1999.

 

Гл. 7.  Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. I. Гл. II—IV. Ч. II. Гл.

 

I. Разд. II.  Анохин М.Г.

 

Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость.

 

М., 1996.  Каменская Г.В., Родионов А.В. Политические системы современности. М., 1994. Гл.I.  Политические институты. М., 1996.  Формирование политической системы России. М., 1996.  Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость. М., 1993.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:  Мухаев Р.Т. Политология.

 

М., 1997.  Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 11.  Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996.  Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.  Западная демократия: основы стабильности. М., 1990.

 

Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993.

 

Политический риск: анализ, оценка, прогнозирование, управление. М., 1992.

 

Белов Г.А.. Политическая система // Кентавр. 1995.

 

№ 2.  Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995. № 3.

 

Белов ГА. Институциональная система политической власти // Кентавр.

 

1995. №4.  Галкин А.А. Общественная стабильность: некоторые теоретические подхо­ды // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 5.  Дилигенский Г. Политическая институализация в России: социально-культур­ные и психологические аспекты // Мировая экономика и международные отноше­ния. 1997.

 

№ 7,8.  Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зару­бежных исследованиях // Вести. МГУ.

 

Сер. 12.

 

Политические науки.

 

1996. № 5.  Политическая стабильность: модели и российская действительность («Круг­лый стол») //Кентавр. 1994. № 3.  Тема 8   ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ  Цель семинарского занятия: изучение основных типов политических режимов; характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов; характеристика поли­тического режима в современной России; знакомство с основными теория­ми и моделями демократии.  Основные понятия: политический режим, диктатура, демократия, то­талитаризм, авторитаризм, демократура, диктократия, делегативная демо­кратия, демократия, либерально-демократическая и радикально-демокра­тическая теории демократии, модель конкурентной элитистской демокра­тии, модель полиархической демократии, демократическая модель «прав человека», институциональная модель «интегративной демократии».

 

План семинара  Понятие политического режима.

 

Типы политических режимов  Тоталитаризм как социальный и политический феномен  Авторитарный режим.

 

Сущностные черты и признаки демократии.

 

Теории и модели демократии  Политический режим в современной России.  Контрольные вопросы, задания, тесты  1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:      а) деспотия;  б) политический режим;  в) олигархия;  г) демократура;  д) демократия;  е) тирания;  ж) «авторитаризм раз­вития»;  з) тоталитаризм;  и) бюрократический авторитаризм;  к) диктатура;  л) авторитаризм;  м) диктократия;  н) полиархия;  о) делегативная демо­кратия;  1) неограниченная власть одного лица или не­большой группы;  2) историческая разновидность диктатуры, при которой власть осуществляется военачаль­ником;  3) политический режим, при котором государ­ство стремится к целостному, всеохваты­вающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдель­ности;  4) политический режим, при котором власть осуществляется политическим блоком бю­рократии, национальной буржуазии, воен­ных;  5) упорядоченное взаимодействие структур по­литической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достиже­ния политических целей;  6) власть небольшой группы богатых и приви­легированных людей;  7) политический режим, при котором монопо­лией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, одна­ко сохраняются в ограниченном виде неко­торые гражданские свободы;  8) разновидность авторитарного режима, ори­ентированного на социальную и экономи­ческую модернизацию;  9) гибридный режим, характеризующийся про­ведением либерализации без демократиза­ции;  10) политический режим, отличающийся высо­кой степенью политической конкурентнос­ти элит и высоким уровнем политического участия;  11) гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либера­лизации;  12) историческая разновидность диктатуры, ха­рактеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чинов­ничий аппарат;  13) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы че­ловека;  14) политический режим, при котором электо­рат делегирует права исполнительной влас­ти, ограниченной лишь сроками действия своих полномочий.      2.

 

Какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму?      а) права и свободы человека;  б) монополия одной официальной идеологии, полностью отрицаю­щей предыдущий порядок, призванной сплотить граждан для построения нового мира и обяза­тельно признаваемой всеми;  в) разделение властей;  г) монополия одной массовой пар­тии, строящейся по олигархичес­кому признаку и возглавляемой харизматическим лидером, на власть;  д) свободные выборы;  е) всеобщий полицейский кон­троль и надзор;  ж) монополия власти на средства массовой информации;  з) многопартийность;  и) централизованный контроль за экономикой.      3. Кто впервые ввел в политический лексикон термин «тоталита­ризм»?      а) К. Маркс;  б) Т. Рузвельт;  в) А.

 

Гитлер;  д) В.

 

Ленин;  г) У. Черчилль;  е) Б.

 

Муссолини.      4. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий фрейдо-марксист В.

 

Райх писал: «Стремление милли­онов к социализму было стремлением к свободе от угнетения лю­бого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме ком­промисса со страхом перед ответственностью. …Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе …авторитарно-тоталитарно-диктаторские формы».  Согласны ли вы с подобной точкой зрения?  5. Американский политолог Дж. Талмон ввел в политический лексикон понятие «тоталитарная демократия». Что оно означа­ет? Чем отличается «либеральная демократия» от «тоталитар­ной»?  6. Сформулируйте основные отличия тоталитаризма от авторита­ризма.  7. Какие социальные слои составляют социальную базу правого и левого тоталитаризма?

 

8. Охарактеризуйте тоталитарные режимы с точки зрения их легитимности и эффективности.  9. Французский просветитель Ж.Ж.

 

Руссо писал о том, что со­здание государства означает появление из отдельных, несовер­шенных людей «морального и коллективного целого» политичес­кого организма или «политического тела», в котором как бы рас­творяется отдельная человеческая личность. В этом коллектив­ном теле «частный интерес не только согласуется с общим бла­гом, но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг друга».  О каком типе государства идет речь?  10. По мнению русского философа и политолога И.А. Ильина, тоталитаризм есть «политический строй, беспредельно расши­ривший свое вмешательство в жизнь граждан, включающий всю свою деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования… Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапре­щенное полезно; тоталитарный режим допускает совершенно иное; все непредписанное — запрещено… Государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан».  Подумайте, какие властные, управленческие структуры обес­печивают функционирование тоталитарного режима?  11. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способнос­тью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достиже­ния узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуж­дения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему?

 

В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?  12.

 

Ф.А. Хайек в работе «Дорога к рабству» утверждает, что первоистоки тоталитаризма покоятся в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной автономии и свободы. Причем коллективные цели реализуются с помощью всеобъем­лющего планирования.  Согласны ли вы с данным утверждением? Достаточным ли это является? Ответ аргументируйте.  13. Авторитаризм выступает как один из типов политических ре­жимов, альтернативных тоталитаризму, и по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение. Попытай­тесь сформулировать основные черты авторитаризма.

 

Какие черты, на ваш взгляд, роднят его с тоталитаризмом?  14. Американский политолог С. Хантингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, ныне только 19% населения проживают в демократических обществах.  Объясните, какие причины способствуют сохранению и вос­производству авторитаризма в современном мире?

 

15. Какие политические режимы называют военными?  16. Назовите основные движущие силы бюрократического авто­ритаризма.  17.

 

Охарактеризуйте популистские режимы с точки зрения их эф­фективности.  18. По определению американского президента А.

 

Линкольна, демократия — «это правление народа, избранное народом и для народа».

 

В данном определении демократия выступает скорее нормативным идеалом, привлекательной утопией, чем характе­ристикой демократических государств.  В таком случае, возможно ли подлинное народовластие?

 

Ответ аргументируйте.  19. Французский историк и политический деятель А. де Токвиль считал, что демократия имеет два существенных недостатка: она не дает народу «самого искусного правительства» и представляет собой политическую тиранию большинства. Но она обладает двумя весьма важными преимуществами.

 

Какие это преимущест­ва? О какой стране пишет историк, анализируя недостатки и пре­имущества демократии?  20. Какие из приведенных оценок не относятся к демократичес­ким политическим режимам?

 

а) все демократические режимы соблюдают права человека;  б) все демократические режимы допускают существование оппозиции правящим партиям;  в) все демократические режимы ха­рактеризуются разделением властей;  г) все демократические режимы основываются на президентской форме правления;  д) для демократических режимов характерно федеративное, а не унитарное устройство.  21. Каким образом общество может избежать «парадокса свобо­ды», заключающегося в возможности людей отказаться от зако­нов и самой свободы в пользу тирана?  22. Английский философ К.

 

Поппер предложил новый подход к проблеме организации политической власти.

 

Вместо традицион­ного вопроса: «Кто должен править?» необходимо, по его мне­нию, задаться другим вопросом: «Как нам организовать полити­ческие учреждения, чтобы плохие и некомпетентные правители не нанесли слишком большого урона?»  Объясните, чем отличается первый подход от второго?  23. Как вы понимаете следующее высказывание: «Способность человека к справедливости делает демократию возможной, но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»?

 

24. А. де Токвиль в своей книге «Демократия в Америке» пишет: «…американская демократия часто ошибается в выборе людей, которым она доверяет власть. Однако совсем нелегко ответить на вопрос, почему управляемое этими людьми государство процве­тает».  Предложите свой вариант ответа на вопрос, поставленный полтора столетия назад.  25.

 

Какие идеи и политические доктрины Нового времени оказа­ли решающее влияние на современные представления о демо­кратии?  а) концепция естественного права, свободы и автономии личности;  б) теория «общественного догово­ра» Т. Гоббса;  в) теория правового государства И.

 

Канта, Р. Моля, Р. Вилькерта;  г) концепция «общей воли» Ж.Ж. Руссо;  д) теория разделения властей Ш. Монтескье.  26.

 

Известный русский юрист, либеральный мыслитель П.И. Новгородцев писал: «Демократия всегда есть распутье…

 

система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Прежде ее нередко считали высшей и конечной формой, обеспечивающей прочное и благополучное существование, те­перь ясно ощущают, что, отнюдь не создавая твердого равнове­сия жизни, она более, чем какая-либо другая форма, возбуждает дух исканий».  Какие достоинства и недостатки демократии как политичес­кого режима отметил Новгородцев?

 

27. Анализ институтов и ценностей народовластия показывает, что в России существовали мощные, глубоко укорененные в на­циональном сознании демократические традиции. Но парадокс нашей истории, как отмечал русский философ Н.О. Лосский, со­стоял в том, что Россия, оставаясь абсолютной монархией «на­верху», «внизу», в глубинах народной жизни, была «бытовой демократией».  Какие виды самоуправления существовали в России и в чем их историческое значение?  28. В работе «О духе законов» Ш. Монтескье писал: «Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина».  Определите, что именно, по мнению Ш. Монтескье, дает эту свободу?  29. Чем современная демократия отличается от античной?  Античная демократияСовременная демократия  1. Прямая1. .…    2. Воля большинства2. .…    3. Преследование инакомыслящих   3. .…  4. Право политического участия рас­пространяется только на свободных граждан4. .…    30. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении де­мократии является сведение ее только к выборам — «электорализм». Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополни­тельные необходимые признаки демократии.  31. В некой стране Х проводятся выборы, и существует парла­мент.

 

Можно ли на основании этих признаков утверждать о су­ществовании демократии в данной стране?  32. Сформулируйте условия, препятствующие превращению де­мократии в деспотизм большинства.  33. Дайте развернутую характеристику соотношения капитализ­ма и демократии.  34. В современной политической науке существует точка зрения, согласно которой стабильная демократия может утвердиться только в экономически развитом обществе. Можно ли согласить­ся с нею?  35. В зависимости от решения вопроса о субъекте власти, кон­цепции демократии можно разделить на три большие группы: ин­дивидуалистические (либеральные), плюралистические (теории групп) и коллективистские. Основные положения этих концеп­ций изложены в таблице. Осуществите позитивно-критический анализ названных концепций, покажите их сильные и слабые стороны. Сформулируйте различия между:  а) коллективистскими и индивидуалистическими концепциями;  б) между индивидуалистическими и плюралистическими концепциями,  в) между коллективистскими и плюралистическими концепциями.

 

Концепции демократии    Коллективистские   Индивидуалистические   Плюралистические    Отрицание автономии

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх