АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦEСС УЧEБНИК ОТВ РEД ПРОФ В В ЯРКОВ -ВОЛТEРС КЛУВEР -2003 Г

    Арбитражный процесс. Учебник. отв. ред. проф. В.В. Ярков.-Волтерс Клувер.-2003 г.     Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)(под ред. проф. В.В.Яркова) — М.: Издательство БЕК, 2003    Предисловие 4  Раздел I. Общие положения 5  Глава I. Система арбитражных судов в Российской Федерации 5  Литература: 5  — 1. Понятие арбитражных судов и их системы 6  1. Вводные положения 6  — 2. История развития экономического правосудия в России 9  1. Коммерческие суды России 9  2. Советский государственный арбитраж 10  3. Образование и развитие системы арбитражных судов России 11  — 3. Задачи и основные полномочия арбитражных судов 12  1. Основные задачи 12  2. Роль Высшего Арбитражного Суда России в осуществлении задач арбитражных судов 14  — 4. Развитие системы экономического правосудия России сквозь призму общемировых тенденций 14  1. Общая характеристика тенденций 14  3. Влияние положений международного права и концепции защиты прав человека на правосудие*(16) 15  4. Постепенное сближение правил и процедур как одна из тенденций развития системы гражданской юрисдикции 16  5. Стремление к специализации в рамках судебной системы 16  6. Дифференциация судебных процедур и стремление к их упрощению 17  7. Стимулирование на использование примирительных процедур и альтернативных методов разрешения споров 17  8. Перспективы развития арбитражно-судебной системы. Ожидаемые реформы 18  Глава II. Предмет и система арбитражного процессуального права 18  Литература: 18  — 1. Понятие арбитражного процесса и его стадии 19  1. Понятие арбитражного процесса 19  2. Стадии арбитражного процесса 19  3. Арбитражная процессуальная форма 20  4. Виды судебных производств в арбитражном процессе 21  5. Краткая характеристика отдельных видов судебных производств в арбитражном процессе 22  — 2. Понятие арбитражного процессуального права и его соотношение с другими отраслями российского права 23  1. Понятие арбитражного процессуального права 23  2. Предмет арбитражного процессуального права 23  3. Метод правового регулирования арбитражного процессуального права 24  4. Место арбитражного процессуального законодательства в системе российского законодательства 25  6. Система арбитражного процессуального права 26  — 3. Источники арбитражного процессуального права 27  1. Понятие источников 27  2. Отдельные виды источников арбитражного процессуального права 27  2. Специалисты науки арбитражного процессуального права 31  3. Основные проблемы науки арбитражного процесса 31  4. Система науки арбитражного процессуального права 32  Глава III. Принципы арбитражного процессуального права 32  Литература: 32  — 1. Понятие принципов арбитражного процессуального права 33  1. Вводные положения 33  3. Действие процессуальных норм во времени, в пространстве и по кругу лиц 35  — 4. Наука арбитражного процессуального права, ее предмет и система 35  1. Понятие науки арбитражного процессуального права 35  3. Значение принципов арбитражного процессуального права 37  -2. Система принципов арбитражного процессуального права. Влияние международно-правовых актов на современную систему принципов 37  1. Понятие системы принципов арбитражного процессуального права 37  2. Международные принципы правосудия 37  3. Национальные принципы правосудия 38  4. Состав национальных принципов правосудия 39  5. Конституционные принципы 39  6. Учебная классификация принципов 40  7. Влияние модели судопроизводства на систему и состав принципов арбитражного процессуального права 40  — 3. Судоустройственные принципы арбитражного процессуального права 41  1. Принцип осуществления правосудия только судом 41  2. Принцип законности 41  3. Принцип независимости судей арбитражных судов 42  4. Принцип гласности судебного разбирательства 43  5. Принцип регионального построения арбитражных судов кассационной инстанции*(55) 45  6. Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах 45  7. Принцип государственного языка судопроизводства 46  8. Принцип равенства участников арбитражного процесса перед законом и судом 46  — 4. Судопроизводственные принципы арбитражного процессуального права 47  1. Принцип диспозитивности 47  2. Принцип состязательности 49  3. Принцип доступа к судебной защите прав и законных интересов 49  4. Принцип юридической истины 51  5. Принцип судейского руководства 52  7. Принцип сочетания устности и письменности судебного разбирательства 53  8. Принцип непосредственности судебного разбирательства 54  Глава IV. Компетенция арбитражных судов 54  Литература: 54  — 1. Понятие, критерии и виды подведомственности дел арбитражным судам 55  1. Вводные положения 55  3. Критерии подведомственности дел арбитражным судам 56  4. Виды подведомственности дел арбитражным судам 61  5. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения 63  6. Заключение 65  — 2. Основные категории дел, подведомственные арбитражным судам 65  1. Подведомственность экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений 66  2. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений 67  3. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.30 АПК) 68  4. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности; о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.31 АПК) 68  5. Подведомственность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.32 АПК) 69  — 3. Подсудность дел арбитражным судам 70  Глава V. Участники арбитражного процесса. Представительство в арбитражном процессе 73  Литература: 73  — 1. Понятие и состав субъектов арбитражного процессуального права. Арбитражный суд как участник арбитражного процесса 73  1. Классификация субъектов арбитражного процессуального права 73  2. Процессуальный порядок привлечения арбитражных заседателей к участию в рассмотрении дел 74  3. Арбитражный суд как субъект арбитражного процессуального права 75  4. Арбитражная процессуальная правосубъектность 77  — 2. Стороны в арбитражном процессе 78  1. Правовое положение сторон в арбитражном процессе 78  2. Процессуальное соучастие 80  3. Замена ненадлежащего ответчика 81  4. Процессуальное правопреемство 82  2. Правила участия третьих лиц в арбитражном процессе 83  — 4. Прокурор в арбитражном процессе 84  1. Задачи и цели участия прокурора в арбитражном процессе 84  2. Формы участия прокурора в арбитражном процессе 85  3. Основания обращения прокурора в арбитражный суд 85  4. Полномочия должностных лиц прокуратуры на обращение в арбитражный суд 86  5. Порядок участия прокурора в случае возбуждения дела в арбитражном процессе 86  6. Порядок участия прокурора в рассмотрении дела, начатого другими лицами 87  — 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов 88  1. Понятие участия в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов 88  2. Основания участия 88  3. Порядок участия в арбитражном процессе 89  — 6. Представительство в арбитражном процессе 90  1. Понятие представительства 90  2. Виды представительства 91  3. Субъекты представительства 93  Глава VI. Доказывание и доказательства в арбитражном процессе 100  Глава VII. Обеспечительные меры в арбитражном процессе 135  Глава VIII. Судебные расходы. Судебные штрафы 150  Глава IX. Процессуальные сроки 164  Глава Х. Иск и возбуждение дела в арбитражном суде 171  Глава XI. Подготовка дела к судебному разбирательству 182  Глава XIII. Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции 197  Глава XIV. Постановления арбитражного суда первой инстанции. Окончание дела без вынесения решения арбитражного суда 221  Глава ХV. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений 243  Глава XVI. Производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение 267  Глава XVIII. Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства 293  Глава XIX. Международный гражданский (арбитражный) процесс 301  Глава ХХ. Инстанционность в арбитражном процессе России 331  Глава XXI. Производство в арбитражном суде апелляционной инстанции 338  Глава XXII. Производство в кассационной инстанции 348  Глава ХХIII. Производство в порядке надзора 368  Глава XXIV. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбитражного суда, вступивших в законную силу 383  Глава XXV. Общие правила исполнительного производства 394  Глава XXVI. Особенности исполнительного производства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности 406  Глава XXVII. Источники правового регулирования организации и деятельности третейского суда 414  Глава XXVIII. Третейское соглашение 426  Глава XXIX. Правила третейского разбирательства по российскому законодательству 441  Глава ХХХ. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и об исполнении решений третейских судов 471         Раздел: Гражданское право, гражданский процесс, арбитражное право, хозяйственное Страница: 1         Предисловие     Образование системы арбитражных судов как органов хозяйственной юрисдикции отражает процесс становления в России независимой судебной власти. В этом плане, как справедливо отметил Председатель Высшего Арбитражного Суда России профессор В.Ф. Яковлев, появление арбитражных судов является результатом коренных преобразований экономики и государственной системы России*(1). За относительно небольшой период сформировалась судебно-арбитражная система, правовые основы которой получили подтверждение в Конституции РФ. Все это обусловило необходимость научного осмысления деятельности арбитражных судов и практики реализации арбитражного процессуального законодательства. В учебные планы юридических вузов вошла новая дисциплина «Арбитражный процесс», поскольку изучение основ арбитражного процесса в рамках курса гражданского процессуального права стало недостаточным.   Первое издание данного учебника вышло в издательстве «Юристъ» в 1998-2002 гг. общим тиражом 50 000 экземпляров, что стало свидетельством его признания читателями. Авторский коллектив стремился показать, что арбитражное процессуальное право приобретает все больше характеристик, отражающих специфические черты арбитражного суда как органа судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом авторский коллектив подготовил первый на тот период полноценный по охвату рассматриваемых вопросов учебник арбитражного процесса, в котором были раскрыты все основные институты арбитражного процессуального права и в целом хозяйственной юрисдикции. Конечно, читателю необходимы и небольшие пособия учебного характера, по которым удобно быстро готовиться к экзамену. Однако большой тираж первого издания показал востребованность у большинства читателей учебника, способного полноценно раскрыть все содержательные характеристики арбитражного процессуального права, отражающего как современную процессуальную доктрину, так и судебную практику.   Во втором издании, прежде всего, сделан акцент на том новом, что привнесено в арбитражный процесс АПК РФ 2002 г., Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» и другими связанными с ним федеральными законами, например новым ГПК РФ 2002 г., Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Кроме того, в учебнике более полно изложены вопросы международного гражданского (арбитражного) процесса, учитывая все большее включение России в мировое правовое пространство, а также третейского разбирательства, исходя из развития альтернативных методов разрешения споров.   Таким образом, учебник по своей концепции рассчитан как на студентов юридических вузов, так и на практикующих юристов, которые уже завершили свое образование, но хотят обновить и систематизировать свои знания арбитражного процессуального права с учетом новелл АПК 2002 г. и иного законодательства.   Ссылки на нормативные акты приводятся по состоянию на 1 августа 2003 г.   Изучение арбитражного процесса не может быть ограничено рамками только учебника. Поэтому в помощь изучающим, а также применяющим на практике арбитражный процесс на кафедре гражданского процесса Уральской государственной юридической академии за последние несколько лет подготовлен комплекс литературы из 6 книг. Помимо настоящего учебника читатель сможет использовать:   Практикум по арбитражному процессу / Под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2003;   Арбитражный процесс. Учебно-методическое пособие для преподавателей / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2001 (выпущено по гранту Российского фонда правовых реформ, полученному на конкурсной основе);   Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательственные отношения: образцы документов с комментариями / Под ред. В.В. Яркова. М.: БЕК, 2000;   Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.В. Яркова. М.: БЕК, 2003.   В заключение коллектив авторов — практиков и преподавателей -желает всем читателям успехов в изучении арбитражного процессуального права и благодарит издательство «Волтерс Клувер» за доброжелательную помощь и поддержку при издании настоящего учебника.     От имени авторского коллектива — ответственный редактор профессор В.В. Ярков     Раздел I. Общие положения     Глава I. Система арбитражных судов в Российской Федерации     Литература:   Архипов И.В. Коммерческое судоустройство и судопроизводство России в XIX веке. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1999;   Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1995;   Гребенцов А.М. Развитие хозяйственной юрисдикции в России. М.: Норма, 2002;   Клеандров М.И. Очерки российского судоустройства. Проблемы настоящего и будущее. Новосибирск: Наука, 1998;   Клеандров М.И. Статус судьи. Новосибирск: Наука, 2000. Гл. 1-3;   Клеандров М.И. Арбитражные суды Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001;   Приходько И.А., Пацация М.Ш. Арбитражный процесс в современной России: актуальные проблемы. М.: Лиджист, 2002;   Фурсов Д.А. Процессуальный режим деятельности арбитражного суда первой инстанции. М.: Инфра-М, 1997. С. 5-24;   Фурсов Д.А. Предмет, система и основные принципы арбитражного процессуального права (проблемы теории и практики). М.: Инфра-М, 1999;   Шерстюк В.М. Новые положения проекта третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М.: Городец, 2001; 10 лет арбитражным судам Российской Федерации // Прил. к ВВАС. 2002. N 5.     — 1. Понятие арбитражных судов и их системы     1. Вводные положения     В соответствии со ст.118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений*(2).   Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.   Переходя к характеристике основных положений нового АПК, отметим главную исходную посылку. При всей внешне кажущейся оригинальности тех либо иных подходов в сфере процессуального законодательства специалисты, причастные к его разработке, в любом случае находятся в рамках определенных исторически сложившихся подходов правового регулирования и процессуально-правовых концепций, вариантов решения того либо иного вопроса. Найти полностью оригинальное решение, которое бы не встречалось ранее в российском праве (имея в виду период с судебной реформы 1864 г.) и иностранном, международно-правовом законодательстве достаточно сложно, да в этом и нет, как нам представляется, необходимости. В качестве исходного материала выступают потребности практики, которые, накладываясь на исторически сложившиеся способы их решения за рубежом, в международно-правовом законодательстве либо ранее в истории нашей страны, стимулируют творческий поиск и приводят к тому либо иному новому решению возникшей проблемы. Безусловно, по многим вопросам возможны и полностью оригинальные решения, особенно на уровне детализации той либо иной идеи применительно к конкретному правовому институту.   Таким образом, на каждом витке развития процессуального права и всей системы гражданской юрисдикции необходимо выбрать наиболее приемлемый и рациональный процессуальный инструментарий, который будет более адекватно отражать существующие реалии. Поэтому постараемся отметить несколько основных идей из современной процессуальной доктрины, которые, на наш взгляд, нашли отражение в новом АПК.   1. Социальные функции правосудия и роль суда в современном обществе. По этому вопросу сложилось в основном две концепции, отражающие разное понимание роли, места и задач суда в обществе, которые можно суммировать в следующем вопросе. Обязано ли государство обеспечить наличие функционирующей системы правосудия или судебная система играет роль своеобразного предприятия, оказывающего за плату определенные услуги, в данном случае — по разрешению споров. К сожалению, в свое время именно второй подход был отражен в одобренной Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Концепции судебной реформы в Российской Федерации, согласно которой гражданский процесс должен стать услугой, оказываемой государством сторонам*(1).   Данный тезис весьма сомнителен и вряд ли может быть положен в основу современного понимания задач правосудия. Поэтому отметим как позитивный факт, что именно первый подход, связанный с пониманием социального предназначения правосудия как системы, направленной на защиту прав и сохранение правопорядка, обеспечение стабильности и прочности отношений гражданского оборота и публично-правовых отношений, нашел отражение в АПК. Наиболее ясно и четко данное положение отражено в ст. 2 АПК, где отражены задачи судопроизводства в арбитражных судах.   22. Международно-правовые стандарты и доступ к правосудию. Следующей важной тенденцией, определяющей развитие системы гражданской юрисдикции и арбитражного процесса, является развитие концепции прав человека и ее непосредственное влияние на процесс правового регулирования и правореализации, формирование и осуществление правовой политики*(2). Тем самым определяется значение правосудия как, пожалуй, единственного полноценного гаранта соблюдения прав человека и других близких по своему значению правовых институтов, призванных обеспечивать реализацию прав человека*(3). Поскольку правосудие является гарантией реализации прав человека, то тем самым объясняется внимание к проблеме доступа к правосудию, без решения которой невозможно полноценное обеспечение прав человека и само нормальное функционирование гражданского общества и гражданского оборота.   Доступ к правосудию является сложной и многоаспектной проблемой, решение которой требует финансовых, правовых и организационных подходов и ресурсов*(4). Проблема доступности правосудия имеет определенные правовые стандарты ее разрешения, в частности, в актах Совета Европы, решениях Европейского суда по правам человека*(5), а также, например, в резолюциях и рекомендациях Комитета Министров Совета Европы*(6). Достаточно большое социальное значение проблема доступа к правосудию приобрела в научной литературе за рубежом, где она рассматривается как одна из основополагающих*(7).   Для России проблема доступности правосудия в современном ее понимании обозначилась с начала 90-х годов, когда стали меняться как экономическая, так и правовая модели нашего общества. Состязательная модель гражданского оборота и такая же модель гражданского и арбитражного процессов определяют принципиально иную мотивацию и содержание поведения сторон в процессе. Такая модель поведения должна быть более активной и вместе с тем более затратной, поскольку защита своих прав в современном процессе требует профессионального юридического сопровождения.   На первом этапе развития судебной системы в начале и середине 90-х годов ХХ в. принимаемые решения касались больше укрепления и изменения статуса судей, организации правосудия, реализации принципа разделения властей в законодательстве, чем совершенствования самой процедуры правосудия и всей юридической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование судебной системы. Власти стали обращать внимание на вопросы доступа правосудия и его соответствия международно-правовым стандартам после вступления России в Совет Европы и присоединения к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, другим базовым документам Совета Европы и признания юрисдикции Европейского суда по правам человека. В частности, здесь основополагающее значение имеет ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой закреплено право на справедливое судебное разбирательство, охватывающее собой отдельными элементами по сути дела весь судебный процесс и исполнение конечного его результата — судебного решения.   Как практически нашли воплощение данные положения в АПК? Во-первых, в ст. 2 АПК, где обеспечение доступности правосудия названо в качестве одной задач судопроизводства в арбитражных судах. Во-вторых, в ст. 311 в качестве одного из оснований пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам названо установленное Европейским судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека. В-третьих, многие положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод должны оказывать непосредственное воздействие на правоприменительную деятельность арбитражных судов, особенно при разрешении вопросов, прямо неурегулированных нормами арбитражного процессуального законодательства.   При изучении в целом АПК можно увидеть целый ряд новых решений, в основе которых лежит, как представляется, стремление обеспечить доступ к правосудию. Например, скорее всего, именно эти соображения лежали в основе изменения порядка возбуждения надзорного производства и порядка рассмотрения дел в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ в отличие от АПК 1995 г. Таким образом, в новом Кодексе доступ к правосудию обозначен не только как важная задача судопроизводства, но и предложены конкретные юридико-технические решения в предписаниях процессуальных норм.   3. Развитие системы принципов арбитражного процессуального права. Новый АПК сохранил сложившуюся систему принципов, внеся в нее определенные коррективы. При этом определяющими моментами здесь являются необходимость отразить в этой системе социальные функции судопроизводства в арбитражных судах, а также обеспечить баланс частноправовых и публично-правовых интересов. В этом плане можно отметить выделение в качестве самостоятельного принципа законности, развитие принципов состязательности и равноправия сторон, а также принципа судейского руководства. Кроме того, не выделен отдельно в отличие от АПК 1995 г. принцип непрерывности. Значительное развитие получил, на наш взгляд, принцип судейского руководства, охватывающий собой полномочия арбитражного суда по руководству процессом (ч. 3 ст. 9), в сфере доказательственной деятельности (ст. 65-67, 70 и др.).   4. Понимание права на обращение в суд за судебной защитой. Длительное время право на обращение в суд связывалось с наличием целого ряда предпосылок. Предложенная впервые в советской литературе профессором М.А.Гурвичем система предпосылок дифференцировалась на общие и специальные в зависимости от характера их действия, а также по иным критериям*(8). Впоследствии она дополнялась и уточнялась в целом ряде других работ*(9). Предметом полемики были только классификация предпосылок и их состав.   Характеристика права на предъявление иска и на обращение в суд с позиций сложной системы предпосылок была исторически оправдана в период ее обоснования М.А.Гурвичем. Такая концепция носила по-своему прогрессивный характер, так как ограничивала четкими критериями — определенным, пусть и большим количеством предпосылок, свободное усмотрение судей при принятии заявления и возбуждении дела. В работах последних лет право на предъявление иска также характеризуют через систему предпосылок, в том числе и в арбитражном процессе*(10).   Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют в настоящее время: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее — арбитражный суд субъекта РФ).   Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. В силу такого правового статуса Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики, рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и из административных правоотношений.   Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях. Кроме того, федеральный арбитражный суд округа рассматривает также дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Всего образовано 10 федеральных арбитражных судов округов, распространяющих свое действие на определенное количество субъектов РФ. Например, федеральный арбитражный суд Уральского округа осуществляет проверку решений, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области. Каждый из федеральных арбитражных судов округов действует в составе президиума и двух коллегий — по рассмотрению споров из гражданских и иных правоотношений и возникающих из административных правоотношений.   В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта Федерации рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта РФ действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.     — 2. История развития экономического правосудия в России     1. Коммерческие суды России     Развитие системы хозяйственной юрисдикции, завершившееся преобразованием органов государственного арбитража в систему арбитражных судов, отражает процесс становления в России независимой и эффективной судебной власти. История свидетельствует о возможностях разновариантного подхода к разрешению споров между субъектами предпринимательской деятельности. Во многих странах хозяйственные споры разрешаются в рамках общей судебной системы, либо с помощью квазисудебных органов, либо специализированными судами (например, по спорам в сфере финансовых, налоговых отношений).   Первое упоминание о существовании особых судов для торгового сословия в России, по свидетельству Д.А. Фурсова, имело место в 1135 г.*(4) Как система коммерческие суды в России появились в начале ХIХ в. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры, был основан в Одессе в 1808 г. по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими во Франции в ту эпоху*(5). Как пишет И.В. Архипов, исследовавший историю коммерческого судоустройства и судопроизводства России в XIX в., инициативу в создании первого коммерческого суда проявило местное купечество, значительную часть которого составляли выходцы из Франции. Определенную роль сыграл и герцог Ришелье, который предварительно одобрил данную идею и передал ходатайство купцов по инстанции. Интересно, что даже само ходатайство об учреждении коммерческого суда было написано на французском языке, что противоречило сложившимся традициям официального делопроизводства*(6).   Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были утверждены Учреждение коммерческих судов*(7) и Устав торгового судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 г. После введения в действие судебных уставов (включая Устав гражданского судопроизводства) в 1864 г. все виды торговых судов, за исключением коммерческих, были упразднены. Согласно ст.28 Устава гражданского судопроизводства в тех местностях, на которые не распространялось ведомство коммерческих судов, спорные дела, относящиеся к торговой подсудности, разрешались общими гражданскими судами. Как писал К.И. Малышев, коммерческие суды по своему историческому происхождению были органами сословной юрисдикции, которая впоследствии стала основываться на развитии торговой промышленности*(8).   В отличие от коммерческих судов Франции, полностью состоявших из представителей купечества, аналогичные суды в России были организованы на смешанных началах*(9). В состав коммерческого суда входили председатель суда, его заместитель (товарищ председателя) и определенное число членов по штату, назначенных правительством и избранных купечеством. Подсудность дел коммерческим судам толковалась достаточно ограничительно. Так, по ряду разъяснений Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената России под иском, вытекающим из торгового оборота, признавался лишь такой иск, который вытекал из сделки, представлявшейся торговой не только по отношению к ответчику, но и по отношению к истцу: при наличии торгового характера сделки только по отношению к одной из сторон иск не призвался подсудным коммерческому суду*(10).   Количество коммерческих судов увеличивалось, но к началу ХХ в. их осталось только четыре — в Москве, Петербурге, Варшаве и Одессе. Опыт их работы показал, что торговые дела могут быть вполне разрешаемы и общими судами. Как свидетельствовал русский ученый Е.В. Васьковский, вред, приносимый двойственностью судов, был тем более значителен, что коммерческие суды были обособлены, одни и те же законы толковались не всегда одинаково и однородные дела разрешались различно. Такие противоречия в судебной практике, по мнению Е.В. Васьковского, подрывали единство правопорядка и нарушали принцип равенства граждан перед законом*(11).     2. Советский государственный арбитраж     В 20-х гг., в период новой экономической политики, в рамках общей судебной системы действовали арбитражные комиссии, к подсудности которых относились дела по спорам между государственными предприятиями и учреждениями. Арбитражные комиссии были образованы в соответствии с постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. Деятельность арбитражных комиссий регулировалась целым рядом правовых актов той эпохи: Положением об арбитражных комиссиях по разрешению имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями РСФСР от 12 января 1925 г., Положением об Арбитражной комиссии при Совете труда и обороны Союза ССР от 6 мая 1924 г. и другими актами.   Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника. Дела рассматривались по правилам, установленным ГПК, за некоторыми исключениями, вытекавшими из особенностей арбитражных комиссий*(12). При этом подведомственность дел арбитражным комиссиям, по свидетельству А.Г. Гойхбарга, толковалась сугубо ограничительно и предпочтение отдавалось разрешению споров в общих судах*(13).   В связи с переходом на административные методы регулирования хозяйственных отношений арбитражные комиссии были упразднены наряду с многими другими структурами рыночной экономики. В 1931 г. была образована система органов государственного арбитража, которая выполняла различные функции. Первое положение о государственном арбитраже было утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. Затем принимался ряд других правовых актов, регулирующих деятельность государственного арбитража, последними из которых были Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР» и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные 5 июня 1980 г. Советом Министров СССР.   Государственный арбитраж выполнял двойственные функции в системе управления народным хозяйством той эпохи. Государственный арбитраж, с одной стороны, являлся органом государственного управления, наделенным для этого рядом полномочий в сфере хозяйственных отношений (включая право принятия нормативных актов), и, с другой стороны, разрешал возникающие в данной сфере споры между предприятиями. Одновременно действовала система ведомственных арбитражей, обеспечивающая разрешение хозяйственных споров между предприятиями в рамках одного министерства и ведомства.   В научной литературе той эпохи оживленно обсуждался вопрос о правовой природе органов государственного арбитража. Был высказан значительный диапазон различных мнений: государственный арбитраж рассматривался и в качестве органа государственного управления, и как орган руководства народным хозяйством; в качестве органа защиты гражданских имущественных прав; как специальный орган, сочетающий в себе черты органа государственного управления и судебного органа, и др.*(14) Проблемы, поднимавшиеся специалистами, и подходы, высказанные ими, в особенности тех авторов, которые обосновывали юрисдикционно-судебную природу органов государственного арбитража, выступили теоретической основой для решения вопросов преобразования государственного арбитража в арбитражный суд.     3. Образование и развитие системы арбитражных судов России     В связи с принятием в 1991-1992 г. Закона РФ «Об арбитражном суде» и АПК система государственного и ведомственного арбитража была упразднена с ее одновременным преобразованием в арбитражные суды. Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привел к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. Все это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов. В Конституции РФ 1993 г. было окончательно закреплено самостоятельное место арбитражных судов в системе органов судебной власти России.   Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства привела к разработке и принятию в 1995 г. двух новых актов: Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства, и АПК, который действовал до 2002 г.   24 июля 2002 г. Президентом России был подписан новый Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за последние десять лет, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Такое развитие арбитражно-судебной системы позитивно и способствует в целом положительной динамике судебной реформы в России. Содержание нового АПК можно свести к двум основным категориям — преемственность (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитие (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).   Принятие нового АПК является значимым событием для развития не только системы арбитражных судов, но и в целом всей судебной системы нашей страны. Можно вполне констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась, заняла свое место в общей судебной системе России, построенной на принципах функционального, а не линейного единства. При оценке того обстоятельства, что данный АПК — третий по счету, следует исходить не из количественных показателей, а из реальных общественных потребностей, которые требуют совершенствования судебной системы как основного условия постепенного движения России на пути к правовому государству. Коль скоро наша страна за десятилетие прошла колоссальный путь реформ, то и законодательство в этот период не может не носить переходного характера и требует постоянного обновления по мере развития материального законодательства, изменения политической системы и самого духа времени.   Значимость совершенствования именно процессуального законодательства объясняется тем, что бесконечные шлифовка и доработка материального законодательства будут бесполезными, если в обществе не создана система правового принуждения его участников к исполнению их обязательств как перед друг другом, так и перед государством. Согласно ст.18 Конституции России права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поэтому в принятии нового АПК и проявляется та связь государства, права и отдельного человека, которая переводит конституционные положения о правозащитных функциях органов правосудия в плоскость их практической реализации путем создания рабочих механизмов, которые уже на конкретном уровне позволяют конкретному гражданину получить судебную защиту его прав и свобод, в данном случае — в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.     — 3. Задачи и основные полномочия арбитражных судов     1. Основные задачи     Идеал правосудия и его задач был выражен в свое время в часто цитируемых современными авторами словах из Указа императора Александра II от 20 ноября 1864 г. об утверждении новых Уставов судопроизводства, где было сказано о «желании : водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»*(15). Здесь выражена основная идея правосудия и его задач, которая не зависит от социально-экономической эпохи, а отражает само существо данного института в обществе.   Обращаясь к нашей действительности, отметим, что согласно ст.2 АПК задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:   1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;   2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;   3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;   4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;   5) формирование уважительного отношения к закону и суду;   6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.   Задачи судопроизводства в арбитражном процессе определяются целями судебной деятельности, исходя из Конституции РФ, федеральных конституционных законов и международных обязательств государства. По сравнению с задачами правосудия, определенными в ст.5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст.2 АПК 1995 г., в данной статье круг задач существенно расширен. В конечном счете все задачи направлены на обеспечение судебной защиты как конечной цели правосудия и результата функционирования судебной системы. Это логично вытекает из ст.18 Конституции РФ, где правосудие названо как условие, обеспечивающее непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина.   Большинство задач судопроизводства носит традиционный характер, поскольку они так или иначе отражались в арбитражном процессуальном законодательстве. Новыми по существу являются вторая и третья задачи, поскольку они вытекают из международных обязательств Российской Федерации. Акцент на них стал делаться после вступления Российской Федерации в Совет Европы. В соответствии с п.1 ст.6 Европейской конвенции о правах человека «Право на справедливое судебное разбирательство» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. Неотъемлемым элементом права на справедливое судебное разбирательство является и обеспечение доступа к правосудию.   Все приведенные в ст.2 АПК задачи осуществляются арбитражными судами присущими им, как и другим органам судебной власти, способами и с помощью полномочий, указанных в арбитражном процессуальном законодательстве. При этом арбитражный суд каждого уровня для осуществления этих задач наделен своими только ему присущими полномочиями. Так, арбитражные суды субъектов РФ разрешают подведомственные им дела по первой и апелляционной инстанции, а федеральные арбитражные суды округов осуществляют проверку в кассационном порядке законности решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов РФ в первой и апелляционной инстанции. Кроме того, указанные арбитражные суды осуществляют ряд иных полномочий, предоставленных им законом.     2. Роль Высшего Арбитражного Суда России в осуществлении задач арбитражных судов     Особое место в судебно-арбитражной системе занимает Высший Арбитражный Суд РФ, который одновременно выполняет целый ряд полномочий.   Во-первых, Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, поскольку в силу правил подсудности ряд категорий дел отнесен к его исключительной компетенции (ч.2 ст.34 АПК).   Во-вторых, Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.   В-третьих, Высший Арбитражный Суд РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.   В-четвертых, Высший Арбитражный Суд РФ разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией России и федеральными конституционными законами.   Задачи и полномочия арбитражных судов осуществляют судьи арбитражных судов, назначенные на должность в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральным конституционном законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации». Следует иметь в виду, что организационные функции по обеспечению деятельности арбитражных судов выполняет Высший Арбитражный Суд РФ. Созданный в соответствии с Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент имеет полномочия по организационному обеспечению деятельности только в отношении судов общей юрисдикции.     — 4. Развитие системы экономического правосудия России сквозь призму общемировых тенденций     1. Общая характеристика тенденций     Развитие системы защиты прав участников предпринимательских отношений происходит в рамках общего совершенствования правовой системы, изменения социально-экономических реалий, в которых функционируют суды по экономическим спорам. Во многих странах в той либо иной степени органы хозяйственной юрисдикции функционируют обособленно, развиваясь в русле общих тенденций. Отметим лишь отдельные из них, которые оказывают влияние на развитие правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в целом на планете, в России и нашли отражение в новом АПК.   Понимание тенденций развития современной гражданской юрисдикции важно и по следующим причинам. При всей внешне кажущейся оригинальности тех либо иных подходов в сфере процессуального законодательства специалисты, причастные к его разработке, в любом случае находятся в рамках определенных исторически сложившихся подходов правового регулирования и процессуально-правовых концепций, вариантов решения того либо иного вопроса. Найти полностью оригинальное решение, которое бы не встречалось ранее в российском праве (начиная с судебной реформы 1864 г.) и иностранном, международно-правовом законодательстве, достаточно сложно, да в этом и нет, как нам представляется, необходимости. В качестве исходного материала выступают потребности практики, которые, накладываясь на исторически сложившиеся способы их решения за рубежом, в международно-правовом законодательстве либо в истории нашей страны, стимулируют творческий поиск и приводят к тому или иному новому решению возникшей проблемы. Безусловно, по многим вопросам возможны и полностью оригинальные решения, особенно на уровне детализации той либо иной идеи применительно к конкретному правовому институту.   Таким образом, на каждом витке развития процессуального права и всей системы гражданской юрисдикции необходимо выбрать наиболее приемлемый и рациональный процессуальный инструментарий, который будет более адекватно отражать существующие реалии. Поэтому постараемся отметить несколько основных идей из современной процессуальной доктрины, которые, на наш взгляд, нашли воплощение в новом АПК и отражают современные тенденции развития хозяйственной юрисдикции.     2. Понимание социальных функций правосудия   и роль суда в современном обществе     По этому вопросу сложилось в основном две концепции, отражающих разное понимание роли, места и задач суда в обществе, которые можно резюмировать в следующем вопросе: обязано ли государство обеспечить наличие функционирующей системы правосудия или судебная система играет роль своеобразного предприятия, оказывающего за плату определенные услуги, в данном случае — по разрешению споров? Отметим как позитивный факт, что именно первый подход, связанный с пониманием социального предназначения правосудия как системы, направленной на защиту прав и сохранение правопорядка, обеспечение стабильности и прочности отношений гражданского оборота и публично-правовых отношений, отражен в процессуальном законодательстве многих государств, в том числе в АПК.     3. Влияние положений международного права и концепции защиты прав человека на правосудие*(16)     Современная концепция прав человека отражена в целом ряде международно-правовых документов, например Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые согласно ст.15 Конституции России являются частью нашей правовой системы. Такое же влияние оказывает и судебная практика международных органов правосудия, в частности Европейского суда по правам человека. Здесь основополагающее значение имеет ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой закреплено право на справедливое судебное разбирательство, охватывающее отдельными элементами, по сути дела, весь судебный процесс и исполнение конечного его результата — судебного решения.   Поскольку правосудие является гарантией реализации прав человека, то тем самым объясняется внимание к проблеме обеспечения права на справедливое судебное разбирательство и доступа к правосудию, без решения которых невозможно полноценное обеспечение прав человека и само нормальное функционирование гражданского общества и гражданского оборота. Под влиянием международно-правовых актов о правах человека складывается развитие процессуального законодательства, например, в странах, входящих в Совет Европы, в том числе и в России. В частности, то внимание, которое стало уделяться доступу к правосудию, объясняется не в последнюю очередь действием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, других международно-правовых актов, судебной практикой Европейского суда по правам человека. Поэтому при оценке таких новелл АПК, как ст.2, п.5 ст.144, ст.311 АПК, можно сказать, что на усложнение порядка возбуждения дел в порядке надзора оказала очевидное влияние данная практика и международно-правовое законодательство.   Как нам представляется, пока еще не полностью оценено влияние концепции прав человека на национальную систему судопроизводства в арбитражных судах (как и судах общей юрисдикции) и практику применения в них материального и процессуального законодательства. Между тем оно весьма существенно и будет способствовать в дальнейшем унификации норм национального российского арбитражного процесса во взаимосвязи с положениями международного и иностранного гражданского процесса*(17).     4. Постепенное сближение правил и процедур как одна из тенденций развития системы гражданской юрисдикции     Первый доклад о сближении процессуального права государств Европейского союза был подготовлен под руководством профессора М. Сторма в 1994 г.*(18) Проявление тенденций к сближению правовых систем стало отмечаться специалистами и нашей страны, например в сфере доказательственного права*(19).   Такое сближение процессуальных систем можно увидеть на нескольких уровнях и в разных регионах планеты. Проявляется оно в форме унификации (выработки общих наднациональных процессуальных правил и регламентов) и гармонизации (сближения правовых систем разных стран на основе общих принципов)*(20). Ведь в рамках процессуального права достаточно много относительно автономных институтов, его составляющих, например подведомственность и подсудность, доказательства, пересмотры судебных актов, взаимное признание и исполнение, альтернативные формы разрешения споров. И именно в их рамках по каждому из направлений возможны унификация и гармонизация, которые происходят в разных сферах с различной скоростью и степенью охвата.   В качестве таких примеров можно отметить многие общие принципы в ГПК стран СНГ, принятие специальных конвенций, касающихся в основном вопросов взаимного признания и исполнения решений судов и арбитражей, исполнения судебных поручений. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, практика Европейского суда по правам человека определяют необходимость приведения российского законодательства, в том числе и в сфере гражданской юрисдикции, в соответствие с определенными стандартами.   Процесс унификации идет на разных уровнях — в рамках ООН и специализированных организаций ООН, в рамках региональных объединений государств, например ЕС и СНГ. Инициатива здесь может исходить как от международных организаций, например ЮНСИТРАЛ, Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, так и от неправительственных организаций, например Международной ассоциации процессуального права, Международного союза латинского нотариата, Международного союза судебных исполнителей и служащих. Отдельные инициативы неправительственных организаций находят затем поддержку у международных организаций, например, проект Международных правил гражданского процесса в настоящее время поддерживается УНИДРУА.   Многие новеллы нового АПК отражают не только стремление, но и необходимость учесть указанные тенденции к унификации и гармонизации процессуального права.     5. Стремление к специализации в рамках судебной системы     Подобная тенденция является объективно необходимой ввиду дифференциации отношений, которые подпадают в сферу правового регулирования. Сложность и специализированность современного гражданского оборота увеличиваются, появляются новые отрасли законодательства, поэтому представителям различных юридических профессий, включая судей, становится сложно ориентироваться во всем многообразии законодательства. Кроме того, необходимо привлечение к участию в осуществлении хозяйственной юрисдикции самих предпринимателей и специалистов из числа лиц, знающих специфику многих видов хозяйственных отношений.   Хотя в отношении судей арбитражных судов действует презумпция знания права при исполнении ими профессиональных обязанностей, однако фактически среди них складывается специализация в рамках судебных коллегий и судебных составов.   Тенденция к специализации органов хозяйственной юрисдикции является повсеместной. Даже в тех государствах, где действует общая судебная система, суды по делам предпринимателей, как правило, функционируют обособленно, например коммерческие суды Франции, образуемые из числа самих предпринимателей.     6. Дифференциация судебных процедур и стремление к их упрощению     Одной из определяющих тенденций развития системы гражданской юрисдикции является поиск оптимальных процессуальных форм разрешения дел. Современная система гражданской юрисдикции развивается в направлении разграничения судебных процедур, а также поиска упрощенных форм разрешения подведомственных судам дел, для того чтобы найти оптимальное соотношение между результатом и способом его достижения. Можно отметить постоянный поиск в нашей стране и за рубежом путей в сторону рационализации и оптимизации процессуальных форм разрешения дел, позволяющих достичь целей судопроизводства путем упрощения основных составляющих судебного процесса, не снижая в целом уровень юридических гарантий.   В этом плане по сравнению с АПК 1995 г. можно отметить большой прогресс. Судебные процедуры дифференцированы на несколько отдельных видов производств, позволяющих учесть особенности той либо иной категории дел, подведомственных арбитражным судам. Разделы III-V АПК содержат особенности, учитывающие специфику процессуального разрешения тех либо иных дел.   В частности, выделены отдельно производство из административных и иных публичных правоотношений, специальные правила предусмотрены для рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей и т.д.   Дифференциация судебных процедур в АПК коснулась не только отдельных производств, но и других институтов, в том числе давно известных. Например, в АПК большой интерес представляет предварительное обеспечение требований (ст.99), позволяющее более быстро и оперативно защищать права кредитора до возбуждения дела в арбитражном суде. Впервые появившийся в российском праве в Кодексе торгового мореплавания РФ, а теперь и в АПК как общее правило, институт предварительного обеспечения требований будет способствовать, как можно надеяться, досудебному урегулированию споров.  

Пролистать наверх