ГИРEВ В Н ЗEМЛИН А И ФИНАНСОВОE ПРАВО ПРАКТИКУМ ОТВ РEД ГРАЧEВА E Ю М ЮРИСПРУДEНЦИЯ 1999 144 С 2

 Проанализируйте точку зрения студента Петрова, Каково Ваше мне­ние по данному вопросу?  9. На практическом занятии по финансовому праву студент Родин на во­прос о составляющих банковской системы РФ ответил, что в нее входит:  — ЦБ РФ (Банк России);  — Сберегательный Банк РФ;  — Банк внешней торговли;  — коммерческие банки;  — банки и небанковские кредитные организации;  — другие кредитные организации;  — Пенсионный фонд РФ;  — филиалы и представительства иностранных банков.  Как Вы считаете, правильный ли ответ дал студент Родин? Как бы Вы ответили на заданный вопрос?  Нормативные правовые акты по теме:  Конституция Российской Федерации. М., 1993.  Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.  Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.  Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банке России)» (в ред. от 26 апреля 1995 г.) // ВВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 356; СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2991; 1996. № 1. Ст. 7; 1997. № 9. Ст. 1028; № 18. Ст. 2099; 1998. № 10. Ст. 1147; № 31. Ст. 3829.  Федеральный закон от 11 января 1995 г. Ns 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.  Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР» //ВВС РФ. 1991. № 15. Ст. 492; 1992. № 33. Ст. 1912; № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2958; 1997. № 47. Ст. 5341.  Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой по­лиции» // ВВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995 № 51. Ст. 4973.  Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 «О Государственной налого­вой службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3586; 1998. № 30. Ст. 3757.  Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383 «О Главном контрольном управ­лении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066.  Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Ми­нистерстве Российской Федерации по налогам и сборам» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6393.  Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 651 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // РГ. 1999. 29 мая.  Положение о Федеральном казначействе РФ. Утв. Постановлением Совета Ми­нистров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993 г. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.  Положение о Министерстве финансов Российской Федерации Утв. Постановле­нием Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998. № 11. Ст 1288.  Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 935 // СЗ РФ. 1998. № 34 Ст. 4085; 1998. № 48. Ст. 5951; 1999. № 7 Ст. 938.  Учебная и монографическая литература:  Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. Учеб­ник М., 1995.  Грачева Е. Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1998.  У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина; Сост. А.А. Ялбулганов М.: Статут, 1998.  Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н Горбуновой М., 1996.  Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 1997.  Тема 5. Финансовый контроль в РФ  Понятие финансового контроля, его принципы, зада­чи и значение. Роль финансового контроля в укреп­лении финансовой дисциплины.  Виды финансового контроля и органы, его осуществ­ляющие.  Финансовый контроль органов представительной власти. Полномочия Счетной палаты ФС РФ.  Финансовый контроль органов исполнительной вла­сти. Контроль органов общей компетенции, ведомст­венный, надведомственный, внутрихозяйственный. Правительство РФ, Министерство финансов РФ, мини­стерства финансов (управления) субъектов РФ, органы Федерального казначейства, налоговые органы, орга­ны налоговой полиции, органы валютного и экспортно­го контроля, их полномочия в области финансового контроля.  Общественный финансовый контроль.  Аудиторский (независимый) финансовый контроль.  Предварительный, текущий, последующий, обяза­тельный и инициативный финансовый контроль.  Формы финансового которая — ревизия, проверка.  Ревизия — основная форма финансового контроля, ее виды.  Методы финансового контроля.  Вопросы:  1. Что понимается под финансовым контролем? Каково его значение?  2. В чем отличие финансового контроля органов представительной влас­ти от финансового контроля органов исполнительной власти?  3. В чем различия ведомственного и надведомственного финансового контроля?  4. Каковы контрольные функции Федерального казначейства РФ и санк­ции, применяемые им?  5. Каковы полномочия Счетной палаты РФ по финансовому контролю?  6. Охарактеризуйте функции банков в области финансового контроля?  7. В каких формах осуществляется финансовый контроль?  8. С помощью каких методов проводится финансовый контроль?  9. Осуществляет ли Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и прокуратура контроль за деятельностью органов управления финансами? Если осуществляет, то каким образом?  Задания:  1. Определите, в компетенцию каких органов входят следующие полно­мочия по осуществлению финансового контроля:  — проводить документальные ревизии и проверки финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;  — проводить оценку обоснованности доходных статей и расходных ста­тей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджет­ных фондов;  — осуществлять предварительный и текущий контроль;  — осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;  — приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество лиц;  — осуществлять меры по предотвращению, выявлению, пресечению кор­рупции в налоговых органах;  — организовывать проведение внутрихозяйственного контроля;  2. Определите, какие из указанных отношений находятся за пределами законности, а какие — за пределами финансовой дисциплины:  а) директор завода Иванов в целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы рабочим дал указания главному бухгалтеру произвести не­полную уплату налога на прибыль предприятия за налоговый период;  б) в целях восполнения дефицита местного бюджета городская налоговая инспекция образовала совместное предприятие с иностранной туристичес­кой фирмой;  в) при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности од­ного из управлений Министерства транспорта РФ акт о проведении ревизии был подписан ревизионной группой и главным бухгалтером;  г) в ходе ревизии было обнаружено несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом.  3. Выберите правильный ответ.  Продолжительность документальной проверки составляет:  — не более 10 дней;  — не более 30 дней;  — не более 45 дней.  4. Какие документы оформляются по результатам ревизии?  Кто, по Вашему мнению, может продлить срок ревизии:  — руководитель ревизуемого предприятия (организации);  — должностное лицо, назначившее ревизию;  — должностное лицо, возглавляющее ревизионную группу;  — главный бухгалтер предприятия;  — прокурор.  5. Каковы меры, применяемые к нарушителям бюджетного и налогового законодательства? В чем заключаются общие и индивидуальные черты дан­ных мер? При ответе приведите 2 примера.  Задачи:  1. Сотрудник налоговой инспекции Мурзин приостановил операции ООО «Маяк» по счетам в банке в течение первого квартала в связи с не­представлением документов, необходимых для исчисления суммы налогов. Однако по просьбе ООО «Маяк» Банк «Вымпел» в марте провел ряд расчет­ных операций. Руководитель районной налоговой инспекции Петракова оштрафовала председателя ООО, его главного бухгалтера, управляющего банком — каждого на сумму, равную 20 ММОТ.  Дайте юридический анализ ситуации.  2. Проверка, осуществленная органом налоговой инспекции, показала, что в организации отсутствует учет объектов налогообложения, что повлекло за собой сокрытие дохода за проверяемый период в размере 11 тыс. рублей.  Какому виду ответственности подлежит данная организация и какое взыскание на нее может быть наложено? Какой орган правомочен нало­жить это взыскание?  3. Управление Федерального казначейства по Свердловской области, осуществляя текущий контроль за ведением операций с бюджетными сред­ствами, подвергло проверке ОАО «Химмаш». В ходе проверки бухгалтер­ских документов орган, проводящий проверку, обратился с просьбой в банк «Уралан» предоставить справки о состоянии счетов данного предприятия. В указанный трехдневный срок документы банком не были предоставлены. Орган, проводящий проверку, принял следующее решение:  — приостановить операций по счетам предприятия в банке на 20 дней;  — внести в ЦБ РФ представление о лишении банка лицензии на совер­шение банковских операций;  — наложить штраф на руководителя предприятия.  Правильно ли поступил орган казначейства? Дайте подробный анализ сложившейся ситуации.  4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.94 г. Че­ченской Республике было выделено 30 млрд. руб. на оказание помощи по обес­печению лекарствами и санитарным автотранспортом. Средства поступили на счета госучреждения «А» (25 млрд руб) и госпредприятия «Б» (5 млрд руб.). Проверка установила, что при перечислении средств в госучреждение «А» Минздрав не установил номенклатуру, количество и сроки закупок и поставок товаров. За 10 месяцев госучреждением «А» было израсходовано 70% суммы. Госпредприятие «Б» израсходовало 80% перечисленных средств: 40% — на ле­карства, 20% — на оборудование и медицинскую технику, 15% — на обустрой­ство больницы и 5% — на маркетинговые услуги.  В чьей компетенции было осуществление финансового контроля за рас­ходованием средств по поручению Правительства РФ? Какие наруше­ния были допущены при использовании бюджетных средств? Какие меры должен принять орган, осуществляющий финансовый контроль?  5. Налоговая инспекция г. Новохабова произвела в бесспорном порядке взыскание с АО «Игла» заниженной прибыли за 1998 год и штрафов на ос­новании пунктов 8 и 9 ст. 7 и 8 Закона РСФСР от 21.03.91 г. № 943-1 «О Го­сударственной налоговой службе РСФСР». АО обжаловало действия налого­вой инспекции в судебном порядке.  Дайте подробный анализ сложившейся ситуации и выскажите свое мне­ние по поводу правомерности действий налоговой инспекции.  6. Студент Таланов в ответе на вопрос о полномочиях органов, осуществ­ляющих финансовую деятельность государства, указал, в частности, что Счетная палата Российской Федерации, относясь к системе представитель­ных органов Российской Федерации, осуществляет финансовый контроль от имени и по поручению Федерального Собрания Российской Федерации.  Согласны ли Вы с ответом Таланова ? Если нет, укажите неточности.  7. Назначенный для проведения ревизии в НИИ «Химволокно» инспек­тор-ревизор с целью обеспечить внезапность проверки по прибытии до на­чала рабочего дня сразу же опечатал кассу, затем отправился в бухгалтерию и потребовал там предъявить ему документы бухгалтерской отчетности. По­сле краткого ознакомления с этой документацией он заявил, что забирает с собой ряд документов для того, чтобы сличить записи в них с соответствую­щими записями в документах, находящихся в торговой организации, кото­рой НИИ перечисляла денежные средства.  Правильно ли поступил инспектор-ревизор? Правомерны ли его действия?  8. На занятии по финансовому праву студент Миляев на вопрос, какие методы финансового контроля он знает, дал следующий ответ:  — наблюдение;  — собеседование;  — ревизия;  — документальная проверка;  — обследование;  — фактический анализ;  — реальная сверка.  Проанализируйте ответ Миляева и выскажите Ваше мнение по задан­ному вопросу.  Нормативные правовые акты по теме:  Конституция Российской Федерации. М., 1993  Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.  Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №.31. Ст. 3824  Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банке России))» (в ред. от 26 апреля 1995 г.) // ВВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 356; СЗ РФ 1995. № 31. Ст. 2991; 1996. № 1. Ст. 7, 1997. № 9. Ст. 1028; № 18 Ст. 2099; 1998. № 10 Ст. 1147, № 31 Ст. 3829.  Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 23.07.98 г. № 123-ФЗ) // СЗ РФ 1998. № 15 Ст. 2515.  Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О государственной налоговой службе РСФСР» // ВВС РФ. 1991. № 15 Ст. 492, 1992. № 33. Ст. 1912; № 34 Ст. 1966; СЗ РФ 1996. № 25. Ст. 2958; 1997. № 47. Ст. 5341.  Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой по­лиции» // ВВС РФ 1993. № 29 Ст. 1114, СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973.  Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 «О Государственной налого­вой службе Российской Федерации» // СЗ РФ 1994. № 34. Ст. 3586; 1998. № 30 Ст. 3757.  Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельно­сти в Российской Федерации» // САПП РФ 1993 № 52. Ст. 5069.  Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383 «О Главном контрольном управ­лении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066.  Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению госу­дарственного финансового контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ 1996. № 31 Ст. 3696.  Указ Президента РФ от 11 декабря 1997 г. № 1278 «О мерах по оздоровлению государственных финансов» // СЗ РФ. 1997. № 50. Ст. 5680; 1998. № 31 Ст. 3842.  Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» // СЗ РФ 1998. № 52 Ст. 6393.  Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. № 97 «О межведомст­венном совете по государственному финансовому контролю, обеспечению своевре­менности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет» // СЗ РФ 1996. № 6. Ст. 586; № 15. Ст. 1646; № 44. Ст. 5027.  Положение о Федеральном казначействе РФ Утв. Постановлением Совета Ми­нистров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993. № 35 Ст. 3320, СЗ РФ 1995. № 8 Ст. 681; 1997. № 5. Ст. 696.  Положение о финансово-бюджетном управлении Президента РФ. Утв. Указом Президента РФ от 28 февраля 1994 г. № 392 // САПП РФ. 1994. № 10 Ст. 774.  Положение о Министерстве финансов Российской Федерации Утв. Постановле­нием Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ 1998. № 11 Ст. 1288.  Положение о Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики. Утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. №935//СЗРФ 1998. №34 Ст. 4085; №48.Ст 5951, 1999. №7 Ст. 938.  Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г № 54-рп «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Феде­рации» // САПП РФ. 1994. № 6 Ст. 438; СЗ РФ. 1994. № 2 Ст. 89.  Учебная и монографическая литература:  Гаухман ЛД., Максимов С.М Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики М : ЮрИнфор, 1996.  Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учеб­ник М., 1995.  Грачева Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право России М., 1998.  Погосян Н. Д. Счетная палата РФ. М.: Юристь, 1998.  Тихомирова Л. В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.,1997.  У истоков финансового права / Под ред. А.Н. Козырина, Сост. А. А. Ялбулганов. М.: Статут, 1998.  Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987. Т. 1-3.  Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М., 1996.  Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 1997.  Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. М., 1987.  ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ  Тема 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации  Понятие и социально-экономическая роль государст­венного и местного бюджета.  Понятие, предмет и источники бюджетного права. Кон­ституционные основы бюджетного права.  Специфика норм бюджетного права. Бюджетные пра­воотношения, их классификация и субъекты.  Бюджетное устройство. Бюджетная система, ее структура. Федеральный бюджет, бюджеты субъек­тов РФ, местные бюджеты, их место и роль в бюджет­ной системе. Бюджетная классификация РФ, ее со­став. Принципы бюджетной системы РФ.  Состав доходов и расходов бюджетной системы, поря­док их формирования и распределения. Дотации, суб­венции, субсидии. Сбалансированность бюджетной сис­темы. Профицит бюджета и порядок его использования. Дефицит бюджета и источники его покрытия. Государст­венный и муниципальный долг. Государственные кре­диты и межбюджетные отношения.  Вопросы:  1. Какова социально-экономическая роль бюджета в современных усло­виях?  2. Что такое бюджетное право и каково его место в системе финансового права?  3. Какова специфика норм бюджетного права?  4. Какими особенностями отличаются субъекты бюджетных правоотно­шений?  5. Чем определяется бюджетное устройство РФ?  6. Что такое бюджетная система и какова ее структура?  7. Каков состав бюджетной классификации РФ?  8. Какие элементы включены в основные составы доходов и расходов бюджетной системы?  9. Каковы основные элементы сбалансированности бюджетов?  10. Что такое дотация, субвенция, субсидия?  Задания:  1. Дайте определение бюджета как правовой категории, раскройте поня­тие «консолидированный бюджет».  2. Перечислите группы общественных отношений, урегулированных нормами бюджетного права, раскройте компетенцию органов исполнитель­ной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений.  3. Изобразите схематически бюджетное устройство РФ.  4. Как Вы считаете, что представляет собой принцип совокупного по­крытия расходов?  5. Классифицируя составы доходов бюджетов по различным основаниям, дайте полную характеристику порядка и условий зачисления доходных ис­точников в бюджеты различного уровня.  6. Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функ­циями государства. Исходя из этого раскройте основные направления расхо­дов, финансируемых из федерального бюджета.  7. Оцените правильность приведенных утверждений:  — размер дефицита федерального бюджета:  а) не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и рас­ходов на обслуживание государственного долга РФ;  б) не может превышать 3% объема доходов государства;  в) не может превышать 5% объема доходов государства:  — размер дефицита бюджета субъекта РФ:  а) не может превышать 10% объема доходов субъекта без учета финансо­вой помощи федерального бюджета;  б) не может превышать 5% объема доходов субъекта без учета финансо­вой помощи федерального бюджета;  в) не может превышать 3% объема доходов субъекта без учета финансо­вой помощи федерального бюджета;  — размер дефицита местного бюджета:  а) не может превышать 5% объема доходов без учета финансовой помо­щи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ;  б) не может превышать 10% объема доходов без учета финансовой помо­щи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ;  в) не может превышать 3% объема доходов без учета финансовой помо­щи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ;  8. Назовите основные условия предоставления финансовой помощи ни­жестоящим бюджетам.  9. Составьте классификацию нормативных правовых актов, регулирую­щих бюджетные правоотношения, и подкрепите ее примерами.  Задачи:  1. 27 ноября 1998 года Законодательное Собрание г. Санкт-Петербурга приняло Закон г Санкт-Петербурга «О резервном фонде бюджета г. Санкт-Петербурга», в котором установило, что направления расходования 2/3 средств резервного фонда определяются Законодательным Собранием при рассмотрении проекта бюджета города во втором чтении путем подачи поправок депутатами Собрания. Объем средств расходования определяется каждым депутатом путем деления 2/3 средств резервного фонда на число де­путатов, избранных в Законодательное Собрание.  Противоречит ли данное положение Закона субъекта РФ федеральному бюджетному законодательству? Если да, то назовите нормы права, ко­торые предполагают иной порядок формирования расходной части ре­зервного фонда. С какой целью формируется резервный фонд субъекта Российской Федерации?  2. Муниципальное образование Архангельской области обратилось в суд с заявлением о признании незаконной статьи 14 Закона Архангельской об­ласти «Об областном бюджете на третий квартал 1998 года» в части переда­чи в бюджеты городов и районов расходов областного бюджета по компен­сационным выплатам на детей.  Каким должно быть решение суда? Каков правильный порядок выплаты пособия, предусмотренный федеральным законом? Дайте ответ со ссыл­кой на норму права.  3. Научно-техническое предприятие «Форум», являясь бюджетным уч­реждением, на основании договора купли-продажи произвело закупку необ­ходимого оборудования для производственных целей на сумму 4000 рублей. Все оборудование было оприходовано по «Книге учета материальных цен­ностей».  Есть ли нарушения в действиях бюджетного учреждения как участни­ка бюджетных правоотношений? Дайте анализ сложившейся ситуации.  4. На основании распоряжения Министра финансов Российской Феде­рации от 6.04.98 г. Кировской обл. была предоставлена финансовая помощь (в виде дотации) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в размере 30% расходов консолидированного бюджета данного субъекта. В конце года глава администрации Кировской обл. вышел с просьбой на Министра финансов Российской Федерации погасить ранее выделенную до дотации бюджетную ссуду за счет отчислений от федеральных нало­гов и сборов, зачисляемых в бюджет Российской Федерации.  Какие юридические факты лежат в основе возникших правоотношений? Проанализируйте действия участников данных правоотношений.  5. Статьей 102 Федерального закона от 26 марта 1998 года «О федераль­ном бюджете на 1998 год» установлено, что в случае отклонения совокуп­ных поступлений доходов в федеральный бюджет от объемов, предусмот­ренных данным Федеральным законом, расходы федерального бюджета на 1998 год финансируются Правительством Российской Федерации строго пропорционально годовому назначению с учетом фактически полученных доходов федерального бюджета. При этом допускаются отклонения от про­порционального финансирования по статьям за каждый квартал не более чем на 5 процентов (за исключением платежей сезонного и единовременно­го характера), если иное не предусмотрено федеральным законом.  Оцените, в какой мере положения этой статьи соответствуют Кон­ституции РФ и бюджетному законодательству.  6. Кунгурская городская управа обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации Пермской области 22 313 241 рублей дотаций и субвенций, недополученных ею по Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 1998 год». В соответствии с указанным Законом бюдже­ту города Кунгура предусмотрено выделение из бюджета Пермской области дотаций в сумме 19 119 000 рублей и субвенций в сумме 17 053 000 рублей. Фактически перечислено 9 805 759 рублей дотаций (51%) и 4 053 000 рублей субвенций (24%). На покрытие субвенционных программ истцом затрачены средства из собственных источников дохода в сумме 10 776 000 рублей. Таким образом, Кунгурская городская управа просила возместить недополученные дотации в сумме 9 313 241 рублей, субвенции в сумме 2 224 000 рублей и пря­мые затраты в сумме 10 776 000 рублей.  Каким может быть решение арбитражного суда? При ответе сошлитесь на Конституцию Российской Федерации и нормы бюджетного права.  7. Студент Головко в ответе на вопрос контрольной работы указал, что в состав доходной части местных бюджетов входят:  — налоговые доходы;  — неналоговые поступления;  — закрепленные доходные источники;  — регулирующие доходные источники;  — средства от проведения местных конкурсов и лотерей;  — дотации;  — субвенции;  — кредитные ресурсы.  Оцените правильность ответа Головко. Укажите ошибки, неточнос­ти, если они есть.  8. На семинаре по финансовому праву студент Харонов при ответе ска­зал, что дотация, субвенция, субсидия практически ничем не отличаются, что все это виды финансовой помощи.  Проанализируйте ответ студента.  Нормативные правовые акты по теме:  Конституция Российской Федерации. М., 1993.  Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.  Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классифика­ции Российской Федерации» (в ред. от 26.03.98 г.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030; 1998. № 10. Ст. 1144; № 13. Ст. 1462.  Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» // СЗ РФ 1999. № 9. Ст. 1093.  Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устрой­ства и бюджетного процесса в РСФСР»* (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1991. № 46. Ст. 1543; 1992. №4. Ст. 136; № 12. Ст. 605, СЗ РФ. 1994. №28 Ст. 2929, 1995. №31. Ст. 2989;1996 № 29. Ст.3454.  Закон РФ от 15 июля 1992 г № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным окру­гам, городам Москве и Санкт-Петербургу»* // ВВС РФ 1992 № 34 Ст. 1972.  Закон РФ от 15 апреля 1993 г № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполни­тельных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Пе­тербурга, органов местного самоуправления»*//ВВС РФ 1993 №18 Ст. 635.  Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 554 «О мерах по укреплению финансо­вой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федера­ции» // СЗ РФ 1998. № 20. Ст. 2145.  Постановление Правительства РФ от 28 августа 1997 г. № 1082 «О мерах по ус­корению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» // СЗ РФ. 1997 № 36. Ст. 4170, № 44. Ст. 5076.  Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1999 г. № 336 «Об образовании комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюдже­та» // СЗ РФ. 1999. № 16. Ст. 1991.  Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1999 г. № 417 «О внесении изменения в Программу экономии государственных расходов, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998г. № 600» // СЗ РФ. 1999. № 16 Ст. 2007.  Положение о Министерстве финансов Российской Федерации. Утв. Постановле­нием Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 // СЗ РФ. 1998 №11. Ст. 1288.  График мероприятий по переходу на казначейское исполнение федерального бюджета. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 970-р // СЗ РФ 1998. №34. Ст. 4197; №41.Ст. 5069.    * С введением в действие БК РФ с 1 января 2000 г. данные законы утрачивают силу.    Учебная и монографическая литература:  Основная:  Грачева Е.Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учеб­ник. М., 1995.  Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. М., 1998.  Пискотин К. И. Советское бюджетное право. М., Юрид. лит., 1971.  Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М., 1996.  Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1997.  Финансово-кредитный словарь. М., 1984-1987. Т.1-3.  Юридический энциклопедический словарь, 2-е изд., доп. М., 1987.  Дополнительная:  Артюхин Р. Бюджетная классификация Российской Федерации // ФГ. Региональ­ный выпуск. 1996. №39.  Артюхин Р. Целевой характер федеральных бюджетных средств // ФГ 1996. № 24 Бюджетный процесс в РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О. В. Врублевская, Т.Е. Косарева, Л. А. Юрипова. М., ИНФРА-М, 1998.  Косырев Б.А. Государственные внебюджетные фонды. М., 1997.  Кучерова И. И. Налоговые преступления. М., ЮрИнфор, 1997.  Лубяной А. И. Закон о субвенциях//Финансы 1992. №10.  У истоков финансового права / Под ред. А. Н. Козырина, Сост. А. А. Ялбулганов. М., Статут, 1998.  Финансы / В. М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др. Под ред. В. M. Родионовой. М., 1993.  Финансовая система СССР. Том 1. Бюджетное законодательство. М., Финансы, 1977.  Финансовое право: Схемы, комментарии / Грачева Е.Ю. М., Новый Юрист, 1999.  Халичева Н. И. Субъекты бюджетного права. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1979.  Тема 7. Правовой режим государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов  Понятие и общие принципы государственных внебю­джетных фондов.  Состав и правовое положение внебюджетных фон­дов РФ. Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости населения РФ. Порядок составления, пред­ставления и утверждения бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов. Доходы и расходы. По­рядок исполнения и отчетности об исполнении бюджета государственных внебюджетных фондов. Контроль за исполнением бюджетов государствен­ных внебюджетных фондов.  Понятие, классификации и правовой режим деятель­ности целевых бюджетных фондов.  Вопросы:  1. Что представляют собой государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды?  2. Какие виды государственных внебюджетных фондов РФ Вы знаете и каково их значение?  3. Какие виды целевых бюджетных фондов Вы знаете, каковы источни­ки их формирования?  4. Каковы задачи Пенсионного фонда РФ, в чем заключается его роль в современных условиях?  5. Какое назначение имеет Государственный фонд занятости населения?  6. Какими нормативными актами определяется правовой статус государ­ственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов?  7. Каково правовое положение Фонда социального страхования РФ?  8. Какой государственный орган рассматривает и утверждает бюджет Фе­дерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении?  9. Какие задачи решаются с помощью целевых бюджетных фондов раз­личных уровней?  10. Как формируются доходы государственных внебюджетных фондов и осуществляется расходование средств данных фондов?  11. Как и кем осуществляется контроль за деятельностью государствен­ных внебюджетных и целевых бюджетных фондов?  Задания:  1. Приведите примеры субъектов социального и обязательного медицин­ского страхования.  2. Проведите анализ и выберите 2 правильных ответа по характеристике средств государственных внебюджетных фондов:  — средства входят в состав бюджетов всех уровней;  — средства не входят в состав бюджетов субъектов РФ;  — средства не входят в состав бюджетов всех уровней;  — средства находятся в федеральной собственности;  — средства находятся в собственности федеральной, субъектов и местно­го самоуправления;  — средства внебюджетных фондов являются только их собственностью.  3. Раскройте основные функции Правительства РФ, Министерства фи­нансов по руководству государственными внебюджетными фондами РФ.  4. Перечислите бюджетные полномочия Федерального фонда обязатель­ного медицинского страхования, раскройте их на примерах.  5. Схематично отобразите организационное строение государственных внебюджетных фондов РФ, а также укажите источники формирования Пен­сионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.  Задачи:  1. Правление Пенсионного фонда Российской Федерации в целях увели­чения денежных средств фонда решило 80% денежных средств вложить в ценные бумаги, в том числе на 50% суммы приобрести высоколиквидные государственные ценные бумаги, а на оставшуюся часть — контрольный па­кет акций «АБ-Банка». Другим решением являлось то, что фонд временно изменил в сторону увеличения возрастной ценз, необходимый для получе­ния пособия по уходу за ребенком (с 1,5 до 2 лет), что обосновывалось недо­статочностью источников формирования фонда.  Дайте правовую оценку принятым решениям.  2. Распоряжением главы администрации Курской области были созданы следующие фонды:  — Территориальный дорожный фонд;  — Фонд развития жилищного строительства;  — Экологический фонд «Сфера».  Имеет ли право глава администрации издавать распоряжения такого характера? Раскройте правовой механизм создания данных фондов, а также важнейшие аспекты их деятельности.  3. Должностное лицо регионального органа Пенсионного фонда по Сверд­ловской области по результатам проверок потребовало начисления страховых взносов в размере 28% на суммы, выплаченные индивидуальному предприни­мателю Петрову по договору об оказании маркетинговых услуг.  Вправе ли должностное лицо регионального органа Пенсионного фонда выдвигать такое требование?  4. Территориальный орган Фонда обязательного медицинского страхова­ния (ФОМС) взыскал в бесспорном порядке задолженность по страховым взносам за 1993-1998 гг. с АО «Прима» путем предъявления инкассовых по­ручений на счет плательщика.  Правомерны ли действия органа Фонда обязательного медицинского стра­хования? Какими нормативными актами он при этом руководствовался? Может ли указанные функции выполнять налоговая инспекция ?  5. Территориальный орган ФОМС потребовал от гр. Пуговкина, занима­ющегося предпринимательской деятельностью без образования юридичес­кого лица, уплатить страховые взносы в ФОМС в 1998 г. Гражданин Пуговкин платить отказался, мотивируя тем, что он не имеет фонда оплаты труда, а тарифы страховых взносов установлены по отношению к начисленной оп­лате труда.  Прав ли Пуговкин? Обоснуйте свой ответ.  6. Территориальный орган Пенсионного фонда РФ начислил пени за не­своевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ ЦНИИ Атоммаш и воинской части 5562 МВД РФ, имеющей по штату только воен­нослужащих, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в раз­мере 124 тыс. руб. и 18 тыс. 443 руб. соответственно. ЦНИИ Атоммаш и воинская часть 5562 обжаловали это решение в судебном порядке, мотиви­руя несвоевременную уплату взносов задержкой финансирования.  Дайте юридический анализ и оценку действиям участников возникших правоотношений.  7. Работнику АО «РОСТ» Асину в связи с тяжелым материальным поло­жением была оказана материальная помощь в размере 20 ММОТ. Территориальный орган ФОМС при проведении документальной проверки потребовал начисления взносов в фонд обязательного медицинского страхования по данной выплате.  Необходимо ли начислять на материальную помощь взносы в ФОМС? В каком случае взносы по выплате Асину могли бы не начисляться?  8. В результате проверки, проводимой в АО «Кузьма» территориальным органом ФОМС, были начислены пени на сумму самостоятельно доначисленных и уплаченных страховых взносов. При этом до момента проведения проверки бухгалтерией АО была установлена и исправлена ошибка, откорректирована и отражена в отчете сумма взносов, а страховые взносы полно­стью перечислены.  Правомерны ли действия территориального органа ФОМС?  9. На экзамене по финансовому праву один из студентов назвал следую­щие виды целевых фондов Правительства РФ:  — Экологический фонд РФ;  — Фонд национально-культурного возрождения народов России;  — Фонд содействия развитию малого предпринимательства;  — Пенсионный фонд РФ;  — Дорожный фонд РФ;  — Фонд финансовой поддержки субъектов РФ.  Как Вы считаете, правильный ли ответ дал студент на экзамене? Обоснуйте свою точку зрения.  Нормативные правовые акты по теме:  Конституция Российской Федерации. М., 1993.  Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх