ГОЛEНКО E Н КОВАЛEВ В И ТРУДОВОE ПРАВО ВОПРОСЫ И ОТВEТЫ М ЮРИСПРУДEНЦИЯ 2000 192 С

                      СЕРИЯ «ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ»     Е.Н. Голенко   В.И. Ковалев                           Трудовое право             ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ       МОСКВА   Юриспруденция   2000                                         ББК 67.405   УДК 349.2   Г60               Голенко Е.Н., Ковалев В.И.   Г60 Трудовое право: Вопросы и ответы. — М.: Юриспруденция,   2000. — 192 с. (Серия «Подготовка к экзамену»)           ISBN 5-8401-0038-2               В форме вопросов и ответов изложены основные темы курса «Трудовое право» для юридических вузов. Издание, без сомнения, окажет читателям неоценимую помощь при подготовке к семестровым, курсовым и государственным экзаменам. Избранная автором форма изложения позволяет достаточно быстро и легко вспомнить пройденный курс при подготовке к экзамену или зачету.   Для студентов юридических вузов.               ББК 67.405   УДК 349.2             (c) Голенко Е.Н., Ковалев В.И., 2000   (c) Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 2000            ОБЩАЯ ЧАСТЬ    Раздел 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА     Понятие трудового права и предмет его правового регулирования   Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права.   Как отрасль права трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе применения труда граждан, а также иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения этого труда.   Предмет трудовою права составляют две группы общественных отношений: собственно трудовые отношения и иные взаимосвязанные с ними отношения по поводу применения труда, имевшего место в прошлом, либо осуществляемого в настоящее время, либо предполагаемого в будущем.   Первая группа перечисленных общественных отношений является доминирующей, поскольку иные взаимосвязанные с ними отношения признаются производными от них, хотя и оказывают на их развитие обратное воздействие.   Собственно трудовые отношения — это общественные отношения, возникающие между работодателем и работником в связи с выполнением последним определенной трудовой функции в условиях конкретной организации труда.   Этим отношениям присущи только им характерные черты, позволяющие отграничить их от сходных или смежных отношений, в частности от гражданско-правовых, а именно:   а) данные отношения возникают и развиваются в процессе труда;  б) являются выражением свободного волеизъявления граждан, что проявляется в договорной основе этих отношений;   в) имеют возмездный характер;  г) предполагают присоединение исполнителя работы к трудовому коллективу с обязательным подчинением его дисциплине труда и действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;  д) обусловливают необходимость личного участия работника в процессе труда;  е) возникают с момента фактического допуска гражданина к работе правомочным на то должностным лицом;  ж) прекращаются в момент объявления работнику приказа об увольнении и выдачи ему трудовой книжки на руки.   Иные взаимосвязанные с ними отношения подразделяются на группы в зависимости от вида общественных отношений и сторон, участвующих в них. Выделяют следующие группы таких отношений:  — организационно-управленческие отношения с участием работодателей, профсоюзов, трудовых коллективов, других органов и организаций;   — отношения по трудоустройству граждан на работу;  — отношения по профессиональному обучению (профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров) непосредственно на производстве;   — отношения, возникающие при нарушениях трудовой дисциплины;  — отношения, возникающие в связи с причинением сторонами (участниками) трудового отношения ущерба друг другу;  — отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (процедурные отношения).   Ранее в число вышеперечисленных отношений включали также отношения по государственному социальному страхованию, общее правовое регулирование которых закреплено в главе 16 КЗоТ РФ. Однако в настоящее время эти отношения развились настолько, что образуют предмет отдельной самостоятельной отрасли права — права социального обеспечения.     Стороны (участники) трудовых отношений   Стороны (или участники) собственно трудовых отношений, которые по присущим им особенностям могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей, называются субъектами трудовых отношений. Субъекты могут быть двух видов — индивидуальные или коллективные. Вместе с тем ввиду характерных особенностей субъекты подразделяются на четыре группы:   а) граждане, обладающие трудовой праводееспособностью (правосубъектностью), или работники. Согласно ст. 173 КЗоТ РФ трудовая праводееспособность наступает по общему правилу с 15 лет, а для лиц, совмещающих обучение в общеобразовательных школах, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования с работой в свободное от учебы время, — с 14 лет. В зависимости от гражданства работники могут быть: гражданами Российской Федерации либо иностранными гражданами и лицами без гражданства. Законодательством о труде (в частности, Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146) установлен особый порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории России. Однако, следует иметь в виду, что данный порядок в настоящее время не распространяется на граждан, уравненных в правах с гражданами России в трудовых отношениях.   В соответствии со ст. 7 Договора между Россией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г. (ратифицирован Федеральным Собранием Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 89-ФЗ и вступил в силу 22 июля 1999 г.) граждане России и Беларуси имеют равные права на трудоустройство на территориях обоих государств, в оплате труда, режиме работы, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Их трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) согласно трудовому законодательству.   Кроме того, законодательством о труде предусмотрены некоторые особенности труда женщин, работников с семейными обязанностями, несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, инвалидов и ряда других работников (см. главы 11-13, 18, ст. 157 КЗоТ РФ). В зависимости от выполняемой трудовой функции все работники подразделяются на: руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. Для перечисленных категорий работников трудовым законодательством предусмотрены особенности приема на работу, оплаты труда, прекращения трудовых отношений и иные.   Чаще всего граждане вступают в трудовые отношения как работники, однако могут быть и работодателями — в случаях приема на работу по трудовому договору (контракту) работников;   б) предприятие, учреждение, организация (независимо от их формы собственности либо организационно-правовой формы) и их администрация. Эти субъекты участвуют в трудовых отношениях как работодатели, причем признаки их трудовой правосубъектности, как правило, совпадают с признаками юридического лица, понятие которого дано в ст. 48 Гражданского кодекса РФ.   В качестве работодателей могут выступать и филиалы, представительства организаций, если последние предоставили право их руководителям осуществлять прием и увольнение граждан с работы;   в) трудовые коллективы предприятий, учреждений, организаций (см. раздел 4 настоящего пособия);   г) профсоюзные органы (см. там же).     Система трудового права   Под системой трудового нрава понимается единство интегрированных правовых норм о труде и их научно обоснованное упорядочение по правовым институтам. Внутренняя структура трудового права традиционно для систем других отраслей права и состоит из Общей, Особенной и Специальной частей.   Общая часть представлена правовыми нормами, определяющими:   — задачи и предмет правового регулирования;   — отраслевые принципы;   — субъектов и их правовой статус в сфере трудовых отношений;   — источники права и сферу их действия;   — общие положения, относящиеся ко всем правовым институтам отрасли права.   Особенную часть составляет более объемная совокупность правовых норм, которая устанавливает конкретное содержание и пределы проявления общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, и дифференцирована в зависимости от видов этих отношений по правовым институтам.   В настоящее время Особенную часть трудового права образуют нормы:  1) регулирующие собственно трудовые отношения и объединенные в следующие правовые институты:   — трудовой договор (контракт);   — рабочее время и время отдыха;   — оплата труда;   — гарантии и компенсации за труд;   — охрана труда;  — особенности труда женщин, молодежи, работников с семейными обязанностями и инвалидов;  2) регулирующие иные взаимосвязанные с трудовыми отношения и составляющие следующие правовые институты:   — трудоустройство граждан;   — дисциплина труда;   — профессиональное обучение непосредственно на предприятии;  — ответственность сторон трудового отношения за причиненный друг другу ущерб;   — трудовые споры;  — льготы для работников, совмещающих работу с обучением в образовательных учреждениях;  — надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и норм по охране труда.   К Специальной части трудового права относятся международно-правовые нормы, регулирующие трудовые отношения (см. раздел 18 данного пособия).   Общая и Особенная части трудового права находятся в стадии реформирования, поскольку полностью не охватывают правовым регулированием все возникшие в период перехода к рынку и создания многоукладной экономики общественные отношения, относящиеся к предмету этой отрасли права.     Понятие принципов трудового права и их классификация   Принципами трудового права являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или прямо следовать из их содержания.   Классификация принципов по сфере действия:   1) общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права, такие как принцип законности (ст. 15 Конституции РФ), принцип равенства всех перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, равенства мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ) и некоторые др.;   2) межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права. Например, свобода труда, запрещение использования принудительного или обязательного труда (ст. 37 Конституции РФ) и др.;   3) отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права;   4) внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов трудового права.     Содержание отраслевых принципов трудового права   1. Свобода труда означает возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию.   2. Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере трудовых правоотношений. Принудительный труд в РФ запрещен. Принудительным трудом считается работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, в том числе в качестве:   — средства политического воздействия или воспитания или меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;   — метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;   — средства поддержания трудовой дисциплины;  — средства наказания за участие в забастовках.  Не считается принудительным трудом:   — работа, выполнение которой обусловлено федеральным законом о военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;   — работа, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях войны, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;   — работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров.   Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и свобод. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества при их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.   Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными конкретному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (ст. 16 КЗоТ РФ).   Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в трудовых правоотношениях, вправе обратиться в органы системы федеральной инспекций труда и (или) в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации, а также о возмещении причиненного им вреда.   3. Обеспечение права на содействие занятости и на защиту от безработицы. В целях реализации права граждан на труд государство прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране.   Общие вопросы занятости и трудоустройства урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) «О занятости населения в Российской Федерации» (см. раздел 6);   4. Обеспечение права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде (подробнее см. раздел 13).   Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:   — признание и обеспечение приоритета безопасности жизни и здоровья работников в производственной деятельности организации;   — принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также федеральных и региональных целевых программ, способствующих созданию безопасных условий труда, предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;   — установление единых требований по охране труда, обязательных к исполнению всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм;   — государственное управление охраной труда;   — государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;   — содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;   — обязательное расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;   — защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов семей погибших на производстве путем обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;   — установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.   Каждый работник имеет право на:  — рабочее место, соответствующее установленным требованиям охраны труда;  — получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а также мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;  — отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья с оплатой периода времени до устранения опасности;  — обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями законов и иных нормативных правовых актов по охране труда за счет средств работодателя;   — обучение безопасным методам и приемам труда;  — профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае прекращения деятельности структурного подразделения организации либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием;  — требование о проведении инспектирования государственными надзорными и контрольными органами или органами общественного контроля за охраной труда;  — обращение с жалобой в органы государственной власти, а также профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;  — участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте;  — обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом;  — возмещение вреда, причиненного ему несчастным случаем на производстве и (или) профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей;  — медицинское освидетельствование за счет средств работодателя в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;  — компенсации и льготы за работу с Вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.   5. Обеспечение права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Основные государственные гарантии по оплате труда работников включают в себя установленные федеральными законами:   — величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;   — меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы;   — ограничение размеров обязательных удержаний из заработной платы, в том числе размеров налогообложения доходов от оплаты труда;   — государственный надзор и контроль за своевременностью выплаты заработной платы и реализацией государственных гарантий в части ее размеров;   — ответственность работодателей за нарушение требований законов, иных нормативных правовых актов, условий соглашений по оплате труда.   6. Обеспечение права на отдых (см. раздел 8).   7. Обеспечение права на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.   8. Содействие профессиональному развитию работника на производстве, подготовке кадров. Работодатель обязан проводить профессиональную подготовку и повышение квалификации работников, обучение их при необходимости другим профессиям непосредственно на производстве или в профессиональных образовательных учреждениях (см. раздел 15).   Работникам, получающим профессиональную подготовку, повышающим квалификацию или обучающимся другим профессиям, работодатель обязан создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением. Работодатель обязан предоставлять работникам, совмещающим труд с обучением, гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством.   9. Признание права на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (см. раздел 16).   10. Установление государственных гарантий по обеспечению признания, соблюдения и защиты трудовых прав работников, осуществлению государственного надзора и контроля за их соблюдением, обеспечению права каждого на защиту государством его прав и свобод, в том числе в судебном порядке. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы системы федеральной инспекции труда (см. раздел 17).   Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют (наряду с федеральными инспекциями труда) специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.   Внутриведомственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.   Высший государственный надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему нижестоящими прокурорами в соответствии с федеральным законом.   Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами.   11. Признание права на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и органы общественной самодеятельности работников для защиты своих прав, свобод и интересов в области трудовых правоотношений и осуществления общественного контроля за их соблюдением.   12. Участие объединений работников и работодателей в регулировании трудовых правоотношений.    Раздел 2. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ТРУДА     Понятие и содержание трудовых правоотношений   Результатом воздействия трудового права, как совокупности правовых норм, на предмет правового регулирования являются трудовые и иные взаимосвязанные с ними правоотношения. Иными словами, общественные отношения, возникшие при применении труда граждан и по поводу этого труда и урегулированные правовыми нормами о труде, называются правоотношениями в сфере труда. Данные правоотношения определяют должное, а следовательно, и возможное поведение субъектов трудового права в сфере труда, вместе с тем позволяя им свободно реализовать предоставленные им права и возложенные на них обязанности.   Трудовое правоотношение — это урегулированное законодательством о труде общественное отношение между работодателем и работником по применению труда последнего в соответствии с заключенным трудовым договором (контрактом).   Выделяют следующие элементы трудовых правоотношений:   — двусторонний договорный характер;   — организационно-трудовой характер (предполагает вступление гражданина в трудовой коллектив и подчинение его внутреннему трудовому распорядку);   — возмездность;   — личный характер (предусматривает самостоятельный труд);   — регулятивность;   — длящийся характер.   Содержанием отношений в сфере труда являются права и обязанности их сторон (субъектов). Применительно к трудовым правоотношениям именно права и обязанности работника и работодателя следует расценивать как их содержание. В частности, права и обязанности работника предусмотрены ст. 2, 15 и 127 КЗоТ РФ, а обязанности работодателя — ст. 108 и 129 КЗоТ РФ. Права последних в обобщенном виде КЗоТ РФ не установлены.   Основаниями возникновения, изменения (конверсии) и прекращения правоотношений в области труда признаются различные юридические факты (например, трудовой договор или контракт, приказ руководителя по кадрам, решение комиссии по трудовым спорам).     Виды правоотношений в сфере труда   Виды правоотношений соответствуют видам общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Система этих правоотношений состоит из следующих правоотношений:   — трудовых;   — организационно-управленческих;   — по трудоустройству;   — по профессиональному обучению непосредственно на производстве;   — по дисциплинарной ответственности работника;   — по ответственности его сторон в случаях причинения ущерба друг другу;   — по надзору за соблюдением норм охраны труда и трудового законодательства.   Однако это вовсе не означает, что все без исключения отношения в области труда регулируются нормами трудового права. Сферой действия трудового законодательства охвачены лишь наиболее значимые и существенные для процесса применения труда граждан трудовые отношения и иные взаимосвязанные с ними общественные отношения. Другие отношения, остающиеся вне рамок правового регулирования нормами трудового права, могут определяться, например, нормами морали либо, более того, правовыми нормами других отраслей права (например, гражданского права).   В сложившейся системе правоотношений в сфере труда трудовые правоотношения являются ее основным звеном, поскольку само их существование обусловливает наличие в этой системе иных видов правоотношений. В то же время все эти правоотношения объединяет их единая трудовая природа.   Правоотношения, взаимосвязанные с трудовыми правоотношениями, в зависимости от времени возникновения последних подразделяют на следующие группы:   а) предшествующие трудовым правоотношениям — возникшие и развивающиеся до трудовых правоотношений;   б) сопутствующие, или параллельные — возникшие и развивающиеся одновременно с трудовыми правоотношениями;   в) вытекающие — возникшие и развивающиеся с момента прекращения трудовых отношений.   Следует иметь в виду, что некоторые виды правоотношений могут при определенных обстоятельствах относиться как к одной, так и к несколькими группам. Примером такой видовой альтернативности служат правоотношения по разрешению трудовых споров, но надзору за соблюдением законодательства о труде и некоторые другие. Данное обстоятельство лишь подтверждает единство системы правовых отношений в сфере труда и их взаимосвязь.    Раздел 3. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ     Понятие нормативных правовых актов о труде. Законодательство о труде   Под нормативными правовыми актами о труде понимаются юридические формы выражения нормативных предписаний в области труда.   Нормативные правовые акты о труде одновременно расцениваются и как источники трудового права, то есть как результат нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, и как основа правоприменительной деятельности сторон трудовых и иных общественных отношений в сфере труда.   Нормативными правовыми актами в сфере труда называются издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования трудового права. Совокупность этих нормативных правовых актов составляет законодательство о труде, или трудовое законодательство.   В настоящее время сложилась система трудового права, которая постоянно развивается и совершенствуется.     Классификации нормативных правовых актов о труде   Нормативные правовые акты о труде весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.   По юридической силе нормативные акты о труде подразделяются на:   а) законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы конституции и законы субъектов РФ);   б) подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).   В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:   а) акты органов представительной власти (законы и постановления);   б) акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).   Различают действие нормативных актов о труде в пространстве, по кругу лиц, во времени.   Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, оно состоит из:   — федерального законодательства (например, Федеральные законы от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и др.);   — регионального законодательства, или законодательства субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 41 «Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» и др.);   — локальных, или местных, нормативных актов, разрабатываемых, утверждаемых и действующих на конкретном предприятии, в учреждении, организации.   По кругу лиц нормативные правовые акты о труде могут быть общими — распространяющимися на всех без исключения работников, и специальными — действующими в отношении определенных категорий работников с учетом следующей специфики:   а) условий их работы (например, Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» или Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и др.);   б) половозрастных особенностей (например, Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» либо Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 и др.);   в) выполняемой трудовой функции (например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 и др.);   г) гражданства (например, ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», ст. 56 и 61 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. и ст. 12 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», содержащие запрет на замещение иностранными гражданами и лицами без гражданства должностей соответственно государственных служащих, членов летных экипажей воздушного судна РФ, руководителей находящейся на территории РФ авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей разработку, производство, испытания, ремонт или утилизацию авиационной техники, а также Положение о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы (ИРС) в г. Москве, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 16 июля 1996 г. № 587 и тд.);   д) с учетом характера работы (например, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. № 310-9 «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах», от 24 сентября 1974 г. № 311-9 «Об условиях труда временных работников», Постановление Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. № 1111 «О работе по совместительству» и Положение об условиях работы по совместительству от 9 марта 1989 г., утвержденное Госкомтрудом СССР, Минюстом СССР и Секретариатом ВЦСПС, и др.);   е) иных особенностей, связанных с условиями работы, ее осуществлением в определенной отрасли экономики, специфики производства и др.   Отмечая действие нормативных актов о труде во времени, следует иметь в виду, что они приобретают общеобязательность с момента вступления в действие (как правило, этот момент связан с конкретной датой) и обратной силы не имеют. Принимаемые законы вводятся в действие в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 октября 1999 г. № 185-ФЗ).   Особо следует остановиться на вопросе о действии в настоящее время трудового законодательства бывшего Союза ССР. Согласно ч. 2 ст. 4 КЗоТ РФ на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. В связи с этим для безошибочного применения союзного законодательства необходимо, конечно же, обозревая все действующее трудовое законодательство, сопоставить его с российскими нормами о труде. В случае коллизии норм приоритетными признаются последние, а также положения и правила, установленные международно-правовыми нормами (см. раздел 18).   Кроме того, необходимо также помнить о возможности правового регулирования трудовой деятельности граждан не только законодательством о труде, но и гражданско-правовыми нормами. Работа граждан в организациях по договорам подряда, поручения, авторскому договору и другим, в отличие от их трудовой деятельности по трудовому договору (контракту) (см. раздел 7), осуществляется в соответствии с требованиями и на основе гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ. Поэтому к отношениям, возникающим в связи с заключением указанных гражданско-правовых договоров, нормы о труде не применимы.

Пролистать наверх