ГРАЧEВА E Ю ФИНАНСОВОE ПРАВО СХEМЫ И КОММEНТАРИИ УЧEБНОE ПОСОБИE 3-E ИЗД ИСПР И ДОП М ЮРИСПРУДEНЦИЯ 1999 104 С

       Е.Ю. Грачева  Финансовое право  СХЕМЫ И КОММЕНТАРИИ  УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ  Издание третье, исправленное и дополненное        МОСКВА  Юриспруденция  1999    УДК 34:33  ББК 67.99(2)2  Г 75    Г 75 Грачева Е.Ю.  Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 1999. — 104 с.     ISBN 5-8401-0020-Х     В сжатой наглядной форме даны представления о предмете и системе финансового права, правовом регулировании денежного обращения в РФ, финансового контроля, государственных доходов и расходов и т.д. Материал изложен в соответствии с новейшим российским законодательством, наиболее трудные при изучении курса темы снабжены разъяснениями и краткими комментариями.   Для студентов юридических и финансовых вузов.                   Грачева Е.Ю., 1998   Юриспруденция (оформление, оригинал-макет),1999    Раздел 1 ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА   Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.   Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.   Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности (см. схему 1).   В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:   1. В соответствии с федеральным бюджетом — финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.   2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.   3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов (см. схему 2).   Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных фондов. В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:   1) методы собирания фондов денежных средств;   2) методы их распределения и использования (см. схему 3).;   Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:   а) налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;   б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.;   в) государство использует метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг;   г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.)-   д) с помощью метода страхования образуются страховые фонды;   е) эмиссия денег — дополнительный выпуск денежных средств в обращение (см. схему 4).   Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:   а) финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;   б) кредитование — это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;   в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;   г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 5) Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом, к которым относятся например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.   В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7):   1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему государственные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие), государственный кредит. —   2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.   3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.   4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, предпринимательских рисков, перестрахование.   5. Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают средства местного бюджета государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы.    Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства        Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства      Схема 3. Методы финансовой деятельности    Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств        Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств        Схема 6. Понятие финансов    Схема 7. Финансовая система государства        Раздел 2 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА   Предметом финансового права, как и всякой другой отрасли права, являются определенные общественные отношения, имеющие свои специфические особенности. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они:   а) складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления (см. схему 8);   б) непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использованию денежных фондов в обществе;   в) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов (см. схему 9).   Под системой финансового права следует понимать единство, взаимосвязь и дифференциацию финансово-правовых норм по разделам этой отрасли, институтам с учетом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений. Система финансового права делится на общую и особенную части.   Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.   Особенная часть финансового права включает в себя разделы, группы норм, регулирующих отношения в области бюджета, государственных доходов, государственных расходов, государственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты.   Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд институтов, обусловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе финансового права выделяют также подотрасли налогового, банковского права (см. схему 10).   Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям:   — по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение;  — по органам, издающим финансовые акты, они делятся на две группы:  а) акты органов представительной власти;  б) акты органов исполнительной власти.  Названные акты в области финансов подразделяются на:   1) Указы Президента Российской Федерации;   2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительство РФ);   3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.);   4) финансовые акты, издаваемые отраслевыми министерствами, ведомствами, отделами и управлениями местных органов (см. схему 11).   Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распределения денежных средств — финансовые отношения, которые обусловлены Необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений.   Следовательно, общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения.  Они имеют ряд особенностей:   1. Одним из субъектов всегда является само государство, которое выступает в них непосредственно или через специально управомоченные органы (финансовые, кредитные), а также органы местного самоуправления, чем обусловлено неравное положение субъектов правоотношений.   2. Объектом финансовых правоотношений являются деньги или денежные обязательства в связи с образованием и использованием общегосударственного и других денежных фондов, с формированием доходов и расходов.   3. Права и обязанности субъектов финансовых правоотношений определяются не договором или другой формой соглашения сторон, а непосредственно законом (или подзаконным актом) (см. схему 12).    Схема 8. Предмет финансового права        Схема 9. Финансовое право как отрасль права        Схема 10. Система финансового права        Схема 11. Юридические формы финансовой деятельности (виды финансово-правовых актов)    Схема 12. Финансовые правоотношения        Раздел 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ   Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.   В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.   Общегосударственный контроль осуществляют Парламент, Правительство, Министерство РФ по налогам и сборам, налоговая полиция, Федеральное казначейство, Министерство финансов РФ, Центральный банк России, правоохранительные органы и др.   Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.   Местный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.   Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.   Аудит — негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.   По времени осуществления финансовых проверок контроль делится на предварительный, текущий и последующий (см. схему 13).   По содержанию финансовый контроль подразделяется на:   1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство, правоохранительные органы;   2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;   3) банковский — контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;   4) валютный контроль — осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные органы и агенты валютного контроля, правоохранительные органы;   5) контроль за страховой деятельностью — проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными органами;   6) таможенный контроль — осуществляется Государственным таможенным комитетом (см. схему 14).   Задачи и функции Министерства финансов РФ закреплены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. Структура центрального аппарата Министерства финансов РФ установлена Постановлением Правительства РФ от 4 августа 1998 г. «О совершенствовании организационной структуры Министерства финансов Российской Федерации» (см. схему 16).;   В целях выявления и предупреждения преступлений в сфере налогового законодательства, обеспечения безопасности деятельности налоговых инспекций, а также выявления и пресечения коррупции в налоговых органах в 1993 г. были созданы Федеральные органы налоговой полиции, полномочия и структура которых определены Законом РФ «О Федеральных органах налоговой полиций» от 24 июня 1993 г., с изменениями и дополнениями от 17 декабря 1995 г. (см. схему 17).   Финансовый контроль осуществляется с помощью различных способов, то есть методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и другие (см. схему 18). Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц (см. схему 19).   Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные Законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и инициативные — по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов и в этом случае она называется внутрифирменным аудитом, если же проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она относится к внешнему аудиту (см. схему 20).    Схема 13. Виды финансового контроля                                      Схема 14. Виды финансового контроля    Схема 15. Роль финансового контроля в охране собственности      Схема 16. Структура Министерства финансов РФ        Схема 17. Система Федеральной службы налоговой полиции РФ        Схема 18. Методы финансового контроля        Схема 19. Классификация (виды) ревизий        Схема 20. Виды аудита        Раздел 4 БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РФ   Бюджет может быть рассмотрен как категория экономическая, то есть централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов. Бюджет как правовая категория представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации — далее «БК РФ»). В данном определении выделяются следующие признаки:   1. Бюджет — это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.   2. Бюджет — это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.   3. Бюджет — это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы (см. схему 21).   Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов трех уровней:   — первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;   — второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;   — третий уровень — местные бюджеты (ст. 10 БК РФ) (см. схему 22). Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, перечисленных в главе 5 БК РФ (ст. 28-38) (см. схему 23).   Доходы и расходы бюджетов всех уровней группируются соответствующим образом, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов. Группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы называется бюджетной классификацией (ст. 18 БК РФ), которая включает:   — классификацию доходов бюджетов РФ;   — функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;   — экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;   — классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;   — классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;   — классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;   — классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;   — ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (ст. 20-25 БК РФ) (см. схему 24).   Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:   — социальное обеспечение по возрасту;   — социальное обеспечение по болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством о социальном обеспечении;   — социальное обеспечение в случае безработицы;   — охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.   Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:   — Пенсионный фонд Российской Федерации;   — Фонд социального страхования Российской Федерации;   — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;   — Государственный фонд занятости населения Российской Федераций (глава 17 БК РФ) (см. схему 25).   Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Все стадии бюджетного процесса охарактеризованы в третьей части БК РФ (см. схему 26).   В бюджетном процессе принимают участие различные государственные органы, наделенные соответствующими полномочиями, перечисленными в главе 19 БК РФ (см. схему 27).   В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:   — закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет;   — регулирующие доходы — доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год;   — дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;   — субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;   — субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;   — трансферт ~ перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня;   -секвестр — специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета;   — бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (ст. 6 БК РФ) (см. схему 28).   В главе 25 БК Российской Федерации, посвященной регулированию исполнения федерального бюджета, особое внимание уделено установлению очередности списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (ст. 255 БК РФ). При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) достаточной суммы денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание. Если средств на счете бюджета недостаточно для удовлетворения всех требований, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:   — в первую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;   — во вторую очередь осуществляется списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;   — в третью очередь осуществляется списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;   — в четвертую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;   — в пятую очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.   Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов (см. схему 29).   Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения:   — предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;   — блокировка расходов;   — изъятие бюджетных средств;   — приостановление операций по счетам в кредитных организациях;   — наложение штрафа;   — начисление пени;  — иные меры, предусмотренные БК РФ (статья 282 БК РФ) (см. схему 30).   Применять меры принуждения могут руководители органов Федерального казначейства и их заместители, которые вправе:   — списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных Кодексом;   — списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;   — списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;   — взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;   — выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;   — составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;   — взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;   — приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца (ст. 284 БК РФ) (см. схему 31).   В БК Российской Федерации впервые названы виды нарушений бюджетного законодательства (ст. 289-306 БК РФ) (см. схему 32).    Схема 21. Понятие бюджета        Схема 22. Бюджетная система государства        Схема 23. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации        Схема 24. Состав бюджетной классификации Российской Федерации    Схема 25. Понятие и виды государственных внебюджетных фондов        Схема 26. Бюджетный процесс    Схема 27. Участники бюджетного процесса      Схема 28. Бюджетное регулирование    Схема 29. Очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств           Схема 30. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства        

Пролистать наверх