КОНСТИТУЦИОННОE ПРАВО РОССИИ В ВОПРОСАХ И ОТВEТАХ М 2006 56 С

 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ  1. Понятие, предмет и метод конституционного права России   Конституционное право России выступает как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.   Как отрасль права — конституционное право — представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования государственной власти и государственного устройства, закрепляющие правовой статус личности.   Конституционное право РФ занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы конституционного права предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным.   Наука конституционного права РФ подробно изучает отрасль «Конституционное право РФ»; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, множество иных вопросов.   Учебная дисциплина — более узкое понятие, чем «наука». Отличие учебной дисциплины конституционного права от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины — не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней.   Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, отдельной отрасли права — специфический круг общественных отношений.   Предмет регулирования конституционного права РФ составляют две основные сферы общественных отношений:   • отношения между человеком и государством в РФ (права и свободы человека);   • властеотношения (организация государства и государственной власти в РФ).   Предмет регулирования конституционного права РФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком — формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права России.   Специфика в том, что конституционное право регулирует основополагающие принципы данных отношений.   Методами конституционного права, как и в любой другой отрасли являются:   • императивный метод;   • диспозитивный метод.   Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом.   Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению.   Конституционное право, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.    2. Система конституционного права России   Конституционное право РФ образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент системы конституционного права РФ — правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.   Правовые институты подразделяются на подинституты, нормы. Институты, подинституты тесно взаимосвязаны. Одни и те же нормы могут входить в разные конституционно-правовые институты.   Основные институты российского конституционного права:   • основы конституционного строя;   • основные права и свободы человека и гражданина;   • федеративное устройство;   • основы избирательного права;   • институт Президента РФ;   • законодательная власть;   • исполнительная власть;   • местное самоуправление;   • судебная власть и прокуратура;   • иные институты.   Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм.   Конституционно-правовые нормы — это выраженные в Конституции, законах, иных источниках общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой государства.   Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права:   • основополагающий, базовый характер;   • повышенная стабильность.   Конституционно-правовые нормы закрепляют главные принципы для всех норм иных отраслей права.   Конституционно-правовые нормы, как и любые нормы права, имеют свою структуру и состоят из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.   Гипотеза — это та часть нормы, которая содержит условия, при которых норма может быть реализована.   Диспозиция — это та часть нормы, в которой содержится само правило поведения.   Санкция — это та часть нормы, в которой содержатся последствия выполнения диспозиции (правила поведения). Санкция может носит положительный (наступление благоприятных последствий) и отрицательный характер (наступление неблагоприятных последствий).   Гипотеза не всегда излагается в самой правовой норме, поэтому ее в таких случаях предполагают (мысленно конструируют). Диспозиция, как само правило поведения всегда присутствует в любой норме.    3. Источники конституционного права России   Под источниками конституционного права понимают форму их внешнего выражения — нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы конституционного права.   Источники конституционного права не равны по своей юридической силе и составляют определенную иерархию. Например, Конституция превышает по своей юридической силе закон, а закон — указ Президента.   Наиболее распространенный источник конституционного права (и права в целом) — нормативно-правовой акт. Признание акта источником права влечет определенные правовые последствия — возникновение прав и обязанностей, которые могут быть защищены в судебном порядке.   Источники конституционного права образуют две основные сферы — естественное и позитивное право.   Естественное право — те права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения и не нуждаются в каком-либо закреплении:   • право на жизнь;   • на личную неприкосновенность;   • иные естественные права.   Конституция РФ закрепила все основополагающие принципы естественного права. В настоящее время наблюдается тенденция взаимозависимости и сближения естественного и позитивного (писаного) права.   Позитивным считается право, закрепленное в документах — нормативно-правовых актах, которые не равны по своей юридической силе и образуют иерархическую систему. Источники позитивного права в РФ:   • Конституция РФ;   • федеральные конституционные законы;   • федеральные законы;   • международные договоры;   • указы и распоряжения Президента РФ;   • постановления Правительства РФ;   • декларации;   • регламенты палат Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов РФ;   • нормативно-правовые акты субъектов РФ;   • акты органов местного самоуправления;   • действующие в РФ правовые акты бывших СССР и РСФСР;   • судебные решения;   • иные нормативно-правовые акты конституционного права РФ.   Необходимо отметить, что в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры признаны частью правовой системы страны и согласно Конституции имеют приоритет над внутригосударственным законодательством. Но при этом следует считать, что действие ч. 4 ст. 15 Конституции в части приоритета международных договоров над внутригосударственным законодательством не распространяются на саму Конституцию РФ, потому, что международные договоры могут обладать приоритетом только в отношении законов и не имеют преимущества над нормами Конституции.    4. Классификация конституций   Конституция — Основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом или отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и организации государства соответствующей страны.   По форме Конституция — юридический документ. Принимается парламентом, специальной конституционной ассамблеей, народом на референдуме; даруется монархом (октроирование). Имеет высшую юридическую силу и является основой всего законодательства страны.   Конституции классифицируются по наиболее важным основаниям: по форме; способу изменения, внесения поправок и дополнений; степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям.   По форме — писаные и неписаные.   Писаные — это конституции, составленные и принятые в виде единого документа (большинство действующих конституций).   Неписаные — конституции, которые состоят из нескольких законов, содержащих конституционные нормы (а также правовых обычаев и судебных прецедентов). Неписаные конституции действуют в Великобритании, Швеции, Израиле.   По способу изменения, внесения поправок и дополнений — гибкие и жесткие.   Гибкие конституции принимаются и изменяются, как обычные законы (Конституция РСФСР 1978 г.).   Жесткие конституции предусматривают очень сложный порядок изменения и внесения поправок, влекущий фактическую невозможность изменять конституцию (Конституция США 1787 г., Конституция РФ 1993 г.).   По степени соответствия или несоответствия существующим общественным отношениям — действительные и фиктивные.   Действительные конституции справедливо отражают существующие общественные отношения (обычно конституции демократических государств).   Фиктивные конституции не отражают существующих общественных отношений и зачастую являются документом, который в реальной жизни не соблюдается (как правило, конституции авторитарных и тоталитарных государств).    5. Функции Конституции   Функции Конституции — различные проявления ее назначения и влияния на жизнь общества и государства. Функции Конституции:   • учредительная;   • организаторская;   • внешнеполитическая;   • идеологическая;   • юридическая.   Учредительная функция — подтверждение существующего общественного порядка или создание условий для развития новых общественных отношений, которые уже созрели в обществе, но не могут укрепиться без «помощи» Конституции.   Конституция может иметь учредительное значение для политической системы в целом (например, учреждение новой формы правления — республики вместо монархии) и для отдельных государственных институтов (учреждение двухпалатного парламента вместо однопалатного, введение новых должностей и т. д.).   Организаторская функция — закрепление определенных «правил игры» в обществе, которым необходимо подчиняться. Часто Конституция своими нормами направляет жизнь общества.   Например, Россия провозглашена светским государством, что означает отделение церкви от государства.   Внешнеполитическая функция — Конституция закладывает основные направления внешней политики, служит источником информации об обществе и государстве для внешнего мира.   Идеологическая функция — Конституция закладывает основы мировоззрения.   Пример: Первые конституции (США, Польши, Франции) закрепили идею приоритета прав и свобод человека, демократического устройства государства. Конституции социалистических государств способствовали формированию в обществе социалистических ценностей. Современные исламские конституции прививают гражданам ценности исламского мировосприятия.   Юридическая функция состоит в том, что Конституция:   а) становится основой правопорядка в обществе;   б) непосредственно порождает права и обязанности;   в) служит фундаментом для принятия всех остальных нормативно-правовых актов.    6. Основные черты и юридические свойства Конституции   Черты Конституции показывают связь Конституции как документа с обществом, их взаимовлияние.   Основные черты Конституции:   • основополагающий характер;   • народность;   • реальность;   • стабильность.   Основополагающий характер Конституции в том, что она регулирует не все общественные отношения, а наиболее важные, существенные и потому носит обобщающий характер.   В рамках минимального объема и количества норм Конституция должна закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений осуществляется другими нормативно-правовыми актами, которые должны следовать букве и духу Конституции.   Народность Конституции в том, что она должна выражать интересы народа; закреплять общественные отношения — результат деятельности человека, общества; а также создаваться и приниматься народом через своих представителей либо непосредственно,   Реальность Конституции означает, что документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. Иначе Конституция станет фиктивным документом, не будет иметь авторитета в народе и не будет соблюдаться.   Стабильность — важнейшая черта Конституции, документа длительного действия, который не должен быть подвержен сиюминутным изменениям и определенное время должен обеспечивать незыблемость существующего порядка. Нельзя допускать и иной крайности — воспринимать Конституцию как «вечный» документ, который дан раз и навсегда и не будет изменяться. На практике это невозможно: общество меняется, и если соответствующие изменения не будут вноситься, то Конституция утратит реальность.   Нужен баланс между стабильностью Конституции и необходимостью ее периодического обновления, приведения в соответствие с современной жизнью.   Юридические свойства Конституции — ее признаки как Основного закона государства.   Основные юридические свойства Конституции:   • Конституция — основной закон государства;   • юридическое верховенство;   • база текущего, законодательства;   • особый порядок принятия и изменения.   Любая Конституция — закон и имеет все признаки закона. Конституция — общеобязательный нормативно-правовой акт (закон), принимаемый высшим представительным органом власти или народом на референдуме. Закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства; рассчитан на постоянное, многократное применение и опирается на авторитет и принудительную силу государства.   Как правило, Конституция — это один нормативно-правовой акт. По своему значению — Основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в Основном законе.   Конституция — база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения Конституции, произрастает из них и не может им    7. Порядок пересмотра Конституции РФ и внесения нее поправок   Конституция РФ 1993 г. стабильна и имеет сверхжесткий характер — нормы Конституции РФ обладают повышенной устойчивостью и практически не могут быть изменены. За почти 10 лет действия Конституции РФ в нее не было внесено ни одной поправки, кроме изменения в тексте Конституции названий некоторых субъектов федерации. (В предыдущую Конституцию РСФСР 1978 г. только в 1988 — 1993 гг. было внесено около 300 поправок).   Сверхжесткий характер Конституции РФ 1993 г. обеспечивается очень сложным (даже по мировым стандартам) порядком ее изменения, закрепленным в гл. 9 Конституции.   Инициатива пересмотра Конституции, внесения в нее изменений может исходить:   • от Президента РФ;   • Правительства РФ;   • Государственной Думы ФС РФ;   • Совета Федерации ФС РФ;   • законодательных (представительных) органов субъектов РФ;   • не менее 1/5 депутатов ГД или членов Совета Федерации.   Четыре пути изменения Конституции РФ:   • Федеральным Собранием — Парламентом РФ — могут быть внесены изменения в Конституцию, кроме глав 1, 2 и 9, — путем принятия поправки не менее чем 2/3 голосов общего числа депутатов ГД и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации при условии, если данную поправку ратифицируют не менее чем 2/3 законодательных (представительных) органов субъектов РФ;   • главы 1, 2 и 9 «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» не могут быть изменены парламентом, а только путем пересмотра всей Конституции. В этом случае по решению не менее 3/5 от общего числа депутатов Государственной Думы и Совета Федерации созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается 2/3 голосов от общего числа участников Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Кроме этого:   • при изменении названия субъекта РФ новое название данного субъекта включается в Конституцию (ст. 65) без соблюдения вышеуказанной процедуры (указом Президента РФ);   • при изменении состава субъектов РФ (принятие в РФ нового субъекта, образование нового субъекта внутри РФ) соответствующее изменение Конституции (ст. 65) производится путем принятия федерального конституционного закона.   К настоящему времени в ст. 65 Конституции РФ внесены (в упрощенном порядке) только три поправки, касающиеся изменения названий субъектов РФ:   • Указом Президента РФ от 09.01.96 № 20 (изменены названия субъектов РФ: Республика Ингушетия вместо Ингушская Республика, Республика Северная Осетия — Алания вместо Республика Северная Осетия);   • Указом Президента РФ от 10.02.96 № 173 (изменено название субъекта РФ: Республика Калмыкия вместо Республика Калмыкия — Хальмг Тангч);   • Указом Президента РФ от 09.06.2001 № 679 (изменено название субъекта РФ: Чувашская Республика — Чувашия вместо Чувашская Республика — Чаваш Республики).   Новые названия субъектов РФ учитываются при переиздании текста Конституции РФ.   Кроме этих поправок в ст. 65 Конституции, иных принципиально меняющих положения Конституции РФ поправок внесено не было. Основной закон остается очень стабильным.   Такие поправки и не могли быть внесены. Изменить Конституцию квалифицированным большинством палат Федерального Собрания (2/3 депутатов ГД и 3/4 членов СФ) с последующей ратификацией законодательными (представительными) органами 2/3 субъектов федерации маловероятно. Нормы Конституции связаны основами конституционного строя и в действительности Конституция РФ может быть изменена только Конституционным Собранием путем принятия новой Конституции. В то же время ФКЗ о Конституционном Собрании не принят, хотя с момента вступления в силу Конституции прошло уже почти 10 лет.    8. Структура Конституции РФ   По своей структуре Конституция Российской Федерации состоит:   • из преамбулы;   • раздела первого — собственно текста Конституции, включающего 137 статей;   • раздела второго — заключительных и переходных положений.   Преамбула — торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер; Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа Российской Федерации провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:   • ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;   • осознание России частью мирового сообщества;   • гражданский мир и согласие;   • государственное единство;   • равноправие и самоопределение народов;   • незыблемость прав и свобод человека;   • демократические основы государства.   Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, сгруппированных в девяти главах:   • Основы конституционного строя;   • Права и свободы человека и гражданина;   • Федеративное устройство;   • Президент Российской федерации;   • Федеральное Собрание;   • Правительство Российской Федерации;   • Судебная власть;   • Местное самоуправление;   • Конституционные поправки и пересмотр Конституции.    9. Основы конституционного строя РФ   Конституционный строй — это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции.   Основы конституционного строя — главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.   Основы конституционного строя российского государства согласно Конституции РФ:   • признание человека, его прав и свобод высшей ценностью;   • демократический характер государства;   • правовой характер государства;   • социальный характер государства;   • федеративная форма государственного устройства;   • республиканская форма правления;   • суверенитет;   • единое экономическое пространство.   Ключевое положение основ конституционного строя и новелла Конституции — признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Из государства-самоцели, во имя которого ранее обязан был жить человек (порой безвозмездно отдавая этому свои силы), государство становится средством обеспечения достойной жизни человека, его слугой. Государство признает и защищает права и свободы человека. Регулированию прав и свобод человека посвящено около 1/3 объема Конституции (49 статей) — в 1,5 раза больше по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Установлен строгий перечень оснований ограничения прав и свобод. Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» — на первом месте в тексте Конституции после гл. 1 «Основы конституционного строя». Приоритет в гл. 2 составляют личные права. Никакие нормы Конституции, законы не должны умалять и отменять права и свободы человека. Положения главы о правах и свободах человека не могут быть изменены, кроме случая принятия новой Конституции.   Демократический характер государства подразумевает наличие:   • разделения власти;   • идеологического и политического многообразия;   • местного самоуправления.   Конституция закрепляет принцип народного суверенитета: власть принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы госвласти, которые формируются путем выборов либо производны от выборных органов.   Власть в РФ осуществляется на основе разделения:   • на законодательную;   • исполнительную;   • судебную.   На Общегосударственном уровне это соответственно:   Федеральное Собрание (парламент) РФ; IV Президент РФ и Правительство РФ; IV суды.   Свои органы госвласти имеются в субъектах федерации.   От государственной власти в России отделено местное самоуправление — самостоятельное и под свою ответственность решение гражданами вопросов местного значения (как непосредственно, так и через органы местного (Самоуправления). Местное самоуправление в РФ гарантируется государством.   В Российской Федерации существует политическое и идеологическое многообразие. В стране функционирует многопартийная система, запрещается объявление определенной идеологии единственной и общеобязательной.   Российская Федерация — суверенное государство. Осуществляет всю полноту своей власти внутри страны и свободно и независимо в международно-правовом отношении.   Россия — правовое государство. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство над всеми иными нормативно-правовыми актами, «действуют на территории всей страны, обязательны для исполнения. Деятельность государства, его органов; жизнь общества должны быть основаны на праве.   Российское государство имеет федеративную форму государственного устройства и республиканскую форму правления. Россия, будучи единой, состоит из 89 субъектов федерации — образований, обладающих всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме полномочий, переданных в исключительное ведение федерации и сферу совместного ведения. Субъекты федерации, не обладая международно-правовым суверенитетом, имеют признаки государства — конституции (уставы), символику, собственное наряду с федеральным законодательство, органы госвласти и т. д. В то же время экономическое пространство России едино. В стране существует единая валюта — рубль, единая финансовая система; запрещается препятствовать свободному передвижению товаров, капитала и услуг внутри страны, создавать региональные таможни и т. д.   Республиканская форма правления подразумевает выборность органов госвласти, отсутствие монархической (ограниченной или неограниченной, бессрочной, наследственной) власти.   Россия — социальное государство:   • деятельность государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;   • устанавливается минимальный размер оплаты труда;   • обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;   • устанавливаются государственные пенсии и пособия;   • работает система социальных служб;   • существуют иные формы социальной защиты.   Российская Федерация — светское государство: религия отделена от государства.   Вследствие этого:   • граждане имеют право верить в бога, быть атеистами;   • запрещается введение общеобязательной единой религии;   • все конфессии равноправны;   • принадлежность к религии, определенной конфессии не может служить основанием для дискриминации граждан;   • религиозные организации не вмешиваются в деятельность госорганов, госорганы — в деятельность религиозных организаций;   • образование (кроме профессионального духовного и частного) свободно от религии.    10. Общая характеристика конституционно-правового статуса личности   Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые закреплены в конституции и других нормативно-правовых актах государства.   Права и свободы человека — мера возможного поведения человека в обществе; возможность делать все, что не наносит ущерба другим людям.   Права и свободы человека — один из главных элементов предмета регулирования большинства конституций (наряду с вопросом о власти и механизме ее организации). В конституциях, принятых после второй мировой войны, права и свободы человека, как правило, — центральный элемент предмета конституционного регулирования. Важнейшая задача любой Конституции — нахождение баланса между властью и правами и свободами человека. При умалении роли и значения власти в обществе свобода перерастает в анархию, вседозволенность. Чрезмерная сила государства (присущая странам с тоталитарным и авторитарным политическим режимом) приводит к подавлению человеческой личности, превращению человека в «винтик» государственной машины. В современной науке конституционного права преобладает точка зрения, согласно которой демократическое общество должно обеспечить своим членам максимум прав и свобод, а государству — оставить столько полномочий, сколько необходимо для надежной защиты этих прав и свобод.   Международно-правовой базис прав и свобод составляют документы:   Всеобщая декларация прав человека от 10.12.48;   Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;   Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;   Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50 (Римская конвенция);   Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания 1984 г. (конвенция против пыток);   Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;   Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01 ,08.75 (Хельсинский акт);   конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ);   иные международно-правовые акты.   Значение данных актов в том, что они содержат универсальные стандарты в области прав человека, выработанные мировым сообществом. Международное сообщество добивается выполнения этих стандартов всеми странами. В мире немного государств, не соблюдающих общепризнанные международные правила в сфере защиты прав и свобод. Большинство демократических стран стремится к уважению прав и свобод человека, их правовой защите. Часть государств приводит свое внутреннее законодательство в соответствие с международными нормами (например в вопросе отмены смертной казни), а в некоторых странах (например в России) международные акты (в том числе в области прав и свобод человека) непосредственно включаются во внутреннее законодательство и имеют прямое действие.   Международное сообщество выработало не только универсальные стандарты прав человека, но и механизм правовой защиты данных прав и свобод.   Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют:   • Организация Объединенных Наций (соответствующие комитеты);   • Европейский суд по правам человека;   • иные учреждения.   В Российской Федерации данные права охраняются и защищаются:   • конституционно-судебными органами (Конституционным Судом РФ);   • судебными органами (судами общей юрисдикции);   • органами исполнительной власти (в административном порядке);   • дипломатическими, консульскими учреждениями РФ за рубежом;   • путем законной самозащиты человеком своих прав.   В некоторых государствах (в частности, западноевропейских) данный механизм дополнен органами:   • административной юстиции (рассматривают споры между гражданами и органами госвласти и управления);   • трудовой юстиции (рассматривают трудовые споры).   В исключительных ситуациях (например, в условиях войны, чрезвычайного положения и др.) возможно ограничение прав и свобод человека. По общему правилу, конституции демократических государств точно и исчерпывающе формулируют перечень оснований ограничения прав и свобод их содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 29).   Исчерпывающий перечень оснований ограничения прав человека содержит и Конституция РФ. Права и свободы человека в России могут быть ограничены только в шести случаях:   • защиты основ конституционного строя;   • нравственности;   • здоровья;   • прав и законных интересов других лиц;   • обеспечения обороны страны;   • государственной безопасности.   Типичные формы ограничения прав и свобод:   • особый режим въезда в РФ и выезда из нее;   • ограничение свободы передвижения внутри страны;   • запрещение уличных шествий и демонстраций;   • ограничение свободы печати;   • введение комендантского часа;   • нарушение неприкосновенности жилища;   • аудиовизуальная слежка;   • прослушивание телефонных переговоров, просмотр корреспонденции;   • досмотр транспортных средств;   • задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления;   • содержание под стражей.   Правовой статус личности включает в себя не только права и свободы, но и обязанности.   Обязанности — мера должного поведения человека в обществе.   Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина в РФ:   • соблюдение Конституции и законов;   • уважение прав и свобод других лиц;   • защита Отечества;   • уплата налогов и сборов;   • бережное отношение к природе и окружающей среде;   • забота о памятниках истории и культуры;   • получение основного общего образования;   • забота о детях и нетрудоспособных родителях.    11. Конституционные принципы правового статуса личности   Под принципами правового статуса человека и гражданина понимают те основные начала, руководящие положения, которые определяют предоставление ему прав и исполнение им обязанностей перед другими личностями, коллективами, государством и обществом.   Эти базовые начала имеют юридический характер, из них исходит более детальное регулирование правового статуса личности, они охраняются государством и правом.   К числу принципов правового статуса личности в Российской Федерации относятся:   • сочетание прав и обязанностей личности, которая имеет не только права, но и несет обязанности перед другими людьми, коллективами, государством и обществом;   • неотъемлемость основных прав и недопустимость одностороннего, произвольного отказа от выполнения конституционных обязанностей;   • равенство людей в отношении их прав и обязанностей;   • гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей.   Сочетание прав и обязанностей основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Права одной личности неизбежно вызывают обязанности другой личности (коллектива, государства и общества). Многие конституционные права одновременно являются и обязанностями — одни в правовом плане, другие — в моральном, в виде общественного долга.   Неотъемлемость основных прав и недопустимость одностороннего, произвольного отказа от выполнения конституционных обязанностей проявляется в конституционном запрете на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ). Этот запрет гарантируется судебной защитой — Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции и другими в соответствии с их компетенцией.   Равенство людей в отношении их прав и обязанностей означает недопустимость дискриминации (различии) в правах и обязанностях по основным, зависящим от естественных особенностей личности или ее социального статуса. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Указание на «другие обстоятельства» означает, что такой перечень имеет открытый характер: никакое неравенство в основных правах и обязанностях не допустимо.   Гарантированность прав и обеспечение выполнения обязанностей представляет собой целый комплекс экономических, политических, юридических, культурных и иных условий, которые обеспечивают реализацию (осуществление в жизни) предоставленных личности Конституцией РФ прав. Юридические (правовые) гарантии означают обязанность государства всеми способами защищать закрепленные в Конституции РФ и других нормативно-правовых актах прав и свободы личности.    12. Классификация прав и свобод личности   В науке конституционного права принята следующая классификация прав и свобод человека. Основные права человека делятся на три большие группы:   • личные права;

Пролистать наверх