ЛОГИКА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА – EКАТEРИНБУРГ 2002 – 15 С |

 Министерство внутренних дел Российской Федерации  Уральский юридический институт             УТВЕРЖДАЮ   Начальник УрЮИ МВД РФ   генерал-майор вн. службы   — В.А. Демин   «-» — 2002 г.              ЛОГИКА  Рабочая программа  по специальностям 021100 Юриспруденция  и 023100 Правоохранительная деятельность                            Екатеринбург  2002   Логика: Рабочая программа по специальностям 021100 Юриспруденция и 023100 Правоохранительная деятельность. — Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 2002. — 15 с.        Составители: В.В. Романов, кандидат философских наук, доцент; В.Г. Самарин, кандидат философских наук, доцент; П.Е. Суслонов, кандидат философских наук      Рецензенты: Т.Х. Керимов, доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии УрГУ; Е.С. Черепанова, доктор философских наук, доцент кафедры истории философии УрГУ         Обсуждена на заседании кафедры философии УрЮИ МВД России (протокол № 4 от 5 апреля 2001 г.).       Рекомендована к изданию методическим советом УрЮИ МВД России (протокол № 8 от 17 июля 2001 г.).       Одобрена Ученым советом УрЮИ МВД России (протокол № 7 от 26 июля 2001 г.).                        (c) УрЮИ МВД России, 2002  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Программа дисциплины «Логика» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальностям 021100 Юриспруденция, 023100 Правоохранительная деятельность и определяет содержание и структуру дисциплины.   Логика — это наука о формах и законах правильного мышления, т.е. мышления, которое представляется нам строгим и убедительным. Подавляющее большинство людей интуитивно тяготеют к некоей логической основе в своих рассуждениях. Однако для того чтобы гарантировать стройность, ясность, точность и убедительность наших рассуждений, необходимо осознанно обратиться к законам и правилам, созданным в ходе развития общества. Нельзя полагаться только на интуицию, так как необходимые навыки правильного построения мысли приобретаются только в результате систематических упражнений.   Основной целью курса является раскрытие структуры мышления, его законов и правил, придание рассуждениям логической стройности, доказательности и результативности. Данная цель конкретизируется следующими задачами:   1) овладение приемами анализа устного или письменного текста (рассуждения) с точки зрения формально-логической правильности;   2) освоение механизмов формирования собственного формально-логического правильного рассуждения;   3) изучение логических свойств и принципов юридического мышления, того как формально-логические законы проявляются в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью юриста.   Профессиональная деятельность юриста, в том числе и сотрудника правоохранительных органов, требует рационального мышления, умения ясно и точно выражать свои мысли, отстаивать в споре свою точку зрения, убеждать другого человека в своей правоте. Убедительность выступления на судебном заседании, составление доказательного обвинительного заключения, умение систематизировать полученную информацию, навыки эффективного анализа свидетельских показаний — это и многое другое формируется через осознанное отношение к формам мыслительной деятельности.   Большую часть времени, отведенного на изучение логики, занимают практические занятия, где предлагаются ситуативные задачи и упражнения, решения которых позволяет обучаемым приобрести все необходимые умения и навыки.   В результате изучения дисциплины выпускники должны:   иметь представление о целях и задачах логики как науки, о месте логики в системе гуманитарного знания и юридической деятельности.   знать:   — основные формы правильного мышления, законы и правила их применения;   — основные формально-логические законы;   — основные логические свойства и принципы юридического мышления.   уметь логически анализировать ситуации, связанные с профессиональной деятельностью юриста и решать возникающие задачи с применением соответствующих формул и алгоритмов;   иметь навыки формирования собственного логически безупречного рассуждения и анализа устного или письменного текста с точки зрения их логической правильности.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  № п/п Наименование тем 1. Предмет и значение логики 2. Основные законы (принципы) правильного мышления 3. Понятие 4. Суждение 5. Умозаключение 6. Логические основы теории аргументации  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  Тема 1. Предмет и значение логики   Мышление в жизни человека. Мышление и язык. Формализация мышления и логическая форма. Содержание мышления и логическая форма мысли. Понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.   Формальная логика как наука о формах и законах правильного мышления. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Анализ языка как средство выявления логических форм. Формализация. Логические знаки.   Логика и язык права.  Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления   Определенность, последовательность, непротиворечивость, обоснованность (доказательность) мышления. Значение основных принципов правильного мышления. Понятие логического закона. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.  Тема 3. Понятие   Выражение понятий в логике и грамматике. Логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.   Содержание и объем понятия. Существенные и несущественные признаки. Классы предметов и явлений. Закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятий.   Виды понятий: по объему — общие, единичные и пустые (нулевые); регистрирующие и нерегистрирующие; собирательные и разделительные (несобирательные); по содержанию — конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; относительные и безотносительные.   Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество (равнозначность), пересечение (перекрещивание), подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круги Эйлера как схема для выражения отношений между понятиями.   Операции над понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Виды деления. Правила и ошибки деления. Классификация.   Определение понятий. Виды определений: номинальные и реальные; явные и неявные; генетические, определения через род и видовое отличие. Правила и ошибки в определении. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение.  Тема 4. Суждение   Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные суждения и их логическое выражение. Простые и сложные суждения. Суждение и норма.   Состав простого суждения. Виды простых суждений. Атрибутивные суждения (суждения свойства), релятивные суждения (суждения с отношениями), экзистенциальные суждения (суждения существования).   Деление суждений по количеству и качеству. Виды категорических суждений. Распределенность терминов в суждении. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях.   Отношения между суждениями. Логический квадрат.   Деление суждений по модальности: вероятностные (проблематические), достоверные суждения действительности (ассертотические), достоверные суждения необходимости (аподиктические).   Сложное суждение и его виды. Логические союзы: конъюнкция, строгая и слабая дизъюнкция, импликация, эквивалентность, отрицание. Условия истинности суждений. Необходимые и достаточные условия.   Суждение и вопрос. Вопросно-ответные ситуации в юридической области. Логическая структура вопроса. Виды вопросов и ответов. Правильная и ошибочная постановка вопросов и формулировка ответов.  Тема 5. Умозаключение   Понятие умозаключения. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками. Логическое следование. Виды умозаключений: 1) по количеству посылок — непосредственные и опосредованные; 2) по составу — простые и сложные; 3) по направленности логического следования — дедуктивные, индуктивные, традуктивные (по аналогии); 4) по характеру логического следования — необходимые (демонстративные) и вероятностные (недемонстративные).   Дедукция. Условия получения истинных видов в дедуктивных умозаключениях. Непосредственные умозаключения: обращение, превращение, противопоставление предикату и субъекту, их правила.   Определение и состав простого категорического силлогизма.   Общие правила простого категорического силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Специальные правила фигур простого категорического силлогизма.   Условно-категорические и разделительно-категорические умозаключения.   Сокращенные и сложные силлогизмы. Энтимема. Полисиллогизм. Сорит. Эпихейрема.   Индуктивные умозаключения. Полная и неполная индукция.   Индуктивные методы установления причинных связей: метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений.   Умозаключение по аналогии. Виды аналогий: аналогия свойств, аналогия отношений.   Формы развития знания.   Гипотеза и судебно-следственная версия. Общая характеристика гипотетического способа рассуждения. Виды гипотез. Логическая природа и структура судебно-следственной версии. Построение гипотезы и версии. Основные этапы их развития. Проверка и доказывание гипотезы.   Проблема. Логическая структура проблемы. Проблемная ситуация.   Теория. Язык теории.  Тема 6. Логические основы теории аргументации   Аргументация и процесс формирования убеждений. Логический фактор убеждающего воздействия.   Значение логической теории аргументации в профессиональной деятельности юриста и сотрудника правоохранительных органов.   Доказательство и его структура: тезис, аргументы, демонстрация. Прямое и косвенное доказательства. Виды косвенного доказательства: апагогические («от противного»), разделительные (методом исключения).   Опровержение, способы опровержения: опровержение тезиса, критика аргумента, выявление несостоятельности демонстрации.   Правила тезиса. Ошибки тезиса: подмена тезиса (полная и частичная).   Правила аргументов. Ошибки аргументов.   Правила демонстрации. Ошибки демонстрации.   Логические ошибки: паралогизмы и софизмы. Логические парадоксы. Софистика.   Дискуссия и ее правила.  ЛИТЕРАТУРА  Основная   Демидов И.В. Логика: Учеб. пособие для юрид. вузов. М., 2000.   Ивлев Ю.А. Логика. М., 1999.   Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М., 1996.   Малахов В.П. Основы формальной логики: Учеб. пособие для юристов. М., 1999.   Романов В.В. Логика: Курс лекций. Екатеринбург, 1995.   Челпанов Г.И. Логика. М., 1994.  Дополнительная   Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991.   Баженов Л.Б. Основные вопросы теории гипотезы. М., 1961.   Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978.   Бойко А.П. Формально-логические основы классификации. Логические проблемы исследования научного познания. М., 1980.   Бочаров В.А. Аристотель и традиционная силлогистика. М., 1984.   БочаровВ.А., Маркин В. И. Основы логики. М, 1994.   Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики. М., 1960.   Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.   Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М., 1994. Кн. 1, 2.   Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М., 1989.   Войшвилло Е.К., Ивлев Ю. В. Логические аспекты философской аргументации // Вопросы философии. 1988. № 6-7.   Гетманова А.Д. Логика. М., 1986.   Горский Д.П. Определение. М., 1963.   Горский Д.П. Логика. М., 1974.   Джини К. Логика в статистике. М., 1973.   Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1986.   Костюк В.Н. Методология научного исследования. Одесса, 1976.   Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.   Курбатов В.И. Социально-политическая аргументация: логико-методо-логический анализ. Ростов н/Д, 1991.   Лебедев С.А. Индукция как метод научного познания. М., 1980.   Маковельский А.О. История логики. М., 1967.   Маркин В.И. Силлогистические теории в современной логике. М., 1991.   Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988.   Петров Ю.А. Методологические проблемные ситуации в научном познании // Вестн. Моск. ун-та. Философия. 1987. № 2.   Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1923.   Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974.   Рузавин Г.И. Научная теория: логико-методологический анализ. М., 1978.   Сборник упражнений по логике / Под ред. Клевчени, Бартона. Минск, 1981.   Свинцов В.И. Логика. М., 1987.   Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988.   Слупецкий Е., Борковский Л. Элементы математической логики и теория множеств. М., 1975.   Смирнов В.А. Уровни знания и этапы процесса познания // Проблемы логики научного познания. М., 1964.   Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М., 1989.   Старченко А.А. Человек, имеющий убеждения // Молодой коммунист. 1975. № 9.   Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967.   Треушников М.К. Доказательства и доказывание в советском и гражданском процессе. М., 1982.   Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. М., 1967.   Формальная логика / Под ред. И.Н. Бродского, И.Я. Чупахина. Л., 1977.   Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М., 1983.                       ПРИЛОЖЕНИЕ № 1А   к рабочей программе   по учебной дисциплине   «Логика»  Рекомендуемое распределение учебного времени  по темам и видам занятий  (очная форма обучения)  № п/п Наименование тем Всего  часов Аудиторные занятия (час.) Самостоятельная  работа (час.) Лекции Практ. занятия 1. Предмет  и значение  логики 5 2 3 2. Основные законы  (принципы)  правильного мышления 12 2 4 6 3. Понятие 14 2 6 6 4. Суждение 18 2 10 6 5. Умозаключение 18 2 10 6 6. Логические  основы теории аргументации 16 2 8 6 Итого: 83 12 38 33           ПРИЛОЖЕНИЕ № 1Б   к рабочей программе   по учебной дисциплине   «Логика»  Рекомендуемое распределение учебного времени   по темам и видам занятий  (заочная форма обучения, пятилетний курс обучения)  №  п/п Наименование тем Всего  часов Аудиторные занятия  (час.) Самостоятельная работа (час.) Установочные лекции Итоговые лекции Семинары 1. Предмет и значение  логики 10 2 8 2. Основные законы (принципы) правильного мышления 10 10 3. Понятие 14 14 4. Суждение 8 8 5. Умозаключение 20 2 2 2 14 6. Логические основы  теории аргументации 18   2 2 14 Итого: 80 4 4 4 68         ПРИЛОЖЕНИЕ № 1В   к рабочей программе   по учебной дисциплине   «Логика»  Рекомендуемое распределение учебного времени  по темам и видам занятий  (заочная форма обучения, трехлетний срок обучения)  № п/п Наименование тем Всего  часов Аудиторные занятия  (час.) Самостоятельная работа (час.) Установочные лекции Итоговые лекции Семинары 1. Предмет и значение  логики 14 2 12 2. Основные законы (принципы) правильного мышления 10 10 3. Понятие 16 16 4. Суждение 10 10 5. Умозаключение 16 2 2 12 6. Логические основы  теории аргументации 14   2 12 Итого: 80 2 2 4 72 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2   к рабочей программе   по учебной дисциплине   «Логика»  Примерная тематика рефератов   1. Значение логики для юридической науки и практики.   2. Понятие «логика раскрытия преступления».   3. Оценочные понятия права.   4. Логический анализ языка как средство выявления логических форм и законов.   5. Логические переменные: имена предметов; выражения, обозначающие свойства и отношения; предположения.   6. Логические постоянные: логические связки и кванторы.   7. Проявление закона тождества в правовом законодательстве.   8. Значение закона непротиворечия для судебно-следственной практики.   9. Требования закона исключенного третьего для юридической практики.   10. Значение закона достаточного основания для судебно-следственной практики.   11. Законы логики при квалификации преступлений.   12. Виды определений и их значение в юридической науке и практике.   13. Деление понятий как логическая операция и ее значение в юридической практике.   14. Классификация как логическая операция и ее роль в квалификации преступлений.   15. Суждение и норма права.   16. Вопрос как форма мысли.   17. Логические основы информационно-поисковых систем, применяемых в органах внутренних дел.   18. Соотношение логического и практического в проверке знаний.   19. Значение умозаключений в процессе познания.   20. Учение Аристотеля о силлогизме.   21. Значение умозаключений при квалификации преступлений.   22. Соотношение индукции и дедукции в научном познании.   23. Индукция как метод мышления.   24. Роль аналогии в юридической науке и практике.   25. Роль умозаключения в научном предвидении.   26. Соотношение логического доказательства и уголовно-процессуального доказывания.   27. Способы опровержения и их применение в судебно-следственной практике.   28. Понятие «парадокс».   29. Основные проблемы следственной версии.   30. Логика следствия (основные ее аспекты).   ПРИЛОЖЕНИЕ № 3   к рабочей программе   по учебной дисциплине   «Логика»  Вопросы для подготовки к зачету   1. Познание и его роль в человеческой жизни.   2. Сущность мышления и его роль в познании.   3. Мышление и язык.   4. Логическая форма и логический закон.   5. Истина и правильное мышление.   6. Предмет логики.   7. Значение логики.   8. Понятие.   9. Понятие и слово.   10. Основные логические приемы формирования понятия.   11. Содержание понятий. Виды понятий по содержанию.   12. Объем понятия. Виды понятий по объему.   13. Родовые и видовые понятия.   14. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.   15. Виды отношений между совместимыми по объему понятиями.   16. Виды отношений между несовместимыми по объему понятиями.   17. Логические операции над понятием.   18. Обобщение и ограничение понятий.   19. Определение понятий. Виды определений.   20. Определение понятий через ближайший род и видовое отличие.   21. Правила определения и ошибки в определении понятий.

Пролистать наверх