МEТОДИЧEСКИE МАТEРИАЛЫ ПО КУРСУ АДМИНИСТРАТИВНОE ПРАВО БАРНАУЛ 2002 — 74 С

 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ         Кафедра административного права и   административной деятельности органов внутренних дел                              МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ  для слушателей факультета заочного обучения по курсу  «Административное право»  Специальностям 023100, 0203 — правоохранительная деятельность  Специализация административно-правовая, оперативно-розыскная                                         Барнаул 2002    Методические материалы по курсу «Административное право», Барнаул: БЮИ МВД России, 2002 — 74 с.             Методические материалы подготовлены преподавателем кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Ахременко И.В.             Методические материалы для слушателей факультета заочного обучения по курсу «Административное право» предназначены для самостоятельного овладения слушателями курса «Административное право». В этих материалах даны методические указания, рекомендуемая литература и нормативные акты по изучаемым темам курса.                                           (c) Барнаульский юридический институт МВД России, 2002    Пояснительная записка.     Административное право — это весьма разветвленная отрасль права, играющая важную роль в жизни государства и общества. Место и роль административного права предопределяется ее органической связью с исполнительной властью (государственным управлением). Административное право регулирует права и обязанности участников управленческих отношений, формы и методы управления, способы обеспечения дисциплины и законности.   Происходящее в обществе политические и экономические преобразования невозможны без изменения норм административного права. Это в свою очередь повлекло отставание учебно-методической базы курса от законотворческой деятельности. С этим связаны трудности изучения административного права.   В условиях быстрого старения учебной литературы методические указания позволяют слушателям сориентироваться в законодательных актах по вопросам государственного управления. Вместе с тем слушателям необходимо использовать информацию административно-правового характера, которая дается в средствах массовой информации и на страницах юридической печати.   Содержание учебного курса административное право отражено в тематических планах. Его преподавание предполагает достижение следующих целей:   Мировоззренческие цели. Изучение новейшего российского законодательства регламентирующего сферу государственного управления воплощающего в себя общепризнанные международно-правовые нормы, регулирующие права и обязанности участников административных правоотношений, понимание того, что важнейшим принципом милиции является уважение и соблюдение прав человека и гражданина. На этой основополагающей идеи базируются принципы законности, гуманности, гласности.   Профилирующие цели: Исполнение обязанностей возложенных на милицию требуют от ее сотрудников глубоких знаний действующего законодательства, навыков и умений по исполнению задач борьбы с административными правонарушениями и преступлениями. Изучение особенной части административного права позволит слушателям определить место милиции в системе органов исполнительной власти, правильно организовывать взаимодействие с этими органами при решении практических задач возложенных на органы внутренних дел.   Вспомогательной целью изучения курса является привитие слушателям навыков индивидуальной работы с нормативной и научной литературой.   В период проведения сессий слушателям будут прочитаны установочная, обзорные и итоговая лекции, а также проведены другие виды занятий в соответствии с тематическими планами.   С учетом средне специального образования, имеющего у слушателей с 3-х летним сроком обучения, образовательным стандартом предусматривается различное количество часов выделяемых на изучение курса.    Срок обучения Курс Вид Всего часов Из них работы ауд. сам.подг. 3 года 6 месяцев 3 контр. работа 140 14 126 5 лет 6 месяцев 2 курсовая работа 200 26 174   При изучении курса кафедра рекомендует пользоваться:   Основная литература:   1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Изд-во ЗЕРКАЛО, 1996.   2. Бахрах Д.Н. Административное право России. (Часть общая). Учебник. для ВУЗов М.: Изд-во НОРМА, 2000   3. Бахрах Д.Н., Соловей Ю.П., Чемакин И.М. и др. Административное право России (Часть особенная). Учебник. — Екатеринбург: Изд-во ДИАМАНТ, 1997.   4. Административное право России (Особенная часть). Учебник. (Под редакцией Бахраха Д.Н.) — М.: Изд-во БЕК, 1997.   5. Административное право России. Учебник. (Под редакцией Коренева А.П.) — М., 1997.   6. Административное право. Учебник. (Под редакцией Козлова Ю.М., Попова Л.Л.) — М.: Изд-во ЮРИСТЪ, 1999.   7. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. Учебник. — М., 1997.   8. Периодическими печатными изданиями — источниками нормативных актов:   а) «Российской газетой»;   б) «Российскими вестями»;   в) Ведомостями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации;   г) Собранием актов Президента и Правительства Российской Федерации;   д) Собранием законодательства Российской Федерации;   е) Бюллетенем нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации;   ж) Бюллетенем нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;   з) Ведомостями Законодательного Собрания Алтайского края.   и) Бюллетенем Верховного Суда Российской Федерации.   9) Периодическими научными и научно-популярными юридическими печатными изданиями:   а) «Государство и право»;   б) «Российская юстиция»;   в) «Законность»;   г) «Милиция».   10) Периодическими специальными изданиями Министерства внутренних дел Российской Федерации:   а) Вестником МВД России;   б) Штабной практикой;   в) Информационными бюллетенями.   11) Монографиями, учебными пособиями, лекциями, статьями и другими научными источниками.     По окончанию изучения курса слушатели сдают экзамен. Экзаменационный билет состоит из 3 вопросов. Примерный перечень вопросов для сдачи экзамена имеются в настоящих методических указаниях. Эти вопросы слушатели должны использовать для самоконтроля при изучении курса.    СОДЕРЖАНИЕ  1. Тематический план по курсу стр.  2. Методические указания по изучению  учебной дисциплины стр.  3. Тематика письменных работ стр.  4. Методические указания по выполнению  письменных работ стр.  5. Вопросы итогового контроля стр.    Перечень разделов и тем изучаемых в курсе  «Административное право РФ»    Часть первая  Государственное управление и административное право    Раздел 1    Введение в курс административного права 1. Административное право как отрасли права. Государственное и муниципальное управление как объект административно-правового регулирования. 2. Механизм административно-правового регулирования  Раздел 2    Субъекты административного права 3. Понятия и виды субъектов административного права. 4. Индивидуальные субъекты. 5. Коллективные субъекты административного права.  Раздел 3  Административно-правовые формы и методы государственного управления 6. Административно-правовые формы государственного управления. 7. Административно-правовые методы государственного управления. 8. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении.  Часть вторая  Административная юрисдикция 9. Административное правонарушение и административная ответственность. 10. Состав административного проступка. 11. Административные взыскания и порядок их наложения. 12. Административные правонарушения, посягающие на права граждан 13. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санэпидемилогическое благополучие населения и общественную нравственность. 14. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. 15. Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства. 16. Административные правонарушения в области связи и информации. 17. Административное правонарушение в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. 18. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. 19. Административные правонарушения, против порядка управления. 20. Административные правонарушения, посягающий на общественный порядок и общественную безопасность.  Часть третья  Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях  управления 21. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях. 22. Возбуждение дела об административном правонарушении. Меры обеспечения производства. 23. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Пересмотр решений по делам об административном правонарушении. 24. Исполнение постановлений по делам об административном правонарушении. 25. Правовые основы территориальной, отраслевого, межотраслевого государственного управления. 26. Управление образованием, наукой, культурой, здравоохранением, социальным обеспечением, промышленностью, сельским хозяйством и торговлей. 27. Правовые основы обеспечения обороны и безопасности. 28. Правовые основы чрезвычайного положения. 29. Правовые основы управления внутренними делами, юстицией. 30. Управление иностранными делами внешними экономическими и культурными связями с зарубежными странами.    Выписка из тематического плана  по курсу «Административное право» для слушателей ФЗО.  Срок обучения 5 лет 6 месяцев.    №  п(п Наименование  разделов и тем всего часов Количество часов по видам занятий лек с.з п.з др 1 2 3 4 5 6 7  Установочные лекции 1. Государственное управление как объект административно-правового регулирования. 2 2 2. Понятие и виды субъектов административного права индивидуальные субъекты. 2 2 3. Коллективные субъекты административного права. Органы исполнительной власти — как субъект административного права. Государственные служащие. 2 2 4. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении. 2 2 Итого: 8 8  Итоговые лекции 5. Содержание государственного управления. Правовые акты управления: понятие и виды. 4 4 6. Понятие и основания административной ответственности. Административное правонарушение 2 2 7. Понятие и виды административных взысканий. Порядок их нахождения. 4 2 2 8. Задачи, порядок, принципы и субъекты производства по делам об административных правонарушениях. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. 4 2 2 9. Основы административной организации управления в современных условиях. Территориальные, отраслевые и межотраслевые начала в управлении. 2 2 10. Правовые основы управления хозяйственной деятельностью. Управление государственной и муниципальной собственностью. 2 2 Экзамен Итого: 18 14 4 Всего по курсу: 26 22 4          Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры от «-«-2002 г. Протокол №-      Выписка из тематического плана  по курсу «Административное право» для слушателей ФЗО.  Срок обучения 3 года 6 месяцев.    №  п(п Наименование  разделов и тем всего часов Количество часов по видам занятий лек. с.з п.з др. 1 2 3 4 5 6 7 Установочные лекции:  Раздел 1  Основы административной организации управления в современных условиях 1. Сущность и объекты межотраслевого государственного управления. Административно-правовое регулирование прогнозирования в социально-экономической сфере. Организация управления в особых условиях. 4 4 Итого: 4 4 Итоговые лекции:  Раздел 2  Административно-правовое регулирование социально-политической сферы управления 2. Административно-правовое регулирование управления обороной государственной безопасностью, внутренними делами, юстицией и иностранными делами. 2 2 3. Управление внутренними делами, юстицией и иностранными делами. 4 4 Раздел 3  Административно-правовое регулирование в сфере хозяйственной деятельности 4. Административно-правовое регулирование управления промышленностью, агропромышленными комплексом, торговлей. 2 2 Раздел 4  Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере управления 5. Административно-правовое регулирование управления образованием наукой, культурой, охраны здоровья и социальной защиты граждан. 2 2 Экзамен Итого: 10 10 Всего по курсу: 14 14      Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры от «-«-2002 г. Протокол №-              ЧАСТЬ ПЕРВАЯ   Государственное управление и административное право     РАЗДЕЛ 1   Введение в курс административного права     Тема: № 1 «Административное право как отрасли права. Государственное и муниципальное управление как объект административно-правового регулирования»     Основные вопросы:   1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление.   2. Государственное управление. Понятие, принципы и характерные черты государственного управления.   3. Соотношение государственного управления, местного самоуправления и иного негосударственного управления.   4. Управление внутренними делами как подсистема государственного. управления.   5. Предмет, метод и система административного права.     Методические рекомендации:     Ключевым вопросом темы является вопрос о понятии государственного управления.   Под управлением в широком смысле слова понимается целенаправленное воздействие человека на определенный объект или систему. В результате воздействия последним предается заданное состояние или направление. В зависимости от объекта различают химическое управление (управление химическими процессами), биологическое (выведение новых пород животных), техническое, социальное, (связанное с социальными процессами). Последний вид управления в свою очередь подразделяется на государственное и общественное. Социальное управление неразрывно связано с общественными процессами и отношениями между субъектами. Оно предназначено объединять, координировать и направлять совместную деятельность людей, по этому носит организующий характер и опирается на такие категории как «власть», «авторитет». Государственное управление невозможно без авторитета, т.е. установление неравенства сторон.   Государственное управление является разновидностью социального управления.   Государственное управление осуществляется от имени государства государственными органами либо их представителями в пределах предоставленных полномочий.   Государственное управление, как понятийная категория может употребляться как в широком так и в узком смысле слова.   В широком смысле государственное управление осуществляется всеми «ветвями власти». С позиции узкого, административно-правового значение слова государственное управление присуще специальным исполнительным структурам (органам государственного управления). Суть данной деятельности состоит во властно-организующем характере. Она направлена на непосредственное практическое, непрерывное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.   Слушатель должен четко разграничивать понятия «административное право как отрасль права» и «административное право как учебная дисциплина» не допуская их отождествления. Административное право как отрасль права призвана регулировать отношения в сфере управления, а как учебная дисциплина — это сумма знаний, накопленных наукой об административном праве, как отрасле права.       Тема 2: «Механизм административно — правового регулирования»     Основные вопросы:   1. Понятие, структура и виды административно — правовых норм.   2. Реализация административно — правовых норм.   3. Понятие административно-правовых отношений, их классификация.   4. Структура административно — правовых отношений.     Методические рекомендации:     Раскрывая данный вопрос следует уяснить понятие юридической нормы.   Юридическая норма — это установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере государственного муниципального управления, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением.   Далее раскрыть понятие содержания нормы: диспозиция (модель должного поведения); наличие определенных условий (гипотеза). Виды норм, в зависимости от критериев:   — по содержанию: материальные; процессуальные;   — по методу воздействия: обязывающие; запрещающие; уполномочивающие; поощрительные.   — по пределу действий: общеобязательные, внутриаппаратные;   — по органам их издающих: законодательные; подзаконные;   — по уровню общественности: правила общие, специальные;   — по субъектам (адресатам):   — регулирующие деятельность государственных организаций;   — регулирующих деятельность муниципальных организаций;   — регулирующих деятельность неюридических организаций;   — регулирующих деятельность граждан;   — регулирующих деятельность разных субъектов;   — по срокам действия: временная, срочная.   Далее раскрыть понятие реализации нормы. Реализация нормы — процесс претворения в жизнь государственной воли субъекта.   Формы реализации:   — исполнение;   — соблюдение;   — использование;   — применение.   Административные отношения — это урегулированные нормами административного законодательства общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления.   Классификация административных отношений:   — по делам — охранительные, регулирующие.   — по участникам — внутри и в неаппаратные, властные , горизонтальные.   Особенности административно-правовых отношений.   1. Обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства, с государственным управлением.   2. Всегда выступает одной из сторон — субъекты административной власти.   3. Возникает по инициативе одной из сторон.   4. Нарушитель несет ответственность перед государством.   5. Как правило, разрешение споров в административном порядке.   Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.   Субъектом административно-правового отношения называется тот кто наделен административными правами и обязанностями.   Общим объектом регулирования административно-правовых норм как и любых других правовых норм являются общественные отношения, а непосредственным объектом — поведения субъектов.   Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений.       РАЗДЕЛ 2   Субъекты административного права     Тема 3: «Понятие и виды субъектов административного права»     Основные вопросы:   1. Понятие субъекта административного права.   2. 2Система субъектов административного права.   3. Граждане как субъекты административного. права. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.   4. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.   Методические рекомендации:   При ответе на 1 и 2 вопросы необходимо раскрыть понятие субъекта административного права и субъекта административно-правовых отношений. Назвать условия, при которых субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений.   При подготовке вопроса «Граждане — как субъект административного права» необходимо охарактеризовать такие понятия, как:   — административная правоспособность;   — административная дееспособность.   Необходимо использовать нормативные акты, привести конкретные примеры.   Правоспособность иностранных граждан имеет некоторые ограничения, слушателям необходимо определить, в чем конкретно они проявляются.       Тема 4: «Индивидуальные субъекты».   Основные вопросы:   1. Физические лица, как субъекты административного права. Административно-правовой статус граждан.   2. Отдельные категории граждан, их особенности.   3. Административная ответственность за нарушения прав граждан.   4. Государственные служащие, как индивидуальные субъекты права.   Методические рекомендации:   При ответе на 1 и 2 вопросы необходимо раскрыть некоторые особенности отдельных индивидуальных субъектов административного права, а именно: беженцев, безработных, вынужденных переселенцев.   Следует охарактеризовать право обжалования граждан на законные действия органов государственного управления и должностных лиц, институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации.   Помимо органов государственного управления и граждан к субъектам административного права относятся:   — государственные служащие;   Раскрывая вопрос о государственных служащих необходимо дать определение государственной службы, назвать виды и основные принципы государственной службы.   В Российской Федерации нет правового акта который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик и иными правовыми актами Российской Федерации и ее субъекта.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх