ПАСПОРТНО-ВИЗОВАЯ СЛУЖБА ОРГАНОВ ВНУТРEННИХ ДEЛ – EКАТEРИНБУРГ 2001 – 52 С |

 МВД России  Уральский юридический институт                    ПАСПОРТНО-ВИЗОВАЯ СЛУЖБА  ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ    Курс лекций                        Екатеринбург  2001    Паспортно-визовая служба органов внутренних дел: Курс лекций. — Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 2001. — 52 с.        Составители: О.Е. Ерохин;  А.И. Олейников.    Рецензенты: В.Ю. Пантелеев, кандидат юридических наук;   В.А. Нифонтов, заместитель начальника управления   паспортно-визовой службы ГУВД Свердловской области.         В настоящем курсе лекций определено и раскрыто значение паспортной системы. Подробно рассмотрена организация работы органов внутренних дел по линии паспортно-визовой службы.   Курс лекций предназначен для сотрудников служб и подразделений милиции общественной безопасности, работников других правоохранительных органов, а также курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России.           Рассмотрено на заседании кафедры административного права и административной деятельности ОВД (протокол № 5 от 29 декабря 2000 г.).     Рекомендован Редакционно-издательским советом УрЮИ МВД России (протокол № 1 от 9 февраля 2001 г.).                   (c) УрЮИ МВД России, 2001       СОДЕРЖАНИЕ       Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4     Тема 1. Понятие и назначение паспортной системы.   Структура, задачи и функции паспортно-   визовой службы органов внутренних дел . . . . . . . . . . . . . . . . . 5     Тема 2. Организация деятельности паспортно-визовой   службы органов внутренних дел по реализации   возложенных на нее функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12     Тема 3. Правовое положение и основные обязанности   иностранных граждан в Российской Федерации.   Порядок въезда, пребывания и передвижения   по ее территории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27     Тема 4. Основные требования, права и обязанности   Сотрудников органов внутренних дел   при обращении с иностранными гражданами . . . . . . . . . . . . . 34     Тема 5. Возможности паспортно-визовой службы   органов внутренних дел в борьбе   с преступностью и правонарушениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41     Литература и нормативные акты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49          ВВЕДЕНИЕ   В условиях становления Российской Федерации как правового государства большое значение имеет защита прав и свобод граждан, а также реализация законодательства по вопросам паспортной системы, гражданства, выезда за границу и въезда в Россию, правового положения российских и иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Эти функции выполняют паспортно-визовые аппараты, которые входят в структуру органов внутренних дел, но не являются составной частью милиции. (В соответствии с Приказом МВД России № 124 от 22.03.93 подразделения виз, регистрации и паспортной работы выведены из состава милиции.)   Вместе с тем, сотрудники милиции обязаны контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами правил регистрации документов, удостоверяющих личность гражданина, правил передвижения по территории России, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.   Организацию этой работы осуществляют начальники ОВД. Они обязаны обеспечивать взаимодействие между отраслевыми службами и подразделениями, а также координацию работы с другими правоохранительными органами, учреждениями государственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями и юридическими лицами, а в пограничной зоне — с подразделениями и частями органов пограничной службы.   Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы осуществляются всеми подразделениями органов внутренних дел в процессе повседневной деятельности. Они включаются в планы работы ОВД. Руководят организацией работы по осуществлению паспортной системы паспортно-визовые подразделения ОВД. Ответственность за соблюдением паспортных правил несут участковые инспектора милиции. Сотрудники криминальной милиции, следственных аппаратов, ОВД на транспорте и других служб и подразделений обязаны информировать паспортно-визовую службу о выявленных нарушениях паспортно-визовой системы. В свою очередь работники паспортно-визовых аппаратов информируют заинтересованные службы о лицах, представляющих оперативный интерес, которые установлены в процессе осуществления функций по обеспечению паспортных правил. Рассматриваемый вопрос имеет большое значение при выполнении служебных обязанностей различными службами органов внутренних дел.   Курс лекций «Паспортно-визовая служба органов внутренних дел» направлен на успешное усвоение дисциплины, оказание курсантам помощи в приобретении комплекса знаний и умений, необходимых для профессионального выполнения служебных обязанностей на практике.    Тема 1. Понятие и назначение паспортной системы.   Структура, задачи и функции паспортно-визовой   службы органов внутренних дел  План   1. Из истории паспортной системы.   2. Понятие и назначение паспортной системы.   3. Структура, задачи и функции паспортно-визовой службы ОВД.  1. Из истории паспортной системы   Паспортная система возникла в XV в. в Германии как попытка ограничить передвижение населения и закрепить крестьян на земле феодалов. Затем она распространилась и в других европейских странах.   В XVII в. в России появился закон, согласно которому запрещалось принимать или держать у себя крестьян, не имевших так называемых «отпускных» грамот, а в 1714 г. указом Петра I было установлено, что лица, не имеющие при себе паспорта или дозволения на проезд, признавались за «недобрых людей».   В начале XIX в. «беглыми» считались все те, кто отлучался с места жительства без вида на жительство или отсутствовал более срока, указанного в документе. Такие лица наказывались ссылкой по этапу.   После отмены крепостного права в России ограничения в передвижении населения были смягчены. В то время паспорта выдавались в зависимости от имущественного положения: привилегированным классам — бессрочные, интеллигенции — сроком на 5 лет, а «мещанам, ремесленникам и сельским обывателям» — до 1 года. В паспорт вносились не только фамилия, имя и отчество владельца, но и особые приметы для полицейско-розыскной службы. Замужние женщины паспортов не имели, а были записаны в паспорт супруга.   После 1917 г. с упразднением законов Российской Империи, противоречащих декретам Советской власти, привилегированные для определенных сословий паспортные правила были отменены.   Однако без учета не занятого трудом населения и без контроля за его передвижением обойтись было невозможно. В связи с этим, СНК РСФСР 5 октября 1918 г. принял Декрет «О трудовых книжках для нетрудящихся». Трудовая книжка отражала участие владельца в общественно-полезном труде и одновременно служила документом, удостоверяющим личность и дающим право на передвижение.   Важным этапом в становлении советской паспортной системы явился Декрет ВЦИК и СНК от 20 июня 1923 г. «Об удостоверении личности». Для граждан СССР впервые устанавливалась единая форма удостоверения со сроком действия до трех лет. Однако получение таких удостоверений и прописка обязательными не были, вследствие чего отсутствовал учет населения, затруднялась борьба с преступностью, возникали недоразумения в работе почты при выдаче посылок, денежных переводов и пр. Поэтому, 28 апреля 1925 г. Декретом СНК РСФСР была установлена обязанность регистрации в милиции всех лиц, прибывших в города и городские поселения на срок более трёх суток.   Дальнейшее развитие государства продиктовало необходимость обеспечения паспортами всех совершеннолетних жителей. В связи с этим, 27 декабря 1932 г. ЦИК и СНК СССР было принято Постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Многие принципиальные положения этого закона действуют и в настоящее время, поэтому 27 декабря считается днем создания паспортно-визовой службы.   Паспортная система постоянно развивается и совершенствуется. Принятое 8 июля 1997 г. «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации» является пятым по счету. До этого Правительством утверждались Положения о паспортах в 1932, 1940, 1953, 1974 гг.   По одному из этих Положений паспорта выдавались только жителям городов и рабочих поселков, по другому — жителям западной Белоруссии, Украины и Молдавии, затем жителям Латвии, Эстонии, Литвы и т.д.   Паспорта выдавались сначала сроком на 3 года без фотографий, потом на 5 лет, затем на 10 лет и, наконец, всем были выданы бессрочные паспорта. Начиная с 1937 г. в паспорта граждан стали вклеивать фотографии.   Во время Великой Отечественной войны паспортным работникам пришлось выполнять дополнительные мероприятия по массовой проверке паспортов с целью выявления дезертиров, уголовных преступников и лиц, самовольно оставивших место работы. Кроме того, паспортная служба занималась учетом детей, потерявших родителей, и на нее были возложены обязанности по розыску лиц, утративших связь с родственниками.   Ответственность за нарушение паспортных правил вначале была установлена в виде штрафа или исправительно-трудовых работ сроком до 30 дней. Повторное нарушение влекло за собой уголовную ответственность. В дальнейшем исправительно-трудовые работы были отменены, а уголовная ответственность наступала не за повторное, а за третье нарушение. В настоящее время за нарушение паспортных правил существует только административная ответственность.   Последним шагом в развитии паспортной системы советского периода явилось утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.74 «Положение о паспортной системе в СССР». За период с 1976 по 1981 г. всему населению были выданы паспорта образца 1974 г.   В паспортах данного образца представлены сведения о личности гражданина, его детях; отметки о регистрации и расторжении брака, отношении к военной службе, прописке и выписке, а также об обязанности уплаты алиментов для злостно уклоняющихся от нее лиц.   Срок действия этих паспортов неограничен. Их выдача осуществлялась при достижении гражданами 16 лет, а при достижении 25- и 45-летнего возраста органами внутренних дел производилось вклеивание дополнительных фотокарточек, соответствующих данному возрасту.   И, наконец, 8 июля 1997 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ».  2. Понятие и назначение паспортной системы   Паспортная система (по определению проф. Коренева А.П.) — это совокупность правовых норм, которые определяют порядок выдачи, обмена, сдачи и изъятия паспортов и иных документов, удостоверяющих личность гражданина. С ее помощью осуществляется учет и регистрация граждан в целях упорядочения передвижения населения по территории государства, а также обеспечивается реализация субъективных прав и обязанностей граждан, охрана общественного порядка, государственной и общественной безопасности.   Паспортной системе принадлежит существенная роль в охране и укреплении общественного порядка, борьбе с преступностью, обеспечении общественной безопасности. Паспортно-визовые подразделения обладают реальной возможностью выявлять лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей (например, от уплаты алиментов) или отбывания наказания по приговору суда, и осуществлять целый ряд других функций.   Паспортная система тесно связана со статистикой, учетом населения и упорядочением его внутренней миграции. Текущий оперативный учет населения осуществляется в процессе регистрации граждан. Сведения подразделений паспортно-визовой службы ОВД о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местности обобщаются и анализируются органами государственной статистики в масштабе области, края, республики и России в целом. Одновременно со статистическим учетом населения, регистрация позволяет вести персональный учет граждан, который используется в адресно-справочной работе для установления места проживания конкретных лиц.   Данные статистического и персонального учета необходимы подразделениям гражданской обороны для составления планов эвакуации и проведения иных мероприятий, военным комиссариатам для работы с призывниками и военнообязанными лицами, а также многим другим государственным органам.   Паспортная система играет важную роль в реализации гражданами своих прав и обязанностей. В документах, удостоверяющих личность, закрепляются индивидуальные признаки — фамилия, имя, отчество, время и место рождения и др., что позволяет каждому гражданину вступать в разнообразные и многочисленные отношения.   К документам, удостоверяющим личность, относятся: паспорт; свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста; заграничный паспорт — для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации; военный билет и удостоверение личности — для военнослужащих; справка об освобождении из мест лишения свободы, а также иные документы, выдаваемые органами внутренних дел.   Основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт. Он подтверждает принадлежность к гражданству. В нем отражаются основные сведения, относящиеся к личности гражданина. Этот документ имеет единую форму, изготовляется в централизованном порядке, имеет защитные средства, предохраняющие его от подделок. Паспорт нельзя принимать в качестве залога. За его утрату установлена административная ответственность, а за хищение и подделку — уголовная.   С понятием «паспортная система» тесно связано понятие «паспортный режим». Разграничиваются они по признаку территории и кругу лиц, на которые распространяется действие паспортных правил.   Паспортной системой регламентируется общий порядок получения паспортов, учета и регистрации граждан, определяются субъекты возникающих в связи с этим отношений, их правовое положение и ответственность за нарушение установленных правил. Однако особое экономическое, оборонное значение некоторых местностей, их географическое расположение требуют установления дополнительных норм, определяющих порядок въезда в эти местности. Такие нормы действуют в пределах конкретной местности в отношении определенного круга лиц. Их установление и определяет паспортный режим данной местности.   Различают три вида паспортного режима: общий, особый и режим пограничной зоны.   1. Общий паспортный режим установлен в большинстве районов Российской Федерации, где отсутствуют ограничения для въезда, проживания, передвижения и регистрации граждан.   2. Особый паспортный режим введен в местностях, имеющих особое политическое, экономическое и оборонное значение. Он характеризуется ограничениями въезда и проживания некоторых категорий лиц, а также более строгой административной и уголовной ответственностью за нарушение установленных правил.   3. Режим пограничной зоны предусматривает обязательность предварительного получения разрешения на въезд в местности, отнесенные к пограничной зоне.   Регламентируя порядок пребывания и регистрации граждан в пограничных местностях и запретных зонах, паспортная система в значительной мере способствует обеспечению государственной безопасности. Вместе с тем она не препятствует реализации права граждан на свободу передвижения, а только упорядочивает миграцию населения с помощью специальных правил проживания в различных местностях и переезда на жительство в другие районы.  3. Структура, задачи и функции паспортно-визовой службы ОВД   Деятельность по обеспечению паспортной системы осуществляется паспортно-визовой службой МВД России и ее подразделениями в органах внутренних дел. Они созданы для реализации следующих основных задач.   1. Защита прав и свобод граждан Российской Федерации, находящихся на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства, а также обеспечение их обслуживания по вопросам гражданства, передвижения и выбора места жительства, выезда за границу и въезда в страну.   2. Организация выполнения органами внутренних дел законодательства и международных договоров Российской Федерации о гражданстве, въезде в Россию и выезде за границу, законодательства о паспортной системе.   3. Обеспечение контроля за соблюдением иностранными гражданами, лицами без гражданства, должностными лицами предприятий и организаций, принимающих и обслуживающих иностранцев, законодательства о правовом положении иностранных граждан и правил их пребывания на территории России.   4. Непосредственное выполнение законодательных и других нормативных актов, регулирующих гуманитарные вопросы, отнесенные к их компетенции.   5. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан РФ.   В своей повседневной деятельности паспортно-визовая служба руководствуется законами, иными правовыми актами РФ и нормативными актами МВД России. Приказом МВД РФ № 831 от 18.12.98 утверждено «Положение о паспортно-визовом управлении МВД РФ». Оно является структурным подразделением центрального аппарата МВД России и имеет в своем составе: отдел по реализации законодательства о гражданстве; отдел виз и разрешений; паспортный отдел; организационно-аналитическое отделение и секретариат. В оперативном подчинении паспортно-визового управления МВД России находится Центр паспортно-визовой информации и статистики (ЦПВИС) при МВД России.   Основные функции паспортно-визового управления МВД России.   1. Осуществляет руководство паспортно-визовыми аппаратами МВД республик, ГУВД, УВД городов, краев и областей.   2. Обеспечивает рассмотрение заявлений и ходатайств по вопросам гражданства лиц, постоянно проживающих на территории России, регистрацию приобретения и прекращения гражданства РФ, определяет принадлежность к российскому гражданству, направляет в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ материалы, поступившие из местных органов внутренних дел, вместе со своими заключениями.   3. Обеспечивает единый порядок оформления и выдачи в установленные сроки паспортов, документов на право пересечения государственной границы, пребывания иностранцев на территории России, других документов в пределах компетенции МВД России.   4. Разрабатывает по согласованию с заинтересованными органами государственного управления образцы заграндокументов, паспортов, виз, видов на жительство для последующего их централизованного изготовления.   5. Обеспечивает организацию:   — документирования населения паспортами России, регистрации и учета граждан по месту их жительства;   — использования возможностей паспортной системы в укреплении правопорядка, борьбе с преступностью и другими антиобщественными проявлениями;   — розыска должников и ответчиков по делам о возмещении вреда;   — взысканий с граждан алиментов и других денежных средств;   — ведения адресно-справочной работы и ее использования для установления преступников и других лиц, находящихся в розыске.   6. Контролирует соблюдение законодательства о правовом положении иностранных граждан в РФ и выполнение гражданами России правил паспортной системы; применение органами внутренних дел мер административного воздействия к нарушителям Правил пребывания иностранных граждан в РФ и паспортных правил Российской Федерации.   7. Рассматривает в пределах своей компетенции поступающие в МВД России жалобы, заявления, письма граждан, телеграммы дипломатических представительств и консульских учреждений России за рубежом, письма и предложения органов государственной власти и управления и средств массовой информации, запросы народных депутатов.   Выполнение соответствующих функций на местном уровне осуществляется подразделениями паспортно-визовой службы нижестоящих органов внутренних дел: управлениями и отделами в МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей; отделами и отделениями в городских (районных) управлениях и отделах внутренних дел.   В Свердловской области работа подразделений паспортно-визовой службы органов внутренних дел координируется паспортно-визовым управлением ГУВД Свердловской области, Положение о котором утверждено приказом ГУВД № 316 от 10.03.99.   Деятельность паспортно-визовых подразделений планируется в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, принятых в пределах их компетенции, а также нормативно-правовых актов МВД России.   Подразделения паспортно-визовой службы должны размещаться по возможности в одном здании с ОВД и иметь отдельный вход для граждан. Помещения оборудуются средствами централизованной охранной и пожарной сигнализации, обеспечиваются внутренней и городской (районной) телефонной связью и необходимой оргтехникой.   Помещения должны иметь отдельные кабинеты для сотрудников, хранилища для действующего и архивного материалов, а также для адресно-справочного бюро. Для приема посетителей выделяется специальная комната, оборудованная необходимой мебелью, образцами заполнения бланков документов и справочными материалами.   Работа ПВС организуется таким образом, чтобы граждане имели возможность решать свои вопросы в свободное от работы время. В этих целях прием населения и должностных лиц, ответственных за регистрацию, должен производиться не менее четырех дней в неделю в дневное и вечернее время с учетом режима работы общественного транспорта, органов местного самоуправления, жилищных, военно-учетных и других организаций и учреждений, а также периодически в один из общеустановленных выходных дней.      Тема 2. Организация деятельности паспортно-визовой   службы органов внутренних дел по реализации   возложенных на нее функций  План   1. Выдача, замена, учет и хранение паспортов граждан Российской Федерации.   2. Применение правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.   3. Осуществление розыскной работы.   4. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы.   5. Оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из РФ и въезда в РФ.   6. Организация работы по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.   7. Осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами правил пребывания в Российской Федерации.  1. Выдача, замена, учет и хранение паспортов  граждан Российской Федерации   Выдача паспортов нового образца началась с 1 октября 1997 г. Полная поэтапная замена паспортов граждан СССР на паспорта граждан РФ должна быть произведена до 31 декабря 2005 г.   В соответствии с Положением от 08.07.97, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность. Его могут иметь граждане, достигшие 14-летнего возраста.   При реализации рассматриваемой нами функции, подразделения паспортно-визовой службы руководствуются «Инструкцией о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина РФ», утвержденной Приказом МВД РФ № 605 от 15.09.97, а также «Техническими требованиями по оформлению паспорта гражданина РФ», утвержденными Приказом МВД РФ № 603 дсп от 15.09.97.   В паспорт вносятся сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения. Графа о национальности новым паспортом не предусмотрена. Кроме того, в паспорте производятся отметки о регистрации по месту жительства и снятии с регистрационного учета; отношении к воинской обязанности; регистрации и расторжении брака; детях, не достигших 14-летнего возраста; выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ за ее пределами. По желанию гражданина в паспорте производится отметка о его группе крови и резус-факторе.   В паспорте указывается орган внутренних дел, выдавший паспорт; дата выдачи; код паспортно-визового подразделения; личный код гражданина (до разработки системы кодирования временно не заполняется); личная подпись получателя; подпись начальника паспортно-визовой службы.   Срок действия паспорта ограничен возрастными рамками. По достижении гражданином 20 и 45 лет, его документ подлежит замене.   Замена паспорта производится также по следующим основаниям: изменение фамилии, имени, отчества владельца, либо сведений о дате или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа или порчи; обнаружение неточности или ошибки в записях.   Выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан, а не имеющим места жительства — по месту их пребывания.   Для получения паспорта необходимо представить заявление установленной формы, свидетельство о рождении, две фотокарточки, а также документ, свидетельствующий о принадлежности к гражданству РФ.   Паспорта заполняются аккуратно, без исправлений, помарок и неустановленных сокращений. Записи производятся с помощью печатных устройств, а при их отсутствии — от руки, специальными чернилами.   После заполнения паспорта страница, на которой наклеена фотография, покрывается вшитой в бланк специальной защитной (ламинаторной) пленкой.   Оформленные паспорта учитываются в Журнале учета поступления паспортов и выдачи их гражданам.   Паспорт выдается гражданину в 10-дневный срок со дня принятия документов органами внутренних дел. В свидетельствах о рождении или других документах, на основании которых выдан паспорт, проставляется штамп о выдаче паспорта.   Заявления о выдаче паспорта формы № 1П хранятся в картотечных шкафах в алфавитном порядке. Их временное изъятие разрешается только сотрудникам паспортно-визовой службы для исполнения запросов и снятия копий. Передавать их другим лицам или пересылать по запросам запрещается.   При утрате паспорта гражданин должен обратиться в ОВД по месту жительства или пребывания с письменным заявлением, в котором излагаются обстоятельства утраты. В случае похищения паспорта заявление принимается в дежурной части ОВД по месту совершения преступления. Гражданину выдается справка установленного образца с указанием регистрационного номера по книге учета преступлений.   В паспортно-визовой службе заводится дело об утрате паспорта, в котором сосредотачиваются все материалы проверки. До оформления нового паспорта заявителю выдается временное удостоверение личности гражданина РФ установленной формы.   Граждане, заявившие об утрате паспорта, проверяется по учетам областного адресного бюро ГУВД. Кроме того, в паспортно-визовое подразделение ОВД по месту выдачи утраченного паспорта направляется запрос с приложением фотокарточки заявителя для подтверждения факта выдачи ему паспорта и получения необходимых сведений о личности.   Если проверяемое лицо находится в розыске, а также в случае, когда при сличении поступившей фотографии с фотографией на заявлении о выдаче паспорта формы № 1П не будет установлена тождественность, об этом незамедлительно сообщается инициатору запроса.   Гражданам, прибывшим к месту жительства и утратившим паспорта до оформления регистрации, паспорта выдаются по новому месту жительства.   Если невозможно получить подтверждение о выдаче паспорта (например, утраченный паспорт выдавался органом внутренних дел в зоне вооруженного конфликта или стихийного бедствия, либо по каким-то причинам не сохранились картотека формы № 1П и адресно-справочные учеты), личность гражданина устанавливается по совокупности имеющихся у него документов (свидетельству о рождении, свидетельству о заключении брака, трудовой книжке, пенсионному, водительскому и иным удостоверениям). В таких случаях также запрашиваются необходимые сведения и документы с предприятий, из организаций, воинских частей, военкоматов, образовательных учреждений и др., где заявитель работал, проходил службу, обучался или отбывал наказание. При этом гражданин в обязательном порядке проверяется по учетам адресно-справочных бюро, информационного центра ГУВД и Главного информационного центра (ГИЦ) МВД России.   В исключительных случаях, при невозможности получения необходимых документов, личность гражданина может быть подтверждена надлежаще оформленными свидетельскими показаниями, а также путем проведения криминалистических и других идентификационных исследований.   Паспорта лиц, заключенных под стражу или осужденных к лишению свободы, временно изымаются и приобщаются к личному делу, а при освобождении возвращаются владельцам.   Паспорта умерших граждан сдаются в органы ЗАГС по месту регистрации смерти, откуда направляются по описи в орган внутренних дел по последнему месту жительства умерших. В заявлении о выдаче паспорта формы № 1П производится отметка о смерти владельца. Если паспорт умершего выдавался другим ОВД, туда направляется соответствующее сообщение.   Уничтожение недействительных паспортов производится комиссионно, о чем в форме № 1П делается отметка. При уничтожении паспортов, которые выдавались другими органами внутренних дел, в их адрес направляются сообщения, на основании которых в заявлениях формы № 1П указывается, когда, каким ОВД и по какой причине уничтожен паспорт.   Бланки паспортов являются документами строгой отчетности. Их учет и хранение организуется в порядке, обеспечивающем надежную сохранность.   В случае утраты или хищения бланков паспортов, органами внутренних дел проводятся служебные проверки для установления причин и обстоятельств случившегося. Материалы проверок представляются руководству МВД, ГУВД субъектов РФ, которые информируют паспортно-визовое управление МВД России о принятых мерах.  2. Применение правил регистрации и снятия граждан РФ  с регистрационного учета по месту пребывания  и по месту жительства в пределах РФ   Данные правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.95 в соответствии с Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», принятым 25.06.93. Они регулируют порядок регистрационного учета граждан.   Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, больница, туристская база, иная подобная организация, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.   Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, дом маневренного фонда, дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.   Органами регистрационного учета в административно-территориальных образованиях являются органы внутренних дел, а при отсутствии ОВД — органы местного самоуправления.   Функции регистрационного учета граждан в системе органов внутренних дел осуществляет паспортно-визовая служба. Эти функции включают:   1) оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета;   2) ведение адресно-справочной работы;   3) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;   4) информирование населения о действующих законодательных и нормативно-правовых актах, касающихся регистрационного учета, контроль за их соблюдением гражданами и должностными лицами;   5) решение правоохранительных задач при осуществлении регистрационного учета;   6) учет при регистрации лиц, имеющих судимость к лишению свободы.   Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и жительства являются должностные лица жилищно-эксплуатационных организаций, жилищно-строительных и жилищных кооперативов, гостиниц, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов, других организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.   Регистрация граждан:   а) По месту пребывания. Граждане, прибывшие к месту временного проживания на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок представить должностным лицам, ответственным за регистрацию, документ, удостоверяющий личность, заявление о регистрации и документ, являющийся основанием для временного проживания (договор найма (поднайма), аренды (субаренды) жилого помещения, заявление лица, предоставившего жилое помещение). Указанные документы передаются в паспортно-визовую службу ОВД для оформления регистрации.   Регистрация по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. При этом гражданам выдается свидетельство о регистрации установленной формы. Регистрация граждан в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате и иных подобных организациях производится администрацией данных организаций по предъявлению документа, удостоверяющего личность.   б) По месту жительства. Граждане, изменившие место жительства, не позднее 7 дней с момента прибытия обязаны обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:   — документ, удостоверяющий личность;   — военный билет или другой документ для лиц, обязанных состоять на воинском учете;   — заявление о регистрации установленной формы;   — документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего жилое помещение);   — адресный листок убытия, выданный органом регистрационного учета по месту последнего жительства.   Перечисленные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета передаются должностными лицами, ответственными за регистрацию, в паспортно-визовую службу ОВД.   Работники службы регистрируют граждан по месту жительства, о чем производят в их паспортах соответствующую отметку. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации.   Регистрация граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется после их постановки на воинский учет.   Один экземпляр адресных листков прибытия направляется в областное адресное бюро, а второй помещается в адресно-справочную картотеку паспортно-визовой службы. Листки статистического учета передаются в территориальные органы государственной статистики.   Паспортные работники при регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства должны тщательно проверять представленные документы, обращать внимание на полноту и правильность заполнения заявлений о регистрации, выяснять, не содержат ли поступившие документы внешних признаков подделки.   Отказ в регистрации по месту пребывания и жительства допускается в случаях, если таковая повлечет нарушения законодательства РФ или угрозу жизни и безопасности, например, если дом (жилое помещение) находится в аварийном состоянии.   в) Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства. Регистрация военнослужащих по месту жительства осуществляется на общих основаниях, а по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения.   Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (плавающий состав флота, работники геологических, поисковых экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и др.), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий и организаций.   Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в органы Федеральной миграционной службы с ходатайством о признании их беженцами или вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.   Регистрация беженцев и вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность, а также удостоверений о признании их беженцами и вынужденными переселенцами.   Регистрация по месту пребывания и жительства несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании свидетельства о рождении и документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей, опекунов).   Лица, имеющие судимость, учитываются в паспортно-визовой службе при оформлении регистрации по месту жительства по карточкам установленной формы, которые хранятся в подразделениях ПВС в специальных картотеках.   Одновременно с этим паспортные работники докладывают руководству ОВД рапортом установочные данные судимого, дату и адрес его регистрации и сведения о судимостях.   Снятие граждан с регистрационного учета.   Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении сроков пребывания, согласованных с владельцем жилого помещения при оформлении регистрации, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, туристских базах, больницах и иных подобных учреждениях — по выбытии.   Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится в случае:   — изменения места жительства;   — призыва на военную службу;   — осуждения к лишению свободы;   — признания безвестно отсутствующим;   — смерти или объявления решением суда умершим;   — выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования им;   — обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации.   При этом в паспортах граждан проставляются штампы о снятии с регистрационного учета по месту жительства. В случаях, когда регистрация производилась по иным документам, удостоверяющим личность, такой штамп проставляется в свидетельстве о регистрации. Снятие с регистрационного учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляется после их снятия с этого учета.   Сотрудники паспортно-визовой службы направляют в соответствующие областные адресные бюро листки убытия, в органы государственной статистики — талоны статистического учета мигрантов, а в органы регистрационного учета по новому месту жительства — уведомления о снятии с регистрационного учета.  3. Осуществление розыскной работы   В соответствии с «Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел», утвержденной Приказом МВД РФ № 213 дсп от 05.05.95, подразделения паспортно-визовой службы осуществляют розыск:   а) должников по делам о взыскании средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей; о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;   б) должников по делам о взыскании средств с граждан в пользу юридических лиц и иных кооперативных и общественных организаций, если сумма долга больше трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ;   в) граждан РФ, утративших связь с родственниками по прямой линии, в том числе супругов, утративших связь между собой.   Розыск родственников, проживающих за границей, родственников иностранцев и лиц без гражданства, а также родственников, потерявших связь в результате межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф и других экстремальных ситуаций, осуществляет Центр розыска и информации Центрального Комитета Общества Красного Креста РФ.   Основанием для заведения розыскного дела является определение суда о розыске или заявление гражданина об утрате связи с родственником по прямой линии. Если после установления места пребывания разыскиваемого он вновь скрывается, то розыск возобновляется только при наличии нового определения суда.   Ведение розыскных дел прекращается в случае:   — установления местонахождения разыскиваемого лица;   — вынесения судом определения о прекращении розыска;   — отмены вышестоящим судом определения о розыске;   — прекращения судом исполнительного производства;   — смерти разыскиваемого, при наличии актовой записи о смерти;   — объявления судом лица умершим;   — выявления факта необоснованности заведения розыскного дела.   В ходе проведения мероприятий по установлению лиц, розыск которых находится в компетенции паспортно-визовой службы, сотрудники данных подразделений используют формы и методы оперативно-розыскной деятельности ОВД, регламентированные нормативными актами МВД России.  4. Контроль за соблюдением гражданами  и должностными лицами правил паспортной системы   Организацию этой работы осуществляют начальники органов внутренних дел. Они обязаны обеспечить взаимодействие между отраслевыми службами и подразделениями, а также координацию работы с другими правоохранительными органами, учреждениями государственной статистики, военными комиссариатами, жилищно-эксплуатационными организациями и юридическими лицами, а в пограничной зоне — с подразделениями и частями органов пограничной службы.   Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением паспортных правил организуют начальники паспортно-визовой службы ОВД. В этих целях они анализируют практику применения установленных правил, обеспечивают планирование, сбор и обобщение информации о регистрационном учете граждан, готовят предложения, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере.   Кроме того, начальники паспортно-визовой службы обязаны в установленном порядке контролировать выполнение участковыми инспекторами милиции своих функциональных обязанностей по этой линии работы. Они должны проводить инструктажи и совещания с личным составом органов внутренних дел, лицами, ответственными за регистрацию, поддерживать доверительные отношения с гражданами и должностными лицами, вести разъяснительную работу среди населения, используя при этом возможности средств массовой информации.   Сотрудники криминальной милиции, следственных аппаратов, органов внутренних дел на транспорте и других служб и подразделений обязаны информировать паспортных работников о лицах, проживающих без документов, удостоверяющих личность, или с недействительными документами, без регистрации по месту пребывания или жительства, а также о физических и юридических лицах, предоставляющих жилые помещения для пребывания или проживания в них без оформления регистрации.   Сотрудники паспортно-визовой службы направляют информацию о лицах, представляющих оперативный интерес, в заинтересованные подразделения.   Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы осуществляются всеми подразделениями органов внутренних дел в повседневной работе и проведении целевых мероприятий. Они включаются в планы работы ОВД дел в зависимости от складывающейся криминогенной обстановки.   В планах мероприятий предусматриваются:   — проверки помещений, в соответствии с п. 17 ст. 10 Закона РФ «О милиции», где могут проживать граждане без документов, удостоверяющих личность, или с недействительными документами, без регистрации по месту пребывания или по месту жительства;   — проверки соблюдения паспортных правил должностными и юридическими лицами;   — изучение характера, причин и условий совершения правонарушений в жилищной сфере и выработка мер по их устранению;   — проведение контрольных проверок работы участковых инспекторов милиции по обеспечению выполнения правил паспортной системы на обслуживаемых ими участках;   — подготовка информации в органы местного самоуправления и правоохранительные органы о выявленных нарушениях и недостатках с предложениями по их устранению.   Ответственность за соблюдение паспортных правил на обслуживаемой территории несут участковые инспектора милиции, которые обеспечивают выполнение этих правил гражданами и должностными лицами.   Проверка соблюдения правил паспортной системы в жилых помещениях может проводиться с разрешения граждан в период с 6 до 22 часов местного времени при наличии достоверных данных об их нарушении.   При обнаружении нарушений, за которые в соответствии с действующим законодательством для граждан РФ предусмотрена ответственность, на виновных лиц составляются протоколы об административных правонарушениях. К таким нарушениям относятся:   а) проживание без паспорта или регистрации — ст. 178 КоАП РФ;   б) умышленная порча паспорта или утрата по небрежности — ст. 179 КоАП РФ;   в) допущение проживания без паспорта или регистрации — ст. 180 КоАП РФ;   г) прием на работу без паспорта или без регистрации — ст. 181 КоАП РФ;   д) незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог — ст. 182 КоАП РФ.   Учет протоколов ведется в подразделениях паспортно-визовой службы.  5. Оформление и выдача паспортов гражданам  Российской Федерации для выезда из РФ и въезда в РФ   Данное направление деятельности регламентировано «Инструкцией о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из РФ и въезда в РФ», утвержденной Приказом МВД РФ № 310 от 26.05.97.

Пролистать наверх