Власов ю н калинин в в нотариат в российской фeдeрации учeбник м омeга-л 2005 432 с

Ю.Н. ВЛАСОВ  В.В. КАЛИНИН                    Н О Т А Р И А Т          КУРС ЛЕКЦИЙ                        ПРОПАГАНДА  В U S I N Е S S M E D I A                        Москва, 2001       УДК 34   ББК 67.410   В 58         Власов Ю.Н., Калинин В.В.

 

В 58 Нотариат. Курс лекций. — М.: Юрайт-М, 2001.       ISBN 5-94227-055-4         Лекционный материал настоящего издания подготовлен в соответствии с программой курса «Нотариат в Российской Федерации» и содержит как общие теоретические положения, так и обобщение нотариальной практики.   Рекомендуется студентам, преподавателям и аспирантам юридических вузов и факультетов.

 

УДК 34   ББК67.410      ISBN 5-94227-055-4 (c) Власов Ю.Н., Калинин В.В.,2001   (c) Калинин В.В., оформление, оригинал-макет, 2001                                           СОДЕРЖАНИЕ     ОБЩАЯ ЧАСТЬ     Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ……………………………………….7   1. «Нотариат в Российской Федерации» как учебная дисциплина • 2. Понятие нотариата, задачи и принципы деятельности • 3. История развития нотариата в СССР и постсоветской России     Лекция 2.

 

СИСТЕМА ОРГАНОВ НОТАРИАТА. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НОТАРИУСОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕРШАТЬ НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ……………………………………………………………….11   1. Система органов нотариата в Российской Федерации • 2.

 

Лицензирование нотариальной деятельности • 3. Порядок учреждения и ликвидация должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий • 4. Гарантии нотариальной деятельности • 5. Нотариальный округ • 6. Лица, имеющие право совершать нотариальные действия     Лекция 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НОТАРИУСА….20   1. Права нотариуса • 2.

 

Обязанности нотариуса • 3. Ответственность нотариуса» 4.

 

Ограничения в деятельности нотариуса • 5. Страхование деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой     Лекция 4.

 

ДОЛЖНОСТИ СТАЖЕРА И ПОМОЩНИКА НОТАРИУСА.

 

ПОРЯДОК ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТИ НОТАРИУСА, ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ЧАСТНОЙ ПРАКТИКОЙ………………………………………………………………………23   1.

 

Назначение на должности стажера и помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе • 2. Наделение полномочиями лица, замещающего нотариуса, занимающегося частной практикой     Лекция 5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСОВ……………………………………………………………………………………26   1. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами • 2.

 

Финансирование нотариальной деятельности • 3. Налогообложение деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой       Лекция 6.

 

НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА.   ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА………………………………………37   1.

 

Нотариальная палата • 2. Полномочия нотариальной палаты • 3. Органы нотариальной палаты • 4. Членские взносы и другие платежи членов нотариальной палаты • 5. Обязанность нотариусов представлять сведения нотариальной палате» 6. Федеральная нотариальная палата» 7. Полномочия Федеральной нотариальной палаты • 8.

 

Органы Федеральной нотариальной палаты • 9. Взносы и другие платежи членов Федеральной нотариальной палаты     Лекция7.

 

КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НОТАРИУСОВ………………….51   1. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей • 2.

 

Судебный контроль за совершением нотариальных действий         ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ     Лекция 8. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ НОТАРИУСАМИ И УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ……………………………53   1. Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах • 2. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов исполнительной власти • 3. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации • 4. Порядок совершения нотариальных действий     Лекция 9. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ……………………………………………………………………………………….57  1. Место совершения нотариальных действий • 2. Основания и сроки отложения и приостановления совершения нотариального действия • 3. Установление личности обратившегося за совершением нотариального действия • 4. Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, участвующих в сделках • 5. Порядок подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов • 6. Требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий • 7. Совершение удостоверительных надписей и выдача свидетельств • 8. Ограничения права совершения нотариальных действий • 9. Отказ в совершении нотариального действия • 10. Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении     Лекция 10. НОТАРИАЛЬНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО……………………………68   1. Регистрация нотариальных действий • 2. Документооборот в нотариальном делопроизводстве • 3.

 

Выдача дубликатов нотариально удостоверенных документов • 4. Порядок ведения дел, в нотариальной конторе и нотариусом, занимающимся частной практикой • 5. Хранение дел в нотариальной конторе и нотариусом, занимающимся частной практикой     Лекция 11.

 

УДОСТОВЕРЕНИЕ СДЕЛОК ……………………………………………..76   1. Сделки, удостоверяемые в нотариальном порядке • 2. Разъяснение сторонам смысла и значения проекта сделки • 3.

 

Договоры отчуждения недвижимого имущества и о залоге имущества, подлежащего регистрации • 4. Договор ренты • 5. Удостоверение сделок с автомототранспортными средствами, принадлежащими гражданам и юридическим лицам» 6. Договор займа» 7.

 

Брачный договор • 8. Соглашение об уплате алиментов и порядок воспитания ребенка • 9.

 

Удостоверение доверенностей     Лекция 12. ВЫДАЧА СВИДЕТЕЛЬСТВ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ДОЛЮ В ОБЩЕМ ИМУЩЕСТВЕ СУПРУГОВ. НАЛОЖЕНИЕ И СНЯТИЕ ЗАПРЕЩЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА …………………………………………100   1. Выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов • 2.

 

Выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга • 3.

 

Наложение и снятие запрещения отчуждения имущества     Лекция 13. СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ВЕРНОСТИ КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ И ВЫПИСОК ИЗ НИХ, ПОДЛИННОСТИ ПОДПИСИ И ВЕРНОСТИ ПЕРЕВОДА …104   1. Свидетельствование верности копий документов и выписок из них • 2. Свидетельствование подлинности подписи на документе • 3. Свидетельствование верности перевода       Лекция 14. УДОСТОВЕРЕНИЕ ФАКТОВ……………………………………………107   1. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых • 2. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте» 3. Удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии • 4. Удостоверение времени предъявления документов     Лекция 15. ПЕРЕДАЧА ЗАЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ПРИНЯТИЕ В ДЕПОЗИТ ДЕНЕЖНЫХ СУММ И ЦЕННЫХ БУМАГ………………..109   1. Передача заявлений физических и юридических лиц • 2. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг     Лекция 16. СОВЕРШЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАДПИСЕЙ ……………….112   1. Взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника • 2. Перечень документов, по которым взыскание задолженности производиться в бесспорном порядке • 3.

 

Условия совершения исполнительной надписи • 4. Содержание исполнительной надписи     Лекция 17. СОВЕРШЕНИЕ ПРОТЕСТОВ ВЕКСЕЛЕЙ, ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ЧЕКОВ К ПЛАТЕЖУ И УДОСТОВЕРЕНИЕ НЕОПЛАТЫ ЧЕКОВ……………………116   1. Протест векселя • 2. Протест векселя в неплатеже • 3. Протест векселя в неакцепте • 4. Протест векселя в недатировании акцепта • 5. Предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чека     Лекция 18. ПРИНЯТИЕ НА ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, СОВЕРШЕНИЕ МОРСКИХ ПРОТЕСТОВ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ………………………122   1. Принятие на хранение документов • 2. Совершение морских протестов • 3.

 

Обеспечение доказательств     Лекция 19. ПРИМЕНЕНИЕ НОТАРИУСОМ НОРМ ИНОСТРАННОГО ПРАВА, МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ………………………………………………………..127   1.

 

Правовое положение иностранных граждан и организаций • 2. Применение норм иностранного права • 3. Особенности совершения нотариальных действий в международном обороте • 4. Охрана наследственного имущества и выдача свидетельства о праве на наследство • 5. Обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах других государств • 6. Принятие нотариусом документов, составленных за границей • 7. Взаимоотношения нотариуса с органами юстиции других государств       НОТАРИАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН     Лекция 20. ПОНЯТИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ…………………………………………..142   1. Понятие наследования • 2. Субъекты наследственных правоотношений • 3. Основания наследования и устранения от наследования     Лекция 21. ОТКРЫТИЕ НАСЛЕДСТВА……………………………………………..145   1. Время открытия наследства • 2. Место открытия наследства • 3. Принятие наследства • 4. Фактическое вступление наследника во владение наследственным имуществом • 5. Наследственная трансмиссия • 6. Отказ от наследства • 7. Приращение наследственных долей     Лекция 22. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ…………………………………………156   1. Наследники по закону • 2.

 

Доказательства права наследования по закону       Лекция 23. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ…………………………………161   1. Гражданско-правовая природа завещания • 2. Нотариальное удостоверение завещания • 3. Проверка дееспособности завещателя • 4. Наследственное имущество • 5.

 

Обязательная доля • 6.

 

Завещательный отказ • 7. Исполнение наследником обязанности неимущественного характера • 8. Содержание завещания • 9. Отмена или изменение завещания «10. Доказательства права наследования по завещанию • 11. Приращение наследственных долей • 12.

 

Обобщение нотариальной практики     Лекция 24. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСЛЕДНИКА ПО ДОЛГАМ НАСЛЕДОДАТЕЛЯ…………………………………………………………………………….173   1. Основания наступления ответственности наследников по долгам наследодателя • 2. Порядок исполнения обязательств по долгам наследодателя • 3. Нотариальные действия по обеспечению исполнения долговых обязательств наследодателя     Лекция 25. МЕРЫ ОХРАНЫ НАСЛЕДСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА…………..175   1. Принятие мер к охране наследственного имущества • 2. Производство описи наследственного имущества» 3. Хранение и управление наследственным имуществом • 4.

 

Особенности производства описи наследственного имущества • 5.

 

Срок охраны наследственного имущества • 6. Оплата расходов за счет наследственного имущества • 7. Особенности хранения отдельных категорий вещей в составе наследственного имущества     Лекция 26. ВЫДАЧА СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО………184   1. Выдача свидетельства о праве на наследство • 2. Место выдачи свидетельства о праве на наследство • 3.

 

Доказательства права наследников на получение свидетельства о праве на наследство • 4. Срок для получения наследниками свидетельства о праве на наследство • 5.

 

Содержание свидетельства о праве на наследство • 6.

 

Особенности выдачи свидетельства о праве на наследство • 7. Раздел наследственного имущества • 8. Выдача свидетельства о праве собственности на некоторые виды наследственного имущества • 9.

 

Выдача свидетельства о праве собственности пережившему супругу на долю совместно нажитого с наследодателем имущества     Лекция 27.

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………………..290   1.

 

Исчисление и уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения • 2. Льготы по уплате налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения         В тексте пособия использованы следующие сокращения:   ГК РСФСР — Гражданский кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики   ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации   Основы — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате   СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации   ГПК РСФСР — Гражданский процессуальный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики             ОБЩАЯ ЧАСТЬ     Лекция 1.     ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ     1. «Нотариат в Российской Федерации» как учебная дисциплина. Введение в программу юридических факультетов вузов специального курса «Нотариат в Российской Федерации»   свидетельствует о повышении значения нотариата в системе органов государства и его правоохранительной функции. Ознакомление студентов с данным спецкурсом позволяет подготовить их как юристов с всесторонними знаниями, способных не только ориентироваться в любой отрасли права и не быть зажатыми рамками выбранной специализации, но и приобретать навыки, необходимые в практической деятельности.   В программе курса рассматривается правовая природа нотариальных правоотношений, круг участвующих в этих правоотношениях субъектов, их права и обязанности. Изучение нотариального законодательства, практики его применения составляет предмет учебной дисциплины «Нотариат в Российской Федерации». Учебный курс дисциплины состоит из двух частей — общей и особенной. В общей части рассматриваются понятие, задачи, принципы, компетенция государственного и частного нотариата, а также законодательство, регулирующее его деятельность.

 

Особенная часть посвящена изучению правил совершения конкретных видов нотариальных действий.   Семинарские занятия призваны обеспечить изучение студентами содержания и задач нотариата, специфики совершения отдельных видов нотариальных действий, удостоверения различного рода сделок. Студентам рекомендуется постоянно знакомиться с материалами журналов «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Законность», «Российская юстиция», еженедельника «Юридический вестник» и другой юридической литературой, где иллюстрируются примеры из нотариальной практики. При изучении курса «Нотариат в Российской Федерации» студентам следует ознакомиться со всем объемом вопросов нотариальной деятельности и соответствующего законодательства, регулирующего эту деятельность, нормативно-правовым стержнем которого являются «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее именуемые «Основы»), принятые 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ и вступившие в силу 11 марта 1993 года, в соответствии с требованиями, которые организовала деятельность нотариата в нашей стране. Круг указанных законодательств достаточно широк и включает в себя не только акты специальные, регулирующие вопросы деятельности нотариусов, но и акты иного отраслевого законодательства РФ, непосредственно связанные с совершаемыми нотариальными действиями: Методические рекомендации по совершению отдельных нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденные Приказом Министра юстиции РФ от 15 марта 2000 г.

 

№ 91 (далее именуемые «Методические рекомендации по совершению отдельных нотариальных действий»), часть первую Гражданского кодекса РФ (вступила в действие 01.01.95), часть вторую Гражданского кодекса РФ (вступила в действие 01.03.96), Гражданский кодекс РСФСР (в действующей части, регулирующей наследственные правоотношения), Семейный кодекс РФ (вступил в действие 01.03.96), Закон РФ «О государственной пошлине» от 15.05.96 и другие нормативно-правовые акты законодательства РФ, но и сохраняющие свое действие нормативно-правовые акты СССР.   Приведенный перечень нормативно-правовых актов указывает на то, что нотариат органически взаимодействует с такими отраслями права, как гражданское, гражданско-процессуальное, жилищное, семейное, земельное.

 

В то же время эти акты не образуют единой системы отраслевого законодательства, что, с одной стороны, не позволяет сделать вывод об отраслевой самостоятельности нотариата в системе права — нотариат есть комплексная совокупность правовых норм и институтов, — но, с другой стороны, однозначно можно определить самостоятельность учебной дисциплины «Нотариат в Российской Федерации».     2. Понятие нотариата, задачи и принципы деятельности. Понятие «нотариат» лексически происходит от латинского слова «nota», в переводе означающего «знак». В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для скорости записи стенографические знаки. Отсюда и следует образование слов «notarius» — нотариус, — и «notarialis» — нотариальный.

 

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона давал определение дореволюционного нотариата как «учреждения для публичного удостоверения различного рода актов, договоров и вообще важных для правовой жизни событий с целью обеспечения их достоверности для суда, административных мест и частных лиц» (т. II, кн. III, с. 764).   В Российской Федерации обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в соответствии с Конституцией и законодательством РФ относится к компетенции ряда государственных органов и должностных лиц. В этой связи исполнение специфических функций возложено на нотариусов — специально уполномоченных должностных лиц, от имени Российской Федерации совершающих предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц), граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства1 .

 

Таким образом, нормативное определение нотариата характеризует этот правовой институт как систему государственных органов и должностных лиц, на которых законодательством РФ возложена обязанность по совершению предусмотренных нотариальных действий от имени Российской Федерации, направленных на юридическое закрепление бесспорных гражданских прав и фактов и исполняемых в целях обеспечения зашиты прав и законных интересов обратившихся лиц и организаций.   Задачами нотариата являются охрана собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ удостоверения договоров и сделок, оформления наследственных прав, совершения исполнительных надписей и иных нотариальных действий. Суть деятельности нотариальных органов состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и их закреплением установленной юридической форме. В своей деятельности органы нотариата руководствуются действующим законодательством РФ и требуют его соблюдения от всех заинтересованных лиц, обращающихся с просьбой о совершении нотариальных действий.

 

С задачей по укреплению законности тесно связано предупреждение правонарушений. Нотариальные органы оказывают большое влияние на многие стороны хозяйственной деятельности участников экономических отношений, способствуют реализации гражданских прав и предупреждению их возможного нарушения. Так, при выдаче гражданину свидетельства о праве на наследство нотариусы строго следят за тем, чтобы не были нарушены права несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников. Обнаруживая нарушения законности гражданами или должностными лицами, нотариусы сообщают об этом руководителям соответствующих учреждений и организаций либо прокурору. Стоящие перед органами нотариата задачи по охране прав физических и юридических лиц имеют много общего с задачами суда, но осуществляются они иными методами и способами, присущими только нотариату, деятельность которого имеет предупредительный характер.

 

В случае спора в суде нотариально     1 Необходимо особо отметить, и об этом пойдет речь далее, что отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти РФ, а на территории других государств — консулами от имени Российской Федерации.    удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своих прав, так как содержание прав и обязанностей договаривающихся сторон, подлинность подписей, время заключения договора, официально подтвержденные нотариальным органом, являются бесспорными и достоверными.

 

Деятельность нотариата имеет своим предметом только бесспорные дела в отличие от судебной, предметом которой по преимуществу являются споры о Материальном (в частности, гражданском) праве. Так, если по поводу имущества, оставшегося после умершего, возникает спор между наследниками, то он подлежит разрешению в суде, причем суд не связан свидетельством нотариального органа о наследственных правах сторон спора на наследственное имущество.   Деятельность нотариата имеет правовой характер.

 

Нотариусы совершают нотариальные действия на основании закона и в порядке, установленном законом. Следовательно, совершаемые нотариальные действия влекут правовые последствия. При осуществлении своей деятельности органы нотариата вступают в правоотношения с заинтересованными лицами.

 

При наличии определенных условий нотариус обязан совершить действия, составляющие его компетенцию, а обратившиеся к нему лица вправе требовать совершения указанных действий. С другой стороны нотариус имеет право требовать от заинтересованных лиц предъявления необходимых справок и документов об их личности или правовом статусе, праводееспособности и деликтоспособности, а также требовать их личной явки в место совершения нотариального действия.

 

Участвующие в нотариальном действии лица обязаны выполнять требования нотариуса, так как их невыполнение влечет правомерный отказ нотариуса в совершении нотариальных действий.   Принципы нотариальной деятельности. Деятельность нотариата основывается на принципах, закрепленных в правовых нормах и отражающих наиболее существенные черты деятельности нотариальных органов. К этим принципам относятся:   законность нотариальной деятельности, означающая обязанность нотариуса точно и неукоснительно следовать предписаниям норм законодательства РФ;   охрана интересов физических и юридических лиц, заинтересованных в совершении нотариальных действий;   ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законодательством субъектов Российской Федерации;   соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий.   Важное значение для деятельности нотариуса имеют процессуальные нормы, обеспечивающие правильное и быстрое разрешение дела. Строгое соблюдение заранее предусмотренных и установленных законодательством РФ правил совершения нотариальных действий обеспечивает законность и порядок деятельности нотариальных органов.     3. История развития нотариата в СССР и постсоветской России.

 

Нормативное закрепление организационных основ нотариата и правил совершения нотариальных действий в СССР берет свое начало с «Положение о государственном нотариате РСФСР», которое было принято Советом народных комиссаров РСФСР 4 октября 1922 года и закрепило основы для возобновления деятельности нотариусов (после политических событий конца октября 1917 года, свержения монархии и прихода к власти большевиков нотариат как правовой институт был ликвидирован: Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 года упразднил судебные органы, институт судебных следователей, прокурорского надзора, частной адвокатуры, заложив основы «нового» советского суда. Несмотря на то, что в декрете прямо не говорилось об упразднении нотариата, нотариальные конторы практически прекратили свою деятельность, а позднее постановлениями местных Советов они были ликвидированы и совершение нотариальных действий было возложено на отделы местных Советов). Указанное положение предусматривало совещание государственных нотариальных контор во всех крупных городах и населенных пунктах страны.

 

Позднее неоднократно принимались нормативно-правовые акты, регулировавшие нотариальную деятельность, вносившие изменения в порядок организации нотариата и расширявшие круг полномочий нотариусов: в 1923, 1926, 1940, 1947 и 1965 годах. В 19 июля 1973 года на шестой сессии Верховного Совета СССР был принят Закон СССР «О государственном нотариате», учитывавший изменения общественного развития государства и содержавший нормы о задачах и организации нотариальных органов, принципах их деятельности, компетенции нотариусов, общих правилах совершения нотариальных действий и о применении законодательства СССР к иностранным гражданам.

 

Указанный закон был разработан на основе обобщения опыта законодательной деятельности государственных органов Советского Союза и республик, многолетней практической деятельности нотариальных органов, потребностей развивающихся экономических и иных общественных отношений. На основе закона, устанавливавшего лишь общие правила совершения нотариальных действий, 2 августа 1974 года был принят Закон РСФСР «О государственном нотариате», а позднее разработана и утверждена «Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР» и «Инструкция о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов».   После распада СССР в России в порядке правопреемства продолжают действовать нормативно-правовые акты СССР, не отмененные более, поздними законодательными актами РФ и имеющие юридическую силу в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

 

Поэтому до 1993 года в России существовала только государственная система нотариальных органов — государственные нотариальные конторы. 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», которые вступили в силу 11 марта 1993 года и коренным образом изменили организационную основу построения нотариата в России, законодательно закрепив создание института «свободного» нотариата. Необходимость введения системы «свободного» нотариата была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых состояла в обеспечении охраны формирующейся частной собственности как одного из основных конституционных прав граждан и организаций, создании условий. при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог бы осуществлять весь комплекс прав, составляющих этот важный правовой институт. Принятие Основ было закономерным следствием движения общества к рыночным отношениям в экономике государства. Об этом свидетельствует и опыт Латинского нотариата, который отдал предпочтение частному нотариату.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ     1.

 

Что изучается в рамках специального курса «Нотариат в Российской Федерации»?

 

2. В чем заключается сущность и значение спецкурса «Нотариат в Российской Федерации»?

 

3. Что включают предмет и структура учебной дисциплины «Нотариат в Российской Федерации»?   4. Какой нормативно-правовой акт в настоящее время является правовой основой регулирования деятельности нотариата в Российской Федерации и базовым при изучении спецкурса «Нотариат в Российской Федерации»?   5. Что включает нормативная формулировка понятия нотариат?   6. Какие задачи решает нотариат?   7. На каких принципах строится деятельность нотариата?   8. Какие основные этапы развития нотариата в России?             Лекция 2.

 

СИСТЕМА ОРГАНОВ НОТАРИАТА. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НОТАРИУСОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕРШАТЬ НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ     1. Система органов нотариата в Российской Федерации.   Как отмечалось ранее, нотариат призван в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов федерации, Основами обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами.   Нотариат в России представляет собой систему, органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами и иными нормативно-правовыми актами РФ предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений и другие должностные лица, которые действующим законодательством, наделены правом в исключительных случаях, совершать нотариальные действия.

 

Административно единство этой системы обеспечивается Министерством юстиции Российской Федерации, министерствами юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управлениями юстиции субъектов Российской Федерации, а, кроме того, нотариальными палатами, действующими как на федеральном, так и на региональном уровнях.   Полномочия органов, входящих в систему нотариата, различны.

 

В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы как работающие в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующие. Однако следует отметить, что ведение наследственных дел возложено, на государственных нотариусов и только в случае отсутствия в. нотариальном округе, государственной нотариальной конторы наследственные дела передаются частнопрактикующему нотариусу.

 

Несколько уже круг полномочий должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации. Должностные лица органов исполнительной власти совершают лишь несколько нотариальных действий и только в случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса.   Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основами. Хотя нотариус в профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он входит в состав иерархической пирамиды и является ее нижним и основным звеном.

 

Он находится в трудовых отношениях с соответствующим органом юстиции субъекта Федерации, который устанавливает нотариальным конторам, в том числе и частным, режим работы, утверждает правила трудового распорядка, контролирует соблюдение трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции.   На вершине системы — Министерство юстиции Российской Федерации и министерства юстиции республик, входящих в состав РФ, а также управления юстиции иных субъектов федерации. В их состав входят отделы нотариата, которые вырабатывают стратегию развития нотариата, разрабатывают методические указания и инструкции по специальным вопросам и осуществляют контроль за нотариальной деятельностью.   Особняком стоят нотариальные палаты — некоммерческие организации, членами которых могут быть как нотариусы, так и лица, желающие получить лицензию и заниматься нотариальной деятельностью. В соответствии с Основами функции палат достаточно широки: и представительство в государственных органах, и разработка методических рекомендаций, и полномочия по контролю за профессиональной деятельностью нотариусов. Система нотариальных палат состоит из региональных палат, образуемых в субъектах федерации, и Федеральной палаты, возглавляющей эту систему и президент, которой представляет интересы частнопрактикующих нотариусов всей России во взаимоотношениях с Министерством юстиции РФ другими учреждениями и организациями, а также в Латинском нотариате.     2. Лицензирование нотариальной деятельности. В соответствии со статьей 3 Основ нотариальная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Поэтому для назначения на должность нотариуса любой гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной прак-1икой, сдавший квалификационный экзамен, должен получить в установленном порядке лицензию на право нотариальной деятельности1.

 

Требование о наличии лицензии на право нотариальной деятельности не распространяется на должностных лиц органов исполнительной власти и консульских учреждений Российской Федерации, а также на тех, кому предоставлено право совершать нотариальные действия в исключительных случаях.   Лицензия на право нотариальной деятельности — документ, дающий право, имеющему его лицу быть претендентом на замещение вакантной должности нотариуса и после успешного прохождения конкурса по замещению вакантной должности нотариуса заниматься нотариальной деятельностью. Лицензия выдается соискателю на основе квалификационного экзамена, который проводится соответствующей комиссией, создаваемой при территориальном органе юстиции в субъекте Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции РФ2. В состав квалификационной комиссии, который не может быть менее пяти человек, входят на паритетных началах представители этого органа юстиции и соответствующей региональной нотариальной палаты, а также, по согласованию, ученые-юристы и представители судейского сообщества.   К сдаче квалификационного экзамена, который проводится два раза в год, допускаются лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в Российской Федерации и подтвержденное документом государственного образца либо полученное в другом государстве и признанное в Российской Федерации в установленном порядке, и прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой3. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается органом юстиции в течение месяца после успешной сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.

 

Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в судебном порядке в течение месяца со дня вручения решения квалификационной комиссии заинтересованному лицу.   Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, если иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена не установлены законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Для сдачи повторного экзамена прохождения дополнительной стажировки не требуется. Основы также требуют повторную сдачу квалификационного экзамена от лиц, получивших лицензию, но не приступивших к работе в должности нотариуса в течение трех лет с момента ее выдачи им. Только после успешной повторной сдачи экзамена такие лица допускаются к должности нотариуса. Это требование статьи 3 Основ не распространяется на помощников нотариуса, которые в этом случае повторно экзамен не сдают.       1 Порядок выдачи лицензии на право нотариальной деятельности по результатам квалификационного экзамена утвержден Приказом Министерством юстиции Российской Федерации от 26 октября 1998 г. № 150. Опубликовано: Российская газета, № 223, 24.11.98.   2 Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено Приказом Министерства юстиции РФ от 14 апреля 2000 г. № 32.

 

Опубликовано: Российская газета, № 94, 17.05.2000.   3 О порядке прохождения стажировки см. п. 1 лекции 4 настоящего учебного пособия.       Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию в месячный срок со дня вручения его копии лицу, не допущенному либо не выдержавшему квалификационного экзамена. Апелляционная комиссия создается при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах4. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с даты ее поступления в комиссию. По жалобе заявителя, не допущенного к квалификационному экзамену, апелляционная комиссия вправе принять решение либо об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы — без удовлетворения, либо об отмене решения квалификационной комиссии и допуске заявителя к квалификационному экзамену. Рассмотрев жалобу заявителя, не сдавшего квалификационный экзамен, комиссия вправе принять решение либо об оставлении решения квалификационной комиссии без изменения, а жалобы — без удовлетворения, либо об отмене решения квалификационной комиссии и направлении заявителя на переэкзаменовку (при этом по письменному ходатайству заявителя апелляционная комиссия вправе принять решение о направлении экзаменуемого для переэкзаменовки в квалификационную комиссию, созданную в ином субъекте Российской Федерации), либо об отмене решения квалификационной комиссии и изменении итогового балла, выставленного квалификационной комиссией.

 

Заявителю, направленному на переэкзаменовку и сдавшему квалификационный экзамен, лицензия выдается органом юстиции, при котором образована квалификационная комиссия, проводившая переэкзаменовку. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном главой 24.1 ГПК РСФСР.     3. Порядок учреждения и ликвидация должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий. В правоприменительной практике исключительную важность имеют вопросы учреждения и ликвидации должности нотариуса, а также наделения нотариуса полномочиями и их прекращения.

 

Часть 1 ст. 12 Основ устанавливает, что должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.

 

С этим положением тесно связано требование ч.

 

2 ст.

 

12 Основ о том, что количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.   Несомненно, что число должностей должно строго регулироваться. Если число нотариусов окажется больше необходимого, нотариус будет вынужден искать дополнительный заработок, зачастую в ущерб нотариальной деятельности. При этом может попасть в зависимость от коммерческих или иных структyp, что, конечно же, недопустимо.   Регулирование числа должностей нотариусов позволяет обеспечить строгое соблюдение законности при совершении ими нотариальных действий, поскольку, дорожа своим местом, нотариус не станет совершать незаконные действия, хотя бы в силу угрозы увольнения от должности.   Точная численность нотариусов должна быть установлена по каждому конкретному нотариальному округу. При этом должна быть определена как общая численность нотариусов, так и конкретное число нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

 

Такое четкое разграничение необходимо для обеспечения государственных нотариальных контор с определенной штатной численностью.

 

4 Положение об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено Приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. №178. Опубликовано: Российская газета, № 129, 05.07.2000.     При установлении численности нотариусов основным критерием должна быть реальная потребность данного региона в определенном количестве нотариусов, способных обеспечить надлежащее нотариальное обслуживание.   Решение об установлении численности нотариусов должно быть оформлено протоколом совместного заседания органа юстиции и правления нотариальной палаты, на основании которого органом юстиции издается соответствующий приказ.   Количество должностей нотариусов и их соотношение (занимающихся частной практикой и государственных) может устанавливаться как на определенный период, так и на неопределенный. По мере необходимости, в связи с изменением ситуации, такие соглашения могут пересматриваться и устанавливаться новые квоты.   Штатная численность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, должна соответствовать количеству государственных нотариальных контор (т.е. количество государственных нотариусов, как минимум, не должно быть меньше количества нотариальных контор), в противном случае вопрос должен решаться только в совокупности с решением Министерства юстиции Российской Федерации об упразднении соответствующих нотариальных контор в установленном порядке.   Немаловажным вопросом наряду с учреждением должности нотариуса является наделение имеющего лицензию на право нотариальной деятельности лица полномочиями, которое производится на конкурсной основе в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденным приказом Министра юстиции Российской Федерации от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97 и согласованным с Федеральной нотариальной палатой. Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наиболее подготовленных лиц, имеющих глубокие профессиональные знание, а также способных обеспечить правовую защищу охраняемых действующим законодательством прав и интересов граждан и юридических лиц.   Орган юстиции своим распоряжением объявляет конкурс на замещение вакантных должностей нотариусов в случае учреждения дополнительных должностей нотариусов или освобождения имеющихся не позднее десяти дней со дня открытия вакансии. В распоряжении указываются: срок проведения конкурса, место и время заседания конкурсной комиссии, а также срок приема документов на конкурс. В трехдневный срок с момента издания распоряжения орган юстиции извещает о принятом решении региональную нотариальную палату. Дата проведения конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса.   Для проведения конкурса приказом органа юстиции создается конкурсная комиссия в составе восьми человек из равного количества работников органа юстиции и членов региональной нотариальной палаты, являющихся нотариусами. Решения конкурсной комиссии считаются правомочными, если на ее заседании присутствовало не менее пяти членов комиссии.   Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции. Руководитель органа юстиции или его заместитель является руководителем конкурсной комиссии по должности.

 

Для обеспечения работы комиссии: приема и регистрации заявлений, формирования дел, ведения протокола заседаний комиссии и т.п., руководитель органа юстиции назначает секретаря конкурсной комиссии из числа членов комиссии, являющихся сотрудниками органа юстиции. Председатель конкурсной комиссии определяет также порядок ее работы.   Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с региональной нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.   Лица, желающие принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, подают заявление секретарю конкурсной комиссии, которое регистрируется в специальном журнале с присвоением порядкового регистрационного номера. Одновременно с подачей заявления лицо, желающее принять участие в конкурсе, обязано представить нотариально удостоверенные копии диплома о высшем юридическом образовании (полученном в высшем учебном заведении, прошедшем лицензирование и аккредитацию), трудовой книжки, лицензии на право нотариальной деятельности, а также листок по учету кадров установленной формы со своей фотографической карточкой. При подаче заявления обязательно предъявляется документ, удостоверяющий личность. Кроме того, конкурсант имеет право представлять другие документы или их нотариально удостоверенные копии, характеризующие его профессиональную юридическую подготовку.   Секретарь конкурсной комиссии проверяет представленные документы, возвращая подлинники документов заявителю в день их представления, а их копии формируя в дело. Прием документов производится только в срок, установленный распоряжением органа юстиции, а по истечении этого срока документы на конкурс не принимаются.   На основании представленных и сформированных в деле документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. При несвоевременном или неполном представлении документов кандидат к участию в конкурсе не допускается. Не позднее семи дней до начала проведения конкурса в зданиях органа юстиции и региональной нотариальной палаты вывешиваются списки лиц, допущенных к участию в конкурсе. К участию в конкурсе допускаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Лица, получившие лицензию, но не приступившие к работе в должности нотариуса в течение трех лет, могут быть допущены к конкурсу только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает.   В ходе проведения конкурса конкурсанты оцениваются на основании представленных ими документов, включая документы о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационного экзамена.

 

Конкурсная комиссия имеет право проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности, в случае возникновения такой необходимости.   При оценке каждого кандидата отдельно, каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл по десятибалльной системе, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии.

 

В своем бюллетене каждый член конкурсной комиссии излагает мотивировку своего решения об оценке качеств конкурсанта.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх