Дeмина л д ральникова и а психичeскоe здоровьe и защитныe мeханизмы личности учeбноe пособиe изд-во алтайского гос унивeрситeта 2000 123 с

Л.Д.

 

Демина, И.А. Ральникова  Учебное пособие  «Психическое здоровье и защитные механизмы личности»    Год издания: 2000  Издатель: Изд-во Алтайского государственного университета  Страниц: 123  Аннотация  Учебное пособие посвящено анализу подходов к пониманию психического здоровья личности и факторов его детерминирующих.

 

Даются новые определения психического здоровья и психологической культуры личности. Рассматриваются защитные механизмы личности — теория, функции, виды, типология. Приводятся примеры деструктивного развития личности, опосредованного, в частности «психологическими защитами», представлены пути «снятия» или «ослабления» влияния психологических защит.

 

Пособие представляет интерес для психологов, психотерапевтов, социологов, культурологов, социальных работников и всех интересующихся проблемами оптимального развития личности.  Оглавление  Введение  Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности  1.1. Проблема «нормального» и «аномального» в психике человека  1.1.1. Психиатрия и психология  1.1.2. Психические расстройства  1.1.3. Неврозы и психозы  1.2. Концепция жизненных сил человека как методологическая основа изучения и квалиметрии психического здоровья личности  1.2.1. Концепция жизненных сил человека  1.2.2. Категория образа  1.2.3. Психологические ограничения при формировании образа  1.2.4.

 

Влияние особенностей знания индивида о себе  1.2.5. Социальное действие  1.2.6.

 

Индивид как объект и субъект социального действия  1.2.7. Категория мотивации  1.2.8. Мотивационные системы  1.2.9.

 

Процессуально-динамический подход в исследовании мотивации  1.2.10. «Индивид» — «личность» — «индивидуальность»  1.2.11. Категория личности  1.2.12. Психологическое время личности  1.2.13.

 

Типы психологического времени личности  1.2.14.

 

Индивидуальная субъективность  1.3.

 

Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья  1.3.1.

 

Представление уровней субъективности человека по потребностям  1.3.2. Представление уровней субъективности человека по ролям  1.3.3. Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам  1.3.4. Представление уровней субъективности человека по отношениям  1.3.5. Представление уровней субъективности человека по потребностям. Свобода и ответственность  1.3.6. Представление уровней субъективности человека по рефлексии  1.3.7. Проблема духовности. Взаимодействие разных типов субъективных проявлений личности  1.4. Понятие о психологическом здоровье и личности  1.4.1. Возникновение психологического подхода к проблеме психического здоровья  1.4.2. Концепция позитивного психического здоровья  1.4.3.

 

Понятие о психическом равновесии  1.4.4.

 

Многоуровневость психического здоровья  1.4.5. Субъективность как фактор психологического здоровья  1.4.6. Жизненная среда  1.4.7. Психологически здоровое общество и психологическая культура человека  Глава 2.

 

Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития  2.1. Общее понятие о деструктивном развитии личности  2.2. Примеры личностных деструкций  2.2.1. Агрессивность  2.2.2. Стереотипизация  2.2.3.

 

Ригидность  2.2.4. Неадекватность социальных оценок  2.2.5.

 

Суицидное развитие личности и суицидальное поведение  2.2.6. Диссинхрония  2.2.7. Зависть  Глава 3.

 

Психологические защиты личности: типология, функции, виды  3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности  3.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов  3.2.1. «Естественные» психологические защиты  3.2.1.1. Вытеснение  3.2.1.2.

 

Подавление  3.2.1.3.

 

Аскетизм  3.2.1.4. Нигилизм  3.2.2. «Интегративные» психологические защиты  3.2.2.1. Агрессия  3.2.2.2. Десакрализация  3.2.2.3. Идеализация  3.2.2.4. Проекция  3.2.2.5. Идентификация  3.2.2.6. Играние роли  3.2.2.7.

 

Инверсия  3.2.2.8. Юмор  3.2.2.9. Эмоциональное выгорание  3.2.2.10. Обесценивание  3.2.2.11. Рационализация  3.2.2.12. Компенсация  3.2.2.13. Интеллектуализация  3.2.2.14. Интроекция  3.2.2.15. Ретрофлексия  3.2.3. Ретро-защиты  3.2.3.1. Отступление  3.2.3.2.

 

Дефлексия  3.2.3.3. Окаменение  3.2.3.4. Уход в виртуальную реальность/виртуальность  3.2.3.5. Комплекс Ионы  3.2.3.6. Регрессия  3.2.3.7. Оглушение  Глава 4. Пути оптимизации психологического здоровья и психологических защит  4.1. Развитие самосознания и самоценности личностью  4.1.1. Определение самосознания  4.1.2. Самоценность личности  4.1.3. Я-концепция  4.1.4. Самоопределение личности  4.1.5. Самость  4.1.6. Саморазвитие  4.1.7.

 

Концепция человека А. Маслоу  4.2. Формирование адекватной жизненной перспективы  4.2.1. Подходы к изучению жизненной перспективы  4.2.2. Субъективная картина жизненного пути и ее структура  Приложение  Список рекомендуемой литературы  Предметный указатель                    Введение    Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого — начале нового, XXI века — века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.  Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение — с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.  К сожалению, пока далеко не все население нашей страны (да и многие специалисты в области человекознания) уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности — возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие — самопознании и саморазвитии, у третьих — доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями).

 

Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.  Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, как мы в этом твердо убеждены, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не «пациенту» (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а «клиенту» (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).  Настоящее пособие имеет своей целью обобщить очень разрозненные данные, имеющиеся в психологической теории и практике, и предложить новую концепцию психологического здоровья личности, опирающуюся на концепцию жизненных сил, индивидуальную и социальную субъектность человека.  Мы благодарим студентов-психологов Алтайского госуниверситета (гр. 1063), принявших активное участие в обсуждении содержания учебного пособия и выражаем уверенность, что многие из них станут хорошими профессионалами.                    Глава 1. Теоретико-методологические основания психического здоровья личности      1.1. Проблема «нормального» и «аномального» в психике человека    Каждый человек живет в обществе себе подобных. Что это несет ему? Только лишь помощь и поддержку? Или есть еще и негативная сторона социальности человека?  Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различные сообщества является признание целесообразности единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единственно верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческой деструктивности, снижения уровня жизни, уменьшение производительности труда и вообще «развал» промышленного и сельскохозяйственного производства, как это произошло в России 1990-х гг. По-видимому, в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности и нарушения его здоровья, в том числе и психологического 1>>> .  В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индуцировании специфических нарушений психологического здоровья. Один из первых указал на это З. Фрейд. Он развивал мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер-Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего — К. Хорни, А. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, которые работали с людьми разных возрастов, культур и цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов. Более того, эта мысль характерна и для многих направлений современных психологии и отчетливо представлена так же и в гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу.  К. Лестер, исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показал, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказываться от части своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но, по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представлений индивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, как правило, на несовершенство первого.

 

Это выражается в формах вины, тревоги, личностной деструкции и др.  Примерами таких общественных идеалов является «Кодекс строителя коммунизма», образы «Настоящего советского человека», «Истинного комсомольца», т.е.

 

людей, лишенных недостатков, не имеющих никаких проблем. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляет ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению внутреннего напряжения, дискомфорта, обиды, вины. Выделяются целые комплексы социально-одобряемого и социально-неодобряемого поведения.  В указанных выше исследованиях показана возможность более легкого манипулирования массовым и персональным сознанием невротического человека, т.к. отмечается его психологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенности психологического здоровья.

 

 

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх