Дубровина и в психологичeскиe программы развития личности в подростковом и старшeм школьном возрастe практ рук м 1995 134 с 2

Я словно птичка, потому что…   Я превращаюсь в тигра, когда…   Я могу быть ветерком, потому что…   Я словно муравей, когда…   Я- стакан воды…   Я чувствую, что я кусочек тающего льда…   Я — прекрасный цветок…   Я чувствую, что я — скала…   Я сейчас — лампочка…   Я-тропинка…   Я словно рыба… v Я — интересная книжка… v Я- песенка…   Я -мышь…

 

* Я словно буква «О»…   Я — макаронина…   Я — светлячок…

 

S Я чувствую, что я вкусный завтрак…

 

Придумай свое начало к «аналогичным предложениям, которые нужно закончить (4, с. 58) Ритуал окончания занятий.   Занятие 8   Тема: Я в своих глазах и в глазах других людей. Ритуал начала занятий.

 

Упражнение 13.   В «волшебный ящик» складываются домашние задания с законченными предложениями (не подписанные). Каждое домашнее задание зачитывается вслух, и участники стараются отгадать, кому оно принадлежит. Если участник хочет (в тех случаях, когда по окончанию предложений его не узнали) он заявляет, что он автор. По желанию участник может получить «обратную связь» (см. 2, с. 394).   Упражнение 14. Игра в мяч (воздушный шар).

 

Желательно разбить учащихся на две подгруппы. Игра состоит из двух частей.   П е р в а я часть: кидающий мяч называет начало предложения из заготовленного им дома списка и говорит, как надо закончить — в манере неуверенного, уверенного или грубого человека; тот, кто ловит, выполняет это задание и в свою очередь предлагает следующему.

 

Ведущий следит, чтобы игра проходила, по возможности, в быстром темпе.

 

Вторая часть: бросающий называет начало предложения (любое из предложенного ведущим или собственного списка), а тот, кто ловит, должен закончить в одной из трех предложенных манер. Все остальные должны догадаться, какую манеру он избрал.

 

Если они догадываются, то он называет свое предложение, если нет — получает штрафное очко. После трех штрафных очков — выбывает из игры.

 

Домашнее задание. Учащимся предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какими, по их мнению, их видят окружающие:   Мне хорошо, когда…   Мне грустно, когда…

 

Я чувствую себя глупо, когда…   Я сержусь, когда…   Я чувствую себя неуверенно, когда…   Я боюсь, когда… . .

 

Я чувствую себя смело, когда…

 

Я горжусь собой, когда…   Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда ты чувствуешь себя: хорошо; грустно; глупое Сердито; неуверенно; испуганно; смело; гордо (4, с. 72-73).   Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 9   Тема: Я в своих глазах и в глазах других людей (продолжение).   Ритуал начала занятия.   Упражнение 15. «Ассоциация».   Один из участников выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из оставшихся, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож?», «На какой вкус?», «На какую песню?», «На какую книгу?» и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становится водящим. Если нет — уходит вновь. Если не угадал более двух раз — выбывает из игры.   Обсуждение.   Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой? С чем это связано?   Различие между тем, какими мы представляемся самим себе, какими — другим людям.   Повтор упражнения 13. На этот раз в «волшебный ящик» складываются предложения, законченные с точки зрения «Я в глазах других».   Подробное обсуждение значения собственного-пред-гавления о себе и представления других людей, их совпадения, несовпадения.   Домашнее задание: Вновь футболка с надписью.

 

Придумай *овую надпись на футболке или подтверди старую. Кроме того, желающие могут дополнить сообщение спереди (на груди) част-   ным сообщением сзади (на спине).

 

Приводятся примеры футболок с надписями на груди и на спине (см. 1, с.

 

268-269).

 

Ритуал окончания занятия. .   Занятие 10   I   Тема: Я для себя, я для других (окончание). Обида.   Ритуал начала занятия.   Обсуждение «надписей на футболках», их запись.

 

Краткий анализ, каким образом изменились надписи за время занятий. Значение «надписи на спине». Какие произошли изменения за время занятий?   Упражнение 16.

 

«Послание самому себе».   Изготовить надписи «на футболке», которые можешь прочесть только ты сам, записать их.

 

Обсуждение.   Какую «футболку» — для себя или для других — было делать труднее и интереснее и почему?   Другие люди и я. Из-за чего возникают трения? Непреднамеренные и преднамеренные обиды. ¦ |   Упражнение 17. «Детские обиды».   Вспомнить случай из детства, когда ты почувствовал сильную обиду. Вспомнить свои переживания и нарисовать или описать их — в любой (конкретной или абстрактной) манере.   Как ты сейчас относишься к этой обиде (нарисуй или опиши).   Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки (зачитывают описания) «тогда» и «сейчас».   Обсуждение.   — Что такое обида?   — Как долго сохраняются обиды?   — Справедливые и несправедливые обиды и т.п.   Домашнее задание: Закончи предложение: «Я обижаюсь, когда…», нарисуй выражение лица обиженного человека. Подумай и запиши или нарисуй, как реагируют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди.   Ритуал окончания занятия.   Занятие 11   Тема: Обида (продолжение). Ритуал начала занятия.   Обсуждение домашнего задания. Желающие зачитывают окончание предложения «Я обижаюсь, когда…», а ведущий спрашивает, у кого еще подобные ситуации вызывают обиду. Подчеркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, когда ты обижаешь других.   ‘ Упражнение 17.

 

«Как выразить обиду и досаду».   Обсуждается домашнее задание: как реагируют на обиду уверенные, неуверенные и грубые люди.

 

Затем из «волшебного ящика» все по очереди вытаскивают половинки открыток. На этих половинках записаны: а) роль «обидчика», в чем состоит обида; б) роль «обиженного», как он реагирует на обиду, как ведет себя (уверенно, неуверенно, грубо). Задача — соединить открытку вместе (найти свою половину) и разыграть сценку для всех.

 

Ведущий подчеркивает, что сценка должна быть сыграна в утрированной форме, с подчеркнутым, акцентированным поведением. Предлагает школьникам самим решить, будут ли они разыгрывать сценки с куклами или без них, указывая, что кукла — это в каком-то смысле способ уйти от себя, скрыться за маской.   Сложность в том, что половинок с ролью «обидчика» в три раза меньше, чем с ролью «обиженного». В результате должны получиться группки по 4 человека, в чем ребята убеждаются сами, как бы увидев воочию, что возможна разная реакция на одну и ту же ситуацию. В случае необходимости можно добавить роли «обиженного»: например, людей с высоким и низким чувством собственного достоинства, наблюдателя и т.п.   Дается 10-15 минут на подготовку выступления. Затем каждая группа проигрывает свою сценку.

 

После каждого выступления проигрываются «удачные» и «неудачные» способы (т.е. дети в шаржированной форме изображают наиболее яркую черту своей роли — например, неуверенный начинает дрожать или плакать, а грубый — лаять).   После того как все выступили, проводится обсуждение: чем говорят те или иные формы поведения. Составляются и писываются на доске и в дневниках эффективные или эффективные способы выражения обиды, досады. Домашнее задание: Последи за собой в перерыве между шятиями: как я реагирую на обиду.

 

Описать это или нарисовать (в конкретной или абстрактной манере). Ритуал окончания занятия»   Занятие 12   Тема: Обида (окончание). Ритуал начала занятий.   Упражнение 18.   Учащиеся вновь собираются по группам упражнения 17. В группах обсуждается — что чувствует обидчик, когда ему отвечают уверенно, неуверенно или грубо.

 

Затем каждая группа предлагает свои варианты для всех.

 

Об суждение:   — В чем смысл реакции на обиду.   — Стремление «сохранить лицо» и «чувство реванша».   — Какой цели стремится достичь человек, даже успешно выражая обиду.   Упражнение 19. «Копилка обид».   Школьникам предлагается нарисовать или описать «копилку» и поместить в нее все обиды, которые они пережили до сегодняшнего дня. На выполнение этого задания дается 8-10 мин. После этого проводится обсуждение: что делать с этой копилкой.

 

Ведущий говорит о бесплодности накопления обид, о жалости к самому себе, как одной из самых плохих привычек. Все решают, что можно сделать с копилкой. Ведущий поддерживает предложения разорвать ее и предлагает действительно сделать это. После этого обрывки складываются в какой-нибудь подходящий сосуд и торжественно сжигаются.   Обсуждение:   Что делать с «текущими» обидами?

 

Еще раз подчеркивается, что умение выразить обиду, досаду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и т.п. Поддерживаются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она становится все меньше и меньше.   Обсуждение:   Как относиться в дальнейшем к обидчику? Прощение обиды.   Домашнее задание: Понаблюдай за окружающими, как разные люди реагируют на обиду.

 

Проанализируй, достигают ли эти реакций цели и какой, что они дают.

 

Ритуал окончания занятий.   Занятие 13   Тема: Как справиться с раздражением, плохим настроением.   Ритуал начала занятий.   Обсуждение домашнего задания.

 

Реакция на обиду, как еще одна «футболка с надписью», способ предъявить себя.

 

Эта запись (и частное сообщение) делается на обложке дневника спереди и сзади. Еще раз подчеркивается бесцельность реакций на обиду типа «Они все пожалеют», «Наказать обидчика» и т.п. Разговор подводится к мысли о необходимости уметь справляться со своим плохим настроением, раздражением и т.п.   Упражнение 20.

 

«Назови 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «Чувствую-себя-хорошо».

 

Воспроизведи их в своем воображении, запомни чувства, которые при этом возникнут».

 

«Теперь представь, что ты кладешь эти ощущения в надежное место и можешь достать их оттуда, когда пожелаешь» (4, с. 36). Нарисуй это место и назови эти ощущения.

 

Краткое обсуждение выполнения задания.   Упражнение 21. «Аукцион».   По типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справляться с плохим настроением. Все способы, принятые аукционистом (ведущим), фиксируются на доске, а затем записываются в дневник.   Упражнение 22.

 

«Вверх по радуге».   Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая — съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями. Затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами, причем количество повторений увеличивается до :еми. После краткого обсуждения впечатлений учащимся предлагают простые способы расслабления (например, максимально шрячь все мускулы, а затем расслабить их). Указывается на |начение каждого из этих упражнений или их комплекса для ¦уляции собственных эмоциональных состояний. Домашнее задание: «ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, ОГДА…» Это начало фразы записывается на доске, а сами задания даются школьникам на заранее заготовленных карачках. Каждый должен выполнить хотя бы два из них по собственному выбору:   2*   1) …Тебе не хочется что-то делать, но ты настраиваешь себя на то, чтобы все-таки сделать это (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь);   2) …кто-либо говорит тебе, что ты должен делать, в то время как ты можешь решить самостоятельно, что тебе делать (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь);   3) придумай свое собственное приятное ощущение о чем-то, не совсем приятном. Вспомни, когда тебе было плохо, грустно, терялось самообладание, и представь, что ты вполне можешь управлять собой и ситуацией (опиши или нарисуй, что ты чувствуешь);   4) забеги немного вперед, когда нужно будет что-то делать независимо от твоего желания, и попробуй в своем воображении создать к этому хорошее чувство (опиши или нарисуй «хорошее» и «плохое» чувство, что происходит, когда они сталкиваются по твоему желанию) (4, с. 37-39).   Ритуал окончания занятий.   Занятие 14   Тема: Наши чувства, желания, настроения. «Стоп! Подумай! Действуй!» (см. 15, с. 109-110). Ритуал начала занятий.   Упражнение 23.   Из «волшебного ящика» каждый участник достает задание на выражение определенного чувства: радости, скуки, грусти, заинтересованности, раздражения и т.п. Листок с заданием .никому не показывается. Ведущий говорит, что во время последующей игры каждый должен будет выразить заданное чувство, а остальные -догадаться, какое чувство он выразил.   Затем ребятам предлагается в течение 15 минут поиграть в игру «Стоп!

 

Подумай! Действуй!», объединившись в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает описание ситуации, три карточки и листы бумаги для ответов. Для каждой группы ситуации разные1, но все они связаны с какими-либо реальными опасностями, которые могут встретиться в жизни школьника. Напри-   1 Можно объединить группы по «половому» признаку, подобрав ситуации, специфичные для девочек и мальчиков (например, для девочек: на улице к тебе подходит незнакомый мужчина, представляется кинорежиссером и предлагает немедленно поехать на киностудию).   мер: большие ребята требуют денег; зовут «попробовать» водку, табак или наркотики; нашли снаряд или гранату и т.п.   Игра проходит следующим образом. После того как школьники ознакомятся с ситуацией, они берут первую карточку: «СТОП!» На этой карточке раскрываются переживания, чувства, желания школьника, которые могут возникнуть в этой ситуации. Задача участников — в течение 4-х минут обсудить ситуацию и те переживания, которые она вызывает, и либо согласиться с ними, поставив на листке «+», либо отказаться (поставить «-«) и записать свои (в этом случае добавляется 3 минуты).   Затем берется вторая карточка: «ПОДУМАЙ!» На ней записаны три возможные реакции. В течение 3-4-х минут члены группы должны обсудить, подходят ли эти реакции к предложенной ситуации, и при желании дописать на листке свои.   На последней карточке написано одно слово «ДЕЙСТВУЙ!» На листах бумаги школьники должны изложить каждый свое решение проблемы.   После этого в течение 10 минут проводится общее обсуждение. Каждая группа рассказывает предложенную ей ситуацию и те способы выхода из нее, которые они нашли.

 

Ведущий выделяет конструктивные решения и обращает внимание участников на значимость трех предложенных этапов «Стоп! Подумай! Действуй!» для избежания неприятностей, несчастных случаев, уверенного поведения в трудных и опасных ситуациях.   Ведущий напоминает о задании «выразить чувство», предлагает каждому написать, какое чувство выразили, по его мнению, другие члены его группы, и затем сравнить с тем, каково было задание на самом деле.   Обсуждение: наши чувства, настроения, желания: когда эни помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Что важнее — уметь выражать свои чувства в открытой и вместе с тем «культурной» форме или уметь скрывать их.

 

Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Обсуждение домашнего задания 13-го урока. Домашнее задание: закончи предложения: «Счастливее всего я чувствую себя, когда… «Хуже всего я чувствую себя, когда… «Никак не могу понять, почему я… «Моя жизнь была бы счастливее, если бы я…

 

«Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это… Ритуал окончания занятий.   Занятие 15   Тема: Победи своего дракона!

 

‘ Ритуал начала занятий. Упражнение 24.   Ведущий рассказывает ребятам о том, что почти у каждого есть «свой драко н», выращенный в домашних условиях: это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решается убить своего дракона.

 

Но потом оказывается, что дело это муторное и долгое, что на месте одной отрубленной головы как-то незаметно вырастает другая, потом третья. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше портит и нашу жизнь, и жизнь наших близких.   Ребятам предлагается, ориентируясь на выполнение домашнего задания, нарисовать или склеить по типу коллажа «своего дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.   После выполнения задания школьникам предлагается придумать историю или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа или сценария фильма. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, и героев должно быть «только же, сколько членов в группе.   Для сочинения каждой группе или отдельному школьнику предлагается набор «игральных карт», сделанных по типу так называемых «карт Проппа»1 (см. 13, с. 71-79). «Карты Проппа» -это колода карт по типу игральных (хорошо, если они иллюстрированы, особенно шутливыми, юмористическими рисунками), на каждой из которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для сочинения истории. Подчеркивается, что колода сложена по порядку, обычному для сказок, но они могут работать с перетасованной колодой, могут вытащить наугад несколько «карт» и создать историю по ним и т.д. Единственное условие — герой должен действовать, как человек, уверенный в себе.   Набор «карт Проппа» включает 31 карту (по числу функций,   1 В.Я. Пропп — известный советский фольклорист, исследователь народной сказки (см. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.

 

Л., 1946; Пропп В.Я.

 

Морфология сказки.

 

М., 1969, и др.).   выделенных В.Я. Проппом) или (в варианте, используемом Дж. Родари) — 20.   Мы использовали набор из 15-ти карт: предписание или запрет; нарушение; принятие решения о битве с драконом; сбор вооружения; путь к дракону; встреча с дарителем; волшебные дары; препятствия; враги; помощники; вызов дракона на бой; условия битвы; битва; победа; возвращение героя; последствия победы.   На написание истории школьникам дается 25 минут. Затем желающим предлагается рассказать или показать свои истории.   Домашнее задание: Ведущий говорит о том, что для борьбы с драконом почти всем понадобились помощники, друзья. Друзья очень важны в жизни. Способность заводить друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях.

 

Каждому ученику раздаются бланки «телеграмм» с проставленным именем адресата. Адресатами являются все участники занятий, в том числе и-тот, кто лосылает «телеграммы». Надо написать каждому, в том числе и самому себе, самое хорошее, что можно о нем сказать.   В заключение еще раз подчеркивается, что умение найти хорошее в каждом человеке характеризует не только адресата, но и того, кто это делает. Для того чтобы телеграммы могли быть вовремя доставлены адресату, их необходимо положить в «волшебный ящик» за день до занятий, а ведущий специально придет за ними. (Последнее делается для того, чтобы предотвра-1ть появление нежелательных — оскорбительных, грубых телеграмм. Если же такие телеграммы все же будут, их необходимо вернуть участнику, чтобы тот переделал или, если она не подписана, заменить «позитивными».)1 Ритуал окончания занятий.   Занятие 16   Это должно быть заранее оговорено с участниками.   Тема: Победи своего дракона (окончание). Звездная-карта   й жизни. Вручение телеграмм. Контракт с самим собой.   Завершение показа историй про битву с драконом.

 

Обсуждение:   — Что проявилось в этих историях?   — Может ли эта сказка помочь реально «победить своего дракона» и в чем?

 

В заключение ведущий спрашивает: думал ли кто-нибудь над тем, что действительно можно сделать со своими «драконами»? Желающие могут кратко рассказать об этом.   Упражнение 25. «Моя Вселенная».   Школьникам раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа надо нарисовать солнце (как уже делалось) и в центре солнечного круга написать крупно букву «Я». Затем от этого «Я» — центра своей Вселенной — надо прочертить линии к звездам и планетам:   — Мое любимое занятие…

 

— Мой любимый цвет…   — Мое любимое животное…   — Мой лучший друг… -Мой любимый звук…   -Мой любимый запах… i   — Моя любимая игра…   — Моя любимая одежда…   — Моя любимая музыка…   — Мое любимое время года…   — Что я больше всего на свете люблю делать…   — Место, где я больше всего на свете люблю бывать…   — Мой любимый певец или группа…   — Мои любимые герои…   — Я чувствую у себя способности к…   — Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете… -Лучше всего я умею…   — Я знаю, что смогу…

 

-Яуверен в себе, потому что..} (См. 4, с.68,70, 80; 8, с. 171-172).   Ведущий говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает — у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас -общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить. .   Торжественная раздача «телеграмм».

 

Содержание «теле-   1 Этот список может быть дополнен или сокращен по усмотрению педагога. Желательно все же, чтобы количество «планет» не превышало 20-ти, оптимально-10-20.

 

v   грамм» не обсуждается.   Последняя страница дневника: «Контракт с самим собой».

 

Раздача дневников.   Завершение занятий. Заключительное слово ведущего.   В конце занятий целесообразно назначить индивидуальные или групповые встречи для тех, кто хотел бы обсудить что-либо с педагогом или с педагогом и небольшой группой одноклассников..   Рекомендуемая литература:   1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

 

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.

 

М.,1986.   3. Василюк Ф.Е.

 

Психология переживания. М., 1984.   4. Вообрази себе: Поиграем-помечтаем. М., НВК «Центр «Эйдос»», б/г.   5. Гиппиус С. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. М.~Л., 1967.   6. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.

 

М., 1990.   1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.   8.

 

Дубровина И.В.

 

Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991.   9. Какую часть слова «нет» ты не понимаешь: Интервью с исполнительным директором ПАСА (США) Кэти Ди Заслофф // Витатрон, 1992, № 8.   10. Карнеги Д.

 

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить.

 

М, 1990.   11.

 

Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1991.   12.

 

Мелибруда М. Я-Ты-Мы. М., 1986.

 

13.

 

РодариДж. Грамматика фантазии. М., 1990.   14. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: тео.рия и практика. М., 1990.   ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ   МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ   У ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ   Групповая коррекционная и психотерапевтическая работа является важной частью деятельности детского психолога-практика в образовательном учреждении. Опубликованные в последнее время работы содержат описание развивающих программ, направленных на формирование различных сторон «Я» ребенка -мотивации учебной деятельности, умений и навыков межличностного общения, уверенности в себе и навыков самопознания (см. 2; 5; 6).

 

Настоящая программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков -осознания опасений и страхов, желания «быть, как все» и следовать принятым социальным нормам, любопытства в основе действий и поступков по отношению к другим людям, а также развития чувства благодарности, эмпатии, ценности другого челове’ка и себя самого как мотивов межличностных отношений.

 

Данная программа составлена для подростков 12-15 лет. Этот возраст выбран в силу того, что, во-первых, мотивационно-смысловая система школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии, и, во-вторых, как известно; на этом этапе общение приобретает особую смысловую ценность.

 

Развитие мотивации межличностных отношений выбрано целью данной программы потому, что данная мотивация определяет все многообразие отношений индивида с другими людьми и в значительной мере определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья (1).   Сами межличностные отношения в данном случае понимаются достаточно широко — как любая деятельность для другого человека.

 

Условия для проведения программы   Проведение программы с подростками не требует специальных материалов: нужны только бумага для рисования и для записей (вместо последней можно применить тетради, которые на время перерыва между занятиями хранятся у ведущего), наборы цветных карандашей (можно обычные 6-цветные) по числу участников группы, листки бумаги с булавками для именных табличек и «бланков телеграмм». Помещение для проведения занятий должно позволять расставить стулья для участников по кругу.

 

Программа рассчитана на 10-12 полуторачасовых занятий, которые рекомендуется проводить один раз в неделю.

 

При увеличении программы за счет самостоятельного включения в нее других упражнений рекомендуется сохранять ту же периодичность и продолжительность занятий.   Вводные замечания для ведущего группы   Поскольку данный тренинг направлен на работу с глубоко личностными проявлениями подростков, он содержит упражне-ия, в которых участники испытывают сильные чувства и упражнения, в которых используется обратная связь. Чтобы успешно проводить эти упражнения, психологу требуется определенный уровень подготовки.

 

Обязательным можно счисть прохождение группы социально-психологического тренинга (или) группы личностного роста, желательным — опыт самостоятельного ведения подростковых групп. Данный цикл групповых занятий направлен на развитие мотивации отношений подростков с другими людьми, от которых во многом зависит ‘Ихологическое благополучие ребенка, поэтому требуются   достаточное мастерство, внимание и такт для ведения этих занятий.   В данной программе условно можно выделить три этапа -ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий.

 

В соответствии с задачами тренинга в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития мотивации межличностных отношений:   — развитие доверия к окружающим людям,   — осознание различных видов мотивов межличностных отношений,   — развитие представлений о ценности другого человека и себя самого,   — усвоение способов разрешения собственных проблем,   — позитивное развитие мотивов межличностных отношений. Проблемы, которые анализируются детьми в ходе групповых   занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.

 

Однако наряду с возникновением чувства взаимопонимания и принятия друг друга на основе общих проблем, важно, чтобы подростки находили в себе и ресурсы для преодоления собственных трудностей. Возможно, что на занятии, где используются упражнения, центрированные на какой-либо проблеме, позитивный пример из своей жизни смогут подыскать не все, а только те, для кого эта проблема актуальна в незначительной степени или не существенна вовсе. Если это так, то имеет смысл в качестве «домашнего задания» дать участникам подобрать такие примеры, а на следующем занятии спросить их об этом снова.   Проводя занятия, следует особо заботиться о создании атмосферы открытости и спонтанности, где каждый из участников может делиться своими чувствами и личным опытом без боязни быть осужденным или не принятым сверстниками. Поддерживая доброжелательное и заинтересованное отношение к другим людям, следует давать понять подросткам, что в жизни они могут быть любимы или вызывать неприязнь, быть понятыми окружающими или не понятыми, признаваемы в своих правах или нет, поэтому не стоит манипулировать другими в попытке обрести их любовь, приходить в негодование от того, что окружающие тебя не понимают или не принимают таким, какой ты есть, что следует признавать за другими ровно столько же прав, сколько считаешь необходимым иметь сам. Желательно время от времени возвращаться к обсуждению этих проблем наряду с текущими темами групповых дискуссий.   С детьми, участвующими в работе группы, следует проводить предварительную диагностическую, работу. В контексте данного тренинга особое внимание нужно уделять детям с повышенным страхом самораскрытия в общении, неуверенностью в себе, агрессивностью и другими особенностями, отрицательно сказывающимися в межличностных отношениях ребенка. Тем большее значение для таких детей приобретают упражнения, где они получают обратную связь. Иногда оказывается необходимым повлиять на характер обратной связи. Так, например, если во время упражнения «Горячее место» в центр круга выходит неуверенный в себе, склонный к изоляции себя от людей подросток, ведущий может попросить группу дать положительную обратную связь.   Некоторые проблемы могут возникать в связи с тем, что дети являются членами одного школьного коллектива, причем, возможно, часть участников знает друг друга давно, а часть познакомилась только что.

 

Возможны и всплески негативных эмоций, обусловленные прежним опытом общения друг с другом. В последнем случае следует переводить реакцию участников в плоскость «здесь и теперь», например, «скажи, что ты сейчас, в данный момент чувствуешь по отношению к нему». Хорошо знакомым участникам группы следует рекомендовать говорить о таких вещах, которые были бы понятны всей группе, а не только им одним.

Соблюдение этих правил поможет участникам группы по-новому взглянуть на других людей и себя самих и сильнее ощутить ценность другого человека. Приведенные нами упражне-   ческих техник, помогающих развить мотивацию межличностных отношений подростков и способствующих их личностному   :ту. Мы призываем психологов-практиков, применяющих эту программу, подойти к ней творчески и дополнить упражнениями, ^писанными в литературе (см. библиографию). Важно, однако, сохранить при этом порядок, при котором упражнения, направленные на знакомство участников и самораскрытие, были бы осредоточены в первых занятиях, а упражнения, ориентиро-шные на позитивные изменения мотивов межличностных отношений, — ближе к окончанию цикла. Соблюдая эти правила и тараясь самому быть искренним и честным в своих проявлениях, психолог помогает детям прийти к позитивным изменениям в мотивации межличностных отношений.   ¦ . ‘   ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ   Занятие 1   Тема: Знакомство. Обучение релаксации. Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств.   Материалы: Небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек.   Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагаю каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, представляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».   Упражнение 1. Учимся расслабляться.   Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он проводит три упражнения на релаксацию (см. 8).   1) «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлить их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая — до девяти. Можно и не считать — смотря как легче. Начнем».   По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.   2) «Другой способ расслабиться можно было бы назвать «Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».   По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.   3) «Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем».   По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.   Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.   Упражнение 2. «Глаза в глаза».   Прообраз этого упражнения имеется в практике групп встреч (7, с. 322).   Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, спытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный   ггакт между участниками группы.   Далее ведущий предлагает правила поведения на группе, особо подчеркивая, что они распространяются и на него самого (см. предыдущую развивающую программу, с. 19).   После прочтения правил ведущий разворачивает плакат этими правилами, который после этого всегда   висит на занятиях. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово «обещаю», участники группы — тоже.   Занятие 2   Тема: Осознание себя. Внимание к поведению другого. Умение вести разговор.   Упражнение 3. Части моего «Я».   Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).   Ведущий предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных случаях, в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так. как получится, быть может, символически.   После выполнения задания участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны никому из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.   Упражнение 4. Игра-тренинг «Таможня».   Ведущий: «Предлагаю попрактиковаться в наблюдательности, внимательном анализе поведения другого человека, умении понять его душевное состояние. Итак, наша группа — пассажиры, идущие на рейс самолета. Один из них — контрабандист. Он пытается вывезти из страны уникальное ювелирное изделие» (в качестве «предмета контрабанды» используется реальный маленький предмет — ключ, монета).   «Итак, кто хочет быть таможенником?»   Взявший на себя эту роль выходит. Один из участников группы, по желанию, прячет у себя ключ, после чего впускают «таможенника». Мимо него по одному проходят «пассажиры», он пытается определить, кто из них «провозит контрабанду». Чтобы облегчить задачу, ему предоставляют две или три попытки. После того, как в роли «таможенника» побывали двое-трое подростков, ведущий просит их рассказать, на что они ориенти-   ровались, определяя «контрабандиста». Желательно, чтобы сам ведущий побывал в роли и «таможенника», и «контрабандиста».   Помимо повышения интереса к занятиям, создания атмосферы непринужденности и веселья, игра способствует формированию навыков тонкого анализа невербальных проявлений в поведении другого человека.   Упражнение 5. Умение вести разговор. (Взято из практики тренинга уверенности в себе — 7, с. 353-354).   Ведущий говорит о том, что за неумением вести разговор, поддержать беседу часто скрывается отсутствие интереса к другому человеку, недостаток сопереживания, живого участия по отношению к нему, боязнь тесных контактов с людьми. Преодолевать эти черты начинают с развития навыков ведения и поддержания разговора.   Группа разбивается на пары. Темы выбираются самостоятельно, но несколько примеров подсказывает ведущий:   — что беспокоит в школе;   — что трудно в отношениях с родителями;   — что хотелось бы развить в себе, участвуя в групповых занятиях.   На первом этапе разрешается задавать только «открытые» (т.е. такие, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет») вопросы, например, не «Ты любишь поболтать с Олегом?», а «Почему тебе нравится поболтать с Олегом?». Ответы рекомендуется давать также подробные, развернутые. После трех-яти минут диалога партнеры меняются ролями.   На втором этапе упражнения участники самостоятельно высказывают свой личный опыт, дают личную информацию.   Занятие 3   Тема: Умение слушать. Люди, значимые для меня. Работа ‘ с чувствами.   Упражнение 6. «Слушаем молча».   Ведущий, напомнив окончание предыдущего занятия, говорит,   1 в жизни важно уметь не только поддерживать разговор,   эявляя собственную активность, но и молча выслушивать   седника, что является подчас не менее важным проявлением   Участия, сопереживания другому.   Подростки разбиваются на пары. В паре сначала один из участников рассказывает о себе нечто, что его волнует, беспокоит, на что он не находит ответа. Партнеру разрешается только невербальное выражение чувств по отношению к словам собеседника. Потом подростки меняются местами и тот, кто выступал в роли слушателя, говорит о себе. Обмен чувствами, возникшими во время упражнения, можно провести и при работе в парах, но следует сделать это и в конце упражнения, когда группа собирается снова в полном составе.   Упражнение 7. Значимые люди.   Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.   Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это могут быть не обязательно те, с кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.   После того, как рисунки выполнены, ведущий просит участников группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:   — кто они;   — чем значимы для подростка, чем дороги;   — так же ли близки они ему теперь, если речь идет 6 прошлом;   — хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая % возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное I чувство благодарности).   Если кому-то из участников группы действительно хотелось I бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать I практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».   По окончании желающие оставляют свои рисунки с условием. I аналогичным указанному в упражнении 3.   Упражнение 8. Список чувств.   Материалы: Бумага, ручки.   Ведущий: «В жизни все мы испытываем различные чувства — I положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запи- I шите их в два столбика: слева — положительные, справа — отрица- I   тельные».   На выполнение задания дается примерно 5 минут.   После этого ведущий просит подчеркнуть названия самого I приятного чувства среди первых и самого неприятного — среди I   вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительного, и сколько — отрицательного.   Данное задание, помимо своего развивающего значения и, прежде всего, обогащения системы понятий, связанных с переживаниями, имеет диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание у подростка количества названных положительных эмоций над количеством отрицательных. Наоборот, если отрицательных эмоций названо больше, подростку требуется больше внимания и поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, когда (в какой ситуации) возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а когда — самое приятное.   Занятие 4   Тема: Типичные проблемы. Игровой тренинг.   Упражнение 9. «Мои проблемы».   Материалы: Бумага, ручка.   Ведущий: «В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность откладывать на потом, когда мы дотягиваем с делами, которые нужно выполнить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть уже почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали вовремя. Стало быть, все в наших эуках». Участникам группы предлагается вспомнить и записать гакие случаи (по одному), а затем рассказать о них.   После обсуждения ведущий предлагает таким же образом вспомнить о своих:   — боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес; ‘тремлении обвинить в своих проблемах других.   Данное упражнение создает у каждого участника группы Цущение близости и общности с другими участниками группы • трудностях, и в возможностях совладания с ними.   Упражнение 10. Ассоциации.   Водящий (участники группы вызываются на эту роль добровольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-   ii     TO из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны — на что или на кого похож тот, кого загадали:   — на какое время суток;   — на какое время года;   — на какую погоду;   — на какой день недели;   — на какой цвет радуги и т.д.   Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.   Данное упражнение помогает участникам группы подготовиться к получению обратной связи в других упражнениях.

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх