Фалунина e в основы профориeнтологии сборник психодиагностичeских мeтодик м московский психолого-социальный институт 2004 200 с

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ                Е.В. Фалунина                  ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ                                    МОСКВА 2004   Основы профориентологии: Сборник психодиагностических методик / Е.В. Фалунина, Московский психолого-социальный институт, 2004.- 200 с.       Сборник включает специализированные психодиагностические методики, рассматривающие некоторые особенности профориентационной деятельности педагогов и психологов.   Предназначен для практических и семинарских занятий по курсу «Основы профориентологии» со студентами очной и заочной форм обучения специальностей «Педагогика и психология» и «История».         Рецензент: Е.В. Лодкина, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУВПО «БрГТУ»         Печатается по решению издательско-библиотечного совета                    ВВЕДЕНИЕ   Дисциплина «Основы профориентологии» — отрасль психологических знаний и важное звено общей специальной подготовки студентов специальности «Педагогика и психология».   Проблема профориентационной деятельности на современном этапе в системе образования стоит особенно остро, в этой связи работа психолога в школе в целях оказания практической помощи подросткам включает профконсультационный и профдиагностический компоненты.

 

Основные решаемые задачи данного курса — помочь школьникам в профессиональной ориентации и личностно-профессиональном самоопределении и подготовить их к профессиональной работе в новых экономических условиях.   Хотя в системе образования заметно усилился процесс реорганизации (идет работа над образовательными стандартами, изменяется структура и спектр специальностей, появились альтернативные образовательные учреждения), выпускники общеобразовательной и профессиональной школ страдают от неопределенности своей будущей карьеры, многие из них нуждаются в специальном консультировании и психологической помощи. В настоящее время рынки профессий и образовательных услуг в России оказываются практически не связанными: примерно 50% выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование; около 60% выпускников средних специальных заведений и 70% выпускников профессионально-технических училищ ежегодно оказываются не востребованными предприятиями и организациями.

 

Правильный выбор профессии для молодого человека является основой самоутверждения в обществе.   Для адекватного выбора выпускнику школы необходимо проделать большую, сложную внутреннюю работу с помощью тестов-опросников, помогающих осознать кем быть, каким быть, к какой социальной группе принадлежать, какой стиль жизни выбрать, какие цели определить для себя в будущем.   В данном сборнике в разделе практических занятий по курсу представлена подборка психодиагностических методик, которые помогут современному школьнику:   — сориентироваться в многотысячном мире профессий;   — осознать свое предназначение, ориентируясь на сильные личностные стороны, а также на общие и специальные способности;   — сделать осознанный выбор профессии;   — сформировать свои профессиональные и жизненные планы.   По итогам практических занятий в рамках данной дисциплины студенты сдают зачет, показывающий навык его работы с представленными в пособии методиками, а также умение работать с тестовыми бланками «Рабочей тетради», которая является дополнением к сборнику; обобщать полученные результаты по психодиагностике; описывать, интерпретировать данные; намечать пути помощи подростку в профессиональном и личностном самоопределении и саморазвитии.

 

1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА  1.1. Тематический план лекций    №  лекции Тема лекции Кол-во  часов 1 Цели и задачи профориентационной работы 1 2 Типология проблем в выборе профессий 1 3 Планирование и организация профориентационной работы в школе 1 4 Особенности профессионального самоопределения 1 5 Принципы организации и проведения профконсультации и профотбора 1 6 Критерии успешности профессиональной деятельности 1 7 Классификация профессий и проблемы самоопределения 1 8 Психофизиологические основы способностей 1 9 Современный мир профессий, тенденции в его развитии.

 

Выбор профессии 1 10 Профессиография 1 11 Типы профпланов 1 12 Условия успешного профессионального самоопределения 1 13 Этапы профессионализации 1 14 Разновидности социальных норм 1 15 Развитие человека как субъекта труда. Фазы развития профессионала 1 16 Психологические аспекты изучения профессиональной деятельности 1 17 Основные принципы профессионального самоопределения 1      1.2. Тематический план практических занятий  № заня-тия Тема практического занятия Кол-во  часов 1 Знакомство с анкетой оптанта 1 2 Диагностика черт личности 1 3-6 Определение профессиональной направленности 4 7 Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации 1 8 Изучение умений, способностей к деятельности и знакомство с профессиями 1 9 Профессиональная мотивация учащихся 1 10-11 Сфера профессиональных предпочтений учащихся 2 12 Подготовка первичной профконсультации 1 13 Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации 1 14-15 Методики исследования отношения к себе 2 16 Анализ значимых личностных качеств в профессии 1 17 Профориентационная работа в школе 1      2. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА  Тема 1. Цели и задачи профориентационной работы   1. Наука профориентология.   2. Понятие профориентационной работы:   а) цели и задачи профориентационной работы;   б) объект и предмет профориентационной работы;   в) направленность профориентационной работы;   г) методы профориентационной работы.

 

3. Концепции профориентации.   4. Связь профориентологии с другими науками.    Вопросы для самоконтроля   1.

 

Какие цели и задачи призвана решать наука профориентология?   2. На какой методологической основе строится профориентационная работа?   3. В чем схожесть и различия в концепциях профориентации западной и отечественной профориентационной науки?

 

Тема 2. Типология проблем в выборе профессий   1.

 

Понятие профессии и структура профессиональной деятельности.   2.

 

Профессия как общность.   3. Классификация профессий.   4. Разнообразие профессий и субъективный мир профессионала.    Вопросы для самоконтроля   1. С чем связано появление новых профессий?   2. В чем выражается субъективный мир профессионала?   3. Как характеризуются различные критерии типологии профессий?   4. В чем состоят проблемы изучения профессий?    Тема 3. Планирование и организация  профориентационной работы в школе   1.

 

Цели и задачи профориентационной работы в школе.   2. Место профориентационной работы в рамках образовательной системы школы.   3.

 

Планирование профориентационной работы в школе.   4. Изучаемые вопросы в рамках профориентационной работы в школе:   а) Профессия, как область приложения сил;   б) Профессия как деятельность;   в) Необходимость выбора профессии и др.   5. Профессиональное самоопределение старших школьников.    Вопросы для самоконтроля   1.

 

Почему в современной общеобразовательной школе есть потребность в профориентационной работе?   2. Как строится процесс профориентационной работы в школе?

 

3. Что означает «профессия как деятельность»?   4. Как, по-вашему, соотносится профессиональная направленность с учебной и внеучебной деятельностью?   5. В чем специфика профессионального самоопределения старших школьников?    Тема 4. Особенности профессионального  самоопределения   1. Детство — это жизнь, а не подготовка к ней.   2.

 

Профессия как исторически развивающаяся система.   3. Процесс профессионального самоопределения.   4.

 

Пять крупных областей профессий.   5. Мир профессий — как предмет постоянного изучения и отслеживания.    Вопросы для самоконтроля   1. Из чего складывается процесс профессионального самоопределения?

 

2. Как вы понимаете выражение «активное самоопределение»?

 

3.

 

Какую роль играет процесс информирования в профессиональном самоопределении?   4.

 

По какому критерию выделяется 5 крупных областей профессий? Перечислите другие известные вам критерии классификаций профессий.   5.

 

В чем заключаются возрастные особенности профессионального самоопределения?    Тема 5. Принципы организации и проведения  профконсультации и профотбора   1. Профессия как социальный статус человека.   2. Уважение к разным видам профессий, уважение к человеку.   3. Обесценивание «чужих» профессий.   4. Типы профконсультаций.   5. Система методов профконсультации:   а) дифференциально-диагностическое обследование;   б) профессиограмма;   в) психологическая характеристика школьника.

 

6.

 

Этапы профотбора. Четыре аспекта профотбора.    Вопросы для самоконтроля   1.

 

В чем заключаются принципы организации и проведения профконсультации и профотбора?   2.

 

Почему идет процесс обесценивания ряда профессий?   3.

 

На что должно быть направлено воспитание в рамках профконсультационной работы? Почему?   4.

 

Что, по-вашему, является критериями престижности профессии?   5. Как профессия влияет на социальный статус человека?   6. Какие типы профессий выделяются в психологической профконсультации?   7. Как характеризуются основные методы профконсультационной работы?    Тема 6. Критерии успешности профессиональной  деятельности   1. Трудности познания многотысячного множества профессий и дилемма при выборе жизненного пути.

 

2. Понятие успеха и средства успеха в профессиональной деятельности.   3. Уровень мотивации и профессиональный успех.   4. Прогнозирование и профессиональный успех.   5. Фактор целеполагания и профессиональный успех.   6. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры.    Вопросы для самоконтроля   1. Как связаны между собой познание профессионального мира и профессиональный успех?   2. В чем заключается понятие успеха в профессиональной деятельности?

 

3.

 

При помощи каких средств достигается профессиональный успех?   4.

 

Как строится прогноз профессионального успеха?   5. Какой уровень мотивации в профессиональной деятельности является успешным?   6. В чем, по-вашему, главный критерий успешности профессиональной деятельности?    Тема 7. Классификация профессий  и проблемы самоопределения   1. Самоопределение и «психологический портрет» профессионала в общественном сознании.

 

2. Типичные варианты понимания человека («Я» — концепция профессионала и профессионального самоопределения).   3.

 

Типичные варианты понимания человека в профессии.   4. Профессиональное самоопределение и актуализация человека в профессии.    Вопросы для самоконтроля   1. В чем заключаются психологические механизмы и условия активного профессионального самоопределения и самоактуализации человека?

 

2. Опишите классификацию профессий, в основу которой положен критерий направленности трудовых усилий человека на объект труда?   3. Что рассматривается в понятии «психологический портрет профессионала»?

 

4.

 

Какие варианты понимания человека вы знаете?

 

5. Оказывает ли профессия какое-либо влияние на человека? Если нет, то мотивируйте свой ответ. Если да, то объясните какое и каким образом.    Тема 8.

 

Психофизиологические основы способностей   1. Социологические, экологические, правовые аспекты проблемы профессионального самоопределения.   2. Социальные нормы как регуляторы поведения и деятельности.   3. Профпригодность.

 

Типы профпригодности.    Вопросы для самоконтроля   1.

 

Чем различаются понятия «профессиональная пригодность» и «профессиональная одаренность»?   2. Как разделить понятия «профессиональная пригодность» и «профессиональный отбор»?   3. Как вы определите понятие «профессиональная компетентность»?   4. Что такое социальная установка и каково ее влияние на развитие личности в целом?    Тема 9.

 

Современный мир профессий, тенденции  в его развитии.

 

Выбор профессии   1. Профессиональное самоопределение.

 

2. Профессиональная готовность к выбору профессии.   3.

 

Общечеловеческие ценности.   4. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.   5. Факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.    Вопросы для самоконтроля   1. Как система общечеловеческих ценностей влияет на профессиональное самоопределение и выбор профессии?   2. Как вы думаете, что в большей мере влияет на выбор профессии в современном обществе — наличие интереса и способностей к данной профессии или уровень ее престижности?

 

3.

 

Что говорит о том, что человек готов к выбору профессии?

 

4. Как объяснить причины ошибок при выборе профессии?   5.

 

Что означает выражение «поиск себя в профессии»?  Тема 10. Профессиография   1. Система работы по педагогическому руководству профессиональным самоопределением.   2. Профессиональное самоопределение учащихся глазами педагога, родителя, врача.   3. Понятие профессиограммы и ее функции.

 

4. Методы профдиагностики и требования к ним.   5. Психологический прогноз.    Вопросы для самоконтроля   1.

 

Каковы особенности педагогического руководства профессиональным самоопределением?   2. Как педагоги, родители, врачи интерпретируют факт профессионального самоопределения учащихся?   3. Какую информацию обычно содержит профессиограмма?   4.

 

На какой основе строится психологический прогноз успешности обучения и дальнейшей деятельности?

 

Тема 11. Типы профпланов   1. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития:   а) кризис нереализованности;   б) кризис опустошенности;   в) кризис бесперспективности.   2. Понятие личного профессионального плана и критерии его составления.   3. Структура профплана.   4. Варианты профпланов.    Вопросы для самоконтроля   1. Что вы понимаете под профессиональным планом?   2.

 

Какими требованиями необходимо руководствоваться при составлении профплана?

 

3. Что вы понимаете под постоянством и вариативностью профплана?   4. Как соотносятся жизненный и профессиональный план?  Тема 12. Условия успешного профессионального  самоопределения   1.

 

Жизнь — это дорога по профессиональному пути.   2. Человек без дела.   3. Важность профессии для человека.   4. Биографические примеры людей успешных в профессии.   5. Способности и проблема их развития.    Вопросы для самоконтроля   1. Каково влияние уровня самооценки на успешность профессионального и личностного самоопределения?   2. Какое место занимают способности человека в профессиональном самоопределении?   3. Можно ли проследить зависимость между общими и специальными способностями? Какие способности относят к специальным?   4. Как вы понимаете выражения: «Выбор профессионального пути есть выбор жизненного пути»; «Развитие профессионала есть развитие личности в целом»?    Тема 13. Этапы профессионализации   1. Профессиональное самоопределение как поиск возможностей развития личности.   2.

 

Психологическое профессиоведение.   3. Продукты труда и их разнообразие.   4. Общая классификация результатов трудовой деятельности.    Вопросы для самоконтроля   1. Возможна ли классификация продуктов трудовой деятельности человека?

 

Аргументируйте свой ответ.   2. Что такое ориентация в мире профессий и ее влияние на профессиональное самоопределение личности?

 

3. Творческая мастерская: составьте кроссворд (сканворд) на тему «Мир профессий»; постарайтесь внести в него новые, малоизвестные профессии; поменяйтесь работами с товарищем по группе. Решите кроссворды друг друга.  Тема 14. Разновидности социальных норм   1. Идейно-политические.

 

2. Философско-методологические.   3. Научные.   4. Правовые.   5.

 

Нравственные   6.

 

Этические.   7. Эстетические.    Вопросы для самоконтроля   1. Как могут влиять на выбор профессии идейно-политические и нравственные социальные нормы?   2.

 

В чем может заключаться проблема влияния на человека таких социальных норм, как научные, нравственные, философско-методологические?   3. Какова проблема этических и эстетических норм в современном профессиональном мире (на примере телевидения, печатных изданий и др.)?    Тема 15. Развитие человека, как субъекта труда.  Фазы развития профессионала   1. Этапы допрофессионального развития.   2. Дошкольный онтогенез.   3. Школьный онтогенез.

 

4.

 

Основные фазы развития профессионала (оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник).    Вопросы для самоконтроля   1. Что означают понятия «оптант», «адепт», «адаптант»? Что, на ваш взгляд, их объединяет?

 

2. Что может быть общего в понятиях «мастер», «авторитет», «наставник» и в чем заключается их различие.   3. В чем заключается влияние игры (игровой деятельности ребенка дошкольного возраста) в становлении профессионального самоопределения?

 

Тема 16. Психологические аспекты изучения

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх