Рeвская н e — психология мeнeджмeнта конспeкт лeкций 6

Дифференцырованностъ профессионального опыта определяется следующими характеристиками.   1. Количеством и разнообразием упорядоченных в опыте  управленческих ситуаций.  2. Степенью их типологизированности.   3. Разнообразием «поведенческого репертуара» руководите  ля в различных ситуациях.

 

Интегрированностъ опыта — мера скоординированности его компонентов, производная от дифференцированности. Она включает в себя два основных аспекта: 1) то, насколько упорядочены и скоординированы компоненты опыта; 2) то, насколько они не противоречат друг другу, объединены общим смыслом и позицией руководителя.   Дифференцированность и интегрированность в совокупности дают обобщенную характеристику — степень организованности опыта.

 

Высокая организованность является важнейшим условием для проявления основного свойства оперативной памяти в деятельности руководителя — высокой мобилизационной готовности информации, находящейся в памяти.   Индивиду’ализированность опыта. Опыт складывается в результате собственных достижений и ошибок, поэтому нет единой для всех структуры опыта, набора ситуаций, которые нужно знать. Что хорошо для одного-для другого неприемлемо.   Избирательность (селективность) опыта основана на аналогичном свойстве долговременной памяти. Важное условие формирования опыта — его постоянное обогащение, но если оно будет иметь характер механического суммирования информации, то возникнет информационная перегрузка.

 

Поэтому в структуру профессионального опыта встроен механизм селекции.

 

Тенденция к смысловой интеграции опыта тоже основана на сходной закономерности долговременной памяти. Противоре-  111    чия опыта расцениваются как негативный фактор. Существуют теории «когнитивного диссонанса» и «когнитивного соответствия» (Л. Фестингер).   Операциональностъ профессионального опыта заключается в том, что в его основные «единицы» ситуации включаются обязательно и способы их преодоления.

 

Продуктивность опыта базируется на аналогичной характеристике мнемических процессов, являясь ее следствием.   Одним из компонентов опыта являются неписаные («золотые») правила руководства. Вот некоторые из них: феномены «излюбленной альтернативы», «любимых причин», «краев и середины» (середина сообщения запоминается хуже) и др.   На профессиональном опыте руководителя основывается очень важный регулятор управленческой деятельности — индивидуальная управленческая концепция (ИУК).

 

Это система устойчивых взглядов на методы и способы управления, его цели и задачи, стиль и требования к подчиненным.  Глава 17   МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  17.1. Общепсихологическое понятие мышления   Мышление — наиболее сложный когнитивный процесс, играющий важную роль в деятельности руководителя.

 

Это социально обусловленный и неразрывно связанный с речью процесс отражения и познания явлений действительности в их существенных признаках и взаимосвязях.   Формируется мышление на основе ощущения и восприятия, но выходит далеко за их пределы. Характеристика мышления — это описание его основных свойств; операций, образующих процесс мышления; его форм, видов, основных этапов.   Основные свойства мышления: неразрывная связь с речью, социальный характер, обобщенность, опосредованность, про-блемность.  112     Основные операции мышления: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация, сравнение, категоризация и др.   Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.   Основные виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (отвлеченное).  Основные этапы мыслительного процесса.   1. Возникновение проблемной ситуации, осознание ее чело  веком, представление этой ситуации как задачи.   2. Мыслительный поиск, который направлен на анализ, ос  мысление, разрешение задачи.   3. Определение принципа решения, возникновение ключе  вой идеи, способствующей нахождению решения.

 

Для обозна  чения этого момента в мыслительном процессе используют по  нятия «инсайт», «озарение», «функциональное решение».

 

4. Конкретизация общего решения и его реализация в пове  дении.   Эти общие положения раскрывают психологическое содержание мышления и составляют основу для определения его специфики в деятельности руководителя.  17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя   Для понимания своеобразия этого процесса в управленческой деятельности надо учитывать следующие характерные особенности современного состояния проблемы мышления в деятельности руководителя.

 

1.

 

Уникальность роли мыслительных процессов в обеспечении эффективной управленческой деятельности.   Хороший руководитель — это умный руководитель, а значит, нет никакой особой специфики связи мышления с успешностью руководства.

 

Связь эта прямая и определяющая. Такое же упрощенное понимание констатировалось для другого процесса — памяти. Все закономерности психологии мышления можно и нужно непосредственно перенести на характеристику  113    мышления руководителя. Сама же проблема мышления — безгранична.   2. Мышление руководителя рассматривается обычно в каче  стве одного из видов — как практическое мышление. Этот вид  наиболее характерен для управленческой деятельности, кото  рая опирается на весь потенциал и на все особенности когни  тивных процессов, но предполагает в каждом из них наличие  специфических для нее видов.

 

3. Большинство данных о мышлении в психологии, вместе с  тем, получено при изучении теоретического вида мышления.

 

Их справедливость для практического мышления и то, какие  особенности присущи этому виду, изучаются в специальном  направлении, которое обозначают как «психология практиче  ского мышления».

 

Стимулом к ее развитию стали общетеоре  тические работы С. Л.

 

Рубинштейна и классическая работа  Б. М. Теплова «Ум полководца».

 

Практическое мышление в целом, а руководителя в особенности, связано с деятельностью иначе, чем теоретическое, так как весь процесс мышления осуществляется для решения определенных практических задач и реализуется параллельно с выполнением других функций руководителя. Вот почему задачи для практического мышления ставит сама практическая деятельность, а не теория. Особенность практического мышления — умение правильно ставить и формулировать задачи и проблемы.   Теоретический ум ищет в проблеме ее истинное, единственное решение, а в практическом мышлении дело обстоит иначе: руководитель часто стремится не к максимально эффективному решению, а к приемлемому, удовлетворительному («satisfacing», по Г. Саймону).   Выступая по отношению к подчиненным в специфической роли «оценщика» правильности их решений, руководитель должен иметь готовые критерии решения проблем, подлежащих оценке. Специфична для практического мышления руководителя и форма ответственности за решение задач и про-  114    блем — не только за результат, но и за сам процесс этого решения.   Позиция субъекта для теоретического мышления является познавательной, а для практического мышления — исходно преобразующей. Отличен от теоретического и сам характер работы практического мышления с информацией о проблеме. В первом случае выделяются общие, главные черты, во втором — детали, частности, которые нередко подсказывают путь решения всей проблемы.

 

Упущение детали на практике может иметь необратимые последствия.

 

В психологии практического мышления в связи с этим введено понятие «принцип потенциальной существенности» каждого элемента проблемы.

 

Он предполагает наличие «изощренной наблюдательности» — специфической особенности, позволяющей замечать детали, которые могут стать потенциально существенными.

 

Следующая специфическая особенность практического мышления руководителя связана с содержанием и условиями управленческой деятельности. По содержанию управление требует мысленного оперирования с информацией о людях, «социальных объектах», характеризующихся большой степенью сложности и скрытостью от непосредственного восприятия, а поэтому трудностью «расшифровки» и однозначностью интерпретации.

 

Неопределенность мыслительных задач руководителя может возникать в силу некоторых психологических причин: дефицит или избыточность информации, высокая степень ее сложности.   Любая управленческая задача как предмет мышления руководителя имеет свойство комплексности информации, так как организация — это социотехническая система (люди и производство).

 

Важнейшим профессиональным требованием к руководителю является сочетание высокого уровня системного мышления с достаточным развитием его аналитических сторон.  115     Управленческие ситуации характеризуются свойством изменчивости — динамичности. Вариативность ситуаций требует активной продуктивной мыслительной работы, а скорость их изменения придает управленческой деятельности другую специфическую особенность — режим «цейтнота» (хронического дефицита времени).

 

Это требует от практического мышления высокой скорости, оперативности включения в ситуацию, быстрой переключаемости от действий к осмыслению. Управленческое решение оценивается двумя главными критериями: адекватностью (качеством) и своевременностью. Скорость мышления зависит от особенностей организации памяти и профессионального опыта. Динамичность мышления зависит также от скорости актуализации информации из памяти и готовности системы знаний к использованию.

 

Решения руководителя должны быть конкретными — тогда они более понятны другим. Умение составлять простые планы — следствие интеллектуальной мощи.   Эта мыслительная особенность руководителя, являющаяся одновременно важным профессиональным требованием к нему, базируется на психологическом механизме «конкретизирующего синтеза». Это не просто переход от общего к частному, а выведение частного, конкретного из множества исходных посылок — общих и конкретных, но подвергнутых предварительному обобщению (синтезу).   Способность к выработке простых и конкретных планов основана на психологически разных механизмах: способность генерации большего количества максимально разнообразных и оригинальных планов, быстрота и легкость составления планов, наличие нескольких планов одновременно и внесение в них изменений под влиянием изменений обстановки, жесткость, воля в проведении своего плана. Эти свойства составляют своеобразное качество руководителя, определяющее его как «делателя планов» (faeseur de plan).   Важнейшее условие эффективности руководства — пропорциональное сочетание ума и воли, что отражено в знаменитой  116    «формуле квадрата». Его основание — воля, высота — ум, площадь — успех деятельности. Полный баланс встречается редко.

 

Воля в деятельности руководителя формирует его специфические свойства: инициативность, решительность, умение брать ответственность на себя, «осторожная смелость».

 

Все это обозначается особым обобщающим свойством — «стремящимся разумом».   Важная черта практического мышления руководителя — стрессустойчивость. Обычно отрицательные эмоции подавляют мыслительные процессы, но существуют большие индивидуальные различия. Обнаружено свойство личности, заключающееся в том, что неблагоприятные условия могут стимулировать мыслительную деятельность.   Фактор высокой напряженности управленческой деятельности — ее полипроблемный характер, наиболее специфическая черта. Происходит интерференция мыслительных задач — их отрицательное влияние друг на друга.

 

При этом сам процесс практического мышления руководителя приобретает многофо-кусность — развертывание одновременно по нескольким направлениям.

 

Это очень быстрое и частое переключение с одних задач на другие.   Существует еще одно специфическое качество практического мышления руководителя — свойство прогностичности мышления, способность учитывать и актуальную информацию, и информацию предвидения. Это продукт опережающего отражения будущего состояния управляемой системы.   Главная трудность решения прогностических задач в управлении состоит в том, что они требуют учета поведения других людей, часто противоречивого. Поэтому прогностичность мышления руководителя неотделима от такого важного мыслительного качества, как рефлексивность (способность встать на позицию другого и предвидеть на основе этого его поведение). Особенно важна роль рефлексивных механизмов в конфликтных ситуациях и в ситуациях конкуренции.  117    17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя   Главными среди основных свойств мышления в деятельности руководителя являются следующие.   Направленность на реализацию. Конечная цель мыслительного процесса — нахождение решения, являющегося достаточным для преодоления конкретной ситуации, а не «единственно верного» ответа как такового. Результатом процесса практического мышления должно быть решение, обладающее свойством реализуемости.

 

Мотивируемость — один из аспектов более общего свойства: реализуемости, хотя и очень специфический.

 

Решения руководителя претворяются в жизнь исполнителями, поэтому для эффективной реализации эти решения должны нести в себе «мотивационный заряд», мотивировать подчиненных на их реализацию. Для этого они должны быть понятны, справедливы и обоснованны, должны отвечать интересам и целям как исполнителей, так и вышестоящего руководства.   Индивидуализированность.

 

Профессиональный опыт руководителя является критерием оценки степени достоверности любой информации. Он складывается по-разному и существует в разной форме в зависимости от личностных качеств руководителя. Специфическим проявлением индивидуализированно-сти мышления руководителя (особенно высшего уровня) является нежелание объективировать свое мнение и решения. Это ведет к тому, что и процесс и результаты принимают еще более индивидуализированный характер.   Преобладание неспецифической мотивации в мышлении руководителя. Мотивация бывает двух основных видов. Специфическая мотивация состоит в том, что мышление побуждается интересом к самому процессу поиска неизвестного, а неспецифическая — в том, что мышление побуждается внешними мотивами.   «Оценочность» мышления руководителя связана с его практической направленностью и прагматичностью задач. Если  118    оценка опережает мышление, это может привести к предвзятости восприятия фактов и к игнорированию тех, которые не соответствуют этой оценке.

 

«Податливость» объекта мышления — интереснейшее свойство практического мышления. В теоретическом мышлении объекты, с которыми приходится оперировать человеку, вся система данных не подлежат изменению, а объект мышления руководителя-люди, ситуации могут и должны быть преобразованы, изменены.

 

В этом — главный путь нахождения решения.

 

В теории управления есть понятие «мера управляемости», сходное с понятием «податливость» (К. Дункер). Знание степеней податливости различных компонентов управления и умение их использовать — важная черта практического мышления руководителя.   «Антиномичность» практического мышления в целом и мышления руководителя. В управленческой деятельности постоянно присутствуют противоречия, что часто приводит к диаметрально противоположным подходам в решении задач (например, «максимизация прибыли — минимизация затрат» и др.).

 

Многие ситуации управления в силу своей сложности и противоречивости не допускают их разрешения только через рациональное, логическое мышление.   «Антиномичность» мышления — это следствие антиномич-ности, объективной противоречивости управленческих ситуаций, а способность выходить из них — важное качество мышления руководителя. Особый способ снятия антиномий описан А. Планкеттом и Г. Хейлом как феномен «синергетической альтернативы». Это — нахождение такого варианта выхода из ситуации, который заставляет противоречия преодолевать друг друга, а не только устраняет ее исходную противоречивость.   Проблема интуиции — наиболее сложная проблема психологии мышления. Ее характеризуют следующие особенности: непосредственность, самоочевидность, простота решения в сочетании со сложностью исходных условий, мгновенность, не-осознаваемость процесса нахождения решения. Интуиция свя-  119    зана с более общими интеллектуальными способностями и механизмами, а не только с особенностями процесса мышления.  Глава 18 ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ  18.1. Понятие интеллекта в психологии   Интеллект (от лат.

 

intellectus — познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление.

 

Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.   Связь интеллекта с управлением очевидна и первостепенна по значимости. Изучена тема «интеллект руководителя» недостаточно, лишь в теоретической форме. Практический интеллект, связанный с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, считался низшим, более простым типом, не заслуживающим внимания.

 

Его труднее исследовать научными методами, поскольку они должны применяться в естественных условиях профессиональной деятельности, а не в лабораторных.   Этот взгляд, в корне ошибочный, изменился благодаря ставшей классической работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический интеллект на материале деятельности великих полководцев и государственных деятелей. Теплов говорит о том, что умственная работа ученого яснее и спокойнее (но не обязательно легче), чем умственная работа политика или полководца.   Практический интеллект в ряде аспектов богаче и комплекс -нее, чем теоретический, но обладает специфическими особенностями.   Интеллект в широком смысле — совокупность всех познавательных особенностей человека. Познавательные процессы  120    взаимосвязаны и образуют целостную систему.

 

В психологии выделяют частные (специальные) и общие способности. Общие способности первичны, так как в большей степени предопределены генетически, чем специальные. История развития психологии интеллекта, а также его основные модели концентрируются вокруг вопроса о соотношении частных и общих познавательных функций, интеллектуальных способностей.   К. Спирмен, автор первой модели интеллекта, определил, что уровни развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.) взаимосвязаны.

 

Он предположил в интеллекте существование двух основных факторов: общего фактора (general factor, G-фактор) и специфического для каждой познавательной функции фактора (S-фактор). Эта модель называется «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ее строения — иерархический, имеет два соподчиненных уровня (G- и S-факторов). G-фактор Спирмен определяет как «общую умственную энергию», собственно интеллект.   В многофакторной модели Л. Терстоуна существование G-фактора отвергается, ее суть заключается в том, что интеллект состоит из множества первичных умственных способностей. Терстоун насчитывает их семь: 1) «S» — пространственный фактор, 2) «Р» — восприятие (детализация зрительных образов), 3) «N» — вычислительный, 4) «V» — вербальный, 5) «F» — беглость речи, 6) «М» — память, 7) «R» — логическое рассуждение.   Модель Дж, Гилфорда тоже является многофакторной, но в ней выделяется 120 узкоспециализированных и независимых друг от друга познавательных способностей. Зависят они от трех основных параметров интеллектуальной деятельности: содержания (4 типа), характера интеллектуальных операций (5 типов) и ее целей (6 видов). 4x5x6=120 специальных способностей (кубическая модель интеллекта Гилфорда).

 

Основная заслуга Гилфорда — выделение двух типов мышления: дивергентного и конвергентного. Первый — это показатель творческого начала, второй направлен на поиск един-  121    ственно верного решения, являясь индикатором логического мышления.   Р. Кеттел в своей модели, не отрицая существования общего и частных (парциальных) факторов, указывает на два различных типа интеллекта: кристаллизованного (связанного) и текучего (свободного). Первый является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит; второй характеризует биологические возможности нервной системы индивида. Кристаллизованный тип больше связан с вербальным интеллектом.   Впоследствии Л. Хамфрейс доказал, что оба эти типа интеллекта связаны друг с другом и входят в общий, так называемый интеллектуально-образовательный фактор, что сближает эту модель с моделью К.

 

Спирмена. Общая психологическая закономерность при исследовании различных сторон интеллекта — отчетливое выделение G-фактора, что говорит о наличии общего интеллекта как неоспоримой психологической реальности.   Структура интеллекта очень сложна — она хоть и базируется на общем факторе, но к нему не сводится. Один из современных обобщающих подходов к пониманию интеллекта рассматривает его как целостную систему «ментального» (умственного) опыта человека и психических механизмов, обеспечивающих его накопление, обработку и использование. В интеллекте (ментальном опыте) выделяются три уровня.   1.

 

Когнитивный опыт — структуры, обеспечивающие хра  нение, систематизацию и использование информации; их пред  назначение — оперативная переработка текущей информации.   2.

 

Метакогнитивный опыт — структуры, позволяющие че  ловеку осуществлять саморегуляцию своей интеллектуальной  активности; их предназначение — контроль интеллектуальных  ресурсов.   3.

 

Интенциональный опыт — структуры, лежащие в основе  индивидуальных интеллектуальных способностей; их предна  значение — субъективное предпочтение определенной пред  метной области и направления поиска решений.  122     Специфические проявления интеллектуальной деятельности руководителя характеризуются следующими понятиями психологии интеллекта.   Метакогнитивная осведомленность — знание своих интеллектуальных качеств и умение их оценивать, способность к мобилизации своих интеллектуальных резервов для решения сложных проблем.   Открытая познавательная позиция — наличие легкой, эмоционально положительной восприимчивости явлений действительности.

 

Среди интеллектуальных стилей выделяются три основных, наиболее четко проявляющихся в управленческой деятельности.   Исполнительский стиль — действие по правилам и общепринятым нормам.   Законодательный стиль — разработка новых путей к решению проблем.   Оценочный стиль — работа с готовыми системами, которые «приводятся в порядок». Люди этого типа анализируют, критикуют и усовершенствуют проблемы.   Среди высших проявлений интеллектуальных способностей выделяют определенные типы интеллектуальной одаренности.   Сообразительные — с коэффициентом интеллекта больше 135 баллов (по шкале Д. Векслера норма — 100-115 баллов).   Блестящие ученики — люди с высокими показателями учебных достижений.

 

Креативы — люди, порождающие творческие, оригинальные идеи в большом числе и испытывающие потребность в решении сложных проблем.   Компетентные — люди, имеющие большой объем профессиональных знаний и опыт практической работы.   Талантливые — люди с чрезвычайными интеллектуальными достижениями, нашедшие признание в общественно значимых формах.  123     Мудрые — люди с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом и предсказанием «обыденной» жизни.   В заключение характеристики природы и структуры интеллекта надо подчеркнуть, что интеллектуальные способности в психологии трактуются как одна из общих способностей личности в целом. Но в эту категорию входят и иные, аналогичные «по рангу» степени обобщенности способности личности: креативность, обучаемость, рефлексивность. В деятельности они выступают в неразрывной связи с интеллектом, составляя основу для новых особенностей интеллектуальной деятельности. Для управленческой деятельности наиболее значима комплексность строения общих способностей.

 

Поскольку интеллект является одной из общих способностей, последние влияют на него, что необходимо учитывать при характеристике практического интеллекта руководителя.

 

18.2.

 

Интеллект и эффективность управленческой деятельности   В начале 60-х годов была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эффективность управленческой деятельности и интеллект. Американский психолог Е. Гизелли обнаружил, что между ними существует не прямая зависимость (как считалось долгое время и что блокировало исследования в данной области), а криволинейная. Наиболее успешной деятельностью характеризуются руководители, имеющие не очень высокий интеллект, а некоторую оптимальную степень его выраженности. Неожиданность этих результатов стимулировала новые исследованияв этой области. Они подтвердили установленную зависимость, которая в настоящее время стала хрестоматийной.   И все же эти результаты, несмотря на их многочисленность и убедительность, плохо согласуются с обыденным представлением о том, что «хороший руководитель — это очень умный руководитель». Выявление причин противоречия научных и  124    эмпирических данных позволяет раскрыть суть связи интеллекта с эффективностью управленческой деятельности, сложность их взаимодействия. В концепции «промежуточных факторов» Ф. Фидлера и А. Лейстера описаны некоторые из этих причин.

 

Она базируется на том, что связь интеллекта с успешностью управленческой деятельности является множественно опосредованной, а не прямой. На эффективность деятельности влияют многие причины, а не только интеллект, который оказывает на нее воздействие через множество промежуточных переменных: уровень мотивации руководителя, его опыт, отношения с начальством и управляемой группой.   Практически все тесты, при помощи которых диагностируются интеллектуальные способности, адресованы теоретическому, абстрактному интеллекту, а не его практическому компоненту. Требования к интеллектуальным функциям менеджера часто несопоставимы с требованиями, на которых построены существующие тесты. Поэтому результаты противоречивы.   Криволинейная зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня интеллекта объясняется и другими причинами, установленными в последнее время, в частности:   1) наличие обратной связи между уровнем интеллекта и ста  жем управленческой деятельности;   2) наличие высокого интеллекта у людей с относительно  меньшим стажем управленческой деятельности.   Снижение интеллектуальных показателей при увеличении стажа имеет две основные причины: естественная возрастная инволюция психофизиологических функций, в том числе и интеллекта, и «забывание» академических знаний и навыков, на которых основано большинство интеллектуальных тестов. Интеллект руководителя становится в большей степени практическим, чем теоретическим. На общую эффективность управленческой деятельности большее влияние оказывают стаж и производный от него профессиональный и жизненный опыт, а не интеллект как таковой.  125    18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя   Все положительные общечеловеческие качества, и в том числе интеллектуальные, полезны для деятельности руководителя. Какие же из них наиболее специфичны управленческой деятельности? Ответ на этот вопрос определяется современными представлениями о структуре когнитивных процессов и строении интеллекта.   Понятие «интеллект» определяется как интеграция всех частных и общих познавательных способностей человека. Частные, познавательные способности связаны с конкретными психическими процессами — восприятием, памятью, мышлением и др., а общие способности характеризуют целостное функционирование этих процессов. Интеллектуальные способности в своем комплексном проявлении неразрывно связаны с другими общими способностями: креативностью, обучаемостью, саморегуляцией, активностью.   Интеллектуальная деятельность руководителя развертывается в условиях, специфичных по предмету деятельности (совокупность «социальных объектов») и по степени жесткости — режиму ответственности, требований и др. Это определяет исходную прагматичность позиции руководителя; на первый план выдвигаются практические компоненты интеллекта.   Интеллект руководителя под влиянием объекта и условий деятельности имеет практически-социальный характер, поэтому его частные и общие свойства приобретают определенное своеобразие.   Специфические особенности отдельных психических процессов одновременно являются специфическими характеристиками интеллекта руководителя в плане его частных познавательных способностей. Поэтому они выступают как категории интеллектуальных качеств руководителя.

 

Каждый процесс имеет специфические для управленческой деятельности черты и психологические особенности.   Главная особенность восприятия в том, что его ведущий тип в управленческой деятельности — социальная перцепция, про-  126    цессы межличностного восприятия. Они насыщены оценочными, самооценочными, рефлексивными, объяснительно-интерпретационными, экспрессивными операциями, а поэтому выходят далеко за рамки восприятия как такового. На основе совершенствования навыков межличностного восприятия развивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность — психологическая проницательность. Она чрезвычайно важна для управленческой деятельности.   В процессах памяти особое место в обеспечении успешного управления принадлежит ее двум основным типам — оперативной и долговременной памяти. От процессов оперативной памяти специфика управленческой деятельности требует их особого качества — свойства мобилизационной готовности. Используя ресурсы долговременной памяти, управленческая деятельность формирует профессиональный опыт руководителя. Мера его полноты, адекватности, богатства — также специфический регулятор интеллектуальной деятельности и является важнейшим качеством руководителя.

 

Аналогичная закономерность существует и для процессов мышления. Под влиянием специфики управленческой деятельности его общие особенности предстают в форме практического мышления.   В своей основе любая из особенностей процесса практического мышления имеет какую-либо интеллектуальную способность: прогностичность, рефлексивность, систематичность, оригинальность и др.   Наряду с частными познавательными способностями интеллект руководителя имеет обобщенные свойства и проявления, определяющие собой уровень его специальных, частных способностей.   Доминирующее место в структуре практически-социального интеллекта занимает вербальный интеллект. Он имеет обобщенные свойства и присущие ему в целом проявления.

 

Характер направленности невербальной составляющей интеллекта на оперирование абстрактным, формальным материалом обу-  127    словливает ее подчиненное место по отношению к вербальному интеллекту.   В деятельности руководителя по аналогичным причинам относительно большая нагрузка ложится на конвергентное мышление (Дж. Гилфорд), так как этот тип наиболее соответствует практическим задачам как таковым в отличие от теоретических, требующих дивергентных способностей.   По отношению к управленческой деятельности фактор «связанного» интеллекта представляется более важным, чем «свободного», так как он непосредственно соотносится с профессиональным опытом руководителя, являясь основой его формирования.

 

Большое значение в организации управленческой деятельности имеет интеллектуальное свойство метакогнитивнои осведомленности, состоящее в адекватном самовосприятии и использовании сильных сторон своего интеллекта, а также в умении скрывать его слабые стороны. Это — основной механизм высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. Он, однако, специфичен по отношению к деятельности руководителя.   1. Более выраженным он становится в связи со сложностью  и жесткостью условий управленческой деятельности, прояв  ляющих сильные и слабые стороны интеллекта руководителя.   2. Учет своих «плюсов» и «минусов» является главной при  чиной формирования стиля деятельности, наиболее соответ  ствующего личностным особенностям.   3. Главная «забота» руководителя — его имидж, репутация,  авторитет. Метакогнитивная осведомленность поэтому стано  вится регулятором внешнего поведения руководителя: выбира  ются способы воздействия на подчиненных, базирующиеся на  «сильных сторонах» и подчеркивающие их.   Открытая познавательная позиция — другое обобщенное интеллектуальное качество, которое также специфично для деятельности руководителя. На нем основываются важные особенности его поведения и такие качества, как «восприимчивость к новому», «готовность изменить взгляды» и др. Это ка-  128    чество — необходимое условие для проявления креативности и самообучаемости в деятельности руководителя.   Специфичны также проявления интеллектуального стиля в управленческой деятельности. Основные стили — исполнительский, законодательный, оценочный — не вполне отвечают комплексному характеру деятельности руководителя.

 

Комбинированный интеллектуальный стиль является для нее оптимальным.   Достаточно отчетливо среди основных типов интеллектуальной одаренности выделяются два — «компетентные» и «мудрые», наиболее отвечающие своеобразию управленческой деятельности.   Поскольку интеллект входит в целостную структуру общих способностей личности, испытывая на себе их воздействие и приобретая специфику проявления в деятельности, то очень важна его связь с такой общей способностью, как обучаемость.   В интеллектуальной деятельности руководителя многообразны и специфичны проявления такой общей способности, как креативность. Это нашло отражение в понятии «творческое отношение к делу» в «обыденной психологии управления». Различают в психологическом плане ряд основных направлений влияния этой способности на управленческую деятельность.   1. На креативности основано такое важное качество руково  дителя, как «умение видеть проблемы», что является важней  шим фактором эффективного управления.

 

2.

 

Роль креативности еще более выражена в реализации  функции формулировки новых задач перед подчиненными.   3. Креативность проявляется и в решении уже существую  щих проблем.

 

Руководитель должен уметь предложить нетра  диционное решение проблемы, это укрепляет его профессио  нальный и социальный авторитет.   4.

 

Особое значение креативность имеет для реализации ин  новационной функции, являющейся одной из основных в  управленческой деятельности.  5 Зак.95 129     5.

 

Креативность необходима для реализации экспертно-консультативной функции.   Аналогичную роль в организации управленческой деятельности играет способность к саморегуляции. Эта общая способность выступает основой для определенного симптомоком-плекса более частных познавательных и личностных свойств, влияющих на реализацию главных функций управления.   1. Произвольная саморегуляция выражается в основных опе  рациях и свойствах практического мышления (планирование,  прогнозирование, контроль, оценка).   2. Саморегуляция обеспечивает критичность мышления —  важное качество интеллектуальной деятельности руководите  ля.   3. Способность к саморегуляции дает возможность наилуч  шим образом распоряжаться своими интеллектуальными и  иными ресурсами.   4. На основе саморегуляции можно управлять собственным  состоянием и контролировать его, что очень важно в работе  руководителя.

 

Это свойство также является одним из факторов  стрессустойчивости к негативным внешним воздействиям.   Рефлексивность как общая способность личности также проявляется в деятельности руководителя специфическим образом. Она придает его интеллектуальным функциям своеобразие.   Эта способность — психологическая основа для механизмов рефлексивного управления. «Управляющий» ожидает, что «управляемый» поведет себя в ситуации так же, как и он сам, т. е.

 

правильно.   В психологии есть понятие «рефлексивная пауза», в результате которой в поведение включаются новые интеллектуальные операции. Важное доказательство интеллектуальной зрелости — умение держать паузу.  130     Управленческая деятельность предъявляет и противоположные требования к интеллектуальным способностям руководителя — необходимость скорости переработки информации, ее актуализация, скорость реакции на события и на принятие решений.

 

Со «скоростным фактором» связана еще одна общая способность — общая активность. Ее психологическая основа — определенный уровень общей активированности нервной системы, зависящий от особенностей нейрофизиологических структур мозга и всего организма в целом. От интеллектуальной активности зависит уровень развития таких важных управленческих качеств, как общительность, предприимчивость, доминантность, стремление к достижениям и др. В психологии управления понятием «общественная энергичность» обозначают симптомокомплекс качеств руководителя, производный от общего свойства активности.   Важное свойство для руководителя -устойчивость (толерантность) к неопределенности. Она имеет сложную психологическую структуру и включает в себя три основных компонента:   1. Способность когнитивной компенсации неопределенно  сти (восполнения недостающей информации).

 

2. Восприятие неопределенных ситуаций как рядовых, хотя  и трудных, а не как психотравмирующих.   3.

 

Комплекс собственно личностных качеств: экстравертиро-  ванность, эмоциональная стабильность, интернальность и др.   Свойства устойчивости и склонности к неопределенности независимы друг от друга. В зависимости от сочетания меры выраженности этих свойств существует типология личностей руководителей.

 

Самая большая профессиональная эффективность принадлежит лицам, сочетающим в себе высокую устойчивость к неопределенности с еще одной интересной, но реже встречающейся способностью — склонностью к неопределенности.  131    Глава 19   РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  19.1. Общая характеристика регулятивных процессов   Когнитивные психические процессы непосредственно даны человеку в его самонаблюдении, их роль в обеспечении любой деятельности самоочевидна. Для целостной организации деятельности недостаточно одних когнитивных процессов, так как любой такой процесс — это определенная абстракция, а в такой сложной деятельности, как управленческая, они осуществляются комплексно. Поэтому должны быть специальные процессы, регулирующие работу когнитивной системы.   Все когнитивные процессы связаны друг с другом, но они взаимодействуют и с другими психическими процессами: эмоциональными, мотивационными, волевыми. По своей исходной ориентации они направлены на познание, ориентировку в среде, переработку информации.   Однако эти процессы являются лишь одним из классов процессов, обеспечивающих управленческую деятельность. Другой класс — это совокупность психических процессов, обозначенная понятием «регулятивные процессы деятельности». В психологии в связи с этим сложились представления о еще одной подсистеме психических процессов — регулятивной. Регулятивные процессы направлены непосредственно на построение и регуляцию деятельности. Любая деятельность невозможна без процессов целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля, коррекции. Они все являются комплексными и синтетическими по своему строению, включая в свой состав основные когнитивные процессы, эмоциональные, волевые, мотивационные. Регулятивные процессы — это те синтетические образования, в которых достигается целостность работы основных психических процессов, поэтому их обозначают понятием «интегральные процессы» психической регуляции деятельности. Наряду с когнитивными процессами  132    они образуют второй основной класс психических процессов — регулятивных, или интегральных.   Процессы целеобразования, антиципации, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции формируются под влиянием специфически деятельност-ных задач и направлены на организацию деятельности. Одновременно они являются продуктом синтеза всех когнитивных процессов, а также эмоциональных, волевых и мотивацион-ных, считающихся процессами «первого порядка» сложности.

 

Поэтому регулятивные процессы рассматривают в качестве процессов «второго порядка». Они более комплексны, так как больше, чем все другие процессы, связаны с основными личностными качествами. Индивидуальная мера развития каждого из интегральных процессов сама по себе выступает как личностное качество.

 

Эти процессы мало изучены, лишь недавно они стали рассматриваться как особый класс психических процессов, обладающий специфическими психологическими особенностями.

 

Он наиболее характерен для управленческой деятельности, которая требует выполнения инвариантной совокупности главных управленческих функций. Описаны они были уже в «административной» (классической) школе и сохраняются во всех, в том числе и в современных, подходах.

 

Их реализация — суть управления как такового. Основные управленческие функции — это интегральные процессы ее организации. Руководитель же должен организовать и реализовать эти процессы.   Наиболее общая особенность интегральных процессов заключается в том, что по механизмам своей реализации они являются собственно психологическими образованиями, им присущи все основные свойства, характеризующие другие классы психических процессов (идеальность, предметность, субъективность, целенаправленность).   Другой общей особенностью интегральных процессов является существование для каждого из них специфического операционного состава средств, через которые они осуществляются. Важнейший признак любого психического процесса — нали-  133    чие собственного и специфического для него операционного состава. Например, операциями процесса мышления являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и др. Операции процесса принятия решения’ — распознавание исходной неопределенности, формулировка задачи выбора, генерация и селекция альтернатив и др.   Особенностями интегральных процессов являются синтетичность их состава и регулятивная направленность. Синтетичность любого интегрального процесса заключается в его комплексности, поскольку образуется он посредством синтеза других классов психических процессов — когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных. Регулятивная направленность состоит в ориентированности интегральных процессов на организацию деятельности и решение связанных с ней задач (выработка цели, составление плана и др.).   Интегральные процессы — связующее звено между когнитивными процессами и исполнительскими действиями, что тоже является их особенностью.

 

Они развертываются не только на основе когнитивных процессов, но и после них, а поэтому обозначаются как метакогнитивные.   Каждый интегральный процесс приурочен к определенному этапу организации деятельности. Совокупность этих процессов составляет целостный цикл организации деятельности — от формирования цели до коррекции результатов.   Большими различиями в сложности характеризуются задачи, связанные с организацией деятельности, поэтому различия меры сложности интегральных процессов тоже очень велики. В простых задачах они реализуются в редуцированной (сокращенной) форме, неосознанно, автоматически.

 

В этом случае они носят характер психологических операций.

 

При усложнении задач эти процессы приобретают самостоятельную цель и подлежат осознанию, приобретая форму действия; в предельно сложных случаях они превращаются во вполне самостоятельную деятельность.

 

Наиболее типична такая трансформация для управленческих задач и функций.  134     Интегральные процессы обладают свойством полиморфно-сти, выступая в трех основных формах, известных в психологии: операции, действия, деятельности.

 

Существует еще одна особенность, резко отличающая интегральные процессы от когнитивных. Когнитивные процессы образуют своего рода иерархию, на «вершине» которой находится процесс мышления, подчиняющий все другие процессы и включающий их в себя. Поэтому в психологии по отношению к когнитивным процессам используется понятие именно их иерархии. Система интегральных процессов представляет собой совершенно иную картину. Любой интегральный процесс может становиться ведущим, это зависит от изменения ситуаций, задач, этапа организации деятельности. Эти процессы основаны на базе иного, известного в науке и более общего принципа — гетерархического. Он предполагает наличие нескольких «управляющих центров» одновременно и возможность их динамичного перераспределения в зависимости от ситуации. От того, насколько полно в деятельности будут представлены и согласованы все эти процессы, зависит ее эффективность. Паритетность по значимости интегральных процессов отражает специфику управленческой деятельности и постоянно отмечается в теории управления.  19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности   Наряду с общими психологическими особенностями, характерными для класса регулятивных, интегральных процессов, каждый из них обладает определенными специфическими особенностями.

 

Целеобразование — это процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подцели отдельных действий. Цель — идеальная форма будущего результата, которая складывается у человека до начала деятельности и оказывает определяющее влияние на все ее содержание. В психологии цель рассматривается как системообразующий фактор деятельно-  135    сти, который определяет компоненты деятельности и связи между ними, их временную упорядоченность (план), а также является основой других аспектов организации деятельности.   Цель соотносится с системой мотивов личности, в результате чего складывается личностный смысл деятельности — важнейшее психологическое образование.

 

Деятельность может иметь для субъекта разный личностный смысл при одной и той же цели, но при разных мотивах.   В психологии в связи с важностью соотношения целей и мотивов существует понятие «вектор- мотив-цель». Он организует вокруг себя все психические процессы и состояния, включающиеся в систему деятельности.

 

Это — основной структурообразующий механизм деятельности, определяющий процесс достижения поставленных субъектом целей.

 

Цель-образ, цель-результат и цель-уровень достижений — три основные формы субъективных целей.   Цель в любой своей форме складывается до начала деятельности, удерживается памятью в процессе деятельности, направляет ее и регулирует. Процесс деятельности регулируется тем, чего еще нет, а лишь должно быть получено в итоге.

 

Такой тип организации какого-либо процесса, когда причина и следствие меняются местами, называется детерминация по цели, или целевой детерминизм.

 

Важное условие придания целостности, организованности всей деятельности — иерархичность системы целей, которые должны не противоречить между собой, а работать друг на друга.   Механизм генерации субъективных целей — ключевой момент процесса целеобразования. Выделяют несколько способов генерации целей.

 

1.

 

Цель формируется на основе осознания мотива и нахождения объекта, позволяющего реализовать этот мотив. Например, вознаграждение за выполненную работу, где материальный мотив формирует цель.  136     2.

 

Цель невыполнима и требуется ее переформулирование  или постановка новой цели.

 

3. Цели могут генерироваться посредством выбора одной из  них субъектом из заданного альтернативного множества. Су  ществуют два основных типа задания целей — нормативный и

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх