СТИВEНС Х ПРИРУЧИ СВОИХ ДРАКОНОВ ОБРАТИ НEДОСТАТКИ В ДОСТОИНСТВА ПEР С АНГЛ СПБ ПИТEР 2005 471 С

 Дж.Стивенс    Приручи своих Драконов    Предисловие  В течение более двадцати лет у меня была счастливая возможность работать с самыми разными людьми — пребывавшими в состоянии душевного кризиса, испытывав- шими потерю интереса к работе или, наоборот, стремившимися найти способ расширения своих возможностей. Они и явились моими лучшими учителями.  Хотя я был воспитан на традиционных представлениях о манере поведения человека и приучен рассматривать его реакцию в соответствии с традиционными канонами диагностической психотерапии, я не мог не заметить наличия у моих посетителей семи основных типов поведенческих реакций, о которых ничего не упоминалось в литературе, посвященной психологическим исследованиям. Я снова и снова продолжал наблюдать существование этих типов поведения у появлявшихся в моем офисе посетителей, независимо от их расовой принадлежности, возраста, пола или уровня культурного развития. Эти семь типов поведенческих реакций соотносились с особенностями характера индивидуума вовсе не так, как это преподносилось в традиционной литературе о психике человека, а соответствовали толкованиям различных философов, мистиков и прочих духовных наставников.  В ходе дальнейших исследований я обнаружила что в современной психологии недостает какого-то важного, решающего элемента, уходящего корнями в древность и имеющего поистине неоценимое значение. В своем стремлении воспринять последние достижения науки мы, современные ученые, обошли вниманием накопленную веками древнюю мудрость, отмахнулись от трудов безусловно проницательных психологов, на протяжении столетий указывавших нам способ постижения человеческой природы.  В результате я начал исследования, которые увели меня далеко за пределы психологии. Я принялся изучать сказки и древние мифы. Я прочел множество книг, повествующих о различных духовных традициях, долгое время считавшихся священными. Я начал зримо ощущать некую нить познания, протянувшуюся к нам сквозь века; понимать те проблемы и препятствия, с которыми человек сталкивается на своем многотрудном жизненном пути. Я увидел, что эти древрие учения могут быть естественным образом увязаны с системой взглядов современной психологии так, что обе эти науки будут дополнять и развивать ДРУГ Друга без какого-либо отрицания и противоречия между ними.   Наилучшим и наиболее подходящим источником для настоящей книги в качестве исторического материала явились для меня труды русского ученого-мистика Г. И. Гурджиева и его последователей — Р. Д. Успенского и Гордона Беннета. Гурджиев называл семь основанных на страхе поведенческих реакций человека «основными характерными чертами»» индивидуума, поскольку, считал он, именно они уже при первом знакомстве с человеком дают о нем наиболее полное представление.   Работа над собой и наблюдения за посетителями делали для меня существование семи типов поведенческих реакций все более очевидным, и я в конце концов начал обучать их распознаванию своих студентов старших курсов и имеющих собственную практику опытных консультантов-психологов. Типы поведения я называл для себя «препятствиями личностного характера») или, более официально, «образцами внутренних личностных страхов», и меня буквально поразило, насколько их знание помогло более глубокому пониманию моими студентами своих посетителей и повысило результаты их последующей самос- тоятельной работы.   В своей книге я назвал внутренние личностные страхи драконами, поскольку решил, что так будет интереснее и занимательнее их изучать. Давайте же приглядимся к этим семерым животным, посмотрим, как они сковывают наш внутренний рост, и попробуем приручить их, чтобы они посодействовали достижению нами зрелости и реали- зации наших потенциальных возможностей.   Многие, наверное, заметят сходство между системой типов личностных страхов и эннеаграммой — еще одним древним, но ставшим в последнее время весьма популярным методом к пониманию поведения человека: внутри эннеаграммы также проявляется наличие системы внутренних личностных страхов. Схожесть обоих методов достаточно велика, но между ними существует и не менее значительное отличие. Следует, однако, упомянуть, что система типов внутренних личностных страхов является лишь частью несравненно более обширных познаний, слишком объемных для задач данной книги. Я, как мог, постарался отразить их в работе, написанной совместно с И. П. Ван Хулле «Personality puzzle Solving the Myster of Who You Are», вышедшей в издательстве «Affinity Press», и в книге «The Michel Handbook)), созданной совместно с С. Уорвик-Смитом, увидевшей свет в издательстве «War- wick Press».   Книга «Приручи своих драконов» написана не только для консультантов-психологов и психотерапевтов, но и для всех, кто заинтересован изменить собственное поведение, оздоровить свой взгляд на вещи. Я надеюсь, что у вас по прочтении книги также появится искреннее желание бросить вызов собственным драконам и родится стремление к адостной и полнокровной — настоящей жизни.     Введение   Человечество стоит на грани колоссальных перемен планетарного масштаба. Следующее столетие покажет, су- меем ли мы переродиться в сообщество сотрудничающих между собой народов или разобщенность доведет нас до хаоса разрушений, превращающих нашу Земли) в лишен- ную жизни свалку мусора. При этом выбор пути, по кото- рому мы пойдем, лежит не на правительстве, науке или экономических интересах, а на человеке, на его стремле- нии к личной трансформации. Именно человек окажет влияние на решения правительства, науку и деловые взаи- моотношения, заставит их развиваться на благо достиже- ния на нашей планете всеобщего счастья.  Вы, однако, как личность не в силах будете изменить себя, пока не отделаетесь от собственных внутренних страхов. Это задача очень непростая, но совершенно не- обходимая для любой кардинальной ломки характера. По- вернуться лицом к собственным страхам — значит заглянуть в темные, мрачные тайники самого себя, и не для того, чтобы почувствовать раскаяние, стыд или занять- ся самобичеванием, а чтобы высвободить заключенные в них потенциальные жизненные силы.   Эта книга является спутником, который поможет вам заглянуть в глаза ваших страхов — семи ваших личных драконов. В сказках герои успешно сражаются с дракона- ми и одолевают их, расчищая себе путь к победе. Однако эта динамичная, мужская, западная методика веления пое- динков с драконами непременно должна уравновешивать- ся более привлекательным, женским, восточным подходом к делу, направленным на изменение — трансформацию чудовищ. В искусстве ведения войны общеизвестным яв- ляется факт, что если вы обороняетесь или нападаете на неприятеля, вы неизбежно подвергаете себя риску быть раненым или даже убитым.  Следовательно, наилучшей стратегией является зна- ние своих противников, умение предвидеть их действия и способность дать им возможность уничтожить друг друга самим, не делая себя при этом их мишенью. Сказанное вовсе не означает, что вы уклоняетесь от встречи с не- приятелем: вы продолжаете поединок, но энергия ваших усилий направлена не на сгорание в пылу сражения, а на тактику распознавания.   Драконы являются самым опасным противником, с которым вам доведется столкнуться. Однако лишь при встрече со столь грозным соперником вы в полной мере сможете оценить таящиеся в вас силы. Драконы и сущес- твуют для того, чтобы сделать вас сильным. Они служат средством вашей трансформации. Ничто сколько-нибудь значительное в этой жизни не достигается без некоего рода проверки собственных возможностей. Эта книга по- может вам проанализировать скрытые в вас потенциаль- ные возможности, развить их и с большей пользой прожить каждый день вашей неповторимой жизни.   Понятие дракона как метафоры   Я решил использовать метафорическое понятие «дра- кона» в этой книге по нескольким причинам. Во-первых, оно уводит ваше сознание от забот повседневной жизни и обращается к вашему воображению, где все проблемы ре- шаются быстро и легко. Дракон — это зримое, осязаемое существо, а не какая-то абстрактная, бесплотная идея. Во- вторых, дракон связывает нас с нашим прошлым, с источ- ником во многом забытых знаний. И в-третьих, дракону легче общаться со все еще живущим в нас ребенком, ко- торый знает простую правду жизни.  Вот несколько основных мыслей, которые я стремил- ся провести на страницах этой книги. Прежде всего сле- дует помнить, что никто не может быть обвинен за свою какого бы то ни было рода бездеятельность. Нельзя обви- нять родителей, родственников, друзей,, врагов и даже самих себя за причиняемые вам неприятности или, наобо- рот, полное бездействие. С одной стороны, все, кто созда- ют нам проблемы, сами являются жертвами связанного с бездействием наследия, уходящего корнями в далекое прошлое, а с другой — люди, которых мы иногда порица- ем за наши неудачи, на самом деле служат нашими скры- тыми учителями. Без них у нас не было бы возможности   проверить собственные силы, и жизнь была бы менее ин- тересной.  Все драконы окружены аурой таинственности. Сказ- ки, предания и человеческий опыт говорят о том, что мы сами несем ответственность за совершенствование своего характера и приобретение новых знаний. Мы можем что- то сделать с собственным драконом, но не способны пов- лиять на драконов, принадлежащих кому-то другому. Мы можем лишь оказать человеку посильную помощь в его стремлении стать свободным.   Кроме того, я хотел бы подчеркнуть различие между нашими драконами, или бездействием и нами самими. Дракон — не человек; это как микроб или паразит, кото- рый живет внутри нас, но не мы сами. В западной психо- логии слишком часто проводится мысль, что зло, недостатки заложены в нас изначально, от рождения. Это неверно. Мы не являемся испорченными по своей сути. Мы — удивительные, очаровательные существа, нужно лишь получше к нам присмотреться. Вот почему нашей основной задачей сегодня, как и во все предыдущие века, была и остается борьба с досаждающими нам драконами, мешающими нам стать теми свободными героями, власти- телями собственных судеб, которыми мы и должны быть. Легенда о Георгии Победоносце, убивающем дракона, до- лжна служить метафорой для каждого истинного творца своей жизни. Нашей задачей является обуздание драко- нов, пытающихся ужиться в нас, и подчинить их своей власти. Обвинения и порицания служат лишь напрасной тратой времени. Мы сами ответственны за нашу свободу и не представляем собой одно целое с гнездящимися в нас драконами.   Семь драконов  Глава первая   Семь могучих драконов стоят на пути каждого человека. Они изрыгают языки пламени, ревут и парализуют нашу волю своей мощью и колоссальными размерами. Они за- таились среди окружающих нас соблазнов и искушений. Они коварно используют свое умение превращаться в ув- лекательнейшие, захватывающие развлечения, отравляя нас тем временем своим смертельно ядовитым дыханием.   Дракон — это иконоподобный образ, олицетворяю- щий собой существо, несущее опасность и страх, которые таятся у нас на пути и готовы каждую минуту преградить нам дорогу к прогрессу. При первом столкновении дракон неизменно наводит страх на одинокого путника. Лишь много позже, хорошенько с ним познакомившись, мы на- чинаем понимать, что сам дракон и дает нам ключ к спа- сению — необходимую информацию о том, как обратить мощь его когтей себе на пользу, и вместо обещанного, неизбежного поражения обрести победу. Эта завоеванная своими руками победа гонит прочь сомнения и страх, рас- чищает нам дорогу ко всеобщему объединению, знанию, мудрости, правде и красоте.  Семь драконов — это самые известные из всех чело- веческих недостатков. В разные времена их называли по- разному: семью смертными грехами, семью пороками, первородным грехом, дьявольскими соблазнами, грехопа- дением человека, кознями Сатаны — и так далее. Такое понимание драконов предполагало, что зло насылается на человека дьяволом, демонами или заложено в самой его греховной и порочной основе. Согласно такой точке зре- ния, человек беспомощен перед лицом этих драконов, и ему остается лишь молитвой и жертвоприношением взы- вать к Богам, чтобы те уберегли его от столкновения с происками демонов. Однако в погоне за кратковременным облегчением человек становится на путь снижения своих собственных возможностей и мало чего добивается в ре- шении стоящих перед ним проблем.  В наше время мы даем семерым драконам более на- учные наименования: отсутствие интереса к любого рода деятельности или полное бездействие, патологические от- клонения в психике, уход в себя, неврозы, слабоумие, развитие механизма повышенной защиты от психических расстройств, склонность к антисоциальному поведению. Мы объясняем наличие этих современных демонов семей- ными проблемами, неблагоприятными социальными усло- виями и генетической наследственностью. Однако ни в одной из стран современная наука до сих пор ни на шаг не приблизилась к тому, чтобы убить хоть одного из древ- них драконов, продолжающих нас терроризировать. «По- чему?» — спросите вы. Да потому, что мы не понимаем основную природу того, *кого стремимся уничтожить. Дра- коны хитры и коварны; они увлекают нас на охоту за мелкой сошкой, победа над которой приносит нам обман- чивое ощущение безопасности. Они все так же продолжа- ют верховодить на сцене разыгрывающихся мировых трагедий. Фактически то, что мы называем драконами, яв- ляется нашим обычным, повседневным поведением. Мы не только склонны считать разрушительное, жестокое, бессердечное, направленное на самоуничтожение поведе- ние человека нормальным, но и награждаем его всеобщим признанием, славой, богатством и общественным положе- нием.  На самом деле семь драконов таятся в основе каждой нашей пагубной привычки, издревле известной человечес- тву. Они — главное препятствие на пути к реализации заложенных в нас возможностей. Именно драконы зачас- тую мастерски маскируются под честолюбие, таланты, силу, скромность, самопожертвование и мужественность.   Согласно задачам этой книги, драконам будут даны простые, короткие имена: высокомерие, жадность, нетер- пеливость, упрямство, самоуничижение, склонность к му- ченичеству и саморазрушение. Эти семь понятий служат для описания причины всех человеческих страданий, при- чем, судя по пройденному человечеством пути, нет ника- кой надежды на избавление от этого бедствия, разрушающего самые благие намерения даже наилучших представителей нашего рода. И тем не менее есть воз- можность одержать победу над этими семью драконами, стоит лишь вооружиться для борьбы с ними правильно подобранной информацией, большим желанием, упорст-   вом, смелостью взглянуть в глаза ожидающим вас труд- ностям и готовностью принять предлагаемую помощь. На- стоящая книга и предназначена дать вам средства и методы для расчистки возникающих на вашем пути пре- пятствий.   Первым вашим шагом будет являться опознание на- иболее грозного для вас дракона. Затем вам предстоит познакомиться со вторым чудовищем, которое бросится на вас, пока первое еще оказывает отчаянное сопротивле- ние. Когда вы сумеете хорошенько узнать привычки и ха- рактер своих драконов, вы сделаете громадный прорыв на пути к их уничтожению. Драконы редко позволяют себя увидеть и при внимательном рассмотрении исчезают, тают как дым и превращаются в нечто выглядящее более привлекательно. Вот почему многие из нас пребывают в полном неведении относительно существования своих дра- конов. Научившись наблюдать за собственными дракона- ми, несложно распознать их и в ком-либо другом. Если же вы сомневаетесь насчет породы ваших драконов, обра- титесь за помощью к друзьям: они обычно видят их дово- льно отчетливо.   В этой книге вы найдете полное описание того, как действуют драконы, как они скрываются и какими трюка- ми пользуются, чтобы поймать вас в ловушку. Вы научи- тесь распознавать то разрушительное воздействие, которое они оказывают на нашу жизнь. Вы увидите, как различные виды драконов присутствуют в повседневных делах обычного человека. В заключение вы найдете для себя методы эффективной борьбы с вашими драконами и научитесь предотвращать их посягательства на вашу лич- ность. И все же никакая книга не в состоянии проделать за вас всю необходимую работу. Вы можете быть воору- жены самыми совершенными знаниями, но их одних вовсе не достаточно для победы над этими свирепыми, коварными существами. Чтобы их уничтожить, вам при- дется предпринять самые решительные действия. В книге вы отыщите и рекомендации к этим действиям, что помо- жет вам разобраться, какие именно шаги вам следует предпринять. После этого дело будет только за вами.   Следует также помнить, что в основе поединка с дра- конами всегда кроется некий парадокс. Как и в каждой сказке, основная роль по их уничтожению принадлежит главному герою — в данном случае вам, и только вам од- ному. Никто не сможет сделать этого за вас, какое бы сочувствие к вам окружающие ни испытывали. И тем не менее для вас всегда найдется скрытая помощь. Иногда она находится у вас прямо перед глазами, но вы ее про- сто не замечаете. Парадокс ситуации в том и состоит, что вы не можете одолеть дракона в одиночку. Вы не какой- нибудь отрезанный от всего мира, затерянный в океане островок; вы, скорее, пловец в бурном океане человечест- ва. Здесь всегда найдутся те, кто уже прошел начатый вами путь; те, чьей целью является оказание помощи иду- щим за ними. Освобождение от тирании — это всегда и личное сражение, и результат объединенных усилий. Это такая же естественная участь человека, как его возмужа- ние и взросление. Вам придется сделать решающий шаг самостоятельно, но в вашем распоряжении всегда будет неоценимая помощь окружающих.  Происхождение драконов м преследуемые ним цели   Откуда же берутся эти самые драконы, и почему люди так охотно с ними уживаются? Поскольку существа эти являются олицетворением угрозы и постоянной транс- формации, ответ на поставленный вопрос может быть понят только метафорически. Жизнь каждого из нас явля- ется своего рода сказкой, мифом. Она может быть инте- ресной, волнующей или приносящей сплошные разочарования. Не будь в ней чудовищ, демонов, колдунов и чародеев, волшебная сказка жизни потеряла бы свою прелесть. Без любого рода драконов сказка была бы ли- шена драматического накала, Вот почему драконы и злые волшебники на каждом шагу встречаются в сказке нашей жизни, наполняют наши сны. Они бросают нам вызов, создают всевозможные препятствия, которые благодаря героическим усилиям мы успешно преодолеваем. Именно эти героические усилия и делают нашу жизнь восхити- тельным чудом — по-настоящему яркой и полнокровной. Если вы воспринимаете жизнь как сложную, космических масштабов игру, то вам не трудно будет смотреть на воз-  никающие на вашем пути проблемы и препятствия как на условия, направленные на то, чтобы сделать игру интерес- нее. Когда игра слишком проста, она не приносит удов- летворения. Смотрите и на драконов как на элементы, делающие жизнь более увлекательной. Обуздание их, пре- вращение в своих союзников и является одной из основ- ных задач игры — жизни.  Почему же именно драконы на всем протяжении ис- тории человечества приковывают к себе столь присталь- ное внимание? Потому что они так или иначе входят в наше сознание, пугают и очаровывают нас. В отличие от плоских и однобоких отрицательных героев вестернов и сериалов о бандитах и разбойниках, драконы способны изменять свое обличие: в один из моментов они могут быть сказочно красивы, но уже в следующую секунду превращаются в наводящее ужас чудовище. Они беско- нечно более интересны для нас именно из-за нашего двойственного их восприятия. Природа драконов может быть понята путем изучения таинственных, образующих их элементов.   Согласно мифологии, рыба, являющаяся, как утверж- дают, элементом воды, символизирует источник жизни и постоянного возрождения. Змея — рептилия, касающаяся туловищем земли — представляет собой регенерирующие силы. Птица с распростертыми крыльями олицетворяет собой воздух и дыхание жизни и духа. Теплокровный лев символизирует собой огонь — жизненные силы, свет и трансформацию. В сравнении с ними мифологический дракон является чем-та совершенно иным, поскольку он взаимодействует с каждым из вышеперечисленных эле- ментов. Он передвигается по земле, поднимается в воздух, живет в воде и извергает огонь. Эта способность дракона отлично чувствовать себя в каждом из природных элемен- тов делает его, конечно, серьезным противником. Он спо- собен оказывать влияние на ваши мысли (воздух), изменять ваши действия (земля), воздействовать на ваши чувства и эмоции (вода) и коренным образом трансфор- мировать вашу личность (огонь). Поскольку дракон обла- дает способностью столь легко адаптироваться к среде обитания, он становится довольно труслив и может на длительное время исчезнуть из поля вашего зрения. Явля- ясь существом магическим, волшебным, дракон присутст- вует в нашей жизни в промежуточном состоянии между сном и бодостюманием, обжигает в пространстве мезвду миром физическим и нашим подсознанием,  Не имея полов(tm) различий, все семь драконов обла- дают способностью воздействовать как на мужчин, так и на женщин. Соответствующим образом, не имея опреде- ленного возраста, они мо*гут оказывать на нас влияние в каждый момент нашей жизни. Тем не менее с течением времени они претерпевают определенные изменения и в разные периоды жизни воздействуют на нас по-разному. Вы можете увидеть их за работой уже в самом раннем возрасте. Позднее драконы приобретают гормоны юно- шеской дерзости и начинают вламываться в вашу жизнь с яростной настойчивостью подростка. В более зрелом воз- расте один из драконов или целая их компания берется за дело всерьез и мучает вас до тех пор, пока вы не очне- тесь и не предпримите соответствующих мер. Очнуться в данном случае означает по-настоящему вспомнить, кем вы являетесь по своей сути. Как только это происходит, дра- коны немедленно начинают отступать.   Оружие для борьбы с драконами  Если вы заинтересованы в сокрушении своих драко- нов, вам необходимо стать похожим на легендарного Ге- оргия Победоносца и приобрести задатки, достойные героя собственной сказки. Каждый охотник на драконов должен иметь оружие, чтобы дать решительный отпор всему, что ни встретится на его пути. Вашим мужским оружием для битвы будут волшебный меч и жезл, пред- ставляющие собой правду и знание. Любого из семи дра-* конов вы непременно сокрушите мечом правды и жезлом знаний. Только вам решать, использовать ли меч, чтобы сказать правду самому себе. На страницах этой книги вы найдете и жезл знаний, предназначенный помочь вам в трансформировании своих драконов. Женским оружием вашим станут волшебный сосуд с любовью и интуицией и монета-талисман, олицетворяющая собой приобретенный опыт и осознание реальной ценности своих поступков. Пригубив напитка из волшебного сосуда, вы углубите ос- троту своего восприятия и обретете чувство, способное направлять ваши действия на достижение победы. Обра-   тившись к волшебным возможностям монеты, вы станете более проницательным в понимании действий, необходи- мых для трансформации стоящих у вас на пути драконов.  Внимательно изучая своих драконов, вы откроете для себя способы нейтрализовать их пагубное влияние, воз- действуя на их уязвимые места. На самом деле драконы вовсе не столь непобедимы, какими хотят казаться.   К тому же, как и во всякой игре, трудности и пре- пятствия не имеют своей целью ваше уничтожение; они лишь бросают вам вызов. Вы вполне в состоянии изба- виться даже от следов ваших драконов. Однако они, тем не менее, остаются жить вечно, переходя из одного поко- ления людей в другое до тех пор, пока мы продолжаем терпеть их присутствие.  Вам никогда не удастся избавиться от драконов бег- ством или попыткой спрятаться от них. Как и во всех древних сказаниях, у вас есть единственный способ спра- виться с ними — тот, который пугает нас больше всего: встретиться с ними лицом к лицу и принять брошенный вам вызов.   Драконы как союзники   Хотя я и говорю об уничтожении драконов, согласно сказкам, они живут вечно и не могут быть убиты. На страницах этой книги «убить дракона» означает заставить его прекратить оказывать влияние на вашу жизнь. Когда вы раз и навсегда избавитесь от своих драконов, они ста- нут вашими союзниками. В действительности они отлич- нейшие учителя, и в конце борьбы вы приобретете их мудростью используя которую сможете помогать другим. Вот почему эта книга и называется «Приручи своих дра- конов», то есть преврати их из врагов в союзников.   Обнаружение своих драконов  Этот раздел главы содержит простейший перечень утверждений, которые помогут вам распознать ваших лич- ных драконов. Читая книгу дальше, обращайте особое внимание на тех узнанных вами драконов, которых вам хотелось бы изменить.   Отметьте группу утверждений, в наибольшей степени отвечающих вашему собственному мнению о себе, осо- бенно в стрессовых ситуациях в вашей жизни. Обратите особое внимание на то, как ответили бы вы, пытаясь изу- чить что-нибудь новое и трудное для вашего понимания. Нет надобности принимать абсолютно все утверждения на свой счет, поскольку каждая группа имеет лишь общее направление. Подумайте о том, что является главенствую- щим в вашем поведении, особенно под влиянием стрессо- вых обстоятельств, так как именно в эти моменты появление драконов в вашей жизни является наиболее ве- роятным. Если вашему представлению о себе соответству- ют две или более группы, отметьте те из утверждений, которые считаете наиболее для себя справедливыми. Оп- ределите группу, имеющую для вас главенствующее и вто- ростепенное значения. В конце перечня утверждрний приводится соотношение порядкового номера дракона и имени, которое он носит. Не читайте его, пока не закон- чите отбор утверждений.  Будьте честны, насколько это возможно. Вам может быть неприятно признать справедливым по отношению к себе то или иное утверждение или кажущуюся недостой- ной манеру поведения. Не мучьте себя. Если же вас одо- левают сомнения, обратитесь к друзьям: пусть они скажут о вас то, что думают. Обычно их суждения о вас более точны и объективны.  Первый дракон   С людьми, которых я не знаю, я становлюсь более замкнутым и держусь несколько отстраненно. Некоторые говорят, что меня трудно узнать поближе. Легче тысячу раз умереть, чем попасть на людях в неловкое положение.   Мне нравится чувствовать себя особенным. Окружающим, очевидно, должно казаться, что я держу под контролем каждый свой шаг.  Мне приходртся много работать, чтобы преодолеть свою застенчивость.   Я ненавижу быть подвергнутым чьим-либо оценкам или сравнениям.  Я чувствую, что если люди получше меня узнают, они будут считать меня великим. *Мне трудно признать свою неправоту. Мне трудно принести извинения. Я очень критически отношусь к себе самому и час- тенько втайне подвергаю критике других. Меня беспокоит то, как я выгляжу. Я стараюсь поймать свое отражение в стеклах вит- рин и зеркалах, чтобы проверить, все ли у меня в порядке. Победа имеет для меня очень большое значение.   Второй дракон   Я часто сомневаюсь в своих способностях и чувст- вую себя неловко.   Если я считаю, что сделал что-нибудь не так, я обя- зательно приношу свои глубокие извинения.  Если что-то едрт не так, как нужно, я обычно чувст- вую, что в этом есть и доля моей вины.   Мне часто говорят, чтобы я выпрямился и не суту- лился.   Я очень несправедлив к себе.   Есть много вещей, которые я хотел бы сделать, но я сомневаюсь в своих силах и боюсь подвергать себя риску.   Люди говорят, что мне не хватает уверенности в себе.  Зачастую я чувствую, что новая машина или одежда слишком для меня хороши.   Обычно я считаю, что многие вещи окружающие могли бы сделать лучше, чем я. Часто я разговариваю, прикрыв рот рукой. Иногда меня просят говорить погромче, потому что собеседникам меня не слышно.   Иногда я ловлю себя на том, что дыхание у меня учащенное и поверхностное.   Когда я чувствую себя неловко, я смотрю себе под ноги.   Третий дракон   Часто я ловлю себя на мысли, что где-то в другом месте трава зеленее, а окружающее лучше, чем здесь.   Зачастую я чувствую, что мне никогда не найти того, что я ищу.  Когда что-то идет не так, мне хочется пробежаться по магазинам, чтобы поднять себе настроение.   Коода что-то идет не так, мне хочется есть и кажет- ся, что я никогда не наемся.   Когда мне чего-то очень хочется, я часто сдерживаю себя. Я пытаюсь держать себя под контролем, но это так трудно.   Часто я складываю оружие и иду на поводу своих желаний, отчего позднее испытываю чувство вины и глу- бокое раскаяние.   Я люблю вещи. Иногда, даже если мне это не нужно, я могу купить ту или иную вещь.   Часто я мечтаю иметь целиком все из того, что хочу иметь хоть частично.   Я беспокоюсь, что останусь ни с чем. Иногда я не могу выбрать между вещами, которые мне хотелось бы иметь. Тогда я не покупаю ничего и впоследствии чувствую себя действительно плохо. У меня есть дурные привычки. Я часто бросаюсь в рискованные операции. Я знаю, что цена продаваемой мной вещи явно завы- шена, но необходимость ее снижения вызывает у меня откровенное неприятие.   Я часто обвиняю своего партнера в том, что не испы- тываю чувства удовлетворения.   Четвертый дракон  Когда что-то не ладится, я пропускаю рюмочку-дру- гую, чтобы почувствовать себя лучше.   Мне нравится руководить, но часто я ловлю себя на том, что ситуация выходит у меня из-под контроля. Я часто впадаю в самое настоящее отчаяние.  Иногда я подумываю о том, чтобы наложить на себя руки, потому что жизнь слишком трудна и мучительна.   Я употребляю наркотики, чтобы заглушить боль и тя- готы жизни.   Зачастую я подвергаю свою жизнь серьезной опас- ности быстрой ездой или вождением машины в ситуаци- ях, грозящих катастрофой; при этом я всегда объясняю окружающим, что все в порядке и беспокоиться не о чем.   Иногда мне кажется, что я всем мешаю и без меня окружающие вздохнули бы с облегчением.   Я часто думаю, что жизнь моя не протянется слиш- ком долго. Большую часть времени у меня все идет не так как   надо.   У меня за плечами длинный список прерванных от- ношений с друзьями и разорванных соглашений.   Я частенько уже решаюсь покончить счеты с жизнью, но у меня не получается.  Меня беспокоит, что я мог кого-то серьезно обидеть. Мне нравится доказывать, что я могу преодолеть опасность.   У меня бывают серьезные срывы, оканчивающиеся истерикой или взрывами гнева.   Пятый дракон  Я часто чувствую, что для окончания работы мне ка- тастрофически не хватает времени.   Иногда второпях я роняю или разбиваю окружающие вещи.  Меня беспокоит, что жизнь течет быстрее, чем я ус- певаю что-то сделать.   Частенько мне приходятся поторапливать дртей, дру- зей или сотрудников, двигающихся или действующих слишком медленно.   Знакомые говорят, что я просто невыносим, и, мне кажется, они правы.   Я часто прерываю собеседника или заканчиваю за него его мысль.   Я ненавижу ждать я иногда теряю всякое терпение, когда что-нибудь тянется слишком долго.   Люди вокруг меня чертовски медлительны! В своем стремлении всюду успеть и все сделать я часто опаздываю на назначенную встречу.   Я зачастую выхожу из дому слишком поздно и вто- ропях забываю или теряю вещи.   Мне трудно замедлить ритм жизни даже в отпуске или на каникулах.  Я часто ловлю себя на том, что спешу, даже когда для этого нет никакого повода.   Планов на день у меня очень много, а времени на их реализацию, как правило, не хватает.   Большую часть времени я чувствую себя уставшим и физически, и психически.   Шестой дракон   Обстоятельства часто застают меня врасплох. Окружающие говорят, что я люблю поплакаться в жилетку, но они просто не понимают, как сложно все вокруг.   Зачастую обстоятельства складываются так, что у меня не остается никакого выбора.  Если бы не некоторые из окружающих меня людей, жизнь у меня складывалась бы гораздо лучше.  Меня часто раэдражают заявления окружающих, будто я волен поступать так, как мне хочется. Они просто не знают, в какой ситуации я нахожусь.   В жизни вы просто не можете делать то, что хотите. Вокруг слишком много вещей, которые этому мешают.   Окружающие зачастую воспринимают мое отноше- ние к ним как нечто само собой разумеющееся. Они даже не понимают, как много я для них делаю.   Когда окружающие вносят полезные предложения, я обычно хорошо знаю, что помешает их осуществлению.   Мне кажется, никогда не найти человека, кто по-на- стоящему бы мне помог.   Никто не имеет права причинять мне те неприятнос- ти, из-за которых я уже и так столько натерпелся в жизни.   Я чувствую, что так много делаю для окружающих, а они платят мне тем, что заставляют делать еще больше.   Большинство детей просто проявляют неблагодар- ность, желая получить больше того, что уже имеют. Обычно мне трудно отказать чьей-то просьбе. Зачастую мне требуется человек, который бы меня развеселил или хотя бы поднял настроение; у меня все складывается гораздо хуже, чем у остальных.   Седьмой дракон   Когда я сомневаюсь, я обычно говорю «нет». Я ненавижу, когда кто-то лезет со своими советами о том, что мне делать и как мне жить. Если я что-то решил, ничто меня не остановит. Резкие перемены меня пугают. Иногда я поступаю вопреки тому, что мне советуют, просто чтобы показать, кто здесь начальник. Когда захочу, я могу быть очень упрямым. Никто не способен изменить мое мнение. Единствен- ный, кто может это сделать, — это я сам. Окружающие говорят, что я прочно стою на ногах. Никто не может заставить меня сделать то, чего я не хочу. Никто — уж это я вам говорю!   Иногда я чувствую, что проявляю излишнее упрямст- во и торможу успех даже в своих собственных делах.  Я способен настоять на своем, несмотря ни на какие возражения.  Если я решил, что никуда не пойду, никто не сдвинет меня с места.   Мне трудно пойти на уступку, даже когда я знаю, что не прав.   Никто не остановит меня от осуществления задуман- ного.   Какие драконы берут вас за горло   Вышеперечисленные утверждения представляют собой следующих драконов: Первый дракон: высокомерие.   Второй дракон: самоуничижение. Третий дракон: жадность.  Четвертый дракон: склонность к саморазрушению. Пятый дракон: нетерпеливость. Шестой дракон: склонность к мученичеству. Седьмой дракон: упрямство.   Большинство людей имеют в своем окружении дра- конов, оказывающих на них более или менее сильное воз- действие. Перечень утверждений, в наибольшей степени отвечающий вашему самовосприятию, является вашим ос- новным драконом; перечень, соответствующий вашему мнению о себе в несколько меньшей мере, представляет собой вашего дракона второстепенной важности. Если вам оказались близки утверждения всех перечней, вам скорее всего досаждает дракон упрямства. Если же вы не сумели отыскать свой портрет ни в одном из перечней утвержде- нии, вас, вероятно, ослепили ваши драконы и вы неспо- собны их увидеть. Обратитесь за помощью к своим друзьям, если у вас, конечно, хватит на это смелости. И попытайтесь не подвергать их репрессиям, когда услыши- те от них всю правду о себе  Скрытая ценность драконов  Сокрушение драконов дарит вам скрытую силу. Когда Георгий Победоносец поразил своего дракона, тот стал навечно его верным слугой. Победителю принадле- жит вся сила и мощь покоренного им противника. А в логове драконов таятся величайшие богатства. Они пред- ставляют собой правду и знания, захваченные у людей коварными чудовищами. Когдд1 вы, победитель драконов, уничтожите своих чудовищ, вам достанутся несметные со- кровища правды и знаний. Обуздав своих драконов, вы из собственного опыта приобретете тщательно скрывавшиеся или могущественные знания. Вы откроете для себя вели- чайшую тайну. Вы узнаете, что вовсе не вы сами застав- ляли себя страдать и мучиться.   .Драконы не в силах ничего поделать с вашей истин- ной сутью. Они всего лишь паразиты, пытающиеся возоб- ладать над вашей личностью и подпитывающиеся, к тому  же, вашей собственной энергией. Как и все остальные па- разиты, однажды вцепившись в вас, они держатся крепко и вовсе не желают сдаваться без борьбы. Если же вы не остановите их посягательств, они в конце концов окажут серьезнейшее, трагическое влияние не только на все про- явления в вашей духовной и общественной жизни, дела и отношения с близкими, но и на ваше здоровье. Древние трактаты утверждают, что драконы питаются кровью че- ловека и пожирают его целиком. Поистине справедливей- шее замечание в отношении этих семи смертельно опасных драконов! Они действительно нас пожирают.   Среди людей пожилого возраста чаще всего наблюда- ются два основных типа. К первому относятся люди свар- ливые и тяжелые в общений. Никто не хочет находиться рядом с ними, потому что они, кажется, сознательно стре- мятся самым невыносимым образом выставить напоказ наиболее неприглядные черты своего характера. Эти люди в течение многих лет, позволяли драконам все сильнее уродовать их личность. И вот теперь их близким так сложно поддерживать с ними отношения, а окружающие стремятся держаться от них подальше. Они жалки и не- счастливы. Вопреки своим ожиданиям, они зачастую за- канчивают жизнь, покинутые всеми, оставшись наедине со своими так долго лелеянными внутренними личностны- ми страхами.   Второй тип людей пожилого возраста достоин всячес- кого восхищения. С годами они словно становятся все лучше и демонстрируют все более привлекательные черты своего характера. Они собирают вокруг себя множество людей, и родственники наперебой оспаривают честь за- получить их на праздники. Эти люди обладают покоряю- щим сердца очарованием. Они действительно счастливы. Как правило, они обладают более крепким здоровьем, чем их лелеющие своих драконов ровесники. Но даже имея какие-то проблемы со здоровьем, они ухитряются оста- ваться для нас столь же привлекательными. Этим людям удалось избавиться от досаждающего влияния драконов. Они сбросили с себя иго паразитов и стали самими собой. Они мудры и могут многое предложить подрастаю- щему поколению.  Итак, у вас есть выбор. К какому типу пожилых людей вы хотели бы относиться? Выберите ли вы одино- чество или предпочтете занять свое место среди почтен- нейших и всеми уважаемых людей? Ответ ваш зависит только от того, ясно ли вы видите своих драконов.   Расправившись со своими драконами вы:   -станете более современным;  — освободитесь от дурного чуждого влияния и на- правите всю свою энергию на то, чтобы сделать свою жизнь еще прекраснее;  — ваше развитие пойдет вперед семимильными ша- гами;  — приобретете силу, порождаемую несравненным ощущением мира и согласия с самим собой;   — станете счастливым;   — станете магнитом, притягивающим к вам людей, и предметом для их подражания;   — превратитесь в высшей степени привлекательного человека, притягивающего к себе внимание отнюдь не страданиями и извечными нерешенными проблемами;  — перестанете быть объектом внимания тех, кто пользуется вашей слабостью;   — почувствуете сострадание к тем, кто еще находит- ся во власти раздирающих их драконов;   — сможете оказывать помощь другим, не подверга- ясь разрушающему влиянию их драконов;   — станете впервые в жизни по-настоящему всемогу- щим.   Орден драконов   Первое и самое главное, что следует знать о семерых драконах, это то, что между ними не существует никакой иерархии. Один из них ничем не хуже и не лучше друго- го. Жадность ничуть не лучше высокомерия, а склонность к мученичеству ни в чем не уступает упрямству. Послед-   ствия их воздействия на нас одинаково тяжелы. Они вы- сасывают из нас жизненные соки, оставляя нам лишь вы- сохшую оболочку, неспособную осуществить наши мечты. Причина, по которой у драконов отсутствует иерархичес- кое различие, очень простая в основе каждого из них лежит одна и только одна вещь — страх. Именно он явля- ется их кровью, подпитывает их, пока они растут. Вот почему и все страдания людей проистекают из одной- единственной вещи — безграничного, подавляющего стра- ха во всех его видах и проявлениях. Семеро драконов обладают основными формами проявления ничем не обос- нованных страхов, и распознать этих чудовищ — значит сделать первый шаг на пути к избавлению от страха. Без необоснованных страхов исчезают и все человеческие страдания.  Что такое беспричинные, необоснованные страхи?   Это:  — страхи, основанные на иллюзии собственного оди- ночества, оторванности от остальных;  — страх отсутствия любви окружающих;  — страх незнания и непонимания;   — страх, возникающий сам по себе;  — страх, застилающий нам глаза;  — страх, искажающий действительность, представля- ющий нам окружающее в совершенно ином свете;  — страх, порождающий все наши мучения и страда- ния;  — страх, лишающий нас разума;   — страх, парализующий нашу волю;   — страх, делающий нас несчастными;  — страх, подавляющий в нас любовь к жизни. Следует, однако, иметь в виду, что существуют и формы страха, помогающие человеку выжить. Это, напри- мер, страх перед снежной лавиной, стремящийся удер- жать нас от опасного места. Это вовсе не беспричинный, необоснованный страх, а его разумная, имеющая положи- тельное значение форма. Драконы же порождадают в нас беспричинные страхи, но искусно маскируют их под стра- хи, имеющие под собой реальную основу.  Хотя между драконами отсутствует иерархическое разделение, они, тем не менее, имеют определенные взаи- моотношения, которые Лают нам ключ к пониманию того, как они действуют: высокомерие — самоуничижение; нетерпеливость — склонность к мученичеству; жадность — склонность к саморазрушению; упрямство.  Эти пары драконов состоят из чудовищ-двойников. Члены каждой пары имеют между собой много общего и в основе их лежат схожие движущие силы. На первый взгляд они выглядят полной противоположностью один другому. Тем не менее в каждом из чудовищ имеется за- родыш его партнера. В основе высокомерия всегда лежит самоуничижение, в котором непременно отыщется отте- нок высокомерия.  Упрямство — это дракон, стоящий в стороне от ос- тальных. Он не имеет своего двойника-противополож- ность. Это отсутствие союзника позволяет ему считаться нейтральным. Однако упрямство может стать в пару с любым из шести драконов. Человек, например, может быть не просто упрямым, а упрямо-высокомерным или, наоборот, упрямо-униженным. В упрямстве таится и отго- лосок каждого из шести остальных драконов.   Излишнее упрямство способно перерастать в склон- ность к саморазрушению. Оно может лежать в основе страхов человека, опасающегося стать жертвой непредви- денных обстоятельств, в чем нельзя не узнать склонность к мученичеству. И так далее.   В следующих четырех коротких подразделах будет представлено описание каждой пары драконов и их нейт- рального собрата, а также будет отражена география оби- тания чудовищ. Вслед за этим мы поглубже заглянем в каждого из драконов и научимся оказывать им достойное сопротивление. Только знание манеры поведения каждого дракона и его привычек сможет дать нам надежду разде- латься с ним. Эти коварные чудовища пользуются тем, что человек не знает их слабых мест и ограниченности. Да-да, каждый дракон имеет уязвимое место, воздействие на которое ослабляет его и в конце концов вызывает пол- ную трансформацию. И чтобы сделать первый шаг на   пути к этому решающему сражению, нам необходимо во- оружить себя знаниями.   Драконы первый и второй: высокомерие и самоуничижение   И высокомерие, и самоуничижение основываются на ошибочной самооценке. Высокомерие склонно к завыше- нию собственной значимости, а в основе самоуничиже- ния, наоборот, лежит неосознанное стремление к ее принижению.  Как правило, человека высокомерного распознать до- вольно просто. Это он ходит демонстративно выпятив грудь и, словно нарочно, высоко задрав нос. Это про него говорят, что он вот-вот лопнет от важности. Это при виде его у окружающих возникает желание ткнуть пальцем ему в надутые щеки и выпустить из него лишний воздух, доведя его, так сказать, до размеров обычного человека.  С другой стороны, люди, страдающие самоуничиже- нием, выглядят так, будто из них выкачали весь воздух. Они ходят с поникшими плечами, низко опущенной голо- вой и согнувшись в три погибели. Окружающим хочется помочь им выпрямиться во весь рост, приподнять голову и расправить плечи.   Оба эти дракона — высокомерие и самоуничиже- ние — нарушают естественный ход дыхательного процес- са. Они затрудняют вдох и не дают прохода воздуху. Когда в легких присутствует избыток воздуха, человеку также тяжело произвести полноценный вдох. Это не менее сложно, чем набрать воздух в легкие, уже напол- ненные в достаточном количестве — но отнюдь не кисло- родом. Представьте себе дм сравнения два баллона, в одном из которых давление избыточное, а в другом — не- достаточное: и тот, и другой будут испытывать нагрузку на стенки из-за разницы в давлении по отношению к нор- мальной атмосфере. При таком неполноценном дыхании мозг человека недополучает причитающуюся ему порцию кислорода, а при кислородном голодании мозг оказывает- ся не в состоянии функционировать нормально. Да и как он может порождать или воспринимать что-то новое, когда он просто-напросто голодает?   Вот почему оба эти чудовища относятся к классу дра- конов, затрудняющих дыхание. Когда с ними покончено, дыхание нормализуется.   Следует также упомянуть, что каждый из драконов этой пары способен ненадолго принимать облик своего двойника — противоположности. Вот и люди, склонные к самоуничижению, могут внезапно становиться надутыми и напыщенными, а человек обычно высокомерный после какой-либо унизительной для него процедуры может вы- глядеть поникшим и подавленным, словно из него выпус- тили весь воздух.   Драконы третий и четвертый: нетерпеливость и склонность к мученичеству   И нетерпеливость, и мученичество основываются на ложных представлениях о времени и пространстве. Они вытекают из страха ограниченности временем или обстоя- тельствами. При нетерпеливости люди испытывают страх перед недостатком времени. Опасаются, что им не хватит времени, чтобы успеть куда-то или выполнить необходи- мую работу. Поэтому их естественной реакцией на эти страхи является стремление поскорее закончить работу, пока время еще не вышло.   В случае склонности к мученичеству человек опасает- ся препятствий со стороны способных сложиться небла- гоприятным образом обстоятельств. Его не покидает чувство, что если бы не противодействие обстоятельств или окружающих его людей у него была бы полная свобо- да действий и он сделал бы правильный шаг. Находясь в этих стесненных, как им кажется, обстоятельствах, при отсутствии свободы выбора, единственное — очевидно, считают они -что им еще остается, это донимать окру- жающих своими жалобами и стенаниями, пока обстановка сама собой каким-то образом не изменится к лучшему.  В обоих случаях орудием драконов является страх перед недостаточной мобильностью или ограниченной свободой действий. Вот почему нетерпеливость и мучени-   чество называются драконами ограничения действий, как высокомерие и самоуничижение считаются драконами, за- трудняющими дыхание,   Оба эти дракона также способны принимать облик своего двойника-противоположности. Люди нетерпеливые чувствуют себя мучительно в жестких временных рамках, а люди, склонные к мученичеству, неожиданно становятся в высшей степени взвинченными и нетерпеливыми.   Драконы пятый и шестой: жадность и склонность к саморазрушению  Жадность и склонность к саморазрушению основыва- ются на ошибочном представлении человека о самовыра- жении. Обе эти черты характера вытекают из неспособности контролировать свою манеру поведения и непомерных аппетитов. Люди, имеющие склонность к са- моразрушению, испытывают опасение потерять контроль над самим собой и над обстоятельствами. Стремясь взять в свои руки контроль над ситуацией — и в целом над своей жизнью, — которая, как им кажется, совершенно не помается их контролю, они предпринимают отчаянные усилия, чтобы этот контроль восстановить. Эти тщетные усилия и порождаемые ощущаемой безысходностью па- губные привычки, направленные на притупление боли от разочарований, зачастую приводят человека к мысли о предпочтительности покончить счеты с жизнью. Такая форма самовыражения ведет к концу всякого самовыра- жения.   При жадности сильнее всего проявляется страх перед недостаточностью в жизни вещей, способных принести человеку счастье и чувство удовлетворения. Ему кажется, что где-то его ждет больше любви, денег, власти и при- знания, чем он имеет дома. Человек вступает в противо- борство с драконом, который направляет его на бой с тенью, на бесконечные тщетные поиски того, чего найти он не может. Столь же болезненной для человека являет- ся и попытка умерить свои не получающие удовлетворе- ния запросы, отказаться от желаемого.  Поскольку оба эти дракона нарушают манеру нор- машного самовыралюния человека, их называют дракона- ми, искажающими самовыражение.   При этом склонность к саморазрушению способна приобретать черты жадности и зачастую проявляться в излишнем потреблении пищи и алкоголя, а жадность спо- собна довести человека до полного разрушения, особенно когда он, пренебрегая личной безопасностью, ищет пред- мет своих вожделений.   Седьмой дракон: упрямство   Последним драконом является упрямство. Это чудо- вище вскормлено на ошибочной вере в непогрешимость своего авторитета. Люди, терроризируемые этим драко- ном, вступают в противоречие со всеми, кто требует от них сделать то, на что они не чувствуют себя готовыми. Упрямство — это их способ выторговать себе время, за- медлить ход событий, чтобы получить отсрочку и приспо- собиться к восприятию предстоящих перемен. Эти люди в буквальном смысле слова боятся перемен и, пытаясь их предотвратить, говорят «нет», даже прекрасно осознавая, *что следует сказать «да».   Из-за тенденции к замедлению действий и выторго- вывания для себя отсрочки этого дракона можно было бы классифицировать как тугодума, ожидающего результата проводимого им сравнительного анализа. Под воздействи- ем дракона упрямства люди вынуждены тщательно взве- шивать все «за» и «против», прежде чем принять какое-то решение. С одной стороны, подобный подход к делу кажется вполне похвальным, но в том-то и беда, что в действительности упрямцы мешают проведению объек- тивного анализа и закрывают дрери всему новому в тщет- ном стремлении оставить все на своих местах.  Вспомните, что дракон упрямства стоит в одиночест- ве и не имеет своего двойника-противоположности. Он устремится примкнуть к любому из остальных драконов. Так» люди упрямые в отстаивании свой точки зрения спо- собны дойти до прямого саморазрушения. Вспомните хотя бы о том, сколько погибло людей, отказавшихся оставить   свои дома перед угрозой надвигающегося извержения вулкана, наводнения или крупных пожаров, ‘   Обличив драконов   Драконы толстые м худые  Это еще одни метафорические характеристики дра- конов, составляющих пары двойников-противоположнос- тей. Одни из чудовищ склонны к полноте, а другие, наоборот, выглядят длинными и тощими. Каждый из них имеет телосложение, отвечающее их зловещим целям. Так, глаза троих драконов вынесены далеко по бокам их свирепых, чудовищных морд и обладают широким полем зрениям Этими тремя драконами с широким полем зрения являются жадность, высокомерие и нетерпеливость. Глаза трех других чудовищ посажены очень близко. Эти худые драконы с узким полем зрения — саморазрушение, самоу- ничижение и мученичество.  Толстые драконы с широким полем зрения  Драконы жадности, высокомерия и нетерпеливости толканут людей на поступки, направленные на подавление окружающих, на преодоление все новых и новых ступе- ней общественной лестницы. Жадность, высокомерие и нетерпение вынуждают людей развязывать войны, стре- миться к покорению других народов, к захвату конкури- рующих компаний, к соблазнению чужих жен. Они настраивают человека на проявление экспансии. Человек жадный всячески стремится к накоплению богатств и ис- пытывает мучительное беспокойство, вызванное страхом потерять накопленное. Склонный к высокомерию вальяж- но вступает в политическую борьбу, чтобы очень скоро быть выброшенным из рядов не менее рьяных противни- ков в результате какого-нибудь унизительного политичес- кого скандала. А нетерпеливый главнокомандующий, не дожидаясь подхода дополнительных сил, бросает своих со- лдат в атаку и, понеся громадные потери, дает приказ к отступлению.   Если над вами довлеет дракон жадности, вы обрече- ны искать удовлетворения своих желаний в окружающем вас мире. Мир напрямую подвергается воздействию ваших притязаний. Если за плечами у вас маячит дракон высокомерия, вам суждено повсюду демонстрировать со- бственное превосходство над окружающими. Высокомерие толкает вас на общественную арену. Если вас берет за горло дракон нетерпения, вы вынуждены метаться сломя голову, подгоняемые страхом нехватки времени. Нетерпе- ливость также оказывает прямое воздействие на окружа- ющих вас людей и нередко нарушает все установившиеся, привычные связи.  Три этих толстых дракона несут разрушение всему, что их окружает. Когда они выходят на прогулку. Земля сотрясается от боли, а после такого променада на лице у нее остаются широкие незаживающие шрамы. Эти чудо- вища очень приметны и стремятся привлечь к себе еще большее внимание, что и является частью их смертельно опасного соблазна, который они способны замаскировать под смелость, напористость и предприимчивость. Человек очень поздно открывает дм себя их истинную сущ- ность — только когда он уже подвержен их пагубному влиянию.   Худые драконы с узким полем зрения   В отличие от своих толстых собратьев, драконы само- разрушения, самоуничижения и мученичества концентри- руют свое внимание на очень узких областях человеческой жизни. Эти чудовища толкают человека на шаги, которые уводят его от общественной жизни.   Вредоносное воздействие, оказываемое людьми, име- ющими склонность к саморазрушению, направлено пре- жде всего на них самих и часто доводит их до полной изоляции и даже до самоубийства. Они зачастую не живут достаточно долго для того, чтобы успеть причинить серьезный вред всему обществу. И тем не менее направ- ленная на саморазрушение манера поведения человека оказывает трагическое влияние на его семью и, в первую очередь, на его собственную судьбу.  Люди, склонные к самоуничижению, всеми силами стремятся избежать ситуаций, способных привести их назад, в общество людей, они стремятся к полной изоля-   ции. Среди таких людей редко — если это вообще воз- можно — найдешь Гитлера или Сталина.   Мученичество больше настраивает людей на жалобы и причитания, нежели на какие-то конкретные действия, и, следовательно, быстро уводит их с арены общественной жизни. Жертве собственного характера гораздо сладост- нее обливаться горючими слезами на плече у измученного безуспешными поисками слов утешения супруга, нежели в переполненном чужими людьми офисе.   Если вас терзает дракон саморазрушения, рано или поздно вам неизбежно грозит трагический финал: ведь внимание чудовища, как и его губительное воздействие, направлено только на вас.  Если вас взял под свою опеку дракон самоуничиже- ния, при длительном попустительстве вам придется расп- рощаться с собственной личностью: очень скоро вы почувствуете себя неспособным нести ответственность даже за свою собственную судьбу.   Если в вас вонзились когти дракона мученичества, весь окружающий мир очень скоро начинает расплывать- ся в застилающих ваши глаза слезах и сокращается до крохотного мирка, наполненного только вашими собствен- ными, как правило, надуманными проблемами.   Хотя эти худосочные драконы и не обладают столь впечатляющей внешностью, как их толстые собратья, при- чиняемый ими человеку вред ничем не меньше. На самом деле их яд еще опаснее, а мелкий хищник, как известно, всегда проворнее существа более крупного и быстрее су- меет выбрать момент для нанесения удара. Вот почему ни в коем случае не следует недооценивать этих худых дра- конов с близко посаженными хитрыми глазками. В дейст- вительности их внешность и направлена на то, чтобы усыпить бдительность человека, обмануть его, выбить у него из рук оружие. Вы еще увидите, что они способны причинить нисколько не меньше страданий, чем чудови- ще с более внушительной фигурой.   В меру упитанный дракон   Дракон упрямства также способен обмануть вашу бдительность, поскольку на первый взгляд кажется, будто его нельзя отнести ни к категории толстых чудовищ, ни худых — Не позволяйте ему обвести вас вокруг пальца: вам еще предстоит узнать, как он опасен. А поскольку в дра- коне упрямства присутствуют элементы каждого из ос- тальных чудовищ, он способен приобретать облик как дракона толстого, так и худого.   Лучшие и худшие черты в каждом из драконов  У каждого дракона есть свой положительный и отри- цательный полюс. Когда дракон испускает из нозд- рей языки удушающего дыма и пламени, когда когти его вонзаются вам в горло, а барабанные перепонки лопаются от его душераздирающего трубного рева, чудовище пред- стает перед нами в своем самом устрашающем виде. В негативном полюсе дракон находится, когда мы пол- ностью подчинены его власти.  Но стоит нам лишь начать сражение с чудови- щем, как нам предоставляется возможность увидеть его положительный полюс. Дракон чувствует, что утрачивает свою власть над нами, и пытается пойти на компромисс. Он делает вид, будто отступает, но как только ему удастся рассеять наше внимание, он тут же вонзает в нас когти с новой силой.  Позитивный полюс открывает перед нами весьма сложные перспективы. Когда мы знакомимся с позитив- ным аспектом в поведении чудовища, наши отношения с драконом переходят в стадяю постоянной динамической напряженности, при которой ни мы, ни чудовище не на- ходимся один у другого под полным контролем. Дальней- шие отношения между нами могут развиваться в обоих направлениях. Даже само по себе достижение позитивно- го полюса не означает для нас полного освобождения от когтей дракона, хотя и представляет собой трудно пере- оценимый по значению шаг к прогрессу. Это действитель- но шаг к свободе. И тем не менее вам ни на секунду нельзя оставаться на месте, пока борьба не окончена, иначе вас тут же отбросят назад когти следующего чудо- вища, битва с которым еще продолжается. Она будет со- стоять в постепенном взятии вами всех положительных и отрицательных полюсов каждого дракона.   Лучи/не и худшие черты дракона высокомерия   Негативным полюсом дракона высокомерия является тщеславие.   Диктатор без всякого стыда и совести кичится своим богатством перед глазами обнищавшего народа. Кинозвез- да беззастенчиво отчитывает занятых в съемке актеров и технический персонал. Здесь все ясно; дракон крепко дер- жит их в своих лапах.  Положительным полюсом дракона высокомерия явля- ется гордость.   Гордость творца: директор кинокартины испытывает гордость по поводу своего последнего фильма и ни о чем другом не может говорить в среде, приближенной к теат- ральным кругам. Распирает ли его дракон высокомерия или он испытывает естественный подъем от сознания мас- терски выполненной работы?   Гордость победителя: известная теннисистка выкла- дывает свои трофеи пред своими друзьями. Демонстриру- ет ли она награды, чтобы возвеличить собственную значимость в глазах приятелей, или испытывает естествен- ный прилив энтузиазма, видя, каких успехов ей удалось добиться ?   Лучшие м худшие черты дракона самоуничижения   Отрицательным полюсом дракона самоуничижения является полное отсутствие чувства собственного достоин- ства.   Растрепанный, с понуро опущенной головой, распрос- траняющий отвратительный запах бродяга, шаркающей походкой пробирающийся по задворкам городских окра- ин. Получивший неудовлетворительную отметку сту- дент колледжа, которому не хватает смелости спросить у профессора, как ему улучшить знания и пересдать экза- мен. Здесь дракон одерживает явную победу.  Положительным полюсом дракона самоуничижения является скромность.   Мастер своего дела, кулинар, отказывается покрыть изысканными украшениями испеченный им торт. Простая ли скромность тут причиной или большее значение имеет маячащий у него за спиной дракон? Автор вьедающегося рассказа остается анонимным. Из-за боязни успеха или из- за необъяснимого стремления к одиночеству и уединению?   Лучшие м худшие черты дракона нетерпеливости   Отрицательным полюсом дракона нетерпеливости яв- ляется несдержанность — эти отвратительные вспышки раздражения, отдаляющие от человека друзей и знакомых и оставляющие его в полном одиночестве.  Водитель, не желающий пропустить переходящего до- рогу инвалида и с визгом проносящийся в своем автомо- биле перед самым носом у перепуганного старика. Учительница музыки, истеричными воплями реагирующая на неловкие прикосновения к клавишам фортепиано не- умелых пальцев своего ученика. Дракон злорадно ухмыля- ется.  Положительным полюсом дракона нетерпеливости яв- ляется отвага — акт проявления свободолюбивой натуры.   Путешественник, отвергающий долгий путь по берегу в обход озера и бросающийся в холодную воду, чтобы плыть напрямик. Просто ли это глупый маневр или блес- тящее решение проблемы? Не желающий больше дожи- даться письменного ответа, книготорговый маклер заказывает билет до Нью-Йорка, чтобы лично увидеться с клиентом. Пустая ли это затея нетерпеливого транжиры- коммивояжера или проявление деловой хватки решитель- ного, прочно стоящего на ногах бизнесмена?   Лучшие и худшие черты дракона мученичества   *Отрицательным полюсом дракона мученичества явля- ется стремление к мучительству своих близких — жалоба- ми и проявлением недовольства, порождающими у них ощущения вины за собственные промахи и неудачи.   Владелец двух прогоревших предприятий выстраивает на песке своих иллюзий еще Один безжизненный замок, заранее обреченный на участь своих предшественников, и обвиняет в постигшей его очередной неудаче жену, детей, налоговые органы, компаньонов и даже неблагоприятные метеорологические условия. Оставившая двух своих пре- жних мужей-алкоголиков женщина пытается в третий раз выйти замуж за имеющего склонность к употреблению  наркотиков человека, которого тут же начинает нещадно распекать за его пагубную привычку. Дракон радостно по- тирает лапы в предвкушении очередной трагедии.   Позитивным полюсом дракона мученичества является самоотверженность.   Она отказывается от учебы в медицинском институ- те, чтобы заработать деньги, необходимые ее мужу для окончания юридического факультета. Любовь это или пища для последующих бесконечных укоров и сожалений? Он отправляет детей в престижный частный колледж и работает на двух работах, чтобы оплатить их обучение. Беззаветное ли это самопожертвование и проявление оте- ческой любви или безотчетный поиск повода для последу- ющего эмоционального шантажа? Дракон не оставляет надежды заполучить в свои лапы очередную жертву.  Лучшие и худшие черты дракона жадности   Отрицательным полюсом дракона жадности является ненасытность — граничащее с безумием стремление к обещающим наивысшее наслаждение удовольствиям и не- способность получить от них удовлетворение.   Страдающий от обжорства гурман растрачивает до- ставшееся ему наследство в безумной гонке за все новы- ми будоражащими его воображение деликатесами. Обирая всех, кого только можно, скряга считает каждую копейку, накапливая богатство и не видя никаких иных радостей в жизни. Дракон торжествует.  Положительным полюсом дракона жадности является вкус к радостям жизни, стремление к тому, что может доставить удовольствие.   Вспомните людей, коллекционирующих машины, про- изведения искусства, любовников, стремящихся заполучить в свои руки все, что только видят их глаза. Простое ли здесь стремление к радостям жизни или дракон жадности толкает этих людей на не знающие предела поиски удо- вольствий ?   Лучшие и худшие черты дракона саморазрушения   Отрицательным полюсом дракона саморазрушения является склонность к самоубийству — манера поведения, приводящая человека либо к быстрой смерти от пули, вы- пущенной в висок, либо к медленной — от наркотиков и постепенного прожигания жизни,   Искатель приключений, проглотивший пригоршню таблеток и запивший их полудюжиной банок пива, садит- ся за руль, чтобы с ветерком прокатиться по трассе. Чем закончится такое путешествие?  Положительным полюсом дракона саморазрушения является самопожертвование.  Солдат добровольно вызывается выполнить поруче- ние, связанное со смертельным риском, в расчете на то, что отдаст жизнь не напрасно. Молодой десятиборец схо- дит с дистанции и Лает возможность выиграть забег одно- му из своих соперников. Альтруизм это или действия, направленные против себя самого? Не стоят ли за ними происки дракона?   Лучшие и худшие черты дракона упрямства   Отрицательным полюсом упрямства является его вы- сшая степень — глупое упрямство, закрывающее перед человеком возможность сотрудничества и общения с ок- ружающими.   Упрямый директор компании отказывается на перего- ворах пойти на определенные уступки, и его неоправдан- ное упорство разрушает намечающиеся перспективы дальнейшего плодотворного сотрудничества. А разве не ослиное упрямство толкает политиканов разрешать конф- ликтные ситуации силой оружия?  Положительным полюсом дракона упрямства являет- ся решительность и настойчивость.   Под ураганным огнем полководец принимает реше- ние стоять до конца и не сдаваться. Проявление ли это беззаветной храбрости или результат отсутствия здравого смысла? Молодой спортсмен, едва вышедший на беговую дорожку после сильного растяжения сухожилий, решает принять участие в серьезных соревнованиях. Гонит ли его дракон упрямства или это проявление независимости ха- рактера настоящего борца?   Следующая схема представляет вам полную класси- фикацию драконов.   Драконы вдохновения   С широким полем зрения: С узким полем зрения: + гордость + скромность ВЫСОКОМЕРИЕ САМОУНИЧИЖЕНИЕ   — тщеславие — отсутствие чувства собст-  венного достоинства  Драконы действия  С широким полем зрения: С узким полем зрения: + отвага + самоотверженность  НЕТЕРПЕЛИВОСТЬ МУЧЕНИЧЕСТВО — несдержанность — стремление к мучительству  Драконы самовыражения  С широким полем зрения: С узким полем зрения: + вкус к радостям жизни + самопожертвование   ЖАДНОСТЬ САМОРАЗРУШЕНИЕ — ненасытность — склонность к самоубийству  Дракон уподобления  С широким или узким полем зрения:   + решительность  УПРЯМСТВО — глупое упрямство народы. Только фраза «Я с тобой не играю, потому что ты дразнишься» превращается у них в «Торговые санкции вследствие провала в области дипломатических отноше- ний»,  Действительность постоянно убеждает нас в том, что очень многие взрослые в своих поступках так и остались на уровне подростка. В своем развитии они остановились на более низком уровне, чем того требует их возраст. Они просто обманывают нас своей внешностью взрослого человека. Они даже способны изучить основы того, как в общественной жизни им сойти за взрослых, продолжая оставаться на уровне развития подростка.  Предлагаю вам еще один перечень утверждений* по* хожий на тот, с которым вы уже ознакомились, но, с вашей точки зрения, несколько более спорный: он помо- жет вам определить уровень зрелости, которому соответ- ствуют ваши повседневные действия, Как и в прошлый раз, отметьте перечень наиболее отвечающих вашему мне- нию утверждений. Постарайтесь быть максимально чест- ным и объективным. Перечни утверждений представлены в смешанном порядке специально, чтобы помочь вам отве- чать с максимальной объективностью,  Уровень А   Комфортнее всего я чувствую себя среди похожих на меня людей.   Люди незнакомые, и тем более иностранцы, вызыва- ют у меня ощущение неудобства, неловкости.  Что действительно необходимо этой стране, так это побольше порядка и строгости законов,   *Никогда не следует забывать о вирусах и болезнет- ворных микробах; они проникают повсюду.   Я все тщательно мою и вытираю. Слишком чисто ни- когда не может быть.   Людом следует знать свое место. Старое и испытанное — лучше всего. Я дрлаю так, как говорит мой врач. Докторам лучше знать*   Я обычно поступаю так, как мне говорят, Если не соблюдать заповедей, Господь обязательно накажет.   Я верю в добро и зло, правду и неправду. Искушение дьявола или сатаны действительно имеет большую силу.  Мне нравятся старые добрые традиции и старинные украшения.  Мне не нравятся незнакомые и заграничные продукты, Хороша она или нет, мне нравится моя страна. Животные разносят столько микробов! Я всегда говорю: сэкономишь на подзатыльниках — испортишь ребенка.  Лишняя осторожность никогда не повредит. Не следует особенно доверять людям незнакомым. Лучше держаться людей своего круга.   Уровень В  Я чувствую себя обязанным помогать несчастным и обездоленным.  По большей части жизнь очень сложная штука. Сердце мое открыто для людей. Я хочу лучше себя узнать.  Мне нравится узнавать людей и то, почему они пос- тупают так, а не иначе.   Я часто прихожу в замешательство и ищу ответы на мучающие меня вопросы.  Меня интересуют различные религии мира. В каждой из них есть частица правды. Я люблю пробовать новые блюда. Я верю, что по большому счету все мы — братья и сестры в этом мире.   Я еще не пришел к ясному понимаю собственного предназначения в этой жизни.   Когда у меня возникают проблемы, я всегда обраща- юсь к окружающим за помощью.   У меня бывали моменты, когда я уже подумывал, уж не сошел ли я с ума?

Пролистать наверх