ЗEМСКИЙ А М И ДР РУССКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч — Ч 2 СИНТАКСИС УЧEБ ДЛЯ СТУД СРEД ПEД УЧEБ ЗАВEДEНИЙ М 2000 224 С 8

 Упражнение 175. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите смысло­вые отношения при бессоюзном соединении предложений. Объясните расстановку знаков препинания.  1) Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья за­бушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния — и гроза разр…зилась. Дождь полил ручьями. (Т.) 2) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл…стало, короче становился день; лесов таинст­ве…ая сень с печальным шумом обн…жалась, л…жился на по­ля туман; гусей крикливых караван тянулся к югу. (П.) 3) Счаст­ливы сосны и ели: вечно они зеленеют, гибели им н… принос…т ме­тели, смертью морозы не ве…т. (Н.) 4) Н… спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. (П.) 5) Чин следовал ему — он службу вдруг оставил. (Гр.) 6) Приметы осени во всём встре­чает взор: там тян…ся, блестя на солнце, паутина, там скирд видне…ся, а там через забор кистями красными повиснула ря­бина, там жниво колкое щетин…ся, а там уж озимь яркая блеснула изумрудом. (Греков.) 7) Хорошо сидеть и прислушива…ся к тишине: то ветер поду…т и трон…т верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть… Сидеть бы неподвижно, слушать и думать, думать, думать. (Ч.) 8) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (Т.) 9) Мне стало совестно — я не мог докончить начатой речи. (Т.) 10) Вы раздви­нете мокрый куст — вас так и обдаст накопивш…мся тёплым запахом ночи. (Т.) 11) Вы проход…те мимо дерева — оно н… ше­лохнётся: оно нежится. (Т.)  176. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.  I. 1) Степь почти вся в сухом ж…лтом свете она каже…ся песчаной кое-где среди неё вспухли сады и от их тёмных пятен ж..лтый свет ещё горячей. Кусками сала или сахара разбро­са…ы белые хаты хуторов около них ч…рные тополя игрушеч­ные люди чуть передвигаются передвигаются маленькие волы и всё та…т в струях знойного марева. (М. Г.) 2) Знойный день ти­шина жизнь застыла в светлом поко… небо ласково смотрит на землю голубым ясным оком солнце огне…ый зрачок его. (М. Г.) 3) Луны не было на небе она в ту пору поздно всхо­дила. (П.) 4) Н… нагнать тебе беше…ой тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 5) Дорога адская ручьи снег грязь водо­моины. (Т.) 6) Жилище господина Чертопханова являло вид весьма печальный брёвна почернели и высунулись вперёд “брю­хом” труба обвалилась углы подопрели и покачнулись н…боль­шие тускло-сизые окошечки н…выразимо кисло поглядывали из-под косматой нахлобуче…ой крыши. (Т.) 7) Тут открылась картина довольно занимательная широкая сакля крыша которой опиралась на два закопчё…ые столба была полна народа. (Л.) 8) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кон­чился несколько казаков вые…ают из него на поляну и вот выс­какивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 9) Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору остановились и оглянулись на ней висе­ло серое облако и его холодное дыхание грозило бли…кой бу­рею. (Л.) 10) В добрую почву упало зерно пышным плодом отроди…ся оно. (Н.) 11) Лес руб…т щепки летят. (Поел.) 12) Раз солгал навек лгуном стал. (Посл.) 13) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его скользили над строками. (Л.) 14) Я всякому ты знаешь рад. (Гр.) 15) Казаки слышно было сделали отличную атаку. (Л. Т.) 16) И нынешней ещё весной с него [с моста] обрушились весь город это зна…т два журналиста да портной. (Кр.)  II. 1) Мы растём и молоде…м время нас ведёт вперёд. (Л.-К.) 2) Если мальчик любит труд тыч…т в книжку пальчик про та­кого пишут тут он хороший мальчик. (В. М.) 3) Май теч…т рекой нарядной по широкой мостовой льётся песней необъят­ной над красавицей Москвой. (Л.-К.) 4) Метелица поднялся на бугор. Слев… по-прежнему шла чёрная гряда сопок изог­нувшаяся как хребет гигантского зверя. (Фад.) 5) Мне сегодня за полночь н… спи…ся песня-дума зре…т в голове. (Сурк.) 6) Мы в грозное завтра спокойно глядим и время за нас и победа за нами. (Сурк.) 7) Гонители францу…кого языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный верх и гос­ти…ные наполнились патриотами кто высыпал из табакерки францу…кий табак и стал нюхать русский кто …жёг десяток францу…ких брош…рок кто отказался от лафита а принялся за кислые щи. (П.)  177. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.  1. Вы от…ехали версты четыре… Край неба але…т в берёзах просыпаются н…ловко перелётывают галки воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух видней дорога яснеет небо белеют тучки зеленеют поля. В избах красным огнём г…рят лучи­ны за воротами слышны заспа…ые голоса. А между тем з…ря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубя…ся пары жаворонки звонко поют предрас­светный ветер подул и тихо всплыва…т багровое солнце. Свет так и хлын…т потоком сердце в вас встрепенё…ся как птица. Свежо весело любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей дерев­ня вон подальше другая с белой церковью вон берёзовый лесок на горе за ним болото куда вы ед…те… Живее кони живее! Крупной рысью вперёд! Версты три осталось н… больше. Солн­це быстро поднимается небо чисто… Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьё…ся вёрст на десять тускло си­нея сквозь туман за ней водянисто-зелёные луга за лугами по­логие холмы вдали чибисы с криком вью…ся над болотом сквозь влажный блеск разлитый в воздухе ясно выступает даль… не то что летом. Как вольно дыш…т грудь как быстро движу…ся члены как крепн…т весь человек охваче…ый све­жим дыханием весны!  (И. С. Т у р г е н е в.)  II. С юга двое суток дул тёплый ветер. Сош…л последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи от…грали степ­ные лога и речки. На з…ре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы засеребрились влагой кусты прошлогод­него ковыля потонули в н…проглядной белёсой дымке курганы буераки станицы шпили колоколен устремлё…ые ввысь верши­ны пирамидальных тополей. Стала над широкой донской степью голубая весна.  Тума…ым утром Аксинья впервые после выздоровления вы­шла на крыльцо и долго стояла оп…янё…ая бражной сладостью свежего весеннего воздуха… Повитая туманом даль затопле…ые талой водой яблони в саду мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями всё каза­лось ей н…виданно красивым всё цвело густыми и нежными красками будто осиянное солнцем.  Проглянувший сквозь туман клоч…к чистого неба ослепил её холодной синевой запах прелой соломы и отта…вшего черно­зёма был так знаком и приятен что Аксинья глубоко вздохну­ла и улыбнулась краешками губ н…замысловатая песенка жа­воронка донёсшаяся откуда-то из туманной степи разбудила в ней неосозна..ую грусть.  (М. Ш о л о х о в.)  СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ  § 122. Период.  Среди сильно распространённых предложе­ний, обычно сложных, при стилистическом анализе текста мо­гут быть выделены п е р и о д ы. В произношении каждый пери­од делится паузой на две смысловые части: на первой части пе­риода голос постепенно п о в ы ш а е т с я, а на второй (после паузы)—п о н и ж а е т с я. Первая часть периода называется п о в ы ш е н -и е м, а вторая — п о н и ж е н и е м. Например:  Когда же с мирною семьёй И тлеют угли в пепелище;  Черкес в отеческом жилище И, спрыгнув с верного коня,  Сидит ненастною порой, В горах пустынных   запоздалый,  К нему войдет пришлец С приветом ласково встает  усталый И гостю в чаше благовонной  И робко сядет у огня,— Чихирь отрадный подаёт.  Тогда хозяин благосклонный  (А. С. П у ш к и н.)  Пауза, разграничивающая повышение и понижение, отме­чена т и р е.  П р и м е ч а н и е. Греческое название “период” (periodos) значит “круг”, переносно — “закруглённая речь”.  Со стороны содержания период представляет собой как бы маленькое сочинение, написанное на определённую тему. Так, тема периода в нашем примере — гостеприимство черкесов. Она раскрыта довольно полно; показывается: 1) черкес у себя дома в ненастную пору, 2) приезд запоздалого путника, 3) угоще­ние незнакомца чихирём.  Если содержание периода сложно, повышение и понижение в свою очередь могут подразделяться на более мелкие части, которые отделяют друг от друга в произношении паузами. Каждая такая часть называется ч л е н о м п е р и о д а. В на­шем примере повышение состоит из двух членов, а пониже­ние — из о д н о г о члена.  Со стороны синтаксической период не представляет ничего нового: чаще всего это сильно развитое сложное предложение. Смысловые отношения между повышением и понижением те же самые, что между частями сложноподчинённого или сложносо­чинённого предложения или между обособленным членом и ос­тальной частью предложения, как-то: временные причинные, ус­ловные и пр. В нашем примере в повышении мы находим три придаточных времени, а в понижении — главную часть.  Между повышением и понижением в периоде на месте па­узы ставится тире.  Если в этом месте в соответствии с построением предложе­ния должна стоять запятая, она остаётся (перед тире).  Члены периода внутри его частей, если они сильно распро­странены, могут отделяться друг от друга точкой с запятой. (Пример смотрите выше.)  Упражнение 178. Прочитайте выразительно. Укажите: 1) границы повы­шения и понижения, 2) как выражена синтаксическая связь между частями периода, 3) какие смысловые отношения установлены между ними, 4) тему каждого периода.  1) Всё, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепе­тильный и по балтическим волнам за лес и сало возит нам, всё, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изобретает для забав, для роскоши, для неги модной, — всё ук­рашало кабинет философа в осьмнадцать лет. (П.)  2) В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал:  читал охотно Апулея, а Цицерона не читал,— в те дни в таин­ственных долинах, весной, при кликах лебединых, близ вод, сиявших в тишине, являться муза стала мне. (П.)  3) Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов силь­ными крылами, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой доро­ги самца-перепела,— так Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. (Г.)  179. Разберите периоды. Спишите, расставляя знаки препинания.  1) Когда Базаров после неоднократных обещаний вернуться никак не позже месяца вырвался наконец из удерживавших его объятий и сел в тарантас когда лошади тронулись и коло­кольчик зазвенел и колёса завертелись и вот уже глядеть вслед было незачем и Тимофеич весь сгорбленный и шатаясь на хо­ду поплёлся назад в свою каморку когда старички остались одни в своём тоже как будто внезапно съёжившемся и одрях­левшем доме Василий Иванович ещё за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце опустился на стул и уронил голову на грудь. (Т.)  2) Тот кому случалось как мне бродить по горам пустын­ным и долго-долго всматриваться в их причудливые образы и жадно глотать животворящий воздух разлитой в их ущельях тот конечно поймёт моё желание передать рассказать нарисо­вать эти волшебные картины. (Л.)  3) Как хозяин прядильной мастерской посадив работников по местам прохаживаясь по заведению замечая неподвижность или непривычный скрипящий слишком громкий звук веретена торопливо идёт сдерживает или пускает его в надлежащий ход так и Анна Павловна прохаживаясь по своей гостиной под­ходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила рав­номерную приличную разговорную машину. (Л. Т.)  § 123. Абзац.  А б з а ц—это часть связного текста, которая состоит из нескольких предложений и харак-теризуется единст­вом и относительной законченностью содержания.  П р и м е р абзаца:  Вскоре лисице удалось отомстить орлу. Как-то раз люди в поле приносили в жертву богам козу. Орёл слетел к жертвен­нику и унёс с него горящие внутренности. Но только донёс их до гнезда, как подул сильный ветер. И тонкие старые прутья вспыхнули ярким пламенем. Упали орлята на землю. Лисица подбежала и съела их. (Отрывок из сказки.)  Единство содержания абзаца проявляется в м е ж ф р а з о ­в ы х с в я з я х. В приведённом примере эти связи создаются такими средствами: 1) союзами но и, с которых начинаются 4-е и 5-е предложения; 2) тождеством упоминаемых объектов (животных): орёл—орлу, лисице—лисица; 3) заменой повто­ряющихся существительных местоимениями: внутренности — их, орлята — их; 4) опущением повторяющихся элементов: так, в 4-й фразе при сказуемом донёс нет подлежащего; 5) соотне­сённостью видо-временных форм глаголов-сказуемых: во всех предложениях, кроме 2-го, сказуемые выражены глаголами совер­шенного вида в прошедшем времени.  В приведённом отрывке из сказки налицо и содержательная законченность абзаца: содержание его можно выразить как “Месть лисицы орлу”.  Между абзацами связь осуществляется обычно с помощью первой фразы. Так, в нашем примере первое предложение со­держит слова вскоре и отомстить, смысл которых должен быть ясен из предыдущего абзаца (вскоре п о с л е ч е г о? отомстить з а ч т о?).  В письменном и печатном тексте абзац выделяется отступом на­чальной строки от левого края текста.  180. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Устно объясните межфразовые связи в каждом абзаце.  На маленьком озере оно называлось Лариным прудом всег­да плав…ло много ряски. Сейчас вода в озере была очень чёрная прозрачная,— вся ряска к зиме опустилась на дно.  У берегов, нар…сла стекля…ая полоска льда. Лёд был та­кой прозрачный что даже вблизи его было трудно заметить. Я увид…л в воде у берега стаю плотиц и бросил в них малень­кий камень. Камень упал на лёд зазвенел плотицы бл…снув чешуёй метнулись в глубину а на льду остался белый зернистый след от удара. Только поэтому мы и дог…дались что у берега уже образовался слой льда. Мы облам…вали руками отдельные льдинки. Они хрустели и оставляли на пальцах смеша…ый за­пах снега и брусники.  Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой очень светлое белое а к горизонту оно густело и цвет его напом…нал свинец. Оттуда шли медле…ые снеговые тучи.  В лесах стан…вилось всё сумрачнее всё тише и наконец пошёл густой снег. Он та…л в чёрной воде озера щ…котал лицо порошил серым дымом леса.  Зима начала хозяйн…чать над землёй но мы знали что под рыхлым снегом если разгрести его руками ещё можно найти свежие лесные цветы знали что в печах всегда будет тр…щать огонь что с нами остались зимовать синицы и зима показалась нам такой же прекрасной как лето.  (К. Г. П а у с т о в с к и й.)  СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ  § 124. Понятие о прямой и косвенной речи.  Речь, сказанная кем-нибудь, может быть передана говорящими или в форме п р я м о й речи, или в форме к о с в е н н о й речи.  П р я м о й речью называется речь, сказанная от имени того лица, которым она была когда-то произнесена или могла быть произнесена, с сохранением всех её особенностей.  П р и м е р.— Аннушка! Аннушка! Подь сюда, не бойся,— кликнул старик ласково.  — Боюсь,— раздался тонкий голосок. (Т.)  Слова старика и слова Аннушки автор передаёт так, как они могли быть ими сказаны; он излагает их не от своего, а от их имени в форме прямой речи.  К о с в е н н о й речью в отличие от прямой называется такая речь, в которой говорящий передаёт чьи-либо слова от своего имени в форме придаточных предложений.  Данная выше прямая речь может быть передана в форме косвенной речи: Старик ласково кликнул Аннушку и сказал, чтобы она без боязни подошла к нему. Аннушка тонким голо­сом ответила, что боится.  § 125. Прямая речь и слова автора.  Прямая речь сопровож­дается словами автора, в которых обычно указывается, кому эта речь принадлежит, как, при каких условиях она была ска­зана, кому адресована, вообще указывается всё то, что необхо­димо для более точного её понимания.  П р и м е р. “Кучер твой — справедливый человек,— задумчи­во отвечал мне Касьян,— а тоже не без греха” (Т.) — выделены слова автора.  § 126. Назначение прямой речи.  В форме прямой речи автор может передавать: 1) чужие слова, 2) свои слова, ранее ска­занные, 3) невысказанные мысли.  П р и м е р ы. 1) “Эко солнышко! — промолвил Касьян впол­голоса.— Эка благодать, господи! Эка теплота в лесу”. (Т.) 2) “Скажи, пожалуйста, Касьян,— начал я, не спуская глаз с его слегка раскрасневшегося лица.— чем ты промышляешь?” (Т.) 3) “Да где же это я?” — пронеслось в моей голове. (Т.)  Так как прямая речь передаёт устную речь разных лиц с со­хранением всех её особенностей, она по сравнению с косвенной речью обычно более живая, более эмоциональная. В ней нередко можно встретить обращения, восклицания, частицы, вводные слова, порядок слов, свойственный живой, заранее не подготов­ленной речи, неполные предложения, незаконченные и прерван­ные предложения. В рассказе самого автора эти особенности речи встречаются значительно реже.  Благодаря своей живости и выразительности прямая речь используется в художественных произведениях для характери­стики персонажей.    § 127. Несобственно-прямая речь.  Особым приемом выражения мыслей действующих лиц является несобственно — прямая речь.  Приём несобственно-прямой речи введён в русскую литературу А. С. Пуш­киным и получил широчайшее развитие в художественной литературе.  Несобственно-прямая речь состоит в том, что автор как бы перевопло­щается в своего героя и говорит за него, передавая от себя мысли героя, его “внутреннюю речь”.  В романе “Молодая гвардия” А. Фадеев использует несобственно-прямую речь, передавая взволнованное состояние и мысли Сергея Тюленина:  Он схватил хлеб. быстро поцеловал руку матери и, несмотря на уста­лость, возбуждённо глядя во тьму своими острыми глазами, стал жадно же­вать эту чудесную пшеничную горбушку.  Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! А уж харак­тер/ А глаза какие!.. Но он ей не понравился, это факт. Если бы она знала, что он пережил за эти дни, что он испытал! Если бы можно было поде­литься этим хотя бы с одним человеком на свете! Но как хорошо дома, как это славно очутиться в своей постели, в обжитой горенке, среди родных и же­вать этот пахучий пшеничный хлеб домашней, материнской выпечки!.. Нет, он правильно поступил, ничего не сказав ей. Бог её знает, чья это девчонка и что она за такое. Возможно, он расскажет всё завтра Стёпке Сафонову и кстати узнает у него, что это за девчонка. Но Стёпка — болтун. Нет, он рас­скажет всё только Витьке Лукьянченко, если тот не уехал… Но зачем же ждать до завтра, когда всё, решительно всё можно рассказать сейчас же сестре Наде!  § 128. Диалог.  Прямая речь, представляющая собой разго­вор двух или нескольких лиц, называется д и а — л о г о м.  Реплики диалога обычно связаны друг с другом по смыслу. Например:  — Это какая улица?  — Садовая.  — А на Лесную как пройти, не знаете?  — Идите прямо, а потом направо.  § 129. Знаки препинания при прямой речи.  1. Для выделения прямой речи употребляются к а в ы ч к и.  П р и м е р. “Что, слепой? — сказал женский голос,— буря сильна; Янко не будет”. — “Янко не боится бури”,— отвечал тот.— “Туман густеет”,— возразил опять женский голос с выраже­нием печали. (Л.)  2. После слов автора перед началом прямой речи ставится двоеточие. Первое слово прямой речи пишется с большой буквы.  Пример. Казбич нетерпеливо прервал его: “Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне!” (Л.)  П р и м е ч а н и е. В печати прямая речь, стоящая после слов автора, иногда начинается с абзаца. В этом случае перед прямой речью ставится  тире.  Пример. Казбич нетерпеливо прервал его:  — Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моём коне! (Л.)  3. После прямой речи перед словами автора ставится либо з а п я т а я, либо з н а к в о с к -л и ц а т е л ь н ы й, либо з н а к в о п р о с и т е л ь н ы й, либо м н о г о т о ч и е и после любого из этих знаков — т и р е. Слова автора после прямой речи на­чинают писать с маленькой буквы.  П р и м е р ы. 1) “Это лошадь отца моего”,— сказала Бэ­ла. (Л.) 2) “Трогайтесь!” — закричал он ямщикам. (Л.) 3) “Что ты здесь притаился?” — спросил Дубровский кузне­ца. (П.) 4) “Ветру бы теперь дунуть…” — говорит Сергей. (М. Г.)  4. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то при выделении их возможны следующие случаи.  Если на месте разрыва прямой речи не должно было бы быть никакого знака или должна была бы стоять запятая, точ­ка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с о б е и х с т о р о н з а п я т ы м и и т и р е. Первое слово второй части прямой речи пише-тся с маленькой буквы.  П р и м е р ы.  1) “Я говорил вам, что нынче “Я говорил вам,— воскликнул   будет погода” Максим Максимыч,— что нынче   будет погода”. (Л.)  2) “Недаром на нём эта коль- “Недаром на нём эта кольчу-   чуга: уж, верно, он что-ни- га,— подумал я,— уж, верно,   будь замышляет”, он что-нибудь замышляет”. (Л.)  П р и м е ч а н и е. На месте разрыва прямой речи ни после первого от­резка, ни перед вторым отрезком кавычек не ставят.  Если на месте разрыва прямой речи должна была бы стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ста­вится з а п я т а я и т и р е, а после слов автора т о ч к а и т и р е. Первое слово второй части прямой речи в этом случае начи­нается с большой буквы.  Пример.   “Суда на пристани есть. Завт- “Суда на пристани есть,— по­-   ра отправлюсь в Геленд- думал я.— Завтра отправ-   жик”. люсь в Геленджик”. (Л.)    Если на месте разрыва прямой речи должен был бы сто­ять знак в о п р о с и т е л ь н ы й или в о с к л и ц а т е л ь н ы й, то после прямой речи перед словами автора ставится э т о т з н а к и т и р е, а после слов автора т о ч к а и т и р е. Первое слово второй части прямой речи начинается с большой буквы.  П р и м е р ы.  1) “Ой, не воротиться ли? “Ой, не воротиться ли?—го-   К чему упрямиться?” варил я.— К чему упря­миться?” (Л.)  2) “Славная у тебя лошадь! “Славная у тебя лошадь! — го-   Если бы я был хозяин в до ворил Азамат.— Если бы я   ме и имел табун в триста был хозяин в доме и имел   кобыл, то отдал бы поло- табун в триста кобыл, то   вину за твоего скакуна, отдал бы половину за тво-   Казбич!” его скакуна, Казбич!” (Л.)  П р и м е ч а н и е. Если на месте разрыва стояло многоточие, то оно оста­ётся перед тире. После слов автора ставится или запятая и тире, или точка и тире. После запятой и тире первое слово второй части прямой речи пишет­ся с маленькой буквы, а после точки и тире — с большой.  П р и м е р ы.  1) — А где же… ваш това- — А где же…—спросил я,—-   рищ? ваш товарищ?  2) — Да нет… Не переберёт- — Да нет…— в тоске сказала   ся он через речку, женщина.— Не переберётся он через речку.  5. Если первая половина слов автора относится к первой ча­сти прямой речи, а вторая — ко второй, стоящей после разры­ва, то перед словами автора знаки препинания ставятся со­гласно правилам, изложенным в п. 3, а после слов автора ставится д в о е т о ч и е и т и р е. Первое слово второй части прямой речи пишется с большой буквы.  Пример. “Идём, холодно,— сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?” (М. Г.)  6. Отдельные подлинные слова другого лица, включённые в текст в качестве членов предложения, выделяются только  кавычками.  Пример. Мороз веселил нашего бойца. Он только нахо­дил. что мороз был “лёгонький”. (И. Э р е н б у р г.)  7. При записи диалога в строку речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи другого лица по­средством тире.  П р и м е р.— “Здорово, парнище!” — “Ступай себе мимо!” — “Уж больно ты. грозен, как я погляжу. Откуда дровишки?” — “Из лесу, вестимо. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу”. (Н.)  8. Если же речь каждого собеседника начинается с абзаца, то перед ней ставится тире, а кавычки не ставятся:  — Здорово, кум Фаддей!  — Здорово, кум Егор!  — Ну, каково, приятель, поживаешь?  — Ох. кум, беды моей, что вижу, ты не знаешь! (Кр.)    Упражнение 181. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните расстановку знаков препинания при прямой речи.  1. “Зачем вы повяза..ы платком? — спросил я охотника Владимира.— Зубы болят?” “Нет-с,— возразил он,— это более пагубное следствие н… осторожности”.  2. Босоногий, оборва…ый и вз…ерошенный Сучок казался с виду отставным дворовым, лет шестидесяти. “Есть у тебя лодка?” — спросил я. “Лодка есть,— отвечал он глухим и раз­битым голосом,— да больно плоха”.  3. Раз как-то у Овсяникова дом заг…релся. Работник впопы­хах вбежал к нему с криком: “Пожар! Пожар!” “Ну, чего же ты кричишь? — спокойно сказал Овсяников.— Подай мне шап­ку и костыль…”  4. Овсяников оглянулся, пр…двинулся ко мне поближе и продолжал вполголоса: “А слыхали про Василья Николаича Любозвонова?” — “Нет, не слыхал”.  5. Без хворостинки в руке, ночью Павлуша, нимало не ко­леблясь, поск..кал один на волка… “Что за славный маль­чик!” — думал я, глядя на него. “А видали их, что ли, волков-то?” — спросил трусишка Костя. “Их всегда здесь много,— отвечал Павел,— да они бе…покойны только зимой”.  6. “Ты разве одна здесь?” — спросил я девочку. “Одна”,— произнесла она едва внятно.— “Ты лесникова дочь?” — “Лесникова”, — прошептала она.  7. Я ра…тянулся на сене и уже вздремнул было… да вспом­нил о “неладном месте” — и встрепенулся. “А что, Филофей? До брода далеко?” — “До броду-то? Вёрст восемь будет”.  “Восемь вёрст,— подумалось мне.— Раньше часу не доед…м. Соснуть пока можно”.— “Ты, Филофей, дорогу хорошо зна…шь?” — спросил я опять.— “Да как её не знать-то, доро­гу-то? Не впервой ед…м”.  (И. С. Т у р г е н е в.)  182. Спишите, расставляя знаки препинания. Прямая речь выделена разрядкой.  Вот вызывают Войницына. Войницын встаёт и твёрдым ша­гом приближается к столу.  П р о ч т и т е б и л е т говорят ему. Войницын подносит обеими руками билет к самому своему носу медленно читает и медленно опускает руки. Н у — с и з в о л ь ­т е о т в е ч а т ь лениво произносит профессор закидывая туло­вище назад и скрещивая на груди руки. Воцаряется гробовое молчание. Ч т о ж е в ы В о й н и ц ы н м о л ч и т е. О д н а к о ж э т о с т р а н н о замечает другой экзаменатор. Ч т о ж е в ы к а к н е м о й с т о и т е.  Н у н е з н а е т е ч т о л и т а к т а к и с к а ж и т е. П о з в о л ь т е д р у г о й б и л — е т в з я т ь глухо произносит несчастный. Профессора переглядываются. Н у и з ­в о л ь т е махнув рукой отвечает главный экзаменатор. Войни­цын снова берёт билет снова идёт к окну снова возвращается к столу и снова молчит как убитый. Наконец его прогоняют и ставят нуль. Он возвращается на своё место так же неподвиж­но сидит до конца экзамена а уходя восклицает Н у б а н я э к а я з а д а ч а. И ходит он целый тот день по Москве изредка хватаясь за голову и горько проклиная свою бесталанную участь. За книгу он разумеется не берётся и на другое утро та же повторяется история.  (И. С. Т у р г е н е в.)  § 130. Замена прямой речи косвенной.  Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная — от лица автора. Поэтому в косвенной речи в зависимости от изменения лица говорящего должны заменяться все личные и притяжательные местоимения, например:     Прямая речь. Косвенная речь.   Товарищ сказал: “Я подо- Товарищ сказал, что он подо­   жду”. ждет.   Ты же говорил мне: “Я это Ты же говорил мне. что ты   сделаю для тебя”, для меня это сделаешь.   Лётчик заявил: “По моему Лётчик заявил, что, по его   мнению, погода самая лет- мнению, погода самая лёт­ная!”   ная.    При переделке прямой речи в косвенную могут встретиться следующие случаи.  1. Прямая речь передается в косвенной придаточным изъ­яснительным предложением с союзом что, например: Он [Печо­рин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему веде­но остаться у меня в крепости. (Л.)  2. Прямая речь передаётся в косвенной придаточным изъ­яснительным с союзом чтобы, например: Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего, чтобы она не бес­покоилась ни о чём. (Г.)  Союз чтобы употребляется при замене таких предложений прямой речи, в которых сказуемое было выражено формой по­велительного наклонения.     Прямая речь. Косвенная речь.  — Приходи ко мне! — сказал Я сказал товарищу, чтобы он   я товарищу. приходил ко мне.  3. Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то в косвенной речи союзы что и чтобы не упо­требляются. Прямая речь заменяется таким придаточным изъяс­нительным предложением, в котором роль союзов выполняют местоимения, наречия и частицы, стоявшие в вопросе, например:   Прямая речь. Косвенная речь.  “Который час?” — спросил я. Я спросил, который час.   “Куда едете?” — задал я во- Я спросил моих спутников,  прос моим спутникам, куда они едут.  “Решишь ли ты эту зада- Я спросил товарища, решит  чу?” — спросил я товарища, ли он эту задачу.    Если вопрос был выражен без всяких частиц, только инто­нацией, то в косвенной речи появляется частица ли, играющая в ней роль союза.   Прямая речь. Косвенная речь.  “Ты зайдешь ко мне?” — спро- Я спросил товарища, зайдет   сил я товарища, ли он ко мне.    Вопрос, переданный в косвенной речи, называется к о с в е н ­н ы м в о п р о с о м.  4. Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются. Оттен­ки, выраженные ими, лишь приблизительно передаются в кос­венной речи какими-нибудь другими подходящими словами — получается отдалённый пересказ прямой речи.     Прямая речь. Косвенная речь.  — Здорово, кум Фаддей! Встретились два кума: Фад-  — Здорово, кум Егор! дей и Егор. поздоровались.  — Ну, каково, приятель, по- Егор спросил Фаддея, как,   живаешь? он живёт. Фаддей заохал и  — Ох, кум. беды моей, что начал рассказывать о своей   вижу, ты не знаешь! (Кр.) беде.    § 131. Знаки препинания в косвенной речи.  Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь пред­ставляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предло­жениях с косвенным вопросом возможна двоякая пунктуация:  когда косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, перед ним ставится двоеточие, а после него вопроситель­ный знак, например: Всю ночь я думал: кто бы это был? Когда же косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставят запятую, а в конце слож­ного предложения тот знак, который требуется смыслом’ всего сложного предложения, например: Всю ночь я думал, кто бы это был.  Упражнение 183. 1. Замените, где возможно, прямую речь косвенной в примерах, помещённых в упражнении 182.  II. Замените косвенной речью прямую речь в баснях Крылова: “Щука и Кот”, “Волк на псарне”, “Ворона и Лисица”, “Крестьянин и Работник”, присоединяя её к словам автора так, чтобы в косвенной речи в наибольшей степени сохранялся смысл прямой речи.    § 132. Знаки препинания при цитатах.    Разновидностью пря­мой речи являются ц и т а т ы, или д о с л о в н о п р и в е д ё н ­н ы е в ы д е р ж к и из высказываний и сочинений разных ав­торов.  Цитаты выделяются кавычками. Если цитата включается в текст в качестве самостоятельного предложения, знаки препи­нания ставятся так же, как при прямой речи, например: Пуш­кин, оценивая своих предшественников, писал: “Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения…” Если же цитата сливает­ся со словами автора в одно предложение (сложное или про­стое) , ставятся те знаки препинания, которые требуются постро­ением данного предложения, например: Пушкин, оценивая сво­их предшественников, писал, что “некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, испол­нены порывами гения”.  РУССКАЯ ПУНКТУАЦИЯ  § 133. Основы русской пунктуации.  Пунктуация — совокуп­ность правил о постановке знаков препинания. Знаки препина­ния — это письменные сигналы различных смысловых отноше­ний между частями высказывания; в устной речи эти отноше­ния выражаются с помощью интонации. Смысловые различия, передаваемые с помощью разных по структуре синтаксических конструкций, и лежат в основе большинства правил русской пунктуации. Так, между частями сложносочинённого предло­жения, каждая из которых выражает относительно закончен­ную мысль, ставится запятая; как правило, разделяются запя­тыми главные и придаточные части сложноподчинённого пред­ложения; интонационно выделяемые обособленные члены пред­ложения — определения, обстоятельства,— обычно несущие в предложении определённую смысловую нагрузку, также выде­ляются запятыми или тире и т. д.  Очень велика роль знаков препинания в бессоюзном слож­ном предложении. Так, например, двоеточие ставится в бессо­юзном сложном предложении, если второе предложение (или группа предложений) указывает причину того, о чём говорится в первом; тире ставится в бессоюзном сложном предложении, если первое предложение указывает условие того, о чём гово­рится во втором.  § 134. Знаки препинания.   В русской пунктуации употребляются следующие знаки препинания: т о ч к а, в о с к л и ц- а т е л ь ­н ы й з н а к, в о п р о с и т е л ь н ы й з н а к, з а п я т а я, т о ч к а с з а п я т о й, д в о е т о ч и е, м н о г о т о ч и е, т и р е, с к о б к и, к а в ы ч к и.  Т о ч к а ставится:  1) В конце повествовательного предложения (§ 14).  2) В конце побудительного предложения, если сказуемое выражено повелительной формой глагола (при спокойном тоне речи) (§ 14).  В о с к л и ц а т е л ь н ы й з н а к ставится:  1) В конце восклицательного предложения (§ 14).  2) В конце побудительного предложения, если оно произно­сится восклицательным тоном (§ 14).  3) После обращения (§ 67).  4) После междометия (§ 74).  5) Восклицательный знак сохраняется в прямой речи перед словами автора (§ 129).  Вопросительный знак ставится:  1) В конце вопросительных предложений (§ 14).  2) Вопросительный знак сохраняется в прямой речи перед словами автора (§ 129).   М н о г о т о ч и е ставится:  1) Чтобы показать незаконченность речи, а также перерывы в речи, вызванные разными причинами (§ 15).  2) В цитатах для указания на то, что цитата приводится не полностью (в этом случае многоточие может быть как в кон­це, так и в начале цитаты).  З а п я т а я ставится:  1) Для разделения однородных членов предложения:  а) не соединённых союзами (§ 58, п. 1), в том числе между однородными определениями (§ 60);  б) соединённых повторяющимися соединительными или раз­делительными союзами (§ 58, п. 3);  в) соединённых противительными союзами (§ 58, п. 5);  г) соединённых двойными сопоставительными союзами (§ 58, п. 6).  2) Для выделения обращений (§ 67).  3) Для выделения вводных слов (§71) и вводных предло­жений (§ 72).  4) Для выделения междометий (§ 74).  5) Для выделения обособленных второстепенных членов:  а) обособленных деепричастий и деепричастных оборотов (§80);  6) обособленных определений (§ 77 и 78);  в) обособленных приложений (§ 79);  г) обособленных уточняющих членов предложения (§ 83);  д) обособленных обстоятельств, выраженных существитель­ными с предлогами (§ 81);  е) обособленных дополнений (§ 82).  6) Для разделения сложносочинённых предложений с сою­зами (§ 92).  7) Для отделения придаточных частей предложения от главных или выделения их в середине главных (§ 99).  8) Для разделения однородных придаточных (§ 119).  9) Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения (§ 118).  Т о ч к а с з а п я т о й ставится:  Для разделения сильно распространённых или менее тесно свя­занных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения, образованного: а) союзами (§ 119) или б) без со­юзов (§ 118).  Д в о е т о ч и е ставится:  1) Перед однородными членами предложения после обобщающих слов (§ 63).  2) В бессоюзных сложных предложениях перед разъясняющими предложениями (§ 118).  3) При прямой речи (§ 129).  4) При цитатах (§ 132). Тире ставится:  1) Между подлежащим и сказуемым (§ 25).  2) В особых именных конструкциях типа поезд Москва — Пе­тербург, матч Карпов — Соколов, ракеты “земля — воз­дух” и т. п.  3) После однородных членов предложения перед обобщающим сло­вом (§ 63).  3) Для выделения вводных предложений (§ 72).  4) Для выделения приложений (§ 79).  5) Между частями сложного предложения при обозначении нео­жиданного резкого перехода к другой мысли или перед выражением следствия (§ 92).  6) В бессоюзном сложном предложении (§ 118).  7) Для выделения слов автора при прямой речи (§ 129).  8) В начале реплик, даваемых с абзаца (§ 129).  9) Между репликами в диалоге, даваемом без абзацев (§ 129).  Скобки ставятся для выделения вводных предложений (§ 72), а также всякого рода пояснений и вставок от автора.  К а в ы ч к и ставятся:  1) Для выделения прямой речи, когда она даётся без абзацев (§ 129).  2) Для выделения цитат ( § 132).  3) Для выделения названий книг, журналов, газет, общественных организаций и т. п.: повесть Пушкина “Капитанская дочка”, жур­нал “Новый мир”, газета “Правда”, общество “Спартак”, фирма “Весна” и под. (§ 45).  4) Для выделения необычных в литературной речи слов, или слов в не свойственном им значении, или слов, употреблён­ных с особой стилистической целью — с иронией, метафоричес­ки, иносказательно и т. п. Например: Я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как. его крошечные, лука­вые “гляделки”. (Т.) Тусклым серебром сверкнули баки группо­вого нефтесборного пункта — “ёмкости”, как говорят на про­мыслах, или даже “емкостя” (А. Р е к е м ч у к.)  ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ  Упражнение 184. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки пре­пинания и заменяя, где надо, строчные буквы прописными. При затрудне­нии справляйтесь в параграфах, указанных в скобках.  1) Тиха украинская ночь прозрачно небо звёзды блещ…т своей дремоты пр…возмочь н… хочет воздух чуть трепещ…т сребристых тополей листы (П.) (§ 12) 2) Белеет парус оди­нокий в туман… моря голубом что ищ…т он в стране далёкой что кинул он в краю родном (Л.) (§ 12) 3) Какой славный хо­лод (Г.) (§ 12) 4) Вода краса всей природы (А.) (§ 25) 5) В воздухе было тихо тепло бе…вучно (Л. Т.) 6) Воздух весь напоён свежей горечью полыни мёдом гречихи и кашки (Т.) 7) Кузнеч…ки сверчки скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую одното…ую музыку (Ч.) (§ 58) 8) От воды веяло холодом и суровостью (Ч.) 9) Это был н… лес, а ряд высоких лозин (Л. Т.) 10) Низкое солнце н… гре…т но блестит ярче летнего (Т.) 11) Косая туча птиц засл…нила и лес и небо и синеющую даль (Сераф.) 12) Не было видно н… камышей н… плотины н… берегов (Ч.) 13) Заунывная песня то зам…рала то опять проносилась в стоячем душном воздухе (Ч.) 14) Чуть дыш…т листва кипарисов и пальм и олив (Надсон) (§ 58) 15) У самых источников р…сли прекрасные деревья тополи дубы ели айва (Гонч.) 16) Трава кусты всё вдруг потемнело (Т.) (§ 63) 17) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу (Тютч.) 18) Ax в самом деле ра…вело (Гр.) (§ 74) 19) Метель н… только н… стихала но казалось ещё уси­лилась (Л. Т.) 20) Лозины очевидно были посаж…ны по канаве гумна (Л. Т.) (§ 71) 21) Да весна в полном блеске (Т.) 22) Заря уже давно погасла и едва белел на небосклоне её последний след (Т.) (§ 92) 23) Вешки впереди трудно было ра…матривать потому что ветер был встречный (Л. Т.) 24) Мир осв…щался звёздами, которые всплошную усыпали всё небо (Ч.) 25) Когда человек утомлён и хочет спать то ему кажется что то же самое состояние пережива…т и природа (Ч.) 26) Светле…т воздух видней дорога ясне…т небо белеют тучки зеленеют поля (Т.) 27) Горные вершины спят во тьме ночной тихие долины полны свежей мглой н… пылит дорога н… дрожат листы (Л.) 28) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя (Т.) 29) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц (§ 118) 30) Река вьё…ся вёрст на десять тускло синея сквозь туман (Т.) 31) Волны несу…ся гремя и сверкая (Тютч.) 32) Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыль­ями и вдруг останавливается в воздухе (Ч.) (§ 80) 33) Чуть дыш…т ветерок уснувший на листах (П.) 34) Сквозь тонкий пар ровно разлитый в воздухе черне…ся перед вами длинная полоса (Т.) 35) За синими морями забытый он угас один (Л.) (§ 77) 36) Голос Кости высокий тенор дрожал и зам…рал в то­ске (М. Г.) (§ 83) 37) Пески с грядами разноцветной гальки т. е. кам…шков широко расст…дались перед нами (А.) (§ 83) 38) Далеко на том берегу в непроглядной мгле г…рело вра…ыпную несколько ярко-красных огней (Ч.) (§ 81) 39) Про­вожая меня бабушка советовала ты н… сердись на людей ты серди…ся всё строг и заносчив стал (М. Г.) 40) Всё надо знать всё надо понять сурово сквозь зубы говорил мне Ромась (М. Г.) 41) Если б я был судьёй серьёзно сказал Антон Пав­лович я бы опр…вдал Дениса (М. Г.) (§ 129).  185. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.  I. На ранней з…ре когда ещё кричат петухи и по-чёрному дымя…ся избы расп…хнёшь бывало окно в прохладный сад наполне..ый лиловатым туманом скво…ь который ярко бл…стит кое-где утреннее солнце и н… утерп…шь велишь скорее засед­лывать лошадь а сам побежишь умыва…ся на пруд. Мелкая листва почти вся обл…тела с пр…брежных лозин и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная лед…ная и как будто тяж…лая. Она мгнове..о прог…няет ночную лень и умывшись и позавтр…кав в людской с работниками г…рячими картошками и чёрным хлебом с крупной сырой солью с наслажде­нием чувствуешь под собой сколь..кую кожу седла проезжая по Выселкам на охоту.  (И. А. Б у н и н)  II. Исторические события сопров…ждаются н… только всеоб­щим возбуждением под…ёмом или упадком человеческого духа но непреме…о из ряда выходящими страданиями и лишениями кото­рых н… может отвратить человек. Для того кто сознаёт что проис­ходящие события сост…вляют движение истории страдания н… перест…ют существовать как н… перест…ёт ощуща…ся боль от­того что известно какой болезнью она пор…ждена. Но такой че­ловек переносит страдания н… так как тот кто н… задумывае…ся об историчности событий а знает только что сегодня живё…ся легче или тяжелее лучше или хуже чем жилось вчера или будет жи…ся завтра. Для первого логика истории осмысливает страда­ния второму они кажу…ся созда…ыми единстве…о затем чтобы страдать как жизнь каже…ся данной лишь затем чтобы жить.  (К. А. Ф е д и н)    186. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.  В декабре 1920 года памятным утром под…езжал Павел к зн…комым местам.  Вышел на запорош…ный снегом перрон мельком взглянул на вывеску “Шепетовка 1-я” свернул сразу влев… в депо. Спросил Артёма но слесаря не было. Зап…хнув плотнее шинель быстро пошёл через лес в городок.  Мария Яковлевна оглянулась на стук в дверь пр…глашая войти. И когда в дверь просунулся засып…ный снегом человек узнала родное лицо сына схв…тилась руками за сердце не мог­ла говорить от радост… неизм…римой.  Пр…жалась всем своим худеньким телом к груди сына и осыпая бе…численными поцелуями его лицо плакала счас…ли­выми слезами.  А Павел обн…мая её смотрел на измуч…иое тоской и ожи­данием лицо матери с бороздками морщинок и н…чего н… го­ворил ожидая пока она успокои…ся.  Счастье опять забл…стело в глазах измуч…ной женщины и мать все эти дни не могла наговори…ся насмотре…ся на сына увид…ть которого она уже и не чаяла. Радость её была безгра­нична когда дня через три ночью в комн…тушку ввалился Ар­тём с походной сумкой за плечами.  (Н. О с т р о в с к и й.)  187. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.  Григорий поднял голову посмотрел на солнце. Было ещё до­вольно рано. Тень от прошлогодн… татарника угрюмо карауливш… дорогу лежала в полшага было по всей вероятности и… больше двух часов поп…лудни.  Словно оч…рованная в мёртвом молчани… лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий ветер бе…звучно шевелил рыжую выг…ревш… траву. Ни птичьего голоса ни посвиста сусликов не было слышно вокруг. В холодн… бледно-голуб… небе не парили коршуны и орлы. И только раз серая тень скользнула через до­рогу и ещё не подн…мая головы Григорий услышал тяжёлый мах больших крыльев пепельно-сизый блистающ..й на солнце белым подбоем оперения пролетел дудак и сел возле дальнего кургана там где не освещён… солнцем падина сл..валась с су­меречно лиловой далью. Только поздней осенью наблюдал бы­вало Григорий в степи такую грустную и глубокую тишину когда ему казалось что он слышит как шуршит по сухой траве подхваче…oe ветром перекати-поле далеко-далеко впереди пересекающ… степь.  Дороге казалось не будет конца. Она в..лась по изволоку спускалась в балку снова подн…малась на гребень бугра. И всё такая же глазом не окин…шь прост…ралась вокруг глухая та­бунная степь.  Григорий залюбовался росш…м на склоне буерака кустом черноклена. Опалён… первыми заморозками листья его свети­лись дымным багрянцем словно присыпанн… пеплом угли зату­хающ… костра.  (М. Ш о л о х о в.)

Пролистать наверх