Социальная интeграция дeтeй-инвалидов в соврeмeнной россии саратов 2003 255 с 5

Приложение 4   Цели, ценности, функции института общего образования,   экстраполируемые в потенциал интегрированного образования    Цели Ценности Явные функции Латентные функции Распространение грамотности Школа — институт просвещения Увелич. масшта-бов воспроизводства и потребления знаний Индустрия знаний (экономика образования) Глобализация и трансляция куль-туры Школа — компонент системы массовой коммуник-ции Осв. мировой культуры, разв.

 

дистан  цион-го обучения Унификация, по-давление локальной идентичности Приведение хара-ктера знаний в соответствие с требованиями сообщества в связи с индустриализацией, изменения-ми рынка труда Школа как агентство профессиональной ориентации и социальной адаптации Переход к новым технологиям обучения, разв. абстрактных навыков  (письма, счета, чтения), компьютеризация, разв. эконом. сознания Дифференциация жизненных шансов по стартово-му потенциалу (способностям и возможностям обучения) Удовлетв.

 

потребностей в грамотной и дисциплинной рабочей силе Школа как посре-  дник между семьей и обществом Социальное нормирование Социальный контроль, дисциплинирование и карание Создание благо-приятных условий для максимального разв. возможностей человека Школа как ин-ститут комплексного развития личности Обеспечение все-стороннего развития личности Необходимо здо-ровое молодое поколение для нужд армии, произва, сельского хозяйства Достижение ра-венства возмож-ностей Школа как агент социальной спра-ведливости, гарант прав человека Предоставление образовательных услуг детям из разных социаль-ных классов Социальная стра-тификация (появ-ление и воспро-изводство соци-ального неравенства) Достижение гендерного равенства Школа как инсти-тут эмансипации и позитивной коммуникации между полами Предоставление равных возмо-жностей обучения мальчикам и девочкам Гендерная страти-фикация (прояв-ление и воспроиз-водство гендерного неравенства) Культурная репродукция Школа как агентство социализации Выполнение фор-мального «учеб-ного плана», включая аудитор-ное обучение и внеклассные мероприятия Реализация «скрытого учебного плана» неформальных аспе-ктов образования и организационной культуры школы Приведение знаний детей в соответствие с требованиями формальной академи-ческой системы образования Школа как ступень в приобретении образовательного потен-циала и социального капитала Подготовка детей к дальнейшему обучению, освоение усложненных языковых кодов Культурная стандартизация способностей и навыков, реали-зация принципа полезности, ограничен. возможностей тех, кто представляет другую культуру, стигматизация  Приложение 4.1.   Цели, ценности, функции института специального образования,   экстраполируемые в потенциал интегрированного образования    Цели Ценности Явные функции Латентные  функции Абилитация и реабилитация особенностей психофизического развития Школа как институт по развитию и восстановлению возмо-жностей Восстановление потерянных или нарушенных способнос. и возможнос. организма Принятие ребенком роли «больного» Коррекция нару-шенных процессов Школа как институт по исправлению дефектов развития Исправление и ослабление отклонений в развитии детей Стигматизация: «Я-дефектный», «Я — не совсем человек» Компенсация пораженных сторон развития Школа как агентство компенсации нарушенных психич. или физических функций Замещение недо-развитых или нарушенных процессов Идентификация «Я-нетипичный, другой, не такой как все» Социально-бытовая адаптация детей Школа как агентство подготовки детей к самостоятельной жизни; как экологическая ниша Формирование на-выков самооб-служивания, хо-зяйственно — бы-тового труда, са-нитарно-гигинич.

 

навыков Социализация в «защитной капсуле» (И.Гоффман) Профессионально-трудовая адаптация детей Школа как институт профессиональной ориентации детей с умственной от-сталостью Овладение до-ступной специ-альностью Ограничение бу-дущей сферы при-тязаний человека развитием сторон личности необходимых для данной специальности; стратифика-ция    Приложение 5    Дата заполнения анкеты   Фамилия интервьюера (интервьюеров) Номер анкеты            ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ  АНКЕТА УЧИТЕЛЯ                                      Саратов 2002    Кафедра социальной работы и социальной антропологии Саратовского государственного технического университета просит Вас принять участие в исследовании проблем современного образования детей-инвалидов в России. Мы ведем речь о детях-инвалидах, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (например, тех, кому трудно передвигаться, или у кого отсутствуют конечности).

 

Ответьте, пожалуйста, на все вопросы анкеты. Свою фамилию указывать не обязательно. Результаты будут обработаны в обобщенном виде.   Анкету заполнять просто. Обведите кружком номера подходящих Вам ответов. На другие вопросы сформулируйте, пожалуйста, свой ответ самостоятельно. Если у Вас появятся комментарии и пожелания, напишите их в специально отведенном для этого месте.  1. По Вашему мнению, возможно ли обучение детей с нарушениями развития в массовой школе?  Категории нетипичных детей Варианты ответа Да Нет Затрудняюсь ответить 1. С нарушением речи, слуха, зрения 21% 64% 15% 2. С нарушением умственного развития 2% 88% 10% 3.

 

С нарушением опорно-двигательного аппарата (например, тех, кому трудно передвигаться, отсутствуют конечности) 38% 48% 14% Число опрошенных 276 276 276 2. По Вашему мнению, могут ли в одном классе учиться дети с нарушением опорно-двигательной системы и обычные дети?

 

Да 45% Нет 44% Затрудняюсь ответить 11% Число опрошенных 276 Существуют различные мнения о возможности широкого обучения детей-инвалидов совместно с другими детьми в обычной школе.

 

С какими высказываниями по этой проблеме Вы согласны?

 

3. То, что дети с нарушением опорно-двигательной системы и обычные дети обучаются вместе в массовой школе, характерно для любого современного демократического государства  Да 44% Нет 17% Затрудняюсь ответить 39% Число опрошенных 276 4. Проблема совместного обучения детей-инвалидов и обычных детей никак не связана с развитием демократии в России  Да 30% Нет 38% Затрудняюсь ответить 32% Число опрошенных 276 5. Дети с нарушением опорно-двигательной системы в условиях совместного обучения получат больше возможностей для развития  Да 65% Нет 24% Затрудняюсь ответить 11% Число опрошенных 276    6.

 

Совместное обучение детей с нарушением опорно-двигательной системы и обычных детей может отрицательно повлиять на качество обучения всех детей  Да 21% Нет 63% Затрудняюсь ответить 16% Число опрошенных 276 7. Дети, не имеющие инвалидности, в условиях совместного обучения с детьми с нарушением опорно-двигательной системы научатся взаимопомощи и терпимости  Да 71% Нет 14% Затрудняюсь ответить 15% Число опрошенных 276 8. Обычные дети и дети с нарушением опорно-двигательной системы не найдут «общего языка» и будут конфликтовать  Да 27% Нет 43% Затрудняюсь ответить 30% Число опрошенных 276 9. Такое совместное обучение только усилит инвалидность детей-инвалидов  Да 33% Нет 44% Затрудняюсь ответить 23% Число опрошенных 276 10. Дети-инвалиды не справятся с программой массовой школы  Да 24% Нет 50% Затрудняюсь ответить 26% Число опрошенных 276 11.

 

Повысится качество образования всех детей  Да 11% Нет 53% Затрудняюсь ответить 36% Число опрошенных 276 12. Все поймут, что дети-инвалиды — такие же люди, как и все, — только нуждаются в помощи и особой окружающей среде  Да 66% Нет 14% Затрудняюсь ответить 20% Число опрошенных 276 13. Если большинство детей с нарушением опорно-двигательной системы будет учиться в массовой школе, как это повлияет на вашу педагогическую деятельность?  Это никак не повлияет на мою деятельность 21% Я не смогу приспособиться к работе с такими детьми и мне  придется сменить профессию 6% Легко смогу начать педагогическую работу с детьми-инвалидами без специальной подготовки 14% Мне придется пройти курсы повышения квалификации, чтобы работать в классе, где учатся дети-инвалиды 50% Затрудняюсь ответить 9% Число опрошенных 276 Что мешает, на Ваш взгляд, обучению детей с нарушениями опорно-двигательной системы в массовой школе?  14. Негативное отношение к детям-инвалидам в обществе  Да 59% Нет 23% Затрудняюсь ответить 18% Число опрошенных 276 15. Разработано недостаточно законов и нормативных документов, разрешающих и разъясняющих, как обучать детей-инвалидов в массовой школе  Да 75% Нет 7% Затрудняюсь ответить 18% Число опрошенных 276 16. Общество в целом не готово рассматривать инвалидов как равных граждан  Да 77% Нет 10% Затрудняюсь ответить 13% Число опрошенных 276 17. Недостаточное финансирование школ и низкая заработная плата педагогов  Да 85% Нет 10% Затрудняюсь ответить 5% Число опрошенных 276 18. Здания массовых школ не приспособлены к особенностям детей с нарушениями опорно-двигательной системы (отсутствуют лифты, эскалаторы, пандусы, не оборудованы места общего пользования)  Да 98% Нет 2% Затрудняюсь ответить — Число опрошенных 276 19. В школах отсутствуют специальные образовательные программы, которые бы учитывали особенности детей с нарушениями опорно-двигательной системы  Да 90% Нет 4% Затрудняюсь ответить 6% Число опрошенных 276 20. В школах отсутствуют кадры психологов, дефектологов, врачей, подготовленные к работе с детьми с нарушениями опорно-двигательной системы  Да 88% Нет 9% Затрудняюсь ответить 3% Число опрошенных 276 21. Дети-инвалиды не хотят обучаться в массовых школах  Да 17% Нет 10% Затрудняюсь ответить 73% Число опрошенных 276 22.

 

Учителя массовых школ не желают обучать детей-инвалидов  Да 18% Нет 35% Затрудняюсь ответить 47% Число опрошенных 276 23. Учителя массовых школ не знакомы со способами организации совместного обучения обычных детей и детей-инвалидов  Да 81% Нет 8% Затрудняюсь ответить 11% Число опрошенных 276 24. Родители детей-инвалидов предпочитают специализированные интернаты  Да 46% Нет 6% Затрудняюсь ответить 48% Число опрошенных 276 25.

 

Другое (пожалуйста, напишите) —  26. Хотели бы Вы лично, чтобы в тех классах, где Вы работаете, обучались дети с нарушением опорно-двигательной системы?

 

Да 18% Нет 31% Затрудняюсь ответить 51% Число опрошенных 276 27.

 

Если нет, почему?  (можно отметить любое количество вариантов)  Это ограничит возможности моего творческого роста 95% Это затруднит мое повышение по службе 99% Это прибавит мне дополнительной работы 62% Боюсь, что у меня не получится 75% Это плохо отразится на успеваемости класса 81% Это никак не отразится на моей зарплате 92% Не знаю 65% Число опрошенных 276 А теперь несколько вопросов о Вас:  28.

 

Ваш пол:  Женский 91% Мужской 9% Число опрошенных 276 29.

 

Ваш возраст — (полных лет)  от 20 до 25 лет 10% от 26 до 35 лет 26% от 36 до 45 лет 34% от 46 до 55 лет 21% 56 и старше 9% Число опрошенных 276 30.

 

Стаж Вашей педагогической работы (полных лет)  До 10 лет 37% От 11 до 20 лет 32% От 21 до 30 лет 22% От 31 до 40 лет 6% От 41 до 50 лет 3% Число опрошенных 276    31. Есть ли у Вас диплом о высшем педагогическом образовании?

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх