Захаров м л тучкова э г право социального обeспeчeния россии м 2001 376 с 19

дня болезни;  Таблица 5     Основание   для пособия Типичный получатель Размер пособия   в % к заработку Болезнь Мужчина с женой и двумя детьми 45 Безработица Мужчина с женой и двумя детьми 45 Старость Мужчина с женой пенсионного возраста 40 Трудовое увечье: нетрудоспособность инвалидность Мужчина с женой и двумя детьми 50 Потеря кормильца Мужчина с женой и двумя детьми   Вдова с двумя детьми 50   40 Беременность и роды Женщина 45 Инвалидность Мужчина с женой и двумя детьми 40 Потеря кормильца Вдова с двумя детьми 40   — в отношении пособия по безработице — ограничение продолжительности его выплаты 26 неделями за 12-месячный период; непредставление пособия за первые 7 дней каждого случая временной утраты заработка;   — в отношении пособия (пенсии по нашей терминологии) по старости — установление для граждан обоего пола пенсионного возраста не выше 65 лет и даже более высокого возрастного предела с учетом работоспособности пожилых граждан; сокращение пенсии, основанной на системе страховых взносов, когда заработок пенсионера превышает определенную сумму;   — в отношении пособия по беременности и родам — установление стажа, необходимого для предотвращения злоупотребления; ограничение срока выплаты пособия 12 неделями;   — в отношении пособия (пенсии) по инвалидности — установление 15-летнего стажа уплаты страховых взносов или работы по найму или 10-летнего стажа пребывания в стране; выплата пособия лишь при полной утрате способности к какому-либо труду;   — в отношении пособия по случаю потери кормильца — обеспечение только вдов и детей умершего, сокращение пособия работающим вдовам и т.д.   Впоследствии Европейский кодекс социального обеспечения дорабатывается. В июне 1990 г. пересмотренный кодекс одобрен, а 6 ноября того же года открыт для подписания. Первыми его подписали 13 государств: Австрия, Бельгия, Кипр, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Швеция и Турция.

 

Пересмотр определяется многими причинами, в частности необходимостью повысить стандарты, охватить пособиями другие категории населения, и т. д.   В табл. 6 приведены размеры выплат в процентах к прежнему заработку как одиноким, так и «типичным получателям пособия».   Пересмотренный кодекс значительно расширяет также круг граждан, охваченных социальной защитой в области медицинского обслуживания, и распространяется на всех работающих по найму, или на все экономически активное население (включая в обоих случаях детей и супруга, находящихся на иждивении) или на всех проживающих в стране граждан.

 

То же касается и всех других отраслей защиты (она распространяется на всех работающих по найму (минимум на 80- 95%), на большую часть активного населения (70-90%) или на значительную часть проживающих в стране граждан).

 

В отношении круга граждан, которые охватываются соответствующими видами социального обеспечения, Россия опережает многие страны и вполне отвечает стандарту, который установлен в пересмотренном Европейском кодексе социального обеспечения.

 

Таблица 6   Страховой   случай Размер пособия одинокого получателя,  в % к заработку Размер пособия типичного получателя,   имеющего иждивенцев, в % к заработку Болезнь 50   Лицо, имеющее супруга   и двоих детей 65 Безработица 50 Лицо, имеющее супруга   и двоих детей 65 Старость 50 Лицо, имеющее супруга   определенного возраста 65   Трудовое увечье   и профессиональное   заболевание     а) временная   или начальная   нетрудоспособность     6) полная   и постоянная   потеря трудоспособности   дающей заработок,   или соответствующая   степень физической   инвалидности   — общая               50                   50   Лицо, имеющее супруга   и двоих детей 65   •                           65   — когда требуется   постоянный уход     в) смерть кормильца   -супруг,   утративший   кормильца   — ребенок     70           50   20   80     -Супруг, утративший   кормильца,с.двумя. детьми 80         Материнство 50 Женщина с супругом   и двумя детьми 65   Инвалидность 50 Лицо, имеющее супруга   и двоих детей 65   Смерть кормильца —   -супруг,   утративший кормильца   — ребенок 50       20 Супруг, утративший   кормильца с двумя детьми 65     В пересмотренном кодексе установлены значительно более высокие нормы денежных пособий. В расчете на типичного получателя они выше примерно на 20% по сравнению с установленными в первом кодексе.   Прежняя заработная плата (вместе с любым семейным пособием) определяется на основании национального законодательства. При этом могут устанавливаться максимальные пределы пособий либо прежнего заработка, из которого она исчисляется. Во всех случаях общая сумма пособий должна быть достаточна для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи и не может быть меньше пособия, исчисленного из заработка обычного взрослого рабочего-мужчины (этот заработок рекомендуется определять по соответствующим правилам, определенным в Конвенции).   Установлено также, что размеры текущих периодических выплат по старости, в связи с трудовым увечьем, по инвалидности и по случаю потери кормильца пересматриваются в связи с существенными изменениями в оплате труда и в стоимости жизни.   В той ситуации, которая сложилась в России в последние годы, многие виды социального обеспечения, прежде всего пенсии для граждан, работавших по найму, не соответствуют по своему уровню минимальным международным стандартам. В то же время некоторые виды обеспечения, например пособия по болезни (по временной нетрудоспособности), по беременности и родам, существенно превосходят все международные стандарты, как по условиям, так и по их уровню.

 

Европейская социальная хартия предусматривает различные социальные права и их защиту — комплекс прав, относящихся к трудовым отношениям (право на труд, право на справедливые условия труда и вознаграждения и т.д.), право на охрану здоровья и т.д. В ней предусмотрено также право на социальное обеспечение. В частности, предусматриваются обязательства договаривающихся государств обеспечить каждому достойный уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния. Означает ли это, что в Конституции РФ нет подобной нормы и что установление и поддержание такого уровня жизни не является обязанностью Российской Федерации? Конечно нет В данном случае действуют нормы международных актов, в частности Пакта об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированного нашей страной. Достойный жизненный уровень -это уровень хотя бы не ниже международных стандартов, признанных в цивилизованном мире, в частности определенных Конвенцией МОТ № 102.   Европейская Конвенция о социальном обеспечении принята с целью достижения большего единства национальных законодательств о социальном обеспечении, его многосторонней координации, реализации решения о заключении специального акта, регулирующего вопросы, связанные с социальным обеспечением иностранцев и мигрантов, в частности относительного равенства в обращении с их собственными гражданами и сохранения приобретаемых и уже приобретенных прав. В этой Конвенции подтверждается принцип равенства граждан договаривающихся стран и лиц без гражданства и принцип сохранения пособий независимо от любого места жительства, т. е. те принципы, которые лежат в основе Европейской социальной хартии и нескольких конвенций МОТ. Конвенция определяет правила применения законодательства стран и устанавливает специальные правила, регулирующие предоставление таким гражданам всех основных пособий и пенсий (по болезни и материнству, инвалидности, старости, по случаю потери кормильца, трудового увечья и профессиональных заболеваний, смерти, безработицы, семейные пособия).   Вместе с тем Конвенция является тем актом, на основании которого в дальнейшем могут развиваться и заключаться двусторонние и многосторонние соглашения между европейскими государствами.

 

Наша страна пока еще не присоединилась к этой Конвенции. Однако ряд важнейших положений, определяющих равенство иностранных граждан, беженцев, лиц без гражданства с гражданами нашей страны уже давно закреплены в законах. Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» устанавливалось, что иностранные граждане в СССР пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из Конституции СССР, настоящего закона и других актов советского законодательства262.   Этот принцип равенства воспринят и Россией.

 

Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Равенство иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, с гражданами России подтверждается рядом законов, например законами «О занятости населения в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».   В некоторых российских законах содержатся нормы, которые практически ведут к сохранению приобретенных прав на территории других государств. Так, в пенсионном Законе 1990 г. содержится правило, согласно которому в общий трудовой стаж включается работа по найму за границей, в том числе иностранным гражданам. Кстати, подобная норма принята в одностороннем порядке, без введения другими странами аналогичного правила, касающегося работы по найму в России.

 

Иллюстрацией правила о сохранении приобретенных прав является установленная законом, принятым Верховными Советом РФ, выплата пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.   Двусторонние соглашения (договоры) о социальном обеспечении были заключены СССР с рядом стран социалистической ориентации — с Народной Республикой Болгарией, Чехословацкой Республикой, Германской Демократической Республикой и др. В соответствии с этими соглашениями граждане одной страны, постоянно проживающие на территории другой страны, во всех вопросах социального обеспечения, как правило, приравниваются к гражданам этой страны, если соглашением не предусмотрено иное.   В Законе 1990 г., который принимался в тот период, когда еще существовал СССР, предусмотрено, что граждане других союзных республик, проживающие в России, имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, как и иностранные граждане и лица без гражданства. Теперь граждане бывших союзных республик являются иностранными гражданами. Однако в их пенсионном обеспечении как иностранных граждан есть существенные особенности, они определяются Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Оно заключено правительствами этих государств 13 марта 1992 г. в Москве. Участники СНГ — Россия, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина.   При назначении пенсии гражданам перечисленных государств учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР, до вступления в силу Соглашения (п. 2 ст. 6 Соглашения).

 

Согласно п. 3 ст. 6 Соглашения, исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае если в этих государствах введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется в рублях исходя из официально установленного курса национальной валюты (на день обращения за пенсией). Текущий курс в России определяется Центральным банком РФ.

 

Пенсии назначаются по месту жительства (п. 1 ст. 6). При переселении в пределах этих государств выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (ст. 7).   СНГ — добровольное сообщество. Каждый его участник может из него выйти.

 

При этом пенсионные права граждан государств — участников Содружества, возникшие в соответствии с Соглашением, не теряют своей силы на территории того государства, где они проживают (ст.

 

13 Соглашения).   Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Россию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения, заключенного 13 марта 1992 г., осуществляется на общих основаниях с другими иностранными гражданами. Однако им учитывается весь стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 г.   К странам из числа союзных республик, ранее входивших в состав СССР, но не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., относятся Азербайджанская Республика, Республика Грузия, Республика Молдова, Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика.   Указанное Соглашение, объективно необходимое после распада СССР, упорядочило пенсионное обеспечение в этих странах, оно обеспечило равные права граждан и сохранение приобретенных ими пенсионных прав в СССР и в странах СНГ.      Контрольные вопросы:   1. Дайте определение понятия общепризнанных принципов и норм международного права. В каких международных актах закреплены эти принципы и нормы?   2. Каковы способы внедрения международных принципов и норм в регулирование общественных отношений по социальному обеспечению в нашей стране?   3. Назовите наиболее значимые международные акты, в которых содержатся правовые предписания, регулирующие общественные отношения в сфере социального обеспечения.   4. Дайте общую характеристику этих предписаний и покажите их значение для нашей страны.   5.

 

Какое значение для совершенствования системы социального обеспечения имеет вступление России в Совет Европы?   6. Назовите основные акты, касающиеся социального обеспечения, принятые Советом Европы.   7. Каково значение Конвенции МОТ №102 для России и как содержание этой Конвенции отражается в принятых Советом Европы актах?   8. Каково основное содержание соглашения в сфере социального обеспечения, в частности пенсионного, заключенное Россией со странами СНГ?                                                         Список рекомендованной литературы     Азарова Е. Г., Виноградова 3. Д., Полупанов М. И. Концепция развития законодательства о социальном обеспечении // Концепция развития российского законодательства.

 

М., 1998.   Андреев Б. С.

 

Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987. § 4 гл. 1; гл.

 

П.   Астрахан Е.

 

И. Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М., 1961.   Астрахан Е. И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971.

 

Астров П.

 

И. Юридические предпосылки рабочего права. М., 1911.   Бабич А. М., Егоров Е.

 

Н., Жильцов. Экономика социального страхования. М., 1998.   Батыгин К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие.

 

М., 1998.   Буянова М.

 

О., Кондратьева 3. А., Кобзева С. И. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1997.

 

Быков А. Н. Страхование рабочих как фактор промышленности и русские страховые законы.

 

СПб., 1913.   Вагнер А. Социальный вопрос. СПб., 1906.   Вигдорчик Н. А.

 

Теория и практика социального страхования: Теоретические основы социального страхования.

 

Л. — М., 1923.

 

Вильчинская Л. И.

 

Организационно-правовые формы и роль государства в системах социального страхования // Труд за рубежом. 1994. № 3. С. 25-29.

 

Забелин Л. В.

 

Теоретические основы социального страхования.

 

М., 1926.

 

Забелин Л. В. Теория социального обеспечения. М., 1924.   Гинцбург Л. Я. Трудовой стаж рабочих и служащих.

 

М., 1958.   ГомьенД., ХаррисД., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.

 

ЗайкинА.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 1974.

 

Зайкин А. Д.

 

Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1989.   Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. К вопросу о концепции нового закона о пенсионном обеспечении трудящихся // Сов. государство и право. 1987.№8.   Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. К новому пенсионному закону — пора конструктивных решений // Сов. государство и право. 1989. № 12.   Захаров М. Л., Тучкова Э.

 

Г. Пенсионная реформа в России 1990 г.: хорошее начало и плачевные результаты // Государство и право. 1998.

 

№ 3.   Захаров М. Л., Тучкова Э. Г.

 

Практический и научный комментарий к закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». М., 1997.   Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986.   Иванова Р. И., Тарасова В. А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. М., 1983.   Козлов А. Е. Социальное обеспечение в СССР. М., 1981.   Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих. М., 1995.   Лучкина Л. Прожиточный минимум в Восточной Европе // Экономика и организация промышленного производства. 1994. № 4.

 

С. 60-70.

 

Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. М., 1997.   Мачульская Е.

 

Е.

 

Право социального обеспечения: Учебн. пособие.

 

М., 1998.   Мачульская Е.

 

Е. Практикум по праву социального обеспечения.

 

М., 1998.

 

Новгородцев П.

 

И.

 

Право на достойное человеческое существование. М., 1911.

 

Основные социальные гарантии, предоставляемые государством населению Российской Федерации // Бюлл. Минтруда. 1999. № 9.   Пенсионное страхование: как его улучшить?

 

// Соц. обеспечение. 1994. № 5. С. 23-25.   Полупанов М.

 

И. К вопросу о понятии метода права социального обеспечения. М., 1978. Т. 62.   Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов / Под ред. Э. Г. Тучковой. М., 1997.   Право социального обеспечения: Учебн.

 

пособие / Под ред. К. Н. Гусова. М., 1999.

 

Советское пенсионное право: Учебн. пособие / Под ред. М. Л. Захарова. М., 1974.

 

Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М. Л.

 

Захарова.

 

М., 1993.

 

Социальная защита населения в регионе: Учебн. пособие. Екатеринбург, 1999.   Социальное страхование в России и зарубежных странах: Практическое пособие.

 

М., 1997.   Социальное страхование и социальная защита: Доклад Генерального директора МВТ МОТ на Международной конференции труда.

 

Женева, 1993.   Субботенко В. К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980.

 

Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 1998.   Тучкова Э. Г.

 

Общие вопросы советского пенсионного права: Учебн. пособие. М., 1986.

 

Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: Учебно-метод, пособие. М., 1995.

 

Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов.

 

М., 1999.   Шайхатдтов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учебн. пособие. Екатеринбург. 1996. Вып.

 

I.,   Шайхатдинов В.

 

Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Свердловск, 1986.

 

—   ООО «Издательство БЕК»     129085, г. Москва, пр. Мира, д. 101, офис 516   (: (095) 287-8488, 230-6066 (: (095) 230-6598   E-Mail: [email protected] Website: www.beck-vostok.de      Весь ассортимент книжной продукции Издательства БЕК можно приобрести у нашей книготорговой компании:     ЗАО «Книготорговая компания ВЕСК»   103473, Москва, ул. Краснопролетарская,   ?д. 16 Я: (095) 973-9062, 973-9063, 973-9064 (: (095) 978-1631   E Mail: [email protected] Website: www.booktrade.ru       http://www.besk-vostok.de           1SBN 5-8 5 6 3 9-2 9 6-5     9 «7 8 5 8 5 6″ 3 9 2 9 6 7» >       Учебное издание   З а х а р о в Михаил Львович,   Т у ч к о в а Эльвера Галимовна   Право социального обеспечения России   Учебник     Лицензия ЛР № 040537 от 21 октября 1997 г.     Подписано в печать 9.11.2000 г. Формат 60×38/16.

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх