ГАРШИН ИГОРЬ ПУТЬ РУКИ ОБЗОР ВИДОВ РУКОПАШНОГО БОЯ М 2006 75 С 2

 Традиционное Ушу и Спортивное Ушу  Время меняет самое незыблемое, сколь прочным оно ни казалось. Почти ушло в прошлое понимание Ушу как «Пути». Сегодня оно представляет собой огромный конгломерат направлений, стилей и школ, не имеющий общей терминологии и методики преподавания систем. Отошло на второй план и понятие Ушу как воинского искусства. Вперед выдвинулось Ушу как спорт.  В китайской энциклопедии так дано определение современному Ушу: «…является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат в своем арсенале удары ногами, руками, броски, захваты, падения, выпады, прыжки, а также колющие и рубящие действия».  Однако спорт, по определению, боевым искусством не является. Поэтому многочисленные поклонники традиционного Ушу (особенно в китайских деревнях и за пределами КНР) полностью отвергают современное «официальное» Ушу и противопоставляют ему «народное».  Тогда, когда Ушу еще было искусством боя и искусством жизни, обучение в монастырских и светских школах занимало в среднем пятнадцать лет.  * Первые пять лет отрабатывались культура движений, базовая техника, основные удары и блоки, закалялись дух и тело ученика. [База, ОФП]  * Последующие пять лет посвящались закреплению приемов и их комбинаций, овладению стратегией и тактикой боя, работе с различными видами оружия, единоборствам с вооруженным противником. [Для «черных поясов»: Ката, оружие]  * Третья пятилетка включала в себя развитие энергетических ресурсов организма и изучение тайных традиций школы — наиболее сложных приемов, экстрасенсорных навыков, искусства точечных ударов, реанимации и т.д. [Внутренние техники (энергетика)]  Человек, это порождение Земли и Неба, соединивший в себе пять первоэлементов, рассматривался в системе подготовки Ушу комплексно. Развитие психических и физических способностей занимающихся непременно соотносилось с особенностями внешней среды и с теми изменениями, которые могут вызвать в организме ученика все колебания окружающего мира.  Система воспитания базировалась на овладении в совершенстве тремя основами Ушу:  * осмысленным движением и позами;  * правильным дыханием;  * особым состоянием ума.  Причем в ходе занятий 85% времени отводилось психофизической подготовке и лишь 15% физическому тренажу, который включал в себя отработку базовой техники (стойки, позы, шаги, перемещения); падений, подкатов, прыжков и ударов в прыжке; ударов руками и ногами; захватов и освобождений от них; многочисленных комплексов упражнений, в их числе звериных, основанных на имитации движений животных и птиц. Кроме того, учеников обучали технике фехтования с оружием, обороне от нападения вооруженного противника.  Если, несмотря на всю насыщенность, физическая подготовка не содержит в себе особого секрета, то занятия по развитию и становлению психофизического аппарата менее известны.  Одним из важнейших в системе такого обучения считался раздел работа со стихиями (первоэлементами). Осваивая специальные комплексы, ученик не только приучался видеть все жизненные процессы через призму пяти стихий и полярных сил инь-ян, но и приобретал способность адекватно реагировать на усиление жары или холода, бороться в воде и на скользком льду, лазить по скалам и прыгать по деревьям.  По принципу пяти первоэлементов классифицировались виды кулачного боя и оружия: оборонного, наступательного, колющего, режущего, рубящего, дробящего, обвивающего и т.д. Зная принцип, владея арсеналом школы, ее тактикой и стратегией, можно было противопоставить действию противника оптимальное противодействие, подобно тому, как огонь плавит металл, а вода тушит огонь. Об ученике, овладевшем методикой работы со стихиями, говорили, что в его Ушу есть гунфу. «Тому, кто не замыкается в себе, формы и вещи сами становятся понятны. Движения такого человека естественны, как течение воды, его покой чист, как зеркало, его ответ быстр, как эхо» — так высоко в древности ценили это умение.  В чем же конкретно заключались упражнения в работе со стихиями?  * Дерево. Работа с этим элементом включает в себя статические упражнения типа: обнять дерево, смотреть на листву, кору, висеть или подтягиваться на ветке. Динамические упражнения: лазать по деревьям, ударять по стволу, пробивать и раскалывать доски, ходить на ходулях. Сюда входили комплексы упражнений с палками, копьями и т.п.  * Огонь. Работа строится на изучении свойств огня и умении пользоваться его энергией.  * На первом этапе преобладают упражнения по привыканию к этой стихии. Например, прыжки через огонь, хождение по горящим углям, тушение огня руками, держание горящего огня в ладонях, глотание огня, обжигание различных частей тела.  * На втором этапе происходит развитие ударной техники: гашение пламени свечи ударами рук, ног и т.п.  * Земля. Работа по освоению этой стихии основана на упражнениях по укреплению кожного покрова тела: кувырки, ползание, падения, подкаты на различных видах земного грунта. Для того чтобы ученик смог чувствовать землю, его закапывали в нее по колено, по грудь или целиком. Сюда же относятся проверочные упражнения-тесты по разбиванию кирпичей, рубке булыжников, черепицы, каменных блоков.  * Металл. Разучивание упражнений, аналогичных различным свойствам металлов, таким, как жесткость, упругость, проникаемость, концентрация, рубка, резание, сверление. Кроме того, вырабатывалось умение преодолевать препятствия из металла в виде ножей, сабель, гвоздей, решеток и т.п.  * Вода. Ученик должен познать эту стихию в трех ее состояниях: кипящая вода (пар), холодная вода и лед, а также уметь использовать воду как средство массажа и закаливания. Цель работы с этим элементом — научиться действиям в иной среде, регулировать дыхание под водой, легко выдерживать перепады температур. Сюда же относятся упражнения по разбиванию плавающих в воде досок, ледяных глыб.  Для работы со стихиями существует особая техника, известная под названием «упражнение цигун» (ци — энергия, гун — работа). По сути, это различные способы тренировки психики и сознания (см. статью Цигун боевой).  В древнекитайских трактатах изложены основные правила боевых единоборств Ушу. Написаны они образным, удивительно поэтичным языком, но мы ограничимся лишь краткой характеристикой этого своеобразного свода техники Ушу:  4 способа  Под этим подразумеваются следующие способы ведения боя — удары руками и ногами; броски; захваты и освобождения от захватов.  12 принципов  Согласно им движения тела, рук и ног должны быть: мощными, как волна, твердыми, как гора, тяжелыми, как чугун, легкими, как падающий осенний листок, быстрыми, как порыв ветра, медленными, как парящий в воздухе орел. Подниматься нужно, подобно обезьяне, а опускаться подобно сороке, стоять на одной ноге уверенно, как петух, а на двух — устойчиво, как раскидистая сосна, глубоко пустившая корни в землю и способная противостоять могучему урагану.  8 требований  Кулаки должны быть стремительными, как падающие метеориты; глаза — быстрыми, как молнии; поясница — гибкой, как змея; стойка — прочной, стоять, словно ноги вросли в землю; энергия должна бить ключом; дыхание должно быть глубоким; сила — целенаправленной; мастерство — совершенным.  6 соответствий  Движение может осуществляться видимым способом и внутренним (в воображении). Основное требование к занимающимся: «все тело — это одна семья». Другими словами, за движением верхней части тела обязательно должно следовать движение его нижней части. Причем производятся они в следующем порядке:  * плечи — бедра;  * локти — колени;  * кисти — стопы.  Одновременно с внешним движением происходит внутреннее движение в соответствии со следующей схемой связи:  * сердце — мысль;  * мысль — энергия;  * энергия — сила.  А соединение внутреннего и внешнего движения дает в итоге шесть соответствий, что приводит к осмысленному одухотворенному движению мастера.  Три звена  В древних комплексах боевых искусств принято деление тела и его составных частей на три части:  * тело: руки — верхнее звено («верхушка») отождествлено с Небом; туловище является средним звеном («сердцевина»); ноги — нижнее звено («корень») соответствует Земле;  * руки — кисть, локоть, плечо;  * туловище — голова, сердце, область даньтянь (расположена чуть ниже пупка);  * ноги — стопа, колено, бедро.  Все звенья связаны между собой. В движении это выражается следующим образом. «Верхушка» увлекает за собой «сердцевину», за ними следует «корень». Другими словами, сначала мысль, затем энергия и лишь потом ноги, то есть само действие.  Метафизичность Ушу  Пять стихий и пять органов  Все без исключения школы Ушу создавали боевые единоборства на основе системы соответствий пяти мировых первоэлементов (стихий) пяти внутренним и пяти внешним органам человека.  Четыре представителя  С помощью этого правила достаточно нескольких минут, чтобы по четырем внешним признакам определить состояние организма, степень его готовности к большим физическим нагрузкам. Согласно учению волосы представляют кровь. Если они тусклые и ломкие, то кровь требует очистки. Ногти — показатель связок и сухожилий. Если первые крошащиеся и ломкие, тогда и вторые не в лучшем состоянии. Точно так же зубы — отражение состояния костей. Язык же может дать представление о мышцах. Если он ослаблен и у человека нечеткая речь, — значит, мышцы следует укрепить.  8 способов движения тела  При всем многообразии приемов в Ушу существует только восемь способов движения: поднимание — опускание; наступление — отступление; опрокидывание — уворачивание; сжатие — распрямление. Причем делать их надо по следующим правилам: подниматься нужно, двигаясь поперек, а опускаться — вдоль; наступать на соперника надо низко, а отступать — в высоких стойках; опрокидываться на землю следует в случае, если защищаешь спину, а уворачиваться влево и вправо — если защищаешь бока; сжиматься перед прыжком нужно, как кошка в засаде, тогда он получится молниеносным и легким, а распрямляться — с мощностью прыгающего тигра.  Три качества  Занимающемуся Ушу нужно вырабатывать зоркость глаз, умение различать детали; чуткость ушей, способность слышать малейшие звуки; отвагу сердца, страх появляется от неизвестности или от незнания. Если глаза и уши вовремя не реагируют, а сердце не освобождается от страха, то трудно избежать ошибок.  Высшее мастерство  Этот пункт описывается древними мастерами в образах и понятиях, характерных для их времени и для людей, занимающихся Ушу для реализации самого себя:  «Тигр выпускает когти, не думая о них, но жертва не может скрыться». Иными словами, следует все делать в полную силу, с полной отдачей.  «Дракон использует силу, не замечая ее, однако гора не может устоять». Это понимать нужно так: истинное мастерство не должно быть видно, все движения следует выполнять легко, естественно, красиво, как бы играючи, но внутренняя энергия должна быть мощной и несокрушимой.  «Направь свою волю на постижение пути, придерживайся принципов морали, поступай в соответствии с принципом человеколюбия, упражняйся в искусствах». Неплохо было бы, если этим заветом древних руководствовались люди и в наше время.  8 принципов ведения боя  Почетное место в Ушу отводилось тактике. В этой области также существовали свои правила и соответствующие им понятия.  * Следование — сопровождение контратакой действий противника.  * Давление — нанесение серии ударов за короткий промежуток времени.  * Обман — использование уверток, финтов, уклонов. Каждый удар должен быть неожиданным для противника, надо показывать вверх, а бить вниз; повернувшись влево, уйти вправо.  * Отскок — резкий уход в сторону, за спину противника.  * Опережение — внимательно наблюдая за внешним обликом противника и разгадав его намерение перейти к атаке, надо предотвратить ее опережающим ударом, криком, финтом или подобными действиями.  * Ускользание — нападение на противника только сзади или сбоку, но ни в коем случае не в лоб.  * Удар — использование основных способов атаки в комплексе.  * Соизмерение — определение соотношения двух противоположных начал в тактике боя. Чтобы это было понятнее, объясним на примере. Если атакующий применяет «рубящие» удары, а им соответствует первоэлемент металл, то нужно отвечать «пушечными» ударами, которым соответствует огонь. Как огонь плавит металл, так и победа ждет избравшего верный ответный удар.  Все эти основные правила техники воинского искусства используются и сегодня при обучении в школах Ушу традиционной ориентации.  К сожалению, в современных школах Ушу спортивного направления основное внимание уделяется отработке техники, а то, что явилось плодом духовных исканий многих поколений великих мастеров Ушу, попросту отброшено. И хотя сохранились кое-какие ритуалы, атрибутика, сам характер обучения резко изменился. Идея гармонического самосовершенствования уступила место духу самоутверждения. Принципы поиска Пути преданы забвению во имя результатов. На первое место вышло техническое совершенство, не содержащее в своей основе ровным счетом ничего, кроме перечня стандартов и правил.  Современные спортивные направления Ушу  В 50-х годах нашего столетия в Китае была введена единая терминология и базовая техника. Так появилось спортивное направление Ушу «Длинный кулак» (Чань цюань). Это же название часто можно встретить в древнем китайском Ушу, однако не следует его путать с современным спортивным стилем.  Созданный в XX в. «Длинный кулак» составлен из движений родственных стилей по принципу зрелищности и пользы для основных групп мышц и связок. Он включает в себя элементы 12 стилей: Чжа цюань, Хуа цюань, Шаолинь цюань, Хао цюань, Хуа цюань (существует несколько стилей Хуа), Тантуй, Дитан, Фанцзи, Чоцзя, Ми-цзун, Бацзи, Пигуа.  Таким же путем шло создание современного направления «Южный кулак» (Нан цюань), куда вошли стили южного направления Ушу.  Третью группу Тайцзи составили стили этого направления.  Общая терминология и методика преподавания позволили занимающимся одновременно изучать несколько стилей за сравнительно сжатые сроки. Однако если в традиционном искусстве Ушу ставка делалась на индивидуальные особенности занимающегося, то в спортивном требуется точное выполнение нормативов, что приводит к росту физического совершенства в ущерб комплексной системе. В настоящее время все движения сгруппированы по степени сложности. Поэтому занимающийся, не способный по какой-либо причине выполнить один трудный элемент, не может двигаться дальше в спортивном Ушу.  Спортивные направления Ушу предусматривают выполнение индивидуальных комплексов, групповых упражнений (в парах, втроем), многоборье и вольный стиль Саньда или Сань-шоу.  В свою очередь, индивидуальные комплексы подразделяются на упражнения без предметов (в стиле различных «кулаков»), с короткими предметами (меч, сабля) и с длинными предметами (палка, копье). Трехзвенная и многозвенная палки, цепь, парная сабля, алебарда и другие виды китайского оружия (всего их 18) также используются при выполнении упражнений. К индивидуальным комплексам относится также один вид упражнений в парах: сталкивание с места, требующее умения свести на нет усилия партнера, и своими действиями столкнуть его с места.  Комплексы (тао) упражнений без предметов содержат ряд трудных элементов: например, различные виды прыжков с ударом рукой по стопе без поворота и с поворотом на 180° и на 360°; приземление после прыжков в шпагат или падение на бок; прыжок с махом ноги и с поворотом плеча назад на 360°; «бедуинское» колесо; маховое сальто вперед; подъем разгибом и чисто акробатические движения (рондат, фляк, сальто). Чтобы получить младший спортивный разряд, надо выполнить тао за 1 минуту 20 секунд, а для высшего — за 1 минуту.  Комплексы упражнений с предметом выполняются за 40 секунд. Помимо перечисленных выше элементов, в тао с предметами включаются уколы, вращения, крутки, обмахивания, обводки, рубки, переброски, подкидывания, выпады, удары о землю, то есть упражнения, характерные для действий с оружием.  В групповых упражнениях, которые называются «обусловленный спарринг», применяются как атакующие, так и защитные приемы.  В многоборье входят шесть видов упражнений: два в стиле одной из популярных школ, три с разными предметами (с короткими, длинными) и упражнения с соперником (вдвоем, втроем, при разном сочетании видов предметов).  Участвующие в соревнованиях в вольном силе Саньда (Сань-шоу) распределяются по девяти весовым категориям (от 48 кг до 80 кг и свыше) [48, 56, 64, 72, 80, 88, 96, 104, 112, 120]. Против соперника разрешается применять удары руками и ногами, захваты, броски, подсечки, удары по туловищу, голове. Запрещается бить соперника коленом, локтем, применять болевые приемы на суставах, ударять в опасные для жизни места и наносить удары при наклоне партнера. Поединок в вольном стиле ведется без обуви. В экипировку спортсменов входят шлемы, боксерские перчатки, твердые жилеты, раковина, щитки на голень.  На соревнованиях во всех видах комплексов ценятся точность движений, их выразительность, чистота следования стилю, характерному для данного тао. Серия быстрых движений на мгновение прерывается паузой с фиксацией определенной позы или стойки. В соревнованиях участвуют и мужчины, и женщины, но смешанные поединки запрещены.  Наиболее известные стили Ушу  * Багуа цюань — гимнастика «восемь триграмм». Одна из наиболее распространенных гимнастик внутреннего направления (нэйцзя). Обычно сначала изучают гимнастику архата Шиба лохань шоу («18 рук архата»), созданную Бодхидхармой для укрепления организма, и пушечные удары Паочуй, идущие от монаха Пу Чжао из Шаолиня. Потом осваивают работу открытыми ладонями (Чжанфа). При хождении по кругу используют два вида шагов: разворачивающийся шаг Байбу и сворачивающийся Коубу.  * Байхэ цюань — гимнастика «белый журавль». Распространена в провинции Гуандун, в Гонконге, Сингапуре, среди этнических китайцев в Юго-Восточной Азии, на Тайване. Движения простые, но быстрые. По одной версии, ее создал Ся Кэли в горах Эмэйшань и оттуда принес в Гуандун. По другой — источник там же, но принес Ли Чжуцзы.  * Бацзи цюань — гимнастика «восемь сторон света». Содержит 8 способов атак на обороняющегося — «вскрытие ворот с восьми сторон» — Каймэнь. Поэтому ее называют также Каймэнь Бацзи цюань. По одной версии, эту гимнастику создал Чжу Юаньчжан. По другой версии — она разработана в Юэшаньском монастыре, поэтому есть и такое название: Юэшаньские 8 пределов — Юэшань Ба-цзи.  * Баймэй цюань — гимнастика «белые брови». Относится к южному кулаку Нань-цюань. Создателем считается даос Белые Брови (Бай Мэй) с горы Эмэйшань. Жесткая, резкая, интенсивная. Распространена в Гуанчжоу.  * Бай-Юань Тунбэй цюань — гимнастика «прохождение спины Белой Обезьяны» (Бай Юаня). Включает 24 позиции. Распространена в Пекине. Уделяют внимание «забиванию свай» (дучжуан).  * Вайцзя цюань — «гимнастика внешнего направления». Все те стили Ушу, где главное — движение и мышечные усилия. «Внешняя техника» означает: наступать и отступать, изгибать и выпрямлять, поднимать и опускать, наклонять и отклонять.  * Дитан цюань — гимнастика «лежа на земле». Специально тренируют падения, перекаты, чтобы, притворившись побежденным, из поражения извлекать победу. [Джиу-джитсу в партере]  * Дуаньда цюань — гимнастика короткого удара (кулака). Распространена в провинции Хэбэй. Включает комплексы с оружием. Древний вид, один из немногих, до сих пор сохранивший выраженную прикладную направленность.  * Думэнь цюань — гимнастика «школы заваливания». Слово «ду» означает «завалить, пресечь, убить». Много захватов и падений. В XVIII веке пришла из Цзянси в Сычуань.  * Жоу цюань — гимнастика «мягкий кулак». Известна также под названием «кулак великой скорби» (Дабэй цюань) и «кулак совершенного в великой скорби» (Дабэй Толони цюань). Это способ динамической медитации тайной буддийской секты Мицзун (другое название — «секта истинного слова» — Чжэньяньцзун).  * И цюань — гимнастика «мысли» (другое название — «Руководство сердцем и мыслью в гимнастике больших свершений»). Не имеет установленных комплексов: сознание должно произвольно управлять движениями, откуда название. Создал Ван Сяньчжай на рубеже XIX- XX веков. Большое значение придают «стоянию столбом» (чжаньчжуан).  * Инмэнь Нан цюань — «южный кулак жесткие ворота» (ворота — в смысле учение, школа). Жесткая силовая система, имеет несколько вариантов: семьи Ма (Мацзя), семьи Хоу (Хоуцзя) и др. Распространена в провинции Цзянси.  * Кунмэнь цюань — гимнастика «школы Куна» (другое название «Хубэй Кунмэнь-цюань»), т.е. из провинции Хубэй, где она распространена. Основана на подражании животным и птицам, содержит много падений и перекатов.  * Куньлунь цюань — гимнастика из Куяьдуна (горного района на юге Китая). Быстрый и энергичный стиль, сочетающий атаки и защиты. Ему более 200 лет. Распространен в провинциях Гуан-дун и Хэнань. Создателем считается Дадао Ван-у.  * Кэцзя цюань — гимнастика семьи Кэ. Это общее название для стилей кланов Дяо, Лю, Ню, Чжу, Юэ. Относится к Нань цюань, распространена в Гуандуне. Движения изменчивые, много переворотов и поворотов, главный принцип — оборона.  * Лицзя цюань — гимнастика семьи Ли. Основателем считается Ли Шикай из Шаолиня, распространена в Гуандуне. Часто использует ладони, считая, что «одна ладонь победит три кулака».  * Лунчжуан цюань — гимнастика «драконов столб». Создатель Фэй Бачань из Шаолиня, XVII век. Изобилует поворотами, наклонами, изгибаньями. Другие названия: «истинный метод гимнастики дракона» (дун-цюань-чжэнфа) и «наследник престола гуляет в воротах дворца» (тайцзы ю гунмэнь).  * Люхэ цюань — гимнастика «шесть единений». Создана мастером работы с пикой Цзи Лунфэном в XVII веке. Имеет внутреннюю и внешнюю школы, южное и северное направление. Сочетает жесткое и мягкое, координацию рук и ног.  * Мицзун цюань — гимнастика «тайное следование». Особое внимание уделяют работе с энергиями Ци, Цзин, Шэнь.  * Мэйхуа цюань — гимнастика «слива». Полное название: «пять форм стволов и ветвей, сливовые столбы» (ган чжи у ши мэйхуа-чжуан). Распространена в провинции Хэбэй с времен династии Мин. Тренируются стоя на столбах.  * Мэнху цюань — гимнастика «свирепый тигр». Кисти принимают форму тигровой лапы, в движениях и звуках подражают тигру. Из семьи сян-син-цюань.  * Мянь цюань — гимнастика «ватный кулак». На движение противника рукой отвечают протягиванием кисти, отсюда название «продленная кисть» — «яныпоу». Еще называют «непрерывный ватный кулак» (ляньхуань мянь-цюань). Мягкий стиль, основная работа «13 великих сохранений» разделяется на позы стоя, в приседе, лежа.  * Нань цюань — «южный кулак», или нань-пай — «южная школа». Обычно так называют гимнастики Ушу, распространенные южнее реки Янцзы. Известно выражение «нань цюань бэй туй» (на юге кулак, на севере нога), означающее, что южные гимнастики делают акцент на работу рук, северные — на работу ног.  * Нэйцзя цюань — гимнастика «внутреннего направления». Те стили Ушу, в которых главное — «внутренняя работа» (нэйгун). К внутренней работе относятся: тренировка мысли (И), волевого усилия (Цзинь), жизненной энергии (Ци), духовной энергии (Шэнь). «Внутренняя техника» означает: делать пустым и полным, открытым и закрытым, жестким и податливым, изменять и восстанавливать, вдыхать и выдыхать.  * Пигуа цюань — гимнастика «рубящий кулак». Существует со времен династии Мин. Включает кулачную технику и работу с оружием.  * Сань Хуан Паочуй цюань — гимнастика «пушечный молот трех императоров» (т.е. Неба, Земли и Человека). Распространена в провинции Хэбэй и в районе Пекина.  * Синь-И цюань — гимнастика «форма-мысль», или «сердце-мысль». Основателем считают полководца Юэ Фэя времен династии Сун. Включает работу «пяти стихий» (усин-цюань), «двенадцати форм» (шиэрсин-цюань), «работу пяти иероглифов» (бацзыгун) и другие комплексы упражнений. Один из наиболее известных стилей Ушу.  * Сянсин цюань — гимнастика «образная форма» (или гимнастика «подражания жизни» — фан-шэн цюань). Построена на подражании животным и человеку. Основные стили: «кузнечик-богомол» (танлан цюань), «змея» (шэ цюань), «обезьяна» (хоу цюань), «ястреб» (ин цюань), «тигр» (ху цюань), «пьяный кулак» (цзуй цюань), «петух» (цзи-цюань), «утка» (я-цюань), «собака» (гоу-цюань). Включает комплексы с предметами: «пьяный меч», «пьяная палка», «палка обезьяны» и другие. Имеет региональные варианты, например, «Шаньдуньский черный тигр» и «Хэбэйский свирепый тигр».  * Тайцзи цюань — гимнастика «великий предел». Отличается мягкостью, округлостью, замедленностью, равномерностью движений. Самый известный вид Ушу. Имеет ряд стилей: У, Сунь, Ян, Чэнь и другие, а также упрощенные современные комплексы «24» и «48».  * Танлан цюань — гимнастика «кузнечика-богомола». Основателем считается монах Ван Лан. Одна из наиболее известных гимнастик, с быстро сменяющимися движениями кулаков и яростными атаками. Существуют варианты: «богомол — 6 единении» (люхэ танлан) или, иначе, «мягкий богомол» (жуань танлан); «семизвездный богомол» (цисин танлан) или, иначе «богомол-архат» (лохань танлан); «сливовый богомол» (мэйхуа танлан).  * Тесянь цюань — гимнастика «железная нить», создал Те Цяосань из Гуандуна во времена династии Цин. Требуется сочетать жесткость (железо) и податливость (нить).  * Тунби цюань — гимнастика «пронизывающая рука». Существуют варианты: «пронизывающая рука белой обезьяны» (бай юань тунби), «пронизывающая рука пяти стихий» (усин тунби), «пронизывающая рука шести единении» (люхэ тунби) и др. Быстрый, подвижный стиль с акцентом на работу рук. Сначала тренируют «стояние столбом» (чжаньчжуан), потом отдельные позы и движения, потом осваивают комплексы.  * Умэйхуа цюань — гимнастика «пять цветков». Распространена на Тайване. Силовой стиль, включает работу с оружием.  * Уцзу цюань — гимнастика «пяти патриархов». Создал Цай Юймин из провинции Фуцзянь на базе пяти других гимнастик: «белого журавля» (байхэ), «обезьяны» (хоу), «архата» (лохань), «великого предела» (тайцзи) и «достойного уважения» (дацзун). Резкая, интенсивная.  * Удан цюань — гимнастика Уданских гор. Одно из больших направлений Ушу. Наиболее известны системы: удан тайи усин цюань («великое единство, пять стихий»); удан юймэнь цюань («рыбьи врата»); удан бачжа («восемь изломов»); удан цзю гун шиба туй («9 дворцов, 18 ног»). Горы Удан находятся в провинции Хубэй, здесь расположены крупнейшие даосские монастыри.  * У Сун Дуби цюань — гимнастика «независимая рука У Суна». Движения жесткие, широкие, быстрые, часто используется одна рука, много действий ногами.  * У Сун То Као цюань — гимнастика «У Сун сбрасывает оковы». Тренируются в одиночку, вроем и впятером, подражая герою романа «Речные заводи» У Суну. Новый стиль Ушу — Уцзя цюань — гимнастика «семьи У», одна из 4-х знаменитых систем провинции Хунань. Построена на чередовании жесткого и мягкого.  * Фохаиь цюань — гимнастика «китайского буддиста». Распространена в провинциях Хэбэй, Хэ-нань, Шаньдун.  * Фоцзя цюань — гимнастика «семьи Фо». Основал Фо Мэнь. Распространена в Гуанчжоу. Мягкое уступание сменяется жесткими контратаками.  * Фуцзянь гоу цюань — фуцзяньская гимнастика «собака». Другие названия: Дигунфа, Дишу цюаньфа. Имитирует движения собаки. Из семьи сянсинь цюань.  * Хоу цюань — гимнастика «обезьяна». Движения легкие, неопределенные, уклончивые, построены на подражании повадкам обезьяны. Из группы стилей сянсин цюань.  * Ху Хэ Шуансинь цюань — гимнастика «тигра и журавля». Создатель Линь Шижун. Принципы: малым побеждать больше, слабым — сильное, поперечным — прямое и т.д. Распространена в Гонконге, Макао, на острове Хайнань, в странах Южных морей среди хуацяо (этнических китайцев).  * Хуамэнь цюань — гимнастика «школы Хуа». Распространена в провинции Сычуань, поэтому другое название — «сычуаньский южный кулак» (сычуань нань цюань). Еще одно название — «школа постепенного запирания» (цаньбимэнь), где «запирание» означает захватывание рук противника. Еще этот стиль называют «кисть — большая медведица» (тяньганьшоу).  * Хуа цюань — гимнастика «цветок» (не путать с хуамэнь). Создана Тянь Фэнчи в XVIII веке. Распространена в провинциях Чжэцзян и Цзянсу. Имеет много комплексов, в т.ч. с оружием.  * Хунмэнь цюань — гимнастика «школы Хуна», или «красный кулак» (хун означает «красный»). По другой версии, название идет от тайной организации Хунмэнь или Хунбан. Содержит стояние столбом (чжань-чжуан), тренировку энергии (ляньци), тренировку силы (ляньли).  * Хунцзя цюань — гимнастика «семьи Хун». Основал Хун Сигуань. Распространена в провинциях Гуандун и Фуцзянь. На Западе известна как хун гар.  * Цайлифо цюань — на Западе известна как Чойлифут. Создал Чэнь Хэн из провинции Гуандун в середине XIX века, объединив гимнастики трех семей, которые он изучал.  * Цайцзя цюань — гимнастика «семьи Цай», создатель которой — монах Цай Цай-фу. Делает ставку на внезапные удары. Распространена в Гуандуне и Фуцзяни.  * Цзи цюань — гимнастика «петух» из семьи сянсинь. Создана народностью туцзя в провинции Хунань. Движения головы, плеч, ягодиц, стоп, а также крик основаны на подражании воинственному петуху.  * Цзоуцзя цюань — гимнастика «семьи Цзоу». Создал Цзоу Жохэн в провинции Юньнань, где она и распространена.  * Цзуй цюань — гимнастика «пьяный кулак» из семьи сян-синь. Другое название: «Восемь пьяных мудрецов» (Ба Цзуй Сянь). Основана на имитации движений пьяного человека, включает работу с оружием. Популярный и широко известный стиль.  * Цзымэнь цюань — гимнастика «школы Цзы» (или чжи). Мягкий стиль, распространенный в Сычуань и Цзянси. Важное место занимает работа с энергией.  * Цзюньти цюань — гимнастика «армейская», т.е. содержащая удары, захваты, броски, болевые приемы и т.д. Современный «сборный» стиль.  * Ча цюань — гимнастика уйгура Чамира. Подражание дракону, тигру, змее, журавлю, обезьяне, с акцентом на атаки.  * Чан цюань — «длинный кулак». Во-первых, так называется древняя гимнастика, создание которой приписывают императору Тай Цзу, основателю династии Сун, правившему в 960-975 гг. Ее отличительная черта — длинные выпады при атаках, похожие на фехтовальные выпады с мечом в руке. Во-вторых, это современная гимнастика, разработанная в КНР специально для массовых занятий молодежи физическими упражнениями. Отличается значительным числом акробатических элементов, прикладного значения не имеет. В-третьих, к направлению чан цюань (древнему) традиционно относят гимнастики, распространенные севернее реки Янцзы.  * Чанцзя цюань — гимнастика «семьи Чан», созданная в XVIII веке. Много изменений положений корпуса, сочетание жесткого и мягкого. Составная часть — комплекс «24 кулака» (эршисы цюань).  * Чжуцзя цзяо цюань — гимнастика «семьи Чжу», распространена в провинции Гуандун. Удары кулаком и открытой рукой сочетаются с ударами стопой. Быстрые, резкие атаки.  * Чоцзяо цюань — гимнастика «тычки стопой». Создал Чжоу Тун, живший при династии Сун. Действуют руками «на 3 части», ногами — «на 7 частей», т.е. работа ног преобладает над работой рук. Другое название: «девять ветвей» (цзю чжицзы), т.к. имеет 9 комплексов.  * Чуань цюань — гимнастика «пронизывающий кулак». Другое название: «пронизывающий кулак Гуаня» (Гуань чуань цюань), по имени древнего полководца. Движения несложные, удары рук и ног чередуются.  * Шаолинь У Да Пай — пять больших шаолиньских школ: эмейская, уданская, фуцзяньская, гуандунская и хэнаньская. Последняя является ортодоксальной, все остальные развились из нее. [А как же деление Ушу на шаолиньское, уданское и эмейское?]  * Шаолиньсы цюань — гимнастика «монастыря Шаолинь». Крупное направление в Ушу, возникшее в монастыре «Молодого Леса» (Шаолинь), что в горах Суншань (провинция Хэнань). Включает много различных комплексов, в том числе с оружием. Среди популярных: «пять форм, восемь способов» (усин бафа цюань), «кулак архата» (лохань цюань), «пушечные удары» (пао-чуй цюань), «крестообразный бой» (шицзы чжань цюань), «меч Бохидхармы» (Дамо цзянь), «13 хватаний» (шисань чжуа), «большой бой» (дачжань цюань), «объединенный бой» (хэчжань цюань), и другие. Наряду с Тайцзи цюань является самым известным в мире стилем Ушу.  * Шэ цюань — гимнастика «змея». Движения главным образом мягкие, как бы обволакивающие противника, но в мягкости таится жесткость. Распространена в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян. Из семьи сянсинь.  * Эмэй пай — Эмэйская школа Ушу. Включает 8 больших школ, распространенных в основном в провинции Сычуань, где расположены горы Эмэйшань. Одна из наиболее известных среди них — «12 эмэйских столбов» (эмэй шиэр чжуан).  * Эрлан цюань — гимнастика «двух мужчин». Появилась в XVII веке. Представляет парные упражнения партнеров (в том числе с оружием), тренирующихся только по каноническим образцам. Произвольная работа исключается.  * Юнчунь цюань — гимнастика «поющая весна» (по имени девушки, создавшей этот стиль). За пределами Китая стиль известен под названием Вин-Чун [Вин-Чунь].  * Юэмэнь цюань — гимнастика «школы Юэ», распространенная в провинции Сычуань. Основателем считается (как и в двух следующих) полководец XII века Юэ Фэй.  * Юэши Лянь цюань — «непрерывная» гимнастика Юэ Фэя. Другое название: «Восемь переворотов кистей» (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые, передвижения по прямой.  * Юэши Саньшоу цюань — гимнастика «рассеянная кисть Юэ». Другое название: «Восемь переворотов кистей» (ба фань шоу). Движения четкие, быстрые, передвижения по прямой.  * Юэши Саньшоу цюань — гимнастика «рассеянная кисть Юэ». Интенсивные удары в произвольном порядке, без комплексов. Агрессивный атакующий стиль. Распространен на северо-западе КНР, в районе Пекина и в провинции Хэбэй.  * Я цюань — гимнастика «утка». Из семьи сян-синь; создал Лу Я во времена династии Мин в подражание уткам: переваливающиеся движения, выброс ног в приседе, одновременные удары рук и ног и т.д.  Выводы по Ушу  Заметки по внутренним стилям  Существуют «семейные» школы, в которых названные 3 стиля объединены.  Син-и цюань, хоть и «внутренний», но «очень боевой». Хотя все эти стили боевые, но нужен высокий уровень мастерства, чтобы использовать ба-гуа и тай-цзи для боя. Стиль же син-и требует напряженной работы, как, например, шаолинь, и боевые навыки нарабатываются сразу.  Ба-гуа, думаю, очень полезен для фехтовальщика, поскольку круговые движения наиболее эффективны в бою с несколькими противниками.  Краткая история и основные стили каратэ  Бубиси — Библия каратэ  Особое место среди источников по старому каратэ, как по ценности содержания, так и по влиянию на формирование этого боевого искусства, занимает трактат «Бубиси» (кит. «Убэйчжи») — «Книга о военной подготовке».  «Бубиси» написан на старокитайском языке вэньяне. Hа его обложке не значится ни имя автора, ни время создания. Однако, подробное изложение в трактате принципов и приемов цюань-шу школ Белого журавля (Байхэ цюань) и Архата (Лохань цюань) позволяет предположить, что автором был выходец из южнокитайской провинции Фуцзянь. Впрочем, в самой Фуцзяни этот трактат не найден. Зато его копии в изобилии имеются на Окинаве.  «Бубиси» представляет собой уникальную антологию текстов. Он состоит из 32 статей, посвященных истории, принципам и технике школ Белого журавля и Архата (которые, судя по всему, оказали наибольшее влияние на развитие окинавского кэмпо), философии и этикету воинского искусства, сравнению стилей, по методам тренировки, применению приемов в самообороне, искусству поражения уязвимых точек, включая так называемый «метод отсроченной смерти» (дим мак), практике гомеопатии в боевых и скусствах. Иными словами, это целая энциклопедия боевого искусства. Причем энциклопедия из разряда «секретных».  Техника, показанная на 48 рисунках, весьма эффективна в реальном бою. В основном это удары пальцами по глазам и в горло, захваты половых органов, волос или то и другое вместе, приемы освобождения от захватов. К ним добавлены простые, но эфф ективные броски, главным образом при помощи захвата вражеской ноги и несколько б олевых приемов. Уделено внимание бою в необычных условиях, например, после паден ия на землю, приемам маневрирования — уклонению от атаки в сторону, разрыву и сокращению дистанции.  «Бубиси» получил широкое распространение среди мастеров каратэ на Окинаве и оказал огромное влияние на формирование техники и теоретической базы окинавского бое вого искусства. Именно к этому тексту обращались практически все крупные мастера острова. Значительные фрагменты «Бубиси» были использованы, правда без указания источника, отцом современного японского каратэ Фунакоси Гитином (1868-1957) в е го книге «Каратэ-до ксхан» («Hаставление по каратэ-до»). Это «Восемь предписаний кэмпо», «Принципы Сунь-цзы», «Захваты и освобождения от них». Родоначальник оки навского направления Hаха-тэ Хигаонна Канрс (1853-1915) глубоко почитал этот зам ечательный текст, а его ближайший ученик, основатель каратэ Годзю-рю Мияги Тсдзю н (1888-1953) считал «Бубиси» «Библией каратэ» и позаимствовал из него название для своей школы. Hемалое влияние оказал этот трактат и на Симабуку Тацуо (1908-1 975), основателя школы Иссин-рю, а на крупнейшего японского мастера Годзю-рю Яма гути Гогэна (1909-1989) по прозвищу «Кот» произвел столь сильное впечатление, что он отзывался об этой книге как о «самом драгоценном тексте» каратэ.  Очень высоко ценил «Бубиси» и создатель школы Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), которого многие считали гением этого боевого искусства, поскольку он был одним и з очень немногих людей, сумевших достичь мастерства в обоих основных стилях окин авского каратэ — «Сюри-тэ и Hаха-тэ. В 1934 году в своей книге «Кобо дзидзай кар атэ кэмпо» («Кэмпо каратэ, позволяющее легко нападать и обороняться») он писал: «Сделав копию с одной из китайских книг о кэмпо, которую мой уважаемый учитель И тосу Анко когда-то сам скопировал, я использовал ее в моих исследованиях и храни л в тайне». В том же году Мабуни Кэнва первым из мастеров каратэ сделал трактат «Бубиси» доступным широкой публике. Тем самым он оставил потомкам замечательное наследие, подлинную цену и значимость которого еще только предстоит оценить.  Краткая история  Начало ХVII века принесло народу Окинавы суровые испытания. Три тысячи японских самураев клана Шимадзу на ста кораблях вторглись на архипелаг Рюкю. Безоружные жители острова почти не сопротивлялись, а небольшой отряд солдат из гарнизона Нахи был усмирен огнем японских мушкетов. С установлением централизованного правления сегуната Токугава — участь маленького королевства была решена. Население было обложено поборами и подверглось жестокой дискриминации.  В ответ крестьяне убивали сборщиков налогов и громили мелкие самурайские конвои. Тогда в 16О9 году японский наместник издал строжайший указ о запрещении носить оружие. Крестьяне, горожане и даже монахи, утаившие холодное оружие, подлежали смертной казни. Чтобы исключить малейшую возможность производства оружия, в деревнях были закрыты кузницы и конфискованы все железные предметы домашнего обихода. В период самых тяжких репрессий на село выдавался один-единственный нож для убоя скота и разделки туш, который хранился, привязанным на центральной площади. В портах стража вела строжайший досмотр с целью пресечь контрабанду ножей и кинжалов.  Население Окинавы начало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны в деревнях и селах. Однако крупными центрами распространения рукопашного боя все же были города.  Боевое искусство на островах Рюкю в ту пору называлось просто Окинава-тэ (тэ по-японски «рука»). На самой же Окинаве стили тэ различались соответственно по городам: Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ. Все школы тэ действовали в глубоком подполье. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев японским властям, предателя ждала позорная казнь. Его вывозили на лодке далеко в море и, слегка оцарапав — бросали несвязанным в воду. На запах крови собирались акулы и после недолгой игры в кошки-мышки — сжирали клятвопреступника.  Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, искушенными во всех премудростях своего ремесла, шанс на победу был не велик, и этот шанс нужно было вырвать любой ценой.  Тогда-то и появился на свет лозунг «одним ударом — наповал». Даже спортивные поединки между соперниками обычно приводили к летальному исходу. Годы упорных тренировок превращали руки и ноги в оружие страшной разрушительной силы. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука. Данные последних лет свидетельствует, что сила удара кулака в каратэ достигает 700 килограммов, а удара ноги свыше 1 тонны. Возможно, старые мастера, посвятившие тренировкам всю свою жизнь, добивались и большего результата.  Для увеличения пробивной способности удара использовали бочки с песком, мелкой галькой или фасолью, а для увеличения силы удара — применялась деревянная макивара. Окинавская макивара — это небольшой, плотно плетённый сноп соломы, прикрепленный к доске и вкопанной в землю. Она служила для отработки точности и силы удара, а также для набивки рук и ног.  Для укрепления запястий и всей мускулатуры плечевого пояса служили своеобразные каменные гантели и каменные сандалии, с той же целью использовались Чиси, представляющие собой булаву на длинной ручке весом от 5 до 25 килограмм. Сила хвата вырабатывалась при помощи глиняных кувшинов, наполняя их водой или песком необходимо было выполнять всевозможные движения, держа их за горлышко.  «Время не трать даром — молод ты или стар,  Учись ударом — отвечать на удар.  Пусть крепче булатной стали — будет твоя рука,  Чтобы зря враги уповали — на мощь стального клинка!»  Из трактата по Окинава-тэ, 18 век.  Магистральные направления окинавского каратэ  К концу 19-го века окончательно сформировались два магистральных направления каратэ на Окинаве.  Одно направление культивировало физическую мощь, резкость, четкость, закалку рук и ног, устойчивость и пробивную силу. Школа называлась Сёрэй-рю («Просветленная душа»). Несколько ката, вошедших в арсенал современного каратэ, относятся непосредственно к этой школе. Это прежде всего:  * Текки [Тэкки] («Железный рыцарь»);  * Джиттэ [Дзиттэ] («Десять рук»);  * Хангэцу («Полумесяц»);  * Джион [Дзён] («»).  Во втором направлении, школа Сёрин-рю («Шаолинь»), преобладал тонкий маневр, обманные движения с попеременным использованием рук и ног по принципу: «Хочешь ударить рукой — сначала взмахни ногой, хочешь ударить ногой — сначала взмахни рукой». Этот легкий и подвижный стиль был доступен любому — даже, очень низкорослому и слабосильному человеку. Им овладевали без особого напряжения даже женщины и дети. К школе Сёрин относятся многие ката:  * Хейан [Хэйан] («Покой и спокойствие» в пяти вариантах);  * Бассай [Пассай?] («Проникновение в крепость»);  * Канку («Созерцание небес»);  * Эмпи («Полет ласточки»);  * Ганкаку («Журавль на утесе»).  В народе любили и практиковали обе школы каратэ со всеми их ответвлениями, но в 19-ом веке, когда исчезла необходимость при столкновении убивать противника и тренировать руки и ноги для пробивания стальных доспехов, большинство стали отдавать предпочтение облегченному стилю школы Сёрин-рю, где, кстати, повышенное внимание уделялось нравственному воспитанию человека.  Окинавские первичные стили  Наха-тэ (Хигаонна) < Чан цюань (Длинный кулак)  Происходит от китайского Длинного кулака, т.е. заточено для дальней дистанции. Соответственно, низкие стойки, большие амплитуды, пробивная техника (прямые удары), жесткие блоки.  Сюри-тэ (Итосу) < Дуань цюань (Короткий кулак)  Происходит от китайского Короткого кулака [дуаньда, по технике — бокс], т.е. заточено для короткой дистанции. Соответственно, более высокие стойки, подвижность, финты, уклоны, захваты и броски, удары по круговой траектории.  Томари-тэ  Совмещает оба стиля.  Окинавские вторичные стили  *Сёрэй-Рю < Наха-тэ + Томари-тэ  В английской транскрипции — Shorei (Шорэй).  Сёрэй-Рю — «Школа прсветленного духа». Крупнейший стиль окинавского каратэ, происходящий от Наха-тэ, с включением многих аспектов техники Томари-тэ. В значительной степени стиль Сёрэй сохранил систематизацию техники свойственную Шаолинь цюань. Весь арсенал приемов изучается в виде одиночных форм, предназначенных для развития специфических качеств:  * тигр — укрепление костей, мощь, резкость;  * леопард- скорость, гибкость, прыгучесть;  * журавль- духовная концентрация, менталитет;  * дракон — устремленность, фокусировка силы, кимэ;  * змея — дыхание, внутренняя энергия.  Очевидна связь между психофизическими качествами и животным — покровителем существующая с древних времен в Шаолинь цюань. В целом вся техника Серэй-Рю подразделяется на несколько разделов:  * Иппон Кумитэ Ката — формальные парные упражнения, состоящие из двух десятков упражнений против партнера. Предназначены для развития силы.  * Таэдзу Нару-Вадза — связки технических приемов. Это комплекс из 10 комбинаций действий против партнера, для развития скорости и координации.  * Кихон-Кумитэ Ката — базовая парная форма.  * Дзию Ундо — свободные формы выполнения индивидуальных упражнений.  * Кимэ-Дати Кумитэ — парная работа в напряженной стойке, Предназначается для развития контроля технических действий и рефлекторных ответных действий. [Наши контратаки]  * Ката-Кумитэ. Формальный поединок. Предназначается для развития способности вести бой, точно соблюдая форму и технику приемов. [Наши ката]  Ката — ведущий аспект в системе тренинга Серэй-Рю (20):  * Подготовительные формы: Тайкеку 1-3 (3).  * Ката для развития скорости, мощи, формы, баланса: Вансу, Ананку Найханти 1-2, Цюэ-Се (5).  * Ката для развития менталитета, физической координации: Эмпи-Се, Пассай-Дай, Горэй-Се, Дан Эн-Се, Сантин (5).  * Ката для развития духовных качеств: Нан Дан-Се, Найханти 1-3, Тэгатана, Канку-Се и Тэнсе (7).  Дзюдзи-Кумитэ — свободный спарринг — завершающий этап обучения. При изучении базовых принципов боя сначала осваиваются 8 типов атак, 7 атакующих методов (когэки-хохо), а также 47 основных правил боя.  Большое значение в стиле Серэй-Рю придается развитию и мобилизации внутренней энергии ки через постановку особых форм дыхания.  Обязательным является освоение 6 видов холодного оружия: Бо — шест, Сай — трезубец, Тонфа — рычаг, Нунтяку, Кама — серп, Тэко — когти.  [Довольно основательный подход, полный Шаолинь, но пожалуй, относится к «внутреннему» направлению, в отличие от Сёриндзи — более жесткого]  Сёрин-рю (Мацумура Сокон) < Сюри-тэ + Томари-тэ  В английской транскрипции — Shorin (Шорин).  Сёрин-Рю — «Школа Шаолиня» — группа стилей традиционного окинавского каратэ, оказавшая огромное влияние на развитие многих стилей современного каратэ-до. Направление сформировалось в результате обобщения техники Сюри-тэ и Томари-тэ к исходу XIX в. У истоков ортодоксального стиля Сёрин-Рю стоял известнейший мастер того времени Мацумура Сокон, оказавший огромное влияние на все стили направления Серин-Рю.  Серин-Рю дал начало четырем родственным окинавским школам:  * Собаяси Серин-Рю — школа «малого леса»;  * Кобаяси Серин-Рю — школа «молодого леса» (идентична Собаяси ?);  * Мацубаяси Серин-Рю — школа «соснового леса»;  * Мацумура каратэ, основанная Сокэном Хоханом.  Первые три в своем названии упоминают лес на склоне горы Суншань провинции Хэнань в Китае, где находится храм Шаолинь-сы, подчеркивая свою родословную, имеющую корни в китайском цюань-шу, и являющуюся генетически связанной с монастырским боевым искусством. При этом все три школы считают себя преемниками шаолиньской традиции. У истоков Собаяси-Рю стоял Тетоку Киян, ученик мастера Итосу. Среди учеников Т.Кияна был Сосин Нагаминэ, основавший в 1947 г. школу Мацубаяси-Рю. Другой ученик Т.Кияна — Эйдзо Симабуку (ро) стал его преемником, а Кори Хисатака создал стиль Сёриндзи-Рю Кэнкокан, опираясь на древнюю школу С.Мацумуры. Родственная система — Кобаяси-Рю, преподавалась Тосином Тибана. Среди специалистов-историков бытует мнение, что система Кобаяси-Рю идентична системе Собаяси-Рю, а Тибана просто допустил орфографическую ошибку в написании названия своей школы, в результате Собаяси превратилась в Кобаяси. Обе школы имеют в арсенале одни те же ката: Сэйсан, Найханти 1-3, Ананку, Вансу, Пассай, Кусянку, Годзюсихо и др.  Сёрин-рю — окинавский стиль, стойки более высокие, чем это свойственно японскому каратэ. Удары ногами наносятся не выше пояса, т.к. инструктора этой школы считают высокие удары опасными для атакующего из за потери устойчивости и риска получить удар в пах [согласен]. Обязательное изучение боя с применением холодного оружия: сай, тонфа, нунчаки и т.д.  Стиль Серин-Рю базируется на несколько более высоких стойках, нежели в позднейших японских стилях, обеспечивая большую подвижность в бою. Приверженцы стиля в равной степени используют как линейные перемещения и фронтальное давление на противника, так и круговые перемещения. Удары ногами применяются на нижнем и среднем уровнях и имеют линейный характер приложения силы.  Сёриндзи-кэнпо (Кулачный бой монастыря Молодого Леса)  Общая численность лиц, практикующих Сёриндзи-кэнпо в Японии составляет сейчас 1 миллион 200 тысяч человек, объединенных в полторы тысячи клубов. В 1984 году была создана Всемирная федерация Сёриндзи-кэнпо (Сэкай сёриндзи-кэнпо рэнго), в которую ныне входят более 20 национальных федераций, в том числе из Австралии, Германии, Индонезии, Испании, Италии, Канады, Сингапура, США, Франции, Чили и других стран.  Эту систему можно сравнить со светильником, стоящем на трех ногах, символизирующих разум, тело и энергию. Разум — это изучение законов природы и общества, физиологии и психологии, восточной философии и медицины, стратегии и тактики поединка… Энергия — это развитие биоэнергетических возможностей организма, выработка умения сознательно управлять циркуляцией «ки», направлять ее в любую точку тела и в окружающее пространство. Совершенствование тела осуществляется тремя способами: твердым (гохо), мягким (дзюхо) и методом саморегуляции (сэйхо):  * Раздел «гохо» включает в себя различные защитные действия, такие, как уходы, уклоны, нырки, кувырки, прыжки, блоки и контрудары, выполняемые в ответ на атаки противника. Этот раздел во многом похож на бокс и на каратэ, однако отличий еще больше. Главное из них — гораздо более естественное поведение бойца. Техника «тамэсивари» (разламывания твердых предметов) сюда не входит. С точки зрения Со Досина, эта техника не соответствует реальности боя, где противник не так тверд, как кирпич или доска, и в то же время движется и старается уклоняться от ударов. Тем не менее, результаты применения приемов «гохо» могут быть весьма разрушительными.  * «Дзюхо» — метод мягкости, под которым имеется в виду проведение различных бросков и болевых удержаний, освобождение от захватов и контрзахваты, удушения и т.д. Эти приемы могут выполняться почти безболезненно для противника, а могут сопровождаться повреждением суставов и связок, болевым шоком. Степень болевого и травмирующего воздействия на противника определяется степенью его собственной агрессивности.  * Метод саморегуляции «сэйхо» объединяет практику сидячей и динамической медитации, практику релаксации, точечный массаж и самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой готовности. Сюда же входят приемы реанимации и восстановления путем воздействия на энергетические каналы и центры человеческого организма.  Японские [«постокинавские»] стили  Вслед за Фунакоши, в 1926 году, мастер Мабуни Кенва открывает в Осаке школу под названием Сито-рю. Еще одна популярная школа современного каратэ Вадо-рю (путь мира) была основана в 1939 году мастером Хиронори Отсука. В 1910 году мастер Уэчи открыл свою школу каратэ Уэчи-рю. Чуть позже, в 1930 году была открыта школа Годзю-рю выдающимся мастером каратэ Мияги Тедзюном. Вслед за вышеуказанными школами вырастали, подобно ветвям могучего дуба, новые школы каратэ. На данный момент насчитывается уже более сотни школ каратэ, каждая из которых основана на личном опыте и мастерстве самого Основателя школы, а также его мировоззрении, темпераменте и духовных качествах. Хотя все эти школы имеют некоторые отличия в технике и в тактике — их все же объединяет одна цель — физическое и духовное самосовершенствование  Годзю-рю (Хигаонна>Мияги) — 1917-1929 < Наха-тэ + Цзи-цзи  В английской транскрипции — Goju (Годжу).  Канре Хигаонна, умерший в 1915 году, вероятно, самый первый создатель основ системы, впоследствии получившей название Годзю-Рю. В совершенстве владея Наха-тэ, Хигаонна соединил боевое искусство Окинавы с одной из форм китайского цюань-шу под названием «цзи-цзи». Тедзюн Мияги, ученик и последователь Хигаонна, реформировал доставшееся ему наследие и в 20-х годах назвал его «каратэ Годзю-Рю».  Основатель стиля Гичин Мияги (188?-1963) изучал каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917 г.г. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годзю-рю, что означает «твердый-мягкий».  До появления школы Годзю-Рю на Окинаве каратэ рассматривалось, как единая система Тэ или Тодэ («континентальная» — читай «китайская» рука), а школы назывались по месту их нахождения: Сюри-Тэ, Наха-Тэ и т.д.  Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения дзю (мягкие) совершаются по окружности. Основные стойки: «Санчин» и «Неко аши». Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т.к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа.  Стиль основан на сочетании резких и плавных действий. Как правило в Годзю-Рю, атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком. Удар отводится мягким блоком в последний момент, сохранив тем самым силу каратэка с максимальной скоростью и концентрацией, направляет ее во встречном движении на противника. В Годзю-Рю уделяется особое внимание своевременным атакующим действиям и скорости реакции. Имеет место большое количество уходов в сторону, в отличие от многих других стилей каратэ, где доминирует линейное приложение сил.  Годзю-Рю характеризуется наличием двух основных методик дыхательных упражнений: ин ибуки — спокойное, «твердое» дыхание нижней частью живота, и е ибуки — силовая форма дыхания. Слово «годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «го» (твердое) и «дзю» (мягкое), что сродни понятию ИНЬ-ЯН.  Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее японская разновидность Годзю-кай, которая восприняла многое от японских стилей, нацелена на спарринг. Из всех стилей Годзю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годзю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.  Годзю-Рю на Окинаве — один из крупнейших стилей и входит во Всеокинавскую Ассоциацию каратэ-до (АОКА). Глава стиля сейчас — Мэйтоку Яги, ученик Мияги, проживающий в г.Наха. Существует также Международная федерация окинавского Годзю-Рю (IOGKF) созданная мастером Хигаонна Морио.  В 1929 году Тедзюн Мияги, основатель Годзю-Рю, был приглашен в Японию Гогэном Ямагути, создателем и наставником клуба каратэ при университете Рицумэйкан, в Киото. В результате этого визита Ямагути стал приемником школы Годзю-Рю в метрополии. Ямагути развил бурную деятельность. Он учредил институт в Киото, намереваясь ввести каратэ как секцию в Бутокукай, чего и достиг в 1930 году. К 1935 году он создал общенациональную организацию Годзю-Рю, объединяющую множество школ по всей Японии.  Ямагути, ученик и соратник Т.Мияги, творчески развил наставления и методики своего учителя. В 1935 г. Ямагути ввел в практику обучения новую форму парной работы — дзию-кумитэ — свободный поединок, в котором ученики могли продолжать отработку техники. Вероятно, именно эта форма спарринга и послужила основой для формирования «спортивного» каратэ-до, каковым оно и является в настоящее время и практикуется в большинстве стилей.  В мае 1950 года Ямагути реформировал свою организацию, назвав ее «Каратэ-до Годзю-Кай», и разместив штаб-квартиру в Токио. Сейчас дело Ямагути подолжает его сын — Ямагути Госэй.  [Типа Сёрин-рю. А в чем отличия, преимущества, недостатки ?]  Сётокан (Фунакоши) — 1922 < Хигаона (Наха-тэ+Цзи-цзи) + Итосу (Сюри-тэ)  В английской транскрипции — Shotokan (Шотокан).  Один из самых популярных стилей каратэ. Основатель сетокана — Гичин Фунакоши изучал каратэ на Окинаве у Итоси и Хигаона. В 1922 году был приглашен из Окинавы в Японию для демонстрации техники каратэ. Первоначальный стиль был сильно похож на окинавский. Наибольший вклад в самостоятельность стиля был сделан сыном Фунакоши — Гико Фунакоши, который привнес новые идеи и довольно сильно видоизменил технику.  Стиль характерен своими устойчивыми стойками и мощными, энергичными движениями, очень динамичен. Хотя в Сётокан большое внимание уделяется ката, необходимо отметить, что в этих ката многие движения (действия) имеют эстетическую цель, потеряв свое функциональное действие. Вообще, что касается современных ката (после 1927 г.), то с целью придания им эстетически красивых перемещений они утратили свое первоначальное значение. Те, кто хочет учить ката с целью самообороны, должны обратиться к старым ката [каким ?].  Сетокан в Японии получил распространение после войны. Наибольший вклад в распостранение стиля внесли старшие ученики Фунакоши — Накаяма, Обата и Егами. Они организовали японскую ассоциацию каратэ. После смерти Фунакоши (1957г.) многие инструктора вышли из ассоциации, образовав организацию Сётокан. Они заявили, что спарринг и жесткие методы обучения противоречат моральным принципам Г. Фунакоши [бараны]. Японская ассоциация каратэ под руководством Накаямы подготовила группу профессиональных инструкторов, которые, начав обучение этого стиля в разных странах, способствовали его популярности. Деятельность ассоциации резко подняла технический уровень каратэ.  Достаточно сказать, что когда Фунакоши прибыл в Японию, он мог демонстрировать из ката только «кушанку» (канку-дай). Он не знал пять Пипан (Хейан) ката, т. к. его учитель Итоси создал их уже после его отъезда. Посетив Кодокан, Фукоши был изумлен интенсивностью тренировок дзюдоистов. Ничего подобного он на Окинаве не видел!  Тренировки по Сётокану имеют четко продуманную структуру: первый период — это изучение базовой техники, где большое внимание уделяется развитию устойчивости тела в стойках и передвижениях. Изучаются досконально 5 ката Хейан, а так же Текки Шодан. После третьего киу (коричневый пояс) тренировка сконцентрирована на развитии умения выполнения технических действий в комбинациях, а так же тренируется полувольный спарринг, продолжается изучение ката Бассай-дай, Емпи, Канку-дай и др. После получения первого дана продолжается совершенствование в вольном спарринге и изучаются ката. В Сётокане огромное значение уделяется изучению базовой техники.  [Классика, короче]  Сётокай (ученики Фунакоси)  В английской транскрипции — Shotokai (Шотокай).  Сётокай — «Каратэ-до общества Сёто» — детище двух известных учеников Фунакоси, Эгами Сигеру и Хирониси Гэнсина.  После смерти Учителя в рядах его последователей произошел раскол. Часть учеников во главе с Фунакоси Йоситакой и Накаямой развивали и модернизировали техники Адзато, приближая их к современным реалиям, результатом чего явилось создание Японской Ассоциации Каратэ-до (JKA) и начало активной соревновательной практики.  Другая группа, под руководством Эгами Сигеру и Хирониси Гэнсина сделала акцент на духовной стороне Сётокан каратэ-до. Так появился «внутрений» энергетический стиль каратэ-до. Учителя стиля Сётокай считают каратэ искусством, а не наукой.  Техника Сётокай сходна с техникой Сётокан, но в большей степени сохранила в себе характерные черты исходных техник Фунакоси. Большое внимание уделяется отработке Тайкеку и Тенно-ката, хотя мастера Японской Ассоциации каратэ и считают, что необязательно делать их так часто.  Крупнейшие мастера Сётокай: Сигеру Эгами, Хирониси Гэнсин, Цутому Осима, Мицусукэ Харада.  Вэси-рю (Кабун Уэши) — 1924 < Хунгар?  В английской транскрипции — Weshi (Уэши).  Основатель Кабун Уэши (1877 — 1945) изучал боевые стили в Китае в 1897 — 1910 годах у известного мастера Чоу Дзе-хо (1874 — 1926), который был знаменит как своей «железной ладонью», так и как мастер «тигриного стиля» [Хунгар ?], а также как каллиграф, к которому обращались в важных случаях. После 13 лет обучения вернулся на Окинаву, женился и жил как фермер. Он не обучал никого каратэ. Только в 1924 году, переехав в Вакаяму, он начал обучать молодого окинавца. Позже количество учеников возросло. Его сын, Канн Уэши, стал главой школы.  Характерны сильные удары ногами; последователи этой школы например, наносят удары пальцами ног [ну, это слишком]. В последнее время наблюдается уклон в сторону спарринговой техники. Традиционалисты считают участие в соревнованиях шагом назад, по их представлениям основа Уэши-рю — это совершенствование техники выполнения ката, т. к. Кабун Уэши неоднократно говорил: «Сэнчин — это все».  [Значит, прямое влияние кунг-фу]  *Вадо-рю (Оцука — ученик Фунакоси) — 1934  В английской транскрипции — Wado (Уадо).  Вадо — «Путь гармонии».  Был основан Хиронори Отзукой, одним из старших учеников Фунакоши. Отзука (родился в 1892г.) изучать боевые единоборства начал с детства. Он тренировался и Шинто-Йошин-рю джиу-джитсу с 13 лет. Наряду с техникой броской и захватов, он изучал специальную систему атэми (удары руками и ногами по жизненно важным точкам тела). В 1921 году в возрасте 29 лет он стал главой этой школы. Когда Фунакошн в 1929 году начал обучение, Отзука стал одним из первых его учеников. Так как он был мастером уже в своем стиле, у него не заняло много времени изучить каратэ. Отзука всегда проявлял интерес к кумитэ (спарринг), но не любил ката. Он был одним из тех мастеров боевого единоборства, которые и стоят у истоков современного спарринга.  В 1934г. он основал свой собственный стиль, где наряду с окинавским каратэ он использовал и свои познания в джиу-джитсу. В его стиле используются болевые захваты за кисть руки, броски, техника ухода от ударов. Это был первый современный стиль каратэ. Стиль включает также девять боевых ката, но сердцем стиля является восемь предварительных методов спарринга. Стойки в Вадо-рю выше, чем в сётокане. Упор сделан не на устойчивость в стойке, а на мобильность в передвижениях [и правильно — не доспехи же проламывать, а с обычным человеком биться]. Вадо рю оказал большое влияние на технику ведения спарринга, особенно это касается употребления маваши-гери [каким образом ?].  В 1982 году Отзука умер. Вадо-рю сейчас организовано как сеть ассоциаций. Ката видоизменились в сторону сётокановской традиции [что это значит, почему, хорошо это или плохо ?].  Вадо-Рю — «Путь мира». Один из четырех крупнейших стилей японского каратэ-до. Создан в 1939 году учеником Г.Фунакоси, Хиронори Оцукой, врачом по профессии. На эмблеме стиля изображен белый голубь. Над ним — фронтальное изображение сжатого кулака. Воспитанный в классических традициях бу-дзюцу, школы дзю-дзюцу Ёсин-Рю, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и каратэ-до — в частности. Очень четко прослеживается влияние дзю-дзюцу на технику и тактику. Это, пожалуй, самый «японский» стиль каратэ-до из всех. Недаром Оцука первым был удостоен звания «ханси» на высшем государственном уровне.  Оцука отказался от бескомпромиссной жесткости и лаконичности стиля Фунакоси [сётокан], свойственной, кстати, окинавскому каратэ. Он также отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил [ну и правильно — зачем проламывать череп и рёбра] [Сейчас я думаю по-другому].  Главный смысл тренинга в Вадо-Рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, но в развитии определенного состояния разума (мидзу-но-кокоро, му-син). Чрезвычайно важен разум живой, реагирующий на окружающий мир интуитивно, без колебаний, в любой экстремальной ситуации, адепт обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Х.Оцука сделал акцент прежде всего на духовности. Вадо-Рю, в первую очередь — духовная дисциплина: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».  Изучение формальных упражнений [ката], базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой — составляют основу тренинга системы Вадо-Рю [так это, практически, везде].  Стойки более высокие и подвижные, много уклонов и уходов [да, не от каждого удара блок поможет]. Нет бокового удара ребром стопы [почему? очень удобно по голени], но есть видоизмененный удар сокуто с положением таза в 3/4 по направлению атаки. Нет жестких блоков [почему ? иногда и блоки нужны]. Все удары и блоки выполняются с мощной скруткой корпуса и бедер (таи-сабаки), что служит не только усилению атаки, но позволяет избежать возможной синхронной контратаки [это интересно, а почему не додумались в других стилях ?]. Известно, что при попадании во вращающуюся цель сила удара как бы «размазывается» по большой поверхности, что резко снижает его эффективность. Вращательные движения корпусом — характерная черта стиля Вадо-Рю. Оцука заимствовал технику уходов корпусом из дзю-дзюцу. Спарринг изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений [в бою разве есть место для отвлеканий ?].  Х.Оцука вернул прежнее название ряду базовых ката, и они вновь стали называться Пинан 1-5, Пассай. Другие ката, изучаемые в Вадо-Рю: Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсан, Чинто, Дзюттэ, Нисэйси, Рохай [почему нет такой классической и важной как Сантин ?].  Виднейшие мастера: Оцука Дзиро, Сигиура, Дайтиро Аидзава, Накоити, Сасаки, Татсуо Судзуки, Есиаки Адзари.

Пролистать наверх