Кожeмов а а мeтодика прeподавания физичeской культуры нальчик 2005 108 с 2

Примерные чувствительные периоды развития   физических качеств школьников  Возраст Абс.  сила Быстрота движений Скоростно силов. кач.   Выносливость   Гибкость Равновесие Стат. Динам. Общ. МАЛЬЧИКИ (юноши) 7-8 ККК 8-9 К ККК ККК 9-10 К ККК ККК 10-11 К К ККК 11-12 ККК 12-13 КК ККК 13-14 КК К КК ККК 14-15 К КК ККК КК ККК 15-16 К К КК ККК 16-17 ККК ККК ККК  ДЕВОЧКИ (девушки) 7-8 К ККК К КК К КК 8-9 К ККК КК К ККК 9-10 КК ККК ККК ККК КК К КК 10-11 ККК ККК ККК КК ККК КК 11-12 КК ККК ККК ККК ККК КК ККК 12-13 КК К 13-14 ККК КК 14-15 К КК ККК 15-16 К 16-17 ККК К ККК   К — умеренно-высокие темпы прогрессии   КК — субмаксимальные темпы прогрессии   ККК — максимальные темпы прогрессии   Литература:  1. Матвеев Л.П. Методика ФВ с основами теории, учебное пособие — М., 1991.

 

2.

 

Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности, уч. пособие, М. ФиС, 1991 г.

 

с.214-224.  3. К физкультурному образованию школьников через «Образовательную программу по ФК » // «ФК в школе». — 1996, № 1.  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ. — М.: Академия, 2000. — с. 160-164.     Лекция 4.Техника физических упражнений, как объект изучения и предмет обучения   Цель: сформировать у студентов представление о том, что основной причиной формирования правильного двигательного действия, является осознанная установка на понимание задачи, цели и условий его выполнения.  План:  1. Изучение двигательного действия как предмета исследования его механизма и предмета обучения.  2. Общее понятие о технике физического упражнения:  а) основа техники;  б) определяющее звено техники;  в) детали техники.  3. Основные характеристики параметров техники физических упражнений.   4.

 

Педагогические критерии техники физических упражнений.   Двигательное действие (ДД) существует как способ решения двигательной задачи, формирует мотивированность и целенаправленность двигательного акта.

 

Оно всегда имеет ввиду удовлетворение некоей потребности.

 

Это значит, что основной причиной двигательного действия является осознанная потребность, мотив, внутреннее побуждение.

 

Эффективность освоения двигательных действий зависит в первую очередь от понимания задачи, осознания ее цели и условий выполнения. В процессе обучения ученик, в первую очередь, усваивает знания о двигательных действиях, взаимосвязи элементов составляющих его, т.е. объект изучения переходит из сферы объективного, предметного существования в сферу субъективного внутреннего осознания.   Выполнение двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается наиболее эффективно и называется техникой упражнения.   Это понятие находится в одном ряду с понятием «форма физических упражнений», если подразумевать под ней не только «внешнюю», но и «внутреннюю» структуру движений. Отличие только в том, что термин «техника» относится не ко всем упражнениям, а лишь к эффективным (сложно-координационным) формам двигательных действий, строившимся с учетом закономерностей движений. Сама техника не является постоянной, она беспрерывно совершенствуется.   В теории физического воспитания до настоящего времени двигательные действия рассматривали, как условный двигательный рефлекс, в основе которого лежит динамический стереотип, сформировавшийся в коре головных полушарий. Именно в этом плане формировались взгляды на технику, как на образец, который должен быть воспроизведен в результате обучения.

 

Система обучения, строящаяся на таком принципе, позволяла эффективно формировать условные двигательные рефлексы, однако двигательные действия, выученные таким образом, на практике зачастую оказывались неэффективными.

 

Двигательное действие, сформированное по типу условного рефлекса, всегда стандартно, стереотипно, так что даже при небольших изменениях условий выполнения оно резко теряло эффективность.   Сегодня необходим иной подход к пониманию «техники». Основываясь на теории построения движений Н.А. Бернштейна: «…движения живого биологического объекта всегда связаны с решением задачи активного подчинения пространства и времени», — этим «движение живого биологического объекта» отличается от механического. Н.А. Бернштейн указывает, что характерным свойством движения является его способность реагировать как на изменения внешних условий, так и на внутренние колебания его собственной структуры.   Таким образом, предметом усвоения при обучении двигательным действиям должно являться не само действие, а знание о нем: на основе усвоенных знаний о двигательном действии, ученик строит само действие (живое движение), варьируя его элементы в соответствии с конкретными условиями исполнения.   Структура обучения технике двигательных действий характеризуется следующим: в начале формируются знания о двигательных действиях -в результате чего происходит осознание способов варьированная модели двигательного действия затем — оптимизирование двигательного действия и, наконец, интерпретация техники (индивидуализация). В практике физического воспитания и спортивной подготовки различают:   Основу техники — это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, которые, безусловно, необходимы для решения двигательной задачи определенным способом (порядок появления мышечных сил, основные моменты межмышечных сокращений в пространстве и времени).   Главное звено техники — это наиболее важная часть способа выполнения двигательной задачи (прыжок в высоту — толчок ноги и взмах рук).   Детали техники — отдельные составляющие двигательного действия, в которых проявляются индивидуальные вариации техники непринципиального характера.   Формировать технику, разучивая отдельные элементы, составляющие двигательное действие, как показывает практика нельзя, надо формировать взаимосвязи, элементов двигательного действия в пространстве и времени, обеспечивающие конечный результат, т.е.

 

взаимосвязи элементов, от которых зависит оптимизация движения в том числе межмышечные дифференцировки.

 

Пространственные параметры техники физических упражнений, характеризуются, во-первых, рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата, во-вторых, соблюдением оптимальной траектории движений.   Рациональная оперативная поза в процессе выполнения упражнения помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие двигательные качества.   Траектория движений.

 

Различают направление, форму и амплитуду движения.

 

Технику движения характеризует не сама по себе траектория перемещения, а сочетание траекторий различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме движения.   Пространственные характеристики. Решая задачи по обучению технике упражнений, необходимо формировать умения точно регулировать движения в рамках определенных пространственных параметров, формируя «чувство пространства».

 

Временные параметры техники.

 

С позиции биомеханики движения характеризуются во времени его моментами, длительностью и темпом. В процессе обучения необходимо акцентировать внимание на своевременности начала движения, согласованности его во времени.   Динамические характеристики. Взаимодействие внутренних (силы активного мышечного сокращения — тяга мышц, силы упругого, эластичного сопротивления, реактивные силы и т.д.) и внешних параметров (гравитационные силы, силы реакции опоры, трения, инерционные и др.) составляют силовую или динамическую структуру двигательных действий.

 

Другими словами, необходимо учить занимающихся оправданно передавать по ходу упражнения силовые напряжения с одного звена двигательного аппарата на другое, с одной мышечной группы на другую.   В зависимости от типа упражнения внимание занимающихся фиксируется либо на динамике, либо на пространственной структуре движения. Результатом такого обучения первоначально будет то, что иногда называют «грубым или элементарным» умением.   Литература:  1. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов, уч.

 

пособие — М., 1972.  2. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК.

 

— М., 1991, с.116-124  3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М.: ФиС,1983.  4. Филин В.П., фомин М.А. Методика юношеского спорта, уч.

 

пособие — М.: ФиС, 1987, с. 93-114    Лекция 5. Анализ процесса обучения на уроках физической культуры, его предпосылки и структура.  Цель: сформировать у студентов знания о способах определения готовности обучаемого к освоению двигательного действия, закономерностях формирования навыка (этапность формирования навыка).  План:  1. Состояние научно — теоретической разработанности проблемы.  2. Специфика процесса обучения по предмету «физическая культура».  3. Этапная структура процесса обучения и формирования двигательного навыка.   Познание сущности процесса обучения, определение его структуры и движущих сил составляет одну из важных задач дидактики. Тем не менее среди ученых, даже в наши дни, существует неоднозначное понимание понятия «обучение» или «процесс обучения».   В «узком» смысле под обучением понимается преподавание и руководство учением; в «широком» — обучение — процесс двусторонний, включающий в себя усвоение учебного материала, т.е.

 

деятельность учащихся и руководство этим процессом преподавателя.

 

Некоторые ученые рассматривают процесс обучения как органическую часть более широкого понятия — учебно-воспитательного или педагогического процесса. Тем не менее, учитывая, что в реальном процессе обучения по предмету «физическая культура» участвуют педагог и коллектив класса, их деятельность в конечном итоге нацелена на реализацию программы социального заказа или какой-то его части.

 

Учитель воздействует на учащихся педагогически обработанным учебным материалом (содержанием образования) другими средствами и способами. Именно это обуславливает функционирование самого процесса обучения.   Процесс обучения на уроках физической культуры приобретает несколько иное, отличное от других, специфическое содержание.

 

Это обуславливается рядом специфических его особенностей (целью, задачами, контингентом занимающихся, условиями общеобразовательных школ). Что касается контингента учащихся, то специфической особенностью является большая дифференциация их по уровню физической подготовленности, состоянию здоровья, физического развития, разнонаправленности физкультурных и спортивных интересов, неоднозначностью их отношения к предмету «физическая культура» и учителю, различия в уровне приобретенного двигательного опыта, навыков учебного труда (способность организоваться к занятию, воспринимать и осознавать учебную информацию, выполнять физические упражнения в требуемом темпе и нужной продолжительности, выполнять главное в решении двигательной задачи и др.)   Учитывая НОВОЕ акцентное содержание и направленность предмета «физическая культура» (новая концепция физкультурного образования), процесс обучения должен пониматься как непрерывно развивающееся взаимодействие преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность коллектива класса), нацеленное на обеспечение общего физкультурного образования школьника.   В процессе обучения на уроке физической культуры формируются системы знаний, двигательных и методических навыков, развиваются двигательные и моральные качества, как стороны единого процесса.

 

Формирование двигательных навыков является одним из приоритетных направлений обучения по предмету «физическая культура».   В процессе дидактического взаимодействия двигательные умения и навыки должны формироваться с четко определенной закономерностью.   В процессе обучения преподаватель передает учебную информацию с целью создания представления о двигательном действии словесно, зрительно и как дополнение кинестезически, т.е. по каналам обратной связи (мышечные и тактильные ощущения). На базе созданного представления начинается формирование умения как способности выполнять двигательное действие при условии концентрированного внимания ученика на каждом его звене.

 

В дальнейшем умение трансформируется в навык, который должен соответствовать основе техники.

 

Двигательный навык в совокупности со знаниями составляет двигательное умение высшего порядка.

 

Применительно к предмету «физическая культура» оно выражается в умениях, например, играть (в спортиграх), бороться (в единоборствах), самостоятельно заниматься физической культурой и т.д. другими словами, умение можно рассматривать как образование — первичное по отношению к навыку.

 

Это значит, что двигательные действия, являющиеся предметом обучения, должны быть усвоены до уровня двигательного навыка, с последующим доведением их до умения использовать его самостоятельно в процессе занятий физической культурой.

 

Долгое время структура процесса обучения интерпретировалась как процесс формирования двигательного навыка, который проходил в начале 1964 года 5 стадий (5 этапов). Однако, уже в 1980 годы утвердилось мнение о том, что процесс формирования двигательного навыка проходит в три этапа, отражающие особенности стадий образования двигательных умений и навыков: первоначальное разучивание, углубленное разучивание и дальнейшее совершенствование. В действиях учителей — практиков структура процесса обучения двигательным действиям характеризуется как «часть», «сторона», «стадия», «звено», «фаза», «этап». Такое разночтение отражает факт неоднозначности подходов к раскрытию внутренней его природы. Это следствие того, что и сегодня отсутствует четкое определение понятия «структура процесса обучения двигательным действиям».   Можно утверждать, что структура процесса обучения по предмету «физическая культура» понимается как взаимосвязь и последовательность элементов деятельностей преподавания и учения во времени и пространстве, обеспечивающая общее среднее физкультурное образование школьников.   На современном этапе развития дидактических основ предмета «физическая культура», актуальным становится обоснование «звена» (клеточки) процесса обучения, своеобразного «шага».

 

«Шаг» процесса обучения представляется как наименьшая функциональная единица или микроцикл во взаимодействии учитель — ученик, ориентированная на передачу и усвоение определенной порции содержания общего образования.

 

П 1 П 2 П 1 -педагог; П 2 — результат воздействия   педагога на учащегося; У 1 — ученик;   У 1 — У 2 У 2 х П 1 — обратная связь     Под «шагом» понимается определенный этап обучения от начала до завершения одного цикла управляемого взаимодействия учитель — ученик. «Шаг» является составной частью любого этапа обучения.

 

Возникает необходимость уточнения компонентов содержания профессионально — направленной деятельности учителя физической культуры и сформулировать этапную структуру этой деятельности.

 

Первый этап — подготовительный (начальное разучивание).   Второй этап — формирование умения выполнить двигательное действие в общей схеме (углубленное разучивание).   Третий этап — формирование двигательного навыка (дальнейшее совершенствование и автоматизация навыка).   Литература:  1. Матвеев А.П. Теория и методика ФК, учебник — М., 1991.  2. Ашмарин А.В. Теория и методика ФВ, учебник — М., 1989.  3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям, уч. пособие — М.: ФиС, 1985.  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ. М.: Академия, 2000, с. 160-164.    Лекция 6. Инновационные технологии обучения двигательным действиям с акцентом на формирование знаний и поисковый характер  Цель: ознакомить студентов с инновационными технологиями обучения, научить разрабатывать алгоритмы обучения.  План:  1. Понятие «технология обучения».  2. Требования к современным методам обучения.

 

3.

 

Алгоритмы обучения с акцентом на формирование знаний и творческого поискового характера.   Во второй половине 20 века во всем мире возникла необходимость совершенствования систем обучения, образования и воспитания. Основной причиной этого явления стало возникновение противоречия между быстрыми темпами накопления новых знаний в современном мире во всех сферах науки, техники, культуры и ограниченными возможностями их усвоения людьми. Возникли трудности в решении основной цели образования и обучения — подготовки учеников к жизни в обществе, что предопределило необходимость разработки НОВЫХ инновационных технологий.

 

Инновация (от лат. In — в; novus — новый) — это нововведения, новшества, способствующие прогрессивному развитию процессов обучения, образования и воспитания.

 

Педагоги — новаторы создают авторские оригинальные системы обучения и воспитания. Их побуждает стремление к нестандартному построению учебно-воспитательного процесса, способствующего целенаправленно выявлять и развивать задатки и способности учеников, преодолевать противоречия между быстрым темпом накопления знаний в разных сферах науки и производства и ограниченными возможностями для их усвоения учениками. Путь педагогического поиска у всех индивидуален. Так, В.Ф. Шаталов сумел приобщить каждого своего ученика к напряженному умственному труду; развить их познавательную активность. Е.Н. Ильин успешно решал задачи духовного и нравственного развития учеников. И.П. Волков приобщал учеников к творческому общественно — полезному труду. Ш.А. Амонашвили обосновал и апробировал пути формирования социально-значимых мотивов учения у младших школьников. С.Н. Лысенкова разработала эффективную систему управления учебной работой младших школьников и т.д.   Педагоги-новаторы находили педагогические инструменты: средства, методы, приемы, организационные формы работы, способы контроля и оценки работы учеников, отражающие их индивидуальные, личностные возможности. Это позволило повысить эффективность преподавания и учения во взаимодействии.   В разработке новых технологий можно выделить две тенденции. Одна характеризуется тем, что в основе технологий лежат разные руководящие идеи. Объединяет их то, что при их использовании развитие познавательных способностей учеников является, в основном, следствием влияния методов, приемов, средств, организационных форм учебной работы, направленных на усовершенствование передачи ученикам учебной информации, ее усвоения, закрепления, применения полученных знаний в практической работе.   Другая тенденция характеризуется непосредственным влиянием технологий обучения на процесс познавательной деятельности, его эффективность, на развитие личностных качеств учеников. Поэтому их относят к технологиям развивающего обучения. Обучение и развитие рассматриваются как диалектически взаимосвязанные стороны одного процесса. Обучение становится движущей силой психического и личностного развития учеников.

 

Отдельные теории развивающего обучения разрабатывались И.Г.Песталоцци, А.Дистервергом, К.Д. Ушинским, Л.Н.

 

Толстым, П.Ф. Лесгафтом и др.   Научное обоснование новых технологий обучения дано в трудах Л.С.Выготского, он выдвинул и обосновал идею обучения, идущего впереди естественного биологического развития и ориентированного на развитие личности учеников, их познавательных способностей.   Развивая идеи Л.С. Выготского, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др. выдвинули положение о развивающем влиянии активно-деятельного способа обучения. Под его воздействием происходят внутренние изменения личности. Сущность внутренних изменений заключается в «присвоении», приобретении учениками исторически-оправданного опыта познания и деятельности, который оказывает непосредственное влияние на развитие познавательных способностей и личностных качеств.

 

Особенностью разрабатываемых технологий обучения является также позиция ученика в учебно-воспитательном процессе как субъекта своего развития.   Важна роль формирования мотивов деятельности ученика как субъекта. Мотив — это важнейшая побудительная сила учебной деятельности.

 

Мотивы носят динамический характер и изменяются в зависимости от социальных установок личности ученика, условий их формирования и развития в процессе общения. В специально организованном обучении велика роль объяснения ученикам не только действия, которое им предстоит выполнить, но и его значения для всего процесса усвоения учебного материала, для учеников лично. Это побуждает их к самостоятельной постановке дополнительных, конкретизирующих работу каждого ученика задач, к использованию прошлого опыта учебной работы в их решении.   Рассматривается новая трактовка индивидуального подхода к ученикам.

 

Суть ее в том, что в системе образования предлагается ориентироваться не на обобщенные возрастные особенности, а, изучив каждого ученика, идти от него к предмету с учетом его явных и скрытых потенциальных возможностей, которые надо развивать.

 

В процессе общения педагог помогает ученикам познать себя, обучая самоанализу, самооценке, сравнению своих достижений в разные отрезки времени, мобилизовать свои силы на преодоление трудностей, пережить радость успеха, почувствовать атмосферу романтики от познания нового.   Особую роль играет оценивание деятельности учеников не количественной оценкой, а качественной, выраженной в характеристиках учеников.   Одним из представителей этого направления в разработке технологий обучения является известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.

 

В процессе обучения учеников в начальной школе он использовал личностный подход, стремился способствовать развитию их познавательных способностей, благородству в общении со сверстниками и окружающими людьми, самокритичности.

 

В сфере физической культуры и спорта широко используются элементы этой технологии. Нередко учителя и тренеры стремятся сформировать у учеников умение целенаправленно составлять комплексы упражнений утренней зарядки, комплексы упражнений для развития тех или иных качеств, для самостоятельного проведения разминки, микрочастей уроков или учебно-тренировочных занятий, создают ситуацию самостоятельного принятия учениками решения о тактике выступления на спортивных соревнованиях и др.   Подготовка учеников к самостоятельным действиям для решения учебных задач начинается с первых занятий в любом возрасте, но средства, методы и организационные формы решения этой задачи определяются возрастом, индивидуальностью учеников, субъективным уровнем сформированного самосознания.   Совершенствование методов обучения предполагает широкое использование коллективных форм учебной работы в сочетании с групповой и индивидуальной формами, использование элементов проблемного обучения, использование методов и приемов, стимулирующих творческий поиск учениками ответов на неясные вопросы; выявление и развитие индивидуальных способностей, применение аудио-видео средств, технических средств обучения.   С целью активизации и интенсификации деятельности учеников широко используется игра. Игрой называется вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии учеников любого возраста как средство психологической подготовки будущей жизненной ситуации. В игровых ситуациях воссоздается и усваивается общественный опыт сотрудничества и самоуправления поведением. В структуру игровой деятельности входит целенаправленное планирование, реализация целей, анализ достигнутых результатов, которые характеризуют реализацию своих возможностей каждым учеником.   Активизации и интенсификация деятельности учеников способствует технология проблемного обучения. Она направлена на поиск способов решения учебных задач нестандартными методами.

 

Нестандартным является такой способ получения учениками новых знаний, необходимых для решений поставленной учебной задачи, как самостоятельный их поиск, отбор, систематизация, обоснование своего выбора. Поиск учениками дополнительной или новой информации требует преодоления как субъективных, так и объективных (внешних) противоречий, например:  * между имеющимися знаниями и вновь полученными, выявившими недостаточность имеющихся знаний;  * отсутствие достаточных знаний для обоснования избранного способа решения практической задачи;  * между обилием фактического материала и отсутствием надежного способа его анализа и др.;   Противоречия, возникающие из-за несогласованности между теоретической и практической информацией, называют проблемной ситуацией.

 

Если ставится вопрос о разрешении проблемной ситуации, то она преобразуется в проблемную задачу. Разрабатываются способы поиска ответа на возникшую задачу, результаты поисковой деятельности позволяют принимать решение.   Следовательно, проблемное обучение активизирует мыслительный процесс, включающий выдвижение гипотезы о способах решения проблемной задачи, их обоснования, проверку в практических действиях.

 

Это позволяет назвать проблемное обучение еще и развивающим познавательные способности.   Итак, технология проблемного обучения включает следующие последовательно выполняемые действия: создание (возникновение) проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи, определение модели поиска решения, принятие решения, выполнение соответствующих ему действий, анализ достигнутых результатов. Участие в новых действиях учеников способствует активизации и интенсификации их учебной деятельности.

 

Литература:  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика ФВ. — М., 1990.

 

— с. 190-195.

 

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.Е.

 

Теория и методика ФВ и спорта. М.: Академия. 2000. с. 143-147  3. Бальсевич В.П. Теория и практика ФК.

 

Ж. 2002, № 11  4. Якунин В.а. Обучение как процесс управления: психологический аспект. Л. ЛГУ, 1988, с.5-11    Лекция 7. Цель, задачи, определяющие черты этапной структуры обучения двигательным действиям  Цель: формировать у студентов представление об этапной структуре деятельности учителя в процессе обучения и совершенствования двигательного действия  План:  1. Модель поэтапной структуры действий учителя на стадиях формирования двигательного навыка.  2. Конкретизация содержания и форм этапной структуры обучения.   В практике работы даже опытные учителя физической культуры, зачастую в качестве конкретной задачи своего урока указывают: совершенствование (например, прыжка в высоту). Сам процесс совершенствования сводится к многократному повторению двигательного действия.

 

Такая практика приводит к тому, что доминирующее большинство учеников (60-65 %) не достигают уровня двигательного навыка.   Процесс совершенствования двигательных действий нельзя понимать слишком упрощенно. Более того, недостаточно четкое представление о составляющих структуру процесса обучения понятий: как то «ознакомление», «первоначальное», «начальное», «углубленное», «детализированное», разучивание и другие затрудняют целеполагающий компонент педагогической деятельности учителя. Это обуславливает различные просчеты в подборе оптимальных средств обучения, форм и методов его реализации.

 

В настоящее время реализуется апробированная в практике уроков физической культуры поэтапная структура обучения двигательным действиям, учитывающая специфику предмета «физическая культура» и НОВУЮ концепцию общего среднего физкультурного образования.

 

Не нарушая общепризнанную этапную структуру формирования двигательного навыка определяет последовательность действий учителя.   1 этап — подготовительный (учебная информация)  2 этап — формирования умения выполнять двигательные действия в общей схеме   3 этап — формирование двигательного умения   4 этап — закрепление освоенного движения   5 этап — формирование умений использовать знания, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий   1 этап (подготовительный). Сущность этапа — обеспечение у всех учащихся потребного уровня физической и психологической готовности к освоению нового учебного материала.   Характерные особенности. Физиологические: в начале подготовительного этапа необходимо выполнять двигательные действия (физические упражнения), представляющие своеобразные субструктуры предстоящего к изучению физического упражнения. Это обуславливает процесс формирования двигательных координаций, характерных предстоящему к изучению двигательному действию. Более того, обуславливает мотивацию, афферентный синтез, возникновение индивидуальной программы решения двигательной задачи, обратной афферентации.

 

Психологические. Особенностью подготовительного этапа является необходимость формирования частных двигательных задач (умений), а также возможных программ решения основного двигательного действия. Здесь необходимо направленное развитие интересов и потребностей и одновременно волевых качеств.   Педагогической особенностью этапа является необходимость педагогической диагностики, обоснования цели, задач этапа, отбор оптимальных средств, форм, методов их решения.   Наибольшая трудность, с которой сталкиваются преподаватели — это определение того момента, когда следует начинать подготовительную работу? Как определять реальные возможности учеников? Это осуществляется в процессе планирования учебного материала, учитывая его преемственность и дидактические взаимосвязи.   Цель подготовительного этапа — обеспечить готовность учащихся усвоить технику предстоящего двигательного действия.   Методы обучения — рассказ о прикладном значении двигательных действий; беседы, ориентированные на формирование нужной мотивации, обобщенные объяснения, словесные инструкции.   2 этап — формирование умения выполнять двигательное действие в общей схеме. Сущность этапа — на основе знаний и сформированных базовых двигательных координаций обеспечить умение выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу техники хотя бы в грубой форме.

 

Характерные особенности. Физиологические: выражаются в явлениях иррадиации, недостаточности тормозных реакций, обуславливающих неточность и неустойчивость ритма, защитные реакции, вызывающие ограничение амплитуды и скованность. Этап характеризуется и тем, что, зачастую, первые повторения двигательных действий проявляются на фоне ограниченного сенсорного анализа и коррекции движения, значительного нервного напряжения, вызывают быструю утомляемость.   Психологические: выражаются в недостаточной осознанности двигательных ощущений, в недостаточном понимании динамических характеристик выполняемого двигательного действия связанном с этим недостатком понимания техники, преобладают субъективные ощущения техники.

 

Педагогические — характеризуются тем, что управление движениями, составляющими целостное двигательное действие, происходит не автоматизировано. Сознание ученика загружено контролем главного звена движения. Работа проявляется нерационально. Способ решения двигательной задачи учеником еще не установлен. В связи с этим возникает необходимость разучивать двигательное действие по частям (звеньям) с последующим овладением общим ритмом двигательного действия.   Цель этапа — обеспечить усвоение двигательного действия как способность выполнять его, соблюдая общий рисунок.   Третий этап — формирование двигательного навыка.

 

Сущность этапа — формирование способности выполнять двигательное действие с акцентом внимания учащихся на условиях и результате действия.   Характерные особенности. Физиологические: многократное повторение двигательного действия при наличии внутренней и внешней корректирующей информации обуславливает систематическое уточнение афферентного синтеза программы действия. Процессы возбуждения и торможения уточняются и концентрируются, систематизируются на двигательное действие. Формируется двигательная дифференцировка, систематизируется протекание нервных процессов. Ведущим в управлении движением является двигательный анализатор.   Психологические — в процессе уточнения структуры двигательного действия осознанными становятся его временные, пространственные и динамические характеристики; расширяются возможности осознанной коррекции двигательного действия; уточняются двигательные представления и ощущения.

 

Формируется установка на усвоение двигательного действия, развиваются волевые качества.   Педагогические — в процессе взаимодействия учитель-ученик формируется способность выполнять двигательное действие сравнительно легко; углубляется понимание его техники; уточняются временные и пространственные характеристики; устраняются искажения в технике. Деятельность учитель-ученик приобретает характер консультативного взаимодействия.   Цель этапа — обеспечить способность учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом.

 

Методы обучения:  1. Многократное повторение двигательного действия с акцентом на детальное усвоение техники.  2. Выполнение движения через более сложный вариант.  3. Выполнение упражнения с проговариванием про себя и вслух.   4 этап — закрепление освоенного движения. Начинается после того, как сформировался двигательный навык.   Сущность этапа — достижение стабильности выполнения двигательного действия. Условия, которые использовались для формирования навыка на предыдущем этапе, обычно не применяются, однако учебный процесс нацелен на приобретение запаса прочности в воспроизведении техники изучаемого движения. Учащиеся ориентируются на выполнение двигательного действия свободно, с акцентом на развитие движения в моментах приложения основных усилий и конечный результат. Увеличивается объем и интенсивность нагрузки.   Характерные особенности. Физиологические: обусловлены процессом закрепления функциональной системы на уровне динамического стереотипа корковой деятельности. Заметно сокращается время протекания афферентного синтеза, сужается обратная афферентация. Управление двигательным действием осуществляется по сигналам двигательного анализатора, повышается устойчивость нервной системы, прочность и долговременность двигательных координаций.   Психологические — связаны с частичным освобождением сознания от излишнего контроля за звеньями движения. На этом этапе сознание контролирует лишь наиболее важные элементы техники и его результат. Это не означает, что сознание не участвует в процессе выполнения упражнения, но оно иначе осознается.   Педагогические особенности обуславливаются целью этапа, задачами, решаемыми для достижения уровня навыка, а также физиологическими и психологическими процессами.

 

Закрепление изученного двигательного действия достигается при многократном повторении, однако при возникновении симптомов утомления, влекущих за собой искажение техники, необходимо прекращать повторения. Другая особенность этапа — нацеленность деятельности учителя на детализацию техники, варьирование ее возможных вариантов. Упражнение должно выполняться в усложненных условиях с изменением интервалов отдыха и интенсивности, наиболее часто используется метод слова — идеомоторная тренировка, обсуждение результатов выполнения упражнения с учителем, между учениками, выполнение упражнения с проговариванием вслух и про себя. Из группы методов обеспечения наглядности чаще всего используют демонстрацию видеозаписей, замедленный показ, схемы, рисунки, кинограммы и др.

 

Цель этапа — достичь стабильности выполнения двигательного действия при повторных выполнениях.   5 этап — формирование условий использовать знания, двигательные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий. Вводится в соответствии со спецификой концепции физкультурного образования по предмету «физическая культура».

 

В настоящее время активизировалась работа по обоснованию содержания, форм, методов организации самостоятельных занятий школьников.   Сущность этапа выражена в целенаправленном и систематическом включении изучаемых на уроках двигательных действий, в содержание различных форм проявления физкультурной деятельности учащихся. Такая трансформация может быть осуществлена посредством внеурочных форм организации физического воспитания, а также внешкольных.   Характерные особенности.

 

Физиологические: обуславливают формирование функциональной системы отдельных элементов «блоков» физкультурной деятельности учащихся.

 

На этом этапе двигательный навык приобретает вариативный характер, индивидуализируется и адаптируется к различным условиям внешней среды, чтобы использовать его с целью совершенствования своей телесной природы.   Психологические — определяются расширением представлений учащихся о своих двигательных способностях, методах их совершенствования. На этом этапе предъявляются большие требования к волевой сфере учащихся. Осуществляется интеграция специальных знаний и инструктивных навыков.   Педагогические — базируются на психофизиологических свойствах и связаны с теоретической и двигательной подготовкой к элементам физкультурной деятельности. Особенностью этапа является еще и то, что педагогический коллектив школы имеет возможность устанавливать функциональные связи между всеми формами организации физической культуры.

 

Цель этапа — формирование умений использовать специальные знания, двигательные навыки и умения, применять соответствующие методы для собственного физического совершенства.

 

Литература:  1. Лях В.И. Ориентиры перестройки ФВ в общеобразовательной школе // Теория и практика ФК. — 1990, №9.

 

С. 10-14.  2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.Е.. Теория и методика ФВ и спорта, учебник — М.: Академия, 2000.

 

— С. 52-63.  3. Матвеев Л.П. Теория и методика ФК, учебник — М.: ФиС.,1991.

 

4. Матвеев А.П. Очерки по теории и методике ФКиС, уч.

 

пособие, Просвещение М., 1999, с.5-7  5. Минбулатов В.М. Физическая культура в школе (очерки дидактических основ ФК), Махачкала, Дагучпедгиз, 1992, с.32-41    Лекция 8. Реализация принципов воспитания на уроках физической культуры  Цель: реализации принципов обучения и воспитания уроках физической культуры.

 

План:  1. Принцип воспитывающего обучения.  2.

 

Принцип сознательного и активного усвоения знаний, умений и навыков.  3. Наглядность в обучении.  4. Принцип систематичности и последовательности, доступности и прочности, научности.   Цели и задачи обучения движениям могут быть достижимы только в том случае, если процесс осуществляется в соответствии с законами дидактики, известными под названием «дидактические принципы». Именно их использование определяет ход обучения в целом, на всех его этапах, в соответствии с целями преподавания и обучения. До сих пор нет единого мнения о числе и составе дидактических принципов в системе физического воспитания.

 

Проблема дидактики в физическом воспитании появилась тогда, когда стало невозможным учить по принципу «Делай как я!» Многообразие физических упражнений в физической культуре и спорте в наше время таково, что научить занимающихся выполнять каждое из них только с помощью описания и показа невозможно.   Использование законов дидактики помогает сделать обучение всесторонним, а всесторонняя двигательная подготовка позволяет школьнику выполнять различные упражнения, даже те, которые специально не изучались на занятиях. Особенно актуально это сегодня, когда осуществляется реформа действующей системы физического воспитания.   Принципы обучения двигательным действиям определяют процесс преподавания в соответствии с целями воспитания и образования, закономерностями усвоения знаний, умений, навыков. Методика обучения двигательным действиям, являясь частью общей дидактики, включает те же дидактические принципы, что и общая дидактика, хотя содержательная сторона каждого принципа и пути его реализации имеют свою специфику.   Принципы обучения двигательным действиям группируются по следующим признакам.   Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения школьники не только овладевают знаниями, двигательными умениями и навыками. Обучение неразрывно связано с воспитанием. Обучение — важный фактор воспитания. Однако необходимо помнить, что занятия физической культурой и спортом сами по себе не могут оказывать воспитывающего воздействия. Чрезмерное увлечение физической культурой и спортом в ущерб другим видам воспитания, кроме эстетического, зачастую приводит к воспитанию сильного и ловкого человека, но «недалекого», с неразвитыми чувствами, ограниченными интересами. Большое значение в процессе уроков физической культуры имеет нравственное воспитание, более того, оно является составной частью урока. Надо помнить, что нравственное воспитание — это не искусственное добавление к уроку физической культуры и к спортивной тренировке.

 

Качество физического и нравственного воспитания находится в прямой зависимости с обликом ученика и учителя.

 

Оно способствует организованному проведению занятий, оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.   Двигательная плотность и эффективность учебно-тренировочных занятий зависит от дисциплинированности, настойчивости, воли и организованности занимающихся. Невнимание к привитию у занимающихся норм и правил поведения, определяющих их отношение друг к другу, к учителю и другим людям, отношение к справедливости и несправедливости неизбежно формирует эгоизм. Хорошие условия для нравственного воспитания создаются во время занятий играми, т.к. правила игры требуют ограничения собственных интересов в угоду команде.   Для воспитания воли в процессе занятий, перед учащимися во время игры ставятся дополнительные трудности (например, в волейболе — нападать только левой рукой, или волейбольная сетка завешивается материалом, или ограничиваются технические и тактические варианты).   Здесь очень хорошо потребовать от уставшего ученика новых усилий, концентрации внимания, сосредоточенности; или когда все ученики настроились на окончание занятия, собираются уходить, учитель организует разучивание общеразвивающих упражнений в течение 5-20 минут.   Хороши в этом плане и л/атлетические упражнения, когда учитель использует бег на разные дистанции, преодоление жестких препятствий, бег по снегу, песку и т.д. Чтобы добиться органичного соединения обучения с воспитанием, важно, в первую очередь, правильно организовывать учебно-тренировочный процесс. Неумение учителя вести урок — главная причина недисциплинированности занимающихся учеников. Только тогда, когда ученики осознают, что с каждым занятием приобретают что-то новое, а не просто играют в волейбол или другие виды спорта. Все элементы урока при четкой организации способствуют воспитанию сознательного стремления к соблюдению установленного порядка.   Максимальная отдача от занимающихся возможна только в том случае, если учитель организует занятия так, чтобы каждый чувствовал удовлетворение.   Принцип научности. Научность — отличительный признак системы физического воспитания.

 

Реализация его требует выполнения ряда условий:  1. Изучаемые двигательные действия должны восприниматься учениками в их подлинном виде (овладение всеми составляющими движения).  2. Обучаемый должен осознать и усвоить существенные признаки и свойства изучаемых двигательных действий.  3. Обучая двигательным действиям, следует формировать технику не раз и навсегда, а с учетом их развития и совершенствования.  4. В процессе обучения следует научить учащихся не только закономерностям решения двигательных задач, но и закономерностям научного поиска.  5.

 

В процессе обучения можно использовать только принятые в науке термины. Устаревшими и «жаргонными» терминами пользоваться нельзя.   Принцип доступности обучения.

 

Качество усвоения материала учебной программы зависит от многих факторов, но при прочих равных условиях материал будет усвоен только в том случае, если он доступен ученику. Принцип доступности требует соответствия материала, а также средств и методов его освоения и форм организации обучения их подготовленности.   Принцип доступности требует реализации следующих требований:  1. Физическая подготовка обучаемого должна соответствовать особенностям изучаемого действия, специфике решаемой задачи.  2. Обучаемый должен разобраться в логике изучаемого двигательного действия и сосредоточить внимание на решающих условиях его выполнения.

 

3. Психическая подготовленность обучаемого должна соответствовать специфике изучаемого двигательного действия.  4. Средства, методы и формы организации обучения должны соответствовать уровню умственного развития и технической подготовленности.   Принцип сознательного и активного усвоения двигательных знаний, умений и навыков.   Неосознанное выполнение упражнений — одна из основных причин, тормозящих успех физического развития, а главное, не делает физическую культуру привычной в бытовой жизни. К сожалению, этот пробел в работе педагога обнаруживается не сразу.   Механическое заучивание и подражание наносят непоправимый ущерб умственному и нравственному развитию занимающихся физической культурой. Правильно организованное обучение требует от занимающихся не просто восприятия увиденного, а серьезной умственной переработки материала. Исследования показали, что только на 23 % занятий до учащихся доводилась цель обучения, более чем на половине занятий ученикам сообщалась только тема занятия, а не конкретная цель обучения, а на 36 % занятий и этого не делалось.   Деятельность представляет собой систему действий, связанных единой целью.

 

Это значит, что цель обучения должна стать главным побуждающим фактором всех действий обучаемого.

 

Таким образом, первое требование реализации принципа — обеспечить осознание потребностей и формирование на этой основе мотивов, целей учебной деятельности.   Данный принцип не может быть реализован в отрыве от принципа воспитывающего обучения, т.к. в формировании необходимого спектра мотивов участвуют семья, школа, различные группы и коллективы.   Второе требование — ученик должен осознанно выполнять все операции и действия учебной деятельности, т.е. свободно ориентироваться в учебном задании; выделять смысл и условия решения задачи; анализируя и корректируя свои действия. Многократное проговаривание вслух задания, громкий анализ собственных попыток помогает осознать и овладеть действием.   Третье требование — активно формировать и регулировать мотивы учения. Активность обучаемого определяется внутренними и внешними факторами.

 

Внутренние: это мотивы, учения и др. виды деятельности (возрастные). Внешние факторы, обуславливающие активность, очень многочисленны и многообразны. Среди них возможность удовлетворения потребностей.   В реализации данного требования учитель должен исходить из следующих правил:  1. Обеспечить доступность учебного задания для каждого ученика.  2.

 

Снижать актуальность тех потребностей, которые не имеют отношения к решению учебной задачи.  Литература:  1. Бабанский Л.П. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. — С. 25-50; 70-79.  2.

 

Педагогика ФК и С. — М., 1982/2000., с. 112-121  3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология ФК и С. — М. Академия, 2000, с. 34-40  6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.

 

Теория и методика ФВ.

 

— М.: Академия, 2000.

 

— С. 52-64.    Лекция 9. Технология формирования личности школьника на занятиях физической культурой  Цель: сформировать знания о способах, средствах и задачах умственного воспитания на уроках ФК  План:  1. Социальное и биологическое в развитии человека.  2.

 

Взаимосвязь физического и умственного воспитания.

 

3. Двигательная активность и умственное развитие человека.   Каждый ли ученик может добиться успеха в процессе занятий физической культурой или для этого нужны особые природные данные?   Каждый ли учитель может стать мастером своего дела или личные дарования необходимы для достижения педагогического успеха?   Какие факторы влияют на успех деятельности, на формирование личности: природные или социальные? То, что человек получил от рождения, или то, что у него сформировалось при жизни?

 

Вопросы непростые.   В спортивной литературе многие авторы отмечают необходимость наличия некоторых врожденных качеств, в общей педагогике превалирует точка зрения, согласно которой успешность обучения зависит от дарований учителя.

 

Считается, что задача педагогического образования — развить заложенное природой. Нет врожденного таланта — не будет хорошего педагога. Однако многочисленные опросы учителей показывают наличие кардинально противоположных мнений.

 

Одни считают главным не врожденные качества, а трудолюбие и прилежание, другие природные данные.   Немалое влияние на успехи в области физической культуры оказывают рост, вес, особенности телосложения, развитие физических качеств (гетерохронность и сенсетивность). Однако формы тела, физическое развитие, как известно, меняются, двигательные же качества нестабильны, они быстро поддаются коррекции.   Правда, быстрота реакции имеет врожденную основу, т.к. определяется биохимическими процессами и деятельностью центральной нервной системы.   Таким образом, не отрицая роли задатков в выборе вида спорта и достижения успехов в нем, мы можем утверждать, что применительно к массовой физической культуре главное не биологические (врожденные задатки), а социальные задатки личности.   При наличии настойчивости, упорства, трудолюбия можно добиться особенных успехов. Также и педагог, как утверждал Сухомлинский: «Всякий учитель, который проработал более или менее долго — мастер, если он не лентяй и формалист».

 

Таким образом, педагогом — мастером может стать любой учитель. На формирование личности человека, его успехи в избранном виде деятельности оказывают влияние следующие факторы:  1. Задатки.  2. Воспитание.

 

3. Среда.  4. Личное стремление к самосовершенству.   Человеку присущи все биологические функции живых существ: наследственность, изменчивость, обмен веществ, саморегуляция жизненных процессов и т.д. Однако развитие цивилизации, требование коллектива и социального окружения создали НОВУЮ социально-трудовую сущность — социальное наследование. Следовательно, все, что человек приобрел в жизни: знания, умения, навыки передать по наследству он не может. Тем не менее, бывает, что сын или дочь продолжают родовую профессию предков — это не наследственность, а среда, в которой он воспитывался.   Важнейшим фактором, влияющим на формирование способностей человека, является воспитание, однако воспитание эффективно только в том случае, если оно начато вовремя. Тем не менее, на воспитание оказывает влияние: среда (географическая, домашняя, социальная).   Проблема соотношений физического и умственного развития человека не получила еще однозначного решения, особенно, в практической деятельности специалистов.

 

Одни до сих пор утверждают, что двигательная активность оказывает благотворное влияние на умственное развитие, другие отрицают, третьи утверждают, что они развиваются независимо друг от друга.   Однако чаще всего это происходит оттого, что противники влияния двигательных действий на умственное развитие не знают теории функциональных систем (П.К.Анохин; А.Р.Лурия) формулируемых как принцип единство сознания и деятельности. Элементарные исследования М.М. Кольцовой, обобщающие функции мозга, установили, что первичное обобщение внешних признаков двигательного действия создается на основе образования системы сенсорных связей: слуховых, зрительных, осязательных, тактильных.   …»Даже для развития обобщающего действия слова важно более широкое включение двигательного анализатора. Чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции абстрактного или логического мышления» — М.М.

 

Кольцова.   Исследования последних десятилетий убедительно показывают положительное влияние занятий гимнастикой, спортивными играми, школьных уроков физической культуры на совершенствование памяти, внимания, мышления.   В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с развитием восприятия и обработки увиденного; в старшем — с развитием способностей к абстрактному мышлению.   Таким образом, практика физического воспитания со всей определенностью доказывает, что условие правильно организованной двигательной деятельности занимающихся, подбора методов физического воспитания, является действенным фактором не только физического, но и умственного развития.   Задачи умственного воспитания в процессе   физического воспитания  1. Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры и спорта, систематическое расширение их, формирование на их основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности и содействие формированию научного мировоззрения.  2. Развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе и самосознания.

 

Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана, прежде всего, с физкультурным образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.   Система знаний, предусмотренная ранее действующими программами в области физического воспитания, зачастую просто декларировалась, сегодня же она приобретает все более важное значение.  Литература:  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.

 

— М.: Педагогика, 1989.

 

— С. 29-47.

 

2. Якунин В.А. Обучение как процесс управления — психологические аспекты. — Л.: ЛГУ, 1988. — С.

 

5-27.  3.

 

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.

 

Психология ФК и С. — М.: Академия, 2000.    Лекция 10.

 

Особенности эффективного управления и организации учебного процесса на основе педагогической технологии.  Цель: сформировать у студентов представление о современных педагогических технологиях управления и организации учебного процесса по предмету «физическая культура»  План:  1. Сущность педагогической технологии.  2.

 

Особенность технологии программированного обучения.  3. Безмашинный и машинный методы программированного обучения.  4.

 

Особенности использования безмашинного и машинного методов обучения на уроках физической культуры.   Каждая технология разрабатывается как управляемая система с планируемыми результатами, установления обратной связи с учениками с целью организации и управления их работой.   Эффективность технологии управления и организации достигается благодаря отбору оптимального содержания учебной информации для каждого ученика; организации их познавательной деятельности и управления ею; использования индивидуальных самоуправляемых процессов усвоения информации. В технологическом процессе выделяют 3 этапа:   Первый — включает процесс передачи информации от педагога к ученикам. При этом учитель или ученики используют и дополнительные источники информации в виде специальной литературы, устных рекомендаций, инструкций и др.   Второй этап включает помощь педагога в стратегическом и тактическом планировании предстоящей практической работы на основе полученной информации, предоставления возможности ученику самостоятельно ее выполнить.   Третий этап включает проверку качества выполнения практического задания вначале самим учеником, сопоставляя полученный результат с планируемым, устранение ошибок самостоятельно или с помощью педагога, если они выявлены, и многократное повторение правильных действий с целью формирования необходимых умений и навыков.   В опыте работы некоторых учителей школ представлены творчески реализованные в практике основные положения таких технологий.   Так, учитель начальной школы С.И. Лысенкова следующим образом реализует учебный процесс на уроке и управляет им. На первом этапе трудная для учеников тема дается малыми дозами, последовательно. После каждой дозы информации, ученики включаются в ее обсуждение, сначала сильные, потом средние и в заключении обсуждения включаются слабые. При этом все понемногу помогают друг другу осмыслить материал. На втором этапе идет уточнение усвоенных учениками понятий, их обобщение и использование при выполнении практического задания. На третьем этапе ученики объясняют и обосновывают свои действия, выявленные ими в процессе рассуждений. Доля самостоятельности ученика зависит от степени усвоения теоретических знаний и умений ими пользоваться при выполнении практических заданий. Важным методическим приемом, помогающим ученикам познать свои ошибки и найти способ их исправления является комментирование учеником вслух своих действий (объяснение, что и как он делает и почему делает так, а не иначе). Все ученики выполняют то же практическое задание и дополняют или уточняют комментатора, инициатива комментирования переходит к более сильному в данном вопросе ученику. Комментирование помогает включить в работу всех занимающихся, установить с ними обратную связь. В работе на уроках, особенно со слабыми учениками в определенные отрезки времени широко используется технология индивидуализации обучения.

 

Она направлена на создание условий для развития каждого ученика в отдельности.

 

При этом выбор методов, приемов, средств, темпа обучения обуславливается индивидуальными психолого-физиологическими и личностными особенностями учеников. Индивидуальный подход имеет место во всех технологиях, а индивидуализация обучения разрабатывается как самостоятельная система педагогической работы. Она имеет признаки целостной педагогической технологии. Можно полагать, что поэтапное обучение выполнению физических упражнений может быть использовано и на уроках физкультуры и учебно-тренировочных занятиях.   В этой группе технологий используется и программированное обучение. Оно возникло в начале 30-х годов XX в. Американский психолог Б.

 

Скиннер разработал последовательную программу передачи ученикам порций учебного материала, подаваемого в определенной логической последовательности, способы контроля за усвоением каждой порции, что создает возможность перехода к усвоению новой порции учебного материала.   При программировании разрабатывается обучающая программа по отдельным конкретным темам учебной программы. В теме выделяются и систематизируются подробные ее части и пропорции, определяются действия учеников, направленные на усвоение каждой части (порции, «мига»), формы контроля за их усвоением.   С целью проверки освоения каждым учеником части (порции) учебного материала, педагог готовит вопросы и ответы на них, один из которых является правильным. Если ученик выбирает правильный ответ, он получает новую порцию учебного материала, логически следующую за предыдущей. Неправильный ответ предполагает повторную работу над этой порцией учебного материала с последующей проверкой ее усвоения. Программа работы, когда ученики знакомятся с каждой порцией учебного материала в логической последовательности, получила название линейной.

 

Разработан и другой вид программы — разветвленный. Особенность ее в том, что когда ученик допускает ошибку, педагог дает ему возможность ее исправить и потренироваться для закрепления учебного материала. Способы выяснения сути ошибки, получения дополнительной информации, помогающей ее исправить, темпы этой работы у всех учеников индивидуальны. После работы на дополнительной ветви программы, завершив работу над порцией учебного материала, ученик переходит к работе над следующей порцией. Боковых ветвей может быть мало и много, все зависит от объема, глубины знаний учеников, пробелов в них у каждого ученика, умение руководствоваться знаниями в практической работе.

 

К достоинствам программированного обучения можно отнести:  — возможность дозировать учебный материал в соответствии с возможностями каждого ученика;  — активную самостоятельную работу, требующую как уточнения и пополнения знаний, так и использования их в практических действиях;  — постоянный контроль за усвоением каждой части учебного материала;  — индивидуальный темп обучения.   Сложилось 2 направления в системе программированного обучения:   Первое — безмашинное программирование.   Второе — машинный метод программированного обучения.   Оба нашли применение в сфере занятий физкультурой и спортом.   Безмашинное программирование имеет в основе принцип алгоритмизации активной двигательной деятельности. Это позволило разработать предписание алгоритмического типа в процессе учебной и учебно-тренировочной работы по различным видам спорта. Разработана типовая схема «обучающего алгоритма» в гимнастике. При обучении отдельным гимнастическим движениям выделяют части определенного движения, начиная с исходного положения. Переход к овладению каждой новой частью начинается после овладения предыдущей.

 

Существует мнение, что предписание алгоритмического типа должно состоять не только из двигательных заданий, представляющих собой части изучаемого упражнения, но и способствовать формированию умения, оценивать движение в пространстве, по времени, по силе, а также формированию чувства ритма у занимающихся.   Аналогичные программы используются на учебных и учебно-тренировочных занятиях по другим видам спорта.

 

Известны программы для определения скорости и точности зрительских восприятий учебных заданий занимающихся.   В игровых видах спорта широко используется схематическое изображение тактических комбинаций.

 

На схеме изображаются фигурки игроков, ворота или кольцо. Линиями показываются перемещения игроков, пунктиром — передачи мяча или шайбы.

 

Одна из изображенных тактических ситуаций правильная. Занимающимся предлагается ее найти. Развитию тактического мышления способствует задание не только выделить правильную тактическую ситуацию, но и обосновать ее или предложить свой вариант.   Машинный метод программного обучения предполагает использование разнообразных технических устройств, в том числе компьютеров и Siderom-дисков с целью передачи учебной информации, ее закрепления или контроля за ее усвоением. Например, с целью передачи учебной информации преподаватель составляет информацию из тексто-графических кадров. К каждому кадру программы пишется текст , чтобы ученики прочитав его и просмотрев тактическую ситуацию на экране, осмыслили ее сильные и слабые стороны. Программа включает рациональные и не рациональные ситуации.

 

Перед каждым учеником стоит задача определить достоинства и недостатки представленных ситуаций, руководствуясь полученными накануне теоретическими знаниями.

 

С целью контроля за усвоением учебной информации учениками на экране демонстрируется игровая ситуация (задача). Следующие 4-5 кадров демонстрируют способы ее решения. Каждый ученик должен выбрать оптимальный способ ее решения и обосновать свой ответ.

 

Есть более и менее сложные варианты подобных форм обучения. Они способствуют формированию способности мысленно воспроизводить предлагаемые элементы техники и тактики, анализировать их, сравнивать, искать доказательства их достоинств, выявлять недостатки, а в дальнейшем переносить в реальную игровую деятельность на учебных и учебно-тренировочных занятиях.   Итак, программирование учебного материала позволяет управлять усвоением каждым учеником передаваемой педагогом информации, способствует ее осмыслению и закреплению в памяти, контролировать усвоение каждой части, выявлять индивидуальный темп работы учеников, особенность их восприятия, памяти, мышления и способствовать их развитию.

 

Литература:  1. Баранова Т.П. Повышая познавательность урока // Физическая культура в школе. — 1991. — №3. С.

 

39  2.

 

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1991. — С. 288.  3. Беспалько В.П.

 

Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М. — 1991. — С. 336.  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика. 1986.  Лекция 11. Технология развивающего обучения Л.В. Занкова  Цель: сформировать представление о возможности применения технологий развивающего обучения в системе физического воспитания школьника  План:  1. Роль и значение развивающего обучения в реализации концепции физкультурного образования учащихся.

(Visited 1 times, 1 visits today)
Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх