Eлгаeва а г нeпрeрывность подготовки кадров и конкурeнтоспособность бизнeса спб 2005 61 с 3

Отметим, что при моделировании необходимо учитывать следующие особенности предложения труда как суммы индивидуальных трудовых услуг, при этом анализ индивидуального предложения труда человеком должен быть тесно связан с анализом его поведения и совокупности факторов, вынуждающих его принимать решение о продаже своего труда в определенном объеме.   1.Альтернатива «труд — досуг».   Оптимальное распределение индивидуального времени между трудом и досугом определяется двумя аспектами: структурой предпочтений данного человека и бюджетным ограничением.   2.

 

Выбор в пользу досуга.   3. Эффект замещения   4. Влияние экономической конъюнктуры на предложение труда   5. Предложение труда с социоэкономических позиций.      Красоткина С.А.  Среднерусский университет (Тульский филиал Института управления и бизнеса), г. Тула    «СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ» — МОЩНЫЙ ОРИЕНТИР ПОСТРОЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО БИЗНЕСА     Основной текст тезисов доклада. В условиях глобализации мировой экономики быстро меняющаяся конкурентная среда предъявляет жесткие требования к повышению прозрачности, управляемости и предсказуемости развития бизнеса, во главу угла ставя возможность проведения быстрой оптимизации процессов управления и применяемых технологий, как реакцию на изменившиеся условия рынка.   Еще одним из следствий глобализации стало снижение значения финансовых ресурсов с точки зрения конкурентоспособности бизнеса. Финансовый капитал, будучи ранее основным источником рыночного могущества, теперь уходит на второй план, уступая свое место информационным технологиям, интеллектуальному капиталу и еще целому ряду нематериальных ресурсов, что, несомненно, требует учета при стратегическом планировании или моделировании бизнеса.   На данный момент существует несколько формализованных методов управления бизнесом, успешно зарекомендовавших себя в практике за последнее десятилетие.

 

Концепция одного из наиболее известных, названного «Сбалансированной Системой Показателей» (далее сокр. — ССП, англ. термин «balanced scorecard»), была разработана в начале 90-х годов Робертом Кэпленом (Robert Kaplan) и Дэвидом Нортоном (David Norton). В его основу положена необходимость учета нематериальных активов (например, информационный и интеллектуальный капитал) наряду с финансово — материальными показателями.   В ССП предлагается рассматривать компанию, занимающуюся бизнесом, с четырех (или более) точек зрения или, иначе говоря, с четырех взаимосвязанных перспектив, охватывающих финансовые и нефинансовые аспекты ее развития. В соответствии с тематикой для каждой перспективы разрабатывается ряд показателей эффективности, что в конечном итоге дает возможность свести нематериальные и финансовые показатели в единую систему, позволяя оценить, каким образом изменения значений нефинансовых показателей в дальнейшем повлияют на финансовый результат.

 

Рассмотрим перспективы, вошедшие в каноническую форму ССП:   Знание и обучение — навыки, квалификация персонала, построение внутри корпоративных отношений и систем мотиваций; способность организации к обучению.   Внутренние процессы — относится к внутренним бизнес — процессам. Показатели этого направления позволяют менеджерам определить, насколько хорошо работает компания, соответствуют ли продукты и услуги требованиям клиентов.   Клиенты — ориентация на клиента и его удовлетворенность в любой сфере. Низкая эффективность по данному направлению — явный индикатор будущего упадка компании, даже при благополучной текущей финансовой ситуации, поскольку, если клиенты не удовлетворены — они найдут других поставщиков.   Финансы — четкое представление об эффективности использования финансовых капиталов, рисков и ликвидности. Несмотря на преуменьшение роли финансовых активов, их значение нельзя недооценивать, поскольку они все еще остаются одним из главных инструментов конкурентной борьбы.

 

Полностью реализованная система подразумевает последовательное отражение деятельности компании на всех уровнях.       Выбор стратегических целей начинается на высшем организационном уровне, когда каждый управляющий формирует свою личную систему показателей, на основании которой уже определяются общие организационные ориентиры.

 

В свою очередь они является основой для составления системы показателей организационных подразделений и рабочих команд.

 

В конечном итоге ССП команд связывается с индивидуальными планами деятельности отдельных сотрудников.

 

Руководство компании на основе последующего сопоставления плановых и фактических данных получает информацию об эффективности реализации стратегий, позволяющую ему, при необходимости (в случае возникновения отклонений), провести ревизию и корректировку использования соответствующих ресурсов (интеллектуальных либо финансовых).   Таким образом, Сбалансированная система показателей эффективности является не только средством мониторинга, но и эффективным инструментом как текущего, так и долгосрочного управления стратегией предприятия.   Одним из главных направлений развития бизнеса должно заключаться в организации непрерывного обучения и совершенствования профессиональной квалификации персонала, поскольку постоянное развитие технологий быстро обесценивает полученные знания, также как и инфляция обесценивает деньги. Организация будет более успешной, если ее сотрудники обучаются быстрее и могут применять знания на практике скорее, чем сотрудники организаций конкурентов. Способность фирмы совершенствовать присущие ей навыки и приобретать новые — это ее наиболее ценное конкурентное преимущество[1]. Руководству рекомендуется понять, какие знания наиболее важны, в какой сфере деятельности их применение может оказаться наиболее полезным и как может быть организован обмен знаниями и опытом работы.

 

Нельзя не отметить, что при построении личной ССП возникает необходимость индивидуального подбора показателей для каждого бизнеса в связи с его уникальностью. Отсутствие готового шаблона системы и недостаток подготовленных кадров в каждом случае делает необходимым привлечение экспертов для построения моделей, что в свою очередь приводит к относительно большим срокам внедрения системы в управленческие цепи организации. Конец тезисов доклада.  Литература:  1.Каплан Робертс С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на стратегию.

 

М.:Олимп-Бизнес,2003.- 416 с.  2.Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность /Хьюберт К. Рамперсанд; Пер.

 

с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

 

— 352 с.

 

Краснова С.Е.  Тульский филиал Института управления и бизнеса г. Тула    РОЛЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ     Отправной точкой для многих работ, посвященных процессному управлению, является противопоставление процессного и функционального подходов, принципиально различных, по мнению авторов, и взаимно несовместимых. При этом результатом такого противопоставления обычно является констатация того факта, что процессный подход — это новое, передовое, эффективное, тогда как функциональный — устаревшее, реакционное, неоправданно высокозатратное. Подобная позиция не может не настораживать. Ведь выходит, что до процессного откровения управленческая практика двигалась в направлении злостного вредительства, плодя двойное подчинение, дублирование функций, искажая информационные потоки и разрушая связи между подразделениями.   Обычно бизнес-процесс описывают как путь, который проходит материальный объект или информация — путь, который проходит заказ клиента по отделам или идея в процессе разработки нового продукта.

 

В связи с этим в литературе принято определение бизнес-процесса, как набора работ и процедур, преобразующего входы в выходы, или, если по-простому, потребляет ресурсы и производит полезный результат.

 

А если выражаться более полемично, то не существует процессного управления или функционального — есть лишь плохое управление и хорошее, эффективное и неэффективное. Ответ же на вопрос «что такое эффективное управление?», зависит от конкретной компании, конкретной рыночной ситуации, суммы всех значимых внутренних и внешних факторов, а также от стратегии компании.   Все концепции и модели эффективного управления направлены, в конечном итоге, на решение конкретных управленческих задач. Ни одна модель не сделает вашу систему управления эффективной, однако она может более или менее эффективно решить ту или иную управленческую задачу, стоящую перед бизнесом. Различные модели эффективного управления, что бы ни говорили их авторы, предназначены, собственно говоря, для определенного круга задач. И выбирать модель следует исходя из понимания той конкретной задачи, что стоит перед бизнесом.   Искусство управления заключается в разделении основной задачи на подзадачи и контроле над тем, чтобы эти подзадачи не замыкались в себе, живя своей собственной жизнью, а решали основную управленческую задачу, не допустив конфликта целей и сохранив управляемость бизнеса.

 

Разделение задачи на подзадачи — это важный этап в управлении, от него зависит организационная структура и другие управленческие решения, принятые на основе этого анализа. Можно выделить два принципиальных подхода к такой декомпозиции управленческой задачи. Назовем их вертикальная и горизонтальная.   1. Вертикальная декомпозиция — это когда мы делим на этапы или типы работ. Так маркетинг мы разбиваем на изучение рынков, анализ продаж, построение прогноза продаж и т.п. Это часто называют функциональным делением, однако я бы воздержался от этого термина, чтобы не вносить путаницу.   2. Горизонтальная декомпозиция — это когда мы делим работы по внешнему поставщику или потребителю. Сегментирование деятельности компании по этапам и элементам. Сегментирование деятельности компании по входам, результатам, рынкам, продуктам, клиентам, регионам. Так тот же маркетинг или закупки мы можем разбить по регионам, или по продуктам, или по ключевым клиентам.

 

Это и есть основа того самого процессного управления, о необходимость которого так много говорили.   И у первого и у второго подхода есть свои достоинства и недостатки. Очевидно, что для структурирования различных частей организации могут быть использованы различные подходы, более адекватные той бизнес-задаче, решать которую будет данное подразделение. Обращаю внимание на то, что проблематика того, что есть функция, а что процесс, с одной стороны, и вопросы подходов к декомпозиции управленческой задачи, с другой стороны, — это две большие разницы.   В заключении хочу сказать, что концепция бизнес-процессов и процессный подход являются лишь инструментами повышения эффективности компании. Для эффективного их использования необходимо знать показания к применению, области применения, а также другие инструменты, существующие для решения подобных задач.

 

Коровкина Н.И.  Хлынин Э.В.

 

Чачина Е.Б.  Тульский филиал Института управления и бизнеса г. Тула    К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ     Одной из важнейших задач планирования производства является формирование производственной программы предприятия. Содержанием планирования производственной программы являются ответы на вопросы: какие изделия и в каком количестве должны быть произведены?

 

В рамках планирования производственной программы определяются качество продукции, ее ассортимент и объем выпуска. Задачей планирования качества является выяснение, позволят ли имеющиеся факторы производства (экономические ресурсы) обеспечить изготовление продукции с требуемым качеством. Если это невозможно, то необходимо либо закупить недостающие экономические ресурсы, либо изменить свойства выпускаемой продукции. Задачей планирования ассортимента является обеспечение компромиссов между сбытом, который заинтересован в изготовлении по возможности широкого ассортимента, и производством, которое не заинтересовано в широком ассортименте, так как он требует специального оборудования, частой его переналадки, что ведет к росту затрат. Компромиссом является упрощение ассортимента с помощью агрегирования, так как при известной степени многообразия унифицируются многочисленные компоненты типов изделий. Выходом также является и уменьшение собственной доли в стоимости конечного продукта.   Задачами планирования объема выпуска является согласование объема производства и объема сбыта продукции. Сложность планирования объема производства в значительной степени зависит от того, идет ли речь о предприятии, выпускающем один вид продукции или несколько.   При первом варианте объем выпускаемой продукции должен приспосабливаться к сбыту. Необходим лишь страховой запас готовой продукции на случай остановки производства.   При втором варианте согласование объема производства и сбыта необходимо учитывать, что отдельные изделия могут выпускаться различными партиями, почти все оборудование может быть задействовано на изготовление всех видов продукции, могут быть значительными различия во времени изготовления разных видов изделий на различном оборудовании. Это значительно усложняет реализацию согласования производства и спроса. Если предприятие в такой ситуации стремится получить максимальную прибыль, то оно должно выпускать больше таких видов продукции, которые:   загружают меньшее количество различного оборудования;   требуют меньшего времени обработки;   приносят большую прибыль на одно изделие.

 

Для любого коммерческого предприятия основной цель деятельности является получение прибыли в процессе удовлетворения потребностей населения в своей продукции. При этом для успешного проведения производственной деятельности предприятие должно ориентироваться на рынки сбыта и учитывать спрос на свою продукцию. При этом обязательно необходимо учитывать особенности выпускаемой продукции. Например, предприятия функционирующие на рынке товаров пищевой промышленности должны предусматривать тот факт, что выпускаемая продукция относится к скоропортящимся товарам, поэтому создание страхового запаса готовой продукции на случай остановки производства не предусматривается. Более того, несвоевременная отгрузка может привести к порче готовой продукции и появлению производственных потерь. Большие различия в технологии изготовления отдельных ассортиментных групп приводит к необходимости создания отдельных самостоятельных и обособленных цехов и участков по выпуску продукции.

 

Это приводит к тому, что производственные факторы, такие как загруженность различного оборудования и время производства, в меньшей степени влияют на формирование производственной программы, уступая свой приоритет рыночному фактору.   Учитывая все это, можно предложить следующие четыре основные этапа формирования рациональной производственной программы предприятия, представленные на рисунок 1.   Первый этап формирования производственной программы предусматривает изучение рынка сбыта продукции предприятия и его конкурентов. Комплексное исследование рынка предусматривает изучение конъюнктуры товарного рынка, включающее определение емкости товарного рынка, доли рынка сбыта предприятия по каждой ассортиментной группе в процентах и натуральном выражении, а также позволяющее выявить зависимость доли товарного рынка, принадлежащего предприятию, от цены реализации выпускаемой продукции.   Второй этап составления производственного плана предприятия предусматривает проведение исследований производственной мощности предприятия. Целью этого этапа является оценка производственного потенциала предприятия и решение вопроса о минимально возможном уровне производства, позволяющем наилучшим образом использовать находящиеся в распоряжении предприятия производственные ресурсы.   Производственная мощность характеризует максимальный объем продукции, которую может произвести предприятие, или отдельные его структурные подразделения (цеха, участки), или конкретная группа оборудования за определенный период времени. Следовательно, это предельный результирующий показатель функционирования предприятия (цеха, участка, оборудования), поэтому он непосредственно характеризует производственный потенциал предприятия (цеха, участка, оборудования).   Производственная мощность имущества предприятия — это максимально возможный выпуск продукции определенной номенклатуры за планируемый период времени при наилучшем использовании всех имеющихся на предприятии ресурсов.      Рисунок 1 ? Основные стадии разработки плана производства     Объем выпуска продукции, обеспечивающий минимально допустимое использование производственной мощности рассчитывается по формуле:   ,   где — планируемое значение коэффициента минимально допустимого использования производственной мощности по рассматриваемой ассортиментной группе; — производственная мощность предприятия по рассматриваемой ассортиментной группе.   Применение этой формулы дает возможность определить нижнюю границу по каждой ассортиментной группе выпуска продукции, который обеспечит наиболее полную загрузку производственного оборудования и более эффективное использование имеющихся трудовых ресурсов.   Значения объема выпуска, обеспечивающего минимально допустимое использование производственной мощности, и производственной мощности предприятия по той или иной ассортиментной группе характеризуют соответственно нижнюю и верхнюю границы, в которых варьируется производственная программа предприятия по рассматриваемой продукции. Это условие формирования плана производства можно представить следующим выражением:   .   План, предусматривающий выпуск продукции в объеме меньшем рассчитанного, приведет к тому, что предприятие будет располагать мощностями с низкой степенью использования, так как коэффициент использования производственной мощности будет меньше запланированного. Наоборот, формирование производственной программы выше уровня производственной мощности повлечет за собой увеличение риска отказов в работе оборудования предприятия, к росту эксплуатационных затрат и возникновением организационных сбоев. Таким образом, рациональное значение производственной программы с позиций производственного потенциала предприятия лежит в вышеприведенных границах.

 

Разработка и реализация критерия рациональности производственной программы предприятия является результатом проведения третьего этапа формирования плана производства. Учитывая основную цель финансово-хозяйственной деятельности предприятия, можно предположить, что критерий должен позволять достигать максимально возможного размера конечных финансовых результатов.

 

В условиях рыночной экономики любое предприятие должно стремится к осуществлению эффективной финансово-хозяйственной деятельности.

 

Существуют различные критерии определения экономической эффективности проводимых мероприятий и осуществляемых работ. Одним из самых надежных и часто используемых является оценка экономической эффективности через сравнение изменения прибыли предприятия до и после проведения мероприятия. Являясь основным собственным источником финансирования деятельности, любое предприятие заинтересовано в его увеличении. В этом кроется объяснение того, почему так часто добиваются максимизации прибыли.   Так как прибыль предприятия является основным критерием эффективности осуществляемой хозяйственной деятельности, будем считать, что производственная программа сформирована рационально, если размер конечных финансовых результатов при этом достигает своего максимума. Критерий формирования рациональной производственной программы предприятия может быть представлен в виде:   .   Суммирование ведется по всем ассортиментным группам продукции, выпускаемой предприятием.

 

Планируя по каждой ассортиментной группе такой выпуск продукции, который позволяет достичь наибольшего размера прибыли, в результате получим максимальную общую величину конечного финансового результата.   Анализируя предложенный критерий формирования рациональной производственной программы, заметим, что планируемый объем выпуска продукции и цена ее реализации тесно связаны. Зависимость между ними характеризуется уравнением связи доли рынка и цены реализации, полученным по каждой ассортиментной группе в результате изучение рынка сбыта продукции предприятия. Каждое из этих уравнений, в общем виде, можно записать как:   .   Тогда плановая цена реализации определяется по формуле:   .   Подставляя полученное выражение в критерий формирования рациональной производственной программы предприятия, получим:   .   Ввод в критерий формирования рациональной производственной программы уравнения связи между долей рынка и ценой реализации позволяет обеспечить учет требований рынка сбыта продукции предприятия.   Каждая составляющая общей прибыли от реализации продукции предприятия (каждое слагаемое критерия рациональности) является функцией, носящей название параболы. Так как коэффициент при величине отрицательный, то ветви параболы опущены вниз. Это означает, что существует такой объем выпуска продукции по каждой ассортиментной группе, при котором достигается максимум прибыли от реализации. Для его определения необходимо первую производную каждого слагаемого критерия рациональности производственной программы приравнять к нулю. Тогда получим:   , , .   Полученное соотношение позволяет определить рациональный план выпуска продукции по каждой ассортиментной группе, приводящий к максимуму прибыли от ее реализации.   На критерий формирования рациональной производственной программы предприятия накладывается ограничение, связанное с соблюдением производственных возможностей предприятия. Это ограничение было получено в результате исследования производственной мощности предприятия:   .   Таким образом, рациональный план выпуска продукции по каждой ассортиментной группе должен не только приводить к максимуму прибыли от ее реализации, но и находится в пределах значений, указанного выше ограничения. В случае выхода рационального плана выпуска продукции за эти пределы производственная программа принимается равной значению, соответствующему ближайшей границе.   Четвертым (заключительным) этапом формирования рационального плана производства является оценка улучшения финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Основными индикаторами рациональности разработанной производственной программы предприятия могут быть:   увеличение прибыли от реализации и общей рентабельности продукции;   рост товарной и реализованной продукции;   уменьшение остатка готовой продукции на складах предприятия;   снижение издержек производства и реализации продукции;   увеличение коэффициента использования производственной мощности;   увеличение рынков сбыта выпускаемой продукции;   повышение платежеспособности и финансовой стабильности предприятия;   ряд других экономическо-финансовых показателей, производных от вышеперечисленных.   Улучшение хотя бы одного из вышеперечисленных финансово-экономических показателей, без снижения оставшихся, свидетельствует о рациональности разработанной предприятием производственной программы. Особого внимания заслуживает ситуация когда значения одних показателей улучшаются, а других ухудшаются. При этом невозможно констатировать о разработке рационального плана производства. В такой ситуации необходимо пересмотреть критерий рациональности и попытаться переформировать производственную программу.      Кривов А.В.  Среднерусский университет (Институт управления и бизнеса), г.

 

Калуга    ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ НЕДВИЖИМОСТЬЮ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ.

 

Рассматривая специфику организационно — экономических основ управления недвижимостью на уровне Калужской области, можно подчеркнуть, прежде всего, необходимость создания единой системы управления недвижимостью под контролем государства.   Необходимая для управления имуществом инвентаризация недвижимости должна осуществляться на уровне субъекта Федерации как составная часть действий, направленных на подготовку к введению муниципального налога на недвижимость.   Существенным элементом проведения подобной политики является разработка и реализация программы паспортизации недвижимости и формирования кадастра территорий поселений. При этом можно подчеркнуть, что только системное многоуровневое и многоплановое воздействие на объекты недвижимости и государственное регулирование процессами её реализации со стороны доверенных органов управления может обеспечить наилучшие социально-экономические результаты.

 

Организация системы управления недвижимостью должна начинаться с создания единой базы данных недвижимого имущества в субъекте Федерации и последующей его инвентаризации. Подобная работа проводилась и раньше, но с изменением экономической ситуации, появлением новых форм собственности, постоянной сменой владельцев возникла острая необходимость уточнения того, чем же владеет субъект Федерации, сколько и какой недвижимости находится на ее территории, а также как она используется.   Анализ результатов инвентаризации позволяет осуществить качественную предварительную оценку имущества, результатом которой становится информация о том, какое недвижимое имущество на данной территории преобладает, сколько и каких объектов недвижимости находится на предприятиях и организациях всех форм собственности, затратно или доходно оно используется, а также получение ответа на вопрос — посильно ли государству бремя реализации этого имущества. Это позволяет определить дальнейшие подходы к управлению, увязывая их с перспективами экономического развития области в целом.   Но из-за ряда проблем, на сегодняшний день система государственного учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства препятствует гражданскому обороту и полноценному обороту прав на недвижимое имущество, сдерживает развитие рынка недвижимости в России.   Во-первых, это высокие затраты на содержание и функционирование системы государственного учета и технической инвентаризации.   1.

 

Расходы по первичной инвентаризации производственных зданий в Калужской области достигают $ 3-4 за 1 м2. Данная проблема становиться особенно актуальной в связи с проведением реструктуризации естественных монополий. При совершении сделок с жилыми помещениями, собственники оплачивают работы по инвентаризации и предоставление им выписки в размере 600-3000 руб. Учитывая, что выписка из техпаспорта БТИ действительна в течение ограниченного срока, во многих случаях собственник квартиры вынужден для совершения одной сделки оплачивать эти услуги несколько раз.   2. Сроки первичной инвентаризации обычного вновь построенного многоквартирного дома площадью 10-15 тысяч м2, определенные по Нормам времени, утвержденным Госстроем России, составляют 4-6 месяцев.1 Чтобы ускорить этот процесс Заказчик вынужден оплачивать работы по инвентаризации с повышающими коэффициентами от 2 до 10, что приводит к удорожанию жилья.   3. Основными причинами высоких затрат на содержание и функционирование системы учета объектов недвижимости, являются:   — техническая инвентаризация, которая носит коммерческой характер, проводится государственным казенным предприятием, с установлением монопольного положения такой организации.

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.00 № 921, правом осуществления технической инвентаризации наделены государственные организации, которые аккредитуются Минэкономразвития РФ.

 

— отсутствие правил инвентаризации и учета объектов нежилого назначения, которыми должен определяться объем работ, приводит к тому, что БТИ произвольно определяют как объем описываемых характеристик объекта, так и стоимость работ. До настоящего времени не утверждены инструкции по технической инвентаризации промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, гидротехнических и многих других объектов недвижимости.   4. Отсутствие механизмов обеспечения ответственности БТИ за качество инвентаризационных работ и достоверность сведений, а также отсутствие целесообразности инвентаризации при совершении каждой сделки, создают почву для коррупции.

 

В частности, установленное требование о проведении в обязательном порядке инвентаризации при совершении каждой сделки, как правило, не выполняется. При совершении сделок с квартирами, чаще всего БТИ выдают уже существующий технический паспорт. Федеральными законами не установлен срок действия технического паспорта. Согласно установленной органами БТИ практике, срок действия такого паспорта — как правило, один год.   5. Отсутствие государственного регулирования ценообразования и сроков выполнения работ по инвентаризации создает возможности для злоупотребления монопольным положением со стороны организаций, осуществляющих инвентаризацию и технический учет.   6. Организационная и технологическая разобщенность системы технического учета и системы кадастрового учета земельных участков порождает дублирование функций, споры о компетенции, увеличивает число инстанций, последовательно рассматривающих вопросы, связанные с формированием объектов недвижимости, провоцирует споры между указанными инстанциями о правовой оценке юридических фактов. Например, при проведении работ по кадастровой съемке земельного участка, обязательным требованием является наличие экспликации зданий и сооружений, расположенных на земельном участке. Этот же документ является результатом проведения работ по технической инвентаризации. В результате экспликации, подготовленные землеустроителями, не соответствуют тем же экспликациям, подготовленным БТИ. Также происходит дублирование со стороны БТИ, когда при проведении технической инвентаризации производятся действия по обязательным обмерам и составлению планов (абрисов) земельных участков.2 Заложником этой ситуации становится правообладатель объекта недвижимости.   7. Функционирование системы технического учета и технической инвентаризации связано с высокими издержками также в силу сложившейся «разорванной» структуры собственности. Права на земельные участки и расположенные на них здания и сооружения в большинстве случаев принадлежат различным правообладателям, что предъявляет высокие требования к точности описания объектов недвижимости, а также описания границ возникающих в этой связи сервитутов. Получившая широкое распространение ситуация когда объектом права собственности является отдельное помещение в здании, также требует точных измерений геометрических характеристик объекта.

 

8. Отсутствие единых регламентов хранения и обмена данными между организациями технической инвентаризации и регистрационной службы препятствует информационному обмену в электронной форме.   9. Во многих муниципалитетах отсутствуют современные технологии, как в области инвентаризации, так и в области учета (чаще инвентаризация выполняется с помощью тесьмянной рулетки с последующим ручным вычерчиванием планов).   Во-вторых, оценка эффективности системы технической инвентаризации и технического учета при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним показала:   1.

 

Проведение технической инвентаризации является обязательным при первичной регистрации прав на объект недвижимости, а также при совершении каждой сделки. В тоже время, в случае, если основные характеристики зданий, сооружений и отдельных помещений не подвергались изменениям с момента первичной инвентаризации, внеплановая инвентаризация приводит к необоснованным издержкам правообладателей.

 

Более того, как показала практика, требование о проведении внеплановой инвентаризации часто не соблюдается.   2. Объем сведений, требуемых для технического учета, превышает объем сведений необходимый для целей регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Для целей первичной регистрации прав на здания и сооружения требуются следующие качественные и количественные характеристики объекта: площадь, местоположение (адрес или другие координаты), этажность (в т.ч. подземная этажность), указание этажа и номера для отдельных помещений, назначение объекта3.

 

В тоже время, в Едином государственном реестре объектов капитального строительства4 и техпаспорте, содержится более 20 показателей. Следовательно, остальная часть предназначена не для заявителя, а для тех государственных и муниципальных организаций, которые будут использовать оплаченную заявителем информацию для своих целей.

 

В-третьих, оценка эффективности системы технической инвентаризации и технического учета при обеспечении полноты и достоверности сведений о налоговой базе показала:   1. Налог на имущество юридических лиц взимается в соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий».

 

Налоговая база установлена в размере среднегодовой стоимости имущества, которая зависит от цены приобретения и износа (ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Таким образом, для расчета налоговой базы необходимость технической инвентаризации и технического учета отсутствует.

 

2. Использование инвентаризационной стоимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, не позволяет создать эффективную систему налогообложения.

 

Кроме того, расчет инвентаризационной стоимости, как правило, осуществляется на основании данных первичной инвентаризации. В частности, БТИ определяют инвентаризационную стоимость, руководствуясь Собранием укрупненных показателей восстановительной стоимости зданий и сооружений для переоценки основных фондов, утвержденными ГК СМ СССР по делам строительства 14.07.1970 г.

 

Применение этого метода расчета не требует проведения повторной инвентаризации.   3. В случае введения местного налога на недвижимость, налоговая база будет устанавливаться на основе массовой оценки рыночной стоимости недвижимости для целей налогообложения. Для применения методов массовой оценки рыночной стоимости недвижимости, данные технической инвентаризации будут недостаточны. В частности, для расчета рыночной стоимости могут быть использованы такие данные как местоположение объекта (район), экологическая обстановка, удаленность от транспортных магистралей и т.п. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, при осуществлении расчета налоговой базы могут использовать архивы проектной документации, учитывать зонирование территории, отслеживать динамику цен на рынке недвижимости и использовать другие источники информации, в соответствии с выбранной ими методикой оценки.

 

Результаты первичной инвентаризации могут быть использованы для определения площади здания или отдельного помещения, которые необходимы для расчета рыночной стоимости.

 

В-четвертых, оценка эффективности системы технической инвентаризации и технического учета в целях контроля безопасности жилищного фонда показала:   В настоящее время, при совершении сделки с помещением в жилых многоквартирных домах, в обязательном порядке требуется проведение инвентаризации. Если в помещении была произведена несанкционированная перепланировка, инвентаризатор делает соответствующую пометку, в которой фиксирует совершенные изменения красными линиями. Регистрация прав на такие объекты федеральным законодательством не урегулирована. Обязанность БТИ в случае установления факта перепланировки, обращаться в суд, или уведомлять уполномоченные на это организации, чтобы добиться восстановления разрушенных конструкций здания законодательством не установлена.

 

Таким образом, обязательная инвентаризация, не решает проблему безопасности жилых помещений. Для обеспечения контроля за соблюдением строительных нормативов и правил, необходимо совершенствование механизмов выявления таких нарушений, том числе в рамках работы жилищных инспекций.   В-пятых, оценка эффективности системы технической инвентаризации и технического учета в целях обеспечения функций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций показала:   При расчетах размера субсидий гражданам, для восстановления частично разрушенного жилья в результате чрезвычайных ситуаций, сегодня используются архивы БТИ, а также производится оценка степени разрушений. Для выполнения этой задачи имеет значение наличие данных первичной инвентаризации и или проектной документации.      Кривов А.В.  Среднерусский университет (Институт управления и бизнеса), г. Калуга    СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ.     Переход к гражданско-правовому регулированию отношений собственности и к современным методам управления недвижимостью, требует, чтобы объекты управления были четко определены, сформированы юридически описаны. В связи с этим особо важное значение в период реформ приобретают вопросы стандартизации описания, оценки, кадастрового и технического учета объектов недвижимости, на основе их инвентаризации и регистрации.   Для этого необходимо передать полномочия по проведению технической инвентаризации коммерческим организациям, которые будут осуществлять данную деятельность на конкурентной основе.   1) Технический учет зданий и сооружений и кадастровый учет земельных участков необходимо объединить путем создания государственного кадастра недвижимости. Государственный учет земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений, должен осуществляться одним органом государственной власти.   2) На период разграничения государственной собственности на землю, а также приватизации земельных участков, целесообразно функцию по государственному учету объектов недвижимости отнести к компетенции Российской Федерации, с возможностью делегирования субъектам Российской Федерации.

 

3) Целесообразно установить, что для внесения объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости, заявителю достаточно предоставить сведения, в объеме, необходимом для однозначной индивидуализации объекта. Перечень таких сведений должен быть установлен федеральным законом.   4) Ответственность за достоверность сведений, предоставленных для государственного учета объекта недвижимости должен нести заявитель. Субсидиарную ответственность целесообразно возложить на организации и лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по описанию объектов недвижимости — землеустроителей и инвентаризаторов.

 

5) Необходимо установить механизм государственного регулирования и саморегулирования деятельности коммерческих организаций по описанию земельных участков, зданий и сооружений, в целях учета в государственном кадастре объектов недвижимости. Целесообразно предусмотреть обязательное страхование профессиональной ответственности лиц, осуществляющих такую деятельность.   6) Все сведения, которые не являются необходимыми для целей регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но необходимы для реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления возложенных на них функций и полномочий (безопасность объектов, налогообложение, статистический учет и др.), должны формироваться и учитываться путем создания информационных систем на государственном или муниципальном уровне, за счет средств соответствующих бюджетов.   7) Учет вновь построенных объектов необходимо осуществлять на основании предоставленных инвестором-застройщиком результатов первичной инвентаризации. Это обеспечит учет в кадастре объектов недвижимости таких данных как расположение здания сооружения на земельном участке, общей площади здания или помещения, поэтажного плана для постановки на кадастровый учет многоквартирных домов. Если регистрация прав на земельный участок осуществляется после сдачи объекта в эксплуатацию, то такие документы должны предоставляться одновременно с проектом плана земельного участка.   8) Необходимо разработать механизмы, обеспечивающие своевременный государственный учет и регистрацию прав на вновь построенные объекты недвижимости, во избежание уклонений от уплаты налога на недвижимость. Должны быть предусмотрены меры административной ответственности (в том числе штрафные санкции) за пользование вновь построенными объектами недвижимости, не учтенными в государственном кадастре недвижимости и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП.   9) При совершении сделок с объектами недвижимости, занесенными в кадастр недвижимости, инвентаризация должна осуществляться на добровольной основе по желанию правообладателя, за исключением случаев установленных законом. При этом, необходимо установить, что собственник объекта недвижимости, в случае реконструкции зданий, перепланировки помещений, затрагивающей несущие конструкции зданий, и других существенных изменений, обязан направить соответствующее заявление в орган государственной власти осуществляющий учет объектов недвижимости.

 

10) Для регистрации прав на сложные производственные объекты, необходимо изменить данное в ГК РФ определение имущественного комплекса.

 

Понятие имущественного комплекса должно быть использовано в целях упрощенной процедуры регистрации прав, а также обеспечения целостности при совершении сделок со сложными производственными объектами, включающими в себя здания, сооружения, оборудование и прочие конструкции. Нематериальные активы, права требования и долги, должны быть исключены из определения имущественного комплекса.

 

В отношении сложных объектов производственного назначения, необходимо разработать и утвердить правила их описания в целях регистрации прав. Перечень сведений о таких объектах недвижимости подлежащих государственному учету в целях регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должен быть установлен федеральным законом.   11) В целях обеспечения учета в государственном кадастре недвижимости уже существующих зданий и сооружений должны быть разработаны меры по передаче необходимых сведений из архивов БТИ, а также архивов проектной документации, если такие архивы ведутся органами архитектуры и градостроительства.   12) В целях снижения издержек, связанных с составлением планов земельных участков и данных о зданиях и сооружениях, необходимо:  — обеспечить ведение на муниципальном уровне архивов проектной документации, а также архивов документации о приемке объектов в эксплуатацию с правом доступа к таким архивам соответствующих организаций;  — обеспечить ведение открытых информационных ресурсов обо всех ограничениях по использованию земельных участков, включая документы территориального зонирования.   Финансирование функций по учету объектов недвижимости должно осуществляться за счет бюджетных средств, с введением соответствующей государственной пошлины.   На федеральном уровне должны быть утверждены регламенты информационного и правового взаимодействия государственного кадастра недвижимости с единым государственным реестром прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственными и муниципальными базами данных — адресный реестр, реестр водных объектов, реестр лесного фонда, архивы проектной документации, фискальный реестр, фонд градостроительной документации.   13) Необходимо разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации положение о порядке технической инвентаризации объектов недвижимости производственного назначения, в том числе промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, гидротехнических сооружений и других объектов недвижимости. В данном документе должен быть определен состав данных об объекте недвижимости, описываемых при проведении технической инвентаризации и подлежащих техническому учету.   14) После изменения законодательства в области технического учета и технической инвентаризации необходимо обеспечить поэтапное создание государственного кадастра объектов недвижимости, в том числе сохранность архивов документации, которая находиться сегодня на хранении в организациях технической инвентаризации технического учета.      Кривов О.А.  Среднерусский университет (Институт управления и бизнеса), г. Калуга     ИПОТЕЧНОЕ ЖИЛИЩНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ   В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ: СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПРОБЛЕМЫ     В настоящее время на территории Российской Федерации действуют различные программы ипотечного жилищного кредитования (государственные и негосударственные), и их количество неуклонно растёт, сопровождаясь постепенной переориентацией на рыночные условия кредитования и рефинансирование. Однако поле деятельности рыночных операторов в основном ограничено территорией Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточен основной спрос на «рыночные» ипотечные кредиты и рынок жилищных кредитов сформирован более полно.

 

К настоящему моменту наметилась тенденция выхода столичных операторов на региональные рынки, но все же пока нет оснований говорить, что рыночная ипотека заработала в регионах в полном объеме. На данный момент в большинстве субъектов Российской Федерации ипотечное жилищное кредитование (ИЖК) граждан осуществляется в рамках федеральной программы развития ИЖК с участием ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», в основу которой положена американская (двухуровневая) модель ИЖК.   Единая система рефинансирования АИЖК действует в 75 субъектах РФ. На территории трех субъектов (Иркутская, Смоленская, Ивановская области) она действует через систему сервисного агента. АИЖК установлены договорные отношения с 18 страховыми компаниями.   АИЖК аккредитовано 59 региональных операторов в 56 субъектах РФ. Региональные банки составляют 86% первичных кредиторов.   Кроме того, АИЖК заключило соглашения с 46 и аккредитовало 39 сервисных агентов. По Стандартам АИЖК выдают ипотечные кредиты 77 организаций из 59 регионов РФ.   В Калужской области формирование системы ипотечного жилищного кредитования началось в январе 2003 года с утверждения Правительством области Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Калужской области. В указанной Концепции были закреплены основные цели, задачи, этапы, а также основные мероприятия, которые необходимо реализовать для создания эффективных финансовых механизмов ипотечного кредитования населения региона на цели приобретения жилья через привлечение долгосрочных ресурсов в эту сферу и развитие инфраструктуры ипотечного рынка Калужской области.

 

Первым шагом в реализации Концепции стало учреждение калужского регионального ипотечного оператора АИЖК — ОАО «Калужская ипотечная корпорация».

 

Уставный капитал общества был сформирован в размере 100 млн.

 

рублей за счет средств бюджета Калужской области и ОАО «Калужский Земельный акционерный банк».

 

Контрольный пакет акций закреплен за Калужской областью. В 2004 году уставный капитал корпорации был увеличен еще на 30 млн. рублей.   В феврале 2003 года заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Правительством Калужской области, ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и ОАО «Калужская ипотечная корпорация» по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в области. С этого момента ОАО «Калужская ипотечная корпорация» начала осуществлять деятельность по выдаче и рефинансированию ипотечных жилищных займов по программе и на условиях, установленных Стандартами АИЖК. Уже в апреле 2003 года корпорация приняла первых клиентов, желающих улучшить свои жилищные условия с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования.   В том же году с целью развития региональной системы ипотечного жилищного кредитования на территории ряда районов области (г.

 

Обнинск, Малоярославецкий, Боровский, Жуковский районы) были созданы филиалы корпорации. Головной офис компании помимо работы в г.

 

Калуге осуществляет ипотечные сделки в Бабынинском и Дзержинском районах.

 

Созданное представительство в г. Кирове должно обеспечить выдачу займов на юге области.   К настоящему моменту корпорацией создана необходимая инфраструктура калужского ипотечного рынка.

 

В том числе:  1. Заключены соглашения с основными его участниками — банками, оценочными и риэлтерскими фирмами, страховыми организациями, строительными компаниями и т.д.;  2. Сформирована система взаимоотношений корпорации с инфраструктурными звеньями рынка ипотечных кредитов (нотариат, учреждение по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы опеки и попечительства и т.д.);  3. Подобран и обучен персонал.   В настоящее время в реализации федеральной программы развития ипотечного жилищного кредитования на основании Стандартов АИЖК на территории Калужской области задействованы помимо ОАО «Калужская ипотечная корпорация» два региональных банка — ООО банк «Элита» и ОАО «Калужский газовый энергетический акционерный банк «Газэнергобанк».   На сегодня, воспользовавшись услугами корпорации и двух указанных выше банков, решили свою жилищную проблему более 400 семей Калужской области. Выдано ипотечных кредитов и займов на общую сумму более 130 млн. рублей.

 

По состоянию на сегодняшний день АИЖК рефинансировано 73 ипотечных кредитов на сумму около 32 млн. рублей и 137 выданных ОАО «Калужская ипотечная корпорация» ипотечных займов на сумму около 47 млн. рублей. Существует проблема с необоснованным, по мнению корпорации, отказом АИЖК в рефинансировании 74 ипотечных займов на сумму более 22 млн. рублей.

 

Для ОАО «Калужская ипотечная корпорация» АИЖК установлен лимит рефинансирования в 1 млрд.

 

рублей. Однако, в связи с увеличением уставного капитала корпорации на 30 млн. рублей, лимит должен быть пересмотрен в сторону увеличения до 1 млрд. 300 млн.

 

рублей.   В настоящее время в г.

 

Балабаново Калужской области ведется строительство жилого комплекса. Данное строительство является пилотным проектом, в котором ОАО «Калужская ипотечная корпорация» выполняет функции заказчика-инвестора, а квартиры реализуются по схеме долевого участия в строительстве с использованием механизмов ИЖК.   Помимо корпорации и указанных выше банков, собственные схемы ипотечного жилищного кредитования применяют калужский филиал Сбербанка России, филиал АКБ «ФОРА-БАНК» и некоторые другие кредитные организации, осуществляющие деятельность на территории Калужской области. Так, например, осенью 2004 года в г. Калуге открыт филиал одного из крупнейших российских банков — ОАО «Банк внешней торговли» (Внешторгбанк), одним из направлений деятельности которого также станет ипотечное кредитование граждан на основании собственной программы.   Рассматривается возможность использования опыта Чувашской Республики в развитии рынка доступного жилья с привлечением иностранных кредитных ресурсов — открытие «Райфайзенбанк» (Венгрия) региональному оператору (ОАО «Калужская ипотечная корпорация») под гарантии Правительства Калужской области кредитной линии в евро для целей жилищного строительства.

 

Мероприятия с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования предусматривались при разработке ряда областных целевых программ.   В рамках реализации постановления Правительства РФ «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» законом Калужской области была утверждена областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Калужской области на 2003-2010 годы».

 

Региональным оператором по реализации указанной программы также стало ОАО «Калужская ипотечная корпорация»   В текущем году планируется принятие областного закона об организации системы ипотечного жилищного кредитования в Калужской области, которым будут определены основные принципы и направления взаимодействия между основными субъектами калужского рынка ипотечных жилищных кредитов, способы государственной поддержки жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и участвующих в реализации областных программ ипотечного жилищного кредитования (предполагается предоставление гражданам субсидий на уплату первоначального взноса и субсидирование платежей в счет погашения основной суммы долга по кредиту), а также порядок формирования маневренного фонда (фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на него в случае непогашения ипотечного кредита).   Сегодня развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Калужской области сдерживается следующими основными факторами, которые также характерны и для других регионов Российской Федерации:   — ограниченный платежеспособный спрос населения на жилую недвижимость;   — низкие темпы и объемы жилищного строительства, что обуславливает недостаточность предложения и высокую стоимость квартир на жилищном рынке;   — отсутствие опыта и практики работы с ипотечным кредитованием в различных, в том числе государственных структурах;   — недостаточная квалификация кадров, обслуживающих ипотечный рынок;   — психологические факторы, главным из которых является нежелание большинства населения России «жить в кредит», основной причиной чего является недостаточный уровень проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам ИЖК.      Матвеев А.В. д.т.н., профессор  Зейтунян М.А. преподаватель  НОУ Среднерусский университет (Брянский открытый институт управления и бизнеса), г. Брянск    НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ     Современные условия становления в России рыночной экономики предъявляют новые требования в вопросах обучения. Во многом это вязано с тем, что выпускник после окончания ВУЗа оказывается в условиях все возрастающей конкуренции за достойные рабочие места.

 

Кроме того, конкуренция становится движущей силой функционирования самих ВУЗов, т.к. абитуриенты будут останавливать свой выбор на тех учебных заведениях, где они смогут получить образование, которое, в первую очередь, способно обеспечить высокий уровень их практической деятельности. Выдержать подобную конкуренцию могут лишь те ВУЗы, где процесс обучения поставлен на серьезную научную основу.   Под научной основой понимается весь комплекс научных подходов к процессам обучения. В первую очередь это применение последних научных достижений и открытий в ходе лекционных, практических, лабораторных занятий, написания курсовых и дипломных работ. Этот компонент научного подхода к образованию в той или иной степени успешности отработан как в государственных, так и в негосударственных ВУЗах. Серьезные вопросы стоят здесь в основном в материально-техническом и методическом обеспечении этой работы.

 

Гораздо большую проблему представляет организация научно-исследовательской работы студентов, в том числе и под руководством преподавателя. Направленность подобных работ может и должна быть не только чисто теоретической, но и практической, посвященной исследованию конкретных проблем, в том числе и на местном, региональном уровне.   Для постановки серьезной научно-исследовательской работы студентов в ВУЗе также необходим целый комплекс условий.

 

В частности, наличие высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, соответствующей материально-технической базы, большой организационной работы по формированию кружков и проблемных студенческих групп.

 

Помимо этого необходимо формирование условий для продвижения и использования результатов их работы.   Одной из форм подобной научно-исследовательской работы может быть участие в различного рода конкурсах и олимпиадах.

 

В НОУ Брянский открытый институт управления и бизнеса сформирована система отбора работ для участия в таких мероприятиях.   Систематически ведется работа со студентами, чьи изыскания имеют практическую значимость и обладают высоким уровнем теоретической подготовки. При выдвижении на конкурс работа проходит отбор на нескольких этапах.

 

На первоначальном этапе работу к участию в конкурсе рекомендует научный руководитель. Затем проект рассматривается на уровне кафедры, после чего выносится решение о его соответствии предъявляемым требованиям и рекомендуются, по необходимости, отдельные доработки. Следующий уровень рассмотрения студенческой научно-исследовательской работы — обсуждение работы на уровне факультетов.

 

Завершается рассмотрение студенческой работы на конкурсной комиссии Института, которая оценивает научную и практическую ценность работы. Пройдя все этапы, студенческий проект может быть допущен к участию во внешнем конкурсе.   Такая методика приносит свои плоды. Зимой 2005 года от НОУ Брянский открытый институт управления и бизнеса для участия в Пятой Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства России было отправлено 16 работ, прошедших отбор внутри института. Из них 6 проектов заняли призовые места (2-5) и 4 работы были отмечены специальными призами.   Высокую оценку получают проекты студентов института и на местом уровне. На прошедшем в мае 2005 г. областном открытом конкурсе на лучшую студенческую научно-практическую работу «Студенты ВУЗов — Брянщине», в котором принимали участие студенческие проекты ведущих государственных и негосударственных высших учебных заведений города и области, работы НОУ Брянский открытый институт управления и бизнеса заняли достойные места — 1-3 места в различных номинация, два проекта отмечены экспертными комиссиями в качестве лауреатов. Все проекты, выделенные в ходе конкурса, имеют практическую направленность и рекомендованы для применения на предприятиях города и области.   Награды, завоеванные студентами ВУЗа на конкурсах и олимпиадах, создают некоторую известность и самому учебному заведению. А это в свою очередь стимулирует активность студентов уже обучающихся в ВУЗе и привлекает новых абитуриентов, заинтересованных в получении качественного и конкурентоспособного образования.

 

Матвеев А.А.  Всероссийский институт гидротехники и мелиорации, г. Москва    РЕАЛИЗАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ — ОСНОВА ПРОЦЕССА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ.     Эффективность системы хозяйствования зависит от множества факторов, таких как профиль и размер производства, специализация, расходы на НИОКР, плотность конкурентной среды и т.д.

 

Все это является составной частью конкурентной стратегии хозяйственной системы.   Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития системы /1/.   Зарубежные исследователи выделяют четыре различных уровня стратегии компании: корпоративную, бизнес-стратегию, функциональную и операционную стратегию.   Для российских условий особенно важно отметить корпоративную и функциональную, как имеющие широкие перспективы применения. Под корпоративной стратегией понимается внутрифирменное планирование эффективного использования финансовых, кадровых, материальных и других ресурсов между различными направлениями подразделениями, определение приоритетов деятельности.

 

Под функциональной стратегией понимается набор задач, поставленных перед каждым из сегментов (отдел, цех, бригада) товаропроизводящего предприятия. Функциональные стратегии разрабатываются для каждого из этапов деятельности фирмы и являются подчиненными бизнес-стратегиями, хотя иногда, они определяют конкурентную стратегию фирмы.   Существует несколько общих факторов, под влиянием которых может уменьшаться (как, впрочем, и увеличиться) любой из элементов структуры стратегических затрат.

 

Так называемые, структурные и исполнительные факторы Структурные включают: изменение масштабов производства; эффект кривой опыта; смена технологии; интенсивность капиталовложений; изменение широты ассортимента   К исполнительным факторам относим; возможность (способность) к повышению квалификации персонала; контроль качества продукции; период для запуска новых разработок в производство («инкубационный период»); степень использования мощностей; эффективность работы с поставщиками и клиентами.

 

В настоящее время, в условиях информатизации общества, углубления специализации и кооперации труда финансовое положение предприятий в экономически развитых странах все больше зависит не только от снижения издержек производства. В условиях жесткой конкуренции на рынке снизить уровень издержек производства предприятию ниже определенного предела часто бывает практически невозможно. В борьбе за потребителя первостепенное значение приобретают неценовые формы конкурентной борьбы, в том числе диверсификация.   Диверсификация может быть достигнута за счет объединения предприятий родственных и поддерживающих отраслей. Объединяемые предприятия могут выпускать не только разные товары, но и использовать разные стратегии для достижения конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.   Поэтому разумно высказать предложение, заключающееся в совмещении конкурентных стратегий, подтверждают результаты исследования 120 западных и японских промышленных компаний.

 

Использование ими сразу нескольких стратегий в поисках конкурентного преимущества поставило их в более выгодное положение по сравнению с их конкурентами, которые придерживались одной доминирующей стратегии в рамках самостоятельных подразделений.

 

Опираясь на свои конкурентные преимущества высокого порядка — высококвалифицированные кадры, используя возможности технологий в ряде отраслей, корпоративные хозяйственные системы России могут достичь конкурентоспособности, как на внутреннем, так и внешнем рынке.   И хотя сегодня структура экономики России по-прежнему находится в процессе трансформации, и большинство хозяйствующих субъектов не имеют ярко выраженной стратегии, очевидно, что в недалеком будущем Россию ожидает бум корпоративных слияний и массовая перегруппировка во всех без исключения отраслях. Но для этого необходимо постоянное совершенствование методов эффективного использования и подготовки кадров.      Матчинов В.А.  Калужский филиал Московской сельскохозяйственной академии  им. К.А.

 

Тимирязева, г.

 

Калуга    УЧЕТ И АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ  КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ОРГАНИЗАЦИЙ АПК     На сегодняшний день актуальность предоставления государственной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям не теряет своей остроты.

 

Одной из особенностей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей является то, что практически каждое из них нуждается и в той или иной форме получает поддержку из бюджетов всех уровней, как впрочем, и в любой развитой стране. Эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства в сложных условиях российской экономики приобретает особое значение, в частности как инструмент повышения конкурентоспособности организаций АПК. С одной стороны все сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в государственной поддержке и все развитые страны дотируют своих товаропроизводителей. С другой стороны встаёт проблема эффективного использования государственной помощи. Соответственно крайне необходима соответствующая информация и методика анализа эффективности использования государственной помощи. Данные аспекты на наш взгляд исследованы недостаточно.   На протяжении 90-х годов произошли существенные изменения в системе бюджетной поддержки агропромышленного комплекса. Объемы бюджетных ассигнований в 2000-х годах, выделяемых непосредственно сельскохозяйственным товаропроизводителям, из федерального бюджета реальном исчислении сократились в 1,2 раза а на региональном уровне возросли в 1.2 раза. Примерно аналогичная ситуация и по их структуре.

 

Происходит смещение поддержки с федерального на региональный бюджет. Если в начале 90-х годов, в соответствии с законом РСФСР «О социальном развитии села» (1990г.) и ранее принятыми законами, почти все мероприятия по сельскому хозяйству финансировались за счет федерального бюджета, то уже в начале 2000-х годов и по сегодняшний день финансирование сельского хозяйство все больше осуществляется за счет региональных и местных бюджетов.

 

Данная тенденция представлена в таблицах 1 и 2 (раздаточного материала). Федеральным закон РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства», определён только перечень мероприятий государственной поддержки, финансируемым из федерального бюджета. Объемы и направления основной массы ассигнований делегированы региональным органом власти при формировании своих бюджетов.

 

Такое положение неизбежно приводит к разрушению единой бюджетной политики по отношению к сельскому хозяйству, предопределяет различные методологические подходы при решении однотипных задач и снижению эффективности государственных средств.   Финансирование сельского хозяйства в виде государственной помощи осуществляется как на возвратной основе (покупки племенных животных, льготное кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве и др.), так и на безвозвратной основе (инвестиции на целевые мероприятия, включая затраты на мелиорацию, компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений, др.).   В последнее время широкое распространение приобрело получение субсидии из бюджетов разных уровней на компенсацию части процентной ставки за пользование коммерческими кредитами.   В 2004 году Калужская область впервые увеличивает размер субсидий по кредитам практически до 95/100 от произведенных заемщиком затрат на уплату процентов. Также в 2004 году принято постановление о предоставлении субсидий и по инвестиционным кредитам. Таким образом, в 2004 году калужские аграрники получили реальный доступ к кредитам в коммерческих банках под 1% процент или даже менее.   Учет государственной помощи в настоящее время ведется на специальном счете для отражения целевого финансирования 86 «Целевое финансирование». Необходимо отражать в системе счетов бухгалтерского учета как минимум следующие операции:   — принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету;   — списание бюджетных средств со счета целевого финансирования по назначению;   — возврат средств бюджету.   Отметим, что практически не имеется разработок и схем по отражению бухгалтерских операций по учету целевого финансирования в разрезе субсчетов. Наши исследования проводятся в ФГУП «Совхоз Росва». Исходя из изложенного, мы предлагаем внести изменения в рабочий план счетов ФГУП «Совхоз Росва», по счету 86 «Целевое финансирование» дополнив его следующими субсчетами:   — субсчет 86-1 «Государственная помощь из Федерального бюджета»;   — субсчет 86-2 «Поступления государственной помощи из регионального бюджета»;   На первом субсчете предлагается отражать получение и использование видов государственной помощи, которые предоставляются на федеральном уровне, а на втором — все виды региональной помощи.   В целях более подробного отражения операций по учёту целевого финансирования в организациях целесообразно вести аналитический учет в развитие субсчетов по конкретным видам государственной помощи и их направлениях.   Например, к субсчету 86-2 «Поступления государственной помощи из регионального бюджета» в ФГУП «Совхоз Росва» будут открыты следующие аналитические счета:   — «Компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений»   — «Государственная поддержка кадрового потенциала», и др.   Общая схема учета утверждена в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и «Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету в сельскохозяйственных организациях государственных субсидий и других видов государственной помощи». Поэтому подробно мы на этом не останавливаемся. Вместе с тем, на наш взгляд существует один методологический недостаток. По действующей схеме учёта государственная помощь в конечном итоге по мере целевого её использования списываются на финансовые результаты. Сначала в Кт 98 счета и затем в Кт 91 счета. Таким образом, информация о сумме государственной помощи растворяется в финансовых результатах. Соответственно отследить в динамике её роль в накоплении капитала не получается. Целесообразно было бы разрешить сельскохозяйственным организациям списывать государственную помощь на добавочный капитал. Но данный аспект требует дополнительных глубоких исследований.   В налоговом учете средства целевого финансирования и целевого поступления в соответствии со ст. 251 НК РФ относятся к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы.

 

Исключение могут составлять только доходы организации, полученные за счет такой формы государственной помощи как компенсация части недополученной выручки. Сельскохозяйственные организации часто не учитывают это и несут неоправданно финансовые потери, так как такого рода государственную помощь подлежит налогообложению в установленном порядке. Суммы отражают при получении или начислении государственной помощи по Кт 90. В этой связи следует разграничивать потоки информации в бухгалтерском учете на счетах, чётко выделяя при этом те виды помощи, которые идут в качестве компенсации к недополученной выручке.   Следует также отметить, что у нас в настоящее время отсутствует и методика аудита и особенно анализа эффективности использования государственной помощи, что в свою очередь не позволяет должным образом оценивать её эффективность на уровне организации, а также региона и государства. В Калужской области этому препятствует отсутствие четкой программы развития агропромышленного комплекса, хотя бы на среднесрочную перспективу. Для того чтобы провести анализ эффективности использования государственной помощи, необходима информация по определенной динамике, а постоянное изменение (сокращение) существующих программ практически не позволяет этого сделать.

 

Правительство Калужской области, в сентябре 2004 года, отметило необходимость разработки областной целевой программы «Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в Калужской области до 2010 года». Разработку программы решено провести в два этапа.

 

В соответствии с этим министерству сельского хозяйства поручается в срок до 10 декабря 2004 года представить концепцию программы на рассмотрение в правительство области. В данной концепции определены основные направления и принципы государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Калужской области на период до 2010 года в соответствии с приоритетами государственной политики, программы социально-экономического развития Калужской области; обосновано нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции, также намечены критерии и основные показатели оценки эффективности сельскохозяйственного производства.

 

По нашему мнению для оценки эффективности потребуется методика анализа. В связи с актуальностью нами разработаны подходы и её основы. Для этого необходимы данные и желательно за 5 лет, о размерах, видах, направлениях государственной помощи. Кроме того, необходимо рассчитать уровень рентабельности, как минимум за текущий и предыдущий год. Затем по предлагаемой формуле вычислится так называемый «коэффициент эффективности использования государственной помощи». Данная формула выглядит следующим образом: (Р1-Р0)/((П1/П0*100)-100), где:   Р1 — значение базового показателя на конец отчетного года, %   Р0 — значение базового показателя на конец предыдущего года, %   П1 — сумма государственной поддержки программ и мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства за отчетный год, тыс. руб.

 

П0 — сумма государственной поддержки программ и мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства за предыдущий год, тыс. руб.   Если значение данного коэффициента меньше нуля, то использование государственной помощи при прочих равных условиях является не эффективным. При исследовании каждого показателя можно выявить нецелесообразность предоставления государственной помощи. Если же значение показателя находится в пределах от нуля до единицы, то использование государственной помощи имеет среднюю эффективность. Значение коэффициента равное или больше единицы означает, что использование государственной помощи является эффективным   Мы представили данную формулу в обобщенном варианте.

 

В качестве базового показателя может использоваться как рентабельность основной деятельности организации, так и рентабельность отдельных видов хозяйственной деятельности (животноводства, растениеводства и т.д.).   Дополнительно полезна информация об объемах производства продукции (работ, услуг), в том числе и по видам под которые выделялась государственная помощь.   Безусловно, вышеперечисленные тезисы требуют дополнительных исследований и практической апробации. Но без соответствующего информационного обеспечения, схем бухгалтерского учета, методик аудита и анализа, повысить эффективность государственной помощи сложно.      Мудров А.Б., к.э.н., доцент  зам.

 

декана факультета менеджмента и права  НОУ Среднерусский университет  (Брянский открытый институт управления и бизнеса), г. Брянск    НЕЭКОЛОГИЧНОСТЬ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ, УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ИХ НЕКОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ.     В соответствии с законом РФ «Об образовании» преподавание основ экологии является обязательным для всех специальностей высшего профессионального образования, включая экономические.   Вместе с тем, при обучении экономистов, менеджеров, маркетологов как по программе высшего профессионального образования, так и профессиональной переподготовки, дисциплины экологической и природоресурсной направленности не являются прикладными и практически не учитывают требований международного экологического стандарта ISO 14000 и международного стандарта качества ISO 9000 при принятии управленческих решений как в отраслях отечественной экономики, так и во внешнеэкономической деятельности.   Такое положение дел в образовательной сфере Российской Федерации фактически сформировало экономическую и природоресурсную политику антиэкологической направленности и, как следствие, производство неэкологичных в своей основе товаров, техники и технологий.   Учитывая, что для индустриально развитых стран мира, особенно стран Западной Европы и Японии, вопросы экологической безопасности и высокого качества окружающей среды являются национальными приоритетами, российская продукция на мировом рынке товаров и услуг (кроме природоресурсного сырья и вооружений) является неконкурентноспособной. Так, большинство автомобилей отечественного производства не могут экспортироваться в Европу из-за значительного превышения содержания монооксида углерода (угарного газа) в их выхлопных газах относительно аналогичного показателя в европейских нормах безопасности.   По таким же причинам российским самолётам ограничен доступ в воздушное пространство США, Австралии и ряда других стран из-за превышения мировых норм по шуму авиадвигателей.   Безусловно, многие экономические государства- партнёры России используют экологические факторы, как рычаг в недобросовестной конкурентной борьбе как за собственные рынки, так и за рынки третьих стран — достаточно в качестве примеров привести Монреальский протокол по одноразрушающим веществам, ликвидировавший мировое производство фреона и Киотский протокол по ограничению выбросов двуокиси углерода, который фактически установил ограничение для экономического роста большинства стран, в том числе России.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх