EЛГАEВА А Г НEПРEРЫВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ И КОНКУРEНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНEСА СПБ 2005 61 С 4

  Однако, Российская Федерация должна учитывать в своей социально — экономической и природоресурсной политике не только общемировую тенденцию по глобальной экологизации общественного производства товаров, услуг и технологий, но и мирового общественного сознания.   В этой связи в указанном направлении, требуется серьёзная реформа российского экономического, юридического и технического образования. Без этого попытки экологизации как отраслей экономики России в целом, так и отдельных технологических процессов и управленческих решений будут обречены на провал.              Паршенок В.Л.  НОУ Среднерусский университет  (Брянский открытый институт управления и бизнеса), г. Брянск    ОБРАЗОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАНИЯ В РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ     В современной России спад интереса к высшему образованию, имевший место в первой половине 1990-х, преодолен. За 1998-2002 годы контингенты вузов почти удвоились. В 2000-м — во многом знаковом для российского высшего образования году — число выпускников школ сравнялось с числом тех, кто был принят в вузы. В 2002-м прием в вузы уже на 200 тысяч человек превосходил выпуски из школ. В 2003-м в высшие учебные заведения было принято 1,6 миллиона человек.   Чтобы не потерять чувство объективности, надо заметить, что частично абсолютное увеличение спроса на высшее образование было связано с демографическими процессами. Как известно, в России число родившихся быстро росло во второй половине 1970-х — начале 1980-х, в 1983-1987 годах оно стабилизировалось, а с 1988 года начало интенсивно снижаться. В результате, к концу 1990-х годов численность населения в типичных возрастах поступления в вузы (17-19 лет), по сравнению с началом десятилетия, увеличилась на 15-20 процентов.   За десятилетие российских реформ в системе высшего образования произошли значительные и очень противоречивые изменения. Резко выросло число высших учебных заведений и студентов. В дополнение к бесплатному обучению активно развивается рынок платных образовательных услуг.   Эти процессы меняют ситуацию с доступностью высшего образования и для других возрастных групп населения — появляется возможность их профессионального роста.   Высшее образование молодых людей имеет принципиальное значение, поскольку означает возможность вырваться за пределы «зарезервированных» для них низовых секторов российского рынка труда, рассчитывать на повышение социального статуса и интеграцию в более благополучные социальные страты.   А что изменилось в знании в последнее десятилетие и что продолжает происходить?   Прежде всего, это резкое ускорение темпов и усложнение всех сфер общественного развития вследствие информационного бума и появление новых информационных технологий. Невообразимо повысилась доступность и скорость передачи информации, особенно с возникновением Интернета, хранение ее в базах данных, которые образуют киберпространство.   Распространение новой экономики, основанной на знании, оказалось взрывной волной, которая обеспечила новый этап гонки для развитых стран. Изменилась вся система знания, и общества, в которых укрепляется высокая технология, начинают реорганизовывать свои знания. То, что необходимо в бизнесе и политике, становится более абстрактным и новым с каждым днем. Рискуя следовать за имеющимся знанием, мы невольно оказываемся в фарватере информации. Пока мы изучаем законодательство, оно, несомненно, станет другим. Преобразится экономика. А уж о формах обретения знания и говорить не приходится. Теперь в эпоху постмодернизма меняется контекст обучения. Сейчас знание обретает форму знака, символа, метафоры. Прогресс в области искусственного интеллекта и экспертных систем предоставляет новые способы сосредоточения экспертного знания. Отсюда повышенный интерес к «размытой логике», нейробиологии и другим интеллектуальным направлениям, которые имеют отношение к самой структуре знаний. Иначе говоря, знания реструктурируются по меньшей мере так же глубоко, как многие социальные факторы. Масштабные и интенсивные преобразования, происходящие в современном обществе, касаются теперь не только сферы культуры, политики, экономики и хозяйства, но и всех сфер жизни.   Такое положение дел представляет серьезный вызов существующей системе образования, поскольку все большее число людей делают неприятное для себя открытие об ограниченности собственных познавательных перспектив вследствие архаичности и негодности мыслительных средств, сформированных в период ученичества. Знание становится все более «скоропортящимся продуктом». Сегодняшний «факт» превращается завтра в «дезинформацию». Поэтому необходимо выделение в образовательных системах наряду с традиционным учебным компонентом особой системной части, которая должна обеспечивать новый познавательный технологизм, построенный на основе методов, свойственных науке.   Человек должен учиться тому, чтобы вовремя отказываться от устаревших идей, а также тому, как и когда их заменить. Поэтому образовательные системы должны переплетаться с окружающей действительностью. Это диктует необходимость непрерывного образования как фактора успешного развития личности в современном мире.   В концепциях непрерывного образования необходим охват образованием всей жизни человека, понимание образовательной системы как целостной.        Панарина Н.А.  Государственный университет Высшая школа экономики, г. Москва    НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА.     Понятие «конкурентоспособность» получило широкое употребление в системе бизнес — образования, в этой связи, словосочетания: «конкурентоспособность вуза», «конкурентоспособность специалиста» являются в настоящее время привычными и, можно сказать, необходимыми характеристиками качественного образования.   Справедливо задать вопрос: «Чем определяется «конкурентоспособность» специалиста на рынке труда?»   По нашему мнению, главным образом конкурентоспособность специалиста любой отрасли производства, сферы услуг характеризуется наличием требуемого для данного рынка труда уровня знаний и умений. Известно, что цикл «распада», потеря актуальности знаний специалиста 6 -8 лет, что обусловлено стремительностью интеллектуального и технологического обновления. В такой ситуации наиболее трудоспособная часть населения в возрасте от 30 — 40 лет, получившая образование в середине 80 — х начале 90 — х годов прошлого столетия в настоящий момент вынуждена обновлять и повышать уровень своих профессиональных знаний.   Подготовка и переподготовка, обновление знаний и умений становятся ключевыми вопросами конкурентоспособности любого специалиста. Подобная деятельность носит название непрерывного образования, данный термин является аналогом английского термина Long Life Learning. Попытаемся дать определение непрерывному образованию, рассмотрев его характерные признаки.   Непрерывное образование — представляет собой целенаправленную, неограниченную во времени деятельность человека по освоению новых знаний, приобретению необходимых ему навыков и умений посредством взаимодействия с разнообразными информационными источниками.   Исходя из предложенного определения «непрерывного образования», можно выделить следующие признаки непрерывного образования:   — целенаправленность получения образования   Этот параметр чрезвычайно важен, так как непрерывность образования не сводится к механическому соединению этапов жизни (дошкольное, школьное, вузовское и т.д.), а формируется проблемной ситуацией, которая вынуждает человека пополнять знания, приобщаться к культуре.   Существуют разные виды мотивов, стимулирующие человека получать новые знания. Во — первых, потребность повысить свой профессиональный уровень до требуемого в профессиональной деятельности, во — вторых, освоение новой специальности, работы побуждает индивида получать новые знания. В — третьих, стремление глубоко осмыслить проблемы, выходящие за пределы личного бытия, и носящие глобальный характер.   — временная неограниченность образования   Сам по себе термин «непрерывное», несомненно, указывает нам на некоторую временную бесконечность, незаконченность процесса обучения. Получение образования не может ограничиваться какой-то возрастной группой, если в детстве и в юности получение образования является для человека ведущим видом деятельности, то на последующих этапах его жизни овладение новыми знаниями, навыками является важным компонентом жизнедеятельности личности.   — бесконечность источников получения информации, знаний   Данный параметр означает многообразие источников получения информации человеком на каждом отрезке жизни. Действительно, источники получения знаний весьма разнообразны и, по сути, бесконечны: справочники, пособия, книги, лекционные и аудиторные занятия. Не менее значимым, чем традиционное обучение для развития личности является профессиональная деятельность, путешествия, средства массовых коммуникаций.   Суммируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что в современном обществе непрерывное образование — деятельность индивида, направленная на повышение конкурентоспособности на рынке труда, посредством получения требуемого индивиду образования с помощью различных форм обучения.   Современное общество порождает появление системы бизнес образования, выпускающей, как рядовых менеджеров, так и специалистов среднего и высшего звена.   Очевидно, что в настоящее время бизнес — образование должно отвечать следующим требованиям:   — Соответствовать потребностям индивида, т.е. предоставлять возможность получить качественное образование в быстрые сроки, в удобной форме   — Соответствовать потребностям общества в подготовке тех или иных специалистов.   Современный темп жизни, недолговечность актуальности получаемых знаний диктуют необходимость получения образования в быстрые сроки, поэтому традиционная форма получения высшего и среднего профессионального образования с очной формой обучения, несомненно, является неприемлемой для специалистов, желающих в короткие сроки повысить свой профессиональный уровень.   Наиболее популярной формой получения бизнес — образования для работающих специалистов с целью сохранить или повысить свой социально- профессиональный статус является образование в дистанционных вузах.   Для наглядной демонстрации отношения студентов к дистанционному образованию, мотивов их поступления в вузы, приведем некоторые данные проведенного нами социологического опроса студентов ряда дистанционных вузов. Исследование проводилось в октябре 2004 года.   Основная задача социологического исследования, основанного на анкетировании студентов 4 вузов (Институт Управления и бизнеса г. Калуга, Брянский открытый институт, Тульский филиал Института Управления и бизнеса, Гуманитарный Институт г. Обнинск) состоит в изучении особенностей дистанционных образовательных услуг.   Согласно полученным данным, возраст студентов дистанционных вузов следующий:   Возрастные параметры ИУиБ  г. Калуга ТФ ИУиБ БОИУиБ Гуманитарный  Институт 0т 22 до 30 48% 45% 41% 19% От 30 до 40 24% 25% 20% 15% Как видно из приведенной выше таблицы, студентами дистанционных вузов являются преимущественно люди в возрасте 22 — 40 лет, т.е. в возрасте старше обычного возраста студентов. Исключение составляют студенты Гуманитарного Института, в котором возраст 66% из числа опрошенных, не превышает 21 год.  Исследование показало, что дистанционное образование необходимо в первую очередь студентам, желающим совмещать учебу с работой на государственном предприятии, в коммерческой организации.  Социальный статус студентов  Как известно вузы с технологиями дистанционного обучения предоставляют два уровня образования: высшее профессиональное и профессиональную переподготовку. Подавляющее большинство студентов, исследуемых вузов получают высшее профессиональное образование (99% — 95%), по таким специальностям (направлениям) как:   — Бухгалтерский учет и аудит  — Финансы и кредит  — Менеджмент организаций  — Юриспруденция           ИУиБ ТФИУиБ БОИУиБ Гуманитарный Институт Государственный  служащий, руководитель государственного предприятия 18% 20% 22% 11% Сотрудник коммерческой организации, топ — менеджер, генеральный директор, учредитель коммерческой организации 25% 21% 15% 15% безработный 6% 9% 13% 50%  Для студентов анализируемых вузов, расположенных в г.Калуга, Тула, Брянск, Обнинск постоянным местом жительства являются не только указанные города, но населенные пункты, расположенные в данных областях. При этом студентам в большинстве случаев не приходится приезжать на занятия в данные города, поскольку консультации проводятся в их населенных пунктах. Это возможно благодаря большому количеству представительств, существующих у дистанционных вузов. Так, в Брянской области работает 16 представительств НОУ Брянский открытый институт управления и бизнеса. В г. Тула проходят обучения 35 % опрошенных студентов тульского института, остальные студенты, живя в разных населенных пунктах, получают консультации и проходят текущие испытания по месту жительства (Новомосковск 15%, Алексин 14%, Серпухов 11%, Узловая 12%, Климовск 13%). Аналогичная ситуация складывается в Институте управления и бизнеса, в котором 56% из числа опрошенных учатся непосредственно в Калуге, оставшиеся 44 % студентов имеют возможность овладевать профессиональными образовательными программами на базе представительств вуза: в г.Кирове, Суворове, Кондрово. Исключение составляет Гуманитарный институт, расположенный в г. Обнинск, в котором лишь половина (49%) проживают в Обнинске, остальные в различных населенных пунктах (Малоярославец, Калуга, населенные пункты в Московской области). Однако местом проведения аудиторных занятий для всех респондентов является г. Обнинск.   В результате опроса, были выявлены следующие факторы, которые демонстрируют мотивацию поступления в дистанционные вузы:   — возможность обучаться по месту жительства (22% -19%)  — возможность совмещения обучения с работой (30% 16%)  Положительно влияют на удовлетворенность процессом обучения, следующие особенности дистанционного образования:  — использование в обучении кратких, информативных учебников и пособий  — график учебы, расписание консультаций и текущих испытаний  — определяемый самостоятельно темп обучения  К негативным моментам, влияющим на удовлетворенность качеством обучения, по мнению респондентов являются:  — недостаточный уровень оснащенности вузов компьютерной техникой  — нехватка учебной литературы в библиотеках вузов  Принимая во внимание приведенные выше данные, попробуем кратко сформулировать преимущества обучения в дистанционных вузах. А именно:  — Обучение без отрыва от работы и смены места жительства (получение диплома Московских и областных вузов при обучении в населенных пунктах проживания)    — Удобный график учебы, рассчитанный на работающих студентов    — Получение качественного, актуального в настоящий момент бизнес — образования, позволяющего быть конкурентоспособными специалистами на рынке труда.      Полешенко Ю.Ю.  Среднерусский университет (Тульский филиал Института управления и бизнеса), г. Тула    МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА     В быстроменяющихся экономических и политических условиях интернационализации бизнеса современной России в целом возрастает потребность в новой информации об эффективном управлении, о новых методах и способах менеджмента в России, основывающихся на международных технологических и этических стандартах.   В начале 90-х годов прошлого века в связи с изменениями политических, экономических и социальных условий предприятия России начали осознавать необходимость своей реформы. В середине 90-х гг. назрела необходимость пересмотра ведения дела: бизнес начинает ориентироваться на потребление, а не на производство.   Такое положение обязывает менять подходы к решению проблем. Таким образом, происходит изменение методов управления. Иными словами, для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо ориентироваться на рыночную концепцию управления.   Одним из условий успешного функционирования и развития предприятия является повышение его производительности. Однако, в настоящее время отмечается недостаточный уровень производительности даже на лучших предприятиях страны. В результате анализа недостаточного уровня производительности, специалисты по управления — аналитики и практики — выделили 2 основных фактора:   «недоразвитость рыночной инфраструктуры;   недостаток управленческой культуры, навыков организации труда, конкуренции, низкую квалификацию менеджеров».   Если первая причина связана с макроэкономическими условиями, то с причинами второго типа нужно «работать.2 в масштабах самого предприятия.   Таким образом, повышение квалификации управляющего персонала является важным фактором работы предприятия, повышения качества обслуживания, престижа и, следовательно, его устойчивости.   В современных Российских условиях есть несколько путей профессионального и личного роста:   получение диплома вуза;   прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации;   получение диплома кандидата или доктора наук;   приобретение определенного трудового опыта;   иные методы.   Помимо этого можно привести перечень дополнительных форм и методов интеллектуального развития персонала:   работа в смежных областях деятельности;   изучение иностранных языков, компьютера;   участие в научных и профессиональных семинарах, конференциях, выставках;   участие в конкурсах;   участие в общественной деятельности;   хобби и увлечения;   А также:   приглашение специалистов извне (в том числе иностранных):   участие в программах по международному обмену, стажировки за границей;   корпоративный тренинг.   Первые шесть видов подготовки воздействуют в основном на уровень общего развития. Однако они незначительно воздействуют на уровень профессионализма в специфических областях деятельности, необходимых конкретному предприятию. Главное достоинство этих видов — незначительный отрыв персонала от работы.   Особо следует отметить приглашение специалистов извне, участие в программах по международному обмену и стажировки за границей. Такие методы требуют определенной подготовленности сотрудника к восприятию новой организационной среды, иных методов работы, иной культуры. Во-вторых, информацию, полученную из иной корпоративной среды следует использовать для сравнения, но не для прямого использования. В-третьих, они требуют временных (включая поиск информации, помимо самой стажировки) и финансовых затрат.   В результате использования такого метода предприятие имеет возможность получить кадры с более высоким интеллектуальным потенциалом, позволяет взглянуть на деятельность организации извне.   Корпоративный тренинг представляет собой пока новое для Российских предприятий направление. Он обладает рядом преимуществ, особенно ценных в современной, постоянно меняющейся обстановке, а именно:   меньшими временными затратами на обучение персонала при наибольшей эффективности и соответствии специфическим задачам предприятия;   меньшими финансовыми затратами (по сравнению с приглашением специалистов извне и стажировками);   возможностью поэтапного развития;   воздействием не только на уровень квалификации, но и на мотивацию сотрудников.   Помимо этого, корпоративный тренинг является:   средством управляемого преобразования системы знания сотрудников. А также опыта всей организации в целом;   средством мониторинга профессионального уровня сотрудников;   инструментом, облегчающим проведение преобразований в организации.   Основное назначение корпоративного тренинга заключается в подготовке и развитии навыков персонала для эффективной работы в организации.   Целью корпоративного тренинга является формирование общих представлений об основных областях и способах ведения бизнеса. Корпоративный тренинг ориентируется на формирование конкретных навыков, знаний и умений, необходимых данной организации для решения специализированных задач.   Таким образом, использование того или иного метода в конечном итоге зависит от конкретных целей, являющихся приоритетными в данное время для руководства данного предприятия. Меры по повышению квалификации персонала должны являться частью системы поэтапного развития организации.    Литература:    1.»Лень — матушка» или плохой менеджмент? Причины низкой производительности труда на лучших Российских предприятиях.//Ведомости — 1999. — 29.09. — с. Б-6.  2.Клярин М.В. Корпоративный тренинг — инструмент развития менеджмента.//Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. — №3 — с.62.      Разумова Е.Д.  Среднерусский университет (Тульский филиал Института управления и бизнеса), г. Тула    ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА     Общество не может эффективно функционировать без управления. Поэтому управление является неотъемлемой частью всех сфер деятельности и отношений, имеющих место в социуме.   Отечественный опыт управления неразрывно связан с историей России и так же, как и наша история, весьма своеобразен. В России можно отметить специфику управления, обусловленную своеобразием исторического развития и особенностями национального менталитета.   История Россия — исключительно сложный, противоречивый и скачкообразный процесс [1]. Возникновение сильного восточнославянского государства, падение татарского ига и образование Московского государства, формирование Российской империи, рождение Советской России — таков многовековой российский исторический путь развития.   Специфической особенностью управления экономической жизнью в России на протяжении многих веков оставалась самоорганизация в рамках самоуправляющей общины. В деревнях руководство делами общин осуществляли избранные из крестьянской среды путем демократических выборов на сельских сходах старосты, а также десятские и сотские. В артелях тоже проходили выборы руководителей, и большие права в управлении имел коллектив. По мнению известного русского демократа П. Ткачева, общественный идеал дореволюционной России — самоуправляющаяся община, подчинение лица миру, право пользования землей, круговая порука, братская солидарность всех членов общины.   Многие проблемы отечественной промышленности связаны с отсутствием эффективной системы управления. Попытки внедрения такой системы приводят к успеху в редких случаях. В такой ситуации представляется полезным обратиться к управленческому опыту выдающихся русских хозяев — Морозовых, Рябушинских, Хлудовых, Шелапутиных, Гучковых, Третьяковых, успешно работающих на российском рынке во второй половине XIX — начале XX вв.   Ярким представителем этой плеяды был Тимофей Саввич Морозов — глава Товарищества «Саввы Морозова сын и Ко», представлявшего к 70-м годам прошлого столетия огромный текстильный комбинат с 10 тыс. работников [2]. Первой и основной составляющей управленческой концепции главы Товарищества директора-распорядителя Тимофея Морозова являлся личный организаторский труд и личная ответственность за дело как предпринимателя, так и его работников.   Делу Морозов отдавал всего себя. Тенденции новой эпохи организации фабричной промышленности, способствовали формированию управленческой концепции, основанной на принципах личной ответственности, добросовестности и стремления к высокому качеству как гарантии сбыта.   Современная экономика имеет ряд особенностей, которые предопределяют специфику рынка и управленческих отношений. К числу таких особенностей можно отнести: возрастание роли научно-технического прогресса (НТП) в производстве и увеличение доли сложных товаров, представленных на рынке (автомобилей, компьютеров и т.п.); рост концентрации и специализации производства; усложнение межотраслевых и региональных хозяйственных связей; необходимость проведения природоохранных и социальных мероприятий в национальном масштабе.   Основными требованиями к управлению в современном мире считаются: своевременная реакция на изменения во внутренней и внешней среде организации; лояльность и доверие к персоналу; создание в каждой фирме атмосферы новаторства; развитие коммуникационных сетей, пронизывающих организацию по горизонтали и вертикали; повышение качества личной работы и ее постоянное совершенствование на основе обучения.   Новые социальные ориентиры вызвали к жизни и требуют поддержки и развития таких качеств, как деловитость, творческая самостоятельность, самодисциплинированность, стремление к самосовершенствованию и др.   Если обратить внимание, именно, этими качествами и руководствовались известные наши предприниматели Морозовы, Рябушинские и др.   Не случайно, самоменеджмент в современном мире играет огромную роль в профессиональном искусстве и стиле управления. Целенаправленное использование управляющим персоналом научно обоснованных и испытанных методов работы с целью наилучшего использования своих профессиональных возможностей и рабочего времени — основа самоменеджмента.   Рассмотрение отечественного опыта управления, помогает отечественному руководителю найти правильный ответ на вопрос, какой должна стать система управления и к чему должен стремиться современный менеджер.   Литература:    1. Лихачев Д.С. — Русская культура в современном мире, 4 мир, 1, 1991, с.3  2. Керов В. — Тимофей Морозов: управленческий опыт русского хозяина, Проблемы теории и практики управления, 2, 1999, с.  13-15      Русу Ю.И.  Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург    ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНА ИЗ НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ФОРМ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ЗВЕНА     Дистанционная форма обучения   Исторически начальной формой того, что сейчас принято называть дистанционным обучением, была заочная форма обучения, которая преимущественно осуществлялась пересылкой печатного или написанного от руки материала, имела невысокую популярность и относительно небольшое предложение дисциплин. Следующим этапом развития дистанционной формы обучения стало телевидение, но это мало изменило суть предельно пассивного взаимодействия преподавателя и абитуриента, равно как и не могла служить существенному увеличению числа предлагаемых дисциплин. Ключевым моментом революции технического, равно как и концептуального изменения дистанционного обучения стало появление компьютера, возникновение Интернета. Именно компьютер сделал возможным интерактивное взаимодействие абитуриента со средой обучения (сначала это было программное обучение), а интернет, в свою очередь, сделал общение с преподавателем и сокурсниками, расположенными за многие километры, столь легким и доступным как в одной комнате. Более того, новые информационные технологии позволили дистанционному профессиональному образованию стать непрерывным и адаптированным к нуждам конкретного абитуриента.   Профессиональное образование   Профессиональное образование имеет столь же длительную историю, как и дистанционное. Назовем для примера семинары для бухгалтеров. Однако сам подход был несколько иным: считалось, что работы по специальности, в принципе, достаточно для профессионального образования. Ситуация несколько отличалась в областях, где постоянно проходили изменения. Так научные симпозиумы или конференции были, фактически, одной из форм профессионального образования. Но и препятствий для более серьезных форм дальнейшего образования руководителей было достаточно, и в первую очередь — их загруженность, невозможность реального отрыва от работы. Нужно признать, что и дисциплин для такого дополнительного профессионального образования было также немного. Как и в случае с дистанционным образованием, все поменяли информационные технологии. Коротко это влияние можно суммировать следующим образом: скорость изменений во всех отраслях экономики резко возросла, повысилась скорость принятия решения, поиска необходимой информации и т.д. То есть теперь от руководителя требуется значительно больше знаний, навыков и умений, чем раньше. И речь не о количестве часов лекций или усвоенной информации, прежде всего — об умении применять знания на практике.   Непрерывный процесс профессионального образования через Дистанционную форму.   Профессиональное образование не стало первым (в системе образования), воспользовавшимся преимуществами современных технологий. Можно сказать, что именно в силу сложности профессиональное образование должно было дожидаться более современных методов передачи и подачи информации. Как результат, он-лайн курсы английского появились значительно раньше он-лайн курсов МБА. Однако именно развитие информационных технологий сделало возможным НЕПРЕРЫВНОЕ образование. Более того, требование непрерывности теперь стало обязательным для профессионального роста. Развитие информационных технологий позволило не только быстро и качественно передавать информацию, оно также расширило и способы подачи материала, что, помогает абитуриенту выбирать более подходящую ему форму обучения, и, как следствие, привело к повышению качества образования.                Д.э.н., академик РАЕН Сахаров Г.В.  Исполнительный директор Калужского ТИПБ    РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.     Анализ ретроспективного развития образования в России позволил автору сделать следующие выводы. Начало деградации образования в средней школе, по нашему мнению, относится к введению в 1958 году в неполной средней школе, так называемого политехнического образования. Основным достоинством которого было увеличение часов трудового образования. По окончании средней школы, её выпускники должны были получать третий разряд по рабочим специальностям (слесаря, электрика, плотника и т.д.).   Увеличение сроков обучения в неполной средней школе с 7 классов до 8 и соответственно в средней школе, соответственно с 10 до 11 классов. Однако вскоре де факто, десятилетнее образование было возвращено. После третьего класса ученики сразу переходили в пятый.   Сегодня нам предложен вариант увеличения срока обучения в неполной средней школе до десяти лет, а в полной средней — до двенадцати лет.   Переход на рыночные отношения в экономики фактически зачеркнул целое направление в российском образовании — начальное профессионально-техническое образование.   Последнее десятилетие прошлого столетия потрясли Россию своими реформами и особенно в области образования. Появились и сильно развились негосударственные образовательные учреждения, в первую очередь институты, университеты и академии — дающие высшее профессиональное образование. Однако развитие произошло однобоко — количественно. Переход количества в качество, в российской образовательной системе, проходит очень медленно. По нашему мнению, в первую очередь это происходит из-за отсутствия необходимых высококвалифицированных кадров в области управления высшей школы. Для управления автомобилем необходимо учиться определенное время, успешно сдать экзамены и только после этого человек будет допущен к его управлению. Однако к управлению высшей школы, в конце двадцатого века пришли в основном хозяйственники, которые быстро перевели образовательный процесс на рыночные отношения, за частую в ущерб образовательному процессу. По требованиям министерства образования и науки РФ к аттестации ВУЗа, по кадровому составу, необходимо иметь 50 % штатных преподавателей из которых 60% должны иметь степень доктора или кандидата наук. Миграция, части высококвалифицированных специалистов (докторов и кандидатов наук) России за границу, привела к их дефициту. Однако «хозяйственники» быстро решили этот вопрос между собой. Документы высококвалифицированных специалистов( и прежде всего докторов по необходимой специальности), стали размножаться и распространятся по ВУЗам региона — иногда даже без ведома специалиста.   Развитие системы негосударственной образовательной системы, как и любой другой системы, имеет как положительные так и отрицательные стороны. К первым относится — доступность получения высшего профессионального образования и в первую очередь в субъектах Российской Федерации. Введение оплаты за обучение способствовало, как это не странно, увеличению поступления абитуриентов из средних и малоимущих семей на обучение на бюджетной основе. Во времена «бесплатного» образования, определенная местная партийно-хозяйственная элита, за деньги или по «блату» устраивали своих детей в региональные институты. Сегодня в регионах появись платные филиалы престижных Московских и Питерских ВУЗов и дети местной партийно-хозяйственной элиты стали учиться в них, освободив бюджетные места в региональных ВУЗах, которые стали заполняться абитуриентами из средних и малообеспеченных семей.   К недостаткам, по нашему мнению, относится деградация образовательного процесса, когда в определенной части негосударственных образовательных учреждениях, особенно в отдаленных субъектах Российской Федерации, местные ВУЗы, заключив различные договора (о партнерстве, представительстве и т.п.) с Московскими ВУЗами, по окончании образовательного процесса выдают дипломы этих ВУЗов, без указания места прохождения образовательного процесса. В итоге получается, что студент из региона, ни когда не бывавший в Москве, не прослушав лекции ни одного из высококвалифицированных специалистов этого института, получает один и тот же диплом, что и московский выпускник. В дальнейшем эти выпускники пополняют ряды преподавателей местных ВУЗов.   В 1997 г. Россией была подписана Лиссабонская конвенция, документ, который имеет юридическую силу. В сентябре 2003 года Министр образования Российской Федерации подписал Болонскую конвенцию о введение двухступенчатого высшего образования в России: бакалавров и магистров.   Отсутствие объективной информации рождает слухи и на их уровне, идет разговор, о необходимости перехода к защите одной только докторской диссертации оказавшись от защиты кандидатских диссертаций.   Возможный сценарий выхода из создавшейся ситуации.   1. Учитывая, что совершенно не проработан вопрос о экономической возможности и целесообразности основной массы родителей, лишние два года содержать своих детей в неполной средней школе, вернуться к прежнему образованию (семилетнему — неполному среднему и десятилетнему — полному среднему образованию). Учитывая фактическую оплату обучения в старших классах (в виде различных поборов на факультативное обучение, ремонт школы и репетиторства), установить официальную плату за обучение в дневных средних школах (в 8-10 классах), с учетом адресного уровня жизни обучающихся в этих классах. В то же время восстановив систему вечерних школ, фабрично-заводских училищ и вечерних техникумов, ликвидировав при этом умирающую и не эффективную систему профтехучилищ. В тоже время лучшие из профтехучилищ перевести в специализированные лицеи.   Начать эксперимент (на уровне двух-трех субъектов федерации) по переводу школ в юридические лица, ликвидировав при этом городские, районные и областные управления (министерства) образования. Восстановив при школах попечительские советы из уважаемых граждан проживающих на территориях рядом со школой. Методическим центром в регионах в области образования должны остаться областные институты повышения квалификации педагогических работников и областные педагогические университеты.   2. Начальное профессиональное образование начать (с определенной помощью государства) на крупных действующих заводах — восстановив систему фабрично-заводских училищ. Дееспособные профессионально- технические училища реорганизовать в лицеи со средним специальным образованием. Подготовку кадров в них проводить с учетом потребности тех рабочих специальностей, которые требуются субъекту федерации на территории которого они располагаются. Финансовое содержание их полностью должна лечь на бюджет субъекта федерации и местные промышленные предприятия (потребителей рабочей силы).   3. Если для интеграции с Западом необходимо реформировать высшее образование — вводить двух ступенчатое: бакалавра и магистра, то возникают следующие вопросы:   — первый, что делать с миллионами ранее окончившими ВУЗы и имеющими квалификацию специалистов, к кому их отнести: бакалаврам или магистрам?   — второй — кто и где будет подготавливать магистров — все ВУЗы или только специализированные Университеты имеющие специальные дополнительные лицензии на проведение обучения по программам магистратуры. Если эта мысль заложена в Концепцию развития высшего образования в России на перспективу, тогда понятно откуда появились «слухи» о переходе на защиту только докторских диссертаций. Возникает сразу несколько вопросов и в первую очередь, что делать с действующими специалистами и кандидатами и докторами наук.   Можно предложить следующие варианты решения этих вопросов:   Первый — когда все институты готовят бакалавров, дальнейшее их образование на получение звания профессионала по специальности они получают в специализированных учебных центрах в самоорганизованных общественных организациях. Таким образцом может стать система подготовки профессиональных бухгалтеров России, которая действует с 1996 года. Преимущество этой системы подготовки и ежегодной переподготовки (повышения квалификации) профессиональных бухгалтеров способствовало резкому повышению квалификации действующих бухгалтеров России и сэкономили государству значительную финансовую сумму, виде правильно выплаченных налогов. Следовательно необходимо сохранить звание специалист или ввести термин профессионал по той или иной специальности.   Ответ на второй вопрос может иметь два различных варианта:   а) Когда все кандидаты наук автоматически приравниваются к будущим магистрам по соответствующим специальностям, с сохранением действующей оплаты за ученую степень. В этом случае подготовку магистров могут производить те ВУЗы, которые к моменту перехода на новую систему имели аспирантуру и подготавливали специалистов для защиты кандидатских диссертаций и имели право присваивать (после утверждения в ВАК) ученую степень кандидата наук. Следовательно ученую степень кандидата наук заменит ученое звание магистр наук. В этом случае защита и ученый авторитет докторских диссертаций останется, как минимум на прежнем уровне, а может и возрасти.   б) когда все кандидаты наук автоматически приравниваются к действующим докторам наук, тогда автоматически ликвидируются крупные научные направления и школы, особенно в фундаментальной науке. Обилие «новых» докторов автоматически приведет к деградации ученой степени доктора наук и резкого увеличения бюджетных средств на оплату этих докторов, так как частные предприниматели вряд ли повысят зарплату «новым» докторам. Ликвидация докторских советов (в современном понимании) лишит научную общественность обсуждения актуальных проблем перспективного развития по той или иной специальности.   Обозначенные проблемы и намеченные пути из их выхода это только начало обсуждения и проведения тех реформ, без которых невозможны изменения в нашем образовании.                Сергеева И. А.  Среднерусский университет (Институт управления и бизнеса), г. Калуга    ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ СБЫТА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ     В настоящее время реформирование отечественной экономики требует радикальной переоценки роли сбыта в общей системе управления организацией. Адекватно реагировать на платежеспособный спрос населения и иных конечных потребителей готовой продукции способна только рыночно ориентированная организация сбытовой деятельности. Рынок переставил предпринимательские акценты, а вместе с ними и затраты производителей с проблем сугубо производственного характера на проблемы сбыта. Следовательно, финансово-сбытовая деятельность — это не столько собственно продажа готовой продукции, сколько ориентация производства на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей и активная работа организации на рынке по формированию потребительских предпочтений, каналов сбыта и продвижения товаров с целью извлечения экономической выгоды.   Значение рациональной и эффективной организации финансово-сбытовой деятельности для экономического субъекта обусловлено перечнем решаемых в ходе ее осуществления задач, представленных в таблице.  Таблица 1  Значение системы сбыта для управления предприятием  Решаемые задачи Относящиеся к ним виды управленческой деятельности 1. Прогнозирование конъюнктуры рынка Изучение основных тенденций развития национальной экономики Российской Федерации, регионального продовольственного рынка, емкости рынка конкретных видов продукции 2. разработка стратегии конкурентных преимуществ Позиционирование производимых продуктов питания и сельскохозяйственного сырья на рынке, анализ конкурентов, обоснование критериев конкурентоспособности, расчет возможных сегментных позиций, обоснование стратегии конкурентных преимуществ, прогнозные расчеты объемов и структуры товарооборота, введение внутренних стандартов качества     3. Осуществление товарной политики Координация производства, переработки и реализации продукции с заинтересованными структурными подразделениями, обновление ассортимента и производство новых видов продукции 4. Организация продаж и обеспечение финансовых потоков Стимулирование каналов быта, обоснование ценовой политики и различных видов торговых услуг, рационализация и оптимизация затрат на продажу 5. Перераспределение прибыли Обеспечение производства основных и дополнительных видов продукции 6. Обеспечение политики диверсификации и увеличения производства сопряженных видов продукции Разработка управленческих решений комплексного использования производственных ресурсов, минимизация производственных и коммерческих рисков, формирование страховых переходящих запасов, разработка бизнес-планов структурных подразделений, производства новых видов продукции   В современной маркетинговой среде, пожалуй, еще преждевременно использование маркетинговой ориентации производства, так как для ее внедрения еще не созданы необходимые предпосылки. Однако хозяйствующим субъектам уже пора перестраиваться с используемой производственно-технологической идеологии своей деятельности на сбытовую ее ориентацию. Сравнительная оценка данных вариантов может быта дана в виде следующей таблицы.  Таблица 2  Маркетинговые подходы к организации производства товара  Параметры рынка Характеристики производственно-технологическая  ориентация сбытовая ориентация маркетинговая  ориентация Объект  концентрации усилий Производственные процессы и центры ответственности Готовая продукция Нужды потребителей Товарный  ассортимент Узкий Узкий Широкий Производственный процесс Жесткий Жесткий Гибкий Производство  новых видов  продукции Определяют  производственники Определяют  производственники Определяют  маркетологи Методы  ценообразования Затратный Затратный Рыночный Конкурентоспособность товара Преимущественно ценовая конкуренция Преимущественно ценовая конкуренция Преимущественно не ценовая конкуренция Планирование Оперативное Краткосрочное Долгосрочное Продажа Продается то, что производится Продается то, что производится Производится то, что продается   Способ  достижения цели Максимизация прибыли за счет роста объема производства Максимизация прибыли за счет роста объема производства Достижение прибыли за счет удовлетворения спроса   Необходимость перестройки деятельности организаций АПК на данном этапе именно на сбытовую ориентацию производства обусловлена следующими причинами:  товаропроизводители вынуждены концентрировать свои усилия на готовой продукции, а не на нуждах потребителей, так как они имеют весьма ограниченные инвестиционные возможности;   широкий ассортимент производимой продукции возможен лишь при наличии гибких производственных мощностей и возможностей, внедрение которых сдерживается значительной технологической отсталостью отрасли сельского хозяйства;   возможности использования рыночного механизма ценообразования и методов неценовой конкуренции для многих производителей ограничены отсутствием профессиональных специалистов-маркетологов;   долгосрочное планирование в настоящее время не является оправданным ввиду сохраняющейся нестабильности российской экономики.   В свою очередь, существуют следующие аргументы отказа организаций от производственно-технологической ориентации деятельности:   наличие и развитие у экономических субъектов системы управленческого учета и анализа и ее многоуровневая организация, дающая возможность контроля затрат одновременно по нескольким объектам учета;   несмотря на нестабильность экономики, краткосрочное планирование деятельности уже представляется достаточно реальным;   начало формирования отдельными предприятиями маркетинговых служб в своем составе;   бюджетирование процесса продаж.   Несомненным является тот факт, что цели сбыта производны от цели организации, следовательно, прибыль, полученная от сбытовой деятельности, по своей сущности, является предпринимательской прибылью. Достижение данной цели возможно при успешной реализации следующих задач в области сбытовой деятельности:   оптимальная загрузка производственных мощностей с учетом объема заказов потребителей;   рациональный выбор каналов товародвижения и их емкости;   минимизация косвенных затрат на производство продукции и коммерческих расходов.   Все вышеизложенное свидетельствует о том, что с переходом от рынка продавца и рынку покупателя конкурентоспособность организации во все возрастающей степени зависит от того, насколько совершенна структура сбытового процесса и организация финансово-сбытовой деятельности.   Одним из аспектов организации политики сбыта экономического субъекта является организация политики продаж, задача которой состоит в установлении контакта контрагентов сбытовых сделок — продавца и покупателя — и побуждении последнего к совершению сделки. Если последнее требование не достигается, следовательно, все последующие маркетинговые усилия оказываются напрасными. На данном этапе развития сельскохозяйственные организации должны ощутить и прочувствовать важность политики продажи для обеспечения эффективности своего функционирования. Ее рациональное формирование требует точного знания факторов, определяющих сбытовую деятельность. В их состав входят:   конкуренция;   учет запросов покупателей;   наличие активного рынка;   насыщенность рынка;   конъюнктура рынка;   производственный потенциал организации;   структура затрат на производство продукции и способ ее калькуляции.   Наличие конкурентной среды побуждает организации активизировать собственную деятельность, поскольку в конкурентной борьбе побеждают те из них, которые, которые понимают необходимость сбытовой или маркетинговой ориентации совей деятельности. Это значит, что для успешного функционирования организации необходимо производить анализ рыночной ситуации и вести учет запросов покупателей. Учет запросов покупателей, в свою очередь, необходим для того, чтобы оперативно и гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка и даже самой становиться инициатором конъюнктурных сдвигов.   Активный рынок продажи продукции необходим для реализации организацией рыночного механизма ценообразования, так как подразумевает под собой такой тип рынка, который функционирует на основании принципов свободы действий контрагентов, гласности и доступности информации. А уровень его насыщенности служит при этом показателем соответствия ассортимента производимой продукции и запросов покупателей.   Внутренними факторами, определяющими политику продаж, выступают размеры организации, а также ее системы учета, планирования и анализа. Совокупность их определяет сбытовую стратегию организации. Малые и средние предприятия характеризуются быстрой адаптируемостью к изменениям рынка; руководство же крупными предприятиями требует высокой квалификации управляющих работников и наличия маркетинговой службы.   В решении проблемы финансовой стабилизации, повышения платеже- и конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий главным является создание условий для беспрепятственного сбыта произведенной ими продукции. Важное значение при этом имеет упорядочение производственных связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими и торговыми предприятиями, налаживание между ними взаимовыгодных экономических отношений.      И.Н. Турчаева  Среднерусский университет (Институт управления и бизнеса), г. Калуга    ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ     В условиях рыночной экономики важен рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Последнее представляет собой такое производство, которое, используя достижения научно-технического прогресса, позволяет обществу удовлетворять производственные и личные потребности в товарах, получать ресурсы, как для расширенного воспроизводства, так и для развития непроизводственной сферы, а большинству предпринимателей — избежать банкротства и выжить в конкурентной борьбе.   В современных условиях ключевой проблемой в АПК является именно повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.   Производство должно быть не только технологически эффективным, но и должно создавать «подходящие» товары, то есть товары, которые потребители больше всего желают [3]. Как отмечал К. Маркс, люди приобретают товары не потому, что он (товар) «имеет стоимость», а потому, что он есть «потребительная стоимость» и употребляется для определенных целей. При этом потребительные стоимости «оцениваются», то есть исследуется их качество (точно так же, как количество их измеряется, взвешивается и т. п.) и когда различные сорта товаров могут заменить друг друга для тех же целей потребления, тому или иному сорту отдается предпочтение [4]. Следовательно, конкурентоспособность — это рыночная экономическая категория, которая обнаруживает себя в противостоянии конкурентов с различными интересами и устремлениями и проявляется только в процессе обмена товаров и услуг, хотя зарождается и формируется на предшествующих стадиях воспроизводственного цикла.   В конечном счете, суть конкурентоспособности заключается в возможности и способности любого субъекта рыночных отношений опережать конкурентов в достижении поставленных целей, закреплять свои позиции на рынке и извлекать определенную выгоду для эффективной деятельности.   Познание сущности и проявления конкурентоспособности товаров предполагает систематизацию и изучение условий и факторов, формирующих её уровень.   Всё многообразие факторов конкурентоспособности товаров можно объединить в четыре группы: экономические, технологические, социальные и экологические.   Экономические — представлены уровнем затрат на продукцию, ценой, соотношением спроса и предложения, долей товаропроизводителя на рынке, налогами, экспортно-импортной политикой и т.п.   Технологические — включают варианты технологии, наличие средств производства, качество труда, организацию производства, технический уровень, соответствие стандартам и т.д.   Социальные — характеризуют в основном полезность товара для потребителя (социальное назначение товара; функциональные, эстетические, эргономические, гигиенические свойства; полезность в потреблении; цена покупки).   Экологические — включают безопасность и экологическую чистоту продукции, минимальное загрязнение среды обитания человека и т.п.   Приведённый перечень факторов конкурентоспособности товара не является исчерпывающим и, разумеется, каждая группа, и отдельные факторы конкурентоспособности товара играют разную роль и различаются по степени их влияния во времени и пространстве.   Так, отечественные и зарубежные специалисты считают, что в настоящее время конкурентоспособность на 70-80% зависит от качества товаров. Более того, некоторые авторы отождествляют понятия качества и конкурентоспособности, забывая о двойственном характере товара и конкурентной рыночной среде. По нашему мнению, качество отражает главным образом потребительские свойства товара, а конкурентоспособность — дополнительно характеризует его и с позиций стоимости.   При насыщении рынка товарами и услугами покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который, с его точки зрения, обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены. Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя и /или его посредников. Нереализованные на рынке товары сигнализируют об ошибочной товарной политике производителя, убеждают его самым эффективным способом — рублем. И наказанный таким образом производитель прекрасно разберется в том, качество каких товаров и какими способами необходимо улучшать. Таким образом, рынок служит действенным стимулом для выпуска требуемого качества товара. Расчеты показывают, что порог конкурентоспособности товаров достигается в том случае, если расходы по обеспечению их качества составляют не менее 15-20% совокупных затрат.   Таким образом, качество продукта есть производная функция используемых в процессе производства качественных орудий и предметов труда, профессионально подготовленных и относящихся к своему делу работников, заинтересованных в конечных результатах труда. Подчеркнём также, что признание качественных параметров продукта происходит на рынке, когда он становится товаром. Только в этом случае возможно сравнение цены реализации с затратами, включая расходы на придание товару конкретных признаков и доказательное заключение о целесообразности и эффективности мероприятий по достижению качественных характеристик товара. Соотношение затрат в качество и цены товара является ключевым звеном проблемы регулирования конкурентоспособности товаров. Причём главная роль в данном соотношении принадлежит цене. Во-первых, цена отражает некую среднюю величину совокупных издержек товара, включая расходы на его дополнительные потребительские свойства. Во-вторых, стимулирующая, распределительная и регулирующая функция цены одновременно предопределяют и выбор номенклатуры и пределы затрат для придания товарам качественных параметров.   Особенности сельскохозяйственного производства накладывают отпечаток на развитие ценовых отношений во времени. Например, цены на продукцию молочного скотоводства по периодам производства меняются в различной степени: они наиболее высокие в зимний и сравнительно низкие — в летний период.   Производство продукции с самого начала должно быть ориентировано на конкретные формы и методы сбыта, наиболее благоприятные условия реализации. Поскольку основная продукция сельского хозяйства является скоропортящейся (молоко, овощи, картофель, плоды), важное значение имеет наличие соответствующих транспортных средств и расширение путей сообщения. В процессе дальних перевозок и многократных перегрузок значительная часть продукции может утратить свои потребительские свойства с последующим снижением спроса и цен на нее. При этом товаропроизводитель ограничен временем в принятии решения о том, кому и по какой цене продать продукцию. И если в организации не созданы условия для хранения продукции, то она проиграет и в цене и в конкурентоспособности продукции. С позиции конечного потребителя готовых продуктов питания положение сельскохозяйственных производителей в продовольственной цепочке является замыкающим. Между товаропроизводителем и потребителем — целая система оптовых, перерабатывающих и розничных фирм. А это значит, что поступающие от потребителя сигналы об изменении спроса на продовольствие доходят до производителей в последнюю очередь.   По мнению Кретова И. И. и Демидова В. Е. [5], самым действенным инструментом в попытках предприятия модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность является реклама. Однако однородность производимой в сельском хозяйстве продукции ограничивает её использование. Поскольку сельскохозяйственная продукция в большинстве случаев должна удовлетворять строгим стандартам, товаропроизводителю трудно указать покупателю, что его продукция лучше, чем у соседа. Поэтому для многих сельскохозяйственных продуктов сложно использовать рекламу и марку производителя — важное средство продвижения на рынке промышленных товаров. И все же для некоторых продуктов, продаваемых на розничном рынке, определенная реклама возможна, и её надо максимально использовать для привлечения покупателей.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх