УПРАВЛEНИE ПEРСОНАЛОМ (ПРАКТИКУМ ДEЛОВЫE ИГРЫ ТEСТЫ КОНКРEТНЫE СИТУАЦИИ) УЧEБ ПОСОБИE М 2005 226 С 20

  Итоговая оценка:     до 60 баллов — ваши распоряжения мало эффективны;     от 61 до 85 баллов — эффективность ваших распоряжений удовлетворительна;     от 86 до 92 баллов — вы отдаете правильные распоряжения;     от 93 до 100 баллов — ваши распоряжения грамотны, корректны и высокоэффективны.    Ключ к тесту 4.2. Эффективность руководства     Подсчитайте количество ответов «да» и «нет».     Поскольку вопросы являлись критериями успешного руководства, все 40 вопросов предполагали ответ «да». Однако 40 ответов «да» — результат идеального, наивысшего управленческого потенциала. Как всякий идеал, он практически недостижим, если вы были искренни и не пытались представить себя в более выгодном свете.     Важно отметить, сколько вы дали ответов «нет» и на какие именно вопросы. Здесь ваши слабые места.     Какой результат — соотношение «да» и «нет» — считается оптимальным? Это зависит от уровня ваших требований к себе. Хороший управленческий потенциал характеризуют больше 33-х ответов «да».      4.4. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ     Ситуация 1     Ваша секретарша довольно часто опаздывает на работу и каждый раз объясняет это достаточно уважительной причиной. Она хорошо и ответственно выполняет все поручения, но из-за ее опозданий вы не всегда успеваете вовремя начать выполнение ваших дел. Вам бы не хотелось ее увольнять, но сегодня все повторилось снова.     Вы говорите: …     Ситуация 2     В приемной директора три посетителя пожилого возраста и уже достаточно долго ждут разрешения войти. На часах 18.00. Директор очень занят, постоянно приходит и уходит. Еще через 20 минут приезжает руководитель другого производственного объединения и заходит в кабинет. Через 30 минут директор выходит объясниться с посетителями. Самый пожилой указывает на табличку: «Прием по личным вопросам с 17.30 до 18.30».     Как вы поступите на месте директора?     Ситуация 3     Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением вашего ответственного задания. Вы и ваш начальник считаете свои задания неотложными.     Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:     а) не оспаривая задание начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;     б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;     в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;     г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.     Ситуация 4     Предлагаются три варианта действий руководителя, дающего поручение своему секретарю Марине.     Какой вариант вы считаете предпочтительным и почему?     1. Марина, я продиктую Вам письмо, которое сегодня необходимо отправить: «Уважаемые господа, запятая… В продолжение нашей беседы…» и т. д.     2. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику с дальнейшей информацией о…. Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в три часа мы смогли его вместе посмотреть?     3. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту, которого я принимал утром, с дальнейшей информацией о…. Ты не позаботишься об этом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать.     Ситуация 5     В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как поступить в этой ситуации?     А. Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а вы поможете доделать это».     Б. Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения».     В. Попрошу членов актива высказать свои предложения, предварительно обсудив их с коллегами, затем приму решение.     Г. Вызову к себе самого опытного и надежного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.      4.5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ     1. На каких принципах строится функция организации?     2. Какие правила эффективной организаторской работы предлагал П.М. Керженцев?     3. Как распоряжение руководителя влияет на рост эффективности руководства?     4. Как правильно отдавать и исполнять распоряжения?      ТЕМА 5. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ    5.1. ТЕСТ «ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ»  [1, с.74]     Делегирование полномочий является одним из важнейших средств расширения управленческих возможностей руководителя, повышения качества управления. А при расширении объема управленческих обязанностей руководителя оно становится первой из кардинальных мер, позволяющих руководителю справиться с резко возросшим объемом работы.     Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:     1. Продолжаете ли вы работать после окончания рабочего дня?     2. Трудитесь ли вы дольше, чем Ваши сотрудники?     3. Часто ли вы выполняете за других работу, с которой те вполне могли бы справиться сами?     4. Удается ли вам найти в случае нужды подчиненного или коллегу, который помог бы вам?     5. Знают ли ваш коллега, подчиненный (или ваш шеф) ваши задачи и сферу деятельности достаточно хорошо, чтобы заменить вас, если вы оставите свою работу?     6. Хватает ли вам времени на планирование ваших задач и деятельности?     7. Бывает ли «завален» ваш письменный стол, когда вы возвращаетесь из командировки?     8. Занимаетесь ли вы еще делами и проблемами из той сферы ответственности, которая была закреплена за вами до последнего повышения по службе?     9. Часто ли вы бываете вынуждены откладывать важную задачу, чтобы выполнить другие?     10. Часто ли вам приходится «поспешать», чтобы соблюсти важные сроки?     11. Расходуете ли вы время на рутинную работу, которую могут сделать другие?     12. Сами ли вы диктуете большую часть своих памятных записок, корреспонденции и отчетов?     13. Часто ли к вам обращаются по поводу задач, не выполненных вашими подчиненными?     14. Хватает ли вам времени на общественную и представительскую деятельность?     15. Стремитесь ли вы к тому, чтобы всюду быть в курсе дел и иметь информацию обо всем?     16. Стоит ли вам больших усилий придерживаться списка приоритетных дел?      5.2. КЛЮЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА    Ключ к тесту 5.1. Делегирование полномочий     Подсчитайте, сколько раз Вы ответили утвердительно:     0-3 ответа «да»: Вы делегируете отлично!     4-7 ответов «да»: у вас еще есть резервы для улучшения и делегирования.     8 и более ответов «да»: похоже, что делегирование представляет для вас серьезную проблему. Ее решению вы должны уделить перво-степенное внимание.      5.3. КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ     Ситуация 1     Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному, зная, что только он в состоянии хорошо его выполнить. Но вдруг вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу и в результате задание к сроку не было выполнено.     Вы вызываете к себе в кабинет обоих и говорите: …     Ситуация 2     Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему по-своему. Вы понимаете, что его решение лучше вашего.     Вы говорите: …     Ситуация 3     Руководитель дает задание подчиненному приобрести оборудование определенной марки. Подчиненный пытается объяснить вам, что этот тип оборудования не стоит покупать и по какой причине. Но руководитель подбирает внешне весомые аргументы в пользу своего решения.     Через некоторое время мнение подчиненного подтверждается, и оборудование демонтируется. Руководитель вызывает к себе подчиненного, чтобы проанализировать причину неудачи.     Что вы ответите на месте подчиненного?      5.4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ     1. Почему руководителю необходимо делегировать полномочия?     2. Перечислите типичные ошибки руководителя при делегировании полномочий.     3. Как принимать управленческие решения?      ТЕМА 6. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ    6.1. ТЕСТ «МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ»  [21, с.201]     Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых следует ответить «да» или «нет».     1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.     2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.     3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.     4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.     5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.     6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.     7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.     8. Я более доброжелателен, чем другие.     9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.     10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.     11. Усердие — это не основная моя черта.     12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.     13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.     14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.     15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.     16. Препятствия делают мои решения более твердыми.     17. Я честолюбив.     18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.     19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.     20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.     21. Нужно полагаться только на самого себя.     22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.     23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.     24. Я менее честолюбив, чем многие другие.     25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.     26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.     27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.     28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.     29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.     30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.     31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.     32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.     33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.     34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.     35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.     36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.     37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.     38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.     39. Я завидую людям, которые не загружены работой.     40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.     41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.      6.2. ТЕСТ «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА»  [20, С. 202]     Вам будет предложен 22 вопроса, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».     1. Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.     2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.     3. В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат.     4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.     5. По моему мнению, большинство людей живут далекими, а не близкими целями.     6. В жизни у меня было больше успеха, чем неудач.     7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.     8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.     9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.     10. Мои близкие считают меня ленивым.     11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.     12. Терпения во мне больше, чем способностей.     13. Мои родители слишком строго контролировали меня.     14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.     15. Думаю, что я уверенный в себе человек.     16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.     17. Я усердный человек.

Пролистать наверх