УПРАВЛEНИE ПEРСОНАЛОМ (ПРАКТИКУМ ДEЛОВЫE ИГРЫ ТEСТЫ КОНКРEТНЫE СИТУАЦИИ) УЧEБ ПОСОБИE М 2005 226 С 24

  б) Прежде всего попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников перестройки, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.     в) Прежде всего выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку администрации и общественных организаций.     г) Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.     Ситуация N 7. В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.     Как поступить в этой ситуации:     а) Посмотрю, кто из сотрудников меньше загружен и распоряжусь: «Вы возьмете эту работу, а Вы поможете доделать это».     б) Предложу коллективу: «Давайте вместе подумаем, как выйти из создавшегося положения».     в) Попрошу членов актива высказать свои предложения, предварительно обсудив их с членами коллектива, затем приму решение.     г) Вызову к себе самого опытного работника и попрошу его выручить коллектив, выполнив работу отсутствующего.     Ситуация N 8. У Вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этому вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа.     Что бы вы предприняли в первую очередь:     а) Открыто вызову коллегу на откровенный разговор, чтобы выяснить истинные причины натянутых отношений.     б) Прежде всего попытаюсь разобраться в собственном поведении по отношению к нему.     в) Обращусь к коллеге со словами: «От наших натянутых взаимоотношений страдает дело. Пора договориться, как работать дальше».     г) Обращусь к другим коллегам, которые в курсе наших взаимоотношений и могут быть посредниками в их нормализации.     Ситуация N 9. Вы работаете бригадиром уже второй год. Молодой рабочий обращается к вам с просьбой отпустить его с работы на четыре дня за свой счет в связи с бракосочетанием.     — Почему на четыре? — спрашиваете вы.     — А когда женился Иванов, Вы ему разрешили четыре, невозмутимо отвечает рабочий и подает заявление. Вы подписываете заявление на три дня, согласно действующему положению.     Однако подчиненный выходит на работу спустя четыре дня.     Как вы поступите:     а) Сообщу о нарушении дисциплины вышестоящему начальнику, пусть он решит.     б) Предложу подчиненному отработать четвертый день в выходной. Скажу: «Иванов тоже отрабатывал».     в) Ввиду исключительности случая (ведь люди женятся не часто) ограничусь публичным замечанием.     г) Возьму ответственность за его прогул на себя, просто скажу: «Так поступать не следовало». Поздравлю, пожелаю счастья.     Ситуация N 10. В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет.     Как вы поступите в данном случае:     а) Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.     б) Напишу докладную вышестоящему начальнику с предложением «сократить» эту единицу.     в) Предложу профгрупоргу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступить с этим человеком.     г) Найду для него подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.     Ситуация N 11. Шло совещание у начальника отдела рабочего снабжения территориального строительного объединения. Подводились итоги за год среди предприятий общественного питания. По всем показателям на первое место претендовала столовая N 3. Возражения были только у главного инженера — кулинара Евдокимова, сообщившего, что проведенные им на днях анализы в столовой N 3 выявили занижение калорийности пищи против нормы, причиной которого может быть либо недовложение продуктов, либо нарушение технологии. В связи с этим он считает, что присваивать столовой классное место пока рано.     Выступление Евдокимова вызвало негодование директора столовой Ширковой, уже немолодой, но энергичной женщины с большим опытом работы в общественном питании. «Как Вам не стыдно, — обрушилась она на Евдокимова, — использовать служебное положение для сведения личных счетов». А комиссии пояснила: «Моя столовая — ближайшая к объединению, и Евдокимов часто заходил к нам обедать. Но во время перерывов очереди всегда большие, поэтому обычно он обедал у меня в кабинете, я сама обслуживала, чтобы никого не отрывать от работы. Но вот однажды, месяца два назад, я не смогла его обслужить — была занята и попросила Евдокимова пообедать в общем зале. Он, как видите, запомнил этот случай. Его анализам я не верю. У нас аккуратно готовят, я сама бываю на закладке продуктов».     Ситуация N 12. Все начальники цехов ДСК единодушно считают начальника формовочного цеха конфликтной и неприятной личностью. Вот уже полгода место начальника бюро технического контроля (БТК) этого цеха не занято. В течение нескольких лет ни один человек не удерживался долго на этой должности из-за конфликтов с руководителем цеха. Завод выпускает дефицитную продукцию, которая отгружается потребителям с конвейера. Каждый цех имеет месячный план и суточные графики выпуска продукции, от выполнения которых зависят месячные и квартальные премии. В данной ситуации формовочный цех практически оказывается выпускающим конечную продукцию. Здесь на выходе осуществляется последний этап контроля. Если на этом этапе выявляется брак, создается угроза срыва суточного графика выпуска продукции ДСК.     Бюро технического контроля цеха подчинено отделу технического контроля (ОТК) завода лишь механически. Премии сотрудники и начальники БТК получают в зависимости от выполнения плана цехом. Таким образом, они не очень заинтересованы в выявлении брака, но вместе с тем ни один из контролеров не хочет брать ответственность за пропущенный брак. Начальник цеха старается минимизировать брак, в том числе и за счет снижения строгости контроля. И вынужден все время сдерживать начальника БТК, который обязан требовать от своих подчиненных более строгого подхода: ужесточение контроля оборачивается снижением премий коллективу всего цеха, в том числе и работникам БТК. Деятельность формовочного цеха — постоянный источник тревоги и беспо-койства для других цехов. Начальник цеха возвращает бракованные детали и другим цехам, начальники которых обычно стараются доказать, что брак произошел не по их вине.      9.2. ТЕСТ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ РУКОВОДСТВА»  [1, С. 61]     Данное упражнение в форме теста поможет студентам выявить ориентацию будущего руководителя на задания (результаты работы) и персонал (климат в коллективе, удовлетворенность трудом, мотивацию трудового поведения персонала и т. д.).     Ответьте на предложенные утверждения следующим образом:     С — буду соблюдать систематически (в 80-100% случаев от того, насколько это вообще возможно).     Ч — буду соблюдать часто (в 60-80% случаев).     И — буду иногда соблюдать (в 40-60%).     Р — буду соблюдать редко (в 20-40%).     Н — не буду соблюдать никогда (0-20%).     1. В коллективе, которым я буду руководить, будут проводиться исследования социально-психологического климата, мнений и настроений людей.     2. В работе коллектива планирую использовать (там, где это необходимо), стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы.     3. Я собираюсь обосновывать и отстаивать мнение коллектива (если буду убежден в его справедливости) перед вышестоящим руководством.     4. Собираюсь тщательно планировать работу аппарата управления.     5. Буду прикладывать все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения плановых заданий.     6. Оставлю только тех подчиненных в организации, которые четко знают свои личные и общие задачи, стоящие перед организацией.     7. Я лично буду решать, что и как должно делаться в коллективе для достижения производственных целей, предоставляя подчиненным только исполнительные функции.     8. Мои подчиненные смогут проявлять инициативу и самостоятельность в выборе способов достижения стоящих перед ними целей.     9. Инициативу и самостоятельность буду допускать не только в выборе способов, но в самом процессе выработки целей при условии, что подчиненные смогут обосновать их важность и направленность.     10. Как руководитель буду отступать от установленного графика на работу по выходным дням или сверхурочно.     11. В целях обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения потребую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной ими работе.     12. Допущу, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, режим, порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных результатах работы коллектива.     13. Буду осуществлять руководство, консультируясь и советуясь в разумной мере с подчиненными.     14. Буду стараться поддерживать в коллективе определенный деловой этикет, стиль отношений и поведения; следить, чтобы подчиненные придерживались их.     15. Планирую служебный рост подчиненных определять так, чтобы люди знали перспективы своего продвижения и условия, требуемые для этого.     16. Я уверен, что в современных условиях лучшие результаты в производстве и управлении (качество, надежность, точность и т. д.) достигаются тогда, когда человек работает в условиях принудительного режима работы.     17. В работе подчиненного мне коллектива я допущу авральную работу. (Сверх норм и во внеурочное время).     18. Я буду информировать коллектив о событиях, происходящих в нем, и общем положении дел в системе управления.     19. Всегда буду следить за своим внешним видом, одеждой, манерами подведения и поддерживать порядок в кабинете на должном уровне (на любом рабочем месте).     20. Оплата и стимулирование труда в коллективе будет осуществляться в соответствии с реальным вкладом каждого в общий результат.     21. Собираюсь проводить в жизнь долгосрочную кадровую политику (использовать принципы найма, продвижения и увольнения работников).     22. Среди подчиненных не потерплю недостаточно знающих и умелых работников, у которых не хватает инициативы, деловитости и других необходимых качеств.     23. В руководстве использую личный положительный пример как средство повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.     24. В коллективе, которым я буду руководить, я допущу конструктивные производственные конфликты.     25. Создам условия, при которых подчиненные получают благо-приятные возможности выражать свое мнение и оказывать практическое влияние на управленческий процесс.     26. В руководстве использую делегирование полномочий (оставлю за собой решение лишь наиболее важных вопросов).     27. Сейчас читаю книги и другие публикации о том, как работать с персоналом в процессе руководства.     28. Буду придерживаться на практике известных мне теоретических и прикладных рекомендаций по работе с людьми.     29. Считаю, что для повышения отдачи от людей ведущую роль должны играть организационно-технические факторы, а на втором плане уже социально-психологические.     30. Производственные результаты коллектива, которым я буду руководить, должны быть высокими — это моя установка.     31. Как руководитель, я буду создавать условия для обеспечения физического здоровья подчиненных на работе: организация досуга, спорт и т. д.     32. Для обеспечения высоких результатов работы создам условия для творчества и новаторства персонала.     33. Потребую от подчиненных точных обоснований при формировании производственных планов и мероприятий по совершенствованию производства и управления.     34. Ради производственной необходимости отодвину на второй план решение таких вопросов развития коллектива, как поддержание климата, общего порядка и т. п.     35. Буду прилагать усилия, чтобы добиться от подчиненных обеспечения высокой трудовой дисциплины и выполнения принятого распорядка дня.     36. Работа коллектива будет осуществляться на основе четкого баланса прав, обязанностей и функций, а также их четкого и справедливого распределения.     37. Для достижения высоких производственных результатов в коллективе буду осуществлять профессиональную учебу и поощрять самостоятельную работу по повышению квалификации.     38. Уделю большое внимание контролю действий подчиненных, поддержанию высокого темпа и качества их работы.     39. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, будет оказывать, как мне кажется, положительное влияние на поведения членов коллектива, их отношение к работе и общий социально-психологический климат.     40. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, должен оказать положительное влияние на производственные результаты коллектива.      9.3. ТЕСТ «УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ»  [6, С. 248]     При работе над данным тестом вам необходимо зачеркнуть неправильные, на ваш взгляд, утверждения.     1. Конфликтность ситуации не связана с различием в восприятии.     2. Управление конфликтом является одной из важнейших функций любого руководителя.     3. Конфликт целей связан с расхождением во взглядах, идеях, мыслях и видении желаемого состояния объекта управления.     4. Обычно конфликт познания разрешается быстрее, чем конфликт целей.     5. При чувственном конфликте люди взаимодействуют на уровне раздражения.     6. Разрушительные последствия наступают, когда конфликт находится на очень низком уровне.     7. Конструктивным конфликт становится, когда его мотивационная сила максимальна.     8. При разрешении конфликта путем вхождения в положение другой стороны одна из сторон ничего не выигрывает.     9. Внутриорганизационный конфликт не носит ролевого характера.     10. Линейно-функциональный конфликт чаще носит познавательный или чувственный характер.     11. Институт заместителей относится к структурному методу управления конфликтами.     12. При компромиссном разрешении конфликта одна из сторон является победителем.     13. Внутриличностный конфликт чаще бывает конфликтом чувственным.     14. Межличностный конфликт — это, в основном, конфликт целей.     15. Уход от конфликта ведет к проигрышу каждой из сторон.     16. Разрешение конфликта силой помогает достижению индивидуальных целей.     17. Сотрудничество как стиль разрешения конфликта требует большой вовлеченности участников.     18. Внутригрупповой конфликт — это сумма межличностных конфликтов.     19. Межгрупповой конфликт легко отличить от внутриорганизационного конфликта.     20. Привлечение третьей силы является одним из способов разрешения конфликта в организации.      9.4. ТЕСТ «КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»  [42, С. 248]     Тест позволяет оценить степень вашей конфликтности или тактичности. Выберите один из трех предложенных вариантов ответа: «а», «б» или «в».     1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете:     а) избегаете вмешиваться в ссору;     б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;     в) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения?     2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:     а) нет;     б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;     в) всегда критикуете за ошибки.     3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:     а) если другие вас поддержат, то — да;     б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;     в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных?     4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:     а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;     б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;     в) вы спорите со всеми и по любому поводу.     5. Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:     а) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;     б) возмущаетесь, но про себя;     в) открыто высказываете свое негодование.     6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:     а) выскажетесь и о положительных и об отрицательных сторонах этого проекта;     б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить возможность продолжить ее;     в) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки?     7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:     а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;     б) говорите, что эта вещь безвкусна;     в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого?     8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:     а) думаете:»Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных детей?»;     б) делаете им замечание;     в) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали?     9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:     а) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;     б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;     в) это будет поводом для скандала.     10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается, вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:     а) да, но если вы даже и выскажите ему какие-нибудь претензии, это вряд ли что-то изменит;     б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;     в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантах?     11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:  

Do NOT follow this link or you will be banned from the site! Пролистать наверх